11. Шевцов, А.М. Контент-анализ и его применение в оценке содержания объектов массовой культуры / А.М. Шевцов. - Текст : непосредственный // Вектор науки ТГУ. - 2017. - № 1 (39). - С. 86-91.
12. Berelson, B. Content-analysis in communication research / B. Berelson. - Glencoe, I.L : Free Press, 1952. - Text : direct.
13. Krippendorf, K. Content analysis: An introduction to its methodology / K. Krippendorf. - Beverly Hills, CA, Sage, 1980. - Text : direct.
14. Krippendorf, K. Content analysis: An introduction to its methology / K. Krippendorf. - Beverly Hills, CA, Sage, 1980. - Text : direct.
REFERENCES
1. Alekseev A.N. Metod Zhaka Kajzera (iz opyta issledovanij francuzskoj ezhednevnoj pressy) [Jacques Kaiser's method (from the experience of research in the French daily press)]. Problemy sovremennoj zarubezhnoj pechati [Problems of modern foreign press]. Leningrad, 1969, pp. 56-77.
2. Gulina M.A. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote [Dictionary of Social Work]. Saint-Petersburg: Piter, 2008. 306 p.
3. Dmitriev I.A. Kontent-analiz: sushhnost', zadachi, procedury [Elektronnyi resurs] [Content analysis: essence, tasks, procedures]. Psi-faktor [PsiFactor], 2005. URL: https://psyfactor.org/lib/k-a.htm (Accessed 06.11.2020).
4. Zotova, L.Je., Kraeva M.Ju. Social'no-psihologicheskaja diagnostika okruzhajushhej sredy [Socio-psychological diagnostics of the environment]. Moscow: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznanija, 2016. 162 p.
5. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters about good and beautiful]. Moscow: AST, 2018. 192 p.
6. Manekin R.V. Kontent-analiz, kak metod istoricheskogo issledovanija [Content analysis as a method of historical research]. Doneck: Informservis, 1991. 67 p.
7. Mihal'chi E.V. Inkljuzivnoe obrazovanie: uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury [Inclusive education: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs]. Moscow: JuRAJT, 2007. 177 p.
8. N'juman L. Neoprosnye metody issledovanija [Non-interrogative research methods]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], 1998, no. 6, pp. 119-129.
9. Pashinjan I.A. Kontent-analiz kak metod issledovanija: dostoinstva i ogranichenija [Content analysis as a research method: advantages and limitations]. Nauchnaja periodika: problemy i reshenija [Scientific periodicals: problems and solutions], 2012, no. 3, pp. 13-18.
10. Pochepcov G.G. Teorija kommunikacii [Communication theory]. Moscow: Refl-buk, 2001. 656 p.
11. Shevcov A.M. Kontent-analiz i ego primenenie v ocenke soderzhanija ob#ektov massovoj kul'tury [Content analysis and its application in assessing the content of objects of mass culture]. Vektor nauki TGU [Science Vector of Togliatti State University], 2017, no. 1 (39), pp. 86-91.
12. Berelson B. Content-analysis in communication research. Glencoe, I.L: Free Press, 1952.
13. Krippendorf K. Content analysis: An introduction to its methodology. Beverly Hills, CA, Sage, 1980.
14. Krippendorf K. Content analysis: An introduction to its methology. Beverly Hills, CA, Sage, 1980.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Е.В. Михальчи, старший преподаватель Института бизнеса и делового администрирования, ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия, e-mail: missi-ice@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-4518-5227. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
E.V. Mikhalchi, lecturer of the Institute of Business and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, e-mail: missi-ice@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-4518-5227.
УДК 371.124
Анна Владимировна Ничагина
г. Санкт-Петербург
Совершенствование лекционно-семинарской системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
В период карантинного режима коронавирусной инфекции, особое внимание обращается на обеспечение образовательных программ возможностями дистанционного обучения (distance learning), что свидетельствует об актуальности данного исследования. Автор показал возможность совершенствования лекционно-семинарской системы с использованием дистанционного обучения в высшем учебном заведении. В статье также анализируются различные трудности и современные требования применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе вуза. Автор уточняет определение понятия «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ). В качестве примера представлены особенности использования платформ Blackboard и Zoom для работы педагога и бакалавров в информационной образовательной среде (ИОС).
