Научная статья на тему 'Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля "Технология"'

Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля "Технология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER EDUCATION / DISTANCE LEARNING / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дахин Денис Викторович, Шилова Ольга Ильинична

В данной статье проанализирована сущность и раскрыта роль самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного обучения. Выявлены особенности организации дистанционного образования, представлены формы дистанционного взаимодействия преподавателя и студента в образовательной среде вуза. Грамотное использование дистанционных образовательных технологий в обучении позволит индивидуализировать обучение, что в свою очередь способствует формированию профессионально важных качеств выпускника вуза. Одним из достоинств такого вида обучения является то, что студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые систематизированные навыки и умения. Разработан комплекс лабораторных работ по дисциплине «Компьютерные технологии в производственных и технологических процессах» для дистанционного обучения. Результаты эксперимента, объективная оценка эффективности данного вида обучения студентов на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» позволят обозначить перспективные направления подготовки высококвалифицированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дахин Денис Викторович, Шилова Ольга Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of distance learning technologies in University when preparing students for the "Technology" profile

This article analyzes the essence and reveals the role of independent work of university students in conditions of distance learning. The peculiarities of the organization of distance education are revealed, the forms of remote interaction of the teacher and student in the educational environment of the university are presented. Competent use of distance educational technologies in training will allow individualizing the training, which in turn favors the formation of professionally important qualities of the graduate of the university. One of the advantages of this kind of training is that the student, constantly performing practical tasks, acquires stable systematized skills. Therefore, we developed a set of laboratory works on the discipline "Computer technologies in production and technological processes" for distance learning. The results of the experiment, an objective assessment of the effectiveness of this type of training of students on the basis of the Voronezh State Pedagogical University will allow to identify promising areas for training a highly qualified specialist.

Текст научной работы на тему «Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля "Технология"»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 87-91.

удк 37026.9 д. в. ДАХИН, О. И. Шилова

Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля «Технология»

В данной статье проанализирована сущность и раскрыта роль самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного обучения. Выявлены особенности организации дистанционного образования, представлены формы дистанционного взаимодействия преподавателя и студента в образовательной среде вуза. Грамотное использование дистанционных образовательных технологий в обучении позволит индивидуализировать обучение, что в свою очередь способствует формированию профессионально важных качеств выпускника вуза. Одним из достоинств такого вида обучения является то, что студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые систематизированные навыки и умения. Разработан комплекс лабораторных работ по дисциплине «Компьютерные технологии в производственных и технологических процессах» для дистанционного обучения. Результаты эксперимента, объективная оценка эффективности данного вида обучения студентов на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» позволят обозначить перспективные направления подготовки высококвалифицированного специалиста.

Ключевые слова: вуз, дистанционное обучение, самостоятельная работа студентов, информационно-коммуникационные технологии

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 87-91.

D. V. DAKHIN, 0. I. SHiLOVA

Use of distance learning technologies in University when preparing students for the "Technology" profile

This article analyzes the essence and reveals the role of independent work of university students in conditions of distance learning. The peculiarities of the organization of distance education are revealed, the forms of remote interaction of the teacher and student in the educational environment of the university are presented. Competent use of distance educational technologies in training will allow individualizing the training, which in turn favors the formation of professionally important qualities of the graduate of the university. One of the advantages of this kind of training is that the student, constantly performing practical tasks, acquires stable systematized skills. Therefore, we developed a set of laboratory works on the discipline "Computer technologies in production and technological processes" for distance learning. The results of the experiment, an objective assessment of the effectiveness of this type of training of students on the basis of the Voronezh State Pedagogical University will allow to identify promising areas for training a highly qualified specialist.

Keywords: higher education, distance learning, independent work of students, information and communication technologies

еремены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение внедрения положений и рекомендаций новых образовательных стандартов. На современном этапе важным условием становится не передача большого количества конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а формирование таких универсальных способов действий, которые помогут обучающимся развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Процессы информатизации современного общества и всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Такие технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах дистанционного образования. При этом одним из решающих факторов повышения качества образования, и как следствие, подготовки конкурентоспособного выпускника вуза на рынке труда является необходимость применения и усовершенствования ИКТ, создание единой электронной образовательной среды. Специфика осуществления образовательного потенциала электронных технологий, моделирования и функционирования виртуально-дистанционной среды вуза была представлена в научных работах таких российских авторов как Я.А. Ваграменко, И.Г. Захаровой, О.А. Козлова, Т.А. Лавиной, С.Ю. Лаврентьева и Д.А. Крылова, И.Д. Рудинского и др. А в работах создателей теории развивающего обучения В.В. Давыдова, В.И. Панова, В.В. Рубцова и Д.Б. Эль-конина проблема исследования образовательной среды заняла особое место.

