Научная статья на тему 'Проблема организации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования'

Проблема организации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / COMPREHENSIVE SUPPORT / УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONDITIONS FOR INCLUSIVE EDUCATION / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / SPEECH DISORDERS / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION PATTERNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Татьяна Васильевна, Моисеева Алёна Андреевна, Сошникова Ольга Васильевна

В статье обосновывается проблема организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, рассматриваются вопросы координации системы сопровождения в различных психолого-педагогических исследованиях, аргументируется необходимость создания модели комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Татьяна Васильевна, Моисеева Алёна Андреевна, Сошникова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF COMPLEX SUPPORT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH SPEECH DISORDERS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article substantiates the problem of organization of comprehensive support for children of preschool age with speech disorders in conditions of inclusive education, discusses the coordination of the support system in various psychological and pedagogical studies, and argues the need to create a model for the integrated support of children of senior preschool age with speech disorders in conditions of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Проблема организации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования»

12. Шерайзина Р.М. Готовность педагогов дошкольного образования к управлению детско-родительскими сообществами в условиях инклюзивной среды / Шерайзина Р.М., Донина И.А., Румянцева А.В., Зиновьева С.Д., Афонина В.В., Романова К.А. // Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы. Коллективная монография. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017.С. 43-51.

13. Шерайзина Р.М. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника/ Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 82-90.

14. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова Н.В. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 9-14.

15. Шерайзина Р.М. Готовность субъектов образовательного процесса к взаимодействию в условиях инклюзивной среды как социально-педагогическая проблема / Афонина В.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Румянцева А.В., Шерайзина Р.М. // Здоровьесберегающие технологии в системе непрерывного образования. Коллективная монография. - Ульяновск, 2016. С. 45-56.

16. Eurostat. Your key to European statistics [электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 20.12.2017).

Педагогика

УДК:376.37

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец);

аспирант Моисеева Алёна Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец);

магистрант Сошникова Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец)

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается проблема организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, рассматриваются вопросы координации системы сопровождения в различных психолого-педагогических исследованиях, аргументируется необходимость создания модели комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: комплексное сопровождение, условия инклюзивного образования, нарушения речи, модели взаимодействия.

Annotation. The article substantiates the problem of organization of comprehensive support for children of preschool age with speech disorders in conditions of inclusive education, discusses the coordination of the support system in various psychological and pedagogical studies, and argues the need to create a model for the integrated support of children of senior preschool age with speech disorders in conditions of inclusive education.

Keywords: comprehensive support, conditions for inclusive education, speech disorders, interaction patterns.

Введение. В настоящее время система специального образования не может охватить всех нуждающихся в психолого-педагогической и логопедической помощи дошкольников с речевой патологией. На современном этапе реформирования системы образования дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включаются в среду нормально развивающихся сверстников, независимо от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. Такая организация процесса обучения и воспитания получила название «инклюзивное образование». Наиболее часто и вынужденно инклюзированной является категория детей с речевым недоразвитием разной степени тяжести.

В связи с этим возникает необходимость изучения современных подходов к сопровождению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Актуальность выбранной проблемы исследования обусловлена наличием следующих противоречий:

- между необходимостью организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с речевыми нарушениями и отсутствием условий для их комплексного сопровождения в инклюзивном образовательном пространстве;

- между поставленной на государственном уровне задачей предоставления детям с ОВЗ образовательных услуг в полном объеме и отсутствием научно-обоснованной модели комплексного сопровождения детей с нарушениями речи в современных экономических условиях оптимизации кадрового состава дошкольной образовательной организации.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является выявление проблем и особенностей организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования.

Изложение основного материала статьи. Проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития человека в целом, рассмотрение её основных характеристик в настоящее время переосмысливается в научных исследованиях разных областей: педагогики, психологии, медицины, социальной педагогики (Т.Н. Волковская, О.В. Елецкая, Е.И. Казакова, О.С. Литовченко, Н.А. Лихошерстова, А .П. Овчарова, Л.П. Фальковская) [1], [4], [6], [11], [9].

