Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРОГРАММНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дежкина Светлана Александровна

Статья посвящена вопросу разработки современных средств обучения будущих педагогов. Поскольку, информационные технологии тесно связаны с использованием компьютера, то их объединяют в группу технологий компьютерного обучения, в частности монотехнологии компьютерного моделирование, компьютерных учебных программ, компьютерных лабораторных работ и др. Одной из самых распространенных новых информационных технологий компьютерное обучение-это мультимедийные технологии. Особенностью современных технологий обучения является повышение роли целеполагания и проектирования результатов обучения в организации учебного процесса, то есть программного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the development of modern learning tools for future teachers. Since information technologies are closely connected with the use of a computer, they are grouped into a group of computer-based learning technologies, in particular monotechnology computer simulation, computer-based learning programmes, computer-based laboratory work, etc. One of the most widespread new information technologies of computer training is multimedia technology. The peculiarity of modern learning technologies is the increasing role of goal-setting and design of learning outcomes in the organization of the learning process, i.e. program learning.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 37.02

аспирант Дежкина Светлана Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросу разработки современных средств обучения будущих педагогов. Поскольку, информационные технологии тесно связаны с использованием компьютера, то их объединяют в группу технологий компьютерного обучения, в частности монотехнологии компьютерного моделирование, компьютерных учебных программ, компьютерных лабораторных работ и др. Одной из самых распространенных новых информационных технологий компьютерное обучение-это мультимедийные технологии. Особенностью современных технологий обучения является повышение роли целеполагания и проектирования результатов обучения в организации учебного процесса, то есть программного обучения.

Ключевые слова: подготовка специалистов, электронные средства обучения, информационные технологии, организация учебного процесса, программное обучение.

Annotation. The article is devoted to the development of modern learning tools for future teachers. Since information technologies are closely connected with the use of a computer, they are grouped into a group of computer-based learning technologies, in particular monotechnology computer simulation, computer-based learning programmes, computer-based laboratory work, etc. One of the most widespread new information technologies of computer training is multimedia technology. The peculiarity of modern learning technologies is the increasing role of goal-setting and design of learning outcomes in the organization of the learning process, i.e. program learning.

Key words: specialist training, e-learning, information technology, organisation of the learning process, software training.

Введение. Важной особенностью современного образования является широкое внедрение так называемых новейших, или информационных технологий обучения. Эти технологии предусматривают научно обоснованное использование технических средств накопления, хранения, обработки, передачи информации, ее систематизацию и структурирование высокого уровня с целью обеспечения эффективного использования в обучении мощных информационных потоков [6].

Поскольку, информационные технологии тесно связаны с использованием компьютера, то их объединяют в группу технологий компьютерного обучения, в частности монотехнологии компьютерного моделирования, компьютерных учебных программ, компьютерных лабораторных работ и др.

Изложение основного материала статьи. Одной из самых распространенных новых информационных технологий компьютерное обучение - это мультимедийные технологии. Они предусматривают возможность создания интерактивных систем, обеспечивают работу не только с текстами и статической графикой, а и с движущимися видеоизображениями, анимацией, голосом и высококачественным звуком. Особенностью современных технологий обучения является повышение роли целеполагания и проектирования результатов обучения в организации учебного процесса, то есть программного обучения [8].

Хотя идея программируемого обучения не является новой и достаточно подробно разрабатывалась в педагогической науке, его результативность существенно возрастает с использованием возможностей компьютерных технологий. Компьютеры и их сети выступают эффективным средством организации программируемого обучения.

Учебно-методические пособия выделяются среди традиционного программного обеспечения обучения общеобразовательных и специальных дисциплин как способом хранения, представления и представление учебного материала, так и организацией работы с ним [9].

Методически обоснованное использование в учебно-методических пособиях мультимедийных технологий и организация интерактивного диалога между пользователем и системой, а также возможность для учителя осуществлять непрерывное управление учебно-познавательной деятельностью ученика (через возможность пособий работать в сети) и оценивания знаний (наличие в пособиях программы тестов), возможность говорить о реализации компьютерной технологии обучения спецдисциплин в широком комплексном понимании [4]. Учитывая это, учебно-методические пособия могут стать мощными средствами индивидуализации учащихся высших учебных заведений.

