Научная статья на тему 'Педагогические условия развития коммуникативной компетенции старшеклассников в социокультурном пространстве гимназии'

Педагогические условия развития коммуникативной компетенции старшеклассников в социокультурном пространстве гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИАЛОГ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ДЕБАТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутлыева Лариса Валерьевна

В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для развития в образовательном учреждении коммуникативной компетенции учащихся; представлена система работы МОУ «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» и учителя русского языка и литературы по формированию коммуникативной компетенции средствами современных образовательных технологий: PO, риторизация. Статья рассчитана на педагогов гуманитарных дисциплин и руководителей общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутлыева Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития коммуникативной компетенции старшеклассников в социокультурном пространстве гимназии»

УДК 37.06

Л.В. Кутлыева

Педагогические

условия развития

коммуникативной

компетенции

старшеклассников

в социокультурном

пространстве

гимназии

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для развития в образовательном учреждении коммуникативной компетенции учащихся; представлена система работы МОУ «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» и учителя русского языка и литературы по формированию коммуникативной компетенции средствами современных образовательных технологий: РО, риторизация. Статья рассчитана на педагогов гуманитарных дисциплин и руководителей общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, педагогические условия, диалог, групповая работа, дебаты, социокультурное пространство.

Судьба и развитие общества во многом зависит от компетентности специалистов разного профиля. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решение, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

В настоящее время реформа российского образования идет в логике компетентност-ного подхода, который предполагает усиление практической направленности образования. Школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но и давать опыт самостоятельной деятельности и личной ответствен-

ности обучающихся, формировать ключевые компетенции, определяющие качество образования. Особую важность приобретают те знания,которые востребованы в реальной жизни. Наша жизнь - непрерывное общение, работа с информацией. Особое значение сегодня приобретает коммуникативная компетенция (развитие речи, восприятие и переработка информации, чтение, письмо, взаимодействие с окружающими людьми, навыки работы в группе), которая определяет успешность человека в любом виде деятельности.

Переход на новые образовательные стандарты связан с реализацией компетентностно-го подхода. Компетентностный подход в образовании широко используется за рубежом. Перечень ключевых компетенций и их содержание разработаны специалистами Великобритании.

Современной российской школе необходимо разрешить противоречие между сложившейся и утвердившейся в сознании педагогов знаниевой парадигмой и новыми подходами в определении направления развития образования, переходу к компетентностной парадигме. Необходимо осуществить переход от учеб-но-трансляционной парадигмы современного образования к парадигме коммуникативной, основывающей на феноменологии образовательного диалога, самоактуализации личности в культуре.

Независимые исследования психологов, результаты итоговой аттестации, опыт работы учителей показывают, что уровень развития речи учащихся можно определить как средний и низкий. Учителя русского языка и литературы пытаются работать в системе над развитием речи учащихся, но необходимо работать над этим на всех уроках. Люди,плохо владеющие речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается им более всего нужным.

Современная школа технологически отстает от развития информационно-коммуни-кативных технологий. Увлечение подростков интернет-культурой, общением в чатах, втв-перепиской приводит к фрагментарности речи. Коммуникативное пространство школы чаще всего целенаправленно не формируется. Нет единых критериев, по которым можно определить уровень развития коммуникативной компетенции. Успешное решение

© Кутлыева Л.В.,2011 62

проблемы невозможно, если не будет согласованности педагогических действий в данном учебном заведении.

Цель исследования автора: выявление и создание оптимальных педагогических условий развития коммуникативной компетенции старшеклассников в социокультурном пространстве гимназии.

Гипотеза. Для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо создать систему, включающую как уроки, так и внеурочную деятельность. Формирование единого коммуникативного пространства школы, социокультурная среда, возможности для саморазвития и самореализации учащихся, согласованная деятельность педагогов - условия формирования коммуникативной компетенции,которые могут способствовать высокому уровню развития речи и мышления,т. к. эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М.,2001) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. >> и ряде других нормативных документов одной из задач среднего (общего) образования определяется подготовка учащихся с развитой коммуника-

тивной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на наци онально-культурн ой основе).

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи,формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к русскому языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительные средства основному замыслу.

Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили,типы речи,строение описания,повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка.