Понятие сопровождения в различных исследованиях также трактуется по-разному: 1) как комплекс медицинских услуг, обеспечивающий создание благоприятных условий, направленных на улучшение и поддержание здоровья субъекта на протяжении всего процесса лечения (К.А. Сергеева) [10]; 2) как система

профессиональной деятельности социального педагога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуации; 3) как совокупность последовательных действий, позволяющих педагогу максимально эффективно реализовать обучение и воспитание ребенка (О.В. Елецкая) [4]; 4) как способ практического осуществления взаимодействия, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений (А.П. Овчарова) [9]; 5) как позиция психолога по отношению к субъектам взаимодействия; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом; 6) как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Л.П. Фальковская, Л.М. Шипицына) [11], [13].

Основными направлениями работы по комплексному сопровождению, по мнению Н.П. Декиной, М.В. Жигоревой, Л.Г. Косухиной, О.С. Литовченко, А.П. Овчаровой считаются профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей); экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций) [3], [5], [7], [8], [9].

В качестве субъектов процесса психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной практике выступают дети с особыми образовательными потребностями; нормально развивающиеся дети; педагогический коллектив и администрация; родители детей, включенных в единое образовательное пространство (С.Г. Щербак) [14].

Процесс комплексного сопровождения цикличен и предусматривает последовательное осуществление четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического.

Становление тех или иных моделей сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ продиктовано региональными, окружными условиями (запросами, ресурсами, традициями и т.д.). Разные цели, задачи и возможности дошкольных образовательных организаций требуют раскрытия вариантов организации службы комплексного сопровождения.

Система комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей (законных представителей), которое выступает основным компонентом образовательной среды. Основная цель такого взаимодействия - это повышение качества образования и создание благоприятных условий для коррекции физического, психического и социального здоровья детей, их полноценного развития.

В современных исследованиях выделяется пять основных моделей взаимодействия родителей, педагогов и специалистов (А.Н. Дахин) [2]. Две из них - при доминирующей позиции со стороны педагогов и специалистов, три - при доминировании родителей (схема 1).

Схема 1

Модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей

Первая модель - диада

Педагог и специалист

Вторая модель - диада

Педагог и специалист

- проявляют инициативу;

- стремятся подтянуть ребенка в той области развития,: он «отстает»;

- не ищут новые пути его развития.

-определяют условия коррекционно-педагогической работы; - частично привлекают родителей для коррекционного воздействия с целью изменения поивычной соелы оебенка.

Родители

Родители

V \

- условно привлекаются в коррекционно-педаготнческий процесс, чаше отстранены от него;

- занимают пассивную позицию;

- являются потребителями услуг педагогов и

V:

специалистов.

- соглашаются на проведение коррекщюнно-педагогическои работы при различной степени их участия;

- занимают пассивную позицию;

- осведомлены о ходе коррекции и о возможных результатах, но имеют собственный (обычно неадекватный) взгляд на дальнейшее развитие ребенка.

- характеризуются поверхностной компетентностью («спешащий, интеоесуюшийся на ходу»).

Модели при доминирующей позиции со стороны педагогов и

1 г

Модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей

Модели при доминирующей позиции со стороны родителей

Первая модель - триада

Родители

Вторая модель

Третья модель

Ребенок

не имеют системы действиях, характеризуются неустойчивостью мотивов;

не отрицают пользы собственного участия в коррекционно-педагошческом процессе, но не проявляют активности;

прибегают к услугам специалиста, но не совершенствуют собственную компетентность;

выступают в роли наблюдателей, которые

перенимают некоторые доступные приемы

коррекпионной работы и дублируют специалиста в домашних условиях.

процесс

контролируют коррекции;

принимают активное, фанатичное участае в организации работы специалистов разного профиля;

обладают достаточной педагогической компетентностью, но отказываются от активного участия в коррекционно-педагогаческой работе;

характеризуются потребительской ориентацией по отношению к специалисту и педагогу.

