Научная статья на тему 'Психодидактические условия формирования коммуникативной культуры будущего педагога в процессе вузовского образования'

Психодидактические условия формирования коммуникативной культуры будущего педагога в процессе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE CULTURE / PSYCHODIDACTIC APPROACH TRAINEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сутугин А. Ю., Мухина Т. Г.

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Систематизированы основные направления исследований проблемы формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Доказана актуальность изучения данной проблемы; выделены основные противоречия в развитии теории и педагогической практики. Обоснована концепция внедрения психодидактического подхода в процесс подготовки будущих педагогов в вузе. Психодидактический подход рассматривается как ведущий в проектировании образовательного процесса на основе учёта личностных и индивидуально-типологических особенностей студентов. Авторами статьи обоснована необходимость внедрения психодидактических условий организации обучения. Выделяются и конкретизируются авторские психодидактические условия формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе вузовского образования. Представлены содержательные характеристики структурирования образовательных программ, разработанные с учётом психолого-педагогического знания на основе системного, психодидактического, личностного, деятельностного и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сутугин А. Ю., Мухина Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODIDACTIC CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of formation of communicative culture of a future teacher. The researchers systematized the main directions of their research on the issue and define the relevance of their study. The authors show the basic contradictions in the development of the theory and the teaching practice. The conception of introduction a psychodidactic approach in training of future teachers in higher education schools. Psychodidactics is seen as a leading component in the design of the educational process by taking into account the personal and individually-typological features of students. The authors justify the need to implement the conditions of psychodidactic training in education. The authors also specify psychodidactic conditions of formation of communicative competence of future teachers in the course of higher education. The paper on the whole presents substantial characteristics of structuring educational programs tailored to the psychological and pedagogical knowledge-based system, psychodidactics, personality, the activity and competence approaches.

Текст научной работы на тему «Психодидактические условия формирования коммуникативной культуры будущего педагога в процессе вузовского образования»

ринг успеваемости студентов и анализ его результатов. Задачи рефлексивно-обобщающего этапа заключались в выявлении достигнутого уровня развитости ПУВ субъектов образовательного процесса, в нашем случае, при обучении ИЯ.

Результативный блок модели отражает достигнутые результаты и степень эффективности реализации сконструированной нами модели развития ПУВ в образовательном процессе вуза. В ходе проведения эксперимента нами были определены высокий, средний и низкий уровни развитости ПУВ преподавателя и студентов. Следует отметить, что выделение уровней носило условный характер. В реальном образовательном процессе невозможно провести их четкое разграничение, так как все уровни взаимосвязаны, и каждый предыдущий уровень обусловливает последующий. Результатом развития ПУВ является переход на более высокий уровень развитости ПУВ преподавателя и студента.

Теоретический анализ исследуемой проблемы, построение и обоснование модели развития ПУВ в образовательном процессе вуза послужили основой для проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности сконструиро-

Библиографический список

ванной модели в процессе обучения ИЯ в практике неязыкового вуза.

В ходе проведения эксперимента была разработана и внедрена в учебный процесс программа реализации сконструированной нами модели. Проверка эффективности предложенной модели осуществлялась на основании анализа статистических данных. Полученные результаты и проведённый на их основе сравнительный анализ позволяют утверждать, что в экспериментальных группах испытуемых выявлены существенные и значимые различия в достижении показателей развитости продуктивного учебного взаимодействия по сравнению с результатами контрольных групп, что выразилось в преобладании более высоких уровней развития основных показателей в экспериментальных группах, что доказало целесообразность изменений, внесённых в организацию образовательного процесса.

Таким образом, в условиях опытно-экспериментальной работы подтвердилась эффективность разработанной модели развития продуктивного учебного взаимодействия в образовательном процессе вуза при обучении иностранному языку и программы ее реализации.

1. Северина В.Ф. Развитие продуктивного учебного взаимодействия в образовательном процессе вуза (на материале иностранного языка). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2013.

2. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. Под ред. В.В. Краевского, Е.В. Бережновой. Москва, 2006.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва, 2010.

References

1. Severina V.F. Razvitie produktivnogo uchebnogo vzaimodejstviya v obrazovatel'nom processe vuza (na materiale inostrannogo yazyka). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2013.

2. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'etap. Pod red. V.V. Kraevskogo, E.V. Berezhnovoj. Moskva, 2006.

3. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyj kurs: posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 12.02.15

УДК 159.9:37.013

Sutugin A.Yu., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: 4013@bk.ru

Mukhina T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: tg-muhina@yndex.ru

PSYCHODIDACTIC CONDITIONS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION. The article presents the results of a theoretical analysis of the problem of formation of communicative culture of a future teacher. The researchers systematized the main directions of their research on the issue and define the relevance of their study. The authors show the basic contradictions in the development of the theory and the teaching practice. The conception of introduction a psychodidactic approach in training of future teachers in higher education schools. Psychodidactics is seen as a leading component in the design of the educational process by taking into account the personal and individually-typological features of students. The authors justify the need to implement the conditions of psychodidactic training in education. The authors also specify psychodidactic conditions of formation of communicative competence of future teachers in the course of higher education. The paper on the whole presents substantial characteristics of structuring educational programs tailored to the psychological and pedagogical knowledge-based system, psychodidactics, personality, the activity and competence approaches. Key words: communicative culture, psychodidactic approach trainee.

А.Ю. Сутугин, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: 4013@bk.ru

Т.Г. Мухина, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «(Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород, E-mail: tg-muhina@yndex.ru

ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Систематизированы основные направления исследований проблемы формирования коммуникативной культуры будущего педагога. Доказана актуальность изучения данной проблемы; выделены основные противоречия в развитии теории и педагогической практики. Обоснована концепция внедрения психодидактического подхода в процесс подготовки будущих педагогов в вузе. Психодидактический подход рассматривается как ведущий в проектировании образовательного процесса на основе учёта личностных и индивидуально-типологических особенностей студентов. Авторами статьи обоснована необходимость внедрения психодидактических условий организации обучения. Выделяются и конкретизируются авторские

психодидактические условия формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе вузовского образования. Представлены содержательные характеристики структурирования образовательных программ, разработанные с учётом психолого-педагогического знания на основе системного, психодидактического, личностного, деятельностного и компетентностного подходов.

Ключевые слова: коммуникативная культура, психодидактический подход.

Проблема формирования коммуникативной культуры будущего педагога в современных условиях приобретает особую значимость. Не случайно в новых ФГОС ВПО подчёркивается, что в качестве основных результатов обучения и воспитания, наряду с личностными, познавательными, регулятивными, профессиональными, выделяются и коммуникативные результаты. Овладевая общекультурными, профессиональными коммуникативными компетенциями, будущий педагог лучше ориентируется в различных областях социальной и профессиональной жизни, быстрее приобретает навыки толерантного взаимодействия в коллективе с коллегами, учится устанавливать межличностные и деловые контакты, приобретает способность понять и принять индивидуума.

Проблема формирования коммуникативно-речевой культуры личности изучена в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.П. Бу-евой, В.В. Васильевой, М.С. Кагана и др. Важнейшее значение для понимания сущности коммуникативной культуры общения имеют психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, А.А. Бодалева, Е.В. Бондаревской, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и др. Достаточно глубоко исследованы закономерности формирования у педагогов коммуникативных умений и навыков И.А.Зимней, Н.В. Кузьминой, А.А. Леонтьевым, А.В. Мудриком, Н.Д. Никонуровым и др.

В последнее время исследование коммуникативной культуры связывалось с изучением коммуникативной компетентности, как её составной части (А.А. Бодалев, РА. Воронова, Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, З.Н. Лукьянова, В.В. Семикин и др.).

В нашем исследовании мы рассматриваем коммуникативную культуру как совокупность сформированных знаний, ценностей, норм и образцов поведения человека в обществе и как способность применять это в повседневной практике общения с другими людьми, природой, обществом и самим собой [1].

Изучение теоретических основ формирования коммуникативной культуры у будущих педагогов в философском, психолого-педагогическом, социологическом аспектах позволило выявить противоречие между потенциальными возможностями студентов к формированию коммуникативной культуры и не разработанностью педагогических условий, способствующих её развитию. В частности противоречие между логикой построения учебных предметов, выражающих логику соответствующих научных дисциплин, и собственной логикой психического развития человека привело к появлению образовательных технологий, которые построены на приоритетном использовании психологических закономерностей мышления и личности человека, «облечённых» в форму дидактического материала. При этом знания, умения, навыки по данному учебному предмету превращаются из цели обучения в педагогическое средство развития способностей и личности учащегося [2].

