Научная статья на тему 'Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения'

Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / EDUCATION / STUDENT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучай Александр Владимирович

В статье освещается внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс. В последние годы мультимедийные технологии проникли на арену образования и существенно сказались на инструктивной методологии информации и знаниях учащихся в целом. Классический метод использовали в наших учебных заведениях в течение десятилетий, но сейчас меняется фундаментальный режим и понятия обучения студентов под влиянием мультимедийных технологий. Как следствие, использование мультимедийных технологий в образовании переносит процесс обучения студентов на более высокий, инновационный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS

The article highlights the introduction of multimedia technology into the teaching process. In recent years, multimedia technology has penetrated the arena of education and significantly affected the guidance methodology information and knowledge of students in general. The classic method used in our schools for decades, but now changing the fundamental mode and the concept of teaching students under the influence of multimedia technologies. As a consequence, the use of multimedia technology in education brings the learning process of students to a higher level of innovation.

Текст научной работы на тему «Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения»

Ю.Е. Криводонова

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ .

VOCATIONAL GUIDANCE TEENS WITH DISABILITIES

© 2013

Ju.E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual

and physical opportunities of health

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation'. This article discusses the main directions of professional self-determination of adolescents with disabilities.

Keywords: training, socialization, career guidance, self-determination.

УДК 371.134+378.147+372

ИНТЕГРАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

© 2013

А.В. Кучай, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье освещается внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс. В последние годы мультимедийные технологии проникли на арену образования и существенно сказались на инструктивной методологии информации и знаниях учащихся в целом. Классический метод использовали в наших учебных заведениях в течение десятилетий, но сейчас меняется фундаментальный режим и понятия обучения студентов под влиянием мультимедийных технологий. Как следствие, использование мультимедийных технологий в образовании переносит процесс обучения студентов на более высокий, инновационный уровень.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, образование, студент, обучение.

Перед вузами стоит задача подготовить всесторонне развитую личность, профессионала с гибким мышлением, способного успешно выполнять различные профессиональные задачи, готового самостоятельно приобретать новые знания в течение жизни. В Национальной доктрине развития образования указано, что «в Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, а также создаваться условия для развития, самоутверждения и самореализации личности в течение жизни». Поэтому необходимо разработать эффективную, качественную систему подготовки кадров нового уровня, которая тесно связана с совершенствованием содержания образования и обучения, внедрением медиаобразования в педагогический процесс, обновлением учебно-методической документации, обеспечением технической базы, применением медиаобразовательных технологий в подготовке педагогических кадров и др. [1].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что мультимедиа влияют на личность, удовлетворяя ее познавательную потребность (получение всесторонней информации о мире) аффективное (формирование нового, эмоционального, а также эстетического опыта); личной интеграции (расширение контактов с другими членами общества), уменьшение напряжения (поставка развлечений и делания свободного времяпрепровождения). Сейчас нет сомнений относительно влияния медиа на реципиентов, однако степень его интенсивности разный.

Важным условием реализации и внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс является наличие специально оборудованных аудиторий с мультимедийным проектором, компьютером для преподавателя, экраном или с мультимедийной доской и среды, в которой происходит учебный процесс (компьютерные классы, библиотеки, медиатеки, доступ к Интернету и т.д.). Сейчас актуализирован вопрос комплектации вузов готовыми мультимедийными учебными материалами, созданные сотрудниками вуза или другими разработчиками

[2].

В последние годы мультимедийные технологии проникли на арену образования и существенно сказались на инструктивной методологии информации и знаниях учащихся в целом. Классический метод использовали в наших учебных заведениях в течение десятилетий, но сейчас меняется фундаментальный режим и понятия обучения студентов под влиянием мультимедийных технологий. Как следствие, использование мультимедийных технологий в образовании переносит процесс обучения студентов на более высокий, инновационный уровень

[3].