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, образовательная платформа.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291
Anna Vladimirovna Nichagina
Saint Petersburg
Improvement of the lecture and seminar system of education using distance educational
technologies
During the quarantine period, special attention has been paid to the provision of educational programs available for distance learning, which indicates the relevance of this study. The author set a goal to present possibility of improving lecture and seminar system distance learning in a higher educational institution. The article also compares various difficulties and are examined modern requirements of the distance learning technologies (DLT) in the educational process of the University. The author gives a definition of distance learning and distance learning technologies (DLT). The article offers an overview of using the Blackboard and Zoom platforms for the teacher's and bachelors' work within the information educational environment (IEE) are provided as an example.
Keywords: distance learning, distance learning technologies, educational platform.
В связи с экстремальными условиями пандемии в марте 2020 года Министерство образования и науки РФ рекомендовало всем образовательным организациям перейти на дистанционное обучение с применением ДОТ [5].
Обучение называется дистанционным (distance learning), если оно основано на использовании информационных и электронных технологий и не содержит элементов классического преподавания и традиционных приемов взаимодействия педагога с обучающимися. В соответствии со статьей 16 (п.1) Федерального закона № 273-ФЗ, к дистанционныт образовательным технологиям (ДОТ) относят технологии, которые реализуются посредством информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии участников образовательных отношений, т.е. преподавание на расстоянии [8].
В средствах массовой информации отмечается, что принудительная и массовая организация учебного процесса с применением ДОТ повлекла за собой серьёзные изменения традиционных приемов преподавания в системе высшего образования. С одной стороны, стали ясны границы онлайн-образования и сформировалось представление о невозможности перевода учебного процесса ВУЗа в постоянный удаленный режим. С другой стороны, изменилось в целом отношение к дистанционному образованию тех, кто верил только в традиционный формат [1].
Несомненно, использование новых видов обучения стимулировало всех педагогических работников к самообразованию и овладению современными информационно-образовательными технологиями. Следовательно, актуальными остаются вопросы: с какими трудностями встречаются студенты и преподаватели в условиях дистанционного обучения? Какие необходимо соблюдать требования (условия) к организации образовательного процесса в вузе с применением ДОТ? Как совершенствовать методы преподавания педагогических дисциплин в вузе в формате ДОТ?
Целью статьи: выделить условия совершенствования организации, проведения лекций и практических занятий посредством платформ Blackboard Learn и Zoom.
В последние годы проблема сохранения качества образования с применением дистанционных образовательных технологий оказалась в центре внимания ученых: определены особенности и перспективы развития ДОТ (С.В. Гурьев, 2018; С.Р. Усманов, 2018 и др.); разработан алгоритм решения учебных задач с использованием элементов ДОТ (К.В. Алексеева, 2016 и др.); дана характеристика системного применения ДОТ в развитии личностно-профессиональных качеств будущих педагогов (Н.А. Паранина, 2016; А. Сайедамин, 2017; Е.М. Суходолова и др.); выделены основы использования ДОТ в системе повышения квалификации педагогов (Н.Г. Масюкова и др.).
Анализ современной литературы по теме исследования [2], [3], [7] позволил выделить основные проблемы, которые мы объединили в две группы: технический фактор и человеческий фактор.
Первая группа основана на технической готовности образовательной организации. С одной стороны применение системы дистанционного, электронного и смешенного обучения не является нововведением и большинство ВУЗов имеются платформы, но с дугой - из-за высокого уровня нагрузки, электронные средства обучения начали давать сбой.
Так, по требованиям Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, с 2017 года начали разрабатываться электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по учебным дисциплинам. С 2018 года основной системой для дистанционного обучения стало применение платформы Blackboard Learn. Благодаря такой технической готовности наш вуз (ЛГУ им. А.С. Пушкина) оказался наиболее подготовленными к экстремальным условиям работы в марте-июле 2020 года. На сегодняшний день мы активно используем дистанционную систему обучения с применением ЭОР, что нашло отражение в наших исследованиях [4].
