Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дежкина Светлана Александровна

В статье рассмотрена комплексная структура такого сложного образовательного сегмента, как современное дидактическое обеспечение подготовки педагогов. Определяется место и роль такой системы в структуре профессиональной культуры и становления профессионализма специалиста. Выявляются ключевые проблемы и кризисные точки, существующие в рамках данного объекта. Помимо этого, выявляются основные механизмы совершенствования и модернизации системы повышения дидактического обеспечения подготовки педагогов. Особое внимание на современном этапе дидактического обеспечение учебного процесса уделяется педагогическим программным средствам, которые входят в структуру научно-методического комплекса. Подготовка качественных рабочих кадров в сфере современного образования, соответствующих современным требованиям, которые могут решать сложные производственные задачи является главной целью профессионального образования. Профессиональная компетентность, понимание сути проблемы и способность определять пути её практического решения, готовность к самостоятельной жизни - основной показатель квалификации современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIDACTIC PROVISION OF TEACHER TRAINING

The article considers the complex structure of such a complex educational segment as modern didactic provision of teacher training. The place and role of such a system in the structure of professional culture and the formation of professionalism of a specialist is determined. The key problems and crisis points existing within this facility are identified. In addition, the main mechanisms for improving and modernizing the system of improving the didactic provision of teacher training are identified. Special attention at the present stage of the didactic provision of the educational process is paid to pedagogical software tools that are part of the structure of scientific and methodological the complex. The training of high-quality workers in the field of modern education, meeting modern requirements, who can solve complex production tasks is the main goal of vocational education. Professional competence, understanding of the essence of the problem and the ability to determine the ways of its practical solution, readiness for independent life is the main indicator of the qualifications of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

УДК 37.02

СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

аспирант Дежкина Светлана Александровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Подготовка качественных рабочих кадров в сфере современного образования, соответствующих современным требованиям, которые могут решать сложные производственные задачи является главной целью профессионального образования. Профессиональная компетентность, понимание сути проблемы и способность определять пути её практического решения, готовность к самостоятельной жизни -основной показатель квалификации современного педагога. Введение государственного стандарта профессионального образования, а именно подготовка специалистов интегрированной профессии, нуждается в разработке вопросов дидактического обеспечения, создание учебных комплексов, спецдисциплин.

Изложение основного материала исследования. Основой использования любой методики при изучении спецдисциплин является комплексное методическое обеспечение учебного процесса [6]. Каждый преподаватель работает над созданием этого обеспечения своей дисциплины: планирование, разработки и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации, средств обучения, необходимых для обеспечения полного и качественного процесса обучения учащихся профессий в пределах содержания времени, определяемых в соответствии с учебными планами и программ [11].

Независимо от содержания предмета профессии все средства обучения квалифицируют соответственно пути представления информации, функционального назначения и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся [4].

В зависимости от пути представления информации система средств обучение делится на группы:

- печатные (учебники, справочники, словари);

- экранные (транспаранты, видеозаписи и прочее);

- электронные (учебники, словари, видеофильмы, презентации);

- звуковые (аудиозаписи);

- объемные (натуральные образцы, модели, макеты, муляжи, тренажеры).

В свою очередь, из общей системы выделяются средства обучение, отличающиеся между собой по назначению: для передачи материала в процессе изложения нового, для организации и проведение самостоятельной работы учащихся, для контроля и управления процессом обучения [3].

В зависимости от форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, учащихся на уроке средства обучения делятся: для фронтальных, групповых и индивидуальных работ [2].

Функционирование любой системы средств обучения зависит от того, как преподаватель или мастер производственного обучения использует ее в собственной работе [12]. Это определяет связи, которые создаются между отдельными элементами системы на основе содержания учебного материала и методов обучения [10]. Установление этих связей в процессе обучения является предпосылкой личных методик, в которых выявляется технология обучения, создающая оптимальные условия для передачи, усвоения информации на репродуктивном и продуктивном уровнях, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, руководит этой деятельностью с помощью оперативного контроля [5, 7, 9].

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от комплекса его средств, а эффективность применения - от его содержания и научно-методического обоснования.

Комплекс средств, в большой степени, обуславливает совершенство не только отдельных форм и методов обучения, а также их совокупность - дидактическую систему, которая влияет на качество подготовки будущих специалистов [1].

