Научная статья на тему 'Методы деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Песочная терапия'

Методы деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Песочная терапия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ОВЗ / ИГРА / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилева Е.В.

По закону РФ об образовании дети с ОВЗ могут посещать общеобразовательный детский сад воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы (комбинированной направленности), все дети имеют равные права на получение образования. Для детей с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка. В статье речь идет о песочной терапии, этот природный неорганический материал, несет в себе очень большой терапевтический эффект. Как с помощью песка можно корректировать психическое состояние ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в ДОУ. Песочная терапия»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

Разумная соразмерность чувств в отношении ребёнка присутствует в тех семьях, где родители постоянно продвигаются к достижению родительской культуры. Если в семье нет должной гармонии чувств, обусловленной позитивным родительским отношением, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в его адрес, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Таким образом, родительская культура предполагает, прежде всего, определенный уровень родительской зрелости. Осознанная мысль стать родителем предполагает отношения в семье основанные на чувстве любви; общение, определяющее нравственную атмосферу, стиль и тон взаимоотношений ее членов; проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Всё это благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка, дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от любых неприятностей, духовно-нравственную опору, а в лице родителей - авторитетных помощников, защитников и друзей. Список использованной литературы:

1. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов н/Д., 1998.

2. Спиваковская А. С. Как быть родителем / А. С. Спиваковская. - М., 1986.

© Байдикова О.В., Милешина И.И., Гончарук Л.Л., 2019

УДК 376.112.4

Гилева Е.В

Воспитатель МБДОУ №20. г. Томск Магистрант 2 курса ТГПУ evagileva79@mail.ru

МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ДОУ.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация

По закону РФ об образовании дети с ОВЗ могут посещать общеобразовательный детский сад воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы (комбинированной направленности), все дети имеют равные права на получение образования. Для детей с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В статье речь идет о песочной терапии, этот природный неорганический материал, несет в себе очень большой терапевтический эффект. Как с помощью песка можно корректировать психическое состояние ребенка.

Ключевые слова:

Дети ОВЗ, игра, песочная терапия, инклюзия, ФГОС

Главной особенностью работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей специалистами, которые взаимодействуют между собой. Работа заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и социализация в обществе.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

образовательными условиями. Под специальными условиями понимаются (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»):

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ должна быть, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Специалисты и педагоги детского сада основывают работу с детьми с ОВЗ на ведущем виде деятельности дошкольника - игре. Различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевая игра, дидактическая, настольная. Основные методы, коррекционного воздействия, применяемого в работе педагога. Игротерапия, арттерапия, музыкотерапия , танцевальная, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия.

В своей работе с детьми ОВЗ использую разные методы работы, песочную терапию считаю одним из действенных методов.

«Самая лучшая игрушка

для детей - кучка песка»

К. Д. Ушинский

Игры с песком или песочная терапия широко используются в педагогической практике. Песок создает акцент на тактильную чувствительность, ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Повышается интерес у ребенка к занятиям, более гармонично происходит развитие познавательных процессов. У песка есть уникальное свойство «заземление» негативной психической энергии, в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. [1, с 3.].

Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, с 3-х лет. И решать ряд проблем, у детей с ОВЗ. [ 3, с 1.].

Песочная терапия включает упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе игры ребёнок выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождение от страхов, и переживаний.

В системе эти упражнения имеют большое значение для развития психики ребенка. Стабилизируют эмоциональное состояние детей. Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. [1, с 2.].

Одной из причин почему песочная терапия взята для работы с детьми ОВЗ это снятие двигательных стереотипий и судорожных движений у детей (т.к у двух воспитанников наблюдается данное поведение). Важно учитывать возможности каждого ребенка, у детей быстро ОВЗ быстро наступает утомляемость, им необходимо включать разные упражнения, направленные на снятие усталости, они легковозбудимые, иногда агрессивны, у большинства детей нарушены коммуникативные навыки, нарушена координация.

Песок - это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. [ 2, 25.].

Игры с песком направлены на регуляцию мышечного напряжения, снижение психофизического напряжения, развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук, для развития его познавательных способностей и коммуникативных навыков.

Песочные игры использую как снятие эмоционального напряжения, когда ребенка нужно отвлечь, переключить внимание, с того, что его раздражает в данный момент.

Играть можно в песочнице на участке и в группе за столом в специально оборудованной коробке с песком, практика показала, что за столом в группе лучше. Подбираются задания соответствующие

-( «О )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

возможностям ребенка, дается инструкция. Для игр необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек. Природные материалы (камни, ракушки, кусочки дерева, скорлупа грецкого ореха металл, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.) Материалы находятся в пластиковых прозрачных контейнерах.

Для того чтобы приступить к занятию с песком необходимо согласие ребенка, на руках не должно быть порезов, кожных заболеваний.

Все задания должны быть сформулированы и даны так, чтобы ребенок понимал, что от него хотят. Обыгрывая разные ситуации с помощью предметов и фигурок, ребенок освобождается от напряжения. И в этом ему помогают различные упражнения.

«Следы», любой предмет, рука, камень, веревка, все может оставлять след на песке, можно кончиками пальцев изобразить как ползет червяк, прыгает заяц и.т.д.

«Мир природы», пальцами, рисуем траву, деревья, солнце, облака, и.т.д..

«Море» расслабленной кистью рисуем водоросли, рыб, птиц, корабли и лодки. После таких упражнений ребенок расслабляется, становится более спокойным. Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры.

Эти игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Развитие речи, внимания и памяти, фонематического слуха.. Познавательные игры. Игры на знакомство с окружающим миром Проективные игры.

Направлены, на коррекцию и развитие ребенка. Список использованной литературы:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

2. Зеленцова-Пешкова Н. В. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г с.25

3. Мартынова Анна Михайловна https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/02/25/primenenie-pesochnoy-terapii-v-rabote-s-detmi-s

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

© Гилева Е.В., 2019

УДК 373.2

К.А. Гришина

Воспитатель, МБДОУ №82 «Чиполлино»

г. Калуги kraska28@mail. т

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье раскрыто определение такого понятия, как «монологическая речь» и её отличительные признаки. Также в статье описаны особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста и роль взрослого в формировании монологической детской речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.