Вторая группа подразумевает готовность участников образовательных отношений к удаленному (дистанционному) обучению. Практика показывает [6], что у большинства педагогов (75%) использование ДОТ было только в теории или на бытовом уровне. Поэтому приёмы очного и ди-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020
61
станционного обучения использовались вперемешку и по своему личному усмотрению.
По итогам организации удаленного формата обучения в период карантинного режима был проведен опрос преподавателей кафедры педагогики и педагогических технологий (ПиПТ), который показал, что с одной стороны компьютерная грамотность у значительной части профессорско-преподавательского состава находится на уровне ниже среднего (53%), особенно это характерно для педагогов группы «категория 65+». С другой стороны, сами студенты (55%) показали низкий уровень мотивации к удаленному (дистанционному) обучению, а большинство (85%) воспринимают эту форму обучения как время свободное от учебы.
В ноябре 2020 года на базе нашей кафедры (ПиПТ) была организована Международная научная конференция «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества», где преподаватели делились опытом использования ДОТ в обучении студентов ВУЗа.
- Дистанционное обучение как инновационная технология образования в современной социокультурной ситуации (Отв. д.п.н., проф. Л.В. Коновалова).
- Повышение эффективности использования платформы Blackboard в период дистанционного обучения студентов (Отв. к.п.н., доц. М.И. Морозова).
- Организация образовательного процесса в вузе в формате дистанционных образовательных технологий (Отв. к.п.н., доц. А.В. Ничагина) и др.
В рамках секции «Развитие личности педагога в условиях непрерывного профессионального образования» проводился опрос, в котором приняли участие бакалавры 4-го курса (направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование») в количестве 22 человек. Анкета была составлена с целью уточнения трудностей и проблем в организации процесса обучения с использованием ДОТ. Далее перечислим вопросы и обобщенные ответы на них.
Вопрос 1. Какие сложности появились в период дистанционного (удаленного) обучения? Все опрошенные (100%) выделили только технические сложности; из них 59% уточнили, что не были готовы к онлайн-обучению; другие (36,3%) отметили низкий уровень контента.
Вопрос 2. Как вы устанавливалась обратная связь с преподавателем в формате ДОТ? Все (100%) указали современные онлайн-ресурсы: WhatsApp, электронную почту, платформы Zoom и Blackboard Learn.
Вопрос 3. Чем отличается проведение лекционных и семинарских занятий в формате ДОТ? Все респонденты (100%) отметили только одно отличие: лекции проводились с использованием презентации преподавателя, а задания на практических оформлялись в виде студенческого доклада.
Вопрос 4. Каким образом оценивались результаты вашей самостоятельной работы студента в условиях удаленного обучения? Все опрошенные предъявляли задание педагогу дистанционно по электронной почте; часть из них (27,3%) отчитывалась через Skype.
Вопрос 5. Что вам хотелось бы усовершенствовать в организации лекционных и семинарских занятий в условиях ДОТ? Значительная часть опрошенных (45,6%) желает облегчить свое взаимодействие с педагогом посредством создания он-лайн-среды с автоматической проверкой выполненного задания. Другие (36,54%) хотят использовать разнообразные сервисы для проведения видеоконференций.
При дальнейшей организации учебного процесса в вузе мы учли результаты данного опроса. Поэтому в настоящее время активно применяем две платформы Blackboard Learn и Zoom. В качестве примера поясним особенности проведения лекционных и практических занятий.
Платформа Blackboard Learn используется с целью реализации принципа интерактивности и эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Данная система позволяет представить учебный материал в виде текста, рисунка, таблицы, схемы; оформить материалы для текущего и итогового контроля в виде списка вопросов или батареи тестов. Управление образовательным процессом осуществляется посредством инструкций и объявлений.
Платформу Zoom используем для онлайн-встреч, что позволяет разнообразить подачу лекционного материала:
- теоретическую информацию сопровождаем презентациями с устным комментарием схем, таблиц, диаграмм, фактов и пр.;
- пояснение терминологии и событий осуществляется с помощью интерактивной доски, которая встроена в платформу;
- наличие чата позволяет писать сообщения и передавать файлы.