По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся линг-

вист и методист XX века В. И. Чернышев писал: «Люди,которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Задача школы XXI века - ликвидировать этот пробел.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция

— это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком его словарем и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

МОУ «Гимназия №11 им. С.П. Дягилева» имеет успешный опыт моделирования инновационного образовательного пространства, обеспечивающего развитие учащихся. Это комплекс программ основного, дополнительного образования, социокультурных практик. Уникален накопленный опыт образования и воспитания детей в условиях художественной среды, погружения в творчество, взаимопроникновения основного и дополнительного образования.

С целью формирования межпредметных коммуникативных, исследовательских компетенций обучение проходит через использование разнообразных форм организации

учебного процесса. Активно используются такие нетрадиционные формы организации учебных занятий, как экскурсии, гимназические лекции, зачеты и семинары, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях),игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.).

Система дополнительного образования включает ряд направлений,прямо или опосредованно ориентированных на формирование коммуникативных компетенций гимназистов:

• развитие личности ученика в интересующих видах деятельности, совместной или самостоятельной досуговой деятельности (музыкально-хоровое, хореографическое, театральное, художественно-изобразительное, историко-краеведческое направления);

• обучение гимназистов творческому созидательному труду через освоение прикладных искусств (дизайн, камнерезное искусство, художественные ремесла), современных профессий (информационное агентство, музейное дело, экскурсоводы со знанием иностранного языка);

• углубление и расширение знаний по базовым предметам учебного плана гимназии, научное творчество, профориентация;

• оздоровление и знакомство с активными видами отдыха (активные виды спорта, туризм,оздоровительный досуг).

В образовательном учреждении сложилась социокультурная среда гимназии, создающая условия развития коммуникативной компетенции:

- традиционными стали образовательные и социокультурные проекты, реализуемые учениками и педагогами гимназии в содружестве с мастерами искусств и творческими коллективами;

- разработана программа экскурсий, экспедиций, посещений театров и музеев;

- проводятся общегимназические выставки, концерты.

Рис. 1 Система по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

Развитие г 4 мышления к

Развитие воображения Развитие памяти

Развитие творческих способностей Развитие эмоционального мира

Система по раз в и' занятий гию речи

1

Литература Русский язык Факультативные курсы

- творческие работы в литературных жанрах (басня, сказка, рассказ, стихотворение); - обсуждение проблемных вопросов; - творческие работы на лингвистические темы в разных жанрах (вредные советы, юмористические рассказы); - редактирование текста; - лингвистические игры; - исследовательские работы; - написание рефератов; - спецкурс «Развитие речи»; - спецкурс «Лингвистический анализ текста»; - риторика.

Позднее была создана система формирования коммуникативной компетенции средствами современных образовательных технологий: технологии РО, риторизации преподавания русского языка и литературы, информационно-коммуникативных технологий, модель кроторой представлена на рис. 2

Рис.2 Система работы учителя по формированию коммуникативной компетенции учащихся

Коммуникативная компетенция Речевая коммуникация Диалог

Адресант

Информация

Адресат

Технология РО Диалог в У Риторизация Риторическая деятельность Диалог авторов >4 икт /1 к

Диалог с писателем Источник (Информация^ Приемник

Актор < Худ. текст > Читатель Автор 1 < Рит. текст > Автор 2

Модель речевой коммуникации рассматривается автором как обмен информации, как диалог. На уроках осуществляется диалог между субъектами учебной деятельности; при изучении литературного произведения читатель вступает в диалог с автором; ин-формационно-коммуникативные технологии помогают мобильному обмену информацией. Таким образом,жизнь - это непрерывный диалог, непрерывное общение, и тем оно успешнее, чем выше уровень коммуникативной компетенции каждого человека.

Автор данной работы - руководитель детского информационного агентства «Новые измерения», редактор школьной газеты «Путь к успеху». Автором разработаны критерии определения уровня формирования коммуникативной компентенции, составлены анкеты -опросники для учащихся, созданы программы спецкурсов по развитию речи и лингвистическому анализу текста, программы по риторике с 1-11 класс, программа факультативного курса юных журналистов. В процессе реализации программы гимназисты ведут личные блоги, работают на сайте детского информационного агентства, издают газету, проводят встречи с интересными людьми, организуют дебаты; юнкоры освещают городские мероприятия, сотрудничая с комитетом по молодежной политике, являются победителями конкурсов журналистов.