Под «образовательной средой» мы понимаем совокупность условий, образовательных технологий, учебных взаимоотношений между преподавателями и обучающимися, способствующих формированию и развитию конкурентоспособности студентов вуза.

В современных источниках активно обсуждаются вопросы соотнесения понятий «электронное обучение» и «дистанционное обучение». Многие авторы и исследователи склоны интерпретировать эти понятия как тождественные. В результате анализа литературы о взаимодействии дистанционного и электронного обучения, мы понимает их следующим образом: дистанционное обучение может существовать без электронного обучения и электронное обучение

не следует сводить к обучению дистанционному. Электронное и дистанционное обучение имеют общую основу, тем не менее, словами-синонимами не являются. Вариативные формы дистанционного обучения существуют уже несколько десятилетий, и совершенствуется исходя из инновации в области компьютерных и веб-технологий.

«На сегодняшний день существует большое количество систем дистанционного обучения (СДО). Вот самые популярные из них: Moodle, SharePoint LMS, SAKAI, Caroline, WebTutor, ATutur, iSpring Online, AcademLive, ShareKnowledge, OLAT, ILIAS» [5, с.159-160]. Проанализировав теоретические источники, мы выяснили, что на данный момент самой популярной системой управления в свободном доступе является «Moodle». Данная компьютерная программа рассчитана на создание полноценных дистанционные курсов обучения. Она повсеместно используется университетами, школами, компаниями различных сфер деятельности, а также независимыми преподавателями. На начало 2015 года «Moodle» использовалась более чем 85000 сайтами в 240 странах мира. Конечно, сейчас эта цифра значительно выше.

Эффективность дистанционных ресурсов в образовании необходимо проверить экспериментально. Эксперимент проводится на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» в сравнительном отношении между студентами 2 курса и студентами 3 курса направления подготовки Педагогическое образование, профиль «Технология» в рамках изучения дисциплины «Компьютерные технологии в производственных и технологических процессах». Занятия первой группы обучающихся осуществляются в электронной среде ВГПУ на базе системы управления обучением модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle, которая используется для проектирования учебных курсов удаленного доступа, а вторая - аудиторно, при непосредственном взаимодействии с преподавателем.

Исходя из уже существующего опыта применения средств удаленного взаимодействия педагога и обучающегося, необходимых для формирования самостоятельности, конкурентоспособности студентов в учебной среде ФГБОу ВО «Воронежский государственный педагогический университет», может быть предложен набор синхронных, асинхронных и смешанных методов дистанционного обучения. К перспективным синхронным формам дистанционного взаимодействия удаленных пользователей в образовательной среде вуза (преподаватель - студент), можно отнести следующие:

- онлайн-видеолекция (происходящий в режиме реального времени видеодиалог преподавателя и обучающихся, который осуществляется с помощью систем видеоконференции, трансля-

ции веблекций);

- интерактивная видеолекция с синхронной демонстрацией слайдов;

- семинарское занятие с использованием он-лайн-технологий в режиме реального времени (чат, аудиоконференция, видеокон-ференция);

- консультация, проводимая преподавателем учебной дисциплины с использованием программы обмена мгновенными сообщениями при рассмотрении наиболее значимых и сложных проблемных ситуаций;

- учебное чат-занятие - текстовое или голосовое общение преподавателя и студентов с использованием веб-технологий, которые проводятся синхронно (индивидуально или в составе группы, участники которой имеют одновременный доступ к чату);

- вебинар (сокр. от «Web-based seminar») -онлайн-конференция, проведение которой со стороны преподавателя лимитировано односторонней зрительно-звуковой связью [2, с.131-132].

