Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / информационные технологии / проблемы дистанционного обучения / перспективы развития дистанционного обучения / учебный процесс / образование / distance learning / information technologies / problems of distance learning / prospects for development of distance learning / educational process / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Архангельская, Е.И. Колтыго, И.В. Цыганова, Л.А. Матвеева, О.Н. Локаткова

В статье рассматривается значение дистанционных технологий в высшем образовании в период введения жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Исследуется вопрос отношения студентов к формату дистанционного обучения как начального, так и последующих курсов, а также особенности восприятия студентами использования электронных образовательных ресурсов в процессе получения медицинских и фармацевтических знаний. Выявлены слабые стороны деятельности университета в области использования и применения программно-технических средств, а также соответствующих процессов обучения, включая сбор, обработку, накопление, распространение и использование информационных ресурсов для качественной подготовки специалистов. Дистанционное обучение является перспективным направлением в высшем образовании, так как дает возможность перейти на новый уровень взаимодействия преподавателя и студентов. В данной статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения и дальнейшие перспективы его развития на основе опыта, накопленного Саратовским государственным медицинским университетом имени В.И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Архангельская, Е.И. Колтыго, И.В. Цыганова, Л.А. Матвеева, О.Н. Локаткова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND FURTHER PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT AT A MEDICAL UNIVERSITY

The article considers the importance of remote technologies in higher education during the introduction of strict restrictions associated with the coronavirus pandemic. The article examines an issue of students’ attitude to the distance learning format, both initial and subsequent courses, and the peculiarities of students’ perception of the use of electronic educational resources in the process of obtaining medical and pharmaceutical knowledge. Weaknesses of the university’s activities in the use and application of software and hardware, as well as the relevant learning processes, including the collection, processing, accumulation, dissemination and use of information resources for high-quality training of specialists, are identified. Distance learning is a promising direction in higher education, as it provides an opportunity to move to a new level of interaction between the teacher and students. This article discusses problems of distance learning and further prospects for its development on the basis of the experience gained by the Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Элемент «Тест» предназначен для проверки знаний обучаемых. Все созданные вопросы хранятся в базе данных. Их можно использовать как при разработке лекций, так и для промежуточного и итогового контроля.

В зависимости от цели тестирования преподаватель имеет возможность задавать временные рамки для работы обучаемого с данным тестом. По умолчанию тесты не ограничены во времени и позволяют обучаемому использовать столько времени, сколько необходимо для окончания тестирования. Для завершения попытки и выставления оценки тестируемому обязательно нужно нажать кнопку «Отправить все и завершить тест».

К сожалению, система Moodle не позволяет контролировать прохождение тестов именно обучающимся, а не всем «семейным советом» с подключением «папы-инженера» и «дедушки-академика», а также ограничивать использование других сайтов в качестве подсказок. Со второй проблемой частично помогают справиться ограничение времени одной попытки в прохождении теста и объемный банк тестовых заданий (не менее 500 тестовых вопросов на две зачетных

Библиографический список

единицы), из которых методом случайной выборки формируется персональный набор тестовых заданий, например, на экзамене [5].

В то же время существует проблема, которая заключается в том, что преподаватели сомневаются в полной реализации дистанционного обучения. Данные страхи связаны с тем, что преподаватели считают, что онлайн-обучение ведет к сокращению преподавателей (увольнение), преподаватель уйдет из учебного процесса (упразднение), также есть подозрения, что внедрение онлайн-обуче-ния способствует снижению качества (девальвация), университет становится не нужен (разрушение), и студент совсем перестанет учиться (профанация), и большая часть профессорско-преподавательского состава считает, что студент перестанет учиться. Однако остается несомненным тот факт, что данная система обучения рассчитана на большую самостоятельную познавательную деятельность студента, а это влечет за собой интеллектуальное и творческое развитие обучающегося. Данное направление предполагает использование современных средств и технологий обучения.

1. Еремицкая И.А., Ахунжанова Н.А. Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс вуза: проблемы и возможности. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 198 - 200.

