7. Токтогул Сатылганов. https://www.skachatreferat.ru/referaty
8. Топурагу алтын Токтогул. https://toktogul.wordpress.com/2013/10/
Педагогика
УДК 372.21
ассистент Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста. Авторы отмечают положительную роль коррекционно-развивающих занятий в реализации данной терапии. Анализируются занятия с использованием арт-терапии в детских дошкольных образовательных учреждениях г. Елабуги. Игровые занятия помогают формированию у ребенка направленности к остальным детям, сверстникам и интереса к нему. Авторы рекомендуют проведение таких занятий для всех категорий детей: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, так и детям, не имеющим проблем со здоровьем.
Ключевые слова: Арт-терапия, чувство, самопознание, саморегуляция, самооценка, творчество, деятельность, дошкольный возраст, эмоционально-волевая сфера, интеллект, личность, развитие, воспитание, индивидуальность, личностно-ориентированный.
Annotation. The article deals with the problem of the influence of art therapy on the development of preschool children. The authors note the positive role of correctional and developmental activities in the implementation of this therapy. The classes with the use of art therapy in preschool educational institutions of Elabuga are analyzed. Game classes help to form the child's orientation to other children, peers and interest in him. The authors recommend conducting such classes for all categories of children: gifted, with disabilities, and children who do not have health problems.
Keywords: Art therapy, feeling, self-knowledge, self-regulation, self-esteem, creativity, activity, preschool age, emotional and volitional sphere, intelligence, personality, development, education, individuality, personality-oriented.
Введение. Термин «арт-терапия» - молодой термин в нашей системе образования. С английского языка это понятие означает «лечение, основанное на упражнениях художественным творчеством».
На современном этапе запросы, потребности в области образования иные. Сегодня потребности общества построены не на формирование ЗУН, а на развитие ребенка. Исходя из этого, арт-терапевтические занятия особо актуальны.
Сущность таких занятий заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные психологом материалы, получают возможность самопознания, самооценки, самовыражения.
Арт-терапия повышает процесс коммуникации для стеснительных, закрытых, не умеющих общаться со сверстниками детей, для ребенка создаются положительные условия для успешной саморегуляции, влияет на осознание детьми своих переживаний, чувств.
Изложение основного материала статьи. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста значимая и основополагающая для всего последующего онтогенеза проблема. Практика показывает, что использование арт-терапии в различных её формах для детей дошкольного возраста способствует плодотворному решению данной проблемы. Арт-терапия оказывает позитивное влияние на разностороннее развитие дошкольника: на их интеллектуальную и на эмоционально-волевую сферы [9, с. 271.
Коррекционно-развивающие занятия арт-терапией развивают способность самовыражения и самопознания ребёнка. Этим гармонизируют его личность в целом.
В методических рекомендациях по использованию арт-терапии, особо подчеркивается гармонизация и развития личности детей дошкольного возраста через развитие способности самовыражения и самопознания Это возможно, если на занятиях организовано создание эстетических продуктов, в которых выражены чувства, переживания и способности детей [14, с. 381.
На занятиях с использованием арт-терапии решаются задачи гармонизации личности через эмоциональное отреагирование, которое в свою очередь повышает процесс коммуникации для стеснительных, закрытых, не умеющих общаться со сверстниками детей; для ребенка создаются положительные условия для успешной саморегуляции, также арт-терапия влияет на осознание детьми своих переживаний, чувств; для регуляции переживаний и эмоциональных состояний создаются предпосылки; повышает личностную ценность; ребенок получает возможность путем сравнения самим собой отмечать свои успехи, личностный рост; учит негативных оценочных суждений, вопреки желанию ребенка не навязываются способы деятельности и поведения; принимать и похвалить все результаты творческой деятельности ребенка, не обращая внимания на содержание, формы и качества [13, с. 451.
