Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова А.И.

В статье обоснована актуальность использования дистанционных технологий в вузе для профессионального становления учителя начальных классов. Раскрыта сущность понятий «дистанционное обучение» и «дистанционные технологии», изложены взгляды различных ученых на дистанционное обучение. Установлено, что дистанционное обучение может осуществляться с помощью различных средств связи: почты, телефона, электронной почты, средств телекоммуникации. На сегодня наиболее распространено дистанционное обучение с помощью компьютерных сетей и информационно-коммуникационных технологий. Автором проанализированы результаты опроса преподавателей методики обучения по применению ими инновационных технологий обучения. Выяснено, что в профессиональной подготовке будущих учителей в высших учебных заведениях дистанционные технологии используют недостаточно. Указаны трудности внедрения дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Описан отечественный и зарубежный опыт применения элементов дистанционного обучения в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Предложено создание методического портала для дистанционной поддержки педагогической практики студентов. Разработаны рекомендации по внедрению дистанционных технологий в педагогический процесс высших учебных заведений для подготовки новой генерации конкурентоспособных и компетентных учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER WITH THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES

The article substantiates the relevance of the use of distance technologies in higher education for professional development of primary school teachers. The essence of the concepts of "distance learning" and "distance technology" is disclosed, the views of various scientists on distance learning are outlined. It is established that distance learning can be implemented by different means of communication: mail, telephone, e-mail, telecommunication. Nowadays, distance learning using computer networks and information and communication technologies is the most widespread. The author analyses the results of a survey of teachers of training methodology on their use of innovative learning technologies. It was revealed that in the professional training of future teachers in higher education institutions, distance learning technologies are underused. The difficulties of introducing distance learning in higher education institutions are specified. Domestic and foreign experience in the use of distance learning elements in the professional training of future teachers of primary classes is described. The creation of a methodological portal for remote support of pedagogical practice of students is suggested. Recommendations on the introduction of distance learning technologies in the pedagogical process of higher education institutions for training a new generation of competitive and competent primary school teachers are developed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / METHODOLOGY AND _TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.108

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Научная статья

Алпатова А.И.1' *

1 ORCID : 0000-0001-7791-6904; 1 Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (anna.alpatova[at]list.ru)

Аннотация

В статье обоснована актуальность использования дистанционных технологий в вузе для профессионального становления учителя начальных классов. Раскрыта сущность понятий «дистанционное обучение» и «дистанционные технологии», изложены взгляды различных ученых на дистанционное обучение. Установлено, что дистанционное обучение может осуществляться с помощью различных средств связи: почты, телефона, электронной почты, средств телекоммуникации. На сегодня наиболее распространено дистанционное обучение с помощью компьютерных сетей и информационно-коммуникационных технологий. Автором проанализированы результаты опроса преподавателей методики обучения по применению ими инновационных технологий обучения. Выяснено, что в профессиональной подготовке будущих учителей в высших учебных заведениях дистанционные технологии используют недостаточно. Указаны трудности внедрения дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Описан отечественный и зарубежный опыт применения элементов дистанционного обучения в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Предложено создание методического портала для дистанционной поддержки педагогической практики студентов. Разработаны рекомендации по внедрению дистанционных технологий в педагогический процесс высших учебных заведений для подготовки новой генерации конкурентоспособных и компетентных учителей начальных классов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное становление, методика обучения.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PRIMARY SCHOOL TEACHER WITH THE USE OF DISTANCE

LEARNING TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES

Research article

Аlpatova A.I.1' *

1 ORCID : 0000-0001-7791-6904;

1 I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (anna.alpatova[at]list.ru)

Abstract

The article substantiates the relevance of the use of distance technologies in higher education for professional development of primary school teachers. The essence of the concepts of "distance learning" and "distance technology" is disclosed, the views of various scientists on distance learning are outlined. It is established that distance learning can be implemented by different means of communication: mail, telephone, e-mail, telecommunication. Nowadays, distance learning using computer networks and information and communication technologies is the most widespread. The author analyses the results of a survey of teachers of training methodology on their use of innovative learning technologies. It was revealed that in the professional training of future teachers in higher education institutions, distance learning technologies are underused. The difficulties of introducing distance learning in higher education institutions are specified. Domestic and foreign experience in the use of distance learning elements in the professional training of future teachers of primary classes is described. The creation of a methodological portal for remote support of pedagogical practice of students is suggested. Recommendations on the introduction of distance learning technologies in the pedagogical process of higher education institutions for training a new generation of competitive and competent primary school teachers are developed.

