циалистического по своему содержанию [4, с. 296]. И разработка теоретических принципов искусства стала уже задачей правительства, которое, в свою очередь, контролировало всю культурную жизнь российского общества.
В целом отечественное искусствоведение начала ХХ в. отмечено проявлением активного интереса к проблеме художественной формы. Искусствоведы и художники видели педагогический потенциал в эстетических концепциях художественной формы, наделяя его содержание духовностью, определяя как совокупность чувственно воспринимаемых средств и приемов, благодаря которым в произведении передается художественный замысел и идейное содержание.
Созидательные качества творческой личности: социальная мобильность, восприимчивость к инновациям, творческая активность, культурно-творческая инициатива, связаны с различными направлениями, сферами творческой дея-
Библиографический список
тельности человека. Для духовно-культурного потенциала развития жизни современного общества необходима деятельность людей, обладающих созидательными качествами творческой личности. Этими областями могут быть научное, художественное, производственное творчество и т.п. В каждой из них реализуется творческий потенциал человека как система личностных характеристик, находящихся в сложном процессе взаимодействия.
Кроме того, соответствие вызовам требует обновления содержания художественного образования: оно должно включать сформированное эмоционально-ценностное отношение к произведениям современного искусства с точки зрения творческого замысла и средств художественной выразительности. Исследование концептуальных идей российских искусствоведов, определивших наиболее значимые позиции и показавших глубину влияния искусства на духовно-нравственное и когнитивное развитие личности, представляется перспективным.
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 1986.
2. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983: 621 - 622, 743.
3. Художественная форма. Аполлон. Москва, 1997.
4. Советское искусство. История русского и советского искусства. Москва, 1979: 293 - 359.
5. Кандинский В. К вопросу о форме. Избранные труды по теории искусства. Москва, 2001; № 1: 342.
6. Крейдун Ю.А., Марьин Д.В., Нехвядович Л.И., Черняева И.В. Исследовательский метод А.А. Федорова-Давыдова в изучении национального своеобразия искусства. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 175 - 177.
7. Тарабукин Н.М. Опыт теории в живописи. 1923. Available at: // alexus.spb.ru/bibliotheca/pagemaking/book-comp.pdf 19.10.2004
8. Михайлов Б.Б. О некоторых методологических поисках советского искусствознания. Советское искусствознание. 1976; № 75: 286 - 291.
9. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. Форма - Стиль - Выражение. Москва, 1977: 6 - 296.
10. Медведев П.Н. Формализм и формалисты. Ленинград, 1973.
11. Калаушин Б.М. Борис Шапошников - художник новой меры. Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда XX в. Аполлон. Санкт-Петербург, 1997: 78 - 82. References
1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva, 1986.
2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983: 621 - 622, 743.
3. Hudozhestvennaya forma. Apollon. Moskva, 1997.
4. Sovetskoe iskusstvo. Istoriya russkogo i sovetskogo iskusstva. Moskva, 1979: 293 - 359.
5. Kandinskij V. K voprosu o forme. Izbrannye trudy po teorii iskusstva. Moskva, 2001; № 1: 342.
6. Krejdun Yu.A., Mar'in D.V., Nehvyadovich L.I., Chernyaeva I.V. Issledovatel'skij metod A.A. Fedorova-Davydova v izuchenii nacional'nogo svoeobraziya iskusstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 175 - 177.
7. Tarabukin N.M. Opyt teorii v zhivopisi. 1923. Available at: // alexus.spb.ru/bibliotheca/pagemaking/book-comp.pdf 19.10.2004
8. Mihajlov B.B. O nekotoryh metodologicheskih poiskah sovetskogo iskusstvoznaniya. Sovetskoe iskusstvoznanie. 1976; № 75: 286 - 291.
9. Losev A.F. Dialektika hudozhestvennoj formy. Forma - Stil'- Vyrazhenie. Moskva, 1977: 6 - 296.
10. Medvedev P.N. Formalizm i formalisty. Leningrad, 1973.
11. Kalaushin B.M. Boris Shaposhnikov - hudozhnik novoj mery. Byulleten' № 1. Iz istorii russkogo avangarda XX v. Apollon. Sankt-Peterburg, 1997: 78 - 82.
