Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авакян Римма Валерьевна, Левченко Наталия Валерьевна

Сегодня трудно представить национальные группы, которые живут, руководствуясь только своим этническим своеобразием. Данный период характеризуется преодолением духовного кризиса, в котором пребывают многие страны. Современное общество характеризуется наличием этнокультурных связей. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза. Определен комплекс педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать формированию поликультурной компетентности студентов педагогических направлений. Выделены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности, подобран пакет диагностических методов для измерения ее уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авакян Римма Валерьевна, Левченко Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Today it is difficult to imagine ethnic groups that live guided only by their ethnic identity. This period is characterized by the overcoming of the spiritual crisis in which many countries find themselves. Modern society is characterized by the presence of ethnocultural ties. The article discusses issues related to the formation of the multicultural competence of future teachers in the educational environment of the university. A complex of pedagogical conditions has been determined, the observance of which will contribute to the formation of multicultural competence of students of pedagogical directions. The criteria and indicators of the formation of multicultural competence are highlighted, a package of diagnostic methods is selected to measure its level.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

3. Ермишкина Е.Н. Конструктивное педагогическое взаимодействие в организации совместно-распределенной деятельности преподавателя и студентов колледжа. Дисс... канд. пед. наук. Ставрополь. 2018. 160 с.

4. Зимовина О.А., Гретинская Е.О. Тьюторство как способ повышения мотивации и социокультурной коммуникации учащихся // Вестник РМАТ. 2019. № 4. С. 83-90

5. Качалова А.В., Костенко А.А., Терсакова А.А. Программа социально-психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 37-42

6. Матяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002. Вып. 6. С. 47-51

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/08/nr-f-doctrina.pdf (Дата обращения: 05.02.2021)

8. Никитин М.В. Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга: понятийный аппарат, правовая база, результаты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 58-62

9. Никитин М.В. Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 25-29

10. Педагогика. Краткий курс. М., 2013. 243 с.

11. Пирмагомедова Э.А., Азизова Н.И., Пирмагомедова Р.К. Основные направления и особенности развития ценностной сферы личности в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 55-60

12. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 80-86

Педагогика

УДК 378

преподаватель Авакян Римма Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Сегодня трудно представить национальные группы, которые живут, руководствуясь только своим этническим своеобразием. Данный период характеризуется преодолением духовного кризиса, в котором пребывают многие страны. Современное общество характеризуется наличием этнокультурных связей. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза. Определен комплекс педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать формированию поликультурной компетентности студентов педагогических направлений. Выделены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности, подобран пакет диагностических методов для измерения ее уровня.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, ценности, будущие педагоги, образование, студент,

вуз.

Annotation. Today it is difficult to imagine ethnic groups that live guided only by their ethnic identity. This period is characterized by the overcoming of the spiritual crisis in which many countries find themselves. Modern society is characterized by the presence of ethnocultural ties. The article discusses issues related to the formation of the multicultural competence of future teachers in the educational environment of the university. A complex of pedagogical conditions has been determined, the observance of which will contribute to the formation of multicultural competence of students of pedagogical directions. The criteria and indicators of the formation of multicultural competence are highlighted, a package of diagnostic methods is selected to measure its level.

Keywords: multicultural competence, values, future teachers, education, student, university.

Введение. Национальное возрождение и социально-экономические условия последних лет создают межнациональную напряженность в обществе. Утрата традиционно сложившихся ценностных ориентаций, отсутствие духовных ориентиров подрастающего поколения активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.

В своих работах В.М. Коротов, М.Т. Громкова, О.В. Заславская и другие доказывают, что любые проблемы общества и социума неизбежно отражаются на состоянии образования, а, следовательно, и образовательного пространства, которое оказывает существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживает или тормозит их, реализует свои специфические возможности решения социальных проблем.

Высшее профессиональное образование на треть (а в ряде секторов на две трети) не соответствует запросам рынка труда. По окончании обучения не по специальности, по данным Росстата, трудоустраивается 31,3% выпускников педагогических вузов. В этой ситуации будущие педагоги нуждаются в «ценностном стержне», обеспечивающем устойчивость мировоззрения и поступательность развития в процессе самоопределения, что требует специальной педагогической помощи и выработки стратегий ее осуществления [1].