Keywords: distance learning, distance technology, information and communication technology, professional development, teaching methodology.

Введение

Постановка проблемы. В условиях реформирования образовательной отрасли общество и государство выдвигают новые, более высокие требования к подготовке будущих педагогов. В профессиональной подготовке учителей начальных классов особое внимание обращают на развитие педагогического мышления, формирование творческих способностей, владение инновационными технологиями обучения, в том числе и информационно-коммуникационными. Важной составляющей профессиональной подготовки студентов является подготовка с применением современных технологий, что предполагает не только усвоение теоретического материала по методике обучения, но и умение решать типовые и нестандартные методические задачи, выработку индивидуального стиля. Результаты изучения зарубежного опыта методической подготовки будущих учителей начальных классов в странах

Европейского Союза (Германии, Франции, Польши, Чехии, Словакии, Словении, Болгарии, Румынии, Венгрии) дали основание определить основные тенденции ее совершенствования, как: обновление содержания методических дисциплин согласно компетентностному подходу, внедрение новых дисциплин и спецкурсов, применение инновационных технологий обучения, создание условий для самостоятельной подготовки студентов. В течение последних лет в зарубежных системах образования, в частности в западноевропейских странах, США, Японии, Германии, широко используется дистанционное обучение. Развитие дистанционного обучения в России началось позже, чем в странах Западной Европы, но сейчас находится на этапе активного становления, что обусловлено государственной политикой в области образования.

Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время проблема развития дистанционного обучения рассматривается с различных позиций. Специалистами лаборатории дистанционного обучения института общего среднего образования РАО дистанционное обучение определяется, как форма обучения, при которой территориально разнесенное взаимодействие педагога и учащихся, отражающее все компоненты учебного процесса, реализуется специфичными средствами Интернет-технологий или другими интерактивными средствами. В Концепции создания и развития дистанционного образования в России дается такое определение: «Дистанционное образование - это комплекс предоставляемых образовательных услуг, с помощью специализированной информационно-образовательной среды». А.А. Андреев в своей работе «Очерки дистанционного обучения в России» под дистанционным обучением понимает интегральную форму обучения, базирующуюся на использовании арсенала информационно-коммуникационных технологий. В МГУ экономики, статистики и информатики дистанционное обучение определяют как технологию обучения на расстоянии, в рамках которой физическое местонахождение преподавателей и обучаемых разнесено в пространстве. Директор Центра дистанционного образования «Эйдос» - А.В. Хуторский под дистанционным обучением считает обучение, при котором субъекты обучения, имея пространственную и временную удаленность, реализуют учебный процесс с помощью средств телекоммуникаций. Учитывая актуальность использования дистанционного обучения в методической подготовке будущих учителей начальных классов, эта тема требует более обстоятельного исследования.

Цель исследования. Целью статьи является обоснование целесообразности применения дистанционных технологий обучения в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов.

Методы и принципы исследования

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, контент анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, изучения результатов деятельности.

База исследования: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Основные результаты

На современном этапе назрела потребность использования дистанционных технологий в методической подготовке будущих учителей начальных классов в других ВУЗАХ.

Приведем структуру дистанционного курса «Методика обучения» для студентов - будущих учителей начальных классов:

- визитка курса;

- рабочая программа дисциплины;

- график обучения;

- критерии оценки;

- список рекомендуемой литературы и онлайн-ресурсов;

- глоссарий;

- тексты лекций с гиперссылками на ключевые слова (основные методические термины);

- мультимедийные презентации лекций;

- видеофрагменты лекций;

- планы практических занятий;

- задачи для самостоятельной работы;

- индивидуальные учебно-исследовательские задания;

- контрольные вопросы и задания;

- сборник методических задач;

- методические кейсы;

- рекомендации к выполнению курсовых и квалификационных работ.

Например, студентам предложено просмотреть видеофрагмент лекции по теме «содержание школьного образования», в котором преподаватель наглядно демонстрирует действующие школьные программы и учебники, анализирует их структуру и содержательное наполнение.

Такое видеосопровождение даст возможность лучше усвоить учебный материал и будет способствовать формированию у будущих учителей необходимых методических компетенций (гностической, аналитической, проектировочной и др.). В методических рекомендациях к практическим и лабораторным занятиям, кроме традиционных задач (законспектировать, ответить на вопросы, проанализировать, сравнить, составить план, таблицу, схему, разработать конспект, сценарий), содержатся задания просмотреть интернет-ресурсы, видеофрагменты, ответить на вопросы по содержанию видеофильма и тому подобное. Дистанционное обучение предполагает использование различных мультимедийных технологий, к которым относятся видеоуроки, видео внеклассных мероприятий, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии и др. Дистанционные консультации преподавателя проводятся с помощью электронной почты, социальных сетей, скайп-связи.