Структура коррекционно-развивающих занятий арт-терапией и методика их проведения такова. Игровые занятия состоят из вводной, основной и заключительной частей. Во вводной части обязательным являются ритуал приветствия и проектирование упражнений, игр. Занятия начинаются с приветствия. Воспитатели и педагоги уверены, что приветствие выполняет особую функцию установления и подтверждения положительного контакта психолога и ребенка, что способствует формированию у ребенка направленности к остальным детям, сверстникам и интереса к нему. Во время приветствия ребенок чувствует свою значимость, потому что приветствие адресуется каждому участнику занятия. Конечно, на начальном этапе психолог сам
является инициатором приветствия. Он, приветствуя ребенка, обращается к нему по имени. Получается, что он коммуницирует ребенку радость и удовлетворение от встречи. Например, «Рада видеть тебя здесь», рукопожатие, ободряющая улыбка.
Как принято, в начале занятия дети встают в круг с психологом. Начинается приветствие индивидуальное, личностно-ориентированное. Когда психолог приветствует всю группу, происходит объединение детей в единое целое, у них формируется чувство принадлежности к данному коллективу, группе. Если ритуал приветствия включает в себя и групповое пение детей, то создается приподнятое радостное настроение и позитивная ориентация на занятие. Для этого выбирается детям известная, веселая, простая для исполнения песня.
При хоровом пении обеспечивается эмоциональное отреагирование, создается установка на коллективную деятельность. Ребенок в этой деятельности начинает ориентироваться на своего сверстника и учитывать его действия, что помогает формированию сплоченности коллектива.
Такие изменения часто появляются на занятиях, и психолог профессионально должен реагировать на трудные моменты в развитии отношений между детьми или неожиданное изменение эмоционального состояния и чувства участников группы.
Большую часть времени занимает основная часть занятия. В этой части осуществляется соответствующий этап коррекционно-развивающей программы.
Подводятся итоги в заключительной части. Обобщается то, что было на занятии. Во время игры дети были свободны, могли фантазировать, играть, а после занятий их ждут обязанности, т.е. реальный мир. Для чего нужна рефлексия? Важно, чтобы во время подведения итогов, дети обменивались впечатлениями, мнениями. Дети рассаживаются в круг отвечают на вопросы: «Что вы сегодня рисовали, создали?», «»В какую игру играли?», «Все ли понравилось или не понравилось, почему?». Психолог, учитывая характер взаимоотношений в коллективе, может задавать такие вопросы: « С кем тебе было хорошо играть?», «Благодаря кому ты создал это?», «Какое хорошее слово можно сказать за поддержку, и кому?».
Итогом занятия выступает ритуал прощания. Для этого можно спеть спокойную, тихую песню. Ребята в круге, держась за руки поют. Эффективно получается прощание с психологом. Дети выходят из комнаты, проходя мимо психолога. Другого пути нет. Дети идут, а психолог сидит на стуле для того, чтобы ребенок прощаясь видел глаза взрослого. Здесь организован хороший визуальный перцептивый контакт «глаза в глаза».
Следовательно, в зависимости от этапа коррекционно-развивающего воздействия можно использовать вышеизложенные приёмы, для того, чтобы максимально эффективно осуществить контакт с детьми.
Аспекты экспериментального исследования влияния арт-терапии на самооценку ребёнка дошкольного возраста следующие. Нам показалось интересным, выявить, каким образом влияют данные арт-терапевтические занятия на развитие самооценки детей дошкольного возраста.
Вначале мы приводим данные сформированности самооценки у детей дошкольного возраста до проведения занятий арт-терапией. На данном рисунке мы видим, что у детей выявлены все виды сформированности самооценки, но у большинства детей все же преобладает завышенный и неадекватно завышенный вид.
На рисунке № 1 мы так же видим, что детям присуще разные виды сформированности самооценки, но преобладает в данной группе завышенная 30% и неадекватно завышенная самооценка 35%.
В данной группе выявлены все виды сформированности самооценки у детей, но преобладает неадекватно завышенный вид, чуть меньше детей мы видим с завышенным видом и лишь у небольшой части детей выявлена адекватная и заниженная.
