Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧАЩИМИСЯ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧАЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧИТЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УЧАЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эдиева Жарадат Хусейновна, Магомедханова Умагани Шамхаловна, Гайсанов Магомедбашир Багаудинович

В статье изучен процесс развития коммуникативных компетенций учителя во взаимодействии с учащимися. Проанализирован отечественный опыт по формированию коммуникативных компетенций педагога начальной школы для работы с учащимися. Рассмотрены современные методы, используемые для развития компетенций учителей начальной школы: методы обмена опытом; методы обратной связи; методы саморазвития; методы экспертной оценки; методы мотивации; методы прямого обучения. Описаны важные психолого-педагогические условия, необходимые для развития коммуникативных компетенций учителя во взаимодействии с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эдиева Жарадат Хусейновна, Магомедханова Умагани Шамхаловна, Гайсанов Магомедбашир Багаудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING TEACHER'S COMMUNICATION COMPETENCIES IN COLLABORATION WITH STUDENTS

The article examines the process of developing the communicative competencies of a teacher in interaction with students. The article analyzes the domestic experience in the formation of the communicative competencies of an elementary school teacher for working with students. The modern methods used to develop the competencies of primary school teachers are considered: methods of exchange of experience; feedback methods; methods of self-development; methods of expert assessment; methods of motivation; direct teaching methods. The important psychological and pedagogical conditions necessary for the development of the communicative competencies of a teacher in interaction with students are described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧАЩИМИСЯ»

8. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. - Москва: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.

9. Целевая модель компетенций 2025 - [электронный ресурс] - http://image-src.bcg.com/Images/BCG_Review_November- 2017_tcm27-178366.pdf.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа Эдиева Жарадат Хусейновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Магомедханова Умагани Шамхаловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Гайсанов Магомедбашир Багаудинович

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧАЩИМИСЯ

Аннотация. В статье изучен процесс развития коммуникативных компетенций учителя во взаимодействии с учащимися. Проанализирован отечественный опыт по формированию коммуникативных компетенций педагога начальной школы для работы с учащимися. Рассмотрены современные методы, используемые для развития компетенций учителей начальной школы: методы обмена опытом; методы обратной связи; методы саморазвития; методы экспертной оценки; методы мотивации; методы прямого обучения. Описаны важные психолого-педагогические условия, необходимые для развития коммуникативных компетенций учителя во взаимодействии с учащимися.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, коммуникативные компетенции, учитель, взаимодействие, учащийся.

Annotation. The article examines the process of developing the communicative competencies of a teacher in interaction with students. The article analyzes the domestic experience in the formation of the communicative competencies of an elementary school teacher for working with students. The modern methods used to develop the competencies of primary school teachers are considered: methods of exchange of experience; feedback methods; methods of self-development; methods of expert assessment; methods of motivation; direct teaching methods. The important psychological and pedagogical conditions necessary for the development of the communicative competencies of a teacher in interaction with students are described.

Keywords: competence, competence, communicative competence, teacher, interaction, student.

Введение. Непрерывные изменения в обществе, постоянно развивающиеся технологии общения между людьми, повышение времени, проводимого детьми в социальных сетях, задают новые, повышенные требования к коммуникативной компетентности педагога. Модернизация образования предполагает инновационные формы и эффективные модели коммуникативного взаимодействия между учителем и обучающимися. Использование таких моделей невозможно без использования и целенаправленного формирования коммуникативных компетенций учителя. Для развития коммуникативных компетенций учителей требуется не только целенаправленное усилие со стороны самого педагога, но и обеспечение психолого-педагогических условий их развития в образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Развитие компетентностного подхода в российской системе образования происходит в русле общемировых тенденций, предполагающих, что односторонней передачи информации от учителя к учащемуся недостаточно для полноценного обучения будущих специалистов. На современном этапе школам необходимы профессионалы, способные учиться, действовать и принимать решения независимо, развивать свои коммуникативные компетенции целенаправленно. Только компетентностный подход гарантирует и получение знаний, и их реальную полезность, и способность педагога в будущем получать опыт, знания, коммуникативные компетенции самостоятельно.

Компетентностный подход углублённо описывается в трудах известного педагога Э.Ф. Зеера [6], согласно которому коммуникативная компетенция реализуется отечественными учителями как круг определённых полномочий, прав, и как способность совершать действия в соответствии с общепринятыми требованиями и социальными ожиданиями.

Коммуникативные компетенции, по мнению В.И. Байденко, в процессе образования применяются в качестве динамических комбинаций характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ [2, С. 31].

