Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗ'

ВЛИЯНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТ / ЗНАНИЕ / ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васюков Сергей Николаевич

Статья рассматривает особенности влияния икт технологий на повышение учебно-профессиональной мотивации студентов ССУЗ. В настоящее время развитие общества происходит в быстром темпе, и образовательные функции и их значимость значительно возросли. Одной из первостепенных задач современного процесса обучения является профессиональная подготовка будущих специалистов в различных сферах. Использование ИКТ-технологий является важным критерием в процессе обучения в различных средне-профессиональных учебных заведениях. Актуальность данного исследования обуславливается повышением значимости получения знаний в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования и улучшением эффективности обучения при помощи информационно-коммуникативных технологий. ИКТ в процессе обучения играет роль организатора его процесса, решения задач формирования профессиональных навыков студентов. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают педагогам множество возможностей совершенствования преподавательской деятельности. В статье раскрыто понятие и особенности использования онлайн учебных платформ, электронно-образовательного контента, икт ресурсов для совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ICT TECHNOLOGIES ON INCREASING THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL

The article examines the peculiarities of the impact of ICT technologies on increasing the educational and professional motivation of students of secondary school. Currently, the development of society is taking place at a rapid pace, and educational functions and their importance have increased significantly. One of the primary tasks of the modern learning process is the professional training of future specialists in various fields. The use of ICT technologies is an important criterion in the learning process in various secondary vocational educational institutions. The relevance of this study is due to the increased importance of obtaining knowledge in vocational schools of secondary vocational education and improving the effectiveness of training with the help of information and communication technologies. ICT in the learning process plays the role of the organizer of its process, solving the problems of the formation of professional skills of students. Modern information and communication technologies open up many opportunities for teachers to improve their teaching activities. The article reveals the concept and features of using online learning platforms, electronic educational content, ICT resources to improve students' communicative competencies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗ»

дошкольному образованию и стали для нас ориентиром в разработке дополнительной профессиональной программы. Решение проблемы ранней профориентации дошкольников посредством прохождения обучения в рамках дополнительной образовательной программы с использованием активных и интерактивных методов и форм обучения будет обеспечивать совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОО по проблеме.

Литература:

1. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова: в 2-х ч. / под ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой. - Т. 2. - Москва: 1986. - 256 с.

2. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск, 1976. - 187 с.

3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2001. - 416 с.

4. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий / В.П. Кондрашов. - Балашов: Николаев, 2012. - 125 с.

5. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.06.2017).

6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

7. Кузнецова, Г.Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ / Г.Н. Кузнецова. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 916 Кб). - Челябинск: ЧИППКРО, 2021.

8. Пономарева, Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования: коллективная монография / Под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ЧГПУ, 2014. - С. 154-183

9. Российская Федерация. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Российская Федерация. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... д-ра псих.наук / Р.Д. Санжаева. - Новосибирск, 1997 - 40 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. - Москва: Сфера, 2020. - 80 с.

13. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г.И. Хозяинов. - Москва: Физическая культура, 2006. - 224 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Васюков Сергей Николаевич

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет БРИКС (ЮниБРИКС)» (г. Москва)

ВЛИЯНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

СТУДЕНТОВ ССУЗ

Аннотация. Статья рассматривает особенности влияния икт технологий на повышение учебно-профессиональной мотивации студентов ССУЗ. В настоящее время развитие общества происходит в быстром темпе, и образовательные функции и их значимость значительно возросли. Одной из первостепенных задач современного процесса обучения является профессиональная подготовка будущих специалистов в различных сферах. Использование ИКТ-технологий является важным критерием в процессе обучения в различных средне-профессиональных учебных заведениях. Актуальность данного исследования обуславливается повышением значимости получения знаний в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования и улучшением эффективности обучения при помощи информационно-коммуникативных технологий. ИКТ в процессе обучения играет роль организатора его процесса, решения задач формирования профессиональных навыков студентов. Современные информационно-коммуникационные технологии открывают педагогам множество возможностей совершенствования преподавательской деятельности. В статье раскрыто понятие и особенности использования онлайн учебных платформ, электронно-образовательного контента, икт ресурсов для совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, средне-специальные учебные заведения, студент, знание, профессия.