Далее мы приводим результаты исследования самооценки в группе №2, в последующем она выступит как контрольная группа. Мы видим, детям присуще разные виды сформированности самооценки, но преобладает в данной группе завышенная 30% и неадекватно завышенная самооценка 35%.
Можно констатировать следующую тенденцию, неадекватно завышенная самооценка в группе № 1 (40% - 8 детей) и в группе№2 (40% - 8 детей) преобладает. Дети с таким уровнем без всяких сомнений, быстро, ставят себя на самую высшую ступень лесенки. При пояснении своего выбора аргументируют свой выбор, ссылаясь на мнение взрослых «Я хороший и больше никакой, мама так сказала». Завышенный вид тоже выявлен у многих детей в обеих группах, в группе № 1 (25% - 5 детей), в группе № 2 (30% - 6 детей).
При таком виде сформированности самооценки дети ставят себя также на высокие ступени лесенки, но при этом испытывают сомнения и колеблются в выборе. Могут объяснить свой выбор, даже указав на свои недостатки, но при этом объясняют их независящими от них причинами.
У части детей нами была выявлена и заниженная самооценка, что очень редко присуще детям данного возраста, в группе № 1 (20% - 4 ребенка) и в группе № 2 (20% - 4 ребенка).
Как правило, дети ставят себя на первые ступени лесенки, при этом не поясняют свой выбор, либо ссылаясь на мнение взрослого «Мама так сказала», очень часто на все последующие вопросы отвечает одно словно «Не знаю», по наблюдению, отличаются неуверенностью и тревожностью. Адекватный вид сформированности самооценки выявлен лишь у малой части детей, как в группе № 1 (15% - 3 ребенка), так и в группе № 2 (10% - 2 ребенка).
Дети с данным видом самооценки ставят себя на середину лесенки, во время выбора обдумывают свое решение, а так же параллельно могут объяснять свой выбор, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Общий результат выявленных видов сформированности самооценки у детей можно посмотреть в приложении 3 и 4.
Таким образом, мы видим, что в обеих группах преобладают неадекватно завышенный и завышенный вид сформированности самооценки. У меньшей части детей заниженная самооценка, а вот адекватная выявлена лишь у меньшинства, а это значит, что самооценку детей нужно корректировать, так как детям сложно оценивать в реальности свои возможности, достижения и свое поведение, а сейчас оно лишь носит оценочный характер взрослых и оценивание внешних своих признаков внешности и поведения.
Для проведения последующего, формирующего этапа нашего исследования, группа № 1 была определена, как экспериментальная группа, с которой мы проводили вышеописанные занятия арт-терапией.
Группа № 2 была определена нами, как контрольная группа, с которой данные занятия арт-терапией не проводились. На контрольном этапе нашего исследования нами была повторно проведена методика В.Г. Щур
«Лесенка» с экспериментальной и контрольной группами. Полученные результаты были обработаны и в экспериментальной группе выявлены заметные изменения в самооценки.
При выполнении методики, а именно выборе ступеньки на нарисованной лестнице, по нашим наблюдениям, дети свой выбор делали обдуманней, чем на констатирующем этапе, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Отличительной особенностью детей экспериментальной группой мы отметили то, что дети стали делать свой выбор при этом, поясняя его, хотя этого и не требовалось, т.е. выбор ступени они делали более осознанно, нежели дети контрольной группы, который менее комментировали свои действия и свой выбор, а быстротечно принимали решения.
Также мы были приятно удивлены, что в комментариях детей стало значительно меньше слов: «Мама сказала...», а стали уже появляться такие пояснения, как: «Я вчера помог другу собрать его лего, а он чуть его не потерял, вот я ему помог, я же хороший», таким образом, дети стали не только опираться на мнения и решения взрослых, а стали сами, адекватно, взвешивать свои поступки, оценивать свое поведение.
К сожалению, несмотря на то, что детям данного возраста все же присуща завышенная самооценка, как и большинству обследуемых детей, мы на контрольном этапе исследования столкнулись и с детьми с явной заниженной самооценкой, в отличие от констатирующего этапа их стало все же меньше.
