Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИКТ И МЕДИА РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИКТ И МЕДИА РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / МЕДИАРЕСУРСЫ / МОДЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (SCMOD) / TELEGRAM-КАНАЛЫ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеева Анна Андреевна, Селиванов Виктор Вениаминович

В статье проводится исследование особенностей эффективного использования ИКТ и, в частности, медиаресурсов обучающимися в учебном процессе высших учебных заведений. Задачи заключаются в анализе современных исследований по обозначенным вопросам, поиске эффективных медиаресурсов и моделей внедрения информационных технологий с целью повышения качества образовательного процесса. Предполагается, что благодаря использованию компьютерных сетей, средств онлайн-обучения, педагоги смогли представить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Описаны основные направления, в которых идет активный поиск и подбор эффективных моделей внедрения информационных технологий с целью совершенствования образовательного процесса. Обращается внимание на то, что сейчас необходимо ориентироваться на собственное профессиональное развитие, особенности образовательной электронной среды и повышение качества образовательных услуг с помощью ИКТ и медиаресурсов, одновременно повышая интерес и активность студентов на обучение и т.д. Отмечается, что опрос участников образовательного процесса остается одним из наиболее успешных и распространенных методов оценки оптимизации изучения предметов и научной литературы с использованием медиаресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ICT AND MEDIA RESOURCES BY STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article studies the features of the effective use of ICT and, in particular, media resources by students in the educational process of higher educational institutions. The tasks are to analyze modern research on the identified issues, search for effective media resources and models for the implementation of information technologies in order to improve the quality of the educational process. It is assumed that through the use of computer networks, online learning tools, teachers were able to present new information in such a way as to satisfy the individual needs of each student. The main directions in which there is an active search and selection of effective models for the implementation of information technologies in order to improve the educational process are described. Attention is drawn to the fact that now it is necessary to focus on one's own professional development, the features of the educational electronic environment and improving the quality of educational services using ICT and media resources, while increasing the interest and activity of students in learning, etc. It is noted that the survey of participants in the educational process remains one of the most successful and common methods for assessing the optimization of the study of subjects and scientific literature using media resources.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИКТ И МЕДИА РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

4. Ковальчук, В. С чего начинается развитие учебного заведения. Повышение квалификации руководителей: инновационные подходы / В. Ковальчук // Профессионально-техническое образование. - 2009. - №1. - С. 4-9

5. Мармаза, О.И. Менеджмент в образовании: секреты успешного управление / О.И. Мармаза. - Х.: Изд. группа «Основа», 2005. - 176 с.

6. Мисик, О.С. Теоретические основы педагогической деятельности/ О.С. Мисик // Профессиональная подготовка педагогических кадров: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

7. Национальная доктрина развития образования // Профессионально-техническое образование. - 2002. -№3. - С. 2-8

8. Ничкало, Н. Педагогическая инноватика в профтехобразовании / Н. Ничкало // Профессионально-техническое образование. - 2007. - №3. - С. 69-71

9. Паржницкий, В.В. Инновационные педагогические технологии и пути внедрения их в учебный процесс / В.В. Паржницкий // Профессионально-техническое образование: инновационный опыт, перспективы: научно-методический сборник / Составитель Н.И. Бугай. - Вып. 1. - К., 2005. - 236 с.

10. Снисар, З.И. О порядке изучения, обобщения и практического внедрения передового педагогического опыта и педагогических инноваций: [метод. рекоменд.] / З.И. Снисар // Профессионально-техническое образование: инновационный опыт, перспективы: Научно-методический сборник/ Составитель Н.И. Бугай. -Вып. 1. - К., 2005. - 236 с.

11. Сухойваненко, А.Н. Профессиональная компетентность учителя трудового обучения в контексте новейшей образовательной парадигмы / А.Н. Суховайненко // Профессиональная подготовка педагогических кадров: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

12. Щербак, О. Новая организационно-педагогическая форма профессионального обучения / О. Щербак // Профессионально-техническое образование. - 1999. - №1. - С. 34-37

УДК 378.147:37.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИКТ И МЕДИА РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