Немаловажную роль в образовании занимает формирование личности будущего педагога. На свете не найдется двух абсолютно одинаковых людей. Нас отличают манеры поведения, характер, внешность, жизненная позиция. Невзирая на расу, вероисповедание постоянно меняющиеся условия жизни требуют

поисков смысла существования каждого отдельно взятого человека. По мнению А.Н. Джуринского поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне [2].

Как справедливо замечено Л.В. Колобовой, образование должно быть направлено на формирование человека культуры, способного работать с идеями разных культур [3].

Если проанализировать современные исследования, которые посвящены образовательной практике, то можно обратить внимание на то, что все больше появляется работ, которые отражают вопросы межкультурного взаимодействия в образовательном процессе. Об этом свидетельствуют защищенные кандидатские диссертации последних лет: Семенова Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза (Тюмень, 2017), Осколова Т.Л. Формирование национальной идентичности студентов в поликультурном обществе (Тюмень, 2017), Кац А.С. Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза (Казань, 2018), Эрдниева Э.В. Формирование коммуникативной компетентности бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды (Махачкала, 2018).и др.

Анализируя в педагогической литературе понятие поликультурность мы можем сделать вывод о том, что это, с одной стороны, качество личности, которое позволяет идентифицировать себя как личность со своей собственной культурой и системой ценностей, сформированной толерантностью по отношению к другим культурам и культурой межнационального общения. С другой стороны, поликультурность рассматривается как характеристика современного образования.

Взгляды ученых по данному вопросу сводятся к единому заключению: педагогические кадры должны подготавливаться с учетом традиций этноса, а образовательная система призвана сформировать и развить поликультурное сознание личности каждого студента.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению "педагогическое образование" определяет основные компетенции, которые отражают способность студентов, будущих педагогов, к деятельности в поликультурной образовательной среде. После обучения будущие педагоги должны демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям того или иного народа, иметь сформированное толерантное восприятие различий представителей разных национальностей, а также возможность умело использовать поликультурную образовательную среду. Региональный характер, в том числе и для поликультурного образования в России предопределяет социальный заказ высшего образования, который базируется и предопределяет профессиональный стандарт педагога, который должен иметь для работы в поликультурной образовательной среде сформированную поликультурную личность, обладающую профессионально нравственными качествами. К личностным качествам и профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для того чтобы взаимодействовать в этнокультурной среде, учитывая её многообразие, для осуществления развивающей деятельности относят умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поликультурного общения и толерантность [4].

На личностном уровне поликультурное образование способствует формированию профессионально значимых качеств студентов как системы профессионально значимых аффективных и субъектно-волевых характеристик, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности педагога в поликультурной образовательной среде.

На уровне социума поликультурное образование способствует преодолению межнациональных конфликтов и как следствие лучшей эффективности при сотрудничестве граждан, которые провозглашают определенные ценности той или иной культуры. Аксиологическая составляющая поликультурного образования базируется на ее целях, задачах, содержании и имеет следующие компоненты: - ценностное отношение к своей культуре, то есть гражданская позиция: активная любовь к Родине, самоидентификация; осознание значимости других культур, то есть воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, осознание принятия их ценностей. Из этого следует, что необходимо ориентировать обучающихся на осмысление общечеловеческих ценностей, а также развитие у них профессионально значимых качеств.

Результатом межэтнического взаимодействия должно стать убеждение в необходимости взаимодействия с представителями других культур, понимание и принятие ценностей всех культур. Профессиональная компетентность педагога является одним из факторов, который влияет на качество воспитания в условиях поликультурной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Анализ практики образовательной действительности, на примере высшего образования города Калуги, свидетельствует о том, что будущие педагоги - студенты педагогических направлений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского недостаточно готовы к взаимодействию в поликультурной образовательной среде и к формированию поликультурной личности своих воспитанников. Об этом свидетельствуют опросы будущих педагогов (приняли участие 96 студентов дневного отделения, 1 и 2 курса.), которые недостаточно четко осознают значимость и необходимость поликультурного воспитания детей на современном этапе российского образования (67%). У будущих педагогов не достаточно сформировано представление о национальном своеобразии, духовных традициях, идеалах национальных систем воспитания (36%), также не систематизированы представления студентов о народной педагогической культуре как этнокультурном феномене (49%) и о содержании, и методах функционирования их в различных условиях поликультурной образовательной среды. Также не сформировано умение выявлять и объяснять причинно-следственные связи в контексте совершенствования поликультурного воспитания будущих воспитанников в предметно-пространственной среде образовательных учреждений, наполненных культурными компонентами (76%).