В рамках исследования создана авторская страница, где в разделе «Обучение» размещено информацию из таких дисциплин: «Методика преподавания в начальных классах», «Методика внеклассной работы», «Методика проведения бесед с учениками». Особое значение технологии дистанционного обучения имеют во время педагогической практики студентов. Будущие учителя начальных классов проходят педагогическую практику в различных школах городах и областях, поэтому не имеют возможности постоянно консультироваться с преподавателем-методистом относительно структуры урока, его анализа, оформление материалов практики и др. Особенно это касается студентов заочной формы обучения. Эффективным является размещение на сайте такого контента, как:

- нормативные документы о практике;

- конспекты уроков;

- мультимедийные презентации уроков;

- схемы анализа и самоанализа уроков;

- разработки экскурсий;

- сценарии внеклассных мероприятий;

- глоссарий методических терминов;

- фотоотчеты о практике;

- наиболее распространенные вопросы студентов о практике и ответы на них;

- электронные учебники и пособия;

- перечень рекомендуемой методической литературы;

- «полезные ссылки» на методические интернет-ресурсы;

- образцы оформления материалов практики (методического портфолио) [10].

Дистанционное обучение учителей начальных классов довольно распространено в зарубежных странах. В ВУЗАХ Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Словении и других стран на официальных сайтах размещены материалы для дистанционного обучения студентов, в частности программы (силабуси), тексты лекций, мультимедийные презентации лекций, задания для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и тому подобное. Например, в ведущих ВУЗА Польши (Лодзинский университет, Варшавский университет, Вроцлавский университет, Опольский университет, Ягеллонский университет, Академия им. Яна Длугоша в Ченстохове и др.). (Uniwersytetu Sl skiego w Katowicach). Материалы для дистанционного изучения дидактики изложены в системе USOSweb (Uniwersytecki System Obslugi Studiow). Исследовательница из России А. Арбузова разработала инновационный электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «технология и методика обучения», который размещен на образовательном портале Омского государственного педагогического университета. Электронный НМК состоит из 9 блоков, каждый из которых представлен комплектом электронных дидактических средств:

1) инструктивный блок (инструкции, методические рекомендации, технические указания, структурно-технологическая карта);

2) коммуникативный блок (форум, чат, блог);

3) целевой блок (программно-методические материалы по дисциплине «Технология и методика обучения в начальных классах»);

4) блок формирования знаний (тексты лекций, мультимедийные лекции-презентации, справочные материалы: глоссарий, библиографические сведения об ученых-методистов);

5) блок усовершенствования знаний (коллажи, разработанные по материалам каждой лекции схемы и таблицы);

6) блок формирования умений (лабораторный практикум и рабочая тетрадь);

7) блок тренажа (тренировочные тесты и методические задачи);

8) блок контроля (контрольные работы и тесты);

9) блок оценивания и рефлексии (портфолио студента) [2, С. 306].

Внедрение дистанционного обучения - это требование времени. В профессиональном становлении будущих учителей начальных классов дистанционные технологии занимают важное место, однако применяются еще недостаточно [9]. Использование элементов дистанционного обучения, внедрение дистанционных курсов способствует повышению мобильности студентов, дает возможность студентам выбирать собственную траекторию обучения, формировать самостоятельность, критическое мышление, развивать рефлексивные способности и тому подобное [6]. Особенно актуально применение элементов дистанционного обучения в методической подготовке студентов заочной формы обучения и тех из них, кто учится по индивидуальному плану. Результаты проведенного научного поиска дают основания утверждать, что в подавляющем большинстве университетов России, которые готовят будущих учителей, не оказывают ненадлежащего внимания использованию элементов дистанционного обучения. Анкетирование преподавателей методики обучения в начальных классах дает основания утверждать, что дистанционные технологии в учебном процессе применяют 8,8% респондентов. Учитывая необходимость дистанционной поддержки профессионального становления будущих учителей начальных классов, нужно активизировать работу преподавателей по внедрению дистанционных курсов по методике обучения, создание методического портала для будущих учителей начальных классов и педагогов-практиков [8].