Практические занятия в Zoom схожи по структуре с занятиями в очной форме, однако для повышения эффективности считаем необходимым:
- организационный момент начинать с проверки звука, камеры, пояснения правил работы и особенностей взаимодействия через чат; а также с визуализации темы, плана работы на интерактивной доске;
- в основная части после проверки домашнего задания (например доклад с презентацией и последующим обсуждением) организовать индивидуальную и/или групповую работу, например: решение практических задач из сборника упражнений; создание таблицы и редактирование текста с помощью инструментов (Рисование, Текст, Редактор); работа с фрагментами схем по образцу (Smart-Art) и пр.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291
- контроль и оценка результатов обучения осуществлять посредством размещения выполненного задания в чате; выполнение онлайн-тестов (по ссылке), выборочный устный опрос по вопросам и пр.
Проведенное исследование позволило отметить, что совершенствование методов преподавания педагогических дисциплин в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий требует особого подхода к организации и проведению лекционных, практических занятий, самостоятельной работы, контроля и оценки результатов обучения.
В качестве вывода предложим ряд условий, которые позволяют совершенствовать лекционно-семинарскую систему обучения с использованием ДОТ:
1. На платформе Blackboard Learn работа со студентами организуется исключительно с применением ЭОР, который разрабатывается не как отдельный инструмент, а как часть образовательного комплекса. Образовательный ресурс должен включать:
1) структуру (блоки учебного материала с совместным использованием объектов);
2) предметное содержание (фрагменты текста, иллюстрации, элементы гипермедиа);
3) метаданные (характеристика структуры и содержимого).
2. На платформе Zoom целесообразно организовывать занятия следующим образом:
- начинать с орг. момента - это техническая проверка камеры, звука, а также перекличка, объяснение правил и пр.;
- осуществлять визуализацию темы, плана занятия и ожидаемых результатов; использовалась интерактивную доску;
- организовать подачу учебного материала с помощью таблиц, схем и видео ссылок; при этом слайды и презентации сопровождать комментированием;
- материал для подготовки и для обсуждения предоставлять студентам заранее и желательно в формате Word;
- в процессе организовать обратную связь (с помощью задаваемых вопросов) и самостоятельную работу студента;
- в конце проводить формативное оценивание;
- поддерживать комфортную психологическую атмосферу.
Таким образом, взятые за основу условия при организации процесса обучения в высшей школе на современных онлайн-ресурсах позволяют более эффективно управлять качеством образования бакалавров в условиях дистанционного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Валерий Фальков об актуальных вопросах образования. - Текст : электронный // Научная Россия : информ. портал. - URL: https://scientificrussia.ru/articles/valerij-falkov-ob-aktualnyh-voprosah-obrazovaniya (дата обращения: 17.03.2020).
2. Гурьев, С.В. Современное дистанционное обучение : монография / С.В. Гурьев. - Москва : Русайнс, 2018. -117 с. - Текст : непосредственный.
3. Масюкова, Н.Г. Развитие методической компетентности учителя в процессе повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий : монография / Н.Н. Масюкова. - Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2018. - 216 с. - Текст : непосредственный.
4. Ничагина, А.В. Электронный образовательный ресурс как средство организации педагогической практики бакалавров в период карантинного режима / А.В. Ничагина. - Текст : непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 207-223.
5. Российская Федерация. М-во просвещения. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ : приказ от 17 марта 2020 г. № 104. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/750dd535d2c38b2a15cd47c9ea44086e/ (дата обращения: 17.03.2020). - Текст : электронный.
6. Результаты исследования "Проблемы перехода на дистанционное обучение глазами учителей" в Республике Башкортостан. - Текст : электронный // Проектно-учебная лаборатория медиакоммуникаций в образовании. -Москва : НИУ ВШЭ, 1993-2020. - URL: https://cmd.hse.ru/education/ (дата обращения: 27.08.2020).
7. Рулиене, Л.Н. Электронная информационно-образовательная среда современного университета : монография / Л.Н. Рулиене. - Улан-Удэ : Бурятский госуниверситет, 2018. - 147 с. - Текст : непосредственный.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва : Просвещение, 2015. - 160 с. -Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Valerij Fal'kov ob aktual'nyh voprosah obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Valery Falkov: on topical issues of education]. Nauchnaja Rossija: inform. portal [Scientific Russia]. URL: https://scientificrussia.ru/articles/valerij-falkov-ob-aktualnyh-voprosah-obrazovaniya (Accessed 17.03.2020).
