ПЕСОЧНОЕ РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Иванова Н.В. ©
Иванова Надежда Вячеславовна — воспитатель 1 категории, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 «Вишенка», г. Прокопьевск
Аннотация: в статье рассматривается роль песочного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей.
Ключевые слова: нетрадиционная техника рисования, песок, художественное творчество.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких, творчески активных людей, и должны воспитывать современные педагоги.
Работа с песком - самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. В процессе организованной деятельности с песком у детей развиваются психические процессы: внимание, воображение, мышление, память, речь, что обосновал в своих работах В.А. Сухомлинский.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить - это замечательный сенсорный материал, предметно-игровая среда, и великолепный материал для рисования, экспериментирования, конструирования [1]. Играя с песком с раннего возраста, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Работая с песком ребенок воспроизводит увиденное, становится волшебником, вдохнувшим жизнь в нарисованные образы: Почки на ветке превращаются в листья; на снегу появляются следы зайца; на воде от ветра появляются волны и т.п.
Песочное рисование - это, прежде всего, самодостаточный и очень эффектный вид искусства появившийся в 70-х годах ХХ века. Прародителем, которого, считается американский аниматор Керолайн Лиф. Создавшая свой первый песочный анимационный фильм: «Филин, который хотел жениться», где под камерой маслом по стеклу происходило создания фильма. Как бы сейчас сказали в режиме «онлайн».
Цель работы с песком - разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, стимулирование самостоятельности, творческой деятельности дошкольников, возможность самовыражения.
Практические рекомендации при рисовании песком, его особенности и значение:
• Образовательная деятельность строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
• Создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли, не боясь критики.
• Рисование песком способствует развитию сенсорных ощущений, мелкой моторики, раскрепощает и гармонирует, способствует развитию обоих полушарий (при рисовании и провой, и левой рукой).
• Пластичность материала - на одной и той же поверхности можно создавать рисунки бесконечное количество раз.
• Рисование на песке отличается от традиционного не только материалом, но и психологической спецификой: возможность превращать предметы из одного в другой, рисовать обеими руками, исправить рисунок и т.д.
• Рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координаций движений.
Взаимодействуя с песком, предложите детям следующие техники работы:
• засыпать поверхность для рисования. Это можно выполнить двумя способами: рассеивать песок из кулачка, распределяя его равномерно по всей поверхности или насыпать горсть песка, разравнять его тонким равномерным слоем по поверхности. Эти способы подготовки поверхности подходят для прорисовывания по насыпанному песку;
• насыпание форм, линий и контуров. Ребенок сыплет песок равномерной струйкой из кулачка (или из двух сразу) на гладкую поверхность, создавая рисунок;
• сдвигание песка разными частями ладони, пальцев (изображение лепестков цветов);
• создавать следы отпечатками ладоней, кулачков, подушечек пальцев;
• прорисовать всевозможные узоры и формы пальцами, ребрами ладоней, кулачком (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки);
• использовать нетрадиционный материал для изображения предметов и явлений (звездопад - резиновый колючий мяч, трасса, автобус, дом и т.д. - кирпичики, тонкие детали -кистью и т.д.);
• насыпание из щепотки, перетирание песка, «солить», сыпать струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т.д.;
• рисовать обеими руками сразу.
Опыт работы с детьми показал, что использование песка в процессе познавательной деятельности дает положительные результаты: дети чувствуют себя более успешными; на занятиях весело, нет скуки и монотонности; благоприятное влияние на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрытие творческих способностей, создание ситуации успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки!
Песок простейший и вместе с тем очень действенный материал для того чтобы понять свои эмоции, раскрыть новые чувства, проявить себя творчески и найти для себя максимально гармоничное внутреннее состояние в нашем непростом мире!
Список литературы
1. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зейц. М.: ИНТ, 2010.
94 с.
2. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей [Текст]:
метод. пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеев, Е.С. Медкова и др.; под ред.
Е.П. Кабковой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 173 с.
3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. М.:
Сфера, 2006. 114 с.