Мотивационная направленность педагогов как одно из условий развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе
повышения квалификации Ротова Н.А.
Ротова Наталья Александровна /Rotova Nataliya Áleksandrovna - кафедра теории и методики профессионального
образования, аспирант
Сургутский государственный университет, институт гуманитарного образования и спорта,
г. Сургут
УДК377.4 (14.37.27)
Аннотация: обоснована актуальность проблемы развития коммуникативной компетенции, исходя из социального заказа общества, который требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательного процесса.
Раскрывается понятие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. На основе анализа и обобщения данных, полученных в результате исследования, с целью организации достижения более высокого уровня развития коммуникативной компетенции, рассматривается система работы по развитию мотивационной направленности педагогов начального общего образования в процессе повышения квалификации. Подробно представлены организационные и моральные методы стимулирования с учетом специфики работы педагога начального общего образования: повышение качества процесса коммуникации, управление дальнейшим ростом коммуникативных и профессиональных навыков, вовлечение педагогов в процесс управления на основе успешной коммуникации, организация соревнований.
Abstract: the urgency of the problem of the development of communicative competence on the basis of the social order of society, which requires a highly professional level of communication with all members of the teacher education process.
The notion of communicative competence of the teacher in primary education during training. Based on the analysis and synthesis of data derived from studies with the purpose of the organization to achieve a higher level of development of communicative competence consider a system of motivational orientation for the development ofprimary education teachers in the process of training. Detail the organizational and moral incentives, taking into account the specifics of the teacher primary education: improving the quality of the communication process, management and further increase communication skills, involvement of teachers in the management process based on successful communication, organization of competitions.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, развитие, мотивационная направленность, педагог начального общего образования, система повышения квалификации.
Key words: communicative competence, development, motivational orientation, teacher primary education, training system.
В современном образовательном пространстве все большую актуальность приобретают проблемы развития коммуникации. В 1996 г. Советом Европы (обобщающий доклад В. Хутмахера) были приняты пять ключевых компетенций, одна из которых - «Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция» [1, с. 5].
Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования - это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установлением контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности.
Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.
Социальный заказ общества требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательного процесса, поэтому особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной компетенции тех педагогов начального общего образования, которые уже имеют определенный опыт работы. Для нашего исследования важно понятие «развитие», так как мы говорим о новых качественных изменениях при сохранении системы, основы развивающихся объектов. Используя компетентностный, личностно-ориентированный метод, мы «на выходе» видим иное поведение человека, обусловленное мотивированной системой личных ценностей, конкретных знаний, осознанием человеком его роли в обществе и в конкретной организации [2; 3].
Развитие коммуникативной компетенции
Как показывают результаты нашего исследования, в рамках системы повышения квалификации с целью развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования возможна координация деятельности педагога на актуализацию собственных возможностей. С точки зрения психологического подхода профессиональное развитие состоит в реализации «Я-концепции». «Я-концепция» - это самоопределение, выбор стиля поведения, совокупность сформированных убеждений на основе знаний и навыков, готовность к их реализации в различных жизненных ситуациях. Таким образом, «Я-концепция» имеет в своем составе когнитивный, оценочный, поведенческий компонент, она придает чувство уверенности, убежденности в правильности своих взглядов, педагогических убеждений, чувство собственной значимости. «Я--концепция» во многом определяет стиль поведения и образ учителя. Развитие мотивационной составляющей коммуникативной компетенции педагога начального общего образования возможно при влиянии на «Я-концепцию» педагога [3; 4].
Мотивационная направленность педагогов.
Для грамотного управления процессом целенаправленного педагогического взаимодействия педагогу надо знать ведущие мотивы, которые определяют направленность деятельности всех участников образовательных отношений. Прием мотивации обеспечивает успех педагогического взаимодействия, так как расширяет зону ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей в плане саморазвития. Такая система работы обеспечивает эффективность работы педагога, возможность вести учет реального уровня сформированности его мотивационной сферы.
Как определить мотивы, которые влияют на направленность деятельности конкретного педагога. На основе анкетирования (тест К. Замфир в модификации А.А. Реана [5]) мы выяснили взгляды педагогов в отношении принципов мотивации. По результатам экспериментальной работы нами выявлено, что в образовательных организациях для подавляющего большинства педагогов (более 80%) характерны в разной степени следующие мотивы (мотивы представлены по убыванию): реализация своих профессиональных возможностей, высокие идейные и человеческие ценности, денежный заработок (при определении ведущих мотивов мы опирались на методику изучения мотивации профессиональной деятельности по К. Замфир в модификации А.А. Реана, классификацию В.И. Герчикова по базовым типам трудовой мотивации). Следовательно, работу с этими мотивами нам представляется возможным осуществить с помощью организационных и моральных методов стимулирования. Организационные и моральные методы стимулирования, являясь нематериальными факторами, обеспечивают развитие у педагогов положительного отношения к своему труду, т.е. мотивации. Организационное стимулирование процессов коммуникации предлагается осуществлять следующими методами: повышение качества процесса коммуникации, управление дальнейшим ростом коммуникативных и профессиональных навыков, вовлечение педагогов в процесс управления на основе успешной коммуникации, организация соревнований. Рассмотрим их более подробно.