Обсуждение

В большинстве университетов дистанционные курсы разработаны на базе платформы Moodle. Указанный дистанционный курс включает программу дисциплины, график учебного процесса, тексты лекций, задания к практическим занятиям и самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания, тесты, рекомендуемую литературу и ссылки на информационные ресурсы. В рамках предлагаемого исследования проведено анкетирование будущих преподавателей начальных классов и других дисциплин методического направления ВУЗОВ России, в которых готовят будущих учителей начальных классов. В опросе приняли участие 34 педагога из 27 университетов. Вопрос анкеты No 15 был сформулирован следующим образом: «какие инновационные технологии используете при

преподавании дисциплин?». По результатам анализа ответов на вопросы анкеты установлено, что преподаватели методических дисциплин наряду с традиционными методами и формами обучения применяют инновационные технологии. В частности, респонденты указывают следующие технологии: интерактивные технологии (38,2%), проектные технологии (29,4%), информационно-коммуникационные технологии обучения (29,4%), мультимедийные технологии (20,6%), игровые технологии (20,6%), личностно ориентированные технологии (17,6%), технологии исследовательского обучения (17,6%), технологии проблемного обучения (11,8%), тренинги (8,8%), технологии развития критического мышления (8,8%) технологии дистанционного обучения (8,8%), индивидуализированное обучение (5,9%), технология создания ситуации успеха (5,9%), здоровьсберегающие технологии (5,9%), технологии формирования профессиональных компетенций (5,9%). Также отдельные методисты назвали такие технологии, как кейс-стади, технология портфолио, продуктивное обучение, модульно-развивающее обучение, интегрированная и сетевые технологии, технологии развивающего обучения и формирования творческой личности, технологии коллективного обучения, технологии постановки цели, технология использования творческих заданий, педагогические мастерские и др. Покажем результаты опроса наглядно с помощью диаграммы (рис. 1).

Рисунок 1 - Результаты опроса преподавателей по применению инновационных технологий в профессиональной

подготовке будущих учителей начальных классов: 1 - технологии формирования профессиональных компетентностей; 2 - здоровьесберегающие технологии; 3 -технологии создания ситуации успеха; 4 - индивидуальное обучение; 5 - технологии дистанционного обучения; 6 -технологии развития критического мышления; 7 - тренинги; 8 - технологии проблемного обучения; 9 - технологии

исследовательского обучения; 10 - личностно-ориентированные технологии; 11 - игровые технологии; 12 -мультимедийные технологии; 13 - информационно-коммуникационные технологии; 14 - проектные технологии; 15 -

интерактивные технологии DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.130.108.1

Учитывая вышесказанное можно утверждать, что в высших учебных заведениях недостаточно используют возможности дистанционного обучения студентов в преподавании методики обучения [7]. На наш взгляд, это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, внедрение элементов дистанционного обучения прежде всего зависит от особенностей организации учебно-воспитательного процесса в определенном высшем учебном заведении, приоритетных задач в его образовательной деятельности, стратегии развития университета и тому подобное. Не во всех ВУЗАХ дистанционному обучению уделяется должное внимание, что не способствует мотивации преподавателей к применению дистанционных технологий.

Во-вторых, не все преподаватели на достаточном уровне владеют информационными технологиями и средствами телекоммуникации.

В-третьих, методика обучения в начальных классах является специфической дисциплиной, которая предполагает непосредственный контакт студентов и преподавателя во время аудиторных занятий.

Достаточно трудно сформировать у будущих педагогов методические умения вне аудиторных занятий. Преподаватель должен напрямую взаимодействовать со студентами, показывать им пример методической деятельности, корректировать действия будущих учителей во время моделирования уроков и тому подобное [3]. Определим трудности профессионального становления учителя начальных классов при внедрении дистанционного образования:

- слишком слабая координирующая функция со стороны Минобразования и науки (несогласованность в нормативно-правовом обеспечении, в стандартизации, в экономических и финансовых вопросах, в оценках качества образования);

- конкурентная борьба среди ВУЗОВ за студентов как основной источник финансирования привела к автономизации многих университетов, закрытости разработок, что также связано еще и с тем, что вопрос защиты авторских прав не проработан;

- имеющиеся методы обучения плохо сочетаются с новыми технологиями, а большинство методических и учебных материалов не подходит для дистанционного обучения [4].

Таким образом, можно утверждать, что во многих высших учебных заведениях России на сегодня еще не созданы надлежащие условия для введения дистанционного обучения студентов. Однако в некоторых университетах накоплен существенный опыт использования элементов дистанционных технологий.