Annotation. The article examines the peculiarities of the impact of ICT technologies on increasing the educational and professional motivation of students of secondary school. Currently, the development of society is taking place at a rapid pace, and educational functions and their importance have increased significantly. One of the primary tasks of the modern learning process is the professional training of future specialists in various fields. The use of ICT technologies is an important criterion in the learning process in various secondary vocational educational institutions. The relevance of this study is due to the increased importance of obtaining knowledge in vocational schools of secondary vocational education and improving the effectiveness of training with the help of information and communication technologies. ICT in the learning process plays the role of the organizer of its process, solving the problems of the formation of professional skills of students. Modern information and communication technologies open up many opportunities for teachers to improve their teaching activities. The article reveals the concept and features of using online learning platforms, electronic educational content, ICT resources to improve students' communicative competencies.

Key words: information and communication technologies, secondary specialized educational institutions, student, knowledge, profession.

Введение. Улучшение образовательного процесса связано с внедрением определенных технологий, которые позволят повысить его эффективность. Педагоги различных категорий опираются на передачу собственного опыта в процессе познания студентам, помогая им приспособиться к условиям нового учебного заведения. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет улучшить образовательный процесс и привлекает внимание студентов. Главным плюсом их использования на занятиях является формирование компетентностных навыков социального общение, профессиональных качеств и личностных характеристик. При использовании ИКТ происходит внедрение в процесс образования различных интернет материалов и платформ. Кроме этого, они способны увеличить заинтересованность студента в познании учебного материала.

Преподаватели ССУЗов стараются учить студентов рационализации процесса обучения и отдыха. Актуальность исследования заключается в поиске новых средств обучения, которые будут внедрены в процесс образования. От метода образовательной деятельности зависит готовность студентов к получению новых умений и навыков, а также степень их профессиональной готовности в дальнейшем [1].

Изложение основного материала статьи. Основной плюс применения ИКТ в средне-специальных образовательных учреждениях состоит в формировании у студентов устойчивого желания к обучению при помощи знакомых ему технологий [2].

Актуальность темы определена тем, что в сегодняшнем обществе все большую значимость играет получение профессионально-ориентированных навыков, что дает возможность познакомиться с профессиональной культурой, пользоваться в своей работе возможностями ресурсов сети Интернет, а еще заниматься с информационными и коммуникационными технологиями и пользоваться мультимедийными технологиями обучения.

Потому так важно улучшать технологию использования компьютерных информационных технологий в обучении. Современные информационные технологии становятся одним из главных фрагментов учебного процесса.

Компьютерные технологии и получение среднего-профессионального образования - актуальное направление, которое требует современных подходов и инновационных решений. Модернизация образования в Российской Федерации на современном рубеже развития общества сопряжена с инноваторскими процессами в организации преподавания в учебных заведениях. Приоритетным течением формирования современного процесса образования стала гуманистическая направленность обучения, при каком главное пространство обучения занимает индивидуальный потенциал [3].

Изучение профессиональных дисциплин при помощи ИКТ помогает развивать различные навыки человека, в том числе напрямую участвует в его интеллектуальном развитии. Информационно-коммуникационные технологии позволяют готовить профессионально состоявшегося современного специалиста, который будет востребован в своей сфере деятельности. Когда человек знает свою специализацию, он может расширять границы своего сознания. Кроме этого, гораздо легче получать доступ к различным технологиям и средствам информации. Знание той или иной специализации всегда имело высокую ценность в связи с динамичным развитием нашего мира, появлением новых средств массовой информации и различных новых способов коммуникативных компетенций. Интеллектуальное развитие при этом помогает овладеть новыми достижениями, которые предоставляет нам наука, техника и средства информации. Многие сведения специалисты получают именно при знании информационных схем и способов коммуникации [5].