По мнению Т.Б. Веселовой развитие и саморазвитие пяти способностей обеспечивает коммуникативную компетентность педагога и способствует более эффективному преподаванию учебного материала учащимся [3, С. 37]:

- организация групповой коммуникации с целью совместного принятия решений;

- способность предугадывать и регулировать конфликты, регулировать конфликты ненасильственным путем, проявлять толерантность и объективность в отношении разных людей, несмотря на их возможные недостатки, либо ограничения по состоянию здоровья;

- эрудированность, высокий уровень культуры речи, культуры поведения;

- информационную коммуникативность: владение информационными технологиями, контроль за учениками в социальных сетях, общение с родителями через Интернет;

- аутокомпетентность: способность контролировать волю, эмоции, чувства, высокий уровень внутренней сдержанности, постоянная рефлексия.

Для развития коммуникативных компетенций учителей начальной школы используются следующие группы методов:

Методы «обмена опытом». Это тренинги, семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы и иные методы, где педагоги обсуждают формы работы с детьми, а затем каждый применяет их на практике. Безусловным преимуществом таких методов является возможность получить практический опыт, который на практике успешно реализовал другой педагог. Однако недостатком методов является индивидуальное восприятие получаемой информации педагогами и индивидуальная реализация перенимаемого опыта.

Что, в свою очередь, довольно часто приводит к существенным расхождениям и даже неприменимости полученных знаний на практике. Для обмена опытом педагогам требуются такие коммуникативные компетенции, как: умение слушать, способность четко выражать мысли, жестикуляция, мимика, уверенная и грамотная речь.

Методы «обратной связи». Это задавание педагогом открытых вопросов на уроке, анонимное анкетирование, случайный опрос сразу после урока, игра в «цвета настроения» для самых младших детей. Коммуникативные компетенции, характерные для данных методов позволяют узнать педагогу свои сильные и слабые стороны, уточнить у слушателей, чего

именно не хватает. Например, бывают ситуации, когда часть детей плохо слышит голос учителя, и, получая подобную обратную связь, он способен быстро и результативно повысить эффективность коммуникации.

Методы «саморазвития». К ним относятся изучение литературы, развивающей общение, просмотр обучающих видео, прохождение электронных курсов, тренировка перед зеркалом и другие. Такие методы дают возможность педагогу сформировать структуру своих коммуникативных компетенций и уже затем наслаивать на них опыт, что обеспечивает их научное, более полное и эффективное формирование. Вместе с этим, индивидуальное саморазвитие требует времени, усилий. Одного его ясно недостаточно для формирования коммуникативных компетенций.

Методы «экспертной оценки». Это методы диктофонной записи, видеозаписи ведения урока, а также привлечение наблюдателей-экспертов в процессе ведения урока. Эти методы помогают педагогу со стороны увидеть коммуникативный процесс ведения урока, определить зоны развития, а порой и существенные ошибки. Например, ошибками будут: неуверенность в голосе, перескакивание с темы на тему, частое опускание головы вниз и перевод взгляда в пол, отсутствие жестикуляции, наличие слов-паразитов и т.п. Преимуществом метода является его высокая объективность и обеспечение возможности существенно повысить эффективность коммуникации с учебной группой за счёт устранения ошибок. Недостаток метода в том, что педагог не всегда объективно смотрит на себя со стороны. Для этого приветствуется привлечение стороннего наблюдателя-эксперта, а также одновременное оценивание коммуникативного процесса, как экспертом, так и самим педагогом.

Методы «мотивации». Это косвенные методы формирования коммуникативных компетенций. Считается, что если для педагога созданы благоприятные условия работы, то он высоко мотивирован к профессиональной деятельности, и это положительно влияет на его коммуникацию с детьми и, следовательно, на частоту, эффективность использования коммуникативных компетенций. И, напротив, если педагог недостаточно мотивирован, то и к работе он относится «без любви». Что, в конечном счёте, сказывается и на коммуникации. К данной группе методов относятся: формирование корпоративной культуры, величина заработной платы, социальный статус, связанный с профессией учителя, грамоты, благодарности, необходимость документального обеспечения работы, объемы отчётности и многое другое. Преимущества данных методов очевидны, а недостатки заключаются в том, что мотивационные методы наиболее сложные и затратные для внедрения.

Методы «прямого обучения». Это прослушивание видео-, аудиолекций, посещение семинаров, вебинаров, чтение дополнительной литературы. Основным преимуществом данной группы методов является удобство: чаще всего интерактивное обучение педагога можно подстраивать под свободное время, кроме того, оно не требует прямого участия, а лишь концентрации внимания на запоминании и усвоении полезной информации. Из недостатков можно указать невозможность коммуницировать с обучающим специалистом, а также невысокую эмоциональную вовлечённость в процесс обучения.