Статья поступила в редакцию 15.06.21
УДК 37.018.4: 342.736
Shepeleva L.A., postgraduate, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Maryukhina V.V., scientific adviser, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION. The paper reveals distance learning from the point of view of pedagogical opportunities in the educational process in higher education, presents positive and negative aspects of distance learning technologies. Forms of work with students using distance learning technologies are presented. Content of distance learning technology from a pedagogical point of view is revealed, possibilities of online learning and its combination with the classical form of learning are outlined. Experience of using distance learning technologies in the Tuva State University is analyzed. The main problems that both teachers and students may face in the process of online distance learning are described.
Key words: distance learning technologies, pedagogical technologies, information technologies, online learning, higher education.
Л.А. Шепелева, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Данная статья раскрывает дистанционное обучение с точки зрения педагогических возможностей в образовательном процессе в высшем учебном заведении, представлены положительные и отрицательные стороны дистанционных образовательных технологий, формы работы с их использованием. Раскрыто содержание дистанционной технологии с педагогической точки зрения, обозначены возможности онлайн-обучения и его комбинирование с классической формой обучения. Проанализирован опыт использования дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет». Раскрыты основные проблемы, с которыми могут столкнуться как преподаватели, так и студенты в процессе дистанционного онлайн-обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, педагогические технологии, информационные технологии, онлайн-обучение, высшее образование.
С момента развития информационных и коммуникационных технологий, а именно с 80 - 90-х годов ХХ века, учеными ведется исследование в области применения традиционных форм обучения в области применения и форм, и методов обучения с помощью компьютерных инновационных технологий.
Применение систем обучения с помощью компьютера является перспективной тенденцией непрерывного образования, его доступности и личностной
ориентации в педагогическом процессе. Потребитель образовательной услуги вполне может приобрести необходимые знания с помощью дистанционного обучения. В любом регионе страны человек может дистанционно получить в каждом вузе страны необходимые ему знания с помощью инновационных технологий, в том числе и в нашей республике.
Сегодня форма дистанционного образования развивается активно, так как позволяет учиться вдали от образовательного учреждения.
Проблема введения дистанционной формы обучения исследуется в связи с активным внедрением дистанционного обучения на базе ФГБОУ ВО «ТувГУ» в рамках системы дистанционного обучения Moodle.
Проблему внедрения проектирования и моделирования формы дистанционного обучения изучали достаточно много педагогов-исследователей. Среди них А.П. Аношкин, С.И. Архангельский, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Н.И. Суртаева, А.П. Тряпицина, А.И. Уман и др. [1].
Под дистанционным обучением понимается особый вид образования, при котором происходит интерактивное взаимодействие обучающихся со специализированной образовательной системой. При этом происходит самостоятельное изучение материалов при незначительном участии преподавателя или вообще без него.
Форма взаимодействия между педагогом и обучающимся осуществляется с помощью дистанционных образовательных технологий в сети Интернет В ТувГУ дистанционные образовательные технологии применяются на базе платформы Moodle. Причем на ее платформе реализуются дистанционные курсы на сервере Центра дистанционного обучения ТувГУ, и инструменты этой платформы используются для обеспечения дисциплин электронным контентом и связи со студентами через электронную информационно-образовательную среду вуза на сайте ТувГУ. Платформу и ее возможности используют в рамках обучения студентов как очной, так и заочной форм.
В традиционной и дистанционной форме обучения основными участниками учебного процесса являются преподаватель и обучающийся. Для эффективного обучения к компетенциям преподавателя предъявляются определенные требования. Причем при использовании дистанционного обучения преподаватель должен обладать дополнительными компетенциями, к которым мы можем отнести следующие:
- общая техническая и технологическая компетентность;
- владение современными информационными и телекоммуникационными технологиями, необходимыми для технической реализации учебного процесса в дистанционной форме. Среди таких навыков выделяется умение использовать в учебном процессе современное оборудование (оборудование локальной и глобальной сети, \«еЬ-камеру и т.д.);
- технологическая коммуникативная компетентность;
- владение программным обеспечением, навыками работы в электронной среде обучения, программами для осуществления аудио- и видеоконференций;
- компетентность в области создания средств обучения;
- владение программным обеспечением для создания электронных обучающих материалов, что определяет готовность преподавателя к участию в дистанционном учебном процессе. К таким программным средствам можно отнести создание графической, звуковой и видеоинформации;
- организаторская компетентность [2].