Преподаватель, используя учебно-методическое пособие, имеет возможность: обеспечить индивидуальное и групповое изучение теоретического материала; формировать умения и навыки учащихся работать с учебно-методическим пособием с помощью компьютерной техники; проверять путем тестирования степень сформированности соответствующих практических умений и навыков. учебно-методические пособия могут стать мощными средствами индивидуализации учащихся высших учебных заведений.

Учебно-методические пособия предназначены для принципиально нового дополнения традиционной организации обучения по предметам спецдисциплин учащихся профессионально-технических учебных заведений.

Они предусматривают возможности организации групповой и индивидуально работы учащихся на уроке, а также самостоятельной работы с учебным материалом. Адаптированность пособий для работы в сети открывают перспективы их использования при дистанционном обучении предметов. Таким образом, основные направления учебно-познавательной деятельности студента во время работы с учебным пособием можно определить, как:

- последовательная или выборочная проработка теоретического материала;

- закрепление изучаемого учебного материала традиционными методами;

- овладение содержанием материала, рисунков и схем с помощью компьютерной техники;

- закрепление изученного материала с помощью специально разработанной тестовой системы.

Основные направления деятельности преподавателя спецдисциплины по использованию учебно-методического пособия можно определить следующим образом:

- организация групповой и индивидуальной работы учащихся по использованию учебного пособия;

- использование иллюстративных материалов, схем, таблиц путем их проектирования на экран мультимедийного устройства и монитор компьютера;

- создание оригинального урока с использованием демонстрации слайда;

- организация проверки уровня усвоения учебного материала [1, 9].

Учебно-методические пособия позволяют организовать полноценные уроки, а именно:

- традиционное занятие изучения нового материала с использованием элементов учебно-методического пособия;

- урок изучения нового материала в среде учебно-методического пособия.

При этом теоретический материал дополнен иллюстрациями, схемами, таблицами и моделями узлов сельскохозяйственной техники, иллюстрациями, отражают дорожную ситуацию автомобильного транспорта на автодорогах;

тематическое оценивание, то есть проверку уровня усвоения учебного материала с помощью специальной тестовой системы [3].

Как предполагается, при реализации компьютерных технологий обучения, эти пособия имеют четкую структуру. Они состоят из отдельных блоков, которые соответствуют основным видам учебно-познавательной деятельности учащихся:

1. Информационный блок (блок теоретического материала).

Содержание этого блока определяется программой по предметам преподавания. Он содержит основной теоретический материал. В текстовой части размещены гиперссылки, с помощью которых осуществляется переход к необходимому разделу темы и тестов для проверки изученного материала [2].

2. Проверка изученного материала.

Вопросы из каждого раздела реализованы в форме тестовых заданий с единичным выбором вариантов ответа. Благодаря четкой логической структуре учебно-методического пособия все блоки органически связаны между собой. Предусмотрено возможность как системного их использования, так, по необходимости, непосредственно обращаться к каждому отдельному блоку.

В чем заключаются основные особенности учебного процесса с применением учебно-методических пособий? В процессе реализации пособий меняется роль преподавателя, который при традиционной организации обучения является, в первую очередь, основным источником знаний для ученика. Преподаватель становится наставником и советчиком для ученика, ведь часть его важных функций переводится на учебно-методическое средство: подача учебного материала и учебных заданий, контроль и оценивание учебных достижений подобное. Учебно-методические пособия благодаря использованию возможностей компьютерных технологий существенно «разгружают» преподавателя от рутинной работы и способствуют более полному выявлению творческого подхода [5].