Проектирование каждого дистанционного учебного курса осуществляется с учетом особенностей представленных в нем интерактивных элементов:

- лекция (последовательно выстроенные страницы электронного курса со встроенными вопросами нескольких типов, правильность ответа на которые непосредственно связана с условными переходами между страницами);

- тест (тестовые задания разных видов: один правильный ответ, множественный выбор, верно / неверно, на соответствие, краткий ответ, числовой и т.д.);

- глоссарий (перечень в алфавитном порядке, с гиперссылками из разделов курса, обеспечивает определение основных понятий, обогащая при этом словарный запас);

- чат (позволяет в режиме реального времени организовать консультирование обучающихся) [4, с. 123].

Также дистанционные обучение может быть использовано в качестве дополнения к основному курсу, в качестве основного курса с поддержкой педагога или без поддержки. Кроме того, могут быть использованы различные модели дистанционного обучения (смешанные методы):

- очная форма + дистанционная;

- сетевое обучение (виртуальные кафедры, школы, университеты);

- сетевое обучение + «кейс-методы»;

- обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи.

В условиях дистанционного обучения, как формы самостоятельной работы студентов, разработан комплекс лабораторных работ по дисциплине «Компьютерные технологии в производственных и технологических процессах» для студентов профиля «Технология» на основе освоения системы «FreeCAD - параметрической,

многомерной системы автоматизированного проектирования (САПР) общего назначения с открытыми исходными кодами. Плюсом данной программы является то, что она совершенно бесплатная в отличие от остальных (КОМПАС, AutoCAD). САПР или CAD (англ. Computer-Aided Design) - это программный пакет, предназначенный для создания чертежей, конструкторской, технологической документации, объемных моделей» [3]. Основное назначение программы FreeCAD: машиностроение и разработка дизайна новых продуктов, однако система может быть использована в архитектурном проектировании, и для 3D CAD-моделирования. FreeCAD дает возможность исполнение различных вариантов проектирования и оценку работы в различные моменты разработки модели, посредством изменения ее параметров. Код FreeCAD распространяется под лицензией LGPL, допускает возможность индивидуальной настройки и доработки, с наращиванием функциональности посредством подключения дополнений.

Цель разрабатываемого курса: овладение студентами навыками и умениями 3D-моделирования.

Приведем несколько тем лабораторных работ учебной дисциплины «Компьютерные технологии в производственных и технологических процессах» для студентов профиля «Технология»:

1. Знакомство с системой FreeCAD.

2. Особенности работы с инструментами программы FreeCAD.

3. Моделирование во FreeCAD. Булевы операции.

4. Построение модели по сечениям.

5. Создание тел вращения. Моделирование вазы в FreeCAD.

6. Трехмерное моделирование с применением метода копирования объекта.

В соответствии с рабочей программой дисциплины системный компонент представляет возможность разрабатывать дистанционные электронные учебные курсы, объединяющие как необходимые обучающие материалы, так и вспомогательные, контролирующие элементы, методические рекомендации, как для преподавателей, так и для студентов.

Таким образом, стремительный рост количества и разнообразия электронных технологий привел к возникновению основательных феноменов, которые могут достаточно успешно быть использованы в учебной среде при формировании самостоятельности, ответственности, пунктуальности и в итоге - конкурентоспособности студента-выпускника вуза. «Moodle» имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как «Задание», «Форум», «Глоссарий» и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам.

К кому же существует возможность оценивания статей глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Предполагаемым результатом исследования является то, что использование дистанционных технологий в учебной среде способствует повышению качества образования за счет широкого применения электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала об-

учающимися, что обеспечит формирование профессиональных компетенций. Также, использование дистанционных образовательных технологий в обучении, позволит индивидуализировать обучение. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и выполнения комплекса заданий даже на расстоянии. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы студентов, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2003. 44 с.

2. Лаврентьев С.Ю. Использование электронных технологий в образовательной среде вуза / С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов // Современные наукоемкие технологии. 2017. №11. С. 129-133

3. Обзор современных систем автоматизированного проектирования. [Электронный ресурс]. URL: http://bourabai.ru/ graphics/dir.htm (дата обращения: 06.02.2018).

4. Сергеев А.Г. Введение в электронное обучение: монография / А.Г. Сергеев, И.Е. Жигалов, В.В. Баландина; Владим. гос ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. 182 с.

5. Шурыгин В.Ю. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS Moodle / В.Ю. Шурыгин, Ф.М. Сабирова // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5, No 4(17). C. 289-296

6. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон, М: Кудиш-образ, 2006.