Обучение через Интернет, гибкое и адаптивное, основано на активном взаимодействии педагогов с обучающимися с помощью ДОТ;
- формы дистанционного обучения:
- коллективное обучение;
- работа в группах;
- индивидуальное и дифференцированное обучение;
- проектирование и исследование.
Рассмотрим подробно каждую форму образовательного процесса дистанционного обучения в образовательном учреждении.
Коллективная форма обучения - это обучение в коллективе как традиционная форма. Это дистанционная работа со студентами, которая предполагает обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, совместная работа с различными источниками информации. При обучении в коллективе возникает элемент сотрудничества, при котором студент гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива. В процессе социальных контактов между студентами создается так называемое сообщество. Обучающиеся получают определенные знания и умения, а также готовы приобретать новые знания в процессе общения друг с другом и совместной познавательной деятельности. Студенты работают вместе и, видя успехи других, формируют мотивацию к учёбе и хорошее, «здоровое» соперничество. При такой форме дистанционного обучения обучающиеся стремятся не отставать от других участников образовательного процесса.
Работа в группах - это когда преподаватель разбивает студентов на группы и дает им определённые задания. Задания отправляются обучающимся по электронной почте либо в учебном сообществе в социальной сети. В таком задании, как правило, одна общая тема для изучения, но могут быть рассмотрены различные вопросы, ситуации, проблемы. В работе в группах присутствует творческий момент. Например, педагог определил тему учебного материала, а обучающиеся самостоятельно планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает, кто на какой вопрос готовит ответ и какую часть задания выполняет. Деятельность в группах - это большая ответственность каждого обучающегося образовательного процесса. Каждый студент понимает важность своей работы в подготовке общего дела, трудясь самостоятельно. Но наступает день, когда происходит обмен информацией, и обсуждаются вопросы по заданной теме. Выступления могут быть представлены в виде показа презентаций, таблиц, демонстраций иллюстраций. В этом заключается творческий подход каждого обучающегося, где проявляется
их индивидуальность. После своих выступлений студенты переходят к обсуждению и оценке работы группы в целом. Отмечают положительные моменты такой формы работы, что наиболее понравилось, запомнилось на занятии. Выделяют то, что не очень хорошо получилось или не удалось вовсе. Делают выводы. При этом педагог-тьютер координирует работу в группе и помогает обучающимся построить свою учебную деятельность.
Индивидуальное и дифференцированное обучение - эта форма работы, которая направлена на выявление и всестороннее развитие индивидуальных способностей обучающихся. При дистанционном обучении это очень удобная форма работы как для тех студентов, которые более успешны в учёбе, так и для тех, которые слабо успевают. Именно во время дистанционного обучения педагог-тьютер может выстроить линию обучения и сформировать индивидуальный дифференцированный подход для каждого обучающегося. Проводить индивидуальные консультации и выстраивать учебную деятельность так, чтобы все обучающиеся были наиболее успешны в ней. При таком индивидуальном дифференцированном подходе каждый обучающийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.
Разнообразие элементов и ресурсов в Moodle и возможность их гибкой настройки позволяют назвать эту систему дистанционного обучения оптимальной для подготовки современных специалистов в любой отрасли, для слушателей курсов дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Это объясняется тем, что в основе организации учебного процесса в СДО Moodle лежит личностно-деятельностный подход, позволяющий строить обучение с учетом потребностей и возможностей конкретной группы участников [2].
Педагогические особенности использования элементов и ресурсов дистанционного обучения заключаются в следующем. Ресурсы СДО Moodle представляют собой вспомогательные средства (источники информации), которые можно использовать в определенных целях. Это разделы содержимого курса (контента), который обучающийся просматривает, читает, изучает. Ресурс выступает структурной единицей курса, как правило, неактивной [3].