Для того чтобы заинтересовать студента осваивать новую информацию, запоминать ее, важно правильно подать и преобразовать учебный материал. И в этом помогают информационно-коммуникативные технологии. Использование компьютера в ССУЗах помогает мобилизировать и индивидуализировать учебный процесс. К преподавателю выдвигает новое требование в образовательном процессе, высокий уровень медиа компетентности, именно педагог должен стоять в создании net-культуры у обучаемых.

Несмотря на то, что в настоящее время большинство средне-специальных учебных заведений имеют достаточное техническое оснащение, преподаватели не всегда используют его возможности во время занятия. Кроме того, не все учебно-методические пособия содержат видеоуроки, также большинство преподавателей не считают нужным тратить время на применение видеоматериалов на занятиях, ссылаясь на то, что они дают студентам расслабиться. Важно понимать, что применение профессионально ориентированных видеофильмов, положительно скажется на формирование и увеличении профессионально - учебной мотивации. Работа с видеофильмами позволит смоделировать студенту применение полученных теоретических знаний в предполагаемой профессиональной деятельности [10]. По нашему мнению, использование видеоматериалов благотворно влияет на процесс обучения, повышает активность на занятиях и дает ученикам возможность высказывать свои мысли и развивать коммуникативные навыки.

Использование видеоматериалов на профессиональных занятиях помогают ученикам развивать навыки индивидуальности, мотивации к развитию собственных профессиональных навыков [2].

Информационно-коммуникационные образовательные технологии подразумевают в своем применении цифровой техники, при помощи которой можно упростить учебный процесс, а также привнести в него новые грани [4].

Основная цель такой практики - это дать возможность учащимся самостоятельно и на практике приобретать новые знания, решать проблемы и задачи, которые требуют знаний различных предметов [5].

Информационные технологии представляют собой различные сайты свободного доступа, образовательные форумы и страницы. На них возможно проведение аудиторской, урочной и внеурочной деятельности. Доступ к данным сетям имеет любой преподаватель и студент в различных уголках мира. Использование платформы Moodle помогает увеличить время коммуникации в образовательном пространстве [6].

К мультимедийным и цифровым ресурсам, которые используются в учебном процесса относят:

1) различные графические, текстовые, аудио и видео форматные средства обучения;

2) учебные электронные пособия (переводные, толковые, справочные, терминологические и интерактивные);

3) прикладные программы (веб-браузеры и программы Microsoft);

4) специальные учебные ресурсы;

5) учебные ресурсы Интернет (скрэпбук, хотлист и т.д.). [7].

Данные технологии применяются в обучении в различных конфигурациях организации деятельности обучаемых, таких как: дистанционное обучение и смешанное или комбинированное обучение, самостоятельная работа, включающее элементы аудиторного.

Кроме этого, педагоги и студенты средних специальных образовательных заведений могут заниматься повышением собственной квалификации и пополнением багажа знаний. Достаточно приобрести определенный интернет-курс, который имеет необходимую тематику и создан людьми определенных категорий знания. Некоторые из курсов могут быть предоставлены на бесплатной основе. Преимуществом их использования является изучение любого интересующего вопроса как в условиях учебного процесса, так и в условиях домашнего обучения. Весь материал имеет характерную структуру, подразделы и разделение необходимой информации по категориям [9].

Однако использование только одного вида ИКТ в обучении может снизить интерес к процессу. Поэтому важно учитывать педагогические возможности вышеописанных ИКТ.

Таким образом, основными условиями, позволяющими формировать профессиональную мотивацию студентов ССУЗ относятся:

1. Контроль за динамикой развития профессиональных и интеллектуальных навыков обучающихся.

2. Педагоги должны прививать студентам не только навыки конкретного обучения тому или иному предмету, но и профессиональные навыки, которые принесут им успех в будущей профессии.

3. Формирование мотивации к труду и возможность заниматься делом, которое будет приносить не только доход, но и будет приносить удовольствие [8].

