УДК 378:371.124
Левченко Наталия Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Института педагогики, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Levchenko Natalia Valeryevna
PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Kaluga State University
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES OF FUTURE TEACHERS AS AN IMPORTANT TASK OF EDUCATION IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития профессионально-нравственных качеств будущих педагогов, обучающихся в поликультурной среде высшего образовательного заведения. Определен комплекс организационно-педагогических условий, соблюдение которых будет способствовать совершенствованию указанных качеств студентов педагогических направлений. Выделены профессионально-нравственные характеристики и базовые компоненты их развития (цен-ностно-мотивационный, когнитивный, оценочно-рефлексивный). Дан анализ практики образовательной действительности на примере высшего образования Калуги. В ходе исследования автором разработано содержание комплекса условий, а также апробированы мероприятия, позволяющие развивать профессионально-нравственные качества будущих преподавателей, которые могут быть использованы в рамках практической деятельности образовательных учреждений (педкол-леджей, вузов, на курсах повышения квалификации). Сделан вывод, что средствами поликультурного воспитания могут выступать педагогические ситуации, обучающие игры, содействующие взаимному обогащению национальных культур.
Ключевые слова:
профессионально-нравственные качества, поликультурная среда, ценности, будущие педагоги, организационно-педагогические условия, вуз.
Summary:
The paper discusses the issues related to the development of professional and moral qualities of future teachers studying in the multicultural environment of the university. A set of organizational and pedagogical conditions, the compliance of which will contribute to the development of professional and moral qualities of students in pedagogical areas, is determined. Professional and moral qualities and basic components of their development (evaluative-motivational, cognitive, evaluative-reflective components) are highlighted. The analysis of the practice of educational reality on the example of higher education in Kaluga city is given. During the study, the author developed the content of a set of conditions and took actions to develop the professional and moral qualities of future teachers, which can be used in the practice of educational institutions (pedagogical colleges, universities, advanced training courses). It is concluded that the means of multicultural education can be pedagogical situations, educational games that promote mutual enrichment of national countries.
Keywords:
professional and moral qualities, multicultural environment, values, future teachers, organizational and pedagogical conditions, university.
Российская система образования характеризуется тем, что сегодня она активно интегрируется в мировой образовательный процесс. Это способствует широкомасштабному внедрению поликультурного образования, которое имеет целями формирование толерантного отношения к ценностям других культур, развитие кругозора и коммуникативной компетенции обучающихся, что, в свою очередь, обусловливает становление гармоничной личности, совершенствование профессионального потенциала педагогов и способствует диалогу культур обучающихся.
Если проанализировать современные исследования, которые посвящены образовательной практике, можно обратить внимание на следующее. Появляется все больше работ, отражающих вопросы межкультурного взаимодействия в образовательном процессе. Об этом свидетельствуют защищенные кандидатские диссертации последних лет: Л.А. Семеновой «Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза» [1], Т.Л. Осколовой «Формирование национальной идентичности студентов в поликультурном обществе» [2], А.С. Кац «Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза» [3], Э.В. Эрдниевой «Формирование коммуникативной компетентности бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды» [4] и др.
Приоритетность поликультурного образования обозначена в федеральном законе 2012 г. «Об образовании в РФ», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009 г. и проекте Концепции поликультурного образования в России 2010 г. [5].
Анализируя понятие «поликультурность» в педагогической литературе, можно сделать вывод, что оно трактуется, с одной стороны, как качество личности, которое позволяет идентифицировать себя как личность с собственными культурой, системой ценностей, сформированной толерантностью по отношению к другим культурам и особенностями межнационального общения; с другой - как характеристика современного образования. Как справедливо заметила Л.В. Колобова, высшая школа сегодня должна быть нацелена на формирование человека культуры, способного работать с идеями разных культур [6]. На личностном уровне поликультурное образование способствует формированию профессионально-нравственных качеств студентов.