Учебно-методические пособия являются, с одной стороны, предметно ориентированной информационной системой, а с другой - реализуют личностно-деятельностный подход к организации обучения предметам профтехцикла, поскольку дают возможность:

а) оптимизировать работу учителя: уменьшить количество материала, выкладываемого за счет использования компьютера; отрабатывать умения и навыки практической деятельности учащихся с помощью компьютерных технологий; организовать непрерывный оперативный контроль в процессе обучения (использование тестовых систем в пособии оптимизирует контрольно-оценочную деятельность учителя, делает контроль более объективным и надежным); организовать эффективную самостоятельную работу учащихся, которая за счет интерактивного режима между учеником и учебным пособием становится более целенаправленной [10, 14];

б) способствовать развитию творческих способностей и инициативы учащихся: использование учебного пособия дает возможность создать благоприятный психологический микроклимат обучения за счет возможности выбора оптимального темпа получения информации и учебных заданий, возможности выполнить проверку уровня усвоения учебного материала, получить подсказку и поощрение к поисковой деятельности; использовать методы, формы и уровни изложения материала, которые наиболее полно соответствуют психофизическому состоянию ученика и уровню его подготовки; принцип непосредственного доступа к основным функциональным блокам пособия дает возможность ученикам продолжать изучение материала, возвращаться, в случае необходимости, к ранее изученному, прекратить и начать обучение в любом месте, а также проверить свой уровень знаний из изученного раздела программы. Таким образом, учебно-методические пособия обеспечивают интерактивная связь «ученик-учебная система-преподаватель», сочетая возможности новых информационных технологий обучения, традиционные методики обучения и традиционное информационно-методическое обеспечение, расширяя и дополняя их [3].

Мультимедийное использование учебно-методических пособий органично вписывается в урок и дает возможность организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Для обеспечения учащихся инновационными, дидактическими, профессионально-специализированными материалами в виртуальном информационно-консультационном библиотечном центре размещены компьютерные варианты обучающих программ, примеры лабораторных и курсовых работ, собственные электронные учебники и видео-уроки, примеры лабораторных и курсовых работ [12].

Таким образом, виртуальный информационно-консультативный центр обеспечивает:

- изучение лекционного и практического материала учащимися центра непосредственно в компьютерных классах, лабораториях, в процессе практических занятий и самоподготовки с помощью информационных систем, пакетов прикладных программ, систем управления базами данных, графических систем;

- преподавателей возможностью повышения квалификационного уровня с помощью мультимедийных систем;

- поиск информации с помощью поисковых систем.

Под организацией эффективной информационной среды учебному заведению необходимо понимать целенаправленную деятельность по изменению содержания, методов и организационных форм учебной работы по подготовке будущих специалистов для современного информационного общества [13].

К основным факторам при этом относится: изменение педагогической практики, направленность на новые ресурсы и стратегию повышение эффективности использования средств.

При построении информационной среды в высшем учебном заведении необходимо соблюдать ряд следующих принципов: организация свободного доступа к различным образовательных и информационных ресурсов, обеспечение учебно-воспитательного процесса современными средствами обучения, развитие систем подготовки и переподготовки педагогических работников, внедрение автоматизированных систем управления учебным заведением, научно-методическая и нормативно-правовое обеспечение процессов внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. При формировании эффективной информационной среды необходимо учитывать следующие факторы: умение работать с информацией и информационными источниками, активное привлечение учащихся в процесс формирования среды на всех уровнях обучения [11].

Программа информатизации учебного заведения в свою очередь может выглядеть следующим образом:

1) Разработка информационных технологий в содержании высшего образования и подготовки, путем внедрения новых форм обучения: дистанционного обучения, интернет-уроков.

2) Разработка учебных планов и программ, ориентированных на увеличение дидактических единиц, связанных с ИКТ-компетенциями.

3) Создание и внедрение цифровых образовательных ресурсов (методических пособий, уроков, электронных учебников).

4) Обеспечение учебного процесса новыми средствами работы с информационной средой и современными информационными ресурсами.

5) Модернизация материально-технической базы учебного заведения путем приобретения новейшего видео проекционного оборудования, создание имитационных средств обучения (автоматизированных учебных мест).

6) Приобретение оборудования для проведения видео конференций, организация интерактивного обучения в отраслевом направлении, специализированного программного обеспечения.

7) Создание на базе библиотеки современного медиацентра.

8) Внедрение информационных технологий в процесс управления путем внедрения автоматизированных информационных систем (АИС) и автоматизированных систем управления (АСУ).

9) Разработка и внедрение внутренних баз данных с различной информацией (контингент, кадры, учебный процесс, учебно-методические материалы, справочные материалы и др.).