Проанализировав полученные результаты обеих групп, нами был сделан анализ сформированности самооценки детей. У детей в группе все же разные виды сформированности самооценки, но преобладает адекватная самооценка, которая выявлена у большинства детей в группе 40%. Данная тенденция проявляется очень ярко.
Далее мы приводим результаты исследования самооценки в контрольной группе, в которой, как мы помним, занятия арт-терапией не проводились. Детям присуще разные виды сформированности самооценки, но преобладает в данной группе завышенная 30% и неадекватно завышенная самооценка 35%.
Следовательно, из представленных выше рисунков видно, что в экспериментальной группе значительно преобладает адекватный вид сформированности самооценки, 8 детей из общего количества детей в группе (40 %).
Также выявлена завышенная самооценка у 6 детей (30%), неадекватно завышенная у 5детей (25%), а так же 1 ребенок (5%) с заниженным видом самооценки. В контрольной группе, мы видим, что с незначительным отрывом преобладает, так же как и на констатирующем этапе, неадекватно завышенная самооценка у 7 детей (35%). Завышенная самооценка выявлена у 6 детей (30%), чуть меньше, 5 детей (25%) с адекватной самооценкой и заниженная самооценка была определена у 2 детей (10%).
Для выявления изменений вида сформированности самооценки на констатирующем и контрольном этапе мы сделали сравнительный анализ, как для экспериментальной, так и для контрольной группы. Сравнительные данные о виде сформированности самооценки в экспериментальной группе №1: 1) самооценка заниженная: констатирующий этап (количество детей) - 4(20%); контрольный этап (количество детей) - 1(5%); 2) адекватная самооценка: констатирующий этап (количество детей) - 3(15%); контрольный этап (количество детей) - 8(40%); 3) завышенная самооценка: констатирующий этап (количество детей) -5(25%); контрольный этап (количество детей) - 6 (30%); 4) неадекватно завышенная самооценка: констатирующий этап (количество детей) - 8(40%); контрольный этап (количество детей) -5(25%).
Итак, мы видим положительную динамику между констатирующим и контрольным этапом. Значительно снизилось число детей от 4 до 1, обладающих заниженным видом самооценки. Адекватная самооценка на контрольном этапе значительно преобладать с 3 детей, повысилось до 8. Завышенная самооценка осталась практически без изменений была у 5 детей, стала у 6 детей, что является нормой для детей данного возраста. А вот неадекватно завышенная самооценка хоть не на много, но все же снизилась, на 3 ребенка с данной самооценкой стало меньше.
Сравнительные данные о виде сформированности самооценки в контрольной группе №2:
1) самооценка заниженная: констатирующий этап (количество детей) - 4(20%); контрольный этап (количество детей) - 2(10%); 2) адекватная самооценка: констатирующий этап (количество детей) - 2(10%); контрольный этап (количество детей) - 5(25%); 3) завышенная самооценка: констатирующий этап (количество детей) - 6 (30%); контрольный этап (количество детей) - 6 (30%); 4) неадекватно завышенная самооценка: констатирующий этап (количество детей) - 8(40%); контрольный этап (количество детей) -7(35%).
Проанализировав данные, мы видим, что показатели вида сформированности самооценки детей, изменились. Отмечается падение заниженной самооценки у детей, из 4 детей, на контрольном этапе, выявлена заниженная лишь у 2 детей.
Показатель адекватной самооценки тоже положительно изменился, пусть не так значительно, но все же, данным видом облают уже 5 детей, это на 3 ребенка больше, чем на констатирующим этапе. Показатель завышенной самооценки осталась без изменений, а неадекватно завышенная самооценка снизилась на одного человека.
Выводы. Изучив полученные результаты, мы видим, что между констатирующим и контрольным этапом есть явные различия. Адекватный вид сформированности самооценки выявлен у большего количества детей, а также снижение числа детей с заниженной самооценкой, мы видим, как у экспериментальной, так и у контрольной группы, но существенные изменения мы видим в экспериментальной группе, с которой в течение года проводилась дополнительная работа по формированию самооценки через занятия творческой деятельностью.