2. Неустроева М.П. Концепция создания системы дистанционного обучения в высшем учебном заведении. Available at: http://www.kursobr.ru/images/dk/dok/konzept1.pdf

3. Иршин А.В., Есарева Е.Н. Выявление проблем в обучении с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) взрослых студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 138 - 140.

4. Амиров РА. Дистанционное обучение в структуре современного образования. Экономика и предпринимательство. 2015; № 12-2: 606 - 608.

5. Соловкина И.В., Темербекова А.А. Особенности проверки контроля знаний студентов через систему управления обучением Moodle. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 326 - 329.

References

1. Eremickaya I.A., Ahunzhanova N.A. Vnedrenie onlajn-kursov v obrazovatel'nyj process vuza: problemy i vozmozhnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 198 - 200.

2. Neustroeva M.P. Koncepciya sozdaniya sistemy distancionnogo obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii. Available at: http://www.kursobr.ru/images/dk/dok/konzept1.pdf

3. Irshin A.V., Esareva E.N. Vyyavlenie problem v obuchenii s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij (DOT) vzroslyh studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 138 - 140.

4. Amirov R.A. Distancionnoe obuchenie v strukture sovremennogo obrazovaniya. 'Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2015; № 12-2: 606 - 608.

5. Solovkina I.V., Temerbekova A.A. Osobennosti proverki kontrolya znanij studentov cherez sistemu upravleniya obucheniem Moodle. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 326 - 329.

Статья поступила в редакцию 07.06.21

УДК 378

Archangelskaya A.A., senior teacher, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: kotech@mail.ru

Koltygo E.I., senior teacher, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: lena.grigo2011@mail.ru

Tsyganova I.V., senior teacher, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: tsyganova.i@yandex.ru

Matveeva L.A., teaching assistant, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: liluskin_0212@mail.ru

Lokatkova ОЖ, Cand. of Sciences (Psychology), teaching assistant, V.I. Razumovsky Saratov State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Saratov, Russia), E-mail: lokatkovaolga@mail.ru

PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING AND FURTHER PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT AT A MEDICAL UNIVERSITY. The article considers the importance of remote technologies in higher education during the introduction of strict restrictions associated with the coronavirus pandemic. The article examines an issue of students' attitude to the distance learning format, both initial and subsequent courses, and the peculiarities of students' perception of the use of electronic educational resources in the process of obtaining medical and pharmaceutical knowledge. Weaknesses of the university's activities in the use and application of software and hardware, as well as the relevant learning processes, including the collection, processing, accumulation, dissemination and use of information resources for high-quality training of specialists, are identified. Distance learning is a promising direction in higher education, as it provides an opportunity to move to a new level of interaction between the teacher and students. This article discusses problems of distance learning and further prospects for its development on the basis of the experience gained by the Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky of the Ministry of Health of the Russian Federation.

Key words: distance learning, information technologies, problems of distance learning, prospects for development of distance learning, educational process, education.

А.А. Архангельская, ст. преп., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: kotech@mail.ru

Е.И. Колтыго, ст. преп., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: lena.grigo2011@mail.ru

И.В. Цыганова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: tsyganova.i@yandex.ru

Л.А. Матвеева, асс., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: liluskin_0212@mail.ru

О.Н. Локаткова, канд. психол. наук, асс., ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет» имени В.И. Разумовского, г. Саратов, E-mail: lokatkovaolga@vail.ru

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматривается значение дистанционных технологий в высшем образовании в период введения жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Исследуется вопрос отношения студентов к формату дистанционного обучения как начального, так и последующих курсов, а также особенности восприятия студентами использования электронных образовательных ресурсов в процессе получения медицинских и фармацевтических знаний.

Выявлены слабые стороны деятельности университета в области исп ользования и приме нения программно-технических средств, а также соответствующих процессов обучения, включая сбор, обработку, накопление, распространение и использование информационных ресурсов для качественной подготовки специалистов. Дистанционное обучение является перспективным направлением в высшем образовании, так как дает возможность перейти на новый уровень взаимодействия преподавателя и студентов. В данной статье рассматриваются проблемы дистанцноноого обучения лдалннейшяе перспектилы его развития на основе опыта, накопленного Саратовским государственным медицинским униаемыитото м ияениЬ.Л.Раннм овсеогоМннянтерства мдыдллахяа-нения Российской Федерации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные техмсиюнии,пмоЛлемл1дислаьоианяомо обучения,меыспектииыенздития дистанционного обучения, учебный процесс, образование.

