Научная статья на тему 'Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования'

Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1194
159
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ротова Наталья Александровна

В статье рассматриваются сущность и содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Раскрывается структура коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, включающая следующие компоненты: гносеологический, аксиологический и праксиологический.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ротова Наталья Александровна,

Essence, content and components of communicative competence of teacher primary education

The article discusses the nature and content of the communicative competence of the teacher primary education. Reveals the structure of the communicative competence of the teacher primary education, which includes the following components: epistemological, axiological and praxeological.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования»

УДК 371.13 ББК 74.20

Ротова Наталья Александровна

педагог МБОУ гимназия № 4 г. Сургут Rotova Natalia Aleksandrovna

teacher MBOU school number 4

Surgut

lesi_rasskazov@mail.ru

Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования

Essence, content and components of communicative competence of teacher

primary education

В статье рассматриваются сущность и содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Раскрывается структура коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, включающая следующие компоненты: гносеологический, аксиологический и праксиологический.

The article discusses the nature and content of the communicative competence of the teacher primary education. Reveals the structure of the communicative competence of the teacher primary education, which includes the following components: epistemological, axiological and praxeological.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетенция учителя начальных классов, структура коммуникативной компетенции.

Key words: competence, competence, communicative competence of primary school teachers, the structure of communicative competence.

В результате инновационных преобразований, происходящих в обществе и в системе образования, особую ценность для улучшения условий жизни, дальнейшего эффективного развития современного человека имеет не только объем знаний, а также навыки и уровень владения ими в той или иной сфере деятельности [3; 4]. Условия современного общества таковы, что если человек хочет улучшить свой уровень жизни, ему необходим более высокий уровень владения профессиональными навыками для улучшения эффективности результатов работы. Говоря о современных образовательных технологиях, С.М.

Косенок и Ф.Д. Рассказов уточняют сущность компетентностного подхода, отмечают, что компетентностный подход обеспечивает универсальность специалиста, его профессиональную готовность к качественному выполнению работы [4]. Актуальной становится проблема развития компетенций. В 70-х гг. 20 в. Дэвид К.МакКлеланд опубликовал результаты исследований, доказывавшие, что отличное знание учебных предметов и успешное прохождение тестов еще не означало высокого результата работы. Тогда Д. К.МакКлеланд выявил характеристики человека, позволяющие ему эффективно выполнять ту или иную деятельность. Компетентностный подход оказался актуален для всех сфер деятельности человека, в том числе и применительно к образованию. И.А. Зимняя отмечает, что образование, основанное на компетенциях, формировалось в 70-х гг. в Америке. Компетентностный подход в образовании - главная составляющая новой парадигмы образования, ориентированной на результат. Об этом и говорит в своих научных трудах И.А. Зимняя [5]. Для рассмотрения процесса развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования необходимо определить содержание понятий: «компетенция», «коммуникативная компетенция», «коммуникативная компетенция педагога начальной школы», «развитие». Компетенция - слово многозначное, вместе с тем предлагаются его различные определения, хотя, независимо от рода профессиональной деятельности, в определениях можно наблюдать общее, а именно, что компетенции связаны с деятельностью [7].

- Наиболее полным на наш взгляд, является определение профессора Р. Бояциса. Компетенция - это мотив, черта характера, аспект самообраза или социальной роли личности, умения и навыки, знания, необходимые для эффективного выполнения работы, соответствующие функциональным требованиям самой работы и культуре организации. [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях [6].

«Компетенция» и «компетентность» очень часто употребляются как понятия, тесно связанные друг с другом. Э.Ф. Зеер разграничивает понятие компетенции и компетентности. Он считает, что понятие компетентности шире понятия знания, умения, или навыка, оно включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также результаты обучения в виде знаний и умений, системы ценностных ориентаций, привычек и др.

