Научная статья на тему 'Формирование педагогических компетенций у студентов филологического факультета в условиях Четвертой промышленной революции'

Формирование педагогических компетенций у студентов филологического факультета в условиях Четвертой промышленной революции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / учитель нового типа / поколение Z / четвертая промышленная революция. / professional competencies / new type of teacher / Generation Z / Fourth Industrial Revolution.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. И. Иванова

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью воспитать учителей, способных обучать новое поколение Z, живущее в условиях Четвертой промышленной революции. В связи с этим данная статья направлена на анализ формирования профессиональных компетенций, востребованных в школе будущего. Ведущим методом исследования данной проблемы является моделирование, позволяющее рассмотреть данную проблему как процесс целенаправленного и осознанного овладения студентами профессиональными компетенциями. Помимо моделирования использовался метод анкетирования, проведенный среди 100 студентов вуза и позволивший выявить ключевые компетенции учителя будущего. К числу наиболее важных компетенций относятся информационно-коммуникативная компетентность, психологическая и коммуникативная компетенции. В статье подчеркивается, что в век активно развивающихся технологий морально-нравственные качества учителя продолжают являться главным условием реализации в педагогическом процессе ведущих принципов обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. И. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PHILOLOGY STUDENTS DURING THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

The relevance of the study is due to the need to educate teachers who can teach the new Generation Z that lives during the Fourth Industrial Revolution. In this regard, the article is aimed at analysing the development of professional competencies that are essential in the school of the future. The principal method for studying this issue is modelling, which enables to consider the issue as a process of acquiring professional competencies of students deliberately and intentionally. In addition to modelling, the researchers conducted a survey of 100 university students to bring to light key competencies of the teacher of the future. The most important competencies include informational and communicative competence, psychological and communicative competencies. The article emphasises that now when technologies are actively developing, personal integrity continues to be the main condition for the implementation of key principles of teaching and upbringing in the teaching process

Текст научной работы на тему «Формирование педагогических компетенций у студентов филологического факультета в условиях Четвертой промышленной революции»

вания является введение различных творческих заданий продуктивного характера.

Особый интерес вызывают своеобразные мини-конференции на уроке, когда обсуждаются научные тексты различных жанров производственной направленности. Для формирования риторических умений на практических занятиях студентам предлагается подготовить устное выступление на 5 - 7 минут по направлениям и профилям подготовки. На уроке обращается внимание на составление плана устного выступления, его структуру, приёмы и способы привлечения внимания аудитории. Оживлённо проходят в аудитории обсуждения студенческих докладов-сообщений. Вместе со студентами разработаны критерии оценивания устного выступления, в которых учитывается умение использовать риторические способы и приёмы, устанавливать контакт с аудиторией, владеть невербальными средствами и техникой речи. Студенты учатся полемике и этике ведения спора. Только моделируя на занятиях условия создания публичной речи, приближённые к реальной ситуации, можно научить студента быть успешным оратором.

Лучшие доклады сами студенты рекомендуют на студенческую научно-практическую конференцию. Многие студенты уже с первого курса начинают заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвуют в внутривузов-ских и межвузовских конференциях, учатся публично представлять результаты своих научных работ, обосновывать выводы.

Студенты НГАСУ (Сибстрин) активно участвуют в олимпиадах по русскому языку и культуре речи, посещают научные кружки русского языка и ораторского искусства, организуемые кафедрой русского языка. На кружке отрабатываются полученные умения, демонстрируются знания в области русского языка, культуры речи, риторики, художественной литературы.

На занятия по русскому языку и культуре речи преподаватель для анализа часто подбирает художественные тексты о творчестве известных писателей и поэтов. Студенты анализируют языковые средства выразительности, идиостиль автора.

Немаловажное значение придаётся на уроках социально-этическим аспектам общения, речевому этикету, грубые нарушения которого нередки, к сожалению, в студенческой среде. Речевой этикет необходим не только в научной сфере, но и в профессиональной коммуникации. Сейчас знание этикета является необходимым профессиональным качеством специалиста.

Преподаватели кафедры русского языка НГАСУ (Сибстрин) постоянно уделяют внимание письменным и устным жанрам делового общения. Студент должен демонстрировать коммуникативную компетентность в профессионально значимых жанрах при сборе материала для составления учебного отчёта по практике и при написании пояснительной записки к курсовой работе и проекту.

