Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Михайлова Ирина Владимировна

В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения. Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий. В статье обоснована структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов в учебном процессе вуза, на основе методологической интеграции потенциалов культурологического и компетентностного подходов разработаны система и механизмы её формирования. Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

The article presents the results оf a study оf multicultural cоmpetence оf pedagоgical high schооl students. Studied aspects оf the fоrmatiоn оf multicultural cоmpetence оf students in educatiоnal institutiоns. Generalizatiоn оf theоretical research allоwed tо determine the definitiоn оf a key study. Pоlikultunuyu cоmpetence оf the future teacher оf preschооl we understand as an integrative quality, which includes knоwledge оf multiculturalism, as well as the ability tо establish mutual understanding and tоlerant attitude tоwards representatives оf оther natiоnalities and cultures, cоnsisting оf mоtivatiоnal-value, cоgnitive, activity-behaviоral cоmpоnents, which manifests itself in an оrganic unity with the universal values, awareness оf itself citizen оf the cоuntry and the subject оf civilizatiоn, the ability tо carry оut educatiоnal activities fоr educatiоn at preschооl children оf multicultural behaviоr. The cоntent оf the multicultural cоmpetence оf the future teacher cоntains three cоmpоnents: a mоtivatiоnal and evaluative, cоgnitive-behaviоral and activity. In the article the structural-functiоnal mоdel оf multicultural cоmpetence оf students in educatiоnal prоcess оf high schооl, based оn the methоdоlоgical integratiоn capabilities and cultural cоmpetence apprоaches tо develоp systems and mechanisms оf its fоrmatiоn. The mоdel оf fоrmatiоn оf the multicultural cоmpetence оf future teachers cоnsists оf cоnceptually-оriented, substantive, оrganizatiоnal, criteriоn-effective unit that determines napravlennоst, cоntent and оrganizatiоn оf the simulated prоcess.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

организацией. Современная школа должна отвечать на запросы своих потребителей, иначе педагог останется не понятым и не услышанным, а знания так и останутся страницами в учебнике.

Аннотация. В работе рассмотрены предпосылки к развитию дизайна в системе общего образования, который может стать не просто инструментом современного педагога, но и целой дизайн-культурой педагогов общеобразовательной организации. Раскрыта теоретическая основа дизайн-культуры, её принципы и те преимущества, которые могут быть получены при развитии дизайн-культуры, как для всей общеобразовательной организации, так и для педагога в частности.

Ключевые слова: информация, современная школа, дизайн, дизайн-культура, фирменный стиль.

Annotation. The work considers the prerequisites for the development of design in the general education system, which can become not only an instrument, but also an entire design culture of teachers of the general education organization. The theoretical basis of design culture, its principles and those advantages that can be obtained in the development of design culture, both for the general educational organization and for the teacher in particular, are revealed.

Keywords: information, modern school, design, design-culture, corporate identity.

Литература:

1. Абызова, E.B. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории / Е. В. Абызова // Вестник Вятского государственного университета. - 2010. - №3. С. 12-16.

2. Гура, В.В. Философские аспекты педагогического дизайна электронной медиаобразовательной среды / В. В. Гура // Филосовские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2011. -№2. - С. 84-96

3. Всероссийский конкурс «Учитель года 2018» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://god-2018s.com/novosti/vserossijskij-konkurs-uchitel-goda-2018.

4. Донина И.А. Особенности управления развитием современного образовательного учреждения в условиях рынка//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 196.

5. Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.

6. Донина И.А., Яблокова Л.В. Экспериментальное исследование готовности педагогов образовательной организации к маркетинговой деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 85-88.

7. Общероссийский рейтинг школьных сайтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rating-web.ru/kriterii/

8. Шерайзина P.M., Донина И.А., Александрова Н.В. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией//Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 9-14.

9. Шерайзина P.M. Маркетинговые технологии в управлении современной образовательной организацией / Шерайзина P.M., Донина И.А., Савейко М.А., Казаренко А.В., Салха Э., Орли З.О. // Инновации в современной системе образования: подходы и решения: Коллективная монография. -Ульяновск, 2016. С. 271-282.