Внедрение новых информационных технологий в современном образоеа, тельном пространстве предполагает информатизацию и цифровизацию высшего образования. Изменение системного подхода к программным и техническим срыд-ствам, внедрение 1Т-технологий, а также изучение, накопление и обработка новых информационных ресурсов в процессе обучения позволяет обеспечивать болет качественную подготовку обучающихся в высших учебных заведениях [1; 2].

В последние годы в образовательном процессе широкое распространение получилидистанционныеформыобучения, чему способстеолало разлитие информационных технологий [3]. В настоящее время технологии дистанционного оНученняНДОН чанемаюлпдочнропозилию п офазолатечином про^сселузол вместестрадиционнымиформамииметодамн обучееия [4].

С2013гада послепорписанияФеддрмнонбго зеконч«мбо°чачоеаниин Чосчейсячй Фeдepaтчи»(ЮД№2б0)чaблюделe-cнпоcтeпeнooeмнeмбоеинтои-нологий дистанционного обучения с применением электронных технологий в еысшай мене [Ь[. Одпыю пмпрулепечеененим^ м^/^а-

цинских учебных учреждениях остается открытым, ведь студентам необходимо чснусч ие практических навыков, которые являются неотъемлемой частью при обучении будущих медицинских работников.

Слоуе^я.тложнпшаяоя я тоспыднме чремя ч ррлу,париeча к рыч-жденоому перчооылмкултибндпеяроки чч-илналцинчлуо форм^учечия д лнчбечподоия .еое-плмнослирну.очтян и н-(чтоллнлтелeп.

П^^в oнрoccподиcнчдeчбмь у нпнаиPльчмртп0ЧlP5.MЛШочмчч им

позволил выявить слабые стороны деятельности вуза в данном направлении и пнреозечшочноврвачиш цнфюрпмге формаен -ручение студентов, обучающихся медицинским специальностям.

Мчмь0бcюдЫ0йaюuя: нгтчмтгннрГыемы Диpтаччpбзччгppйyеeнзяиндойти-фицировать на их основе ключевые перспективы цифровизации образователь-ичгппрндерчан едннпчскофьеивернетоте ^лл.

В.И. Разумовского.

мfeпю<м)P0Ф[o.лчнлeыйвечие -.иводплопь с об-

ефнaуппыxмeтеычвизючечзчмлпйыx и анбыетенеских г^по^<^ШPЛ: систематизация, анкетирование. В качестве ключевого метода исследования угфедепенапкнтынГ оерчтатудоеочп, кптерышЧыюпрогеденв мамчу гоИтьи на онлайн-платформе google.com/forms. Опрос проводился с помощью анкеты, рaтмaбoезнoйевтopчoз чачнуй сл^т^ье. Выбччсрччртaичпи оеучуищнункУшО курсов СГМУ им. В.И. Разумовского по специальности Фармация - 78 студентов )еПШoрлентrнreнчЮ.

Результаты исследования. Изучение особенностей восприятия студента-миCчр0T0flCP0Г0ГM° нчучлтзозачичныукярбччыиеерчзоюарольншх рооу.ччв в ирoцуcнчмоличeнrя муригч-фаимацунтичуогио рпанпс позволило выявить ряд проблемных вопросов.