Изучая письменные жанры делового общения, студенты рассматривают виды и структуру деловых писем, учатся вести деловую переписку, составляют анкету и резюме, анализируют языковые особенности деловой рекламы.

На занятиях, посвящённых деловому общению, вводятся лингвистические упражнения с элементами ролевой игры, которые позволяют моделировать ситуации и речевое поведение в деловой сфере, например, разговор по телефону, собеседование при трудоустройстве, диалог с начальником или с подчинённым,

Библиографический список

проведение деловых переговоров, ведение полемики по социально значимым проблемам и др. Важно с целью избегания конфликтных ситуаций и трудовых споров в ходе диалога акцентировать внимание учащихся на использовании норм культуры речи, соблюдении стилевых требований в различных речевых ситуациях.

Особое внимание на занятиях уделяется невербальному общению, так как жесты, мимика, интонация - важнейшая часть делового общения. Студенты учатся оценивать технику речи оппонента, мимику и жесты другого человека.

В учебном процессе используются различные способы промежуточного и итогового контроля: творческие задания, сообщения на научные темы, тест, контрольные вопросы.

Как мы упоминали выше, большую часть самостоятельной работы составляет внеаудиторная. Внеаудиторная работа студентов под руководством преподавателей может осуществляться в системе Moodle через личный кабинет. ЭБС IPRbooks и Электронный каталог библиотеки вуза дают студентам возможность изучать рекомендованную преподавателями литературу, работать с первоисточниками по выбранной теме, выполнять конспектирование указанных статей и монографий. Форум позволяет преподавателю при помощи электронной переписки включать студента в процесс обучения, отвечать на вопросы и исправлять недочёты в работе.

В своей деятельности кафедра русского языка наполняет дисциплину различными видами творческих заданий: работа со словарями, составление глоссария; создание презентаций по изученному материалу, использование аудио- и видео- записей при подготовке устного сообщения; просмотр телепередач с целью обсуждения в группе, информации Вконтакте, Ыадгат, Facebook; использование в учебной деятельности Интернет-порталов (ГРАМОТА.РУ, gramma.ru и др.); участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, конкурсах по риторике, студенческих научно-практических конференциях различного статуса [4].

Как мы уже писали выше, коммуникативная компетенция студентов технического вуза важна для эффективного общения в профессиональной среде. Речевая культура - это инструмент профессиональной деятельности будущего специалиста. Несомненно, в практике преподавания русского языка и культуры речи существуют проблемы. Дисциплина «Русский язык и культура речи» ведётся для бакалавриата только в 1 семестре. Развивать языковую коммуникативную культуру студентов в рамках одного семестра, безусловно, - задача очень сложная. На наш взгляд, формирование профессиональной языковой культуры будущих специалистов должно проводиться на всех уровнях высшего образования.

Мы считаем, что студент в строительном вузе должен овладеть не только техническими знаниями, но и получить общекультурное развитие, научиться грамотно пользоваться словом, убедительно излагать свои мысли, развивать риторические навыки и умения.

Д.С. Лихачёв писал, что «самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком» [5].

1. О государственном языке Российской Федерации. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_53749/

2. Национальный акцент. Available at: https://nazaccent.ru/content/20813-putin-sberezhenie-russkogo-yazyka-eto.html

3. Совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Available at: https://www.putin-today.ru/archives/11676

4. Григорьева М.А., Сатретдинова РС. Дистанционная среда как средство наполнения внеаудиторной самостоятельной работы дисциплины «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Актуальные вопросы архитектуры и строительства: материалы XII Всероссийской научно-технической конференции. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2019: 413 - 418.

5. Лихачёв Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом. Available at: http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm

References

1. O gosudarstvennom yazyke Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 01.06.2005 N 53-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_53749/

2. Nacional'nyjakcent. Available at: https://nazaccent.ru/content/20813-putin-sberezhenie-russkogo-yazyka-eto.html

3. Sovmestnoe zasedanie Soveta po mezhnacional'nym otnosheniyam i Soveta po russkomu yazyku. Available at: https://www.putin-today.ru/archives/11676

4. Grigor'eva M.A., Satretdinova R.S. Distancionnaya sreda kak sredstvo napolneniya vneauditornoj samostoyatel'noj raboty discipliny «Russkij yazyk i kul'tura rechi» v tehnicheskom vuze. Aktual'nye voprosy arhitektury i stroitel'stva: materialy XII Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Novosibirsk: NGASU (Sibstrin), 2019: 413 - 418.

