Научная статья на тему 'Модель развития коммуникативной компетенции педагога'

Модель развития коммуникативной компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

324
35
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ротова Наталья Александровна

В условиях модернизации современного российского образования педагогическое моделирование рассматривается как способ, метод достижения эффективных результатов в профессиональной деятельности педагога начального общего образования, помогающий ему осуществить практический замысел с помощью научного знания. Представлена структурно-содержательная модель развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации, а также выявлены условия ее реализации. Определены основные этапы реализации процесса развития коммуникативной компетенции и раскрыто их содержание. Особое внимание обоснованию методологической стратегии исследования. Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, автор раскрывает структуру коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Цель: развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. Метод или методология проведения работы: педагогическое моделирование. Результаты: создание модели развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. Область применения результатов: педагогический процесс в образовательных организациях.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ротова Наталья Александровна,

MODEL DEVELOPMENT OF TEACHER COMMUNICATIVE COMPETENCE

In the context of the modernization of modern Russian education pedagogical modeling is seen as a way method of achieving effective results in professional educator primary education, helping him carry out a practical plan with the help of scientific knowledge. Represented structurally meaningful model of the communicative competence of the teacher in primary education during the training, as well as identifying the conditions for its implementation. The main stages of the development of communicative competence and disclosed their content. Particular attention the justification of methodological research strategy. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the author reveals the structure of the communicative competence of elementary general education teacher. Purpose: development of communicative competence of the teacher in primary education during training. Methodology: pedagogical modeling. Results: create a model of the communicative competence of the teacher in primary education during training. Practical implications: educational process in educational institutions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Модель развития коммуникативной компетенции педагога»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-17 УДК 371.14 : 316.77

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Ротова Н.А.

В условиях модернизации современного российского образования педагогическое моделирование рассматривается как способ, метод достижения эффективных результатов в профессиональной деятельности педагога начального общего образования, помогающий ему осуществить практический замысел с помощью научного знания. Представлена структурно-содержательная модель развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации, а также выявлены условия ее реализации. Определены основные этапы реализации процесса развития коммуникативной компетенции и раскрыто их содержание. Особое внимание - обоснованию методологической стратегии исследования. Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, автор раскрывает структуру коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.

Цель: развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации.

Метод или методология проведения работы: педагогическое моделирование.

Результаты: создание модели развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации.

Область применения результатов: педагогический процесс в образовательных организациях.

Ключевые слова: модель; коммуникативная компетенция; система повышения квалификации.

MODEL DEVELOPMENT OF TEACHER COMMUNICATIVE COMPETENCE

Rotova N.A.

In the context of the modernization of modern Russian éducation pedagogical modeling is seen as a way method of achieving effective results in professional educator primary education,

helping him carry out a practical plan with the help of scientific knowledge. Represented structurally meaningful model of the communicative competence of the teacher in primary education during the training, as well as identifying the conditions for its implementation. The main stages of the development of communicative competence and disclosed their content. Particular attention - the justification of methodological research strategy. Based on the analysis ofpsy-chological and pedagogical literature, the author reveals the structure of the communicative competence of elementary general education teacher.

Purpose: development of communicative competence of the teacher in primary education during training.

Methodology: pedagogical modeling.

Results: create a model of the communicative competence of the teacher in primary education during training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Practical implications: educational process in educational institutions.

Keywords: model; communicative competence; system of training.

Педагогическое моделирование. Модель развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации. Говоря о необходимости качественных изменений в развитии коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, следует подчеркнуть, что эта необходимость обусловлена требованиями рынка труда. Анализ сложившейся ситуации [4; 15] показал, что высокий уровень развития коммуникативной компетенции педагога повышает качество образовательных услуг, которые приобретают ценность для современного общества. Кадровый заказ формируется не только государством, но и потребителями образовательных услуг, участниками образовательных отношений [13; 14]. Занятость педагогических работников в образовательных организациях, что предполагает эффективную работу, высокий процент качества обученности, обеспечивается не закрепляемостью за педагогическим работником конкретного рабочего места, а созданием условий для непрерывного роста квалификации и профессионального мастерства.