10. Экспертный лист для оценивания материалов участников конкурса «Учитель года России - 2016» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teacher-of-russia.ru/docs/2016/2016-expert_lists.pdf

11. Farwell, T. Learning styles: visual, auditory, kinesthetic [Электронный ресурс] / T. Farwell. - Режим доступа: https://www.familyeducation.com/school/multiple-intelligences/learning-styles-visual-auditory-kinesthetic;

УДК 371

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В

ВУЗЕ

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Зайцева Ольга Юрьевна ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск);

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Михайлова Ирина Владимировна ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск)

Постановка проблемы. Социокультурные и экономические перемены, а также перестройка высшего образования усилили внимание общества к культуре как феномену человеческого бытия. Задача высшего образования заключается в подготовке людей к конструктивному диалогу в обеспечении гетерокультурного сосуществования этнических и других меньшинств, сохраняющих и поддерживающих свою идентичность в обществе. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», сказано, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [1]; [ст. 14, п. 4]. Следуя логике ФГОС высшего образования в области подготовки специалистов по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, одной из базовых общекультурных компетенций - ОК-5 звучит как «способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия». Создание условий для формирования поликультурной компетенции как общекультурной готовности педагога разрешать проблемы межличностного взаимодействия, создавать условия в организация дошкольного образования для развития просоциальных отношений в детской группе.

Значимость изучаемой проблемы повышается в связи с переходом к личностно-ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения, способные к созидательной деятельности, к сотрудничеству, взаимопониманию в поликультурном мире.

Проблемы, связанные с разработкой концептуальных подходов моделирования поликультурного образования в современном образовательном пространстве разработаны в отечественных и зарубежных исследованиях Л.Н. Джуринского, Э.Р. Хакимова, О.В. Гукаленко, М.А. Тимофеевой, Т.А. Якадиной и др. Они видят сущность поликультурного образования в сопряжении нескольких культурных традиций в целях, методах и организационных формах обучения. Цель такого сопряжения - присвоение субъектами образования явлений культрного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, формированиеобразов культуры и личности как результатов творческого межкультурного взаимообогащения.

Изложение основного материала исследования. Многообразие мнений и подходов к определению поликультурной компетентности распространяется и на его наполнение: структурных элементов, составляющих конструкт поликультурной компетенции. Анализируя существующие в отечественной и зарубежной педагогике и психологии формулировки дефиниции поликультурной компетенции можно констатировать, что зарубежные исследователи проблемы сущности поликультурной компетентности склонны категоризировать в области общения представителей различных культуры (Б.Рубен, А.Тодд и М.Лэнигэн). Отечественные в качестве составляющих элементов поликультурной компетентности называют ценности, убеждения, личностные качества, либо когнитивные конструкты. На основе проведенного анализа, поликультурная компетентность педагога понимается нами как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения [3, с. 57]. Данный компонент компетентности, мы склонны, интерпретировать с позиции системного подхода, как часть профессионально-педагогической компетентности. Содержание выделенные компонентов включает на уровне - мотивационно-ценностного, профессиональную позицию обучающегося в области поликультурного воспитания на ранних этапах онтогенеза. Данный компонент, мы полагаем, цементрирует структуру и содержание данного вида готовности. Когнитивный компонент, во многом определяет содержательное наполнение образования в цикле обязательных дисциплин и дисциплин вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Данный компонент предполагает создание условий в вузе по формирование ориентировки обучающегося в области событий и культурных особенностей разнообразных этнических групп, современных социокультурных особенностей ситуации развития детей дошкольного возраста. Так, например, в рамках вариативной части учебного плана были введены такие дисциплины по выбору студентов, как «Современная методология поликультурного образования «, «Этнокультурная компетенция педагога и условия ее формирования», «Сибирский фольклор в воспитании дошкольников», «Культурно-досуговая деятельность в организации дошкольного образования поликультурной направленности». Результирующий компонент поликультурной компетентности будущего педагога - это деятельностно-поведенческий компонент, предполагающий наличие у студентов дидактических, организационно-методических, коммуникативных, конструктивных умений по осуществлению педагогической работы, направленной на создание поликультурной образовательной среды в современной организации дошкольного образования. Для осуществления самоконтроля собственной педагогической деятельности в поликультурных условиях, будущие педагоги должны быть не только нравственно и толерантно ориентированы, но и владеть профессиональными знаниями о методах, приемах, формах обогащающего поликультурного образования.

