УДК 371 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-103-110
Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях взаимодействия с учащимися образовательной организации
ШубовичММ.*, ПетрищеваН.Н.
Ульяновский государственный педагогический университет имени. И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-8325-8626, shubmm@mail.ru* ORCID: 0000-0001-8435-5607, nadin.1984_2011@mail.ru
Аннотация: Авторы, обосновывая актуальность исследования, отмечают, что в настоящее время расширяющееся информационное поле обусловливает развитие имеющихся компетенций у педагога, постоянное обновление формата знаний, а коммуникативная компетентность является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности, целью которой является умение добиваться продуктивности в коммуникации. Материалы. В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий «коммуникативная компетентность», «студенты-будущие педагоги физической культуры», «условия взаимодействия», «формирование коммуникативной компетентности» и проведен анализ основных дефиниций. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова со студентами факультета физической культуры и спорта. Цель исследования заключалась в реализации программы, включающей два блока мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в процессе взаимодействия с учащимися в образовательном пространстве: блок 1 -мероприятия, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в процессе взаимодействия с учащимися, с применением активных форм обучения; блок 2 - мероприятия, направленные на раскрытие внутреннего потенциала, на стимулирование индивидуально-личностного проявления и стиля поведения студентов-будущих педагогов ФК. Результаты. Проведенное исследование и контрольная диагностика показали, что программные мероприятия способствовали формированию коммуникативной компетентности студентов-будущих педагогов ФК в условиях взаимодействия с учащимися образовательной организации, созданию условий для общения, развитию коммуникабельности, формированию навыков регулирования отношений между участниками образовательного процесса и адаптации в коллективе. Заключение. Изучение роли коммуникативной компетентности студентов-будущих педагогов ФК в перспективе может служить основой для дальнейшего всестороннего исследования проблемы разработки и реализации эффективных технологий формирования коммуникативной компетентности личности. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студенты-будущие педагоги физической культуры, условия взаимодействия, формирование коммуникативной компетентности.
Для цитирования: Шубович М.М.*, Петрищева Н.Н. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях взаимодействия с учащимися образовательной организации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 104-111. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-103-110
Students' communicative competency formation in terms of interaction with pupils of educational establishment
Marina M. Shubovich*, Nadezhda N. Petrishcheva
Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-8325-8626, shubmm@mail.ru ORCID: 0000-0001-8435-5607, nadin.1984_2011@mail.ru
Abstract: The authors, substantiating the urgency of the research, underline that nowadays the broadening information sphere, conditions the development of existing teacher's competencies, constant format of knowledge renewal.Communicative competency is one of the most important parts of professional competency, the aim of which is the ability to achieve productivity in communication. Materials. As the initial materials we specified the essence of the basic notions: "Communicative competency", "Students-future physical culture teachers", "Conditions of interaction", "Communicative competency formation" and analyzed the main definitions. Research methods. The research was held on the basis of Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov among students from physical culture and sport faculty. The aim of the research was in the program realization, which includes two blocks of events, directed toward the level of communicative competency increase among students- future physical culture teachers during the process of interaction with pupils at an educational environment: block 1 includes events, directed toward the level of communicative competency increase among students-future physical culture teachers during the process of interaction with pupils using active forms of teaching; block 2 includes events, directed towards inner potential revelation, toward individual personality and style of behavior stimulation among students-future physical culture teachers. Results. The held research and control diagnostics showed that program events provided communicative competency formation among students-future physical culture teachers in terms of interaction with pupils of educational establishment, created conditions for communication, developed communicative abilities, formed the skills of relations regulation between the participants of the educational process and adaptation in collective. Conclusion. Studying the role of communicative competency of students-future PC teachers in the future can become the base for further many-sided research of the personality's communicative competency creation and realization effective technologies problem.
Keywords: "communicative competency", students-future physical cultureteachers", "conditions of interaction", communicative competency formation.