Итак, сложившиеся условия современного общества обуславливают спрос на высокий уровень коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, что, в свою очередь, говорит о целесообразности ее развития, а это представляется возможным в процессе повышения квалификации используя метод педагогического моделирования.

Педагогическое моделирование - это создание модели, включающей цель педагогического проектирования (система, ситуация или процесс), а также пути их достижения. Поставленная цель требует отбора необходимых качеств, компонентов для ее осуществления. Далее, в ходе практической работы модель преобразовывается, дорабатывается, описываются конкретные технологии, этапы деятельности, условия, необходимые для достижения цели. На заключительном этапе во время конструирования определяются условия успешной реализации модели [8].

Модель, по мнению Г.В. Суходольского - это искусственно созданный объект в виде схемы, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. В нашем педагогическом исследовании модель - это структурная схема, в которой в наиболее общем виде отражены взаимосвязи между элементами объекта исследования с целью создания новой информации об объекте. Для нашего исследования мы разработали структурно-содержательную модель развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации, изображенную на рисунке. В модели особое значение имеет проблема отбора педагогических условий, позволяющих осуществить необходимый нам вид деятельности.

Основные этапы реализации процесса развития коммуникативной компетенции.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы с целью развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования нами были обобщены и выделены основные этапы реализации процесса развития коммуникативной компетенции: организационно-управленческий, проблемно-целевой, содержательно-технологический, аналитико-рефлексивный, результативно-оценочный. На организационно-управленческом этапе (региональный, муниципальный, школьный уровень) анализируется система целей образовательной организации с учетом ее субъективного опыта и намечаются пути их достижения; анализируются и определяются существующие структурные единицы системы повышения квалификации и их взаимодействие [2].

Основное содержание проблемно-целевого этапа: обучение педагогов самостоятельному выявлению затруднений как проблем посредством рефлексии, учитывая накопленный опыт; определение путей решения проблем. Результатом данного этапа можно считать определение причинно-следственных связей при возникновении проблем, оценка существующего опыта для решения проблемы, отбор наиболее результативных идей.

Структурно-содержательная модель развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации

Целями содержательно-технологического этапа можно определить: конструирование последовательности действий, определение критериев успешности выполнения деятельности, выбор методических средств. Результатом следует считать: план развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования с учетом возрастных и индивидуальных, в том числе и психологических особенностей, имеющегося уровня коммуникативной компетенции. Критерии успешности выполняемых действий позволяют выработать систему дальнейшей работы. Критерием эффективности в процессе повышения квалификации является то, насколько достигнутый результат отличается от исходного, т.е. произошел ли рост в личностном плане, насколько проведенная работа изменила личностно-смысловую сферу, насколько педагог овладел новыми средствами познания, развития.

Следующий этап - аналитико-рефлексивный. В результате рефлексии происходит определение новых целей, средств организации деятельности. В процессе работы на этом этапе через диалог устанавливается обратная связь, дающая информацию не только о качестве усвоения знаний, а более важную - об изменениях в личностно-смысловой сфере. Необходимо отметить, что рефлексия является не отдельным, а неотъемлемым компонентом каждого этапа процесса развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, что позволяет вносить изменения в содержание, методы, формы образовательной деятельности с целью развития умения педагогов в самоорганизации процесса повышения своей профессиональной квалификации.

Завершающим этапом развивающего образовательного взаимодействия, когда происходит осознание происходивших видов деятельности, является результативно-оценочный. На данном этапе обобщаются новые виды образовательной деятельности, процесс их формирования, эффективность, анализируется выбор средств для решения коммуникативной проблемы, предлагаются альтернативные методы.

Научная организация мониторинга является важнейшим условием эффективного развития коммуникативной компетенции. Специфика мониторинга в том, что, находясь в системе развития, он дает необходимую информацию для дальнейшего обучения. Мониторинг - это специально организованное наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза [3]. Выявление уровня развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования и организация дальнейшей учебной деятельности в соответствии с критериями в качестве оценки позволили провести диагностику уровня сфор-мированности коммуникативной компетенции. Исходя из структуры развития коммуникативной компетенции, объектами контроля являются: знания и сформированные на их основе

речевые навыки, умение применять приобретенные знания и навыки в различных ситуациях общения, владение общеучебными стратегиями. На основании данных показателей мы можем говорить о достигнутом уровне развития коммуникативной компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методологическая стратегия исследования. Реализация модели базируется на основе методологической стратегии [3; 9 ] исследования, в которой нами выделены компетентност-ный, профессионально-личностный и интегративно-деятельностный подходы.