Мультимедийные технологии - это мощные средства для создания и представления многоуровневой научной мысли. Преимущества использования мультимедийных технологий на лекциях очевидны, поскольку они усиливают интерес студентов и удерживают их активность по ходу изложения материала, что невозможно в ситуации классического формата, когда преподаватель не обладает мультимедийными технологиями [4; 5]. Обучение с использованием мультимедийных технологий служит одним из факторов успешного образования, дает студентам уверенность в достижении более высоких результатов.

Ученые М. Сангер, Т. Гринбов, Р. Митчел, Д. Габел и др. сосредоточивают внимание на том, что обучение призвано не только сформировать знания, но и научить студентов применять их на практике. Очень важно создать базу знаний, чтобы обеспечить благоприятную образовательную среду. Преподаватели должны построить диаграмму, на которой будет отображен уровень знаний студента, и воплотить эту идею в учебное программное обеспечение, чтобы студент, используя интернет, смог получать мультимедийную информацию, для управления обучением [6].

Несмотря на то, что компьютеры и другие технологии становятся все более признанной частью повседневной жизни и дома, и на рабочем месте, образование не в состоянии интегрировать информационные технологии в учебном процессе. Студенты высших учебных заведений должны использовать компьютерные средства как органический компонент будущей жизни, однако убедить всех преподавателей в важности внедрения новых технологий в учебный процесс крайне сложно [7].

Согласно документам ЮНЕСКО, медиаобразование - это обучение теории и практических умений по овладению современными средствами массовой коммуникации, структура специфической области в педагогической теории и практике. Медиа образование следует отличать от средств массовых коммуникаций в качестве вспомогательных ресурсов в преподавании материала из других отраслей. Начальный этап медиа образования датированный 60-70 гг., Второй этап - 80-ми годами, третий этап, который называют мультимедийным (конец 90-х гг.), обусловлен бурным развитием компьютерных технологий. Термины «мультимедиа в образовании» стали активно пользоваться в научных кругах в конце 90-х гг [8].

В начале XXI в. ученые истолковывали мультимедиа как своеобразный «медиум», оптимизирующий формирование индивидуальности современного чело-

века, воздействуя на его ежедневное функционирование. Большинство исследователей считает мультимедиа мощным информационным орудием (коммуникационные и культурным), одновременно отдельные специалисты видят в них серьезную угрозу для детей с учетом достижений эпохи глобализации.

На основании всесторонней рефлексии научной литературы доведено, что мультимедиа представляет собой не только информационные, но и коммуникационные ресурсы, влияющие на общество, а также помогает эффективно организовать процесс обучения и воспитания. Спектр внедрения мультимедиа в образовании заметно расширился: от использования мультимедийных технологий при создании учебных программ к разработке целостной концепции построения образовательных программ в сфере мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по определенному направлению, формированию новых средств обучения [8].

С развитием новых технологий увеличиваются информационные ресурсы, создавая условия для формирования единого глобального информационного пространства. У связи с этим испытывает модернизацию и система образования, где активирован доступ к интернету, созданы библиотеки, что служат не просто «окнами», а «открытыми воротами» в различные культуры. Это делает возможным передачу накопленного объема знания, оптимизирует обработку огромного объема информации, создает учебную среду, максимально приближенное к реалиям жизни. Важное условие реализации и воплощения мультимедиа в образовательном пространстве - наличие современного оборудования и структурных подразделений, отвечающих за его эксплуатацию.

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает основания говорить о целесообразности создания глобальной системы дистанционного обучения, благодаря новым информационным технологиям делает непосредственным общение между преподавателем и учеником, независимо от того, на каком физической расстоянии они находятся друг от друга [8].

Внедрение мультимедийных средств обучения неизбежно, хотя и происходит оно постепенно. Учитывая интенсифицированное развитие мультимедийных технологий, их внедрение в учебный процесс должно быть оперативным. По мнению Д. Элсворса (J. Ellsworth), нужно найти инновационный подход, оптимизировать внедрение мультимедийных технологий в образование. Образовательное сообщество должно найти пути, чтобы способствовать распространению информационных технологий в учебных заведениях [9].