При дистанционном обучении возможно использование различных видов лекций: полнотекстовая лекция, видео-, аудиолекция, интерактивная лекция [4].
Для преподавателя создание интерактивной лекции представляет сложный процесс планирования и подготовки; кропотливый труд по поиску материалов для гиперссылок и составлению тестовых вопросов, размещению соответствующих тем, видеозаписей и всего, что сделает обучение привлекательным, практико-о-риентированным, сообразным современным запросам. В дополнение допускается размещение интерактивной лекции в текстовой форме или аудиторной лекции в формате видеозаписи (продолжительностью полтора часа). Преподаватель может также выстроить навигацию по лекции в зависимости от цели:
• разрешить обучаемому многократно возвращаться в текст лекции, пока не будет получен верный ответ на тестовый вопрос;
• ограничить время изучения лекции;
• ограничить количество подходов к возврату в текст;
• разрешить обучаемому ответить только один раз на каждый вопрос;
• после каждого неправильного ответа показывать правильный и т.д.
Один из ресурсов дистанционного курса, который раскрывает педагогическую значимость такого образования, - «перевернутый класс» (смешанное обучение: очное с использованием дистанционных образовательных технологий). При технологии «перевернутого класса» обучающиеся заранее получают материал по новой теме (в форме дискретной лекции, видеофрагментов, презентации и т.п.), который самостоятельно изучают дома. Затем в аудитории (в виртуальном классе) происходит взаимодействие с преподавателем. Деятельность обучающихся может быть организована как индивидуально, так и в небольших группах. Разные группы могут изучать и исследовать различные аспекты одной и той же темы одновременно. Все виды работ в виртуальной образовательной среде должны проверяться. При разработке заданий преподавателю важно использовать возможности как автоматической проверки (тестовые вопросы), так и ручную оценку материалов. Именно поэтому все действия обучаемого (куда нажать, где разместить, как оформить, какой формат и объем) должны быть четко прописаны в каждом элементе задания.
В СДО Moodle есть возможность формировать задание с ответом в виде текста; одного или нескольких файлов; комбинировать текст и прикрепленный файл. Существуют задания, которые не предусматривают возможности ответа (так называемое задание вне сайта, т.е. работа вне СДО: ответ готовится устно или размещается на другом ресурсе, а оценка выставляется на курсе). Чтобы ответить на задание, обучаемый должен нажать кнопку «Добавить ответ на задание», а затем в открывшемся поле разместить текст и (или) через окно обзора прикрепить файл. Технология организации семинара в дистанционном формате может проводиться в режиме форума; чат-семинара, или синхронного семинара; семинара-вебинара и семинара как элемента ЭОР.
Семинарские занятия проходят в виде последовательных тематических форумов, где разбираются задания, выполненные студентами; преодолеваются возникшие трудности; проводятся дискуссии по проблемным вопросам, соответствующим теме семинара; организуется парное или групповое оценивание работ. Форум-семинары позволяют обучаемым обсуждать исследования, анализировать утверждения, фиксировать свой ответ и свои рассуждения, оставлять отзывы на мнения однокурсников, не видеть ответы других, пока не ответишь сам.
Элемент «Тест» предназначен для проверки знаний обучаемых. Все созданные вопросы хранятся в базе данных. Их можно использовать как при разработке лекций, так и для промежуточного и итогового контроля.
В зависимости от цели тестирования преподаватель имеет возможность задавать временные рамки для работы обучаемого с данным тестом. По умолчанию тесты не ограничены во времени и позволяют обучаемому использовать столько времени, сколько необходимо для окончания тестирования. Для завершения попытки и выставления оценки тестируемому обязательно нужно нажать кнопку «Отправить все и завершить тест».
К сожалению, система Moodle не позволяет контролировать прохождение тестов именно обучающимся, а не всем «семейным советом» с подключением «папы-инженера» и «дедушки-академика», а также ограничивать использование других сайтов в качестве подсказок. Со второй проблемой частично помогают справиться ограничение времени одной попытки в прохождении теста и объемный банк тестовых заданий (не менее 500 тестовых вопросов на две зачетных
Библиографический список
единицы), из которых методом случайной выборки формируется персональный набор тестовых заданий, например, на экзамене [5].