При компетентностном подходе основными аспектами образовательной деятельности становятся: овладение приемами работы с информацией, организация эффективного процесса коммуникации, увеличение доли инновационной педагогической деятельности, внедрение ФГОС в систему общего образования. Основными организационно-педагогическими требованиями компетентностного подхода нами выделены: целостное включение педагога в различные виды деятельности, самостоятельное определение и выбор педагогом своих действий, установка на саморазвитие и самореализацию, формирование рефлексивной позиции к себе как субъекту деятельности.

Личностно-профессиональное развитие педагога является одним из главных направлений педагогической акмеологии и представляется как результативный и непрерывный процесс его становления и совершенствования. Для достижения высокой результативности и эффективности работы педагогу крайне необходимо знание тенденций развития современного общества. Об этом выводе в результатах своих исследований говорит американский психолог Дж. Равен, российские исследователи Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина, Н.М. Полетаева [1; 5; 7]. Одной из основных закономерностей становления профессиональной зрелости педагога считают доминирующую роль его личностного развития, а в дальнейшем - взаимодействие процессов саморазвития и целенаправленного формирования личностно-профессиональных качеств под воздействием среды. Интегративно-деятельностный подход позволяет изучать образовательный процесс с позиции интеграции деятельности субъектов. Деятельность является тем фактором, который превращает все элементы социума в одну или несколько целостных структур [6.].

Структура коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.

Анализ психолого-педагогической литературы стал основанием для определения основных составляющих коммуникативной компетенции педагога начального общего образования. Это гносеологический (что специалист знает по данному вопросу), праксиологический (как специалист реализует свои знания и умения на практике) и аксиологический (как специалист относится к данной сфере деятельности). Рассмотрим более подробно структуру коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.

Гносеологический компонент включает в себя знание: способов и приемов совершенствования навыка педагогического общения, приемов психологического и педагогического воздействия, возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе и психологических, а также тенденций развития современного общества.

Аксиологический компонент включает в себя: понимание педагогом нравственных, моральных позиций каждого участника образовательного процесса и уважительное к ним отношение, распространение положительного опыта педагогом, использование в своей практике новых приемов и способов, способствующих достижению положительных результатов общения, мотивация педагога.

Праксиологический компонент включает в себя: умение педагога видеть план развития событий, прогнозируя и воздействуя на участников общения, способность добиваться поставленной цели, найти альтернативные решения проблемы, умение педагога слушать, знание принципов активного слушания.

Условия успешной реализации модели. Мы, в свою очередь, определяем педагогические условия как комплекс необходимых мер, направленных на формирование всех компонентов исследуемого процесса и обеспечивающих успешное развитие коммуникативной компетенции педагогического работника начального общего образования в системе повышения квалификации. Они включают в себя:

1. Мотивационная направленность педагогов. Для грамотного управления процессом целенаправленного педагогического взаимодействия педагогу надо знать ведущие мотивы всех участников процесса общения.

2. Практическая организация педагогом результативного и одновременно неразрушающего взаимодействия с ребенком на основе теоретических знаний (теория Э. Эриксона об этапах развития человека, Г. Гарднера о множественности интеллекта, Э. Берна о трансактном анализе).

3. Осваивание технологий общения может быть организовано как в системе целенаправленных занятий, организованных специалистами, так и через самообразование. Обязательной должна быть поддержка учителя образовательной организацией. В методических планах необходимо выделение времени для целенаправленного обучения педагогов коммуникативным навыкам.

Таким образом, описанная выше модель имеет научно-обоснованный характер, обладает целостностью, структурностью, что позволяет рассматривать процесс развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системном виде.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. -СПб: СПбГУ, 2007. 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. 336 с.

3. Большой энциклопедический словарь. - М.: Бол. рос. энцикл. 1998. 724 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. 119 с.

6. Педагогика и логика: сборник. - М.: Касталь, 1993. 415 с.

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. - М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

8. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. - Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.