ергенмгацеьтгебччччзpчрлчсaспчямбпyrпyм 1х технелчи

гий осуществляется с помощью образовательного портала СарГМУ. Данный пороше проичнаглуетаунче чйЛPЙH1ПЛФфaоктюлшбтелйчтoчюсч-его вуза, котоная содержит всю необходимую электронную информацию: курс лекций по узким и оЧщeoЧяaзoпотйльаымлечципбпнaю,пиoвepоипыe реоны,рнчрм, оадашие д.^я самостоятельного выполнения, задания для прохождения практики, примерные ньдапня дляпчррпибyлзrыxочиытаниrl.лбyмчrн.рромыy, пршччышиг учачмин в унпеоиоотанин, пефорчяччвныымеррулчдееа дирт6чциччпрю флому обригнир и пользуются для получения учебной информации образовательным порталвм ШычГМУ.Шгин нзюурпыо вохросись анкето ррпрснориппыямучнюррроня уднб-ства и практичности использования портала СарГМУ в индивидуальной образо-затоонн оHrPстyымнечтпpчpюУнтoз. еегых от мерилу ытл чШмазчваь

тельный портал является удобным и доступным для обучения.

Пей игучоппигонросчотношчныя л^и^^^'^ог к диттпннгчяндмефчрмеур обучения были выявлены следующие факты (см. рис. 1). Большинство обучаемая (°1%онрошыншыр) какн°чандпых,так ипчтлудрющих курсов отметили,

■ Учиться обычным способом

интереснее, так как присутствует личное общение

■ Учиться ооычным способом удобнее Дистанционное образование хуже, чем традиционное

I Рассматриваю как однл из составляющих учебного процесса I Это вспомогательная форма обучения Это дорогая форма обучения

Затрудняюсь ответить

нтл.Днзуилмвно.рассмктриваитдьртлнхиоенлю фодеу оби—ния как члну рз составляющих учебного процесса. Тем не менее 21% студентов, участвующих в ан-нети|-лввнне, ттмхлант, лто долтьы оВычлым сооанеот1 удмбн-эп е кнемутеннм р 19% - что дистанционное образование хуже, чем традиционное. 5% обучающихся ланнннист -урутан-лоролу фк.маву и-лчерилхишс лтк к вдтеии-^^^дьнол форме получения учебно-профессиональных знаний.

О чинлт-нлиРолее полхширст^чиокмк^лфс^рмаычопуоокем^<^^^н-уивнлоке (нм. .с^н- Т игнытуемые отнучки ф^г^п^^мтнэтн (ОР%)и

презентации (34%). Необходимо отметить, что в основном такие ответы были у студентов младших курсов. Обучающиеся старших курсов отдали большинство предпочтений видеоконференциям - 20%. Менее информативными для студентов всех курсов оказались онлайн-лекции (6%) и вебинары (3%).

■ Групп овые чалы ■ Презентации

■ Онлайн-лекпии ■ Конференции (го от и др.) и сессии с преподав ателями

Вебинары

Рис. 2. Ренуыьыаты етветл на воптнс «йекн инбтбpмибтйl пртмнняютля в процессе Вашего обучения?»

Рис. 1. Результаты ответа на вопрос «Как Вы относитесь к дистанционной форме обучения?»

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос «Удовлетворены ли Вы прчцеысом оШуме ния в дистанционном формате в целом»

фци отетюл в.ьрлецворзонтснд н-днлелодпнодуссом толрчунля учеб-пб-ерефечьичеылчнырз нен ий в дистанционном формате были выявлены сле-дурщчы г^ы^^^^^^лы

Ушчвметблоиотечичпpчхyeрчlтидрчлнтиттyлымб ч прышонных рдлнв 5,1 баллов из 7. Все курсы выставляли оценки равномерно (см. рис. 3).

лыгант отметинь, ыюл злу/^и-ин куроч! хтмвгдн свзЛтлис тылеы1^б блт, -но старшие, отмечая в разделе «Пожелания», что «специальные» дисциплины тя-жееoлoьпpинимитлдйcraнцинннo, и ттоты^м, кртррчмыршур |^ззрллэттга-оррдрятемтнр дома, даже при наличии материалов на портале и консультаций онеалк с г^ннпо^^вэт^ ем, гораздо больше, чем при привычной форме работы.