Другой подход представлен в научных трудах В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова. Согласно этому подходу, речь идет о компетенциях как об умениях и навыках, а компетентность трактуется как степень, уровень их развития (педагогическое мастерство -высший уровень) [3]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [2].

Изучая понятия компетенции и компетентности, Э.Ф. Насырова установила, что независимо от трактования, понятие компетентности неразделимо от профессиональной деятельности [3]. В своих научных исследованиях она говорит о важности в процессе формирования профессиональной компетентности не только интеграции теоретической и практической подготовки, но и о необходимости овладения опытом, формировании функциональной и личностной готовности педагога.

Д. Равен очень подробно говорит о содержании компетентности. На его взгляд, очень важными составляющими компетентности являются: система личных ценностей человека и специальных знаний, которые определяются или связаны с мотивом, антиципация человека о функционировании общества и его роли в обществе, понимание процессов, происходящих внутри организации [5].

В.И. Загвязинский перечисляет базовые компетенции учителя: предметная, методическая, психологическая, воспитательная, исследовательская.

На наш взгляд, развитие любой компетенции будет успешным, если специалист владеет на должном уровне основами профессионального общения, технологиями эффективной межличностной, межкультурной коммуникации. Таким особым, надпрофессиональным качеством, на наш взгляд, является коммуникативная компетенция. В термине коммуникативная компетенция рассмотрим родовое понятие «коммуникация». В философском подходе к происхождению этого термина [7] целесообразным будет отметить ключевой момент: коммуникация - взаимное понимание; футуристический подход к явлению коммуникации рассматривает ее как главный, единственный стимул и источник социального развития (О. Тоффлер). Американский философ Т. Кун разделяет подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую и деятельностную. Под парадигмой подразумевается система общих взглядов ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам. В механистической парадигме коммуникация - это односторонний процесс передачи информации от источника к получателю, а в деятельностной - взаимодействие, совместная деятельность участников коммуникации с целью определения общего взгляда на вещи [7]. Следовательно, коммуникация - это общение, а формой коммуникации может быть: беседа, урок, самостоятельный поиск информации и т.д.

В психологии коммуникацию рассматривают как эффективное социальное взаимодействие при сохранении индивидуальности каждого ее элемента с целью передачи, взаимообмена информацией, установлением контактов, управления ситуацией как в социуме, так и в межличностном общении с помощью вербальных и невербальных средств. Эффективная реализация компетентност-ного подхода в образовании неразрывно связана с процессом коммуникации.

Итак, в результате нашего анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что в отечественной теории и практике нет единого взгляда на определение понятия «коммуникативная компетентность». Вместе с тем, несомненно, что структура коммуникативной компетентности не ограничи-

вается знаниями, умениями и навыками. Современный социальный заказ в области образования требует компетентного педагога, имеющего мотивацию, знания, навыки, социализированного в обществе, способного к саморазвитию.

Разделяя подход к пониманию коммуникативной компетенции таких ученых как А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Р. Бояцис, Спенсер-мл.Лайл М.Спенсер Сайн М., мы пришли к выводу, что большое значение имеет личностный подход к понятию «коммуникативная компетенция», он предполагает рассмотрение знаний и навыков общении не абстрагировано от человека, а в качестве принадлежности к человеческой личности с целью ее успешной социализации.

Исходя из вышесказанного, нам представляется возможным более полно раскрыть понятие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - это интегративное качество личности, предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установлением контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. В исследовании мы употребляем понятия «сущность» и «содержание» коммуникативной компетенции. Термин «сущность» с философской точки зрения - это совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют его свойства, а «содержание» - это система взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта [7].

Сущность коммуникативной компетенции педагога начального общего образования состоит в системных изменениях знаний и умений педагога, направленных на поиск наиболее эффективных способов решения жизненных ситуаций.