5. Lihachev D.S. O yazyke ustnom ipis'mennom, starom inovom. Available at: http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm

Статья поступила в редакцию 08.04.20

УДК 378.096:81:004

Ivanova O.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: oxanaiva@mail.ru

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PHILOLOGY STUDENTS DURING THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION. The relevance of the study is due to the need to educate teachers who can teach the new Generation Z that lives during the Fourth Industrial Revolution. In this regard, the article is aimed at analysing the development of professional competencies that are essential in the school of the future. The principal method for studying this issue is modelling, which enables to consider the issue as a process of acquiring professional competencies of students deliberately and intentionally. In addition to modelling, the researchers conducted a survey of 100 university students to bring to light key competencies of the teacher of the future. The most important

competencies include informational and communicative competence, psychological and communicative competencies. The article emphasises that now when technologies are actively developing, personal integrity continues to be the main condition for the implementation of key principles of teaching and upbringing in the teaching process.

Key words: professional competencies, new type of teacher, Generation Z, Fourth Industrial Revolution.

О.И. Иванова, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: oxanaiva@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью воспитать учителей, способных обучать новое поколение Z, живущее в условиях Четвертой промышленной революции. В связи с этим данная статья направлена на анализ формирования профессиональных компетенций, востребованных в школе будущего. Ведущим методом исследования данной проблемы является моделирование, позволяющее рассмотреть данную проблему как процесс целенаправленного и осознанного овладения студентами профессиональными компетенциями. Помимо моделирования использовался метод анкетирования, проведенный среди 100 студентов вуза и позволивший выявить ключевые компетенции учителя будущего. К числу наиболее важных компетенций относятся информационно-коммуникативная компетентность, психологическая и коммуникативная компетенции. В статье подчеркивается, что в век активно развивающихся технологий морально-нравственные качества учителя продолжают являться главным условием реализации в педагогическом процессе ведущих принципов обучения и воспитания.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, учитель нового типа, поколение Z, четвертая промышленная революция.

В связи с тем, что человечество входит в эпоху Четвертой промышленной революции, система вузовского образования должна подстроиться под требования времени и решить вопросы, касающиеся того, каким должен быть современный учитель, какими компетенциями он должен обладать, чтобы отвечать актуальным вызовам и ожиданиям общества. Человек, оканчивающий школу и входящий в новую жизнь, в ближайшем будущем из-за «цифровизации продуктов, услуг и соответствующей бизнес-среды» [1, с. 54] неизбежно столкнется с нехваткой рабочих мест Несмотря на сложившуюся ситуацию на рынке труда, профессия учителя по-прежнему остается востребованной, чем и обусловлена актуальность нашей работы.

В настоящее время исследователи уделяют большое внимание формированию профессиональных компетенций современного учителя. В статье «Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях» [2] рассматриваются проблемы адаптации молодых учителей, возрастного состава педагогических кадров в школе, оценки профессиональных компетенций, профессионального развития, удержания кадров. Д.В. Макаров анализирует два актуальных аспекта проблемы моделирования личности учителя нового типа [3]. Во-первых, так как Россия - страна многонациональная и поликультурная, то для учителя важно найти то общее, что присутствует в каждой религии, на основе чего возможно объединение их носителей в созидательной общественной деятельности. Также в процессе моделирования личности учителя нового типа важнейшей задачей является приобретение милосердия. Второй аспект, выделяемый в статье, - это нравственная проблема использования информационных технологий. Еще одна сторона развития информационных технологий - постепенное превращение информационного общества в общество тотального контроля. Отсюда следует новая актуализация профессиональной этики. Человек должен следить за своим имиджем, создаваемым в социальных сетях. Из вышесказанного вытекает необходимость моделирования личности учителя с учетом увлечения современной молодежи информационными технологиями, а также общего хода научно-технического прогресса в целом.

