Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. Статья посвящена вопросам диагностики и оценке уровня поликультурной компетентности будущего педагога, а именно - ее критериям, показателям и уровням сформированности. Проанализированы общие требования к выделению и обоснованию критериев и показателей, существующие в психолого-педагогической литературе. На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и эмпирических данных для каждого компонента (мотивационно-коммуникативный, когнитивный и поведенческий. К каждому из критериев были подобраны соответствующие показатели, раскрывающие их суть. Также выявлены и охарактеризованы уровни (низкий, средний, высокий) сформированности поликультурной компетентности будущего педагога.
Ключевые слова: поликультурность, компетентность, традиции, будущий педагог, диагностика, критерии, уровни.
Annotation. The article is devoted to the issues of diagnosis and assessment of the level of multicultural competence of the future teacher, namely, its criteria, indicators and levels of formation. The general requirements for the identification and justification of criteria and indicators existing in the psychological and pedagogical literature are analyzed. Based on the theoretical analysis of scientific and pedagogical literature and empirical data for each component (motivational-communicative, cognitive and behavioral. Corresponding indicators were selected for each of the criteria, revealing their essence. The levels (low, medium, high) of the formation of multicultural competence of the future teacher are also identified and characterized.
Key words: multiculturalism, competence, traditions, future teacher, diagnostics, criteria, levels.
Введение. Сегодняшний день Российская Федерация в ее духовной жизни - это путь осмысления национальных традиций. Успешное протекание процесса национально-культурного возрождения во многом определяет будущее нашего государства. Однако осознание национального достоинства народа в цивилизованном государстве непременно должно быть сопряжено с соблюдением принципов социальной справедливости и уважения к каждой конкретной личности. Поэтому тенденции формирование поликультурной компетентности на современном этапе.
Успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования поколений людей. Понятие «воспитание» - является одним из ведущих понятий в педагогике, воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности.
К такому мнению пришли педагоги В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова [6], Х.Й. Лийметс [8]. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов [12] определяют воспитание как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, то есть целенаправленной передачи опыта подрастающему поколению.
Изучение педагогических исследований А.А. Деркач [5], В.Д. Шадриков [13], по вопросу структуры готовности к профессиональной педагогической деятельности показывает, что большинство авторов, в состав неотъемлемых компонентов включают: знания, умения, навыки, а также личностные характеристики специалиста.
Исходя из этого, является правомерным выделение в составе готовности специалистов к профессиональной педагогической деятельности как целостного образования трех взаимосвязанных аспектов: личностного, когнитивного и деятельностного, характеризующих соответственно нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность к профессиональной педагогической деятельности.
Не вызывает сомнения тот факт, что одним из наиболее значимых направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Профессиональная деятельность педагога в таких условиях обогащается новыми педагогическими задачами, что, в свою очередь, требует определенных компетенций. Необходимость обучения специалистов в области образования межкультурному взаимодействию обусловлена, с одной стороны, практическими потребностями российского образования, а с другой - развитием концептуального понимания образования как этнокультурного феномена и специфики педагогической деятельности в межкультурном пространстве.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время разработано достаточно большое количество моделей подготовки педагогов к работе в поликультурной среде. Общие закономерности профессиональной подготовки и формирования личности педагога раскрываются в работах О.А. Абдуллиной [1], условия и пути совершенствования и развития системы профессионального педагогического образования отражены в трудах В.В. Арнаутова [2], Б.С. Гершунского [3], Н.К. Сергеева [11].
Наиболее распространен компетентностный подход, широко представленный как в работах отечественных, так и зарубежных специалистов, таких как И.П. Мединцева [9], Равен Джон [10] и др.
Компетентности подход предопределяет поэтапную постепенную переориентацию ведущей образовательной модели с преимущественной передачей знаний, организацией навыков на разработку условий для освоения комплекса компетенций, обозначающих ресурс, способности педагога к устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многовариантного рыночно-экономического, социально-политического, информационного и коммуникационного пространства. Важным аспектом обучение будущих специалистов, является формирование соответствующих установок и компетенций на этапе высшего профессионального образования.
Педагогической технологией называется комплекс взаимодействия всех компонентов педагогического процесса, созданная на основе науки, предопределённая во времени и пространстве и погружающая в преднамеренные итоги.
Сегодня воспитание подрастающего поколения не может быть полноценным в отрыве от приобщения его к национальной культуре, формирование которой начинается с формирования поликультурной компетентности. В процессе воспитания возникают изменения в целостной структуре личности, в связи с чем изменениям подвергается структура отношений индивида к действительности. В воспитании культурной личности мощным инструментом могут выступать традиции.
Рассмотрим различные определения термина «традиция» - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.».
Можно заметить, что традиция выступает сложным и многоуровневым явлением. Опираясь на формулировки представленных учеными понятий, можем трактовать традицию как социально-культурное явление, универсальное
средство анализа культуры и познания. Исходя из данного положения, рассмотрим появление и предпосылки становления термина «поликультурное воспитание».