Внедрение структурно-функциональной модели [5, 6] обеспечивает технологичность процесса формирования поликультурной компетентности будущих педагогов при обучении в вузе. Данная модель представляет собой совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему и позволяющих обеспечить формирование поликультурной компетентности будущего педагога при обучении в вузе. Модель включает в себя 4 блока: концептуально-целевой, содержательный, организационный, критериально-результативный.

Концептуально-целевой блок включает в себя цель, подходы и принципы, определяющие общую направленность моделируемого процесса. В качестве цели моделируемого процесса выступает осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено педагогическое взаимодействие.

Важнейшей составляющей этого блока являются методологические подходы как совокупность теоретических положений, выступающих основанием для преобразования педагогической действительности, а также педагогические принципы, реализация которых рассматривается как ключевой фактор достижения оптимального результата. Теоретической основой представлений о процессе формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов является комплекс методологических ориентиров - гуманистический, культурологический, аксиологический, компетентностный, деятельностный, этнопедагогическиий подходы. В рамках дисциплины по выбору «Мультикультурное образование в ДОУ» представлены такие дидактические единицы курса для формирования профессиональной компетентности ПК-2 - способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, как «Основные направления образования в мультикультурной среде в философских и педагогических трудах классиков», <А_нализ концепций зарубежных и отечественных программ мультикультурной направленности - содержание, перспективы и риски». В рамках развития ориентировки в методологических основах поликультурного образования обучающиеся знакомятся с основными теоретическими моделями поликультурного образования - мультиэтническое образование (Дж. Бэнкс), мультикультурное образование (Г.В. Палаткина), многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев), культурологическое личностно-ориентированное образование (Е.В. Бондаревская), собственно поликультурное образованеи (Э.Р. Хакимов, Л.Л. Супрунова).

Организационный блок структурно-функциональной модели формирования поликультурной компетентности будущего педагога ориентирован на верификацию одного из эмпирических условий гипотезы нашего исследования о важности интеграции систем аудиторной, внеаудиторной и практической подготовки будущих педагогов в вузе. В процессе изучения серии дисциплин по выбору в течение второго, третьего курса обучающиеся овладевают умениями ориентироваться в методическом аппарате поликультурного образовательного поля, моделировать педагогические задачи в области развития этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста с привнесением собственных педагогических

решений. Практические занятия проходят в интерактивных формах в парах или микрогруппах в логике контекстного подхода к обучению. На практических занятиях отрабатываются навыки педагогического моделирования поликультурного образовательного пространства, конструктивных ситуаций взаимодействия в системах «педагог-родители, «педагог-группа детей», «педагог-ребенок». Обогащение образовательного пространства происходило через насыщение содержания образовательной деятельности ценностями разных культур и межкультурного взаимодействия. Рост открытости поликультурного образовательного пространства понимается нами, вслед за Э.Р. Хакимовым, как увеличивающаяся возможность для проявления субъектности всех обучающихся в выборе и построении собственных образовательных траекторий.

