Научная статья на тему 'Проблемы нравственного воспитания подростковв поликультурной образовательной среде школы'

Проблемы нравственного воспитания подростковв поликультурной образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / MORAL EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / INTERIORIZATION OF MORAL SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куртвапова Вероника Михайловна

В статье рассматривается нравственное воспитание школьника в современной поликультурной среде образовательной организации. Раскрываются педагогические проблемы, среди которых: вариативность методологических подходов к осуществлению нравственного воспитания, сложность психологических механизмов нравственного воспитания, возрастные особенности формирования нравственных качеств личности подростка. Раскрыто понятие поликультурной образовательной среды школы и показаны способы актуализации её педагогического потенциала в нравственном воспитании подростка. Проанализированы характерные черты поликультурной образовательной среды, способствующие формированию нравственных качеств личности. Подчёркивается важность фактора поликультурной среды в нравственном воспитании для современной общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

The article deals with the moral education of the student in the modern multicultural environment of the educational organization. Pedagogical problems are revealed, among them: variability of methodological approaches to the implementation of moral education, the complexity of psychological mechanisms of moral education, age-related features of the formation of moral qualities of the teenager. The concept of multicultural educational environment of school is opened and ways of actualization of its pedagogical potential in moral education of the teenager are shown. The characteristic features of the multicultural educational environment contributing to the formation of moral qualities of the person are analyzed. The importance of the factor of multicultural environment in moral education for modern secondary school is emphasized.

Текст научной работы на тему «Проблемы нравственного воспитания подростковв поликультурной образовательной среде школы»

раздел i. общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37.013.43

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-6-12

проблемы нравственного воспитания подростков в поликультурной образовательной среде школы

Куртвапова В. М.

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга

683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается нравственное воспитание школьника в современной поликультурной среде образовательной организации. Раскрываются педагогические проблемы, среди которых: вариативность методологических подходов к осуществлению нравственного воспитания, сложность психологических механизмов нравственного воспитания, возрастные особенности формирования нравственных качеств личности подростка. Раскрыто понятие поликультурной образовательной среды школы и показаны способы актуализации её педагогического потенциала в нравственном воспитании подростка. Проанализированы характерные черты поликультурной образовательной среды, способствующие формированию нравственных качеств личности. Подчёркивается важность фактора поликультурной среды в нравственном воспитании для современной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, поликультурное воспитание, поликультурная среда, интериоризация нравственного социального опыта

problems of moral education of students in multicultural educational environment of the school

V. Kurtvapova

Kamchatka State University named after Vitus Bering

4A Pogranichnaya ul., Petropavlovsk-Kamchatsky 683032, Russian Federation

Abstract. The article deals with the moral education of the student in the modern multicultural environment of the educational organization. Pedagogical problems are revealed, among them: variability of methodological approaches to the implementation of moral education, the complexity of psychological mechanisms of moral education, age-related features of the formation of moral qualities of the teenager. The concept of multicultural educational environment of school is opened and ways of actualization of its pedagogical potential in moral education of the teenager are shown. The

© CC BY Куртвапова В. М., 2019.

w

characteristic features of the multicultural educational environment contributing to the formation of moral qualities of the person are analyzed. The importance of the factor of multicultural environment in moral education for modern secondary school is emphasized.

Keywords: moral education, multicultural education, multicultural environment, interiorization of moral social experience

Нравственное воспитание гражданина является одной из приоритетных задач не только в системе образования, но в общей концепции государственной политики Российской Федерации. Без нравственно воспитанного гражданина невозможно построить социально стабильное государство, устойчивую экономику и процветающую культуру и науку. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» от лица Президента В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации отмечается: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [2, с. 2].

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать методологические основания, психологические механизмы, возрастные особенности нравственного воспитания подростка в поликультурной образовательной среде, а также возможности поликультурной образовательной среды в нравственном воспитании подростка.

Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека, в частности оно охватывает содержание и организацию педагогического процесса, который представляет собой

двустороннее взаимодействие педагогов и воспитанников. Воспитательный процесс способствует переводу нравственных норм в ценностные ориентации, внутренние убеждения и установки личности.