Мультимедийные технологии позволяют осмысленно и гармонично сочетать различные виды мультимедийной информации, помогают представлять знания в различных форматах, а именно:

- изображения, в частности, сканированные фотографии, чертежи , карты и слайды;

- звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

- видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование;

- анимации и симуляции.

Презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально привлекательными, чем статический текст, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняя представленный материал. Мультимедийные технологии следует применять в контексте самых разных стилей обучения. Отдельные студенты предпочитают учиться путем чтения, другие - путем восприятия на слух или просмотра видео и т.п. К тому же использование мультимедиа дает студентам возможность по-разному работать над учебными материалами: студент самостоятельно выбирает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, как реализовать совместную работу со своими товарищами. Итак, сту-

денты становятся активными участниками открытого или дистанционного образовательного процесса.

Несмотря на безапелляционный факт широкого применения мультимедийных обучающих систем в образовательном процессе на всех этапах и в разных формах, ощутимый дефицит доступных широкому пользователю образовательных мультимедийных средств и программ. Использование мультимедийных технологий может положительно сказаться сразу на нескольких аспектах открытого и дистанционного учебного процесса:

- стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие, как восприятие и осознание информации;

- усилить мотивацию студентов;

- помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания;

- развить у студентов фундаментальный подход к обучению, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания [10].

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет перейти от пассивного к активному образу реализации образовательной деятельности, при котором студент выступает главным участником процесса обучения. Подбирая мультимедийные средства обучения, преподаватель должен учитывать своеобразие конкретного учебного предмета, предусматривать специфику науки, понятийный аппарат, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и быть органическими составляющими учебного процесса [2].

Сейчас активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, дифференцируя технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивая необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в частности мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, помогают реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые повышают эффективность обучения [11].

Работы отечественных и зарубежных ученых, педагогов, психологов показывают, что использование мультимедиа оптимизирует решения дидактических вопросам с большим образовательным эффектом, может стать инструментом усиления эффективности обучения, существенно сокращает время, существенно углубляет и расширяет круг проблем. Одновременно в педагогической науке и особенно в практике отечественного преподавания следует констатировать факт не всегда надлежащего оценивания возможностей компьютерных средств обучения, в частности, мультимедиа. Это связано, прежде всего, со сложностью и недостаточным уровнем теоретического проработки понятия «мультимедиа» как дидактического средства.

Подытоживая изложение, отметим, что непрерывное использование мультимедиа в учебном процессе кардинально влияет на развитие ученика. Важной задачей школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, становления индивидуальности учащихся, формирование высокой информационной культуры. Настоящее требует от педагога знаний и умений в сфере применения новейших педагогических технологий, владение прогрессивными методами и средствами современной науки. Малоэффективно использование мультимедиа в образовательной практике обусловлено реалиями отечественного образования: отсутствие современной компьютерной базы в школах и университетах, пренебрежение новыми информационными средствами в педагогической деятельности. Вместе с тем результаты зарубежных и отечественных исследований не

всегда подтверждают безапелляционные преимущества применения компьютерных технологий в современном учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Духаніна Н. М. Медіа освіта як фактор модернізації та підвищення якості вищої освіти// Проблеми освіти. -№ 66. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// edu.of.ru/attach/17/1356S6.pdf

2. Сумина Г. А., Ушакова Н. Ю. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе вуза // «Успехи естествознания». - 2GG7. - №5 [Электронный ресурс]. - Режым доступа: http://masters.donntu.edu. ua/2GG7/fgtu/dedich/library/sumina/index.htm

3. Truman S. A computer support ed approacht oward collabora tiveand creative musicality intheclassroo: con-ceptsand frame work// Cognitive Science Research Paper -University of Sussex, 2GG2. - Р. 79-S1.

4. Whitneli R. M. Multimedia chemistry lectures / Whitneli R. M., Femandes E. A., Almassizadeh F., Love J., Dugan B. M., Sawrey B. A. And Wilson K. R. // Journal of Chemistry Education. - 1994. - №71. - Р. 721-725.