- является точи специалистов ой приложения усилий и родителей

1 Г ' г * : \

Ч Команда педагогов, специалистов и близкого окружения ребенка ч ^--,

Родители и близкое окружение ребенка:

приближаются к

профессионалам;

проявляют высокую

познавательную активность и педагогическую компетентность.

занимают активную позицию во взаимодействии со

специалистами и считаются членами команды.

Все пять моделей коррекционно-педагогического взаимодействия существуют на равных правах в системе помощи детям с ОВЗ. В последние годы отмечается рост партнерства педагогов, специалистов и родителей.

С целью изучения особенностей организации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования было проведено экспериментальное исследование, которое проводилось на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Солнышко» и Детского центра «Особый ребенок» г. Вологда Вологодской области. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ФН и ФФНр), из них 10 детей посещают МБДОУ «Детский сад № 19 «Солнышко» и 10 детей посещают Детский центр «Особый ребенок»; 14 педагогов и специалистов, 40 родителей.

Экспериментальное исследование включает в себя 2 направления: 1 - изучение деятельности педагогов, специалистов и родителей по организации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи; 2 - логопедическое обследование детей.

На основе системного анализа существующих моделей комплексного сопровождения, представленных в теоретической главе, нами были выявлены основные структурные компоненты системы комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, подобраны диагностические методики и определена программа диагностики системы комплексного сопровождения, представленная в таблице 1.

Диагностическая программа исследования

Направления исследования Методики диагностики Цель

Изучение деятельности педагогов, специалистов и родителей по организации Наблюдение за деятельностью воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда. Беседа с воспитателем. Выявление особенностей организации комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями специалистами разного профиля.

комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Анкетирование воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда, родителей. Выявление понимания, отношения, оценки педагога, специалистов, родителей к организации инклюзивного образования в ДОО, к существующей в настоящее время модели комплексного сопровождения дошкольников с нарушениями речи в данном учебном учреждении, готовности к дальнейшей совместной коррекционной работе, поиску новых решений.

Изучение документации дошкольной образовательной организации. Сбор объективных данных, характеризующих реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Логопедическое обследование детей. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой [12] Выявление особенностей речевого развития дошкольников 6-7, сопоставление его с возрастными нормами, а также с уровнем психического развития, определение соотношения нарушения и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

Полученные результаты по методикам первого направления позволили выделить три группы педагогов и специалистов.

К первой группе (+) были отнесены педагоги и специалисты, которые показали высокий уровень методической подготовки. Занятие подготовлено и поведено качественно, с учетом индивидуального подхода к ребенку с нарушениями речи в условиях комплексного сопровождения. Педагоги этой группы организуют работу по профилактике речевых нарушений, успешно используют различные приемы интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс, активно участвуют в совместной деятельности специалистов организации, направленной на устранение речевых нарушений ребенка. Занимаются самообразованием, ведут просветительскую, разъяснительную работу.

Во вторую группу (+/-) вошли педагоги и специалисты, показавшие средний уровень методической подготовки. Индивидуальный подход к ребенку с нарушениями речи в условиях комплексного сопровождения не всегда осуществляется. Педагоги этой группы частично владеют приемами успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями, организацией профилактической работы. Не всегда принимают участие в совместной деятельности специалистов всех сфер, направленной на устранение речевых нарушений дошкольников. Педагоги этой группы занимаются самообразованием и ведут просветительскую работу периодически, бессистемно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третью группу (-) составили педагоги и специалисты, которые показали низкий уровень методической подготовки. Занятие не отвечает требованиям комплексного подхода. Педагоги этой группы не ориентируются в приемах успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями, организации профилактической работы. Не проявляют инициативы для участия в совместной деятельности специалистов всех сфер, направленной на устранение речевых нарушений дошкольников. Не занимаются самообразованием, не ведут просветительскую работу.

Распределение педагогов и специалистов по группам при оценке организации комплексного сопровождения представителями служб различной ведомственной принадлежности представлено в таблицах 2, 3.