В процессе нравственного воспитания мы сталкиваемся с целым рядом проблем, среди которых размытые цели воспитания, отсутствие единого подхода при осуществлении нравственного воспитания, сложность самого процесса, потому что нравственности нельзя научить, она формируется в результате активной деятельности самой личности по реализации нравственных ценностей. Со временем правильно осуществляемое нравственное воспитание должно трансформироваться в самовоспитание.

Проблема целеполагания в нравственном воспитании всегда была остра, поскольку от цели зависят остальные компоненты системы воспитания - задачи, формы, методы и средства. Эффективность средств и методов воспитания зависит от чёткости формулировки цели. Ещё А. С. Макаренко отмечал, что отсутствие чётких воспитательных целей и задач ведёт к провалу педагогической деятельности. На современном этапе в государственном документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» чётко обозначены сущность нравственного воспитания, его цель и задачи.

«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный на-

род Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» (курсив наш. - В. К.) [2, с. 3].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обозначена основная цель нравственного воспитания, которая является воспитательным идеалом. Современный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2].

Духовно-нравственное развитие личности может осуществляться спонтанно в процессе социализации, перестройки ценностно-смысловой сферы личности в соответствии с нравственным идеалом и традиционными моральными нормами, но наиболее эффективно духовно-нравственное воспитание происходит в поликультурной образовательной среде школы, если в ней создаются соответствующие педагогические условия: нравственное просвещение, воспитание нравственных чувств и привычек нравственного поведения.

Несмотря на то, что сегодня есть официальный документ, регламентирующий сущность и осуществление нравственного воспитания, существуют разные подходы: системный (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Ю. А. Конаржев-ский, В. П. Симонов и др.), культурологический (М. М. Бахтин, С. И. Гессен, В. П. Зинченко, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др.), деятельностный (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, Н. А. Бердяев, Г. С. Батищев и др.), личностный (И. С. Марьенко, В. Т. Чепиков и др.).

При всём разнообразии методологических подходов исследователи подчёркивают сложность психологических механизмов нравственного воспитания. Так, ещё Л. С. Выготский отмечал, что нравственное воспитание должно быть незаметным для воспитанника, растворяться в социальной среде, в общих правилах поведения. При осуществлении нравственного воспитания с необходимостью должен соблюдаться принцип ненасилия, совершенно бесполезны моральная проповедь и назидание. Нравственное поведение обусловлено свободным выбором школьником социальных форм поведения. В нравственном воспитании не следует акцентировать внимание на наказании и последствиях. Человек, не совершивший дурного поступка только из страха наказания, так же безнравственен, как и преступивший нормы морали [1, с. 256].

Таким образом, нравственное воспитание должно проходить в таких условиях, в которых ученик не догадывался бы, что его воспитывают. Условия воспитания должны подталкивать воспитанника к правильному решению, которое закрепляется в эмоциональной сфере и в дальнейшем проявляется в деятельности и волевых поступках [6].

В процессе нравственного воспитания большое значение имеет собственный опыт ребёнка, поскольку воспитывать означает прежде всего создавать новые реакции, развивать новые формы поведения. Прямым внешним воздействием сложно вызвать изменения в другой личности; воспитать человека можно, лишь создавая определённые педагогические условия, побуждающие его к самовоспитанию [7], т. е. в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, а искусство воспитателя заключается в том, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

Опыт ученика, формирование условных рефлексов, всецело определяется социальной средой. Изменения социальной

w

среды влекут за собой изменения поведения человека.

Устоявшейся точкой зрения в психолого-педагогической науке является мнение о том, что нравственное развитие личности происходит в процессе моральной социализации. В широком значении воспитание понимается как процесс социализации с целью успешной адаптации к жизни в обществе. Социализация, по мнению Б. Т. Лихачева, это процесс внедрения растущего биосоциального индивида в определённую систему, где осуществляется его взаимодействие с окружающей средой, другими социальными системами, индивидами, в результате чего происходит становление личности [5, с. 212].

Нравственное воспитание как процесс моральной социализации личности является одной из ключевых идей, позволяющих раскрыть научные подходы к пониманию источников, механизмов, факторов формирования нравственных качеств личности. Любой социальный опыт, полученный ребёнком в социальной среде, будь то общение, деятельность, познание социальной действительности, неизменно преобразуется в субъективное достояние личности.