Термин «поликультурное воспитание» обязан английскому понятию «multicultural education», когда начал проводиться обзор идей американских авторов.
Поликультурность служит сильным инструментом воссоздания благоприятного и гуманного социального климата, который содействует гармонизации отношений среде представителей различных культур.
Поддерживая точку зрения Г.Ж. Даутовой, отметим положение, что цель поликультурного воспитания сводится к балансу между национальным и общечеловеческим, а при становлении единого человечества необходимо сохранить национальную самобытность каждой культуры, нации и этноса [4].
Формирование поликультурной компетентности педагогов включает в себя реализацию педагогических условий: создание в образовательном учреждении поликультурного воспитательного пространства; формирование у будущих педагогов положительных установок в отношении себя в поликультурной образовательной среде высшей школы; усиление нравственного потенциала педагогов; использование интерактивных технологий при формирование поликультурной компетентности педагогов.
Появление теории культуры во многом зависело и зависит от эффективного взаимодействия этнических культур, искусства, интеграции творчества от создателя к реципиенту; культура изучается абсолютно, целостно и является неотъемлемой частью человеческого общества; теоретическое рассмотрение понятия «Культура» имеет глубокое влияние на развитие общества в целом и на его структурные составляющие. Это влияние распространяется на процессы передачи информации, на понимание, изучение и постижение.
Социуму, на сегодняшний день, весьма важна общественная значимость поликультурности её составляющих, так - как культура в современности не просто духовность, она так же и воплощение существующей действительности. Именно культура является центром человеческой жизни, поскольку именно она содержит бесценные активы людских достижений. Все этапы изменения человеческой жизни имеют культурную основу и благодаря именно культуре, человек бесконечно развивается. Сегодня, контакты между государствами, народами и отдельными людьми встречаются во всех плоскостях коммуникативных взаимодействий. Человечеству крайне важна беспрепятственная система взаимосвязи культур, так благодаря именно воздействию малочисленных и многочисленных наций происходит её развитие. В данном случае речь идет о ёмких векторах и определённых формах обмена, за счёт которого и осуществляется взаимодействие. Так называемая поликультурная компетентность - взаимодействие культур, по средствам передачи информации в процессе и в результате прямых или косвенных контактов между различными национальными сообществами. Данные контакты осуществляются путём личных встреч субъектов, принадлежащим к разнонациональным группам, за счёт письменной или печатной документации, посредствам изучения искусства, а так же, путём знакомства с предметами разных национальностей, как используемых в быту, так и наблюдая их на полках музеев.
Педагог, будучи профессионалом в сфере воспитания и обучения не может ограничиться получением профессиональных компетенций, наряду с ними необходимо освоение социокультурного пласта теории и практики общения с представителями разных национальностей. Наличие такого опыта позволяет достаточно эффективно реализовывать социальную и профессиональную деятельность в поликультурном российском социуме, находить и принимать решения в условиях поликультурной компетентности.
Были определены критерии сформированности поликультурной компетентности: мотивационно-коммуникативный, когнитивный и поведенческий. К каждому из критериев были подобраны соответствующие показатели, раскрывающие их суть (на основе классификации Е.А. Климова, А.К. Марковой).
Следующим действием было определение уровней сформированности межкультурного взаимодействия (высокий, средний, низкий) и подобран, соответствующий нашему эксперименту, диагностический инструментарий в количестве шести, нижеперечисленных методик: методика диагностики эмпатических способностей Бойко В. В.; методика диагностики коммуникативной толерантности Бойко В.В.; экспресс-опросник Индекс толерантности; тестопросник А.А. Реана «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН); морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) - МТЖЦ; шкала социальной дистанции по Э. Богардус в модификации В. Сергеева.
Таблица 1
Общий уровень сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов
(усредненные показатели)
№ Уровень ЭГ КГ
Количество Количество Количество Количество
респондентов (чел.) респондентов (%) респондентов (чел.) респондентов (%)
1 Высокий 2 13,33 3 20
2 Средний 5 33,33 6 40
3 Низкий 7 46,67 6 40
В результате полученных данных диагностики на констатирующем этапе, нами было определено, что у педагогов не достаточный, низкий уровень сформированности поликультурной компетентности. Высокий уровень сформированности поликультурной компетентности был определён у 3 респондентов (20 %) в ЭГ и у 2 респондентов (13,33 %) в КГ, что является недостаточным, средний уровень у 5 респондентов в ЭГ, что составило (33,33 %) от общего количества респондентов и 6 КГ (40 %), что так же является не достаточным. Низкий уровень сформированности поликультурной компетентности отмечается у 7 респондентов (46,67 %), в ЭГ и 6 респондентов (40 %) в КГ.