В зависимости от содержания дисциплины или профессии в состав этого комплекса входят разнообразные средства, но все они имеют дополнять друг друга и отвечать следующим требованиям:

- учитывать дидактические, эргономические, технические, экономические аспекты;

- соответствовать учебной программе;

- соответствовать уровню развития современной науки, техники и производства;

- содержать оптимальную систему средств для передачи информации организации самостоятельной работы учащихся и контроля за приобретенными ими знаниями, умениями, навыками;

- соответствовать основным принципам дидактики, учитывать особенности теоретического и производственного обучения;

- стимулировать применение современных методов и форм обучения;

- обеспечивать дидактическую направленность при обучении учащихся;

- гарантировать безопасность труда, соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;

- обеспечивать научную организацию труда преподавателя, мастера, ученик;

- обеспечивать максимальный педагогический эффект.

Выводы. Таким образом, содержание обучения раскрывается через его план, программу и систему средств, которая является основой для организации, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя.

Учебно-методические комплексы (УМК) предназначены для принципиально нового, дополняют и совершенствуют традиционную организацию обучения. Диагностирование учебных достижений позволяет анализировать процесс усвоение материала, выявлять просчеты в структуре знаний, умений, навыков.

Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения разноуровневых задач позволяет проектировать учебно-воспитательный процесс, а его мониторинг в объеме государственного стандарта определяет соответствующий уровень учебных достижений, выявляет и фиксирует его с помощью качественных, количественных показателей.

Методическая функция позволяет организовать работу преподавателя, определить ее эффективность, выявить и устранить недостатки, наметить перспективные изменения по имеющейся качественной и количественной информации в пределах «обратной связи».

Принцип непосредственного доступа к основным блокам дает возможность учащимся продолжать изучение материала, возвращаться, в случае необходимости, до ранее изученного, прекратить и начать обучение (изучение теоретического материала, самопроверку, решения задач, пользования справочными материалами).

Внедрение современных информационных технологий в процесс преподавание специальных и общеобразовательных дисциплин, создание электронных учебно-методических комплексов, пособий применение современных методов обучения требуют нового поколение комплексно-методического обеспечения планового издание учебников, пособий, которые обеспечивали бы обучение по стандарту.

Сегодня преподаватели, осуществляющие обучение, постоянно должны решать следующие проблемы: во-первых, постоянно растет объем информации, которую должен усвоить ученик; во-вторых, осуществляется сокращение времени на изучение дисциплин.

Аннотация. В статье рассмотрена комплексная структура такого сложного образовательного сегмента, как современное дидактическое обеспечение подготовки педагогов. Определяется место и роль такой системы в структуре профессиональной культуры и становления профессионализма специалиста. Выявляются ключевые проблемы и кризисные точки, существующие в рамках данного объекта. Помимо этого, выявляются основные механизмы совершенствования и модернизации системы повышения дидактического обеспечения подготовки педагогов. Особое внимание на современном этапе дидактического обеспечение учебного процесса уделяется педагогическим программным средствам, которые входят в структуру научно-методического комплекса. Подготовка качественных рабочих кадров в сфере современного образования, соответствующих современным требованиям, которые могут решать сложные производственные задачи является главной целью профессионального образования. Профессиональная компетентность, понимание сути проблемы и способность определять пути её практического решения, готовность к самостоятельной жизни - основной показатель квалификации современного педагога.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение подготовки педагогов, повышение квалификации педагогов, содержание обучения, профессиональное образование.

Annotation. The article considers the complex structure of such a complex educational segment as modern didactic provision of teacher training. The place and role of such a system in the structure of professional culture and the formation of professionalism of a specialist is determined. The key problems and crisis points existing within this facility are identified. In addition, the main mechanisms for improving and modernizing the system of improving the didactic provision of teacher training are identified. Special attention at the present stage of the didactic provision of the educational process is paid to pedagogical software tools that are part of the structure of scientific and methodological the complex. The training of high-quality workers in the field of modern education, meeting modern requirements, who can solve complex production tasks is the main goal of vocational education. Professional competence, understanding of the essence of the problem and the ability to determine the ways of its practical solution, readiness for independent life is the main indicator of the qualifications of a modern teacher.

Key words: didactic provision of teacher training, professional development of teachers, the content of training, vocational education.