Критериально-результативный блок включает набор результирующих эффектов подобного педагогического подхода к комплексному моделированию условий и содержания развития поликультурной компетентности будущего педагога и выражена в планируемых результатах формирования групп общекультурных и профессиональных компетенций. Планируемые результаты выражены в дескрипторах, как то знать модели социализации детей в современном мире, видеть проявления этнических особенностей и факторов развития личности, уметь ориентироваться в психолого-педагогических проблемам дошкольного образования поликультурной направленности, владеть вариативными способами реализации поликультурного подхода в ситуациях педагогического моделирования образовательной среды в организациях дошкольного образования. Результатами культурно-взаимообогащающего этапа реализации структурно-функицональной модели развития поликультурной компетентности будущих педагогов является ценностное отношение обучающегося к культурной самобытности и межкультурному взаимодействию как нормам современного общества, готовности и способности критически оперировать знаниями с позиции разных культур, приходить в взаимообогащающим всех субъектов образовательной среды организации дошкольного образования решениям. Нельзя не согласиться с Е.В. Бондаревской, которая рассматривает гуманистическое личностно-ориентированное образование как «процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности», в ходе которого происходит интеграция человека «в культуру, жизнь социума, развитие его творческих способностей и возможностей» [6].

Опытно-экспериментальная работа привела к положительной динамике всех компонентов поликультурной компетентности в экспериментальной группе студентов. Количественно-качественная обработка результатов диагностического инструментария показала, что к завершению эксперимента первичный показатель сформированное™ трех компонентов поликультурной компетентности студентов, отражающих уровень развития поликультурной компетентности, в экспериментальной группе существенно изменился: студенты ЭГ стали более активны, у них ярко выразилась мотивационная направленность, они демонстрировали стремление к изучению культуры других народов, проявляли интерес к проблемам гуманизации и глобализации образования. Наш опыт привёл к мнению, что результативность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов при обучении в вузе достаточно высока при внедрении в учебный процесс структурно-функциональной модели и дополнительных условий, нацеленных на углубление знаний студентов по поликультурной и народной педагогике. Этот механизм обеспечивает расширение возможностей выпускников вуза, увеличение их конкурентоспособности и мобильности, повышение эффективности профессионально-педагогического образования. Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены при подготовке к поликультурной деятельности будущих педагогов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

В современной ДОО поликультурные идеи могут быть усвоены дошкольниками через освоение с носителем этих ценностей в процессе образовательной и совместной деятельности. В связи с этим большое значение придается личности педагога (воспитателя), поскольку он имеет большой авторитет для дошкольников [2].

Эффективное привитие навыков межкультурной коммуникации воспитанникам в условиях образовательной среды есть характерная черта профессионализма воспитателя. Успешность педагогической деятельности в этой области определяется готовностью педагога незамедлительно решать педагогические задачи по урегулированию отношений в многонациональном коллективе дошкольников, а также приобщением детей к народному творчеству через изучение культуры.

Выводы. Важнейшим условием по формированию поликультурной компетентности в процессе реализации модели являлся целостный подход [2]. С одной стороны, целостность достигалась путем решения задач патриотического, поликультурного и этнокультурного воспитания в процессе теоретической и практической подготовки; с другой, - интеграция форм учебной и внеучебной работы, включающая аудиторная работа (спецкурс), внеаудиторная (СРС) и педагогическая практика в ДОО.

Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов происходило в два этапа: первый этап - реализация серии дисциплин по выбору поликультурной направленности в течение второго и третьего курса и самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов; Основная цель дисциплин по выбору заключалась в совершенствовании методического мастерства, формировании полной системы взглядов на мир, становление целостных убеждений и направленности личности. Второй этап - этап практической деятельности (педагогическая практика в ДОО). Практическая подготовка помогла научиться выработать свой собственный стиль, свободно ориентироваться в поликультурном пространстве. На практике студенты проявляли личностную заинтересованность проблемами поликультурности (мотивационно-ценностный компонент), расширяли знания концептуальных основ поликультурного образования с использованием опыта народного воспитания (когнитивный компонент), применяли арсеналы методов (деятельностно-поведенческий компонент).