доктор экономических наук, доцент Дорофеева Анна Андреевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент Селиванов Виктор Вениаминович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается увеличение влияния медиатехнологий на человека, Современные дети попадают под это влияние. Вместо этого мы должны сосредоточиться на оптимальном использовании медиаресурсов в образовании. Мощный поток новой информации, реклама, использование компьютерных технологий на телевидении, электронных игрушек и компьютеров влияют на образование. Раньше ребенок мог получать информацию на любую тему по различным каналам: учебник, справочники, книгу, лекцию учителя, конспект урока. Сегодня дети привыкают к получению информации через СМИ, телевидение, гаджеты, а потому, привыкнув к ней с детства, им гораздо легче воспринимать информацию, предлагаемую на занятиях с помощью медиаресурсов. Практика доказала, что каждый студент усваивает новые знания по-разному. Раньше преподавателям было сложнее найти индивидуальный подход к каждому ученику, чем сегодня. Ведь благодаря использованию компьютерных сетей, инструментов онлайн-обучения, личные аккаунты, Telegram-каналы и чат-боты, преподаватели могут дать новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы ученика. За короткий промежуток времени необходимо научить каждого ребенка усваивать, понимать, преобразовывать, анализировать и использовать большие объемы информации в практической деятельности. Помочь будущему учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий медиаресурсов в образовательном процесс, ведь их оптимальное использование позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Изложение основного материала исследования. Новое направление в развитии технологий кибер-человеческих систем основано на широком использовании компьютеров человеком и специфических методологических подходах. Разработка такой технологии во многом базируется на компьютерном моделировании процессов обучения, необходимых для жизни человека, определения преимуществ и недостатков тех или иных процессов, проведения сквозного анализа результатов и данных, а также визуализации, которая является одной из важных составляющих этого процесса. Использование таких

технологий требует соответствующей подготовки как педагогов, так и современных студентов. Использование медиаресурсов и компьютерного моделирования в учебном процессе вуза должно быть актуальным. они должны активизировать образовательную деятельность по направлениям проектных, исследовательских, творческих и проблемных задач на практике во время лекционных занятий со студентами, а их будущие ученики - лучше понимать преподаваемый предмет. Так в XXI веке. образовательное пространство приобретает новые черты с усилением роли синтетической учебной среды.

Необходимость широкого внедрения инноваций во всех сферах деятельности, а также изменение роли информационно-коммуникационных технологий в жизни человека, способов и методов его деятельности обусловлены развитием новых технологий и переходом человечества к информационному обществу. Эта тенденция меняет приоритеты общества - развитие человеческого капитала, формирование конкретных условий его функционирования в информационной среде, внедрение новых форм и средств образования, а также их ресурсов. Соответственно, меняются требования к получению образования, что все больше требует использования искусственных ресурсов - ИКТ, компьютерных технологий, программно-аппаратных моделей, медиаресурсов и т.д.

Следует отметить, что педагогическая наука обладает достаточными знаниями о внедрении ИКТ в образовательный процесс. Теоретические основы использования ИКТ в обучении были рассмотрены в исследованиях таких многих ученых [1, 3, 5, 8] Психологи исследовали и выявили особенности этого процесса также зарубежными и отечественными психологами [2, 6, 10] Однако особенности использования медиа-ресурсов студентами в учебной программе высших учебных заведений недостаточно исследованы.

В настоящее время многие отечественные и зарубежные ученые, преподаватели вузов активно ищут и подбирают эффективные модели внедрения информационно-технологических игр с целью совершенствования образовательного процесса, который теперь может осуществляться в соответствии со следующими требованиями: развитие образовательной среды (школа, университет, внешкольные учебные заведения); использование инновационных учебных пособий (электронные учебники, дистанционные курсы, электронные образовательные игровые ресурсы); внедрение новейших технологий обучения (системы компьютерного моделирования (SCMod), облачные сервисы, дополненная и виртуальная реальность и др. [11]. Целью новых практик является повышение как качества образовательных услуг, так и уровня образовательных достижений учащихся [4, 12].

Все эти процессы можно определить как внедрение инноваций. Большинство современных инноваций, которые внедряются в университетах, связаны с использованием ИКТ.

Инновационные ИКТ включают SCMod. Под SCMod мы понимаем программное обеспечение нового поколения, предназначенное для анимированной визуализации явлений и процессов, построения стратегий действий, выполнения численных вычислений любого уровня сложности и направленное на визуализацию и решение задач различных типов [15].

На современном этапе развития и реформирования общего среднего и высшего образования назрела необходимость внедрения SCMod в контексте реализации концепции новой российской школы. Вместе с тем существует ряд недостатков, связанных с отсутствием модели внедрения и оценки эффективности использования ИКТ, в частности SCMod в образовательной деятельности [13].

Данная проблема касается не только внедрения SCMod в образовательный процесс высших учебных заведений. Наличие большого количества ИКТ и сервисов обуславливает необходимость разработки инструментов их оценки с целью: определения эффективности использования ИКТ в качестве учебного инструмента; подбор функционала ИКТ для удовлетворения образовательных потребностей; организация доступа к ИКТ; разработка и совершенствование методологии ИКТ и т.д. [14].

Проблемой остается не только оценка технологии, уровней ее использования преподавателями, но и оценка эффективности ее использования для обучения студентов в учебном процессе в целом [6, 7].