Таким образом, учебные материалы по специальным предметам в ССУЗе должны быть особенными, обладать определенными характеристиками, которые создадут условия обучения. Сейчас перед современной методикой преподавания поставлены новые цели. В первую очередь, необходимо повышение компетенции непосредственно педагогов, которые несут данный язык в массы. Затем необходимо повышение коммуникативной и речевой компетенции учеников, за счет применения новых обучающих технологий, которые помогут улучшить усвоение специальных дисциплин, изменят способ подачи учебного материала.

Выводы. Интернет технологии в сегодняшней образовательной практике являются основой становления процесса обучения. Они используются совместно с печатными изданиями и нередко являются дополнением к нему. Их использование во время занятий улучшает развитие профессиональных, коммуникативных и практических навыков студентов. Проведение занятий при помощи мультимедийных технологий способствует быстрому закреплению полученных теоретических навыков на практике, развивает творческие способности студентов, позволяет им коммуницировать с внешней средой, в том числе общаться с представителями других языков посредством глобальной сети. На сегодняшний день ресурсы сети имеют красочный вид, увлекают разнообразием видов деятельности, чем вызывают особый интерес у студентов СУЗов. Новые технологии в процессе обучения стали его неотъемлемой частью и только улучшили познавательную деятельность обучающихся.

Несмотря на то, что в настоящее время большинство средне-специальных учебных заведений имеют достаточное техническое оснащение, преподаватели не всегда используют его возможности во время занятия. Кроме того, не все учебно-методические пособия содержат видеоуроки, также большинство преподавателей не считают нужным тратить время на применение видеоматериалов на занятиях, ссылаясь на то, что они дают студентам расслабиться. По нашему мнению, использование видеоматериалов благотворно влияет на процесс обучения, повышает активность на занятиях и дает ученикам возможность высказывать свои мысли и развивать коммуникативные навыки.

Таким образом, профессиональная мотивация студентов ССУЗ формируется посредством применения различных технологий в учебном процессе. Одну из главных ролей при этом играет использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Для того чтобы эффективно реализовать профессиональные навыки, каждому студенту необходимо знать надежды, стремления, существующие на уровне массового общественного сознания. Часто они имеют характер определенных символов, с помощью которых люди ассоциируются со значимыми для себя ценностями.

Литература:

1. Корвина, В. В. Метод внедрения ИКТ в образовательный процесс [Текст] / В. В. Корвина. - Москва, 2020. - 65 с.

2. Листьева, Е. С. Обучения при помощи сотрудничества педагога и студента[Текст] / Е. С. Листьева // ИКТ в ССУЗ.

- №1. - С. 5.

3. Набиев, Л. С. Использование ИКТ в профориентированном обучении / Л. С. Набиев// Педагогическое мастерство: журнал. — М.: Буки-Веди, 2019. — С. 115-117.

4. Соллдатенко, Е.Н. Методика обучения в ССУЗах: базовый курс: пособие для студентов педвузов и учителей. — М., 2018. — 125 с.

5. Тарасенко, Л.Ю. Обучение профессиональной мотивации студентов технических специальностей с использованием профессионально ориентированной проектной деятельности / под науч. Ред. М.К. Суздаль. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018

6. Терешина, А.В. Преимущества использования информационно- коммуникационных технологий во время учебного процесса в средне-специальных заведениях / Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы, 2018.

- С. 44-45.

7. Уваров, О.И. Использование компьютезированного учебника в учебном процессе среднего образования// Педагогика. - 2019. - №5.

8. Устьенко Б. Система внедрения ИКТ технологий в процесс получения профориентационных навыков // ИКТ в профессиональном образовании. — 2021. — №5. — С.2-11.

9. Фокина, Е.И. Проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения новых предметов// НИР. -2020. - №1.

10. Васюков, С. Н. Профориентированные видеофильмы как средство повышение мотивации к учению студентов железнодорожных колледжей // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-3. - С. 52-55. - EDN OGSNOX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.