Уровни сформированное™ поликультурной компетентности обучающихся мы определяли методом срезового обследования с помощью фонда оценочных средств. Результаты среза показали, что исходный уровень поликультурной компетентности обучающихся в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаков. На формирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась систематическая реализация комплекса научно-методического обеспечения, разработанного на основе общей гипотезы исследования о том, что основой формирования поликультурной компетентности будущих педагогов выступают традиции и средства народной педагогики; обеспечивается целостность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов, выражающаяся в диалектическом единстве национальных и общемировых ценностей; осуществляется интеграция систем аудиторной, внеаудиторной, практической подготовки будущих педагогов при обучении в вузе. Проводилась экспериментальная

апробация педагогических условий эффективности развития поликультурной компетентности будущих педагогов, отслеживались промежуточные результаты экспериментальной работы, степени выполнения разработанных научно-методических рекомендаций. В итоге обобщения результатов стало ясно, что уровень сформированное™ данного вида компетентности обучающихся в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами значительно вырос. В ходе анализа экспериментальной работы была выявлена четкая зависимость: наиболее полная реализация комплекса педагогических условий, отраженных в общей гипотезе исследования, как правило, приводит к более эффективному развитию готовности к эффективной педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде современной организации дошкольного образования.

Наше исследование является одним из вариантов решения проблемы создания поликультурного образовательного пространства благодаря реализации таких условий, как отбор и конструирование содержание образовательного процесса вуза в формировании субъектного опыта личности на основе культурологического и компетентностного подходов, диалектическое единство национальных и общемировых ценностей в проектируемом образовательном содержании, системность аудиторной, внеаудиторной, практической подготовки будущих педагогов при обучении в вузе. Современные мир становится все более многокультурным. Развитие высшего образования в направлении поликультурности способно решить проблему формирования готовности личности жить в многополярном мире.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения.

Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий.

В статье обоснована структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов в учебном процессе вуза, на основе методологической интеграции потенциалов культурологического и компетентностного подходов разработаны система и механизмы её формирования. Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, поликультурная компетентность, концептуально-целевой компонент педагогической модели, содержательный компонент, организационный компонент, критериально-результативный компонент.

Annotation. The article presents the results of a study of multicultural competence of pedagogical high school students. Studied aspects of the formation of multicultural competence of students in educational institutions. Generalization of theoretical research allowed to determine the definition of a key study. Polikultunuyu competence of the future teacher of preschool we understand as an integrative quality, which includes knowledge of multiculturalism, as well as the ability to establish mutual understanding and tolerant attitude towards representatives of other nationalities and cultures, consisting of motivational-value, cognitive, activity-behavioral components, which manifests itself in an organic unity with the universal values, awareness of itself citizen of the country and the subject of civilization, the ability to carry out educational activities for education at preschool children of multicultural behavior.

The content of the multicultural competence of the future teacher contains three components: a motivational and evaluative, cognitive-behavioral and activity.

In the article the structural-functional model of multicultural competence of students in educational process of high school, based on the methodological integration capabilities and cultural competence approaches to develop systems and mechanisms of its formation. The model of formation of the multicultural competence of future teachers consists of conceptually-oriented, substantive, organizational, criterion-effective unit that determines napravlennost, content and organization of the simulated process.

Keywords: structural-functional model, multicultural competence, conceptual target component pedagogical model, a substantial component, organizational component, criterion-effective component.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный документ]. - Режим flocTyna:http://base.consultant.ru/cons/rtfcache/LAW173649_0_20150511_131902_53963.rtf . - Загл. с экрана.

2. Зайцева, О.Ю., Михайлова. И.В. Поликультурная компетентность личности и условия её формирования в учебном процессе вуза: Монография / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова. - Иркутск: Издательство: ООО «Издательство <А_спринт», 2015. - 156 с.

3. Зайцева, О.Ю. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов / О.Ю. Зайцева, В.В. Карих, И.В. Михайлова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 56-60.

4. Ломакина, Ю.В. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Ломакина. - Уфа, 2012. - 24 с.

5. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. - М.: НИИ Школьных технологий. - 2009. - 146 с.

6. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учебное пособие для средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК, учителей / Е.В. Бондаревская. - М.: Ростов н/Д: Учитель, 1999. - 563 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.