В экспериментальной части исследования нами была организована работа, направленная на проверку эффективности реализации разработанной программы формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в образовательной среде вуза при изучении цикла педагогических дисциплин. Программа была построена на основе выявленных ранее организационно-педагогических условий поликультурной образовательной среды вуза.

Поликультурная компетентность студентов - это владение интегративной совокупностью основополагающих компетенций: мотивационно-целевой, ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, образующая сложную систему функциональных компонентов.

Нами были выявлены критерии и показатели сформированности поликультурной компетентности, подобран пакет диагностических методов для проведения экспериментальной работы (таблица 1).

Таблица 1

Диагностическая карта исследования сформированности компонентов поликультурной

компетентности

№ Критерии и показатели Методики

1 Когнитивный (знания о различных культурах, о поликультурной компетенции). Опросник «Определение национальных стереотипов»; Опросник на выявление знаний о поликультурной компетентности.

2 Мотивационно-ценностный компонент (мотивация к учебной деятельности, ценностные ориентации). Тестирование поликультурных ценностей (сокращенный вариант по материалам С.А. Хазовой); Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана.

3 Деятельностно-поведенческий (способность самостоятельно решать профессиональные задачи, связанные с межкультурной коммуникацией). Вопросник «Индекс толерантности»; Анкетирование на выявление коммуникативных способностей; Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

В зависимости от уровня сформированности компонентов поликультурной компетентности нами выделены следующие ее уровни: высокий, средний и низкий (таблица 2).

Таблица 2

Уровни сформированности поликультурной компетентности

Уровни Показатели

Высокий Студент демонстрирует ярко выраженную мотивацию, способен спроектировать исход процесса межкультурного общения, лидерские качества, знание о культурных особенностях окружающих людей и наличие собственной нравственной позиции, толерантное отношение к национальной специфике поведения партнера, соблюдение правил речевого этикета.

Средний Студент находится на среднем уровне мотивации, способен к анализу культурологической информации, проявляет умение прогнозировать и постоянно анализировать результаты педагогической деятельности, использует некоторые правила речевого этикета, но не всегда способен дать правильную оценку национальной специфики поведения, демонстрирует черты как интолерантной, так и толерантной личности.

Низкий У студента мотивация невыраженная, возникают трудности в процессе общения в связи с неумением ставить цели и преодолевать трудности, обучаемый предпочитает роль ведомого в межкультурном общении, наличие интолерантных установок.

Сводные результаты по уровню сформированности поликультурной компетентности студентов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень сформированности поликультурной компетентности студентов на констатирующем

этапе

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ 16% 40% 44%

КГ 20% 44% 36%

В целом результаты показали то, что уровень сформированности поликультурной компетентности студентов недостаточно высокий для студентов, большинству из которых предстоит воспитывать и обучать будущее поколение в многонациональной образовательной среде.

Нами были выделенны педагогические условия, необходимые для успешного формирования поликультурной компетентности студентов, посредством изучения педагогических дисциплин:

- разработка специальной, научно обоснованной системы занятий, основой которой выступает межкультурный диалог;

- включение в содержание обучения сведений, способствующих формированию знаний о современных тенденциях развития общества, навыков проведения межкультурного диалога, межкультурного межличностного группового взаимодействия;

- использование методов активного обучения;

- использование информационного, компьютерного, технического, программного обеспечения в образовательном процессе;

- реализация модульной технологии обучения.

В рамках изучения 1 модуля студенты писали эссе на следующие темы: какие народные традиции, поверья, приметы, праздники соблюдаются в вашей семье? Педагогическое наследие К.Д. Ушинского по проблеме поликультурного воспитания детей. Проблема поликультурного воспитания в трудах Я.А. Коменского. Что такое межкультурная коммуникация?