Данный процесс усвоения личностью социальной действительности в различных формах и, как следствие, изменения в нравственно-психологической сфере, называется интериоризацией. Это понятие отражает психологический механизм превращения педагогических воздействий в фактор индивидуального саморазвития личности. Результатом процесса интериоризации нравственного социального опыта выступает нравственная воспитанность личности.

В структуре нравственной воспитанности личности В. Т. Чепиков выделяет три компонента: потребностно-мотива-ционный (нравственные мотивы); интеллектуально-чувственный (нравственные взгляды, нравственные эмоции и чувства); поведенческо-волевой (нрав-

ственные привычки, волевые свойства). Данные компоненты иллюстрируют механизм усвоения социально-морального опыта: от интериоризации - к экстерио-ризации, когда нравственная воспитанность объективируется в нравственных поступках личности [8, с. 23].

Необходимо детально обосновать процесс усвоения морально-социального опыта в условиях поликультурной образовательной среды, раскрыть психологические механизмы интериориза-ции индивидуумом морального опыта и в педагогической практике уйти от методов морализаторства и навязывания нравственного поведения, а опираться на более эффективные психологические механизмы формирования нравственного поведения.

Несмотря на то, что активное формирование поведенческо-волевой сферы личности ребёнка начинается ещё в раннем возрасте, подростковый период имеет ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать в воспитательной работе, что в дальнейшем положительно повлияет на формирование нравственных качеств личности подростка.

Специфика подросткового возраста состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире и отношениях между людьми.

В этом возрасте человек большое внимание уделяет системе отношений со сверстниками и взрослыми; происходит подражание осознаваемому или бессознательно преследуемому «идеалу»; наблюдается ярко выраженная устремлённость в будущее. Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии своё самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение в сторону всё большей произвольности, опосредованности. В это же время реализуется все три микро фазы - адап-

тация, индивидуализация и интеграция [3, с. 217].

Именно поликультурная образовательная среда, насыщенная активной разнообразной деятельностью, общением, совместным опытом, специально организованная педагогом, является основным инструментом в нравственном воспитании. Ресурс поликультурной среды, как основного механизма нравственного воспитания, не достаточно исследован учёными и актуализирован педагогами-практиками, но может эффективно способствовать формированию нравственных качеств личности.

Поликультурная среда - многонациональное, многокультурное окружение участников в образовательной организации, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединёнными общностью педагогической и учебной деятельности, которые влияют на формирование личности, готовой к эффективному межкультурному взаимодействию [4, с. 50].

Поликультурная образовательная среда является эффективным условием для нравственного воспитания личности, поскольку обладает следующим воспитательным потенциалом:

- её характеризуют такие качества, как плюрализм, многокультурность, многоконфессиональность, многонаци-ональность, что является условием для формирования толерантности, уважения, солидарности, патриотизма и др.;

- она предполагает вербальные и невербальные контакты между субъектами общения, что является условием развития коммуникативности, обмену духовными ценностями и, как следствие, способствует социализации и нравственному воспитанию личности;

- в такой среде могут возникать конфликты и противоречия между субъектами, но именно через опыт, а не декларирование истин формируется личность;

- в поликультурной среде человек глубже изучает чужие культуры, тем са-

мым обогащает свою родную культуру, что является основополагающим фактором для формирования патриотизма;

- в поликультурной среде личность способна достичь определённого уровня самопознания, найти своё место и призвание в многоликом мире.

Таким образом, поликультурность характеризует большинство образовательных учреждений в России и мире. Поликультурная образовательная среда является не статичным образованием, а динамичным, что выступает благоприятным условием для нравственного воспитания личности школьника. На начальном этапе формирования нравственных качеств личности происходит обмен информацией между субъектами воспитательного процесса, нравственное просвещение может проходить в форме лектория, дискуссионных групп, классных часов, демонстрации и обсуждения художественных фильмов.

