ные формы мыслительной работы, становится признаком совершенствования регуляционной функции самосознания ребенка [5].
Период перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту - период интенсивного личностного развития ребенка, период появления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Именно эти особенности составляют норматив личностного развития ребенка.
Список литературы:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопр.психологии. - 1979. - № 2. - С. 47-56.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Венгер. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
4. Люблинская А.А. Система отношений - основа нравственной воспитанности личности // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 53-62.
5. Мухина В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. - М.: Ин-т практ. психологии, 1998. - 488 с.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед / К.Н. Поливанова. - М.: Изд.центр «Академия», 2000. - 184 с.
7. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под.ред. В.К. Котырло. - М.: Педагогика 1987. - 141 с.
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА «В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ В ДЕТСКОМ САДУ © Рубашкина Т.А.*
Детский сад № 24 «Светлячок» компенсирующего вида, г. Лесной
Изменения, происходящие в обществе, порождают новые требования к воспитанию и образованию детей. Педагоги больше внимания стали уделять именно развитию личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В статье обобщен опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников через организацию игр с песком. Представлена модель построения непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Худо-
* Воспитатель.
жественное творчество». Статья будет интересна не только воспитателям, но и учителям-логопедам, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам.
Лежал песок, скучал песок сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно одинок, и это было скверно. Не в радость были песни гроз не в радость - дождь из тучек. Скучал в жару, скучал в мороз - Весь мир песку был скучен... И так ещё сто тысяч лет хранил бы он унынье, но был доставлен к нам чуть свет, и не скучает, вовсе нет, в песочнице отныне.
М. Ершова
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто - ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит... Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое [2].
Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания [1].
Известны работы В.М. Бехтерева в этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы, развиваются творческие способности.
Реализуя данное направление, разработана модель (рис. 1) непосредственно образовательной деятельности, включающая в себя следующие модули:
"Волшебные" экраны закрепить умение
на каждого ребенка использовать технику
Теория и методика дошкольного образования
Для каждой возрастной группы обозначены цели и направления работы с воспитанниками, составлено тематическое планирование, подобраны материалы и оборудования. Все пособия подобраны с учетом гендерного признака, а так же с учетом санитарных требований к оборудованию для игр с песком.
Целью работы в младшей группе было установление эмоционального контакта с детьми. В песочных играх с миниатюрными фигурками проигрывали ситуации расставания с родителями, встречу с новыми детьми, осваивали позитивные способы поведения. Проведение данных игр позволили снизить сроки психофизической адаптации, установить положительное эмоциональное отношение к детскому саду.
В средней возрастной группе игры с песком составляли основу непосредственно образовательной деятельности (НОД) по психоэмоциональному развитию детей. В течение года дети, играя с песком, научились правильно обращаться с ним, выделять его свойства. Так же была освоена техника рисования цветным песком.
В старшей возрастной группе особое внимание уделялось обогащению предметно - развивающей среды: были изготовлены индивидуальные прозрачные «Волшебные экраны» с синим контуром, размером А4 и цветные подложки к ним. Детские рисунки - это прекрасный диагностический материал, по ним можно не только оценить художественные умения и навыки, но и эмоциональное состояние дошкольника. Так как песок однотонен, стало интересным добавить цвет в рисунки с песком, вначале как диагностический приём, а затем и для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Во время организации игр с песком дети учились работать в парах. Причем пары организовывались не по желанию детей, а в зависимости от изменения сказочного сюжета, что позволило нам обучить детей устанавливать контакт с каждым ребенком в группе, независимо от симпатий. Такие приемы важны для застенчивых детей и детям с проблемами в коммуникации.
В подготовительной группе упражнения с песком используются, не только для психоэмоционального развития дошкольников, но и для интеграции образовательных областей в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Педагогическая деятельность по данному направлению, показала положительные результаты по следующим критериям:
- общее развитие ребенка;
- сроки психофизической адаптации;
- личностная заинтересованность ребенка в происходящем, его самооценка;
- умение работать в парах, группах, подгруппах;
- эмоционально-чувственный опыт и воображение;
- эмоциональный контакт между взрослыми и детьми,
- развитие коммуникативных навыков.
Весь образовательный процесс обучения детей играм с песком построен на принципе интеграции образовательных областей, что соответствует современным требованиям построения образовательного процесса в ДОУ
Список литературы:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: ИСПиП, 1998.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.
4. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 1.
5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
ИГРА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА ДОШКОЛЬНИКА © Ткаченко В.В.*
Волгоградский государственный социально-педагогический университет,
г. Волгоград
В статье рассматриваются понятия «условие», «педагогические условия формирования образа мира», «игра», «образ мира». Особенностью статьи является то, что автор рассматривает феномен «образа мира» применительно к дошкольному возрасту. Автор рассматривает игру как эффективное условие формирования образа мира дошкольника.
В современных условиях развития вариативного дошкольного и начального образования в России созданы благоприятные условия для разработки новых систем знаний для детей 5-7 лет. Все они отражают изменившиеся условия действительности и в разной степени востребованы педагогической практикой.
Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
Главная стратегическая линия развития вариативного образования определяется как переход от отдельных альтернативных педагогических школ -
* Доцент кафедры Педагогики дошкольного образования, кандидат педагогических наук.