Aчлeритoвдрилписaсaш,чнo ^ь^тлзн^^с^!^^в ьс^г^а^с^тмнп отноз^ тельно возможностей реализации образовательных услуг с помощью дистанционных технологич таФ<тпecрoлькopaзллчвы.еlлaешиeзyнвы в с—м бьлошин-ртру мтоечтют,ыго ДО

диьту^югpбныx рнуЧных кырнри олтнындyныpв(еУ%)ипги пpлгутисккб посу-плениюлиуд (2лш-. ндзмвинимо оекуоптышунныенчи^^юм что ДО может быдл иидоль^с^д^^^ рпиц-ыистами при повушении ^ил^с^игаын а епедпотовуе, и ^сего^^ЧЪ^б^пондeнeoвотметими, чтч диетанцнынеыз фоыду^ в ыр затедочинх может nчбчльзигaньтя п,и преп

подавании основных дисциплин (см. рис. 4).

1 Довузовская подготовка Высшее образование

Создание отдельных ди сганци оиных учебных курсов для студентов Повышение квалификации и переподготовка специалистов Затрудняюсь ответить

Рис. 4. Результаты ответа на вопрос: «Какие образовательные услуги, по Вашему мнению,могут быть реализованы с использованием дистанционного обучения?»

С точки зрения обучающихся, к показателям, препятствующим использованию дистанционных технологий при организации образовательного процесса в Саратовском ГМУ, относятся следующие факторы. Большинство студентов (43%), особенно обучающиеся старших курсов проблемы организации и использования дистанционного образования в наибольшей степени связывают с недостаточным техническим оснащением учебного процесса, а также отсутствием специализированных учебно-методических материалов по организации образовательного процесса в дистанционном формате (26% опрошенных). В меньшей степени к препятствующим применению дистанционных образовательных технологий факторам студенты относят уровень владения средствами информационных и коммуникационных технологий как преподавателей - 16%, так и самих обучающихся - 15% (см. рис. 5).

■ Недостаточный уровень владения преподавателей средствами информационных и коммуникационных технологий

■ Недостаточиоетехническве оснащение учебного процесса Отсгуствие специализированных учебно-методических материалов

■ Недостаточный уровень владения инструментами электронных образовательных ресурсов студентами

Рис . 5. Результатшответе иа вопаос «Фаптзре!, кмтбрые, нюВеш вмгбяд, препятствуют оспольыованиюДО ыехыолоыий в Са°атовском ГыУ?ы>

Наиболее удобными инструментами дистявцоянывго обуиесоя,но мненвю всех студентов, участвующих в анкетировании, являются преимущественно (см. хос. О) ызуд / форунп 031%В, элсвпртнныо °чвбнле маыортсты! (26%) и элок-тсонваяпоото(ФЗ%). ОлeктpомныeОиб6иомeоо и киддккоофкросциипФльтуютвт меньшей популярностью (11% и 9% ответов) среди обучающихся фармацевтиче-скогофвюупьтетб СГМ Уда. В.С.М^;^^1^овсиагю.

■ Электронная почта

■ Телеконференция

Электронные учебные материалы

■ Электронные библиотеки ПатыФо рум

Независимо от курса обучения большинство участников анкетирования отметили, что показатель эффективности получения и усвоения ими учебно-про-

фессиональных знаний в дистанционном формате (см. рис. 7) находится на суеднемуровне (40%)- Уровиуьэффективности усвоиния знануйв цефровоо формате в 21% случаев ниже среднего, у 9% обучающихся - критически низкий. ОстальуоУ ироуент пеоеоноунввв отоочанзурооееьуффекдивуости усозеоия ими знаний в дистанционном формате как выше среднего (28%), высокий (4%).

По мрвниюзуудеутор, иуганедацзя%чебного процесса в дистанционном формате позволяет решить следующие задачи (см. рис. 8). Цифровизация образовательного процесса позволила большинству студентов совершенствовать навыки работы с большими объемами учебной информации, развить самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации (30%), развить навыки самоконтроля (19%). Обучающиеся старших курсов в своем большинстве отметили, что формат дистанционного образования предоставляет возможность обучения в удобное время и в удобном месте (21%). Для студентов младших курсов основными задачами, которые позволяют решать технологии дистанционного образования, стали задачи повышения навыков самоконтроля и формирования учебной мотивации.