Распределение педагогов и специалистов по группам при оценке организации комплексного сопровождения педагогами и специалистами в непосредственной образовательной деятельности

Группы педагогов и специалист ов Педагоги Специалисты

Уровень методическо й подготовки Оценка качества проведен ия занятий Создание условий для индивидуальног о развития детей в условиях комплексного сопровождения Уровень методическ ой подготовки Оценка качества проведен ия занятий Создание условий для индивидуальн ого развития детей в условиях комплексного сопровождени я

1 группа (+) 6(55%) 7(64%) 6 (55%) 2(67%) 2(67%) 2 (67%)

2 группа (+/-) 4(10%) 3(27%) 3 (27%) 1 (33%) 1(33%) 0

3 группа (-) 1(9%) 1(9%) 2 (18%) 0 0 1 (33)%

Таблица 3

Распределение педагогов по группам при оценке организации комплексного сопровождения педагогами в совместной деятельности педагогов с детьми

Группы педагогов Организация работы воспитателя в группе детей старшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Использование приемов для успешной интеграции детей с речевыми нарушениями в образовательны й процесс детского сада Участие в совместной деятельности специалистов дошкольного учреждения и родителей, направленной на устранение речевой патологии ребенка Самообразован ие Просветительск ая деятельность

1 группа (+) 4(36 %) 5 (45%) 5 (45%) 4(36%) 5(45%)

2 группа (+/) 3 (28%) 5 (45 %) 6 (55 %) 4(36%) 4(36%)

3 группа (-) 4 (36%) 1 (10%) 0 3(28%) 2(19%)

По результатам изучения готовности педагогов и специалистов общеобразовательных организаций к внедрению инклюзивного образования в процессе анкетирования можно сделать следующие выводы:

- идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она станет составной частью профессионального мышления педагога;

- требуются специальные усилия, чтобы изменить отношение к инклюзивному образованию как особой форме организации образовательного процесса;

- многие педагоги находятся на стадии явного или латентного сопротивления. Большая часть перешла к пассивному, и только незначительная часть к активному принятию инклюзии;

- педагоги и администрация образовательных организаций, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок и его семья.

Изучение отношения родителей к реализации инклюзивного образования по результатам анкетирования позволило выявить необходимость:

- определения категорий детей, которых целесообразно включать в образовательный процесс;

- формирования готовности населения к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышения компетентности педагогов в области коррекционной педагогики и специальной педагогики;

- разработка нормативно-правовой и методической базы инклюзивного образования;

- организация просветительской деятельности по повышению информационной осведомленности родителей воспитанников с целью формирования адекватного отношения к реализации инклюзивного образования;

- привлечение внимания общественности и представителей власти к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и успешного продвижения инклюзивного образования.

С целью выявления роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста было проведено анкетирование. Из полученных данных, следует сделать вывод о том, что родители, зная, о существовании речевых проблем у ребенка и желая ему помочь, не всегда знают и понимают, как это осуществить.

Для сбора объективных данных, характеризующих реально сложившуюся практику организации образовательного процесса в ДОО, была изучена документация (образовательные программы и планы, локальные акты по основным вопросам организации и осуществлении образовательной деятельности ДОО,

номенклатура дел). В документации МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Солнышко» частично отражен аспект инклюзивного образования (данные документы расположены на сайте организации, желающие могут с ним ознакомиться), но нет упоминания о комплексном сопровождении детей с нарушениями речи, не разработана и не функционирует модель сопровождения, не отражен индивидуальный подход, отсутсвуют в штатном расписании специалисты и педагоги, необходимые для полноценного функционирования модели комплексного сопровождения.

Для выявления особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, посещающих общеобразовательные группы, на втором направлении исследования была использована тестовая методика экспресс-диагностики устной речи старших дошкольников Т.А. Фотековой.