В то же время существует проблема, которая заключается в том, что преподаватели сомневаются в полной реализации дистанционного обучения. Данные страхи связаны с тем, что преподаватели считают, что онлайн-обучение ведет к сокращению преподавателей (увольнение), преподаватель уйдет из учебного процесса (упразднение), также есть подозрения, что внедрение онлайн-обуче-ния способствует снижению качества (девальвация), университет становится не нужен (разрушение), и студент совсем перестанет учиться (профанация), и большая часть профессорско-преподавательского состава считает, что студент перестанет учиться. Однако остается несомненным тот факт, что данная система обучения рассчитана на большую самостоятельную познавательную деятельность студента, а это влечет за собой интеллектуальное и творческое развитие обучающегося. Данное направление предполагает использование современных средств и технологий обучения.
1. Еремицкая И.А., Ахунжанова Н.А. Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс вуза: проблемы и возможности. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 198 - 200.
2. Неустроева М.П. Концепция создания системы дистанционного обучения в высшем учебном заведении. Available at: http://www.kursobr.ru/images/dk/dok/konzept1.pdf
3. Иршин А.В., Есарева Е.Н. Выявление проблем в обучении с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) взрослых студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 138 - 140.
4. Амиров РА. Дистанционное обучение в структуре современного образования. Экономика и предпринимательство. 2015; № 12-2: 606 - 608.
5. Соловкина И.В., Темербекова А.А. Особенности проверки контроля знаний студентов через систему управления обучением Moodle. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 326 - 329.
References
1. Eremickaya I.A., Ahunzhanova N.A. Vnedrenie onlajn-kursov v obrazovatel'nyj process vuza: problemy i vozmozhnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 198 - 200.
2. Neustroeva M.P. Koncepciya sozdaniya sistemy distancionnogo obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii. Available at: http://www.kursobr.ru/images/dk/dok/konzept1.pdf
3. Irshin A.V., Esareva E.N. Vyyavlenie problem v obuchenii s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij (DOT) vzroslyh studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 138 - 140.
4. Amirov R.A. Distancionnoe obuchenie v strukture sovremennogo obrazovaniya. 'Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2015; № 12-2: 606 - 608.
5. Solovkina I.V., Temerbekova A.A. Osobennosti proverki kontrolya znanij studentov cherez sistemu upravleniya obucheniem Moodle. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 326 - 329.
Статья поступила в редакцию 07.06.21
УДК 378
Archangelskaya A.A., senior teacher, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
Koltygo E.I., senior teacher, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
Tsyganova I.V., senior teacher, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
Matveeva L.A., teaching assistant, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
Lokatkova ОЖ, Cand. of Sciences (Psychology), teaching assistant, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND FURTHER PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT AT A MEDICAL UNIVERSITY. The article considers the importance of remote technologies in higher education during the introduction of strict restrictions associated with the coronavirus pandemic. The article examines an issue of students' attitude to the distance learning format, both initial and subsequent courses, and the peculiarities of students' perception of the use of electronic educational resources in the process of obtaining medical and pharmaceutical knowledge. Weaknesses of the university's activities in the use and application of software and hardware, as well as the relevant learning processes, including the collection, processing, accumulation, dissemination and use of information resources for high-quality training of specialists, are identified. Distance learning is a promising direction in higher education, as it provides an opportunity to move to a new level of interaction between the teacher and students. This article discusses problems of distance learning and further prospects for its development on the basis of the experience gained by the Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation.
Key words: distance learning, information technologies, problems of distance learning, prospects for development of distance learning, educational process, education.
А.А. Архангельская, ст. преп., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: [email protected]
Е.И. Колтыго, ст. преп., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: [email protected]
И.В. Цыганова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: [email protected]
Л.А. Матвеева, асс., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: [email protected]
О.Н. Локаткова, канд. психол. наук, асс., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье рассматривается значение дистанционных технологий в высшем образовании в период введения жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Исследуется вопрос отношения студентов к формату дистанционного обучения как начального, так и последующих курсов, а также особенности восприятия студентами использования электронных образовательных ресурсов в процессе получения медицинских и фармацевтических знаний.