2. Gufev S.V. Sovremennoe distancionnoe obuchenie: monografija [Modern distance learning]. Moscow: Rusajns, 2018. 117 p.
3. Masjukova N.G. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelja v processe povyshenija kvalifikacii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: monografija [Development of teacher's methodological competence in the process of advanced training using distance learning technologies]. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2018. 216 p.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020
63
4. Nichagina A.V. Jelektronnyj obrazovatel'nyj resurs kak sredstvo organizacii pedagogicheskoj praktiki bakalavrov v period karantinnogo rezhima [Electronic educational resource as a means of organizing the pedagogical practice of bachelors during the quarantine regime]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal], 2020, no. 2, pp. 207-223.
5. Rossijskaja Federacija. M-vo prosveshhenija. Ob organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti v organizacijah, realizujush-hih obrazovatel'nye programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija v uslovijah rasprostranenija novoj koronavirusnoj in-fekcii na territorii RF: prikaz ot 17 marta 2020 g. № 104 [Elektronnyi resurs] [On the organization of educational activities in organizations that implement educational programs for primary general education in the context of the spread of a new coro-navirus infection in the Russian Federation]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/750dd535d2c38b2a15cd47c9ea44086e/ (Accessed 17.03.2020).
6. Rezul'taty issledovanija "Problemy perehoda na distancionnoe obuchenie glazami uchitelej" v Respublike Bashkortostan [Elektronnyi resurs] [Results of the study "Problems of transition to distance learning through the eyes of teachers" in the Republic of Bashkortostan]. Proektno-uchebnaja laboratorija mediakommunikacij v obrazovanii [Design and training laboratory of media communications in education]. Moscow: NIU VShJe, 1993-2020. URL: https://cmd.hse.ru/education/ (Accessed 27.08.2020).
7. Ruliene L.N. Jelektronnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda sovremennogo universiteta : monografija [Electronic information and educational environment of a modern university]. Ulan-Udje: Burjatskij gosuniversitet, 2018. 147 p.
8. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyi resurs] [Federal Law "On Education in the Russian Federation "]. Moscow: Prosveshhenie, 2015. 160 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
А.В. Ничагина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогических технологий, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: 89315104502@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7630-0446. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
A.V. Nichagina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Pedagogical Technologies, Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russia, e-mail: 89315104502@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7630-0446.
УДК 378.016:811
Юлия Вячеславовна Оларь, Татьяна Викторовна Хильченко
г. Шадринск
Использование возможностей электронного дистанционного обучения на практических занятиях по английскому языку в информационно-образовательном пространстве вуза
В статье раскрываются актуальность электронного дистанционного обучения, сущность технологий дистанционного обучения и возможности их реализации в информационно-образовательном пространстве вуза. Авторы обобщают собственный опыт реализации технологий дистанционного обучения на практических занятиях по английскому языку в вузе. В статье описаны достоинства и раскрыты возможности использования технологии видеоконференций, реализуемой на платформе «Zoom». Приведены примеры поэтапной организации речевого взаимодействия студентов на практических занятиях по английскому языку и во внеучебной деятельности с использованием ресурсов платформы «Zoom» по конкретной учебной теме. Обобщены возможности внутривузовской электронной информационной образовательной среды для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и организации взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и обучающимися, описаны модули: глоссарий, опрос, тест, гиперссылка, папка, задание, файл и примеры их интеграции в образовательный процесс.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, технологии дистанционного обучения, информационные коммуникационные технологии (ИКТ), информационно-образовательное пространство.
Yulia Vyacheslavovna Olar, Tatiana Victorovna Khilchenko
Shadrinsk
The use of the distance e-learning opportunities at the English practical classes within the information and educational environment of the higher educational institution
The article deals with the necessity of distance electronic learning, the essence of distance learning technologies and possible ways of their implementation in the information and educational environment of the higher educational institution. The authors summarize the experience of distance learning technologies implementation in the English practical classes in a higher educational institution. The Zoom videoconference technology advantages and its opportunities are summarized. The
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ _ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-029l