Научная статья на тему 'Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе'

Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES / TELECOMMUNICATIONS / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются перспективы и основные задачи использования современных информационных компьютерных технологий в процессе обучения студентов в высшей школе. Автор отмечает, что новые и быстро совершенствующиеся информационные компьютерные технологии (ИКТ) сегодня тесно переплетены с процессом трансформации высшего образования в соответствии с современными требованиями в стремительно меняющемся научно-информационном мире. В статье представлен ключевой документ, регламентирующий, декларирующий актуальность компьютеризации высшего образования. Раскрыто содержание основных принципов, заложенных в основе концепции модернизации образования, где один из важнейших акцентов сделан на обязательности использования в нем IT, для формирования у студентов навыков постоянного самообучения, на основе грамотного поиска, обработки и применения необходимой информации, быстро адаптироваться к возрастающей информационной нагрузке, постоянно повышать свой уровень квалификации. Автором выделены современные информационные компьютерные технологии обучения, такие как: технологии, использующие компьютерные обучающие программы, мультимедиа технологии, технологии дистанционного обучения. Отмечается практическая значимость процесса компьютеризации в высших учебных заведениях, что подтверждает гипотезу о том, что информационные технологии кардинальным образом изменяют не только нашу повседневную жизнь, но и существенно влияют на подход, качество и интенсивность образовательного процесса. Основываясь на накопленном опыте преподавательской деятельности в ВУЗе, автор предпринял попытку выделить важнейшие потенциалы внедрения ИКТ в образовательную среду. Среди них: активное взаимодействие с образовательным ресурсом, использование реальных моделей, расширение коммуникационной среды, вовлеченность и мотивация, экономия времени на выполнение домашних заданий, персонификация и дифференциация учебного процесса, возрастающая свобода и обеспечение равных условий для обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF MODERN INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN TEACHING IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the growing perspectives and main tasks of modern information computer technologies application in the process of teaching students in high school. The author indicates new and rapidly advancing information computer technologies (ICT) to be closely intertwined with the process of higher education transformation in obedience to modern requirements in our rapidly expanding world of scientific information. A key document regulating the relevance of computerization of higher education is represented. The article reveals the content of the main principles laid down in the concept of modernization of education , where one of the most important accents is the indispensable use of IT in the process, as graduates should: be able to improve their knowledge independently by using computer resources; have skills to find, process and apply the necessary information correctly; quickly adapt to the increasing information load; constantly improve their professional qualification. The author pointed out such educational information computer technologies as: technologies using computer training programs, multimedia technologies, distance learning technologies. The practical significance of computerization process in higher educational institutions is also denoted. The author confirms the hypothesis for information technologies not only to change our daily lives radically, but also significantly influence the quality of educational process. Having analyzed her own experience of teaching at the University the author made an attempt to identify the most important potentials for ITC introduction tо educational environment. Among them are: active interaction with the educational resource, the use of real models, the expansion of communication environment, students’ involvement and motivation, time-efficiency for homework, personalization and differentiation of educational process, increasing independence and maintenance of equal conditions for learning.

Текст научной работы на тему «Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе»

6. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: монография. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 100 с.

7. Пономарев Р.Е. Сущность образования в культурном измерении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2014. - № 2. - С. 56-66.

8. Тучков А.Г. История и культура народов Сибири / А.Г. Тучков. Томск: Издательство ТГПУ, 2005. - 190 с.

9. Энциклопедия образования в Западной Сибири: В трех томах. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2003. - Том I. - 316 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (г. Москва)

ЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы и основные задачи использования современных информационных компьютерных технологий в процессе обучения студентов в высшей школе. Автор отмечает, что новые и быстро совершенствующиеся информационные компьютерные технологии (ИКТ) сегодня тесно переплетены с процессом трансформации высшего образования в соответствии с современными требованиями в стремительно меняющемся научно-информационном мире. В статье представлен ключевой документ, регламентирующий, декларирующий актуальность компьютеризации высшего образования. Раскрыто содержание основных принципов, заложенных в основе концепции модернизации образования, где один из важнейших акцентов сделан на обязательности использования в нем IT, для формирования у студентов навыков постоянного самообучения, на основе грамотного поиска, обработки и применения необходимой информации, быстро адаптироваться к возрастающей информационной нагрузке, постоянно повышать свой уровень квалификации. Автором выделены современные информационные компьютерные технологии обучения, такие как: технологии, использующие компьютерные обучающие программы, мультимедиа технологии, технологии дистанционного обучения. Отмечается практическая значимость процесса компьютеризации в высших учебных заведениях, что подтверждает гипотезу о том, что информационные технологии кардинальным образом изменяют не только нашу повседневную жизнь, но и существенно влияют на подход, качество и интенсивность образовательного процесса. Основываясь на накопленном опыте преподавательской деятельности в ВУЗе, автор предпринял попытку выделить важнейшие потенциалы внедрения ИКТ в образовательную среду. Среди них: активное взаимодействие с образовательным ресурсом, использование реальных моделей, расширение коммуникационной среды, вовлеченность и мотивация, экономия времени на выполнение домашних заданий, персонификация и дифференциация учебного процесса, возрастающая свобода и обеспечение равных условий для обучении.

Ключевые слова: Современные образовательные технологии, информационные технологии, компьютерные технологии, средства телекоммуникации, интернет.

Annotation. The article deals with the growing perspectives and main tasks of modern information computer technologies application in the process of teaching students in high school. The author indicates new and rapidly advancing information computer technologies (ICT) to be closely intertwined with the process of higher education transformation in obedience to modern requirements in our rapidly expanding world of scientific information. A key document regulating the relevance of computerization of higher education is represented. The article reveals the content of the main principles laid down in the concept of modernization of education , where one of the most important accents is the indispensable use of IT in the process, as graduates should: be able to improve their knowledge independently by using computer resources; have skills to find, process and apply the necessary information correctly; quickly adapt to the increasing information load; constantly improve their professional qualification. The author pointed out such educational information computer technologies as: technologies using computer training programs, multimedia technologies, distance learning technologies. The practical significance of computerization process in higher educational institutions is also denoted. The author confirms the hypothesis for information technologies not only to change our daily lives radically, but also significantly influence the quality of educational process. Having analyzed her own experience of teaching at the University the author made an attempt to identify the most important potentials for ITC introduction to educational environment. Among them are: active interaction with the educational resource, the use of real models, the expansion of communication environment, students' involvement and motivation, time-efficiency for homework, personalization and differentiation of educational process, increasing independence and maintenance of equal conditions for learning.

Keywords: Modern educational technologies, information technologies, computer technologies, telecommunications, Internet.

Введение. Современное образование не представляется возможным без активного использования новых технологий, а именно информационно-компьютерных технологий. Одним из возможных способов решения проблемы модернизации высшего образования являются информационно-компьютерные технологии (ИТК). Используя и внедряя новейшие технологии в развитие образования, возможно обеспечить учащимся индивидуальный подход к обучению, развитие уникальных навыков студентов, вариативности их мышления. Также с помощью внедрения в обучение студентов ИТК становится возможным предоставление преподавателями материала на качественно высоком уровне. Студенты легче усваивают новый материал, обеспечивается активное, творческое освоение изучаемого предмета. На данный момент в системе образования чаще всего используют такие информационно-компьютерные технологии, как: персональный компьютер, электронные образовательные учебные материалы, систему Интернет и мультимедийный электронный учебник [3, С. 729].

Изложение основного материала статьи. Формирование информационно-коммуникационных технологий, как важных факторов формирования информационного общества, отражено в работах В.Л. Иноземцева, В.А. Катаева, М.Ю. Лермонтова, В.А. Литвиненко, Т.Б. Мойсеевой, А.С. Нариньяни.

Развитие ИКТ приводит к процессу всемирной экономической и культурной интеграции и унификации.

Исследование работ некоторых авторов, раскрывающих тему влияния ИКТ (К.Г. Кречетников, И.В. Роберт, Н.В. Софронова), выявляет основные факторы, определяющие организационные формы и методы учебного процесса, соответствующие целям и лежащие в основе обучения с использованием средств ИКТ в высших учебных заведениях.

В данной статье с авторских позиций проанализирована актуальность компьютеризации высшего образования и выделены главные концепты применения ИКТ в обучении студентов в ВУЗах.

Новые и быстро совершенствующиеся информационные компьютерные технологии (ИКТ) XXI века были тесно переплетены с процессом трансформации высшего образования. С их появлением появился новый термин - «информационные компьютерные технологии обучения». К ним относятся:

- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;

- мультимедиа технологии;

- технологии дистанционного обучения [1, С. 55].

Актуальность компьютеризации высшего образования декларируется в Государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 год. Стоит отметить и тот факт, что сегодня от выпускников ВУЗов ждут не только овладения узкой специализацией, но и умения ориентироваться в информационной и технической среде. Это предполагает, что будущий выпускник должен уметь пользоваться компьютерными технологиями, обладать знаниями в поиске, классификации и использовании необходимой информации, быстро приспосабливаться к все возрастающей информационной нагрузке, постоянно повышать свой уровень квалификации [2, С. 38].

Это значит, что в основе концепции модернизации образования находится акцент на обязательность использования в нем IT. Что подразумевает следующее:

• наличие в нем современных средств коммуникации;

• использование электронных учебников, обучающих компьютерных программ, всемирных ресурсов образования, предоставляемых Интернетом;

• использование компьютеров в проектной деятельности как студентов, так и преподавателей;

• мониторинг качества образования с использованием IT.

Названные меры в корне меняют весь процесс образования, делают его значительно более отвечающим сегодняшним требованиям. Хотя и предполагают значительные инвестиции в обновление технической базы.

В связи с этим есть необходимость выделить главные концепты применения ИКТ в обучении студентов.

1) Активное взаимодействие с образовательным ресурсом.

ИКТ являются интерактивными, что обеспечивает студентам неограниченный доступ к большому массиву образовательных ресурсов, а, кроме этого, предоставляется возможность обратной связи с преподавателем.

Так, например, в процессе преподавания иностранного языка актуальными являются такие бесплатные ресурсы, как: British Council, Duolingo и другие. В авторской практике используется применение ИКТ на базе институтской системы электронного обучения Moodle.

2) Использование реальных моделей.

Используя Интернет, студенты могут исследовать реальные модели, которые связаны с учебной программой дисциплины. Например, в процессе преподавания иностранного языка появляется возможность доступа к современны печатным и видео материалам на иностранном языке, что обеспечивает погружение в языковую среду.

Для дополнительного материала со студентами и магистрантами на занятиях используются зарубежные источники, например, статьи из тематического журнала «ANSYS Solutions» (раздел «Авиация и двигателестроение»).

3) Расширение коммуникационной среды.

С помощью интернета и различных программ студенты могут создавать онлайн-группы, веб-страницы и виртуальные сообщества, которые связывают их в режиме реального времени со студентами и преподавателями по всему миру. Распространенным языковым сервисом сегодня является Livemocha. Это языковое сообщество, социальная сеть, в которой можно знакомиться, общаться и оказывать помощь в изучении иностранного языка.

4) Вовлеченность и мотивация.

ИКТ также помогают максимизировать вовлеченность учащихся. Современные студенты регулярно подвергаются воздействию информационных технологий за пределами аудитории. Большинство пользуются смартфонами и другими мобильными устройствами. Поэтому они с большим интересом будут участвовать в процессе обучения, если он будет включать в себя то, к чему они уже привыкли и используют в повседневной жизни. Как показала преподавательская практики, процент выполнения домашних заданий значительно выше у студентов, занимающихся через систему электронного обучения Moodle.

5) Сокращение времени на выполнение домашних заданий.

Еще одним преимуществом ИКТ являются веб-системы, которые позволяют студентам делать домашние задания в интернете. Такие как Blackboard, WebCT (www.webct.com), домашние задания (https://hw.utexas. edu/bur/обзор.html), и WebWorK, использование которых возможно в высшем образовании. Преимущества систем помощи в выполнении домашних заданий заключаются также в постоянной онлайн-связи студентов с преподавателями, автоматической оценке их работы и ее надежной фиксации. Это не только экономит время преподавателей, но и побуждает студентов более серьезно относиться к своему домашнему заданию. Также, используя эти веб-системы, студенты могут немедленно связаться с преподавателем для решения тех или иных вопросов.

6) Персонификация и индивидуализирование учебного процесса.