По нашему мнению, процесс коммуникации педагога начального общего образования - это не общение ради общения, а общение целенаправленное, управляемое педагогом, имеющее синергетическое начало. Опираясь на теоретические исследования в определении понятий компетентность и компетенция, мы пришли к выводу, что содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования включает в себя: сочетание алгоритмизации деятельности педагога при учете практического опыта; психологическую и личную готовность педагога к деятельности, основанную на интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков; знание методов обучения и реализация их в деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных условиях развитие, как и формирование, является одним из главных компонентов подготовки в профессиональном образовании и основывается на профессиональных знаниях (гносеологический компонент), ценностных отношениях (аксиологический компонент) и практических умениях (праксиологический компонент). Разделяя мнение исследователей (Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя), мы считаем правомерным выделение в структуре коммуникативной компетенции педагога начального общего образования именно этих компонентов. Гносеологический компонент - это знание содержания решаемых задач, поиск и взаимообмен информацией, принятие решений. Аксиологический компонент - это ценности и ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, готовность к действиям, способность к самообразованию. Праксиологический компонент - это умения, навыки, действия, опыт. Уточнив смысл понятия «структура», мы знаем, что это внутреннее устройство объекта [7].

Рассмотрим более подробно структуру коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.

Гносеологический компонент: знание способов и приемов совершенствования навыка общения; знание приемов психологического и педагогического воздействия; знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе и психологических; знание тенденций развития современного общества. Аксиологический компонент: понимание педагогом нравственных, моральных позиций каждого участника образовательного процесса и уважительное к ним отношение; распространение положительного опыта педагогом, использование в своей практике новых приемов и способов, способствующих достижению положительных результатов общения; мотивация педагога. Праксиологический компонент: умение педагога видеть план развития событий, прогнозируя и воздействуя на участников общения, добиваться поставленной цели, имея альтернативные предложения; умение реализовать на практике знание принципов активного слушания.

Одним из возможных путей выполнения современных требований, способных существенно повлиять на повышение уровня коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, является непрерывное профессиональное совершенствование педагогов.

Библиографический список

1. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы : пер. с англ. / Р. Бояцис. - М. : HIPPO, 2008. - 252 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата

образования /И. А. Зимняя// Высшее образование сегодня. - 2003. - №

5. - С. 34-42.

3. Насырова, Э. Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии формирования профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства : монография / Э. Ф. Насырова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2008. - 140 с.

4. Рассказов, Ф.Д. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Ф. Д. Рассказов, С. М. Косенок; Сургут. гос. ун-т ХМАО - Югры. -Сургут : ИЦ СурГу, 2012. - 78 с.

5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

6. Спенсер-мл. Лайл. М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе : пер. с англ., М. : HIPPO, 2005. - 384 с.

7. Философский словарь. - 5-е изд. - М. : Изд-во политической литературы, 1987. - 590 с.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Boyatzis, R. The Competent Manager. The model of effective work : Translated from English / R. Boyatzis. - M. : HIPPO, 2008. - 252 p .

2. Winter, I. A. Key competencies - a new paradigm of education result / I. A. Winter // Higher education today. - 2003. - № 3. - P. 34-42 .

3. Nasyrova, E. F. Modular-ranking technology and project formation of the professional competence of teachers of technology and business : monograph / E. F. Nasyrova . - Shadrinsk : Lufia Printing House , 2008. - 140 p.

4. Rasskazov, F.D. Modern Educational Technology: studies. in sobie / F.D. rasskazov, S.M. Kosenok, FD Tales; Surgut. State. Univ Khanty-Mansiysk -Yugra. - Surgut: IC SurGU, 2012. - 78 p.

5. Raven, J. Competence in modern society / J. Raven. - Moscow : Cogito Center, 2002. - 396 p.

6. Spencer Jr. Lyle M. Spencer Sain M. Competence at work : Translated from English. M., : HIPPO, 2005. - 384 p .

7. Philosophical Dictionary. - 5th ed. - Moscow : Publishing House of the political literature from, 1987. - 590 p.