В статье «Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях» [4] говорится о важности рефлексии, позволяющей педагогу увидеть и оценить себя со стороны. Отмечается, что профессиональное развитие педагога во многом зависит от осознанного выбора профессии и нахождения личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности. Выделяются профессиональные качества, способствующие становлению педагога: антиципация (умение предвидеть, прогнозировать развитие ситуаций, возникающих в процессе осуществления деятельности); готовность к изменениям и преодолению сопротивлений; способность к поиску, альтернативному выбору и реализации инновационных идей; способность ориентироваться в условиях неопределенности, рассчитывая степень допустимого риска.

Изучение педагогической литературы позволяет констатировать недостаточную изученность темы нашего исследования. Именно педагоги воспитывают будущее поколение, которое будет задействовано в наиболее востребованных отраслях экономики. Новое поколение обучающихся называют «поколением Z» и выделяют следующие его особенности: «креативность, добросовестность, готовность непрерывно обучаться, дерзость и живость мышления, многозадачность, практицизм, приверженность здоровому образу жизни. Слабая сторона представителей «поколения Z» - отсутствие мотивации, неспособность концентрироваться на одном предмете, нелюбовь к чтению» [5, с. 135]. Первостепенной задачей современного педагога является соответствие модели нового типа учителя, который владеет всеми необходимыми компетенциями, позволяющими учить новое «поколение Z». При этом учителю следует опираться на сильные стороны представителей нового поколения, нивелируя недостатки.

Цель исследования: сформулировать компетенции, отвечающие актуальным тенденциям развития общества, науки, экономики.

Методы исследования: в процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ; синтез; обобщение; моделирование); диагностические (анкетирование; интервьюирование; метод задач и заданий); эмпирические (изучение опыта работы образовательных организаций, нормативной и учебно-методической документации; педагогическое наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальной базой исследования являлся филологический факультет Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

Этапы эксперимента

Исследование проблемы проводилось в три этапа:

- на первом этапе осуществлялся теоретический анализ существующих методологических подходов в педагогической научной литературе, также теории и методики педагогических исследований; выделены проблема, цель и методы исследования, составлен план экспериментального исследования; проведено анкетирование среди студентов;

- на втором этапе организованы мероприятия воспитательного характера, нацеленные на формирование необходимых будущим педагогам компетенций;

- на третьем этапе проведено анкетирование студентов с целью констатации сформированности у студентов компетенций, выделенных как основные на первом этапе эксперимента.

Этапы внедрения модели

Внедрение данной модели предполагало проведение следующих этапов экспериментальной работы:

- определение исходного уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», «Филология» на филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г Якутск) с использованием методов анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, статистической обработки результатов исследования.

Констатирующий этап

В анкетировании и опросах приняли участие 100 студентов Северо-Восточного федерального университета. Обработав анкеты, мы пришли к следующим выводам. Современный учитель - это человек, способный адаптироваться к вызовам изменяющегося мира, в любой ситуации сохраняющий самообладание. Чтобы стать хорошим учителем, необходимо быть честным, порядочным, мобильным, иметь гибкий ум, широкий кругозор, уметь мыслить нестандартно, быть хорошим оратором, владеть информационно-коммуникационными технологиями и активно внедрять их в учебный процесс. Помимо отличного знания своего предмета, ему нужно иметь способность к эмпатии, любовь к предмету и ученикам, владеть обширными познаниями о произведениях культуры, культурных образцах. Современный учитель обязан быть хорошим психологом, советчиком и чутким другом для учащихся. Он должен постоянно развиваться сам, учиться у своих учеников, владеть отличными организаторскими навыками. Так как учитель является примером для подражания, ему следует помочь ученику сформироваться как личность. Учитель должен обладать такими качествами, как доброта, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, артистичность. Ему полагается быть толерантным и креативным, понимать и поддерживать своих учеников, развивать их потенциал и способности. В связи с активными миграционными процессами учитель должен уметь грамотно вов-

лечь новых учеников в сложившийся коллектив. Помимо личностных качеств, от современного учителя требуются профессиональные, к примеру, готовность принять конструктивную критику от коллег.