Хотя ИКТ способствуют совместному обучению, они также помогают персонализировать и индивидуализировать образование. Повышая возможности студентов в получении огромного объема информации, данная технология освобождает преподавателей от необходимости слишком много времени уделять отдельным студентам. В связи с этим они могут привести свои стратегии обучения в соответствие с

интересами и потребностями всех учащихся. Способность ИКТ передавать большие объемы информации по сетям также расширяет возможности адаптации образовательных программ к конкретным потребностям каждого учащегося. Наглядным примером является система электронного обучения Moodle, в которой собран большой объем учебной информации по курсу иностранного языка для бакалавров и специалистов с использованием видео материалов, грамматических и лексических тем.

7) Повышение самостоятельности и обеспечение равных условий в обучении.

ИКТ позволяют повысить самостоятельность конкретного студента без постоянного присутствия преподавателя. В результате, студент может выбрать скорость обучения, которая удобна для него, что приводит к более персонализированному обучению. Когда студент не тормозит процесс обучения для всей группы, это позволяет снизить уровень тревожности, который также играет значительную роль в образовании. Внедрение ИКТ в высшей школе позволяет упростить коммуникацию и повысить академические знания учащихся с ограниченными возможностями. Практика использования системы электронного обучения иностранному языку в вузе показала ее эффективность, так как создаются условия для самостоятельного изучения материала, что особенно удобно во время физического отсутствия студента на занятиях (например, из-за болезни).

Выводы. Таким образом, можно говорить о том, что сегодня информационные технологии кардинальным образом меняют не только повседневную жизнь людей, но и сказываются на качестве образовательного процесса. Информация играет роль важнейшего стратегического ресурса, который не уступает таким ресурсам, как человеческие, материальные и другие [4, С. 63].

Накопленный опыт преподавательской деятельности в ВУЗе позволил выделить ключевые потенциалы внедрения ИКТ в образовательную среду. Представленная информация имеет неотъемлемое значение в практической деятельности современного педагога и направлена на повышение качества образования в целом.

Литература:

1. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии в рамках информационных технологий в обучении». XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). -Пенза, изд-во: Пензенский государственный технологический университет. С. 54-60.

2. Капустина Д.М. Оценка использования современных компьютерных технологий в преподавании в высшей школе // Философское образование. 2016. № 1 (33). С. 36-40.

3. Мустафаева Н. И. использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 728-730.

4. Informatization of higher education: current Situation and development prospects: materials of the international scientific conference on October 12-13, 2015. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2015.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат медицинский наук, доцент Грабиненко Елена Викторовна Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат философских наук, доцент Воронцов Павел Геннадьевич

Алтайский государственный медицинский университет (г. Барнаул)

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной научной статье мы делаем акцент на теоретический анализ и практический опыт использования технологии оценивания уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности. Раскрывается проблема снижения интереса студентов к учебной деятельности, обосновывается необходимость развития профессиональной компетенции будущих выпускников, раскрытия внутренних резервов личности бакалавра, а именно - его мотивации. Авторами сформулированы общие понятия, связанные с процессом развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: процесс развитие, компетентностно-ориентированное обучение, профессиональные компетенции, инновационные образовательные технологии, компетентность, учебная деятельность.

Annоtation. In this scientific article we place emphasis on the theoretical analysis and practical experience of use of technology of estimation of a level of development of professional competence of bachelors in the course of educational activity. The problem of decrease in interest of students in educational activity reveals, need of development of professional competence of future graduates, disclosures of internal reserves of the identity of the bachelor, namely - his motivations locates. Authors formulated the general concepts connected with development of professional competence of bachelors in the course of educational activity.

Keywords: process development, the competence-based focused training, professional competences, innovative educational technologies, competence, educational activity.

Введение. Совокупность всех сфер общественной жизни нашего общества переживает сложный переходный период. Это и сказывается на системе образования, на становления новой философии образования, разработки соответствующей стратегии, политики и практики. Сегодня стали общепризнанными гуманистическая парадигма образования, новые основополагающие принципы, соответствующие развивающемуся образованию.

В результате того, что сегодняшняя образовательная система находится в специфичной социокультурной ситуации, которая характеризуется отсутствием четко определенных норм и правил, определяющих и задающих способы организации жизнедеятельности, у человека, входящего в систему социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.