For citation: Marina M. Shubovich*, Nadezhda N. Petrishcheva. Students' communicative competency
formation in terms of interaction with pupils of educational establishment. Russian Journal of Physical
Education and Sport. 2019; 14(4): 104-111. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-103-110.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальной цифровизации современногодинамичноменяющегосяобщества система образования России претерпевает серьезные изменения, а представленный стиль педагогического взаимодействия в современной системе образования, интегрированный в постоянно расширяющееся информационное поле, обусловливает постоянное развитие имеющихся компетенций у педагога, обновление формата знаний и формирование все новых компетенций. Сегодня знание активнее приобретает форму контекста, в рамках которого востребованными становятся мета-компетенции, т.к. именно этот формат является необходимым как для получения новых знаний, так и для трансляции имеющихся. С целью развития компетенций личности современного педагога все чаще обращает на себя внимание модель «4К», разработанная организацией Partnership for 21st Century Skills в 2014 году. «4К» - это система 4 ключевых навыков надпрофессиональных компетенций: критическое мышление, креативность, командная работа и коммуникация, что позволяет современному педагогу подниматься на разные ступени своего профессионально-
личностного развития и совершенствования педагогического мастерства [1].
И. Браун приводит модель 4К, в которой отмечает, что коммуникация сегодня - это оценка ситуации и результатов взаимодействия; это диалог-стремление понять партнера, формулирование и получение взамен понятных сообщений, применение вспомогательных коммуникативных средств [1].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий: «коммуникативнаякомпетентность»,«студенты-будущие педагоги физической культуры», «условия взаимодействия», «формирование коммуникативной компетентности».
Коммуникативная компетентность
является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности
студентов-будущих педагогов, целью которой является умение добиваться продуктивности в коммуникации (общении) при условии качественного оптимального уровня взаимодействия в образовательном пространстве. Развитие коммуникативной
компетентности педагога необходимо в устном и письменном общении, порождении и восприятии текста, деловой переписке, делопроизводстве, иноязычном общении и решении коммуникативных задач.
Рассмотрение различных аспектов коммуникативной компетентности отражено в работах Б.З. Вульфова, И.А. Зимней, Ю.М. Жукова, С.А. Игнатьева, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, Н.П. Фетискина, В.Д. Ширшова, Т.Н. Щербаковой и др.
Отметим, что в научной литературе данная дефиниция отличается сложностью, неоднозначностью. Так, Фетискин
Н.П. справедливо утверждает, что учитель, обладающий коммуникативной компетентностью, умеет вступать в коммуникацию, непринужденно общаться, достигать желаемых результатов в общении, избегая при этом отрицательных эффектов, быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до понимания других собственную точку зрения в формате «равный-равному» [11]. В исследованиях Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [3, с. 3].
По утверждению Мерлина В.С., коммуникативная компетентность по своей структуре может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [8 с.175].
Выделение структурных компонентов коммуникативной компетентности рассмотрено на примере модели И.А. Зимней, которая определяет следующее:
- мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельностью и ее ценностями,
готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте педагога;
- когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, возникающие в процессе общения и взаимодействия педагога и учащихся в образовательном пространстве;
- операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые педагогу в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты эффективным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение вырабатывать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность, для того чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия в образовательной среде [4, с.11].
Все компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и высокий уровень коммуникативной компетентности педагога, в идеале, предполагает развитие и наличие всех вышеназванных компонентов.
Обозначенные компоненты (критерии) в полной мере могут быть применимы и в отношении студентов-будущих педагогов физической культуры (ФК), т. о., мы определяем мотивационный, когнитивный и деятельностный критерии коммуникационной компетентности студентов-будущих педагогов ФК.