Выводы. Проведенное исследование показало, что для России, которая традиционно относится к категории поликультурных и полиэтнических социальных сообществ, актуально создание организационно-педагогических условий подготовки педагогов дошкольного образования, которые были бы способ. Таким образом, мы определили уровни способностей в сфере поликультурной компетентности. Результаты диагностики свидетельствуют, о недостаточном уровне сформированности поликультурной компетентности и подчеркивают необходимость проведения целенаправленной работы по обязательному повышению данных результатов.
Литература:
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдулина. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
2. Арнаутов, В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика / В.В. Арнаутов. - Волгоград: Перемена, 2001. - 252 с.
3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 508 с.
4. Даутова, Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Даутова Гузалия Жевдятовна. - Казань, 2004. - 41 с.
5. Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста / А.А. Деркач. - Москва, - 2014. - С. 246-253.
6. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем /
B.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. - 155 с.
7. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии / О.Е. Лебедев. - 2004. - № 5. -
C. 3-12.
8. Лийметс, Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лийметс. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
9. Мединцева, И.П. Компетентностный подход в образовании / И.П. Мединцева // Педагогическое мастерство (3). - М. - 2012. - 215 с.
10. Равен Джон. Компетентность в современном обществе / Джон Равен / Выявление, развитие и реализация: - М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.
11. Сергеев, Н.К. Социальная педагогика и социальная психология/ Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 1994. - 55 с.
12. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
13. Шадриков, В.Д Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Абоимова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Гурьянчева Екатерина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья раскрывает вопросы, связанные со спецификой дизайна процесса. Особое внимание уделяется структуре и взаимосвязям процессуального дизайна (по трем уровням). В содержании подробно исследуется системный подход в дизайне, уделяется внимание сближению дизайна и театра. Материал статьи делает акцент на содержании и роли процессуального дизайна. Статья указывает на то, что процессуальный дизайн - это современный и эффективный способ комплексного дизайн- проектирования в вузе. В статье раскрываются вопросы, связанные с дизайн-педагогикой в вузе. Отмечается то, что ее особенности заключаются в том, что у студентов формируют профессиональные компетенции для осуществления проектного творчества и воспитывают проектную культуру. Подробно описывается цель дизайн-образования, как формирование современного культурного и творческого человека. Обучение студентов - будущих дизайнеров показано на овладении новым содержанием дизайна процесса. Авторы подробно описывают особенности методики обучения студентов процессуальному дизайну.
Ключевые слова: процессуальный дизайн, дизайн процесса, системный подход, дизайн-педагогика, обучение, методика.
Annotation. The article reveals issues related to the specifics of the process design. Special attention is paid to the structure and interrelationships of procedural design (on three levels). The content explores in detail the systematic approach to design, pays attention to the convergence of design and theater. The material of the article focuses on the content and role of procedural design. The article points out that procedural design is a modern and effective way of integrated design design at a university. The article reveals the issues related to design pedagogy at the university. It is noted that its features consist in the fact that students form professional competencies for the implementation of project creativity and foster project culture. The purpose of design education is described in detail as the formation of a modern cultural and creative person. The training of students - future designers is shown on mastering the new content of the design process. The authors describe in detail the features of the methodology of teaching students procedural design.
Key words: procedural design, process design, system approach, design pedagogy, training, methodology.
Введение. В настоящее время с развитием в России спроса на дизайн процесса, то есть дизайн церемоний, программ, спортивных мероприятий, презентаций, разработку фирменного стиля и т.д., растет и спрос на квалифицированных дизайнеров, имеющих подготовку сразу по нескольким направлениям дизайна. Анализ научной литературы показал, что дизайн процесса является малоизученным понятием. Поэтому исследования в этой области представляют значительную ценность для развития теории различных видов дизайна, дизайн-образования и практической деятельности современных дизайнеров.
Теория дизайн-педагогики сейчас находится в постоянном развитии: возникают новые виды дизайна (процессуальный дизайн), а значит и новое содержание, формулируются и конкретизируются компетенции, которыми должны овладеть в вузе будущие дизайнеры. Однако остается неизменной цель дизайн-образования: развитие культурного и творческого человека, способного генерировать новое, опираясь на ценности мировой и российской культуры. Часто окружающая нас среда подвергается путем сложной сценографии изменениям, которые совершает современный дизайнер. Он должен быть универсален в осуществлении процессуального дизайн-проектирования, способен интегрировать и творчески решать проблемы.
Сейчас дизайнера должно интересовать то, как потребители понимают смысл и значение результатов дизайнерской деятельности, какие новые впечатления при этом формируются у людей. Это является основной задачей современных дизайнеров.
Изложение основного материала статьи. С середины XX в. в западном дизайне наблюдается усложнение проектируемых объектов, которые оказались связаны между собой в некую систему различных связей с социальной и культурной средой общества. Возникший системный подход в дизайн-проектировании потребовал изменения и совершенствования методов дизайна, разработки других научно обоснованных. В основе системного подхода лежит