7. Краснослободцев А.В. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения специалистов-экологов в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Елец, 2017. 32 с.

8. Шевцов В. И. Методологические основы экспертной оценки электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Перспективы науки и образования. 2018. №1(31). URL: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ (дата обращения: 15.04.2018)

9. Бочкарев А. В. Оценка эффективности внедрения систем мультимедиа и информационно-коммуникационных технологий (МИКТ) в педагогический процесс // Перспективы науки и образования. 2018. №1(31). URL: https://pnojournal.wordpress. com/archive18/18-01/ (дата обращения: 15.04.2018)

10. Abas, Z.W. (2009). E-Learning in Malaysia: Moving Forward in Open Distance Learning. International Journal on E-Learning, 8(4), 527-537.

11. Parrott, D.J. & Anderson, J.M. (2015). Distance Education Faculty and Librarian Collaboration: Developing Technological Skills of School Librarian Candidates. Journal of Library & Information Services In Distance Learning, 9(4), 266-274.

12. A & Plunkett, M. (2016). Adapting Structuration Theory as a Comprehensive Theory for Distance Education: The ASTIDE Model. European Journal of Open, Distance and E-Learning, 19(1), 19-35.

REFERNCES

1. Zakharova I.G. Formation of the information educational environment of a higher educational institution: abstract. Diss Dr. ped. Sciences: 13.00.01. Tyumen, 2003. 44 p. (in Russian)

2. Lavrentyev S.Yu. The use of electronic technologies in the educational environment of the university / S.Yu. Lavrentiev, D.A. Krylov. Modern high technology. 2017. no. 11. pp. 129-133 (in Russian)

3. Review of modern CAD systems. [Electronic resource]. Available at: http://bourabai.ru/graphics/dir.htm (accessed April 15, 2018).

4. Sergeev A.G. Introduction to e-learning: monograph / AG. Sergeev, I.E. Zhigalov, V.V. Balandina; Vladimir. State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov. Vladimir, VlGU Publ., 2012. 182 p. (in Russian)

5. Shurygin V.Yu. Realization of mixed teaching of physics by means of LMS Moodle / V.Yu. Shurygin, F.M. Sabirova. ANI: Pedagogy and Psychology. 2016. V. 5, no. 4 (17). pp. 289-296 (in Russian)

6. E-learning: tools and technologies / W. Horton, K. Horton, Moscow, Kudish-image Publ., 2006. (in Russian)

7. Krasnoslobodtsev A.V. Pedagogical support of distance learning of environmental specialists in the system of professional development: abstract Diss. ... PhD Ped. Sciences: 13.00.08. Yelets, 2017. 32 pp. (in Russian)

8. Shevtsov VI Methodological bases of the expert evaluation of electronic educational resources for the distance education system of medical personnel of the Ministry of Emergencies of Russia. Perspectives of science and education. 2018. no. 1 (31). Available at: https://pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ (accessed April 15, 2018) (in Russian)

9. Bochkarev AV Evaluation of the effectiveness of the introduction of multimedia and information-communication technologies (MICS) in the pedagogical process. Perspectives of science and education. 2018. no. 1 (31). Available at: https://pnojournal. wordpress.com/archive18/18-01/ (accessed April 15, 2018) (in Russian)

10. Abas, Z.W. (2009). E-Learning in Malaysia: Moving Forward in Open Distance Learning. International Journal on E-Learning, 8(4), 527-537.

11. Parrott, D.J. & Anderson, J.M. (2015). Distance Education Faculty and Librarian Collaboration: Developing Technological Skills of School Librarian Candidates. Journal of Library & Information Services In Distance Learning, 9(4), 266-274.

ï(2. A & Plunkett, M. (2016). Adapting Structuration Theory as a Comprehensive Theory for Distance Education: The ASTIDE Model. European Journal of Open, Distance and E-Learning, 19(1), 19-35.

Информация об авторах Дахин Денис Викторович

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: ddakhin@gmail.com

Information about the authors

Dakhin Denis Viktorovich

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogic Sciences Associate Professor of the Department of technological and natural Sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: ddakhin@gmail.com

Шилова Ольга Ильинична

(Россия, Воронеж) Магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: studentka-olia@ya.ru

Shilova Olga Ilyinichna

(Russia, Voronezh) Undergraduate 2 courses Voronezh State Pedagogical University E-mail: studentka-olia@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.