Литература:

1. Будас, Ю.А. Формирование личности учителя как субъекта инновационной деятельности / Ю.А. Будас // Профессиональная подготовка педагогических кадров в условиях инновационной перестройки национального образования: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

2. Ващенко, Л. Управление инновационными процессами / Л. Ващенко // Директор школы. - 2007. - №2324 (455-456). - С. 3-61

3. Дичковская, И.М. Инновационная подготовка воспитателя / И.М. Дичковская // Профессиональная подготовка педагогических кадров в условиях инновационной перестройки национального образования: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (11октября 2007 г.). - Хмельницький: ХГПА, 2007. - 309 с.

4. Ковальчук, В. С чего начинается развитие учебного заведения. Повышение квалификации руководителей: инновационные подходы / В. Ковальчук // Профессионально-техническое образование. - 2009. - №1. - С. 4-9

5. Мармаза, О.И. Менеджмент в образовании: секреты успешного управление / О.И. Мармаза. - Х.: Изд. группа «Основа», 2005. - 176 с.

6. Мисик, О.С. Теоретические основы педагогической деятельности/ О.С. Мисик // Профессиональная подготовка педагогических кадров: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

7. Национальная доктрина развития образования // Профессионально-техническое образование. - 2002. -№3. - С. 2-8

8. Ничкало, Н. Педагогическая инноватика в профтехобразовании / Н. Ничкало // Профессионально-техническое образование. - 2007. - №3. - С. 69-71

9. Паржницкий, В.В. Инновационные педагогические технологии и пути внедрения их в учебный процесс / В.В. Паржницкий // Профессионально-техническое образование: инновационный опыт, перспективы: научно-методический сборник / Составитель Н.И. Бугай. - Вып. 1. - К., 2005. - 236 с.

10. Снисар, З.И. О порядке изучения, обобщения и практического внедрения передового педагогического опыта и педагогических инноваций: [метод. рекоменд.] / З.И. Снисар // Профессионально-техническое образование: инновационный опыт, перспективы: Научно-методический сборник/ Составитель Н.И. Бугай. -Вып. 1. - К., 2005. - 236 с.

11. Сухойваненко, А.Н. Профессиональная компетентность учителя трудового обучения в контексте новейшей образовательной парадигмы / А.Н. Суховайненко // Профессиональная подготовка педагогических кадров: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

12. Щербак, О. Новая организационно-педагогическая форма профессионального обучения / О. Щербак // Профессионально-техническое образование. - 1999. - №1. - С. 34-37

УДК 378.147:37.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИКТ И МЕДИА РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

доктор экономических наук, доцент Дорофеева Анна Андреевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент Селиванов Виктор Вениаминович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается увеличение влияния медиатехнологий на человека, Современные дети попадают под это влияние. Вместо этого мы должны сосредоточиться на оптимальном использовании медиаресурсов в образовании. Мощный поток новой информации, реклама, использование компьютерных технологий на телевидении, электронных игрушек и компьютеров влияют на образование. Раньше ребенок мог получать информацию на любую тему по различным каналам: учебник, справочники, книгу, лекцию учителя, конспект урока. Сегодня дети привыкают к получению информации через СМИ, телевидение, гаджеты, а потому, привыкнув к ней с детства, им гораздо легче воспринимать информацию, предлагаемую на занятиях с помощью медиаресурсов. Практика доказала, что каждый студент усваивает новые знания по-разному. Раньше преподавателям было сложнее найти индивидуальный подход к каждому ученику, чем сегодня. Ведь благодаря использованию компьютерных сетей, инструментов онлайн-обучения, личные аккаунты, Telegram-каналы и чат-боты, преподаватели могут дать новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы ученика. За короткий промежуток времени необходимо научить каждого ребенка усваивать, понимать, преобразовывать, анализировать и использовать большие объемы информации в практической деятельности. Помочь будущему учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий медиаресурсов в образовательном процесс, ведь их оптимальное использование позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Изложение основного материала исследования. Новое направление в развитии технологий кибер-человеческих систем основано на широком использовании компьютеров человеком и специфических методологических подходах. Разработка такой технологии во многом базируется на компьютерном моделировании процессов обучения, необходимых для жизни человека, определения преимуществ и недостатков тех или иных процессов, проведения сквозного анализа результатов и данных, а также визуализации, которая является одной из важных составляющих этого процесса. Использование таких

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.