Учитель должен быть не только отличным профессионалом, он в первую очередь обязан быть хорошим человеком. Также современный учитель - это тот, кто умеет результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. Учителю нужно уметь:

- вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказать свои мнения, дискутируя не только между собой, но и с учителем;

- использовать разнообразные формы организации деятельности учеников с учетом их индивидуальных особенностей;

- выглядеть модно и привлекательно.

В рамках анкетирования студенты ответили на вопрос: «Какими компетенциями должен владеть современный учитель?» Исходя из ответов студентов, нами были выделены компетенции, необходимые учителю нового типа (в скобках указаны результаты анкетирования):

- цифровая грамотность (ИКТ-компетентностность) (98%);

- психологическая компетенция (эмоциональный интеллект) (75%);

- коммуникативная компетенция (владение ораторским искусством, умение общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в связи с введением инклюзивного образования) (72%);

- обучаемость (68%);

- умение рационально планировать деятельность (54%);

- способность работать в команде (52%);

- креативность (умение нестандартно мыслить) (42%);

- мобильность (33%);

- культурологическая компетенция (28%).

- адаптивность (19%);

- инициативность (15%).

Формирующий этап

Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов в высшем образовательном учреждении - это сложный и многогранный процесс, который основан на единстве интересов, объединении усилий преподавателей и студентов, традиционных подходов, инновационных технологий, организации разнообразных видов деятельности. При этом от преподавателей как ведущих субъектов этого процесса и от студентов требуется наличие положительной мотивации, высокой культуры, взаимной ответственности, готовности к конструктивному сотрудничеству. В процессе формирующего эксперимента нами были организованы мероприятия воспитательного характера, нацеленные на совершенствование универсальных и общепрофессиональных компетенций будущих педагогов.

Рассмотрим воспитательную работу на примере филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосо-ва. В соответствии с составляющими всесторонне развитого учителя, можно в табличном виде представить формы и результаты работы со студентами (см. табл. 1).

Таблица 1

№ Название мероприятия Развиваемые компетенции (УК-универсальная компетенция. ОПК-общепрофес-сиональная компетенция) Результат

1. Интерактивные лекции с использованием материалов из личных архивов преподавателя по изучаемой теме по дисциплине «История зарубежной литературы». Например, фотографий из литературных музеев разных стран, фотографий памятников писателям, программ посещенных спектаклей по произведениям изучаемых авторов УК-5 - способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ОПК-4. - способен осуществлять духовно- нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ОПК-8 - способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний У студентов наблюдается расширение общего кругозора, формирование толерантности к культурным и ментальным различиям представителей разных стран. Во время прохождения педагогической практики студенты активно применяли полученную информацию на пробных и зачетных занятиях

2. Посещение музеев города Якутска: Национального художественного музея, Галереи зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева, музея «Россия - моя история», краеведческого музея им. Е.М. Ярославского. Посещение театров: Государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина, Театра оперы и балеты имени Д.К. Сивцева - Суоруна Омолоона, Саха академического театра имени П.А. Ойунского УК-5 - способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ОПК-3 - способен организовывать совместную индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов Расширение содержания дополнительного эстетического воспитания и образования студентов, направленного на развитие их эстетической культуры и эмоционального интеллекта. Повышение качества знаний студентов в области краеведения и истории страны и региона

3. Организация внеаудиторных мероприятий вне-учебного характера. Например, посещение Ботанического сада Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, поездки в исторические места пригорода Якутска с целью изучения истории края УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде ОПК-7 - способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ Формирование умения успешно взаимодействовать в коллективе, развитие лидерских качеств. Повышение качества знаний студентов в области краеведения и истории страны и региона. Развитие способности мыслить в границах экологической безопасности

4. Встречи с русскоязычными якутскими писателями: А. Амбросьевым, О. Пашкевич, Д. Михайловым и др. УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Совершенствование навыков критического анализа и синтеза полученной информации. Расширение кругозора. Создание системы духовно-нравственных ценностей. Развитие эмоциональной восприимчивости к красоте.

5. Организация студенческих театральных постановок по мотивам известных произведений русской и зарубежной классики с последующим размещением видео роликов на университетском канале YouTube. УК-2 - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде Вовлечение студентов в индивидуальную, групповую и коллективную проектную деятельность. Формирование у студентов умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении учебных и профессиональных задач. Формирование эстетического вкуса, развитие воображения и мышления.