На этапе эмоционально-чувственного формирования личностных качеств, необходимо, чтобы материал получал эмоциональный отклик у учащихся. Здесь могут использоваться следующие виды деятельности: работа с кейсами, метод эмпатического сопереживания ситуаций, участие в социальных проектах, коллективный общественно-полезный труд, организация и участие в мероприятиях по сохранению культурного наследия и др. Формирование поведенческо-волевой сферы происходит в форме упражнений, игровых технологий.

Сам факт нахождения личности в поликультурной среде не будет влиять на нравственное воспитание личности, а при определённых обстоятельствах может и усугубить ситуацию, привить личности аморальные понятия и аморальный образец поведения, поэтому нравственное воспитание в поликультурной среде должно проходить под контролем педагога с чёткой постановкой целей, задач, использованием тщательно отобранных методов и форм воспитания.

Таким образом, поликультурная образовательная среда является благоприятным фактором для формирования нравственных качеств. Нравственное воспитание может происходить только в среде, которая незримо соединяет границы между воспитанием и социализацией, в которой активно взаимодействуют субъекты образовательного процесса. Данная среда должна быть наполнена активной личностно значимой деятельностью, практическим опытом, имеющим социальную значимость. В решении задач совместной деятельности воспитанники должны научиться проявлять волю и настойчивость,

преодолевать трудности, проявлять инициативу, жертвовать своими сиюминутными желаниями для достижения совместного коллективного результата, разрешать конфликты и спорные ситуации, - без данных качеств невозможно осуществить формирование нравственных привычек поведения. В результате такого воспитательного процесса вырабатываются групповые ценности, которые в дальнейшем интериоризируются в личностные качества субъекта и выражаются в его мировоззрении, поведении и поступках.

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 1991. 480 с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 23 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997. 480 с.

4. Куртвапова В. М. Понятийный аппарат поликультурного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 3. С. 46-53.

5. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1992. 528 с.

6. Рачковская Н. А., Юркова Т. В. Нравственное воспитание младшего школьника // Теоретические и практические исследования XXI века: труды Международной научно-практической конференции. М., 2014. С. 299-305.

7. Рущишина А. А. Внеучебная деятельность как фактор развития профессионального интереса у студентов средних профессиональных учебных заведений // Журавлевские чтения: научные труды Третьей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и учителей. М., 2017. С. 118-123.

8. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учеб.-метод. пособие. Гродно, 2001. 189 с.

REFERENCES

1. Vygotsky L. S. Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1991, 480 p.

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vos-pitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritually-moral development and education of the personality of the citizen of Russia]. Moscow, 2009. 23 p.

3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Rostov-on-Don, 1997. 480 p.

4. Kurtvapova V. M. [The conceptual framework of multicultural education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 3, pp. 46-53.

5. Likhachev B. T. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1992. 528 p.

6. Rachkovskaya N. A., Yurkova T. V. Nravstvennoe vospitanie mladshego shkol'nika [Moral education of younger schoolboys]. In: Teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya XXI veka: trudy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Theoretical and practical researches of the XXI century: Proceedings of the International scientific-practical conference]. Moscow, 2014, pp. 299-305.

7. Rushchishina A. A. [Extracurricular activities as a factor of development of professional interest at students of average professional educational institutions]. In: Zhuravlevskie chteniya: nauchnye trudy Tret'ei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov i uchitelei [Zhurav-

levsky readings: scientific papers of the Third all-Russian scientific-practical conference of teachers, post-graduates and teachers]. Moscow, 2017, pp. 118-123. 8. Chepikov V. T. Vospitanie nravstvennykh kachestv mladshikh Shkolnikov [Education of moral qualities of younger students]. Grodno, 2001. 189 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Куртвапова Вероника Михайловна - аспирант кафедры педагогики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга; учитель истории Начикинской средней школа; e-mail: nika.kurtvapova@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Veronika M. Kurtvapova - postgraduate student, the Department of pedagogy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kamchatka State University named after Vitus Bering"; history teacher, Municipal budget educational institution "Nachikinskiy secondary school"; e-mail: nika.kurtvapova@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Куртвапова В. М. Проблемы нравственного воспитания подростков в поликультурной образовательной среде школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 6-12. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-6-12

FOR CITATION

Kurtvapova V. M. Problems of moral education of students in multicultural educational environment of the school. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4, рр. 6-12. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-4-6-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.