Научная статья на тему 'Организация обучения песочному рисованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Организация обучения песочному рисованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рисование песком / дети дошкольного возраста / ограниченные возможности здоровья / sand painting / preschool children / limited health opportunities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна, Симонова Елизавета Андреевна

В статье представлены методы и приемы обучения рисованию песком детей дошкольного возраста, имеющих ограничения здоровья – одному из современных направлений изобразительной деятельности, способствующие развитию творческих способностей, раскрытию личностного потенциала. Уделено внимание описанию оборудования, техники работы с материалом, использованию музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SAND DRAWING TRAINING FOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

The article presents the methods and techniques of teaching sand painting to preschool children with disabilities – one of the modern directions of visual activity, contributing to the development of creative abilities, disclosure of personal potential. Attention is paid to the description of the equipment, the technique of working with the material, the use of music.

Текст научной работы на тему «Организация обучения песочному рисованию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕСОЧНОМУ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Одинокова Наталья Александровна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университета, Институт детства, доцент, [email protected].

Симонова Елизавета Андреевна.

г. Новосибирск, АНО школы «Творчество», исполнительный директор, преподаватель живописи, mailto:[email protected].

Аннотация. В статье представлены методы и приемы обучения рисованию песком детей дошкольного возраста, имеющих ограничения здоровья - одному из современных направлений изобразительной деятельности, способствующие развитию творческих способностей, раскрытию личностного потенциала. Уделено внимание описанию оборудования, техники работы с материалом, использованию музыки.

Ключевые слова: рисование песком, дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья.

ORGANIZATION OF SAND DRAWING TRAINING FOR PRESCHOOL

CHILDREN WITH DISABILITIES

Odinokova Natalia Aleksandrovna.

Novosibirsk, NOVOSIBIRSK state pedagogical University, Institute of childhood, associate professor, [email protected].

Simonova Elizaveta Andreevna.

Novosibirsk, ANO school «Creativity», Executive Director, teacher of painting, mailto: betsy@unicoders. ru.

Abstract. The article presents the methods and techniques of teaching sand painting to preschool children with disabilities - one of the modern directions of visual activity, contributing to the development of creative abilities, disclosure of personal potential. Attention is paid to the description of the equipment, the technique of working with the material, the use of music.

Key words: sand painting, preschool children, limited health opportunities.

Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребенок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком.

В конце 1920-х годов благодаря британскому педиатру Маргарет Ловенфельд получила развитие Техника Мира - предшественник юнгианской песочной терапии. Изначально использовавшаяся прежде всего как игровая среда для детей, песочная терапия быстро становится методом, который можно применять как в работе с детьми, так и со взрослыми.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии.

Сначала в песочной терапии использовался деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно были выкрашены в голубой цвет, что позволяло моделировать воду и небо.

Как вид искусства, песочное рисование появилось в 70-е годы XX века. Автор первого песочного мультфильма «Песок, или Петя и серый волк» американка Кэролайн Лиф. Техника оказалась настолько эффектной, что ее стали широко использовать уже не только психологи, но и художники [1].

На сегодняшний день существует множество разнообразных студий, имеющих в своем перечне занятий - «песочное рисование». Но, в большинстве случаев, за этим названием лишь очередное развлечение - интересное времяпровождение для ребенка. Работа с песком, как метод психологической разгрузки уходит на второй план, т. к. в этом направлении должны работать специалисты с соответствующим образованием, что на сегодняшний день -редкость.

В то же время, песочное рисование можно рассматривать как одно из современных направлений изобразительной деятельности. Для этого необходимы систематические занятия с постепенным нарастанием уровня сложности. Желательно рассматривать песочное рисование не как самостоятельный предмет, а в комплексе с другими изобразительными предметами - рисунком и живописью. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный (с художественной точки зрения) эффект обучения. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует более быстрому формированию у детей навыков композиции, навыков передачи пропорций изображений и владение оттенками света и тени. В то же время, дети, имеющие первоначальные художественные навыки, быстрее осваивают основы создания песочных изображений.

Для таких занятий необходимо специальное оборудование и материалы -это, в первую очередь, световые столы с высокими бортами и «карманом» для песка и кварцевый песок. Необходимо подобрать удобную для работы фракцию и цвет песка - слишком крупный песок не дает возможности создания сложных изображений. Слишком мелкий - образует пыль, что, в свою очередь тоже препятствует качественной работе. Кроме того, необходимо иметь антистатик, который поможет избавиться от статического электричества и облегчит работу.