6. Ежегодно в день самоуправления бакалавры и магистранты филологического факультета проводят лекции со студентами-первокурсниками разных факультетов и институтов СВФУ с целью побуждения к размышлению о пользе чтения, ознакомления со списком «100 книг». В 2017, 2018, 2019 гг были посещены БГФ, МИ, ИЯКН, ИЗФИР Охват: 172 студента. Темы лекций: Н.С. Лесков: биография, образ нигилиста в русской литературе; Ф.М. Достоевский: биография, роман «Идиот»; Современная литература (экранизации художественных произведений); Влияние лирики Дж. Г. Байрона на творчество А.С. Пушкина; «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и роман В. Скотта «Айвенго» (жанр исторического романа); Жизнь и творчество А.П. Чехова, интересные факты, анализ рассказа «Тоска»; Психологизм в литературе на материале произведений Ф.М. Достоевского, факты из жизни и творчества писателя. УК-6 - способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. ОПК-4 - способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей ОПК-8 - способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Развитие навыков самостоятельной работы, инициативности. Адаптация к будущей профессии. Установление контакта с обучающимися, что ведет к совершенствованию коммуникативной компетенции. Способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся, опираясь на лучшие образцы классической литературы

7. Организация кураторами встреч с психологами Центра практической психологии СВФУ на темы: «Сплочение группы», «Тайм-менеджмент», «Как справляться со стрессом перед экзаменами», «Командообразование» УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. ОПК-6 - способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями Развитие умений рационального планирования своей деятельности. Вырабатывание способности работать в команде. Лучшая адаптация личности к окружающему миру, оптимальная организация деятельности в коллективе

Контрольный этап

На данном этапе эксперимента для определения уровня и выявления динамики формирования компетенций студентов в ходе экспериментальной работы проводились диагностические срезы по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Согласно проведенному анализу контрольных срезов, современный учитель должен быть не только хорошим предметником, он должен обладать рядом компетенций, которые необходимы в деятельности педагога сегодняшнего дня. Знания, умения, которые дает учитель нового типа, должны соответствовать стандартам Федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого учитель должен быть заинтересован в своей профессии. Студенты считают, что превосходного знания своего предмета недостаточно. Главными качествами учителя являются любовь к своему делу, творческий подход к преподаваемой дисциплине, высокая мотивация и стремление к саморазвитию. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, выпускники четко осознавали свое место в обществе, были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач. От того, насколько учитель заинтересован в жизни, зависит мотивация его учеников, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку, а этого он добьется только своим стремлением к знаниям.

Студенты осознают сложности будущей профессии и констатируют отсутствие у себя некоторых компетенций из тех, которые были выделены нами на констатирующем этапе эксперимента. Во время педагогической практики студенты пришли к следующим выводам:

1) новое поколение школьников значительно отличается от поколения студентов. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, у современных школьников другое мировоззрение и самоощущение, они воспринимают мир глазами других людей: режиссеров, блогеров, вайнеров, коучей;

2) мало быть просто современным, интересным и активным. Нужно уметь подавать свой материал так, чтобы он был интересен даже учащимся с низкой академической успеваемостью и недостаточной мотивацией. Кроме того, хоро-

Библиографический список

ший учитель воспитывает своих учеников так, чтобы они уважали тех, кто старше

их.

Радует тот факт, что подавляющее большинство студентов намерены заниматься педагогической деятельностью после получения дипломов. Они обладают высокой мотивацией к овладению будущей профессией, стремятся к получению новых знаний и активно совершенствуют свое педагогическое мастерство. Согласно мнению студентов, они на сегодняшний день не соответствуют той модели идеального современного учителя, которая была описана на констатирующем этапе. Они находятся в процессе формирования и развития профессиональных компетенций. В отличие от результатов констатирующего этапа, где студенты выделяли в качестве ключевых компетенций цифровую грамотность (ИКТ-компетентностность), психологическую компетенцию (эмоциональный интеллект), коммуникативную компетенцию (владение ораторским искусством, умение общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в связи с введением инклюзивного образования), на контрольном этапе результаты претерпели некоторые изменения. Студенты считают, что у них больше всего развиты следующие компетенции: способность работать в команде (развита на 70%), коммуникативная компетенция (развита на 95%), обучаемость (развита на 80%).