5. Malcolm C. Trend sinschool sciencecur riculumandt heirimplications for teacher education // Discipline Reviewof

Teacher Educationin Mathematics and Science. - 1989. -№3. - Р. 163-169.

6. Own Zang-Yuan, Lin Fang-Ni, Chuang Kun-Hung. The Study and Applicationof a Web Based Constructed Learning Theoryof a «Chemical Reaction» //Int’lJournalof Instructional Media. - 2009. - Vol. 36(3). - P. 339-350.

7. Cottrell J. Thediffusion sofinnovations: Applying change theory toacademic computer. - [Электронный ресурс]. - Режым доступа: http://www.uvm.edu/~jrc

8. Шлыкова О. В. Мультимедиа в системе непрерывного образования: поиски и возможности. -[Электронный ресурс]. - Режым доступа: http://www. kmtis.ru/kafedra/pedagogi/olgashlikova/sp/pub4.html

9. Ellsworth J. B. Surviving change: A survey ofeduca-tional changemodels. Syracuse. - NY: ERIC Clearinghouseon Information and Technology, 2001. - 213 р.

10. Стариков Д. А. Педагогические условия внедрения мультимедиа технологий в процесс обучения студентов ВУЗа: Дисс. ... на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Стариков Дмитрий Александрович.

- Нижний Новгород, 2009. - 197 с. 74-75.

11. Мультимедиа в современном образовании. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. media-pedagogics.ru/article2.html

INTEGRATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS

© 2G13

A.V. Kuchay, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of preschool

and primary education

Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: The article highlights the introduction of multimedia technology into the teaching process. In recent years, multimedia technology has penetrated the arena of education and significantly affected the guidance methodology information and knowledge of students in general. The classic method used in our schools for decades, but now changing the fundamental mode and the concept of teaching students under the influence of multimedia technologies. As a consequence, the use of multimedia technology in education brings the learning process of students to a higher level of innovation.

Keywords: multimedia technology, education, student learning.

УДК 371.134+378.147+372

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЯПОНИИ

© 2013

Т.П. Кучай, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье рассматривается структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии. Подготовку преподавателей осуществляют вузов, к которым в Японии относят университеты и колледжи. Правом подготовки преподавателей пользуются все университеты, но на практике эта задача решается в основном в государственных учебных заведениях. Общее образование, утверждают японские исследователи, способствует расширению творческих способностей человека, готовит его не только к какой-то конкретной сфере деятельности, а к жизни.

Ключевые слова: Япония, образование, университеты, преподаватель.

Система образования состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно производственных предприятий, государственных и местных органов управления образованием и самоуправления в области образования. Структура образования включает: дошкольное образование, общее среднее образование; внешкольное образование, профессионально-техническое образование; высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование; учреждения, принадлежащих ведомственным государственных или местных органов управления образованием, и других субъектов образовательной системы [1, с. 818].

Для выпускников старшей средней школы, а также для тех, у кого приобретенные эквивалентные академические знания, существуют университеты, институты. Для поступления в вуз необходимо сдать вступительные экзамены, но есть также много университетов с системой рекомендаций. Следует иметь в виду, что расходы на исследования, а также вступительный взнос отличаются для каждого университета.

Студенты, желающие поступить в государственный или общественного университета, должны пройти единый Государственный тест-допуск к вступительным экзаменам в университет, что представляют собой первую стадию экзаменов, после которого проходит вторая стадия, которая проводится в соответствующих университетах. Что касается частных университетов, то даты и экзаменационные предметы отличаются для каждого из них [2].

По данным О. Озерськои, подготовку преподавателей осуществляют вузы, к которым в Японии относят университеты и колледжи. Правом подготовки преподавателей пользуются все университеты, но на практике эта задача решается в основном в государственных учебных заведениях. В университетах действуют факультеты подготовки преподавателей. Кроме того, сертификат на преподавательскую деятельность может получить и выпускник других факультетов, который выполнит определенную задачу. С конца 80-х годов во всех префектурах страны функционируют специальные педагогические учебные заведения. Для начальной шко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.