В связи с этим актуализируется следующая проблема: каковы условия, позволяющие проектировать образовательный процесс на основе учёта личностных и индивидуально-типологических особенностей студентов?

Разделяя концепцию Э.Г. Гельфман, В.И. Панова, М.А. Холодной решение данной проблемы актуализирует необходимость введения собственно психологического аспекта разработки и практической реализации образовательных систем, технологий и программ подготовки будущих педагогов [2; 3]. Ввиду этого целью нашего исследования является разработка и апробация психодидактического содержания вузовских учебных курсов, направленных на развитие коммуникативной культуры будущих педагогов, а также выявление психодидактических условий формирования коммуникативной культуры.

Внедрение идей психодидактического подхода позволит обеспечить формирование психологических особенностей личностной и профессиональной культуры будущего педагога. При этом коммуникативная культура является важнейшей характеристикой профессиональной культуры будущего педагога.

Психодиагностический подход предусматривает внедрение следующих условий, обеспечивающих разработку содержания образовательных программ и технологий с учётом интеграции психологического и дидактического подходов к обучению:

- учёт индивидуально-типологических особенностей контингента обучающихся;

- понимание всеми субъектами образовательного процесса психологических целей профессиональной подготовки;

- обеспечение психологических условий обучения (создание психологической службы, безопасность образовательной среды, обогащенность среды и т.п.);

- использование в качестве исходных в разработке содержания образовательных программ и технологий психологических теорий развития познавательных процессов, способностей, личности и сознания [2; 3; 4]. Следует отметить, что предметом развития студентов выступают не только познавательные и регулятивные процессы, психические свойства и состояния личности, но и коммуникативные процессы: монолог, диалог, совместная деятельность.

Мы конкретизировали выделенные психодидактические условия с позиций формирования коммуникативной культуры будущего педагога:

- обеспечение понимания сущности коммуникативной культуры всеми субъектами образовательного процесса как важнейшей характеристики общепрофессиональной культуры будущего педагога, формирование которой начинается в период вузовского обучения.

- внедрение психодидактического подхода к организации обучения в процессе изучения учебных курсов: интеграция дидактического и психологического содержания на основе принципа генерализации, разработки инновационных диалогических методов его реализации;

- создание психодидактической образовательной среды, сущность которой, прежде всего, определяется наличием интегрированных образовательных программ и технологий обучения;

- внедрение идей формирования коммуникативной культуры педагога в двух определяющих целевых направлениях: с одной стороны, подготовку его к эффективному взаимодействию с обучающимися, с другой - подготовку педагога к формированию коммуникативной культуры обучающихся.

- формирование коммуникативной культуры будущего педагога в системе психодидактического вузовского содержания происходит в соответствии с несколькими уровнями и предполагает движение студентов от информационного этапа, позволяющего познать значимость гуманного, позитивного обучающего общения педагогов с обучающимися, способов его построения к овладению уровнем коммуникативной культуры, характеризующимся профессиональной коммуникативной гибкостью педагогов в процессе личностного развития обучающихся;

- использование активных и интерактивных образовательных технологий в образовательном процессе и др.

- внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, актуализирующих субъектную позицию будущего педагога в учебно-профессиональной деятельности, предполагает адаптацию образовательного процесса (выбор уровня сложности заданий, средств и способов осуществления деятельности) к особенностям профессионально-личностного развития студента.

При формировании структуры и содержания образовательной программы подготовки студентов педагогических направлений нами реализованы новые подходы, которые получили развитие в соответствии с новыми тенденциями в образовании [5]. Во-первых, цели и задачи образовательной программы разработаны с учётом психолого-педагогического знания на основе ситемного, психодидактического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов. Во-вторых, образовательная программа имеет модульную структуру, что позволяет обеспечить проектирование психологических целей обучения при изучении содержания курсов, осуществлять целенаправленный учёт индивидуально-типологических особенностей контингента студентов; интегрировать темы и разделы изучаемых курсов на протяжении всех лет обучения; организовывать самостоятельную работу студентов.