Урок с детьми дошкольного возраста должен проходить в форме сказки, представляющей собой вымышленную историю о необыкновенных событиях или приключениях, причем которую дети могут сочинить сами.

По ходу сказки меняются (путем превращения) изображения небольшой сложности (2-3 изображения за урок) т. к. ребенку дошкольного возраста сложно

сосредоточить свое внимание на длительной работе. На групповых занятиях мы начинаем работу с постановки задачи и, при необходимости, демонстрации текущей работы.

Очень хорошо песочное рисование сочетается с музыкой (как еще одним видом Лг1-терапии), что дополнительно помогает снять напряжение и проникнуться сказочной атмосферой занятия [3; 4].

Кроме того, эффективно работает иллюстрирование терапевтических сказок. Можно создавать коллективные работы, что позволяет учиться контактировать с другими детьми.

Дети, в ходе занятий, осваивают разные техники работы с материалом.

Возможно рисование «на песке» - когда стол сначала тонируется тонким слоем материала. Так же, можно «рисовать песком» - темные линии на светлом фоне стола.

Осваивается работа только руками или с применением вспомогательных инструментов. Инструменты для работы с песком могут быть самые разные -кисти разной жесткости и толщины, шпажки и зубочистки (для уточнения мелких деталей). Иногда, для получения необычных изображений, можно использовать самые неожиданные предметы - массажеры, вилки, детские грабельки и ситечки или любые предметы дающие фактурное изображение.

Можно периодически менять фракцию и цвет песка (в зависимости от стоящей задачи), чтобы ребенок получал новые ощущения. Вместо песка иногда имеет смысл предлагать другой сыпучий материал (манную крупу, соль, муку и т. д.). Можно в рисунках дополнительно использовать что-то более крупное (например, фасоль, горох, камушки и пр.).

Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.

На занятиях дети узнают, как появился песок, какой его возраст, как образуется песок, какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению. Ребята с нарушением зрения рассматривают песчинки под микроскопом, с использованием лупы, исследуют его строение, узнают об удивительных свойствах песка и использование его человеком [3].

Дети учатся работать по воображению, а так же копировать (используются заранее заготовленные картинки, доступные для изображения детьми песком) [5]. Этот вид творчества имеет как развивающие, так и терапевтические достоинства:

- Развивает мелкую моторику пальцев рук (мельчайшие частички песка активизируют чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях).

- Развивает координацию движений рук и глаз (зрительно-моторная координация).

- Развивает межполушарные связи (в работе задействованы обе руки).

- Формирует плавность и точность движений рук (идет развитие головного мозга через движение).

- Препятствует боязни «белого листа» (главенство процесса, а не результата и легкость исправления ошибок).

- Снимает непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы (расширяется поле зрения, улучшается восприятие).

- Учит терпению и усидчивости, помогает концентрировать внимание.

- Снижает импульсивность, тревожность и агрессивность.

- Уменьшает эмоциональное и мышечное напряжение.

- Формирует творческое мышление.

- Дает возможность выразить свои чувства.

- Развивает художественный вкус.

Эта техника завораживает и взрослых и детей своей необычностью. Обучая дошкольников песочному рисованию, как разделу изобразительной деятельности, необходимо найти «золотую середину» - с одной стороны - не давая уйти исключительно в игровую деятельность и сохраняя обучающие моменты, с другой стороны - поддерживая интерес к систематическим занятиям.

Как правило, детям очень жаль расставаться со своей картиной, сохранить которую не представляется возможным. Поэтому необходимо иметь возможность сфотографировать получившееся изображение а, может быть, и распечатать его. В этом случае ребенок гораздо легче соглашается убрать изображение и завершить занятие. Иногда даже торопится это сделать - чтобы поскорей показать родителям свои достижения.

Таким образом, рисование песком - это игра, но игра, которая помогает ребёнку с ОВЗ научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи, учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Библиографический список:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.

2. Никитина О.Н., Соснина М.В. Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. - СПб.: Институт Практической Психологии «Иматон», 2012. - 48 с.

3. Одинокова Н.А., Симонова Е.А. Уроки творчества в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - С. 62-68.

4. Одинокова Н.А. Использование музыки в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 июня 2016г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - С. 113-120.

5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

6. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. - Минск: Попурри, 2015. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.