К контрольному этапу 40% детей экспериментальной группы обладают адекватным видом сформированности самооценки, когда, на констатирующем этапе отмечалось лишь у 15%. У детей из контрольной группы, с которыми дополнительная работа не проводилась по формированию самооценки, улучшения есть, но не столько яркие. Адекватная самооценка на констатирующем этапе была у 10% от всех детей, а на контрольном выявлена у 25%.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря занятиям арт-терапией, у детей выявлены существенные изменения вида сформированности самооценки, что не можем сказать о контрольной группе, с которыми занятия арт-терапией не проводились.
Мы можем рекомендовать проведение таких занятий для всех категорий детей: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, так и детям, не имеющим проблем со здоровьем. Данные занятия благотворно влияют на личностную и интеллектуальную сферу различных детей.
Литература:
1. Абрамкина С.Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 276-280.
2. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 87-89.
3. Арт-терапия. Книга-раскраска. - М.: Стрекоза-Пресс, 2015. - 128 с.
4. Афанасьева Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - с. 65.
5. Бросова Т.В. Песочная терапия - один из методов Арт-терапии // Проблемы современной науки и образования. 2015. - №3(33). - С. 89-92.
6. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 700.
7. Васильева Н.В. Развивающее занятие с Арт-терапией «Пейзаж моего настроения» // В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 19-21
8. Гольева Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста // Концепт. - 2015. - № 02. - С. 13.
9. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 27.
10. Коненко Е. А., Михайлова Н. Н., Артемова С. И. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 547-549.
11. Карнюхина Е. И. Изотерапия в коррекционной работе с детьми // Воспитатель ДОУ. - 2014. -№ 2. - С. 45.
12. Ковалевская А.А. Практика психологической коррекции страхов младших школьников // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. - №1(33). - С. 185.
13. Колягина В. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Прометей, 2016 г. -164 с.
14. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 с.
15. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 с.
16. Корсакова Н. А. Музыкальная терапия в музыкальном благополучии дошкольника // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 29.
17. Кузнецова Е. Изодеятельность - это творчество // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 22.
18. Куташов В. А., Лаптева И. В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5-9 лет // Молодой ученый. - 2016. - № 1. - С. 653-655.
19. Платонова А.В. Арт-терапия в работе психолога // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2014. - №1. - С. 71-73.
20. Ткач Л. Интеграция смысловых аспектов сказки в содержании художественно-творческой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 48.
21. Федорова Е.В., Горохова Е.Н. Экспериментальное исследование, посвященное коррекции детских страхов методом сказкотерапии у детей-дошкольников (5 лет) // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. отв. ред. Л.А. Байкова, Н.А. Фомина, А.Н. Сухов; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. 2015. С. 409-412.
22. Фокина А. Н. Психолого-педагогическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 286-290. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95101.htm.
23. Штерц О. М., Корнева И. А. Исследование и коррекция детских страхов в дошкольном возрасте // Сборники конференций НИЦ социосфера. - 2014. - № 8. - С. 44- 45.
Педагогика
УДК: 378.172:796.082
кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный
медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск),
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
доцент кафедры физической культуры и валеологии,
кандидат педагогических наук Приходов Дмитрий Сергеевич
Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Сибирский государственный
университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);
старший преподаватель кафедры физической культуры Лукин Андрей Валентинович
Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
ТЕСТОВАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация. Специалисты указывают на необходимость модернизации системы физического воспитания студенческой молодежи путем внедрения технологий спортивной деятельности в процесс физического воспитания молодых людей. Многие эксперты рекомендуют активно использовать для повышения уровня физического развития студентов различные спортивные единоборства. Авторы оценивают степень эффективности использования различных видов единоборств: бокса, дзюдо, вольной борьбы в процессе повышения физических и функциональных кондиций студентов. Для оценки использовалась батарея функциональных тестов - Functional fitness assessment tests. Результаты тестов показывают, что уровень физической пригодности студентов-единоборцев достоверно (Р<0,01) превосходит уровень физической пригодности студентов, занимающихся на других спортивных специализациях. Однако было выявлено также значимое (Р<0,01) несоответствие тестовых результатов студентов-единоборцев эталонным тестовым показателям.