В-третьих, выбирать соответствующие образовательные технологии обучения, прежде всего, направленные на обе-

спечение монологической, диалоговой и групповой коммуникации.

Четвертым аспектом, на котором следует остановиться для характеристики психодидактического подхода, используемым нами в определении целей и содержания реализуемой образовательной программы, является разработка фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, в том числе и средств оценки совместной работы студентов [5;6]. Особое значение в нашем исследовании имеют дискуссионные формы осуществления текущей и промежуточной аттестации, в том числе включение междисциплинарных практических вопросов, выявляющих готовность

Библиографический список

слушателей применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры студентов, будущих педагогов представляет собой сложный многогранный процесс, в ходе которого должно осуществляться целенаправленное педагогическое воздействие, в условиях специально созданной образовательной среды вуза. В контексте психолого-педагогического подхода процесс формирования коммуникативной культуры будущего педагога предполагает три основных направления: развитие перцептивных способностей и умений; умение общаться в различных ситуациях; умение сотрудничать в различных видах деятельности.

1. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2008.

2. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактический подход к конструированию школьного учебника (в рамках «обогащающей» модели обучения математике). Вестник практической психологии образования. 2007; 2.

4. Холодная М.А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся в современной школе. Психология в XXI столетии. Москва, 2003; 2.

5. Мухина Т.Г. Содержательные характеристики дополнительной образовательной программы. Приволжский научный журнал. 2010; 1(13).

6. Мухина Т.Г. Современные образовательные технологии и их назначение при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы. Приволжский научный журнал. Нижний Новгород, 2010; 2(14).

References

1. Auhadeeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2008.

2. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

3. Gel'fman 'E.G., Holodnaya M.A. Psihodidakticheskij podhod k konstruirovaniyu shkol'nogo uchebnika (v ramkah «obogaschayuschej» modeli obucheniya matematike). Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2007; 2.

4. Holodnaya M.A. Zadachi intellektual'nogo vospitaniya uchaschihsya v sovremennoj shkole. Psihologiya vXXI stoletii. Moskva, 2003; 2.

5. Muhina T.G. Soderzhatel'nye harakteristiki dopolnitel'noj obrazovatel'noj programmy. Privolzhskijnauchnyjzhurnal. 2010; 1(13).

6. Muhina T.G. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii i ih naznachenie pri realizacii dopolnitel'noj professional'noj obrazovatel'noj programmy. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. Nizhnij Novgorod, 2010; 2(14).

Статья поступила в редакцию 26.02.15

УДК 371.5

Batchaeva K.H., postgraduate, tacher, Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: Sabira-e@yandex.ru

THE FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH IN SENIOR PUPILS IN SCHOOL. On the base of a thourough theoretical analysis, the author came to the conclusion, that the formation of health preservation during the process of education and upbringing in school demands to reassess value-related orientation in education and to reconsider the correlation between education and health preservation. The health of younger generation in every society and in every socio-economic situation is a major problem and state's concern, for children make the future of the country, and the solution to this problem ensures the gene pool of science, increase scientific and economic potential of the society. That paper prsents some statistics on getting traumas and different kinds of injuries among the young population in Russia. The problem of suicide is also unde the authors consideration. The main concern of the researcher is that in comparison to the statistics of the suicide rate in the world the number of suicide among youth in Russia is a few times bigger. The suicides in rural areas is 2.2 times that higher than in urbal areas. The author offers some ways of solving the social problems of youth.

Key words: health, senior pupil, valuable attitude, motivation, orientation values.

К.Х.-Д. Батчаева, ст. преп. каф. теоретических основ физической культуры и туризма ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: Sabira-e@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Автор на основе глубокого теоретического анализа приходит к выводу о том, что построение здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания в общеобразовательной школе требует переосмысления ценностных ориентаций в образовании, пересмотра соотношения между образованием и сохранением здоровья.

Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических ситуациях является важнейшей проблемой, так как дети определяют будущее страны, а решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда науки, повышение научного и экономического и потенциала общества.

Ключевые слова: здоровье, старшеклассник, ценностное отношение, мотивация, ценностные ориентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.