Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венцель Владислав Антонович, Макаренко Юлия Владимировна, Зеленская Ольга Юрьевна

Статья посвящена вопросу использования дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности. Авторы отмечают, что использование электронного обучения значительно расширило возможности образовательного процесса и обеспечило возможности для общего развития обучающихся. Практика показывает, что использование электронных образовательных ресурсов улучшает восприятие и понимание студентами рассматриваемых вопросов, создает более комфортные условия для обучения. При систематическом использовании электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями эффективность многоуровневого обучения значительно повысилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Венцель Владислав Антонович, Макаренко Юлия Владимировна, Зеленская Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF E-LEARNING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the use of distance learning technologies in pedagogical activity. The authors note that the use of e-learning has significantly expanded the possibilities of the educational process and provided opportunities for the overall development of students. Practice shows that the use of electronic educational resources improves students' perception and understanding of the issues under consideration, creates more comfortable conditions for learning. With the systematic use of electronic educational resources in the educational process in combination with traditional teaching methods and pedagogical innovations, the effectiveness of multilevel learning has significantly increased.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

традиции и инновации: материалы ХЬП учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого (Тула, 15 апреля 2015 г.). - Тула, 2015. - С. 55-58

5. Зеер, Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенций у обучаемых / Э.Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 5-11

6. Миронова, А.Г. Контекстно-компетентностный подход в подготовке бакалавров направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» / А.Г. Миронова, Л.А. Кузьменко, Д.С. Краснова // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции (Красноярск, 15 октября 2014 г.). - Красноярск, 2015. -С. 274-277

7. Мычко, Е.И. Практико-ориентированные технологии в современном профессиональном обучении / Е.И. Мычко // Преподаватель XXI века. - 2016. - № 2.

8. Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе / С.С. Полисадов // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - № 2.

9. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.

10. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1.

11. Харитонова, М.П. Формирование ключевых компетенций в образовании / М.П. Харитонова. - Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012.

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

студент Венцель Владислав Антонович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Макаренко Юлия Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

студент Зеленская Ольга Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет - 2030»

Постановка проблемы. Одним из способов модернизировать систему образования на современном этапе развития является применение результатов информационных технологий в образовании. Информатизация образования является неотъемлемой частью общего исторического процесса информатизации мирового общества, с целью изменения качества образования путем активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов для усиления роли самостоятельного обучения.

С принятием и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов изменились также результаты реализации основных образовательных программ, требования к условиям реализации и структура основных общеобразовательных программ, что было бы невозможно без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС требуют от педагогов использования ИКТ в учебном процессе и, таким образом, обучения студентов эффективному и разумному использованию ИКТ. Образовательные учреждения в настоящее время ставят одной из приоритетных задач своей работы внедрение дистанционных технологий в учебный процесс.

Изложение основного материала исследования. Как справедливо отмечает Е.С. Полат, целью информатизации образования в стране является изменение содержания, методов и форм организации воспитательной работы в контексте формирования школ, направленных на удовлетворение потребностей молодежи в жизни в информационном обществе, при этом «жизнь не только предъявляет к школам новые требования, но и предоставляет школам инструменты для решения новых задач»: новые методы обучения и средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для их поддержки [4].

Дистанционное обучение на основе новых технологий использует весь опыт, накопленный в области дистанционного образования. Для дистанционного обучения используются новые информационно-коммуникационные технологии. Эти методы в сочетании с теорией и практикой становятся новым качеством, «средой знаний» [2]. Под дистанционным обучением понимается педагогическая деятельность, в которой осуществляется взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также интерактивные информационные ресурсы (например, сайты или веб-страницы), отражающие все компоненты образовательного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, образовательные учреждения).

По определению А.А. Андреева «дистанционное обучение - это образовательный процесс, в котором взаимодействие учителя и ученика происходит на расстоянии посредством различных видов опосредованного общения. Опосредованная коммуникация - это двусторонний обмен информацией в виде текста, аудио- или видеозаписей, таблиц, изображений и т.д.» [1].