Ключевые слова: студенты; спортивные единоборства; спортивные специализации; физическая подготовленность; функциональные тесты.
Annоtation. Experts point to the need to modernize the system of physical education of students through the introduction of sports technologies in the process of physical education of youth. Many experts recommend to use actively for increase of level of physical development of students various sports combats. The authors assess the degree of effectiveness of the use of different types of martial arts: boxing, judo, freestyle wrestling in the process of improving the physical and functional conditions of students. The battery of functional tests - Functional fitness assessment tests-was used for evaluation. The test results show that the level of physical fitness of students- combat athletes significantly (P<0.01) exceeds the level of physical fitness of students engaged in other sports specializations. However, it was also revealed a significant (P<0.01) discrepancy between the test results of students-combat athletes benchmark test indicators.
Keywords: Students; combat sports; sports specialization; physical fitness; functional tests.
Введение. Специалисты отмечают высокий уровень популярности различных видов спортивных единоборств в современной молодежной среде, в том числе и у студентов различных вузов [1; 20]. По мнению О.В. Долганова, использование значительного опыта, накопленного в практике спортивной подготовки единоборцев, является довольно перспективным направлением модернизации существующей системы физического воспитания студенческой молодежи [6]. Использование элементов различных видов единоборств (как ударных видов: бокса, кикбоксинга, рукопашного боя, так и видов спортивной борьбы: дзюдо, самбо, вольной борьбы) для целенаправленного повышения уровня физической подготовленности студентов рекомендуется специалистами [5; 9; 10; 14; 18]. По данным ученых, регулярные занятия единоборствами, в частности видами спортивной борьбы, способны обеспечить равномерное развитие основных физических качеств и двигательных способностей молодых людей [7]. В настоящее время ученые разрабатывают комплексные технологии формирования и укрепления здоровья современных студентов средствами различных видов спортивных единоборств [12; 15; 20]. Успешная реализация данных технологий, по мнению ученых, будет возможна при использовании в образовательном процессе отечественной высшей школы спортивно-ориентированного физического воспитания обучающихся, представляющего собой организацию и проведение занятий по физической культуре со студентами на основе избранных самими молодыми людьми видов спорта [8; 17].
Однако многие специалисты подчеркивают, что эффективность процесса спортивно-ориентированного физического воспитания студентов, построенного на базе проведения занятий избранными видами спорта, существенно зависит от наличия целевого, содержательного, организационно-методического и научно-обоснованного программного обеспечения проводимых учебных занятий, учитывающего все особенности избранной студентами спортивной специализации [4; 13; 19]. Также успех занятий различными единоборствами в процессе физического воспитания студентов будет зависеть от наличия в вузах достаточной материально-технической базы учреждений, укомплектованного штата квалифицированных преподавателей-специалистов в различных видах спортивных единоборств, методически правильной организации академических занятий [2]. Специалисты выявили противоречие между уровнем физической готовности значительной части студентов, занимающихся различными единоборствами, в частности боксом, и требованиями преподавателей к уровню физической пригодности занимающихся к тренировочным воздействиям [13]. Обнаружен значимый недостаток методических и практических рекомендаций к проведению учебных занятий по различным видам единоборств у девушек-студенток [12]. Специалисты отмечают, что при овладении техническими элементами разных видов единоборств, в частности бокса, эффект обучения у юношей и девушек достаточно различается, несмотря на добросовестное выполнение ими всех учебных заданий. Причиной этому может быть разный уровень физической пригодности занимающихся [16], что в свою очередь требует поиска новых методик проведения занятий с различным контингентом