Педагогам российских школ необходимы не только углублённые знания учебных дисциплин, но и коммуникативные компетенции в рамках преподаваемой дисциплины. Для эффективного обучения педагогам нужно сначала установить доверие, и затем передать знания учащимся.

Сделанный анализ психологических, педагогических и социологических источников, а также полученный педагогический опыт указывают на диссонанс и недостаточное исследование данной проблемы в теории и практике.

В настоящее время в Российской Федерации система образования непрерывно трансформируется и совершенствуется. На всех уровнях утверждаются образовательные стандарты третьего поколения, предусматривающие формирование педагогических компетенций.

Педагогическая компетенция - это готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В работе педагога компетенция выступает в качестве готовности применять знания, умения и опыт в профессиональной деятельности. Поэтому процесс развития коммуникативных компетенций на практике изначально связан с определением методического фундамента и подходов их формирования.

В этом плане следует обратить внимание на то, что именно входит в формирование коммуникативных компетенций.

Однако важно не только эффективно обучать педагогов, но и создавать условия, в которых их навыки, умения и компетенции будут развиваться наиболее быстро. А также эти условия должны способствовать наиболее эффективному и целенаправленному применению компетенций учителя, благодаря чему будет достигнут максимальный педагогический результат.

С.Н. Павлов описывает психолого-педагогические условия формирования компетенций учителей не только как совокупность целенаправленно созданных условий, окружающих педагога и учащихся, но и как направленность всего педагогического процесса, особенный стиль общения с детьми, традиции, ценности и даже дисциплину [9, С. 14].

О.Н. Олейникова [8] описывает следующие условия формирования коммуникативных компетенций:

Условия повышения мотивации учителей.

Без мотивации педагога на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, никакие условия не обеспечат их формирование. Педагог в самую первую очередь должен стремиться целенаправленно и регулярно использовать коммуникативные компетенции в полной мере, понимая их эффективность и полезность для работы.

По модели В. Франкла [10, С. 21], ведущим мотиватором функционирования индивида являются так называемые «смысловые универсалии». При этом, как утверждает А.Н. Леонтьев, ведущим инициатором когнитивных смыслов выступают мотивы [7]. Так, в начале любой педагогической работы мотивы следует описывать в форме вопросов: «Почему?», «С какой целью?», «Какую пользу это принесёт?». И, безусловно, каждый учитель должен понимать конечную цель своих действий, а в идеале - и пользу, как для детей, общества в целом, так и для себя самого. Только понимая индивидуально- и социально-полезные конечные результаты педагогической деятельности и имея четкие мотивы, учитель сможет стать профессионалом и в правильном русле развивать коммуникативные компетенции.

Современные учёные-педагоги чаще всего классифицируют такие мотивы учителей, как познавательный, эстетический, социальный. Вместе с тем нельзя не отметить работы известных социологов, социальных психологов и даже экономистов, которые в качестве движущего мотива указывают биологическое выживание и стремление следовать за лидером, с целью биологического выживания.

Согласно А.Н. Леонтьеву, одних внешних стимулов не хватает для формирования мотивов [7]. Первоначально все стимулы должны опираться на личностные устремления [7, С. 105]. По мере развития коммуникативных компетенций учителя следует опираться на фундаментальные потребности и интересы, усиливая собственную потребность в новых умениях, навыках, информации, применяя такие формы профессионального обучения, благодаря которым знания обращаться в общественную пользу и в индивидуально ценное для учителя благо.

Тем не менее, на современном этапе, по оценкам авторов, для большинства работников школы являются привычными мотивы, связанные, в первую очередь, с личной, а не общесоциальной пользой.

По мнению О.А. Абдуллиной вовлечение индивида в образовательную коммуникацию, не соответствующее его истинным намерениям, идеалам, принципам приводит к снижению удовлетворённости и самооценки, к потере жизненных ориентиров и способности принимать самостоятельные решения [1, С. 37].

Это в полной мере относится и к процессу формирования компетентности педагога.

Условия организации мультимедийных способов обучения учителей школы для развития коммуникативных компетенций специфических направлений.

Интерактивные (мультимедийные) способы обучения получили широкое распространение и доказали свою эффективность как более наглядные и доступные. Они используются для подключения визуального восприятия, которое считается основным для большинства людей.