Таблица 1 - Соответствие критериев коммуникационной компетентности студентов-будущих педагогов ФК и диагностического инструментария для их оценки
№ п\п Наименование критерия Диагностический инструментарий оценки
1. Мотивационный Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И. Ладанов, В. Уразаева)
2. Когнитивный Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцев), Диагностика коммуникативной толерантности (В. Бойко)
3. Деятельностный Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)
Выявление компонентов
коммуникативной компетентности и критериев их проявлений позволяет подобрать диагностический инструментарий и оценить исследуемые явления.
В современных условиях от педагога физической культуры в профессиональной деятельности требуется активное владение техниками вербального и невербального общения, умение создавать социально-педагогические ситуации, в которых обучающиеся практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, советом, выстраивая правильную коммуникацию. От успешности межличностного взаимодействия, способности увлечь в совместную деятельность зависит эффективность образовательного процесса.
Педагог ФК должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, быть способным реализовать личностно ориентированные образовательные и коммуникативные технологии и быть готовым гибко управлять образовательным процессом. Коммуникативная компетентность педагога ФК рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.
В принятой в 2009 году «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» развитие трудовых ресурсов отмечено одним из главных направлений в государственной деятельности в сфере физической культуры и спорта [10].
Причиной этому служит то что физическая культура и спорт считается частью социальной сферы, от результативности работы которой обусловливается зависимость физического, духовного, интеллектуального здоровье и благополучия личности и общества в целом. Таким образом, значимость образования и развития коммуникативной компетентности педагога физической культуры обусловливается:
- активными жизненными позициями и профессиональной работы, все это обязывает преподавателя физической культуры развивать необходимых для этого качеств: общительность, способность стремительно приспособиться в коллективе, корректировать взаимоотношения среди участников педагогического процесса;
- особенностью работы профессионалов физической культуры и спорта, является то, что они могут быть и педагогами-преподавателями и вести педагогический процесс, а так же работая учителями физической культуры и тренерами реализовывать административную и др. функции.
-отношение этой специальности к системе «человек-человек», что обуславливает необходимую коммуникабельность.
Работы и исследования таких ученых как Г.Д. Бабушкина, М.Я. Виленского, С.Б. Елканова, Ю.М. Жукова, Е.П. Ильина, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, А.И. Чучалиной и многих др., направлено на проблемы коммуникации, преподавательского общения, вербальный деятельности в процессе подготовки профессионалов ФК и С.
Установлено, то что речь педагога содействует развитию определённых взглядов о тех или иных явлениях в
окружающем мире, а речь преподавателя физической культуры стремительно может помочь первоначальному формированию двигательного образа, и в последствии более лучшему усвоению двигательных умений и навыков [2].
Так, в процессе взаимодействия с учащимися педагог ФК решает, какое задание, какой вопрос целесообразнее дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы, как ответить, чтобы ученик не обиделся, понял истинные намерения учителя и т.п.
Взаимодействие - процесс, определяемый Е.В. Коротаевой как «связь субъектов (и объектов) образования, детерминированную познавательной ситуацией, опосредуемую социально-психологическими процессами, приводящими к количественно-качественным изменениям» [7, с.67]. Автор считает, что в основе педагогического взаимодействия лежит теория деятельности, которая вбирает в себя психологическую концепцию межличностных
взаимодействий и изучается с точки зрения процесса и результата психолого-педагогической деятельности участников взаимодействия [7, с. 68]. Поддерживает эту идею Е.В. Мещерякова, которая подчеркивает, что педагогическое взаимодействие есть процесс совместной деятельности, имеющий общую педагогическую цель[9].
Таким образом, требования к современному педагогу ФК достаточно высоки, но, как показывает практика, студенты-будущие педагоги ФК не всегда готовы справиться с этими задачами в своей практической деятельности. Анализ компетенций, связанных с коммуникацией и взаимодействием, включенных в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (ФГОС) (на основе которого осуществляется подготовка будущего педагога ФК в вузе), показывает крайне ограниченный их перечень (таблица 2).