Выводы. Одной из самых распространенных новых информационных технологий компьютерное обучение-это мультимедийные технологии. Особенностью современных технологий обучения является повышение роли целеполагания и проектирования результатов обучения в организации учебного процесса, то есть программного обучения. Важной особенностью современного образования является широкое внедрение так называемых новейших, или информационных технологий обучения. Эти технологии предусматривают научно обоснованное использование технических средств накопления, хранения, обработки, передачи информации, ее систематизацию и структурирование высокого уровня с целью обеспечения эффективного использования в обучении мощных информационных потоков. Учебно-методические пособия могут стать мощными средствами индивидуализации учащихся высших учебных заведений. учебно-методические пособия могут стать мощными средствами индивидуализации учащихся высших учебных заведений. Учебно-методические пособия позволяют организовать полноценные уроки. Учебно-методические пособия являются, с одной стороны, предметно ориентированной информационной системой, а с другой - реализуют личностно-деятельностный подход к организации обучения предметам профтехцикла. Мультимедийное использование учебно-методических пособий органично вписывается в урок и дает возможность организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Мультимедийное использование учебно-методических пособий органично вписывается в урок и дает возможность организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.

При формировании эффективной информационной среды необходимо учитывать следующие факторы: умение работать с информацией и информационными источниками, активное привлечение учащихся в процесс формирования среды на всех уровнях обучения.

Литература:

1. Будас, Ю.А. Формирование личности учителя как субъекта инновационной деятельности / Ю.А. Будас // Профессиональная подготовка педагогических кадров в условиях инновационной перестройки национального образования: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

2. Ващенко, Л. Управление инновационными процессами / Л. Ващенко // Директор школы. - 2007. - №23-24 (455-456). - С. 3-61

3. Воденко, К.В. Институциональные механизмы развития социальной политики на муниципальном уровне / К.В. Воденко, Н.А. Левченко // Экономика и менеджмент: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 132-134

4. Возмилкина, Е.Н. Социальная политика в Российской Федерации: содержание и уровни реализации / Е.Н. Возмилкина, // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 9. - С. 47-49

5. Дичковская, И.М. Инновационная подготовка воспитателя / И.М. Дичковская // профессиональная подготовка педагогических кадров в условиях инновационной перестройки национального образования: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). -Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

6. Ковальчук, В. С чего начинается развитие учебного заведения. Повышение квалификации руководителей ПТУЗ: инновационные подходы / В. Ковальчук // Профессионально-техническое образование. - 2009. - №1. - С. 4-9

7. Мармаза, О.И. Менеджмент в образовании: секреты успешного управление / О.И. Мармаза. - Х.: Изд. группа «Основа», 2005. - 176 с.

8. Мисик, О.С. Теоретические основы педагогической деятельности / О.С. Мисик // профессиональная подготовка педагогических кадров: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

9. Национальная доктрина развития образования // Профессионально-техническое образование. - 2002. - №3. - С. 2-8

10. Ничкало, Н. Педагогическая инноватика в профтехобразовании / Н. Ничкало // Профессионально-техническое образование. - 2007. - №3. - С. 69-71

11. Паржницкий, В.В. Инновационные педагогические технологии и пути внедрения их в учебный процесс / В.В. Паржницкий // Профессионально-техническое образование: инновационный опыт, перспективы: научно-методический сборник / составитель Н.И. Бугай. - Вып. 1. - К., 2005. - 236 с.

12. Снисар, З.И. О порядке изучения, обобщения и практического внедрения передового педагогического опыта и педагогических инноваций: [метод. рекоменд.] / З.И. Снисар // профессионально-техническое образование: инновационный опыт, перспективы: Научно-методический сборник / Составитель Н.И. Бугай. - Вып. 1. - К., 2005. - 236 с.

13. Сухойваненко, А.Н. Профессиональная компетентность учителя трудового обучения в контексте новейшей образовательной парадигмы / А.Н. Суховайненко / / профессиональная подготовка педагогических кадров: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции (11 октября 2007 г.). - Хмельницкий: ХГПА, 2007. - 309 с.

14. Щербак, О. Новая организационно-педагогическая форма профессионального обучения / О. Щербак // Профессионально-техническое образование. - 1999. - №1. - С. 34-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.