Повышение коммуникативной компетенции педагогов школы - это важная задача образовательной организации. Вместе с этим, с развитием технологий, очень важно использовать новые формы донесения и предоставления информации педагогам.

Интерактивные формы методической работы - это специальные формы работы, позволяющие внедрить в процесс обучения взрослых эффективное общение, где педагог является активным участником, а не только слушателем.

Интерактивный метод имеет ряд преимуществ:

- повышается стремление, желание самообучения;

- вырабатывается самостоятельный навык по формированию педагогических (в том числе коммуникативных) компетенций;

- повышается способность анализировать свою ежедневную работу;

- развивается желание сотрудничать с коллегами, коллективизм [8, С. 24].

К интерактивным методам повышения квалификации учителей относят:

1. Тренинги;

2. Педагогические советы;

3. Круглые столы;

4. Деловые игры;

5. Мозговые штурмы;

6. Кружки качества;

7. Педагогические мастерские.

Условие использования рефлексивной активности педагога с получением обратной связи.

Рефлексия - это внутренний диалог, где личность анализирует, оценивает, принимает определённые ценности, характерные для различных социальных институтов, семей, индивидуального поведения и т.д. Получается, педагогическая рефлексия - это способность интерпретировать собственную деятельность. Невысокий уровень педагогической рефлексии -частая причина неэффективной деятельности педагога. Рефлексивная функция учителя реализуется не только в процессе самооценки своей работы, но и по мере планирования педагогического процесса, равно как и педагогической коммуникации с обучающимися.

Рефлексия находится в числе главных элементов профессиональной компетентности педагога, образования и воспитания в целом. Это комплексный механизм, требующий различных навыков педагога - способности к самоконтролю, умению поставить себя на место детей, наблюдательности, эмпатии и т.п.

4. Факторы поддержания непрерывного повышения авторитета учителя, а именно его поведения, повышения уважения и доверия к нему со стороны учащихся.

Постоянной, неотъемлемой коммуникативной компетенцией учителя является педагогический авторитет. Если ученики уважают педагога, доверяют ему, то дисциплина на его уроках выше, а передаваемые им знания доступнее и эффективнее усваиваются. Ученики с большим рвением выполняют домашние задания, которые предложил им авторитетный учитель. Кроме того, авторитет в долгосрочной динамике имеет тенденцию меняться, в сторону повышения, либо понижения. Задача учителя и школы в целом - накапливать этот авторитет, максимизировать его.

По мнению И.В. Додонова [5, С. 136] авторитет педагога складывается из множества составляющих факторов, вот основные из них:

- Репутация со стороны учеников, родителей детей, школьного коллектива (уважение, положительные отзывы).

- Общая дисциплинированность педагога (проявляется в каждом действии).

- Пунктуальность (приходит вовремя на уроки, не заканчивает раньше положенного).

- Трезвость, отсутствие вредных привычек (не пахнет перегаром и сигаретами, не ходит курить за школу).

- Опрятный внешний вид (приходит в чистой, отремонтированной одежде).

- Здоровье (не работает больным, вовремя лечит свои болезни).

- Чистая речь (отсутствует ненормативная лексика, слова-паразиты).

- Эрудированность (разбирается в разных сферах жизни, понимает хотя бы поверхностно современные технологии).

- Знание своего предмета (может ответить на сложный вопрос в рамках того, чему учит детей).

Повышая каждый, даже, казалось бы, незначительный элемент авторитета, повышается и социальное влияние педагога на детей. На авторитет оказывают влияние и множество иных факторов, которые нужно понимать и контролировать.

Условие обмена опытом с другими педагогами.

Часто высокую роль в становлении и успешной профессиональной деятельности педагога играют его коллеги. Обмен опытом помогает быстро, в «полевой работе» сформировать коммуникативные компетенции педагога, получить от коллег обратную связь, лучше увидеть сильные и слабые стороны.

Формально или неформально обмен опытом происходит в каждой образовательной организации; это непрерывный и естественный процесс.

Именно поэтому это одно из необходимых условий формирования коммуникативных компетенций.

Независимые от педагога условия, оказывающие влияние на эффективность коммуникации с детьми. В работе каждого учителя имеются внешние условия, совершенно от него независящие, но при этом оказывающие влияние на педагогический процесс. Сюда относится окружающая обстановка и всё то, что является материально-техническим обеспечением образовательного процесса. Задача школы - обеспечить педагога всеми необходимыми условиями для построения эффективной коммуникации со школьниками, давая ему возможность в полной мере применить свои коммуникативные компетенции. Названные психолого-педагогические условия тесно связаны между собой. И невозможно рассматривать их отдельно друг от друга; в то же самое время они не являются взаимоисключающими, либо совершенно едиными, но взаимодополняющими друг друга.