Для определения уровня использования ИКТ педагогами в учебном процессе можно взять за основу модель SAMR (Substitution, Augmentation, Modification, Reefinition), разработанную ученым Р. Пуэнтедура и рассматривать ее в аспекте инновационных ИКТ [9]. По этой модели можно определить, на каком уровне педагоги используют ИКТ в учебном процессе и как они могут влиять на развитие образовательной среды обучение студентов [14].

Первый уровень - это подмена. Компьютерная техника используется для выполнения тех же действий, что и раньше. Например: печать текста (эссе), тестирование или замена устройств компьютерными моделями (SCMod).

Второй уровень - аугментация. Как компьютерные технологии, так и медиаресурсы предлагают эффективны инструмент для использования индивидуального задания, аккумулируя собственный опыт использования SCMod в образовательных целях. Например,анализ данных на основе использования SCMod в аудитории или Google во время дистанционного обучения. Происходит процесс активного включения ИКТ в образовательную деятельность.

Третий уровень - модификация. Компьютерные технологии и медиаресурсы используются для выполнения общих для всех задач. Например, аудиозапись эссе или презентационного эссе, видеофрагмент с текстовым сопровождением или моделированием речевых явлений и процессов на основе использования SCMod. Происходит функциональное изменение в работе студентов.

Четвертый уровень - переопределение. Компьютерные технологии и медиаресурсы используются для выполнения задач, которые ранее не могли быть решены - командная коллаборация, электронный обмен данными. Члены группы совместно работают над выполнением определенной задачи или решения проблемы; получают внешнюю поддержку, информацию или данные.

Данная модель может быть применена для внедрения ИКТ в образовательную деятельность педагога. Помимо мониторинга, важным этапом в активном использовании SCMod является процедура его внедрения в образовательный процесс.

Выводы. Таким образом, в процессе эффективного использования ИКТ и медиаресурсов необходимо отслеживать как качественные, так и количественные показатели влияния ИКТ на подготовку обучающихся. Прежде всего, педагогам необходимо сосредоточиться на собственном профессиональном развитии, развитии образовательной электронной среды и повышении качества образовательных услуг, в частности, повышении интереса и активности студентов. Следует отметить, что опрос участников образовательного процесса продолжает оставаться одним из наиболее успешных и распространенных методов оценки оптимизации изучения преподаваемых программных курсов с использованием медиаресурса.

Аннотация. В статье проводится исследование особенностей эффективного использования ИКТ и, в частности, медиаресурсов обучающимися в учебном процессе высших учебных заведений. Задачи заключаются в анализе современных исследований по обозначенным вопросам, поиске эффективных медиаресурсов и моделей внедрения информационных технологий с целью повышения качества образовательного процесса. Предполагается, что благодаря использованию компьютерных сетей, средств онлайн-обучения, педагоги смогли представить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Описаны основные направления, в которых идет активный поиск и подбор эффективных моделей внедрения информационных технологий с целью совершенствования образовательного процесса. Обращается внимание на то, что сейчас необходимо ориентироваться на собственное профессиональное развитие, особенности образовательной электронной среды и повышение качества образовательных услуг с помощью ИКТ и медиаресурсов, одновременно повышая интерес и активность студентов на обучение и т.д. Отмечается, что опрос участников образовательного процесса остается одним из наиболее успешных и распространенных методов оценки оптимизации изучения предметов и научной литературы с использованием медиаресурсов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), медиаресурсы, модели, образовательные программы, системы компьютерного моделирования (SCMod), Telegram-каналы, облачные технологии.

Annotation. The article studies the features of the effective use of ICT and, in particular, media resources by students in the educational process of higher educational institutions. The tasks are to analyze modern research on the identified issues, search for effective media resources and models for the implementation of information technologies in order to improve the quality of the educational process. It is assumed that through the use of computer networks, online learning tools, teachers were able to present new information in such a way as to satisfy the individual needs of each student. The main directions in which there is an active search and selection of effective models for the implementation of information technologies in order to improve the educational process are described. Attention is drawn to the fact that now it is necessary to focus on one's own professional development, the features of the educational electronic environment and improving the quality of educational services using ICT and media resources, while increasing the interest and activity of students in learning, etc. It is noted that the survey of participants in the educational process remains one of the most successful and common methods for assessing the optimization of the study of subjects and scientific literature using media resources.

Key words: information and communication technologies (ICT), media resources, models, educational programs, computer simulation systems (SCMod), Telegram channels, cloud technologies.

Литература:

1. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков. - М.: Изд. "Филинъ", 2003. - 616 с.