Согласно анализу литературы по вопросам исследования, стоит отметить, что дистанционное обучение может повлиять на решение социально-экономических проблем в различных регионах через дистанционное виртуальное образование, в частности:

- в условиях свободного доступа к образованию, информации и текстам);

- создание системы непрерывного послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров без отрыва от производства;

- создание дополнительных каналов информационной поддержки педагогов, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации [3].

А.В. Невзорова определила следующие особенности дистанционного обучения [5]:

1. Гибкость: обучающиеся (слушатели) используют учебные материалы в удобное время, в удобном месте, с удобной скоростью.

2. Модульность: каждый модульный курс создает общее представление о конкретной предметной области. Это позволяет создавать курсы, отвечающие конкретным потребностям студентов, из отдельного набора курсов-модулей.

3. Экономическая эффективность: относительно низкая стоимость обучения обусловлена внедрением дистанционных методов обучения для большого числа студентов и более эффективным использованием учебных площадей и технических средств, например, в выходные и праздничные дни.

4. Новая роль педагога: фактически педагоги выступают в роли наставников. На него возлагаются такие функции, как координация познавательных процессов, коррекция преподаваемых курсов. Она помогает студентам строить личностные образовательные траектории, выполнять различные виды аттестационной работы, помогает решать академические и личностные проблемы, связанные с обучением. Образовательный процесс с использованием ДОТ часто характеризуется асинхронным взаимодействием участников.

5. Профессиональный контроль качества образования: в качестве формы контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, проектная работа и компьютерные тестовые системы.

6. Использование специализированных методик и средств обучения: под технологией дистанционного обучения мы будем понимать совокупность методов, форм и средств взаимодействия с аудиторией в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенных знаний.

7. Зависимость от средств передачи современной образовательной информации: «центральным» звеном системы дистанционного образования являются средства связи и ее транспортная основа.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что современные педагоги должны уметь грамотно и эффективно использовать электронные средства обучения и информационные технологии в учебном процессе.

Выводы. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и использование электронного обучения расширили возможности образовательного процесса и обеспечили возможности для общего развития обучающихся. Практика показывает, что использование электронных образовательных ресурсов улучшает восприятие и понимание обучающимися рассматриваемых вопросов и создает более комфортные условия для обучения. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс способствует подготовке конкурентоспособных специалистов. Использование мультимедиа в учебном процессе способствует развитию логического мышления, культуры интеллектуального труда, формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивирующее поле учебного процесса.

Аннотация. Статья посвящена вопросу использования дистанционных образовательных технологий в педагогической деятельности. Авторы отмечают, что использование электронного обучения значительно расширило возможности образовательного процесса и обеспечило возможности для общего развития обучающихся. Практика показывает, что использование электронных образовательных ресурсов улучшает восприятие и понимание студентами рассматриваемых вопросов, создает более комфортные условия для обучения. При систематическом использовании электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями эффективность многоуровневого обучения значительно повысилась.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, обучающиеся.

Annotation. The article is devoted to the use of distance learning technologies in pedagogical activity. The authors note that the use of e-learning has significantly expanded the possibilities of the educational process and provided opportunities for the overall development of students. Practice shows that the use of electronic educational resources improves students' perception and understanding of the issues under consideration, creates more comfortable conditions for learning. With the systematic use of electronic educational resources in the educational process in combination with traditional teaching methods and pedagogical innovations, the effectiveness of multilevel learning has significantly increased.

Key words: distance learning technologies, e-learning, students.

Литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий. - 2000. - 608 с.

2. Быстрова, Т.Ю. Внедрение системы открытого электронного обучения как фактор развития региона / Т.Ю. Быстрова // Экономика региона. - 2015. - №4. - С. 226-237

3. Горовая, О.А. Использование дистанционных технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников / О.А. Горовая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - №3(5). - С. 80-84

4. Дистанционное обучение [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.С. Полат и др.; Под ред. Е.С. Полат. -Москва: Владос, 1998. - 190 с.

5. Невзорова, А.В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога / А.В. Невзорова // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 9-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.