В процессе обучения широко используются диалоговые формы проведения уроков: групповая работа, дебаты, диспуты. В апреле 2011 года в гимназии №11 в рамках регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший урок письма-2011» состоялся открытый урок, который впервые проводился в телекоммуникационной образовательной сети Пермского края «Образование web2.0». Урок проводился в форме дебатов: «Долгожданные конверты с письмами дорогих людей или SMS-ки и электронные письма выбирает молодое поколение?», «Сможет ли электронная почта заменить настоящее письмо?». На эти вопросы пытались ответить четыре группы учащихся: «Золотая марка», «Почтальон», «SMS», «В Контакте», представившие свои аргументы «за» и «против» традиционных и новых средств коммуникации. Обсуждение на открытом уроке письма было живым, содержательным, ярким, аргументированным.

Использование групповой формы проведения урока требуется там, где есть конфликт, противоречие, которое приводит к открытию нового знания. Групповая работа учит сотрудничеству, умению решать конфликтную ситуацию словом. Групповая работа создает условия,где нет давящего авторитета учителя.

Часто на уроках используется письменная организация дискуссии, когда ребята фиксируют мнения одноклассников или авторов текстов в тетради и, высказывая свою точку зрения, приводят аргументы. Это начальный этап подготовки к ЕГЭ.

Невозможно добиться высоких результатов, ограничиваясь работой на уроках русского языка и литературы, внеурочной деятельностью под руководством одного педагога. В гимназии создана система дополнительного образования, включающая проектную и науч-но-исследовательскуюдеятельность учащихся, работает детское информационное агентство, проходят дебаты, в школьном музее ученики проводят экскурсии. Учащиеся публично выступают на конференциях и массовых мероприятиях. Развивающая социокультурная среда создана, теперь необходима сознательная системная работа педагогов гимназии по развитию коммуникативного пространства гимназии, необходимо разработать формы и методы, мониторинг формирования и развития компетенции.

Библиографический список

/. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя.

2. Хуторский A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования / A.B. Хуторский // Народное образование. 2003. №5.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.

4. Воронцов А.Б.,Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эль-конина - В. В. Давыдова. М. :Изд. Рассказов, 2004.

5. Минеева С. А. Риторика диалога: в моделях и обобщениях. Пермь, 2005.

ЗДК 371.134

А.Р. Чудинова Образовательный модуль «Развитие информационно-комму-никационных компетентностей учащихся и педагогов как реализация системно-деятель-ного подхода в образовании»: некоторые подходы к организации курсовой подготовки педагогов

Аннотация: Статья рассказывает об опыте педагогов Центра инновационного опыта МАОУ «Гимназия №33» по разработке и проведению модуля курсов повышения квалификации «Развитие ин-формационно-коммуникационных компетентностей учащихся и педагогов как реализация системно-деятельного подхода в образовании». Автор формулирует трудности, традиционно возникающие в связи с развитием информационной компетентности педагогов посредством курсовой подготовки, и описывает пути их преодоления в рамках представленного модуля.

Ключевые слова: информацион-

ная компетентность, коммуникативная компетентность, образовательный модуль, информационные технологии, системно-деятельностный подход.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образо-

© Чудинова А. Р., 2011

вания» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2002: 3). Таким образом, на первый план выходит становление ключевых компетентностей учащихся как универсальных способов деятельности, что предполагает системную организацию образовательной (учебной и внеучебной) деятельности учащихся. С другой стороны, использование современных информационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учеб-но-воспитательного процесса. Эти изменения, естественно, находят отражение в требованиях, предъявляемых к информационной компетентности педагога. В связи с этим каждому учителю необходимо иметь представление об ИКТ и их возможностях, чтобы ответить прежде всего самому себе на сущностные вопросы: какое место в образовательной деятельности могут занять информационные технологии? какие профессиональные задачи я могу решить более эффективно именно за счет использования ИКТ?

С целью решения двух вышеназванных задач - становление ключевых компетентностей и информатизации образования - Центр инновационного опыта «Развитие информа-ционно-коммуникативной компетентностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеучебной деятельности в преемственных отношениях школа-вуз>> МАОУ «Гимназия №33>> г. Перми несколько лет разрабатывают систему урочной и внеурочной деятельности, направленную на развитие и диагностику уровня развития информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. На протяжении нескольких лет участники ЦИО активно работают над проблемой соотношения ИКТ и традиционных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы (целесообразность использования на уроках различных типов и видов),во внеурочной деятельности в средней и старшей школе. Педагоги гимназии активно используют готовые образовательные электронные издания, содержащие систематизированную информа-циюв определенной области знаний,и сетевые Интернет-ресурсы в качестве дидактического материала для коллективной и групповой работы учащихся; применяют ИКТ для систематизации, обобщения освоения способов действия с изученным материалом; осущест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.