Заключение

В исследовании обоснована целесообразность создания дистанционных курсов по методике обучения в начальных классах, проанализирована их структура (визитка курса, рабочая программа дисциплины, график обучения, методические рекомендации по работе с курсом, критерии оценивания, перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, глоссарий, тексты лекций с гиперссылками на ключевые слова (основные методические сроки), мультимедийные презентации лекций, видеозаписи лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, индивидуальные учебно-исследовательские задания, тестовые задания для текущего и итогового контроля, сборник методических задач, методические кейсы, рекомендации к выполнению курсовых и квалификационных работ). Важное значение имеют технологии дистанционного обучения во время педагогической практики, когда студенты на сайте находят информацию о структуре учебных занятий разных типов, план самоанализа урока и других форм организации обучения, фрагменты видеоуроков, образцы оформления материалов педагогической практики. Перспективами дальнейших исследований может быть разработка электронного учебника по дисциплине «Методика преподавания в начальной школе», а также других электронных методических пособий.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы / References

1. Абрамян Г.В. Организация дистанционного обучения в российских вузах с применением цифровых образовательных технологий / Г.В.Абрамян, Г.Р. Катасонова // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020). IX Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. — Санкт-Петербург, 2020. — С. 242-250.

2. Арбузова Е.Н. Методическая система обучения студентов-биологов на основе инновационного учебно-методического комплекса: монография / Е.Н. Арбузова. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. — 434 с.

3. Викулина Е.В. Роль дистанционных образовательных технологий при реализации учебного процесса в вузе / Е.В. Викулина // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных ВУЗов. Сборник материалов VII Ежегодной международной научной конференции. — 2019. — С. 157163.

4. Довгалева И.В. Рефлексия использования электронной среды и дистанционных образовательных технологий студентами вуза / И.В. Довгалева // Образование в XXI веке. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию Тверского государственного технического университета (1922-2022) и 25-летию кафедры социологии и социальных технологий ТвГТУ (1997-2022). Под общей редакцией Э.Ю. Майковой. — Тверь, 2021. — С. 65-71

5. Зарубина Е.В. Дистанционные технологии в образовательном пространстве современного вуза / Е.В. Зарубина, Л.А. Журавлева, И.П. Чупина [и др.] // Социально-гуманитарное образование и наука: вызовы современности. Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции. — 2020. — С. 352-357.

6. Куткин В.С. Роль дистанционных образовательных технологий в формировании новой позиции педагога и студента в учебном процессе вуза / В.С. Куткин // Техническое творчество молодежи. — 2022. — № 1(131). — С. 7-11.

7. Муфтахов А.В. Реализация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в вузе / А.В. Муфтахов, Н.Ю. Фаткуллин, В.Ф. Шамшович // Роль математики в становлении специалиста. Материалы Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет». — 2021. — С. 913.

8. Острожная Е.Е. Использование дистанционных технологий в кооперативном вузе: тенденции, перспективы, трудности / Е.Е. Острожная // Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций. Материалы XV Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 16-18.

9. Соболева Н.А. Дистанционные образовательные технологии в системе электронного обучения в вузе / Н.А. Соболева, А.Е. Соболев // Образование в пространстве культуры. Сборник научных трудов / Под ред. Э.Ю. Майковой. — Тверь, 2018. — С. 140-144.

10. Черкашина Л.В. Проблемы использования дистанционных образовательных технологий в вузах / Л.В. Черкашина // Перспективные технологии в современном АПК России: традиции и инновации. Материалы 72-й Международной научно-практической конференции. — 2021. — С. 353-357.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Abramjan G.V. Organizacija distancionnogo obuchenija v rossijskih vuzah s primeneniem cifrovyh obrazovatel'nyh tehnologij [Organizing Distance Learning in Russian Higher Education Institutions Using Digital Educational Technologies] / G.V.Abramjan, G.R. Katasonova // Aktual'nye problemy infotelekommunikacij v nauke i obrazovanii (APINO 2020). IX Mezhdunarodnaja nauchno-tehnicheskaja i nauchno-metodicheskaja konferencija: sbornik nauchnyh statej [Actual Problems of Infotelecommunications in Science and Education (APINO 2020). IX International Scientific and Technical and Scientific-Methodical Conference: collection of scientific articles]. — Saint Petersburg, 2020. — P. 242-250. [in Russian]

2. Arbuzova E.N. Metodicheskaja sistema obuchenija studentov-biologov na osnove innovacionnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa: monografija [A Methodological System for Training Biology Students on the Basis of an Innovative Teaching-Methodological Complex: A Monograph] / E.N. Arbuzova. — Omsk: OmSPU Publishing House, 2011.