Выводы об уровне сформированности профессиональных педагогических компетенций были сделаны на основе анализа актуальной литературы по теме исследования, анкетирования, опросов, бесед со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», «Филология» на филологическом факультете Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосо-ва (г. Якутск).

Итак, современный учитель должен владеть цифровой грамотностью, обладать эмоциональным интеллектом, коммуникативной компетенцией, высокой обучаемостью, быть пунктуальным, уметь рационально планировать деятельность. Он обладает способностью работать в команде, творческим мышлением, мобильностью, владеет культурологической компетенцией, адаптивностью, инициативностью. При этом он является человеком с высокими моральными качествами, способным быть образцом для подражания и только во вторую очередь - профессионалом своего дела.

1. Алексанков А.М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт. Стратегические приоритеты. 2017; № 1(13): 53 - 69.

2. Куликова А.А. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях. Отечественная и зарубежная педагогика. 2018; Т. 1, № 1(46): 81 - 93.

3. Макаров Д.В. Два актуальных аспекта проблемы моделирования личности учителя нового типа. Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: сборник научных трудов Всероссийской конференции с международным участием по обсуждению итогов апробации профессиональных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагога основного общего образования». Под редакцией РА. Валеевой. Казань: Отечество, 2017: 191 - 196.

4. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 54-4: 16 - 22.

5. Воробьева М.В. Обучаем поколение Z: традиции и современные учебные реалии. Педагогическое образование и наука. 2018; № 2: 135 - 138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Aleksankov A.M. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya i modernizaciya obrazovaniya: mezhdunarodnyj opyt. Strategicheskieprioritety. 2017; № 1(13): 53 - 69.

2. Kulikova A.A. Obraz molodogo uchitelya v sovremennyh rossijskih i zarubezhnyh issledovaniyah. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018; T. 1, № 1(46): 81 - 93.

3. Makarov D.V. Dva aktual'nyh aspekta problemy modelirovaniya lichnosti uchitelya novogo tipa. Podgotovka pedagoga osnovnogo obschego obrazovaniya: vyzovy vremeni i strategii realizacii: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem po obsuzhdeniyu itogov aprobacii professional'nyh programm po urovnyam obrazovaniya bakalavriat, magistratura i aspirantura s napravlennost'yu (profilem) «Pedagoga osnovnogo obschego obrazovaniya». Pod redakciej R.A. Valeevoj. Kazan': Otechestvo, 2017: 191 - 196.

4. Bicheva I.B., Chelnokova E.A., Yudakova O.V., Careva I.A. Professional'noe razvitie lichnosti pedagoga v sovremennyh usloviyah. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 54-4: 16 - 22.

5. Vorob'eva M.V. Obuchaem pokolenie Z: tradicii i sovremennye uchebnye realii. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2018; № 2: 135 - 138.

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 378.1

Ivanchenko Е.А., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Law Institute of the North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: kvi-elena@yandex.ru

Ryasnyanskaya N.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Law Institute of the North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: natalya.rgsu@mail.ru

ON THE ISSUE OF THE SOCIAL NECESSITY OF APPLYING SPECIAL LEGAL KNOWLEDGE IN TEACHING ACTIVITIES. The task of the study is to identify socio-economic factors that affect the formation of the competencies of future teachers, the ability to carry out professional activities in accordance with regulatory legal acts in the field of education, to determine the compliance of actions with legally established grounds; the ability to make the right choice of actions from alternative ones; conscious and appropriate establishment of the scope of measures taken; understanding the nature of the legal consequences of their decisions and actions. The study uses theoretical methods aimed at identifying the features of the formation of professional competencies of graduates of the master's program 44.04.01 Pedagogical education (profile) "Legal education". A wide range of researchers and practitioners of the educational system, including heads of educational organizations and lawyers who support the activities of the educational organization, are invited to the discussion. The main theoretical and practical conclusions are based on a comprehensive study of social, economic and political factors that influenced the formation of the educational system of the Russian Federation.

Key words: professional competence, education, law enforcement, informational educational content, intellectual property object.