Таблица 2 - Наименование категории универсальных и общепрофессиональных компетенций, включенных в ФГОС 44.03.01, относящихся к коммуникации и взаимодействию
№ п/п Наименование категории универсальных (УК) и общепро-фессиональных компетенций (ОПК) Код компетенции
1. Коммуникация УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном языке
2. Взаимодействие с участниками образовательных отношений ОПК-7 Способен взаимодей-ствовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образова-тельных программ.
Из таблицы следует, что лишь одна (УК-4) направлена на формирование коммуникативной компетенции у будущих педагогов ФК и одна (ОПК-7) - на формирование взаимодействия с участниками отношений (из общего перечня в 16 компетенций, представленных в ФГОС), этого крайне недостаточно в условиях профессиональной подготовки студентов-будущих педагогов ФК в вузе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Наш эксперимент проходил на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». Целью эксперимента являлось определение условий, способствующих формированию коммуникативной компетентности студентов-будущихпедагоговФКвусловияхвзаимодействия с учащимися образовательной организации. В нем приняли участие 45 студентов факультета физической культуры и спорта 3 и 4-го курсов, из которых 22 чел. вошли в контрольную группу (КГ) и 23 чел. - в экспериментальную
группу (ЭГ). Эксперимент проходил в три этапа. На первом, констатирующем, этапе эксперимента была проведена диагностика респондентов обеих групп с целью определения уровня сформированности коммуникативной компетенции с помощью обозначенного выше инструментария. Респонденты распределились Таблица 3 - Результаты диагностики уровней компетентности у студентов-будущих педагогов ФК
по трем уровням: базовый (39% ЭГ и 36,6% КГ) -по мотивационному компоненту; продвинутый (51,2% ЭГ и 53,7 КГ) - по когнитивному компоненту; повышенный (9,3% ЭГ и 7,3% КГ) - по деятельностному компоненту, что говорит о недостаточном уровне сформированности у них коммуникативной компетенции (таблица 3).
сформированности коммуникационной
I этап. Констатирующий II этап. Контрольный
Компоненты Уровни ЭГ, % КГ, % Уровни ЭГ, % КГ, %
Мотивационный Базовый 39,5 36,6 Базовый 4,7 26,8
Продвинутый 46,5 48,8 Продвинутый 48,8 53,7
Повышенный 14,0 14,6 Повышенный 46,5 19,5
Когнитивный Базовый 23,3 22,0 Базовый 2,3 21,9
Продвинутый 51,2 53,7 Продвинутый 37,2 51,2
Повышенный 25,6 24,4 Повышенный 60,5 26,9
Деятельностный Базовый 48,8 43,9 Базовый 4,7 39
Продвинутый 41,9 48,8 Продвинутый 48,8 51,2
Повышенный 9,3 7,3 Повышенный 46,5 9,8
На втором, обучающем, этапе эксперимента, была разработана программа, которая включала два блока мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности коммуникативной
компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в процессе взаимодействия с учащимися в образовательном пространстве:
Блок 1 - мероприятия, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в процессе взаимодействия с учащимися, с применением активных форм обучения, таких как моделирование, игровая деятельность (игры-соревнования, игры-обсуждения, игры-реконструкции); коммуникативный диалог, дискуссионная деятельность (семинары, дискуссии, проблемно-проектные дискуссии).
Блок 2 - мероприятия, направленные на раскрытие внутреннего потенциала студентов-будущих педагогов ФК, на стимулирование индивидуально-личностного проявления
и стиля поведения (практические занятия, исследовательские уроки); тренинги (на развитие творчества, рефлексии, эмпатии, толерантности и т.д.).