Под профессионально-нравственными качествами педагога мы понимаем систему профессионально значимых аффективных и субъектно-волевых характеристик, наличие и степень сфор-мированности которых обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде. Мы опираемся на такие важные для этой среды профессионально-нравственные качества, как милосердие, эмпатийность, толерантность, способность к диалоговому мышлению, верность, профессиональный долг, гуманность, ответственность, справедливость, сострадание, вера, отзывчивость, альтруизм, совестливость, честность, любовь к детям, доброта, искренность, доверие, патриотизм, обязательность, профессиональные честь и достоинство, требовательность к себе, добросовестное отношение к делу и др. [7].
На уровне социума поликультурное образование способствует преодолению межнациональных конфликтов и как следствие повышенной эффективности при сотрудничестве граждан, которые выражают ценности той или иной культуры. Аксиологическая составляющая поликультурного образования базируется на его целях, задачах, содержании и имеет следующие компоненты:
- ценностное отношение к своей культуре, т. е. гражданская позиция - активная любовь к Родине, самоидентификация;
- осознание значимости других культур, т. е. воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, осознание принятия их ценностей.
Из этого следует, что необходимо ориентировать обучающихся на осмысление общечеловеческих ценностей и развитие профессионально-нравственных качеств.
Профессиональная компетентность педагога является одним из факторов, который влияет на качество воспитания в условиях поликультурной образовательной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «педагогическое образование» определяет основные компетенции, которые отражают способность студентов к деятельности в такой среде. После обучения будущие педагоги должны демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям того или иного народа, иметь сформированное толерантное восприятие различий представителей разных национальностей, а также возможность умело использовать поликультурную среду. Региональный характер, в том числе для поликультурного образования в России, предопределяет социальный заказ высшего образования, который формирует профессиональный стандарт преподавателя и базируется на нем. Для работы в поликультурной образовательной среде педагог должен иметь сформированную поликультурную личность с определенными профессионально-нравственными качествами. К личностным характеристикам и профессиональным компетенциям, необходимым для взаимодействия в этнокультурной среде, учитывая ее многообразие, для осуществления развивающей деятельности, относят умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поликультурного общения и толерантность [8].
В 2008-2013 гг. наша исследовательская работа была направлена на разработку содержания, обоснование организационно-педагогических условий и критериально-оценочной базы для определения педагогического потенциала поликультурной образовательной среды, способствующей развитию профессионально-нравственных качеств будущих преподавателей. Исследование проводилось на протяжении 5 лет. Базой для него послужил факультет педагогики и психологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко (Тирасполь). Экспериментальной работой было охвачено более 400 студентов дневного и заочного отделений в течении 3 лет. После того как были соблюдены все выделенные организационно-педагогические условия поликультурной образовательной среды вуза, наблюдалась положительная динамика профессионально-нравственных качеств будущих педагогов.
Также базой исследования выступил Институт педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (2014-2016). Работа проводилась со студентами очного и заочного отделений, направление подготовки «педагогическое образование».
Анализ практики образовательной действительности на примере высшей школы Калуги свидетельствует о том, что будущие педагоги - студенты педагогических направлений - недостаточно готовы к взаимодействию в поликультурной образовательной среде и формированию поликультурной личности своих воспитанников. Это подтверждают опросы обучающихся, которые нечетко осознают значимость и необходимость поликультурного воспитания детей на современном этапе российского образования (67 %). У будущих преподавателей слабо сформировано представление о национальном своеобразии, духовных традициях, идеалах национальных систем воспитания (36 %), а также не систематизированы представления о народной педагогической культуре как этнокультурном феномене (49 %) и содержании и методах ее функционирования в различных условиях поликультурной образовательной среды. Кроме того, отсутствует умение выявлять и объяснять причинно-следственные связи в контексте совершенствования поликультурного воспитания в предметно-пространственной сфере образовательных учреждений, наполненных культурными компонентами (76 %).