— 434 p. [in Russian]

3. Vikulina E.V. Rol' distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii uchebnogo processa v vuze [The Role of Distance Learning Technologies in the Educational Process in Higher Education] / E.V. Vikulina // Perspektivy, organizacionnye formy i jeffektivnost' razvitija sotrudnichestva rossijskih i zarubezhnyh VUZov. Sbornik materialov VII Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Prospects, Organizational Forms and Efficiency of Development of Cooperation between Russian and Foreign Universities. Proceedings of the VII Annual International Scientific Conference]. — 2019. — P. 157-163. [in Russian]

4. Dovgaleva I.V. Refleksija ispol'zovanija jelektronnoj sredy i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij studentami vuza [Reflection on the Use of Electronic Environment and Distance Learning Technologies by HEI Students] / I.V. Dovgaleva // Obrazovanie v XXI veke. Sbornik nauchnyh trudov, posvjashhennyj 100-letiju Tverskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (1922-2022) i 25-letiju kafedry sociologii i social'nyh tehnologij TvGTU (1997-2022) [Education in the XXI century. Collection of scientific works, dedicated to the 100th anniversary of Tver State Technical University (1922-2022) and to the 25th anniversary of the Department of Sociology and Social Technologies of Tver State Technical University (19972022)]. Under the general editorship of E.Y. Maykova. — Tver, 2021. — P. 65-71 [in Russian]

5. Zarubina E.V. Distancionnye tehnologii v obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo vuza [Distance Learning Technologies in the Educational Space of a Modern Higher Education Institution] / E.V. Zarubina, L.A. Zhuravleva, I.P. Chupina [et al.] // Social'no-gumanitarnoe obrazovanie i nauka: vyzovy sovremennosti. Materialy Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Social and Humanitarian Education and Science: Contemporary Challenges. Materials of the All-Russian National Scientific and Practical Conference]. — 2020. — P. 352-357. [in Russian]

6. Kutkin V.S. Rol' distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v formirovanii novoj pozicii pedagoga i studenta v uchebnom processe vuza [The Role of Distance Learning Technologies in the Formation of a New Pedagogue and Student Position in the Educational Process of Higher Education] / V.S. Kutkin // Tehnicheskoe tvorchestvo molodezhi [Technical Youth Creativity]. — 2022. — № 1(131). — P. 7-11. [in Russian]

7. Muftahov A.V. Realizacija uchebnogo processa s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze [Implementing the Learning Process Using Distance Learning Technologies in Higher Education] / A.V. Muftahov, N.Ju. Fatkullin, V.F. Shamshovich // Rol' matematiki v stanovlenii specialista. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovanija «Ufimskij gosudarstvennyj neftjanoj tehnicheskij universitet» [The Role of Mathematics in the Development of a Specialist. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ufa State Petroleum Technological University"]. — 2021. — P. 9-13. [in Russian]

8. Ostrozhnaja E.E. Ispol'zovanie distancionnyh tehnologij v kooperativnom vuze: tendencii, perspektivy, trudnosti [The Use of Distance Technologies in Cooperative Higher Education: Trends, Prospects, Challenges] / E.E. Ostrozhnaja // Puti povyshenija jeffektivnosti jekonomicheskoj i social'noj dejatel'nosti kooperativnyh organizacij. Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Ways to Improve the Efficiency of Economic and Social Activities of Cooperative Organizations. Proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference]. — 2020. — P. 16-18. [in Russian]

9. Soboleva N.A. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v sisteme jelektronnogo obuchenija v vuze [Distance Learning Technologies in the e-Learning System in Higher Education] / N.A. Soboleva, A.E. Sobolev // Obrazovanie v prostranstve kul'tury. Sbornik nauchnyh trudov [Education in the Space of Culture. Collection of Scientific Works] / Ed. by Je.Ju. Majkova.

— Tver, 2018. — P. 140-144. [in Russian]

10. Cherkashina L.V. Problemy ispol'zovanija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuzah [Problems in the Use of Distance Education Technologies in Higher Education Institutions] / L.V. Cherkashina // Perspektivnye tehnologii v sovremennom APK Rossii: tradicii i innovacii. Materialy 72-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Promising Technologies in Russia's Modern Agroindustrial Complex: Traditions and Innovations. Proceedings of the 72nd International Scientific and Practical Conference]. — 2021. — P. 353-357. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.