Контрольный этап эксперимента включал повторную диагностику уровня сформированности коммуникативной
компетентности у студентов-будущих педагогов ФК в обеих группах. Положительная динамика процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК по трем критериям подтверждается результатами экспериментальной работы (таблица 3). Так, по деятельностному критерию наблюдаем, что повышенному уровню сформированности коммуникативной компетентности в ЭГ соответствует 46,5 % респондентов, в КГ - лишь 9,8%. Показатели базового уровня по деятельностному критерию в ЭГ составили 4,7%, а в КГ - 39,0%. Таким образом, показатели базового уровня по деятельностному критерию у студентов из ЭГ уменьшились почти в 10 раз, а в КГ - менее, чем в 2 раза. Анализ результатов диагностики показывает значительный переход числа респондентов по всем трем критериям в ЭГ по сравнению с КГ с базового уровня на повышенный, что говорит об эффективности условий формирования коммуникативной компетентности у студентов-будущих педагогов ФК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, программные
мероприятия способствовали формированию коммуникативной компетентности
студентов-будущих педагогов ФК в условиях взаимодействия с учащимися образовательной организации, созданию условий для общения, развитию коммуникабельности, формированию навыков регулирования отношений между участниками образовательного процесса и адаптации в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Александров Ю.М., Колесник И.С. Прочность и вариативность двигательного навыка как факторы повышения спортивного мастерства. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013; 4(29): 24-30. UTL: http://www/kamgifk.chelny.net/joumal.
3. Брун И. Измерение компетенций XXI века. - Москва, 16-18 февраля 2017 г. IV Летняя школа «Теория и практика разработки тестов». URL: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k/ monitoring/materials.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников А.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990: 104.
5. Зимняя И.А., Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Эксперимент и инновации в школе. 2009г.; 2: 7-14.
6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер. 2008: 352.
7. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва. Белгород. 1993: 142.
8. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. Екатеринбург: Изд. УрГПУ. 2013: 203.
9. Колесник И.С., Гатин Ф.А., Осипов Д.А. Формирование коммуникативных навыков в процессе спортивной подготовки боксеров. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 1(11): 40-46. DOI:10.14526/01_1111_77
10. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. 1986: 253.
II. Мещерякова Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в
современном образовательном пространстве (На материале подготовки учителя иностранного языка): дис. ... д-ра пед. наук. Москва. 2002: 395.
12. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 года № 1101-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902169994.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Психотерапия. 2009: 544.
14. Шубович М.М., Компетентностный подход как идеология современного личностно-ориентированного образования. Вестник Казанского технологического университета.
2009; 5: 397-403.
15. Шубович М.М., Активные формы обучения в процессе профессиональной подготовки социальных работников в вузе. Вестник социальной работы и социальной политики. 2005; 6: 114-119.
16. Шубович М.М., Донина О.И. Коммуникативная культура семьи как объект профессиональной деятельности социального работника. В сб: Учебный процесс, реализация его основополагающих функций в современных условиях. Межвузовский сборник научных трудов. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Чебоксары. 2004: 30-33.
17.American College of Sports Medicine. Physical activity programmes and behavior counseling in older adult populations. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2004; 36(11): 19972003.
18.Bauman A.E. Physical activity and exercise programs. Physical activity and health. 2007: 319334. Biddle S.J.H., Atkin A., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: A review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2011; 4(1): 25-49.
19.Bize R., Johnson J.A., Plotnikoff R.C. Physical activity level and health-related quality of life in the general adult population: A systematic review. Preventive Medicine. 2007; 45(6): 401-415.
20.Brehm W., Wagner P., Sygusch R., Hahn U., Janke A. Health Promotion by means of Health Sport. A framework and a controlled intervention study with sedentary adults. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2005; 15(1): 1320.
21.Nazarenko L.D., Kolesnik I.S. Physiological bases of improvement system of boxers sports training. Life Science Journal. 2014; 11(11s): 642645. URL: http://www.lifesciencesite.com.
Статья поступила в редакцию: 30.11.2019
Шубович Марина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени. И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: shubmm@mail.ru
Петрищева Надежда Николаевна — ассистент, Ульяновский государственный педагогический университет имени. И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: nadin.1984 2011@mail.ru