В экспериментальной части исследования организована работа, направленная на проверку эффективности реализации программы развития профессионально-нравственных качеств будущих педагогов при изучении цикла педагогических дисциплин. Программа была построена на основе выявленных ранее организационно-педагогических условий поликультурной образовательной среды вуза:
- построение образовательного процесса на базе культурологического подхода с использованием принципа диалога культур;
- создание обстановки взаимного уважения и доверия, проявления которых опираются на авторитет педагогов и их готовность понять студентов и помочь им;
- сотрудничество обучающихся между собой и с педагогом в учебном процессе и за его рамками;
- формирование единого представления студентов о ценностях мировой и национальной культуры;
- отбор нравственно ориентированного содержания учебного материала и профессионально значимых текстов, учитывающих этнические особенности различных культур;
- развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов через осознание их ценности и включение механизмов эмоционально-волевого регулирования [9].
Мы руководствовались положением о том, что эффективность преподавания характеризуется соответствием результатов тем задачам, которые перед ним стоят. Итоги являются показателем эффективности в том случае, когда по определенным критериям выдается заключение о степени их приближения к заданной. Для того чтобы выделить параметры эффективности образовательного процесса в поликультурной среде вуза, мы учли содержательную структуру профессионально-нравственных качеств будущих педагогов.
Базовыми показателями развития студентов выступали несколько компонентов.
- Ценностно-мотивационный - выражается в интересе к педагогической профессии; желании иметь успех и высокие достижения в данной области; необходимости в развитии профессионально-нравственных качеств; умении быстро адаптироваться к изменяющимся условиям; убежденности в том, что нужно взаимодействовать с представителями других культур; желании решать на высоком уровне задачи поликультурного образования.
- Когнитивный компонент подразумевает наличие знаний об особенностях культурных различий окружающих людей, а также собственной нравственной позиции; способность взаимодействовать в педагогическом процессе поликультурной образовательной среды; умение на практике применять полученные при обучении компетенции.
- Оценочно-рефлексивный - отражает умение правильно прогнозировать и оценивать результаты профессиональной деятельности, при необходимости осуществлять их коррекцию, применяя при этом оригинальные подходы в решении проблемных задач.
Для выявления уровней сформированности у студентов профессионально-нравственных качеств использовалось психологическое тестирование на основе следующих методик: многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C); «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана. Кроме того, применялось прямое, косвенное и включенное наблюдение. После реализации данных методик выделены высокий, достаточный и низкий уровни развития профессионально-нравственных качеств [10].
Этапами проведения опытно-экспериментальной работы послужили предварительная диагностика развития профессионально-нравственных качеств студентов, непосредственная организация педагогического процесса с соблюдением выделенных организационно-педагогических
условий, которые включали в себя цели, содержание, методы, формы, средства организации образования. Условия для развития рассматриваемых качеств будущих преподавателей в поликультурной среде вуза заключаются в следующем.
- Развитие обозначенных качеств студентов выступает одной из приоритетных задач при подготовке педагогов. К таким задачам в высшей школе относятся развитие педагогического потенциала обучающихся; ориентация образовательного процесса на потенциальные возможности будущего педагога как на основные концепты его профессиональной успешности, что позволит системе профессионального образования действовать более продуктивно.
- Образовательный процесс строится на базе культурологического подхода и с использованием принципа диалога культур, выстраиваемого на авторитете преподавателей и их готовности помочь студентам. Культурологический подход предполагает рассмотрение процесса образования в контексте культуры. Формирование «человека культуры», развитие личности каждого обучающегося позволяют перейти от традиционного образования к личностно ориентированному. Только полноценное включение в аналитическую деятельность при получении новых знаний дает возможность стать свободомыслящим человеком, беспрепятственно преодолевающим возникающие противоречия личностного прогресса.
- Сотрудничество студентов между собой и с педагогом в рамках учебного процесса и за ними. Взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям:
1) педагог - студент (студенты);
2) студент - студент (в парах и тройках);
3) общегрупповое взаимодействие обучающихся в коллективе.
Создание многогранного эмоционально насыщенного пространства при субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии в учебной и внеучебной деятельности способствует развитию нравственной сферы студентов, ведет к преобразованию позиции личности в ценностных и смысловых установках.