Результаты проведенного логопедического обследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по группам выполнения заданий четырех серий

Группы детей Количество детей

исследование сенсомоторного уровня речи исследования грамматического строя речи исследования словаря и навыков словообразования исследование связной речи

1 группа (от 0 баллов до 7,5 баллов) 0 0 0 2

2 группа (от 7,75 баллов до 15баллов) 0 9 10 2

3 группа (от 15,25 баллов до 22,5 баллов) 10 11 10 5

4 группа (22,75 баллов до 30 баллов) 10 0 0 11

Полученные данные речевого обследования по 4 сериям позволили распределить детей по уровням успешности, которые представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Распределение детей по уровням успешности выполнения заданий тестовой методики

экспресс-диагностики устной речи

Таким образом, обобщая результаты логопедического обследования, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием. Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Успешность выполнения речевых проб, соответствующая 2 уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Самый низкий первый уровень успешности выполнения заданий методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи.

Выводы. В ходе эмпирического исследования было выявлено отсутствие структурных компонентов комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи (в штатном расписании нет педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников); проблемы готовности педагогов, специалистов и родителей к организации системного и индивидуального сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования; проблемы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО.

Перспективой дальнейшего исследования станет организация комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования и создание

специальной модели, в которую входят следующие компоненты: принципы, условия, направления сопровождения; этапы логопедического обследования и коррекционно-логопедической работы, алгоритм и семейно-центрированная модель взаимодействия; виртуальный ресурсный центр.

Литература:

1. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования: монография. М.: НИИ школьных технологий 2009.

3. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. -2004. - №6.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: педагогическая помощь. - М., 2008.

6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. -С-Пб., 1995.

7. Косухина Л.Г. Индивидуально - образовательный маршрут: [электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru

8. Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога / О. С. Литовченко // Молодой ученый. 2014. №4. — С. 695-697.

9. Овчарова А. П. Этапы Психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/etapy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii

10. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010.

11. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании - Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с. 95-99.

12. Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Т.А. Фотекова, Л.И. Переслени // Дефектология. - 1993. - № 5.

13. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. -М.: ВЛАДОС, 2003.

14. Щербак С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзии / С.Г. Щербак. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016.

Педагогика

УДК 371.2

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент Искакова Жанат Тулешевна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

СКРИНИНГ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗКУЛЬТУРЫ МЕТОДОМ ДИСПЕРСИОННОГО КАРТИРОВАНИЯ ЭКГ

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки и контроля состояния сердечно-сосудистой системы у студентов спортивного вуза различных специализаций с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 63 юноши и 62 девушки, занимающимися различными видами спорта с аэробными, анаэробными и смешанными нагрузками. В результате обследования пограничная величина индекса состояния миокарда наблюдается у 61 - 66,7% юношей и у 58,3 -70,6 % девушек исследованных групп. У 15% юношей выявлены значительные отклонения от нормы. Требуется дальнейший контроль за динамикой состояния сердечно-сосудистой системы студентов.

Ключевые слова: дисперсионное картирование ЭКГ; функциональные показатели сердечной деятельности; спортсмены; студенты.

Annotation. The article deals with the problem of assessment and monitoring of cardiovascular system in students of sports higher education institutions of various specializations using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 63 males and 62 females, engaged in various kinds of sport with aerobic, anaerobic and mixed loads. As a result of the examination, the boundary value of the myocardial status index is observed from 61 to 66.7% in males and from 58.3 to 70.6% in females of the studied groups. 15% of males showed significant deviations from the norm. Further monitoring of the dynamics of the state of the cardiovascular system of students is required. Keywords: dispersion mapping of ECG; functional indicators of cardiac activity; athletes, students.

Введение. В последнее время все большее беспокойство у специалистов по спортивной медицине вызывает состояние сердечно-сосудистой системы у спортсменов, особенно юношеского возраста. Участившиеся случаи «внезапной смерти» спортсменов (ВСС) на соревнованиях и в процессе тренировки сигнализируют о наличии скрытых проблем в деятельности сердца, способных привести к летальному исходу.

Польский исследователь В. Halawa [8] на основании изучения случаев внезапной смерти спортсменов доказал, что ее риск у спортсменов в 5 - 10 раз выше, чем у людей, которые не занимаются спортом. Американские ученые выяснили, что 85% случаев ВСС среди спортсменов зависят от заболеваний сердца, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.