Также для составления презентаций и последующего их обсуждения была дана примерная тематика докладов: диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса; поликультурное образование как педагогическая проблема (модуль 1). Предмет, методология и задачи поликультурного образования; педагогические условия поликультурного образования (модуль 2). Педагогическая система поликультурного воспитания (модуль 3). Теоретические модели поликультурного образования: цели, принципы, содержание, методы (модуль 4).

Традиционные формы и методы, приемы организации работы в вузе (лекции и семинарско-практические занятия) чередуются с нетрадиционными (анализ воспоминаний об изучаемой личности, личных и официальных документов, научных трудов и фотографий, драматизация событий из жизни и профессиональной деятельности изучаемой личности, этическая оценка событий из биографии, графическое представление жизненного пути выдающейся личности, составление истории семьи и истории успеха в профессии, квест, метод решения конкретных ситуаций, организация просветительских встреч со студентами - будущими педагогами; использование студентами исследовательский методов педагогики, психологии, социологии, истории в рамках собственной научно-исследовательской деятельности и др.) [4].

Примерная тематика проектов включала в себя следующие вопросы: Модуль 1. Психолого-педагогическая характеристика толерантности. Модуль 2. Учебная экскурсия - поиск и посещение исторически значимого места в городе (т.е. места, история которого связана с историей, политикой, культурой других стран), подготовка фото- или видеоотчета и рассказа об этом месте в формате Microsoft Power Point; Также студентам предлагался поиск интересной информации об особенностях культуры разных стран (каждому студенту - отдельная страна) и подготовка презентации в формате Microsoft Power Point. Модуль 3. Выявление межкультурных и межэтнических стереотипов в повседневном общении. Модуль 4. Составление собственной системы предупреждения возникновения межнациональных конфликтов; технологии реализации культурологического подхода. Концепция «Школа диалога культур» В.С. Библера; социокультурная компетентность, толерантность.

Проведено занятие на тему «Изучение воспитательных средств в контексте поликультурного воспитания)». Студентам было предложено составить картотеку занятий «народные подвижные игры» разработать картотеку народных подвижных игр (не менее 10).

Был проведен круглый стол. Тема: «Анализ педагогического наследия по проблеме поликультурного образования детей». Перечень дискуссионных вопросов для круглого стола следующий:

1. «Разнообразие тематики вечеров досуга в университете, их организация в целях воспитания эмоционально-положительного отношения к культуре разных народов»;

2. «Взаимодействие семьи и школы в воспитании эмоционально-положительного отношения к представителям разных народов»;

3. «Воспитание у учащихся симпатии и уважения к людям разных национальностей посредством ознакомления с живописью и декоративноприкладным искусством»;

4. «Проблема поликультурного воспитания в трудах Я.А. Коменского»;

5. «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского по проблеме поликультурного воспитания детей»;

6. «Народное воспитание в трудах А.С. Макаренко»;

7. «Творческое наследие В.А. Сухомлинского и проблема поликультурного воспитания».

Нами использовался также метод интерактивного моделирования, который заключается в искусственном воссоздании ситуации с последующим анализом и оценкой этой ситуации. При желании можно использовать метод симуляции, при котором также происходит искусственное воссоздание ситуации, но упор делается на различные варианты поведения. Рассмотрим примеры заданий ниже.

1. Придумайте и проиграйте ситуацию конфликта, возникшую в процессе межкультурного общения в классе, где вы преподаете. Опишите различные варианты развития событий и расскажите, как грамотно выйти из подобной ситуации.

2. Расскажите, с какими проблемами в процессе межкультурного общения вы сталкивались и проанализируйте их причины. Второе собеседование рекомендуется заменить методом биографической рефлексии, который нацелен на осознание студентом собственной культурной идентичности. В этом случае студенту можно дать задание: провести самостоятельное исследование, в результате которого необходимо получить ответы на вопросы:

1) Какой национальности члены вашей семьи? Расскажите о вашем «семейном древе».

2) Расскажите, какие народные традиции, поверья, приметы, праздники соблюдаются в вашей семье.

3) Ответьте на вопрос, к какой национальности вы себя относите и почему.

Подобное задание помогает студенту развить такой важный компонент поликультурной компетентности, как культурная самоидентификация.