- Формируется единое представление обучающихся о ценностях мировой и национальной культуры, что подразумевает знакомство с другой культурой и интериоризацию собственной национальной культуры как важного элемента на пути вхождения, интеграции в мировую культуру. Поликультурное содержание должно включать обширный круг вопросов, затрагивающих разные этнические группы, анализируемых через призму современной культуры, исторического опыта, соци-ополитических реалий, вклада в развитие общества, современные условия жизни людей.
- Осуществляется отбор нравственно ориентированного содержания учебного материала и профессионально значимых текстов, учитывающих этнические особенности.
- В содержание обучения включаются специально разработанные ситуации, способствующие проявлению у студентов нравственных качеств личности (эмпатии, рефлексии, милосердия и т. д.) в контексте культурных традиций различных этносов.
- Данные качества развиваются через осознание их ценности и включение механизмов эмоционально-волевого регулирования.
- Студенты включаются в рефлексивно-оценочную деятельность, соразмышление в ситуациях профессионально-нравственного выбора и осознание профессионального долга.
- Разработана и реализуется программа элективного курса, направленная на развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов.
Результатами диагностического среза и статистической обработки данных стало превосходство в сформированности высокого и достаточного уровней студентов экспериментальных групп А, где обучение велось с учетом всех выделенных организационно-педагогических условий, по сравнению с показателями контрольных групп Б. Зафиксированы расхождения (41 %) в ценностно-мотивационном компоненте, отражающем осознание ценности собственной педагогической деятельности и профессиональное самосовершенствование. Когнитивный компонент на 25 % выше, чем в контрольных группах, - 78 %. Сформированность оценочно-рефлексивного компонента составила 86 %, что на 20 % больше контрольных цифр.
Принятие ценностей профессиональной деятельности позволяет впоследствии говорить о сформированности профессионально значимых качеств личности будущих педагогов. По результатам исследования отмечены возросший интерес к профессиональной деятельности, готовность к принятию практических решений, а также желание взаимодействовать с представителями других культур. Студенты выражали нацеленность на работу в поликультурной среде, в поступках и поведении проявлялись важные в такой среде профессионально-нравственные качества.
Сегодня успешно выполнять профессионально-педагогические функции невозможно вне поликультурного образовательного пространства. Готовность будущего педагога к взаимодей-
ствию в этих рамках необходимо сформировать в похожей среде, которая будет создана в педагогической сфере. Насыщенная поликультурная среда организуется за счет введения в основные дисциплины вопросов, касающихся этнокультурной направленности.
На сегодняшний день проблемы поликультурного образования будущих педагогов являются не до конца решенными и требуют более глубокой проработки не только на общем уровне, но и на методическом, технологическом. Во многом обозначенные в ФГОС ВО компетенции формируются в процессе изучения студентами дисциплин педагогической направленности. Средствами поликультурного воспитания могут выступать обучающие игры, педагогические ситуации, которые будут способствовать взаимному обогащению национальных культур и помогут более глубоко воспринимать общечеловеческое через национальное. Национальные ценности, обогащая собственную культуру, воспринимаются как неотъемлемая часть общечеловеческих ориентиров.
Ссылки:
1. Семенова Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2015. 292 с.
2. Осколова Т.Л. Формирование национальной идентичности студентов в поликультурном обществе : дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2017. 214 с.
3. Кац А.С. Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2018. 255 с.
4. Эрдниева Э.В. Формирование коммуникативной компетентности бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 153 с.
5. Шеметова А.Б. Поликультурное образование как направление в профессиональной школе // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. C. 159-162.
6. Колобова Л.В. Некоторые аспекты поликультурного образования // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121). С. 188-191.
7. Там же.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сент. 2015 г. № 68н // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 24.02.2020).
9. Колобова Л.В. Указ. соч.
10. Маслов С.И., Левченко Н.В. Развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов в процессе обучения в поликультурной среде вуза // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 114-122.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович