Научная статья на тему 'Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе'

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1494
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / информационная компетентность / E-learning / Moodle / самостоятельная работа / information and communication technologies / information competence / E-learning / Moodle / students' in- dividual work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надеждина Елена Юрьевна, Шилина Елена Николаевна

Одной из основных задач совершенствования процесса преподавания иностранных языков в техническом вузе является усиление акцента на профессиональную подготовку будущих специалистов, которые будут способны решать профессионально ориентированные задачи. Актуальность заявленной темы исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения иностранных языков с целью развития профессиональной компетенции на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе рассматривается как процесс компьютерной организации образовательной среды, коммуникации, направленный на более эффективное решение задач развития профессиональной компетентности студентов. Таким образом, цель статьи – рассмотрение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР). Основополагающими для данного исследования являются общенаучный и теоретический методы, позволяющие проанализировать и обобщить методические и педагогические труды российских и зарубежных авторов, а также описать опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на примере одного из курсов, разработанных в образовательной среде Moodle. В результате проведенного исследования был описан опыт использования образовательной среды Moodle, который позволяет преподавателям в рамках учебного процесса решать несколько актуальных задач: а) использование электронных версий учебных и учебнометодических пособий; б) предоставление дополнительного материала; в) выполнение тестовых и проверочных работ; г) выполнение заданий для отработки практико-ориентированных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, авторами статьи определены основные цели и задачи для дальнейшей корректировки и планирования учебных курсов, развивающих не только лингвистическую, но и профессиональную компетенцию будущих специалистов. Статья может представлять интерес для научных и педагогических работников образовательных учреждений, планирующих использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надеждина Елена Юрьевна, Шилина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern information and communication technologies in the process of teaching foreign languages in a non-linguistic institution

One of the main objectives of improving the process of foreign languages learning in a technical university is to increase the emphasis on the professional training of future specialists who will be able to solve professionally oriented tasks. The relevance of the topic is determined by the possibility of increasing the efficiency of studying foreign languages with the aim of developing professional competence based on the information and communication technologies. The use of ICT in the educational process is considered as a process of organizing computer based educational environment where the main aim of communication is to develop professional competence of students efficiently. The peculiarities of using information and communication technologies in the teaching process of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TSUCSR) Foreign Languages Chair are considered in the article. The research is based on general scientific and theoretical methods that allow analyzing and summarizing the methodological and pedagogical literature of Russian and foreign authors. The article describes the experience of using information and communication technologies in the teaching process of the Foreign Languages Chair (TSUCSR), on the example of one of the courses developed in the educational environment Moodle. As a result of the study, the experience of using the educational environment Moodle was described, which makes it possible for teachers to attain several objectives: a) to use electronic versions of educational and teaching aids; b) to provide additional material; c) to conduct tests and questionnaires; d) to fulfill tasks for training practice-oriented language skills related to production and research activities. In addition, the authors of the article have identified the main goals and objectives for further adjustment and planning of training courses which develop not only linguistic, but also professional competence of future specialists. The article may be interesting for the scientific and pedagogical staff of educational institutions planning to use information and communication technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181081 2018, № 11 (ноябрь) УДК 378.147:004.9

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе

Надеждина Елена Юрьевна1

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия

Nadezhdina_elena_tsu@mail.ru

Шилина Елена Николаевна2

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия

shilina.en@mail.ru

Аннотация. Одной из основных задач совершенствования процесса преподавания иностранных языков в техническом вузе является усиление акцента на профессиональную подготовку будущих специалистов, которые будут способны решать профессионально ориентированные задачи. Актуальность заявленной темы исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения иностранных языков с целью развития профессиональной компетенции на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе рассматривается как процесс компьютерной организации образовательной среды, коммуникации, направленный на более эффективное решение задач развития профессиональной компетентности студентов. Таким образом, цель статьи - рассмотрение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР). Основополагающими для данного исследования являются общенаучный и теоретический методы, позволяющие проанализировать и обобщить методические и педагогические труды российских и зарубежных авторов, а также описать опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на примере одного из курсов, разработанных в образовательной среде Moodle. В результате проведенного исследования был описан опыт использования образовательной среды Moodle, который позволяет преподавателям в рамках учебного процесса решать несколько актуальных задач: а) использование электронных версий учебных и учебно-методических пособий; б) предоставление дополнительного материала; в) выполнение тестовых и проверочных работ; г) выполнение заданий для отработки практико-ориентированных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, авторами статьи определены основные цели и задачи для дальнейшей корректировки и планирования учебных курсов, развивающих не только лингвистическую, но и профессиональную компетенцию будущих специалистов. Статья может представлять интерес для научных и педагогических работников образовательных учреждений, планирующих использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная компетентность, Е-^т^, Moodle, самостоятельная работа.

Поступила в редакцию Received 10.09.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.10.2018

Принята к публикации Accepted for publication 20.10.2018 Опубликована Published 30.11.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Надеждина Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск, Россия

2 Шилина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск, Россия

Введение

Использование инновационных технологий в учебном процессе определяет качество современного образования. Внедрение передового педагогического опыта в учебный процесс направлено на передачу знаний и навыков, позволяющих сформировать личность, способную на научно-техническую, инновационную и творческую деятельность.

Важную роль на этом этапе играют информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), позволяющие интегрировать профессиональную и иноязычную подготовку будущего конкурентоспособного специалиста и значительно повысить эффективность профессионально-образовательного процесса. ИКТ способствуют развитию коммуникативной компетентности обучаемых путем общения через локальные сети и Интернет; учитывают субъективный опыт обучаемых и обеспечивают вариативность через предоставление возможности выбора наиболее эффективного механизма реализации педагогических задач. Информационные технологии создают условия для полноценной самостоятельной работы обучаемых, делая их активными участниками процесса познания, способными получать (извлекать и синтезировать) необходимые знания и применять их на практике. Помимо этого развивают личную ответственность за счет самостоятельности в интерпретации получаемой ими информации в зависимости от личностного и профессионального опыта; повышают мобильность и адаптивность обучаемых в быстро меняющихся условиях, так необходимых для полноценной профессиональной деятельности на протяжении всей жизни, и в результате позволяют им стать высококлассными специалистами, быстро реагировать на изменения, происходящие в мире.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Понятие и роль информационных технологий как компонента современного методологического знания в процессе обучения иностранным языкам рассматривали в своих трудах ученые и педагоги-практики. Например, Е. С. Полат утверждает, что «новые педагогические технологии... немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь», так как именно они «позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности» [1]. П. П. Попов рассматривает массовые открытые онлайн-ресурсы как бесплатную возможность получения образования в лучших университетах, возможность повысить самостоятельность студентов и степень их участия в совместных образовательных проектах, а также возможность дальнейшего трудоустройства [2]. В работе П. В. Сысоева [3] рассматриваются дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий, которые дают возможность значительно интенсифицировать образовательный процесс. Р. П. Мильруд в своей статье представляет подробный обзор возможностей Web 2.0 при обучении иностранным языкам [4]. Анализ ресурсов открытых образовательных платформ MOOCs с целью рассмотрения возможности их интеграции в существующую систему языкового образования как готового образовательного продукта был подготовлен Т. В. Сидоренко [5]. В вышеперечисленных работах исследован научно-педагогический и учебно-методический потенциал современных средств ИКТ, что создает предпосылки для практической реализации этого потенциала адекватно специфике изучения иностранного

языка. Авторы отмечают, что меняется мышление как преподавателя, так и обучающегося, они становятся соучастниками информационного поиска актуальной для каждого из них информации. Дидактически свойства ИКТ подробно описываются в работах П. В. Сысоева:

а) многоязычие и поликультурность;

б) многоуровневость;

в) многожанровость;

г) мультимедийность информации;

д) гипертекстовая структура документов;

ж) возможность создания личной зоны пользователя;

з) возможность организации синхронного и асинхронного общения;

и) возможность автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организации управления учебной деятельностью обучающихся и ее контроль [6].

На современном этапе данный перечень дидактических свойств показывает, что развитие ИКТ и методики обучения иностранным языкам на основе ИКТ должно восприниматься не как дополнительный, а как один из альтернативных вариантов обучения, который способен обогатить и расширить активный и пассивный словарь, дать новые культурологические знания, сформировать устойчивую мотивацию к познавательной деятельности и навык работы в сотрудничестве.

Анализ зарубежных источников показал, что вопрос использования в учебном процессе ИКТ в области изучения иностранных языков поднимался еще в конце XX века. Использование надлежащего программного обеспечения в области преподавания современных языков, по мнению Дж. Хигхема, обеспечивает разноуровневый, гибкий процесс овладения иностранным языком [7] и позволяет повысить качество обучения студентов. Многие зарубежные авторы подчеркивают, что Интернет является уникальным средством повышения мотивации студентов, создавая условия для постоянного самообразования обучающихся, формируя у них как языковую, так и «информационную компетентность» [8].

В рабочих документах и рекомендациях Европейского Совета [9] подчеркивается, что «информационная компетентность подразумевает уверенное и критическое использование Технологий информационного общества (ТИО) для работы, досуга и общения». Отечественные авторы дают более широкое понятие и определяют информационную компетенцию как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/ распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества. Необходимо отметить, что поиск любой информации с использованием средств ИКТ отличается от традиционного поиска, так как компьютер позволяет использовать не только текст, но и такие медиаресурсы, как видео, аудио и фото. Обучающийся может использовать не один ресурс, а несколько источников одновременно, интегрировать и использовать разнородные ресурсы и передавать их другим [10]. В связи с этим роль преподавателя - найти соответствующее место ИКТ в учебном процессе и применять их там, где они наиболее эффективны, подобрав необходимые формы и методы представления учебного материала [11].

Уже в начале 90-х в Британии задавались вопросом использования информационных технологий в области изучения иностранных языков с последующим включе-

нием в базисный учебный план. Автор статьи «Информационные технологии и современные языки в национальном учебном плане», исследователь из Университета Лидса, отобрал десять школ Западного Йоркшира с целью изучения уровня развития информационных технологий. После проведения исследования Дж. Хигхем установил, что во всех школах, участвующих в эксперименте, был один или даже два компьютерных класса [12].

Комплексная основа массовой компьютеризации образования в том, что современный компьютер является эффективным средством оптимизации условий интеллектуальной работы вообще, в любой форме. Р. В. Уильямс и С. Макли в своей статье писали: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывает его как устройство, способное помочь в приобретении знаний. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в некоторых моментах "поддерживать" его, но он никогда не покажет признаков раздражительности и не даст почувствовать, что это было скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным для индивидуализации отдельных аспектов обучения» [13]. Другими словами, использование ИКТ в учебном процессе может служить уникальным средством повышения мотивации студентов, способным обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество. Согласно исследованию ученых [14], внедрение информационных технологий Blackboard, WebCT, Moodle оказало огромное влияние на взаимодействие между обучаемым, который развивает навык самостоятельной работы, и преподавателем, способным мотивировать обучающихся на достижение успеха.

Методологическая база исследования

К одной из современных форм образования, несомненно, относится система электронного обучения (англ. E-learning, Electronic Learning) [15]. Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа». Данная технология образования принципиальна новая в развитии информационного сообщества, она позволяет учиться когда угодно и где угодно, главное условие использования - наличие персонального компьютера и возможность иметь выход в Интернет. Данная система ориентирует студентов на новый стиль работы, развивает их умения и навыки на протяжении всей жизни. Более того, такая система весьма удобна для частично занятых студентов, работающий магистрант может изучить курс тогда, когда ему удобно. Весь процесс обучения строится по схеме: воспринять - осмыслить - запомнить - применить -проверить. Чтобы добиться максимального качества обучения, необходимо пройти через все ступени. Применение различных способов, форм и методов обучения может способствовать повышению качества обучения.

Для создания данной технологии необходимы два компонента, связанные друг с другом:

- организация деятельности обучаемого;

- контроль образовательного процесса.

Одной из систем информационно-коммуникационных технологий считается образовательная среда Moodle - модульная объектно ориентированная динамическая учебная среда, включающая в себя систему управления курсами (CMS - course managment system) и систему управления обучением (LMS - learning managment system).

Moodle - это веб-приложение, которое предоставляет возможность создания сайтов для онлайн-обучения.

Независимо от формы обучения образовательный процесс включает в себя три аспекта:

1) разработка содержания учебного курса;

2) предоставление курса обучающимся;

3) администрирование курса (посещаемость и текущая успеваемость, контрольные работы, экзамены и т. д.).

Так как Moodle развивается уже на протяжение 10 лет, она имеет большой спектр возможностей. В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, магистранты не привязаны к конкретному месту и времени, могут изучать материал в собственном режиме из любой точки земного шара. Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата (статьи из Вики-педии, видеоролики). Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Среда Moodle направлена на совместную работу преподавателя и студентов. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн-лекции и семинары. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях -обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени. Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически. Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме, позволяет контролировать «посещаемость» - активность студентов, время их учебной работы в сети.

Результаты исследования

На кафедре иностранных языков ТУСУР практика использования среды МооШе в работе со студентами довольно распространенное явление (см. рисунок). На данный момент преподавателями кафедры разработаны и используются в образовательном процессе более пяти учебных пособий. С помощью данной технологии преподаватели кафедры решают следующие задачи:

- распространение электронных версий учебных и учебно-методических пособий;

- распространение дополнительного материала, используемого на занятиях или при подготовке домашнего задания;

- выполнение тестовых и проверочных работ;

- выполнение заданий на запоминание и отработку различных языковых навыков;

- выполнение заданий на запоминание, отработку и проверку изучаемой лексики.

Интерфейс образовательной платформы Moodle очень прост в использовании,

поэтому преподаватели иностранного языка чувствуют себя достаточно уверенно [16]. Если разнообразить виды учебной деятельности, то всегда найдется занятие участникам: можно посетить форум, посмотреть и оценить работу, выполненную

другими участниками, зайти на страницу обсуждения заданий и оставить там комментарий. Использование платформы Moodle помогает увеличить время коммуникации в образовательном пространстве. Из опыта работы со студентами в образовательной среде Moodle мы можем сделать следующие выводы [17]:

1. Электронное обучение значительно увеличивает эффективность и качество преподавания.

2. Возрастает интерес студентов к иностранному языку, в том числе и к его самостоятельному изучению. Студенты охотно выполняют предлагаемые задания.

3. Повышается результативность выполняемых заданий, следовательно, и качество усвоения материала. Средний процент успеваемости протестированных студентов - 75%, что значительно выше процента успеваемости, который мы получаем при проведении обычного теста.

4. Результаты компьютерного тестирования довольно точны, поэтому преподаватель имеет возможность получить наиболее полную информацию об успехах своих студентов.

5. Дистанционное обучение позволяет преподавателю скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс, используя индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая конкретно его достижения, таким образом совершенствуя процесс обучения.

Структура юнита из учебного пособия по английскому языку для студентов экономических специальностей

Главной компетенцией, которую должны приобрести студенты в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, является способность использовать иностранный язык в профессиональной сфере. Такая компетенция, прежде всего, предполагает владение обширной общей лексикой, а также приобретение и расширение профессионально ориентированной лексики. Кроме того, эта компетенция обязывает студентов обратить особое внимание на специфические практико-ориен-тированные языковые навыки, связанные с производственной и научно-исследовательской деятельностью [18]. Именно эти особенности обучения профессионально ориентированному иностранному языку в вузе и учитываются преподавателями при

составлении электронных курсов для студентов ТУСУР. Таким образом, можно выделить следующие цели курсов:

- расширение активного и пассивного словарного запаса общенаучного и общетехнического характера;

- расширение и овладение активным и пассивным словарным запасом профильного профессионального характера;

- совершенствование отдельных функциональных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью;

- совершенствование грамматических языковых навыков.

Исходя из вышеперечисленных целей, можно определить следующие задачи электронных курсов:

- предоставить возможность студентам самостоятельно работать над запоминанием изучаемой лексики;

- предоставить возможность студентам самим проверять и оценивать результаты работы над изучаемой лексикой;

- предоставить возможность студентам, пропустившим занятие, индивидуально изучить пройденный материал и выполнить прилагаемые к нему задания;

- предоставить возможность студентам в течение всего учебного года возвращаться к пройденным темам по мере возникновения необходимости;

- предоставить возможность студентам индивидуально, во внеурочное время обращаться к преподавателю за разъяснением интересующих их вопросов;

- предоставить возможность студентам, которые в силу уважительных причин вынуждены пропускать занятия, осваивать изучаемый материал самостоятельно, с последующей проверкой полученных знаний и комментарием от преподавателя.

Заключение

Наш опыт работы со студентами позволяет утверждать, что в большинстве случаев они имеют достаточно высокий уровень мотивации, опыт самостоятельной работы, в том числе и исследовательского характера, и, конечно, опыт использования информационных ресурсов в обучающих целях. Знания, навыки и умения студентов позволяют успешно привлекать их к использованию электронных ресурсов при изучении иностранного языка.

Электронные курсы кафедры иностранного языка ТУСУР для студентов имеют модульную структуру, соотносящуюся с учебной программой по дисциплине и основанную на учебно-методическом комплексе, разработанном для данной категории обучающихся. Мы используем распространенные элементы среды Moodle, которые уже зарекомендовали себя в процессе обучения иностранному языку. Самыми известными являются глоссарий, задание, тест, форум, пакет SCORM. Среди распространенных ресурсов - видеофайл, гиперссылка, книга, страница, файл.

Смешанное обучение - комбинирование традиционных практических занятий и самостоятельной работы в электронной среде - значительно упрощает работу со студентами, которые пропускают занятия, или теми, кто в силу ряда причин не успевает или недопонимает изучаемый материал. Им предоставляется возможность освоить программу, не прибегая к дополнительным часам со стороны преподавателя на проведение консультаций или разъяснительных работ. Кроме того, электронный курс помогает освоить программу студентам с индивидуальными особенностями развития. При этом

студенты приобретают дополнительные навыки работы с информацией, что также повышает мотивацию к обучению. Очень важным является умение планировать и организовывать свою учебную стратегию, развивать навыки автономного обучения. При этом меняется роль преподавателя, который из традиционного наставника превращается в организатора, координатора, модератора учебного процесса.