Очевидно, что названные факторы не являются напрямую элементами педагогического процесса. И задача учителя, да и школы в целом - управлять этими факторами, снижая все возможные риски до минимума.

В качестве предлагаемых методов формирования коммуникативных компетенций, согласно развивающему подходу, стоит отметить:

1. План самообразования (педагог разрабатывает самостоятельно, включая в него обеспечение условий формирования коммуникативных компетенций, и согласует действия с руководством школы);

2. «Мозговой штурм». Педагоги вместе методом предложения спонтанных идей ищут пути развития коммуникативных компетенций, а затем реализуют их;

3. Повышение квалификации, прохождение дополнительной подготовки, получения дополнительного образования, что также формирует коммуникативные компетенции;

4. Разработка внутришкольной системы формирования коммуникативных компетенций.

Выводы. Итак, мы описали группы методов, используемых для развития коммуникативных компетенций педагогов: методы обмена опытом; методы обратной связи; методы саморазвития; методы экспертной оценки; методы мотивации; методы прямого обучения. Также описаны важные психолого-педагогические условия, необходимые для развития коммуникативных компетенций учителя:

- Условия повышения мотивации учителей.

- Условия организации мультимедийных способов обучения учителей школы для развития коммуникативных компетенций специфических направлений.

- Условие использования рефлексивной активности педагога с получением обратной связи.

- Факторы поддержания непрерывного повышения авторитета учителя, а именно его поведения, повышения уважения и доверия к нему со стороны учащихся.

- Условие обмена опытом с другими педагогами.

- Независимые от педагога условия, оказывающие влияние на эффективность коммуникации с детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение и обеспечение данных условий в школе действительно играет важную роль, так как обеспечивается

индивидуальный подход в обучении. Вместе с тем повышаются доверие к учителю и авторитет, а с этим происходит профессиональный рост самого педагога.

Литература:

1. Абдуллина, О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1998. - №3. - С. 35-39.

2. Байденко В.И. «Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)» / «Высшее образование в России». - №5. - М., 2014. - С. 22-35.

3. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения / С.Н. Батракова. - Ярославль, 2018.

4. Бейсенбаева Б.С., Сырлыбаева К.А., Бишаева Г.С., Медетбекова Н.Н. Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 517-519.

5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. «Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования» / «Известия уральского отделения российской академии образования». - Екатеринбург: «Изд-во УрО РАО», 2011. - С. 3-15.

7. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». / А.Н. Леонтьев. - М.: «Просвещение», 1975. - 135 с.

8. Олейникова О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. - М.: Альфа-М, 2005. - 288 с.

9. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

10. Франкл В. «Человек в поисках смысла» / В. Франкл. - М.: «Прогресс», 1990. - 368 с.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Южанинова Елена Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); педагог дополнительного образования Михайлова Юлия Андреевна Языковая академия «Талисман» (г. Екатеринбург)

ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ

(ПОВЕСТЬ «UNTERM RAD»)

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды известного немецкого писателя Германа Гессе на педагогическую систему Германии начала XX века, который, не будучи профессиональным педагогом, обращается к актуальным воспитательным проблемам своего времени. Отмечено, что критическое отношение к существовавшей системе находит свое отражение в ранних произведениях автора через широкое использование ярких лингвостилистических средств.

Ключевые слова: педагогическая система, педагогические взгляды, лингвостилистические средства, синтаксические приемы.

Annotation. The article examines the views of the famous German writer Hermann Hesse on the pedagogical system of Germany at the beginning of the XX century, who, not being a professional teacher, addresses the current educational problems of his time. It is noted that the critical attitude to the existing system is reflected in the author's early works through the extensive use of vivid linguistic and stylistic means.

Keywords: pedagogical system, pedagogical views, linguistic stylistic means, syntactic techniques.

Введение. В зарубежной педагогике первой половины XX века представлены два главных направления -педагогический традиционализм - продолжение прежней педагогической мысли и новое воспитание, или реформаторская педагогика, - определенная альтернатива такой традиции [1, С. 218]. Общественно-педагогические течения, получившие широкое развитие, в том числе, в Германии, были связаны с борьбой за реорганизацию народного образования. Реформаторская педагогика заключалась в осознании несбалансированности социального существования человека и его духовного мира, когда назрела потребность в новом осмыслении и преобразовании многообразных отношений "человек -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.