Повышение качества процесса коммуникации. Решая коммуникативную задачу, педагог, заинтересованный в бесконфликтном результативном взаимодействии, получает удовлетворение не только решив ее, но и затрачивая усилия на процесс решения, на поиск более продуктивного варианта. Коммуникация осуществляется ради нее самой и не является средством достижения внешней цели. Выполнив таким образом коммуникативную задачу, педагог обретает возможность в дальнейшем действовать также, получив положительные эмоции от успешной коммуникации. Педагог знает, как следует действовать в той или иной ситуации, поскольку четко осознал цели деятельности и его не пугают возможные ошибки.
Управление дальнейшим ростом коммуникативных и профессиональных навыков. Обеспечить повышение удовлетворенности от процесса общения возможно и средствами управления деловой карьерой, в частности, путем организации достижения необходимого уровня коммуникативной компетенции. В результате наблюдения, собеседования с различными возрастными группами педагогов начального общего образования, нами выявлено, что, как только педагог освоился в своей профессиональной деятельности, значит, можно говорить об успешной организации процесса общения, когда педагог определился со стилем общения в отношении себя, родителей и обучающихся, его дальнейшее совершенствование в области коммуникативных навыков начинает тормозиться. Необходимо осознание педагогом дальнейшей перспективы развития коммуникативных навыков, отсутствие которых приводит к спаду коммуникативной активности: развитие коммуникативных навыков должно быть осмысленным, а цель достижимой, равно как и представление о конечных результатах организованного процесса коммуникации. Цель организации достижения необходимого уровня коммуникативной компетенции: добиться такого результата, чтобы то, чем располагает педагог как личность, как носитель коммуникативных способностей, было максимально полно использовано в процессе работы и находило свою реализацию в педагогической деятельности. Цель обуславливает необходимость решения следующих задач: активизация деятельности педагога с целью побуждения раскрыть собственный коммуникативный творческий потенциал, создание мотивирующей рабочей среды, анализ и оценка результатов и способов коммуникации, личных и профессиональных качеств.
Вовлечение педагогов в процесс управления на основе успешной коммуникации. Специфика работы педагога начального общего образования заключается и в том, что каждый учитель является и классным руководителем, т.е. ему необходимо уметь сформировать самоуправляющийся автономный коллектив, состоящий из обучающихся и их родителей. Участие педагога в управлении на уровне классного руководителя осуществляется разнообразными средствами: обеспечение деятельности классного коллектива путем создания родительского комитета, организация обратной связи с родителями, развитие коммуникативных навыков родителей и обучающихся, повышение общего уровня коммуникации в коллективе, схема вознаграждения идей, предоставление родителям свободы распоряжаться ресурсами классного коллектива, делегирование ответственности родителям обучающихся.
Практическая реализация идей вовлечения родителей в управление классным коллективом находит свое выражение в создании творческих групп по решению коммуникативных проблем в классе, в поддержании нормального психологического климата. Создание у обучающихся и их родителей чувства вовлеченности и формирование мотивации соучастия в делах классного коллектива имеют важное значение для укрепления организационной и коммуникативной культуры всех участников образовательных отношений. В основе эффективного использования этого метода организационного стимулирования - убежденность педагога начального общего образования - классного руководителя в том, что каждый член классного коллектива обладает определенным коммуникативным, личностным потенциалом, что может сделать более эффективным процесс коммуникации, который является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Если рассматривать методическую деятельность педагогов начального общего образования по развитию коммуникативных навыков, то, как показывают результаты экспериментальной работы, необходимо объединение педагогов в мобильные группы по решению конкретных коммуникативных проблем, возникающих в процессе общения со всеми участниками образовательных отношений; возможность группового обсуждения коммуникативных ситуаций, что позволяет оказывать поддержку коллегам и принимать помощь от них.