Выводы. Формирование поликультурной компетентности студентов вуза представляет собой целенаправленный и организованный процесс активного вовлечения студентов в поликультурную педагогическую среду и будет результативным при реализации выделенных педагогических условий.

С целью определения эффективности внедрения условий в учебный процесс был проведен второй замер уровней сформированности поликультурной компетентности.

Сравнительный анализ полученных результатов, полученных в результате проведения констатирующего и контрольного этапов экспериментов, позволил выявить позитивную динамику уровня сформированности поликультурной компетентности у будущих педагогов.

В контрольной группе существенных изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что формирование поликультурной компетентности у испытуемых в экспериментальной группе произошло в результате целенаправленного формирования.

На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод, что разработанная и реализованная программа в экспериментальной группе дала более высокий результат по формированию поликультурной компетентности у студентов.

Результаты исходной и итоговой диагностики показателей компонентов поликультурной компетентности, представленные в таблице 4, позволяют судить о положительной динамике в повышении уровней сформированности компонентов поликультурной компетентности будущих педагогов в экспериментальной группе.

Таблица 4

Уровень сформированности поликультурной компетентности студентов на контрольном этапе

Уровни Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

ЭГ 38% 37% 25%

КГ 22% 48% 30%

Статистический анализ и обработка полученных результатов показали, что формирование поликультурной компетентности будущих педагогов, на основе разработанной программы, более эффективно и динамично, чем при традиционном подходе.

Литература:

1. Гущина Н.А. Ценностное самоопределение студентов магистратуры в аксиосфере интернета / В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Психолого-педагогические науки" 2019. С. 32-36

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колобова Л.В. Некоторые аспекты поликультурного образования / Л.В. Колобова. - Вестник ОГУ. -№2 (121). - 2011. С. 188-191.

4. Прокофьева О.Н. Использование историко-биографических знаний в развиии профессионально значимых качеств будущего педагога: ценностный подход. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 422.

5. URL: http: // fgosvo .ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения 27.01.2021).

Педагогика

УДК 730

старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Адамова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Серяков Алексей Витальевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный институт культуры» (г. Тюмень)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА

СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования композиционных навыков студентов художественного вуза средствами графического пейзажа. Автор проводит исследование по использованию композиционных приемов (передачи пропорций изображаемых объектов в пределах заданного формата, гармоничного использование тона, уравновешенности частей через композиционное построение, правильность перспективы, коллажирование и др.), методов («от частного к общему», «от простого к сложному», «анализ произведений» «эскизирование» будущей композиции пейзажа с заданными плановости, тона и композиции основных обязательных средств и т.д.), для использования в профессиональной подготовке студентов творческих направлений.

Ключевые слова: навык, композиционный навык, графический пейзаж, композиционный прием, методы, основы композиции.

Annotation. This article deals with the problems of formation of compositional skills of art University students by means of graphic landscape. The author conducts research on the use of compositional techniques (transfer of proportions of depicted objects within a given format, harmonious use of tone, balance of parts through compositional construction, correct perspective, collaging, etc.), methods ("from particular to General", "from simple to complex", "analysis of works", "sketching" of the future landscape composition with the given planning, tone and composition of the main mandatory means, etc.), for use in professional training of students of creative directions.

Keywords: skill, compositional skill, graphic landscape, compositional technique, methods, basics of composition.

Введение. На современном этапе развития российского образования, происходят глобальные изменения и в области художественного образования. В сложившихся социокультурных, экономических условиях происходят перманентные поиски новых образовательных парадигм, способствующих формированию компетенций будущих профессионалов в различных направлениях художественной культуры, формированию профессиональных компетенций.

Решением данной проблемы, в ходе диссертационных исследований, занимались специалисты различных направлений науки психологии и педагогики.

Так, например, Ягупова Т.А. кандидат педагогических наук, считает, что профессиональная подготовка бакалавров возможно при условии качественного улучшения содержания, форм и методов обучения в вузе [1].

А, другой исследователь Городецкая С.В. считает, что одной из важнейших проблем формирования профессиональных навыков студентов художественного вуза, является изучение, понимание и осознание ценностей художественной культуры [2].

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования профессиональных навыков не нова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.