9. Lisa Gaikhorst, Jos J. Beishuizen, Irene M. Korstjens, Monique L.L. Volman. Teaching and Teacher Education. Vol. 42. August 2014: 23-33.

10. Sumantra Ghoshal. ACAD MANAG LEARN EDU, March 1, 2005 4:1 75-91. doi:10.5465/ AMLE.2005.16132558

11. Matthew W. Ohland, Misty L. Loughry, David J. Woehr, Lisa G. Bullard, Richard M. Felder, Cynthia J. Finelli, Richard A. Layton, Hal R. Pomeranz, and Douglas G. Schmucker. ACAD MANAG LEARN EDU,, December 2012 11:4 609-630. doi:10.5465/amle.2010.0177

12. Luigi Proserpio and Dennis A. Gioia. ACAD MANAG LEARN EDU, March 1, 2007 6:1 69-80; doi:10.5465/AMLE.2007.24401703

13. Dennis A. Gioia and Kevin G. Corley. ACAD MANAG LEARN EDU, September 1, 2002 1:1 107120; doi:10.5465/AMLE.2002.7373729

14. Jeffrey Pfeffer and Christina T. Fong. ACAD MANAG LEARN EDU, September 1, 2002 1:1 7895; doi:10.5465/AMLE.2002.7373679

15. Jean M. Bartunek. ACAD MANAG LEARN EDU, March 2014 13:1 102-103; doi: 10.5465/ amle.2013.0384

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ananev BG Selected works on psychology. T. 2: The development and education of the individual. St Petersburg State University, 2007. 412 p.

2. Bespal'ko VP Education and advanced training technology. - M., 1995. 336 p.

3. Encyclopedia Britannica. - M. Bol. grew. entsikl. 1998. 724 p.

4. Winter IA Key competences - a new paradigm of education result // Higher education today. 2003. № 5. Pp. 34-42.

5. Kuzmina NV Professionalism personality of teachers and teaching. - M.: Higher. wk., 1990.

119 p.

6. Pedagogy and logic: a collection. - M. Qastal, 1993. 415 p.

7. Raven, J. Competence in modern society. - M. Kogito Center, 2002. 396 p.

8. Sukhodolskiy GV Structural and algorithmic analysis and synthesis activities. - LA : LSU, 1976.

120 p.

9. Lisa Gaikhorst, Jos J. Beishuizen, Irene M. Korstjens, Monique L.L. Volman. Teaching and Teacher Education. Vol. 42. August 2014: 23-33.

10. Sumantra Ghoshal. ACADMANAGLEARNEDU, March 1, 2005 4:1 75-91. doi:10.5465/AMLE. 2005.16132558

11. Matthew W. Ohland, Misty L. Loughry, David J. Woehr, Lisa G. Bullard, Richard M. Felder, Cynthia J. Finelli, Richard A. Layton, Hal R. Pomeranz, and Douglas G. Schmucker. ACAD MANAG LEARN EDU, December 2012 11:4 609-630. doi:10.5465/amle.2010.0177

12. Luigi Proserpio and Dennis A. Gioia. ACAD MANAG LEARN EDU, March 1, 2007 6:1 69-80; doi:10.5465/AMLE.2007.24401703

13. Dennis A. Gioia and Kevin G. Corley. ACAD MANAG LEARN EDU, September 1, 2002 1:1 107120; doi:10.5465/AMLE.2002.7373729

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Jeffrey Pfeffer and Christina T. Fong. ACAD MANAG LEARN EDU, September 1, 2002 1:1 7895; doi:10.5465/AMLE.2002.7373679

15. Jean M. Bartunek. ACAD MANAG LEARN EDU, March 2014 13:1 102-103; doi: 10.5465/ amle.2013.0384

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ротова Наталья Александровна, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

Сургутский государственный университет

ул. Ленина, д. 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628400, Россия e-mail: rotowa.n@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Rotova Natalya Aleksandrovna, graduate student of the theory and methodology of professional education

Surgut State University

1, Lenina street, Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, 628400, Russia e-mail: rotowa.n@yandex.ru

Рецензент:

Рассказов Филипп Дементьевич, директор научно-проектного центра «Kampus-Ugra» Сургутского государственного университета ХМАО - Югры доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный университет