Электронная среда Moodle прочно укоренилась в высшем образовании России. Она содержит огромное количество информации для реализации самых невероятных идей преподавателя вуза. Это направление в методике преподавания иностранного языка будет актуальным и востребованным на протяжении долгого времени.

Ссылки на источники

1. Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М.: Владос, 1998. - 190 с.

2. Попов П. П., Черкасова И. И. Возможности дистанционных образовательных технологий на базе MOODLE, ADOBE CONNECT, MOOCS в развитии инновационного мышления субъектов образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/109-9268.

3. Сысоев П. В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 12-21.

4. Мильруд В. П., Максимова И. Р. Информационно-педагогические технологии в обучении иностранным языкам на базе web 2.0 // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 6. - C. 51-59.

5. Сидоренко Т. В. Открытые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности языкового образования в российском вузе. // Открытое образование. - 2014. - № 5 (106). - C. 13-19. - URL: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-5(106-13-19.

6. Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - C. 2-9.

7. Higham J. Information technology and modern languages in the national curriculum // Language Learning Journal. - 1992. - № 5. - P. 47-50.

8. Костюк Е. В. Формирование информационной грамотности учащихся в процессе преподавания иностранных языков // Английский язык в школе. - 2013. - № 3. - С. 13-19.

9. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с.

10. Бершадский М. Информационная компетентность // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 139-144.

11. Богатырева М. А. Реализация социокультурных технологий в неязыковом вузе. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Higham J. Op. cit.

13. William R. V., Mackley C. Computer in school. - Oxford University Press, 2000. - 38 p.

14. Liaw S. S., Huang H. M., Chen G. D. Surveying instructor and learner attitudes towards e-learning // Computers & Education. - 2007. - № 49. - P. 1066-1080.

15. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М., 2000. - 168 с.

16. Надеждина Е. Ю. Проблемы и перспективы развития новых информационных технологий в процессе изучения иностранных языков // Язык и культура: сб. ст. XIX Междунар. науч. конф., посвящ. 130-летию Томского государственного университета / под ред. С. К. Гураль. - Томск, 2007. - С. 113-116.

17. Образовательная технология развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции EFL: ее акмеологический потенциал / И. В. Атаманова, С. А. Богомаз, Н. В. Козлова, В. И. Каширина // Методика - социальные и поведенческие науки 200. - 2015. - С. 236-242. Doi:10.1016/j.sbspro.2015.08.058

18. Шилина Е. Н. Критерии качества преподавания иностранного языка в системе высшего профессионального образования // Современное образование: Междунар. науч.-метод. конф. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2018. - С. 50-51.

Elena Yu. Nadezhdina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Chair, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russia Nadezhdina_elena_tsu@mail.ru Elena N. Shilina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Foreign Languages Chair, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russia shilina.en@mail.ru

The use of modern information and communication technologies in the process of teaching foreign languages in a non-linguistic institution

Abstract. One of the main objectives of improving the process of foreign languages learning in a technical university is to increase the emphasis on the professional training of future specialists who will be able to solve professionally oriented tasks. The relevance of the topic is determined by the possibility of increasing the efficiency of studying foreign languages with the aim of developing professional competence based on the information and communication technologies. The use of ICT in the educational process is considered as a process of organizing computer based educational environment where the main aim of communication is to develop professional competence of students efficiently. The peculiarities of using information and communication technologies in the teaching process of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TSUCSR) Foreign Languages Chair are considered in the article. The research is based on general scientific and theoretical methods that allow analyzing and summarizing the methodological and pedagogical literature of Russian and foreign authors. The article describes the experience of using information and communication technologies in the teaching process of the Foreign Languages Chair (TSUCSR), on the example of one of the courses developed in the educational environment Moodle. As a result of the study, the experience of using the educational environment Moodle was described, which makes it possible for teachers to attain several objectives: a) to use electronic versions of educational and teaching aids; b) to provide additional material; c) to conduct tests and questionnaires; d) to fulfill tasks for training practice-oriented language skills related to production and research activities. In addition, the authors of the article have identified the main goals and objectives for further adjustment and planning of training courses which develop not only linguistic, but also professional competence of future specialists. The article may be interesting for the scientific and pedagogical staff of educational institutions planning to use information and communication technologies in the educational process.

Key words: information and communication technologies, information competence, E-learning, Moodle, students' individual work.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Надеждина Е. Ю., Шилина Е. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 11 (ноябрь). - С. 983-991. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181081.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2018-11081

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Надеждина Е. Ю., Шилина Е. Н., 2018

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.