2. Буров, О.Ю. Технологии и инновации в человеческой деятельности эпохи информации: человек и ИКТ. / О.Ю. Буров // Обучение информационным технологиям. - 2015. - № 6(50). - С. 1-13

3. Голдин, К.Д. Гонка между образованием и технологиями / К.Д. Голдин // Обзор экономической истории. - 2019. - Т. 63(3). - С. 840-841

4. Домрачева, С.А. Обучение преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу как одно из условий развития современного вуза / С.А. Домрачева // Вестник Марийского государственного университета. -2017. - № 3 (27).

5. Жук, Ю.О. Интернет-ориентированные педагогические технологии в школьном образовательном эксперименте: монография / Ю.О. Жук. - Киев: Аттика. - 2014. - 368 с.

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2015. - 192 с.

7. Игнатович, Е.В. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вуза / Е.В. Игнатович // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1.

8. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография / М.В. Кларин. - М.: ЛУч, 2018. - 640 с.

9. Петри, Г. Как оцениваются игры для компьютерного образования? Систематический обзор литературы. / Г. Петри, К. Вангенхейма // Компьютеры и образование. - 2017. - Вып. 107. - С. 68-90

10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2017. -368 с.

11. Савченко, Н.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [образовательное электронное Интернет-издание для педагогов] / Н.А. Савченко. - Ин-т дистанц-го образ-я Российского ун-та дружбы народов, 2016. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/

12. Селезнев, В.А. Проектно-ориентированная система повышения квалификации педагогов / В.А. Селезнев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 3 (36).

13. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - 3-е изд. - М: изд.-торг. корпорация "Дашков и К0", 2017. - С. 9-110

14. Шлейхер, А. Обучение учащихся для их будущего, а не для нашего прошлого / А. Шлейхер // Обзор образования. - 2018. - Вып. 1(1). - С. 58-75

15. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/ ^ех^р/

УДК 378.147

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ГРАЖДАНАМ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Дудаев Геназ Саид-Хусейнович ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Установление доверительных отношений между гражданами с одной стороны, структурами государственного и муниципального управления - с другой является важным условием эффективной работы соответствующих механизмов (В.В. Игнатова, Р.А. Кучмезов, Т.Н. Пасечкина) [12, С. 72-73]. От этого, в свою очередь, во многом зависит дальнейшее прогрессивное развитие нашей страны (П.А. Амбарова, Н.В. Бужинская, Е.С. Васева, Н.В. Шаброва, С.Г. Ермолаева) [8, С. 106].

При этом в последние годы отечественная система образования находится в стадии глубокого реформирования (И.Ю. Леонова, М.А. Мельникова, М.Р. Москаленко, А.А. Русакова) [4, С. 122]. Всё более важным аспектом деятельности современных российских вузов становится развитие у обучающихся, в том числе на ступени бакалавриата, системы надпредметных компетенций [3, С. 218]. Связанные с этим модернизации, в свою очередь, открывают новые возможности для повышения эффективности процесса формирования у будущих государственных и муниципальных управленцев доверительного отношения к гражданам (И.Г. Агапов, Г.Е. Зборовский, В.В. Игнатова, И.С. Кузнецов, А.А. Русакова, С.Е. Шишов) [1, С. 4].

Проблемам их реализации посвящена данная статья.

Изложение основного материала исследования. В общем смысле термин «доверие» можно трактовать как социально-психологическое отношение, сложившееся в результате взаимодействия между субъектами общественной жизни [14, с. 84]. Таким образом, доверительные отношения представляют собой такую систему взаимоотношений, в которую интегрирован каждый хоть сколь-нибудь активный член общества [9, С. 195-196].

Его социально-психологические функции включают:

- оптимизацию взаимодействия субъектов социальных отношений;

- снижение уровня напряжённости и стресса во взаимоотношениях между гражданами;

- развитие и репродукцию общественных отношений (Е.Г. Антиперович, В.К. Левашов, Н.А. Ноздрина, М.В. Певная, B.C. Сафонов, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина).

Далее, современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет выделить также инструментальные функции интересующего нас феномена (Т.С. Вавакина, И.С. Кузнецов, В.К. Левашов, М.В. Певная). Остановимся на тех из них, что являются актуальными с точки зрения эффективного взаимодействия между сотрудниками органов государственного и муниципального управления с одной стороны, гражданами - с другой:

- предсказательная функция;

- интенсификация процессов коммуникации;

- дифференциация и групповая идентификация [7, С. 111].

Будучи по своей природе социальным явлением, доверие связано с убеждениями субъекта, его установками и ожиданиями [2, С. 21]. При этом возможны его проявления по отношению к:

- индивиду;

- группе лиц;

- различным структурам и организациям, не исключая органы государственного и муниципального управления [11, С. 34].

Для него свойственно наличие взаимозависимости - интересы одной стороны могут быть достигнуты только при условии обязательного участия другой (А. Селигмен, Д.Г. Макаренко, Н.В. Шаброва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.