Е.А. Иванченко, канд. юрид. наук, доц., Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь,

E-mail: kvi-elena@yandex.ru

Н.А. Ряснянская, канд. ист. наук, доц., Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь,

E-mail: natalya.rgsu@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Целью исследования является выявление социально-экономических факторов, влияющих на формирование компетенций будущих педагогических работников, умение осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования, определять соответствие совершаемых действий законодательно установленным основаниям; умение сделать правильный выбор действия из альтернативных; сознательное и соответствующее установление объема предпринимаемых мер; понимание характера правовых последствий своих решений и действий. В исследовании использовались теоретические методы, направленные на выявление особенностей формирования профессиональных компетенций у выпускников магистерской программы 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Правовое образование. К дискуссии приглашается широкий круг научных и практических работников системы образования, в том числе руководители образовательных организаций и юристы, сопровождающие деятельность образовательной организации. Основные теоретические и практические выводы базируются на комплексном исследовании социальных, экономических и политических факторов, оказавших влияние на формирование образовательной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, правоприменение, информационный образовательный контент, объект интеллектуальной собственности.

На страницах специальной литературы содержание понятия «образование» до сих пор остается дискуссионным, что обусловливает привлекательность данного института для исследователей из различных отраслей научного знания.

Образование, во-первых, рассматривается как один из крупнейших социальных институтов, участвующих в процессе социализации личности, в данном контексте особо значимыми признаются такие характерные черты образования, как накопление духовного и интеллектуального потенциала, поступательное интегрирование знаний во все сферы общественной жизни, а также преемственность профессионального опыта. С точки зрения указанного подхода образование выступает так называемым «социальным лифтом» - самым распространённым способом включаться в новые социальные группы, осуществляя вертикальный подъем в структуре общества. Такая восходящая мобильность предопределяется доказанностью овладения рядом необходимых компетенций, установленных профессиональным сообществом, в которое стремится перейти обучающийся.

Согласно второму подходу образование определяется как уникальное социальное явление, имманентным качеством которого выступает интеграция личности в образовательный процесс одновременно и как обучающий субъект, и как обучаемый. Усложнение общественных отношений ускоряет скорость интеграции в разные области знания, обусловливая приобретение человеком дополнительных умений и навыков, формируя новые профессиональные компетенции.

Желая нашему государству социальной стабильности, мы должны быть готовы выстроить непрерывную систему образования с формированием четкой структуры и качественными характеристиками, позволяющую субъекту постоянно обучаться, одновременно ретранслируя уже полученные знания в процесс образования других лиц. Аналогичную точку зрения высказывает в своей публикации Л.И. Жарикова, отмечая упорядоченность структуры непрерывного обра-

зования как некого социального эталона, к которому должно стремиться любое общество [1, с. 220]. В этой связи сложно не согласиться с мнением признанного авторитета в сфере образования и видного политического деятеля ГА. Балыхина о том, что непрерывность образования стало новейшим уникальным социальным явлением, вобравшим в себя весь функционал и активы образовательной системы страны и отличающимся повышенным социальным спросом россиян [2, с. 21].

Заслуживает также внимания исследователей взгляд на образование как на объект экономических отношений. Здесь мы рискуем быть обвиненными в излишней утилитарности, но предлагаем рассмотреть образование как отношения, формируемые встречным социальным спросом, определяемым балансом социально-экономических интересов общества и обучаемого. С одной стороны, экономические затраты общества на обучение гражданина должны быть прямо пропорциональны той пользе, которую он потенциально должен в последующем принести данному обществу как высококвалифицированный специалист. С другой стороны, приобретаемое образование должно по своим качественным характеристикам соответствовать затраченным на него гражданином личным ресурсам - времени, усилиям и финансовым средствам. Данный подход, безусловно, невозможно воспринимать без включения в правоотношение общество -обучаемый третьего субъекта - государства, которому отводится роль организационно-правового регулятора и контролера процесса получения качественного образования.

В результате исследования особенностей формирования профессиональных компетенций были выявлены факторы, оказывающие непосредственное влияние на их формирование.

Социальный спрос на образование настолько многоаспектен, что предполагает его удовлетворение тысячами разных образовательных траекторий, ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.