Организация соревнований. В основе этого организационного метода стимулирования - идея о том, что взаимодействие педагога в контакте с другими способствует дальнейшему развитию коммуникативной деятельности. Цель: развитие бесконфликтного общения на основе грамотной теоретической подготовки, организации и осуществления коммуникативной деятельности педагогов начального общего образования. Задача: повышение общего уровня коммуникации между всеми участниками образовательных отношений (организация педагогами с обучающимися и их родителями в классах коллективных творческих дел, игр, проектов; организация сотрудничества групп педагогов по изучению бесконфликтного неразрушающего взаимодействия с родителями и обучающимися).
Стимулирование воздействием морали базируется на наличии нравственных побуждений к организации эффективного процесса коммуникации, и в рамках системы мотивации и стимулирования педагога образует различные формы общественной оценки достижений педагогов в коммуникативной деятельности. Моральное стимулирование «запускает в действие» мотивацию, основанную на реализации потребности выражать признательность и быть признанным, и заключается в передаче и распространении информации о результатах коммуникативной деятельности педагога. В качестве мер морального стимулирования могут быть использованы: похвала, награда, обучение, участие в конкурсе, проекте. Объединяя их многообразие, можно выделить основные практические подходы к моральному стимулированию педагога по результатам коммуникативной деятельности: систематическое информирование, организация совместных коллективных мероприятий, официальное признание заслуг.
Информирование в системе стимулирования педагога начального общего образования. Информирование - как механизм стимулирования педагогов начального общего образования посредством систематического обеспечения правильно подобранной, правдивой информацией основано на осуществлении подбора, обобщения, оформления и распространения визуальными и вербальными средствами разнообразных сведений преимущественно позитивного содержания (заслуги и достижения конкретного педагога в коммуникативной деятельности). Основные задачи информирования состоят в том, чтобы: транслировать нормы, ценности, ориентиры коммуникативной культуры; своевременно сообщать педагогам о главных событиях в жизни коллектива, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе; способствовать осознанию педагогом своей роли в результате общения в коллективе.
Осуществление информирования всех участников образовательных отношений возможно через создание единых требований к культуре общения, выпуск газеты (журнала), где освещены наиболее важные события в коллективе, в организации, ответы на вопросы всех участников образовательных отношений, поздравления именинников, организация коллективных творческих дел с родителями.
Неотъемлемой частью жизни любого коллектива являются проводимые мероприятия: праздники, учебная деятельность (тренинги). Они облегчают процесс коммуникации как среди обучающихся, их родителей, так и педагогов (особенно в период адаптации), помогают педагогу начального общего образования в воспитании - приобщении обучающихся, их родителей к значимым для коллектива ценностям; способствуют процессу формирования и регулирования взаимоотношений в коллективе, необходимому отвлечению от трудового процесса, сплочению (на основе эмоционального сближения).
Организация коммуникативных тренингов среди педагогов, родителей решает следующие задачи: совместное планирование и распределение ответственности в коллективе; умение договариваться, построение эффективной коммуникации в группе - практическая реализация коммуникативных навыков; рациональное использование коллективных ресурсов; приобретение коммуникативных навыков в ходе разрешения конфликтных ситуаций.
Специфика коммуникативных тренингов, проводимых с педагогами, родителями позволяет в игровой форме смоделировать и отработать коммуникативные ситуации, возникающие в учебно-воспитательном процессе.
Основной результат - это повышение уровня коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.
Среди методов морального стимулирования можно выделить поощрение (награждение). Главная цель -сформировать в коллективе положительное отношение к достижениям педагога, создать образ желаемого коммуникативного поведения педагога начального общего образования. Поощрение несет в себе дифференцирующую функцию (выделение заслуженного члена коллектива), воспитательную (формирование определенной модели коммуникативного поведения), стимулирующую (отражает ценностные основы общения в коллективе, развитие заинтересованности педагогов в организации результативного процесса коммуникации).
Таким образом, можно сказать, что организационные и моральные методы стимулирования -составляющие мотивационной направленности педагогов - необходимы для формирования устойчивого позитивного настроя педагогов на активную, добросовестную работу, являющуюся основой успешной деятельности образовательной организации. Их необходимо подобрать таким образом, чтобы они, отвечая внутренним потребностям педагогов, становились стимулами к эффективной работе.
Литература
1. Делор Ж. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века: [сайт]. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 22.06.2014).
2. Актуальные проблемы образования: региональный аспект [Электронный ресурс] / Российская академия образования Уральское отделение. URL: http://urorao.rsvpu.ru/site.php? o=shp&p=143 (дата обращения: 05.06.2014).
3. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы : пер. с англ. М. : HIPPO, 2008. 252 с.
4. Спенсер-мл. Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе : пер. с англ. М. : HIPPO, 2005. 384 с.
5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб. : Питер, 2002. 432 с.