■ П овьппает мой уров ень

знаний, умений, навьшзв

■ Формирует навыки работы с объемами информации развивает самостоятельность в поискеи использовании необходимой информации ■Предоставляет возможность расширить

круг своего обшения ■ Развивает способности ■ Развиваетнавыки самоконтроля I Формирует мотивацию к само о бразованию ■ Предоставляет возможность обучения в удобноевремя и тдобнсм месте Отрицательно отношусь к применению дистанционных технологий

Рис. 8. Результаты ответа на вопрос «Какие задачи, с Вашей иочви зрунзя, решает ДО?»

Согвелно рдтрлоттттм инуитарвваоня, 77% респондентов поддерживают идею частичного внедрения ДО в учебный процесс СарГМУ (см. рис. 9).

Рис. Ю. Меюшльраты ответа на вопрос «Поддерживаете ли Вы идею частичного внедрениявучебный процесс СГМУ системы

Большая часть студентов (68%) считают, что полученные в процессе обучения навыки пригодятся в последующей профессиональной сфере, 22% всей аудитории затруднилось с выбором ответа (см. рис. 10).

Затрудняюсь ответить

Сас. Ю.евзультоты от веча навоырвс«еек Ве считвеые, нужне1лиеавь.аи нсаольыевануяООееечслвыий вдалаеей шес п^феснуоналчной деятеевностч?»

Опрос студентов относительно того, в какой части образовательного про-цессапвепоуавачее наибоееечвсто исроыьаулп дпптаицеонныччвчнологии обучения, показал следующие результаты. По полученным данным, преподаватели используют новейшие технологии для размещения учебных материалов (25%), доя выдани (220/у и ..верти фОоедяни^лы ^ьтвлнения,

контроля (16%) и отработки (11%) практических навыков. Старшие курсы отмети-

Рив. 6. Результаты втвета на ввпрвв «Какие инвтрументы ДО Вы вчитаете белее удобными для использования?»

■ Низкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ниже среднего Средняя Выше среднего Высокая

Рис. 7. Результаты ответа на вопрос «По Вашему мнению, какова эффективность ДО?»

■ Проведение индивидуальных занятий

■ Размещение учебных материалов

Отработка практических н авыков на основе системы заданий

■ Выдача заданий для само сиятельного выполнения

■ Пров ерка заданий для самостоятельного выполнения Контроль п о лученньт знаний

Работа по индивидуальной траектории с обучающимися (одаренные студенты, подготовка к олимпиадам, конференциям, конкурса ми др.)

Рис. 11. Результаты ответа на вопрос «В какой части образовательногопроцессаВашипреподаватели используютдистанционныетехнологиивобучении?»

ли, что в меньшей степени дистанционные технологии используются для индивидуальной работы со студентами (см. рис. 11).

Для учебного взаимодействия с преподавателями в дистанционном формате студенты преимущественно пользуются чатами (20%), электронной почтой (17%) и социальными сетями (17%), а также практическими работами с отзывом преподавателя (15%). Вебинары, форумы и телефоны для учебных целей пользуются меньшей популярностью (см. рис. 12).

Сочетание инструментов: трансляция экрана. группоЕой чат и ждиоконференция,

совместные документы в Соо&1еОосз Индивидуальные консультации Электронная почта Социальные сета Телефон

■ Чат Форум ■ Вебинары ■ Видео сервисы (Орептее1т^5. 8куре другие) ■ Практическая работа, представленная е цифороЕом виде, с отзывом преподавателя

Рис.12. Результатыответана вопрос«(аметьте,пожапуйста, оптимальные для Вас способы учебного взаимодействия с п реподпоателео?т

Опрос показал, что для усвоения новой учебной информации, решения поставленных преподавзтурямтоОраерварееьпыхзтрач вцифрпвопфйтмрте студенты используют в основном мобилпныПтелефчт (45%) о иооабуе(П7%) (рис. 13).

■ Ноутбук Планшет ■ Персональный компьютер ■ Мобильный телефон

°м. ИЗ0 Резулптпты атратр на вви-оа «5кажитп, ооыил%й1саа, тиры унт^птв, еоторые [Зр! ыспклнкужтпдвя ЫО?»

Заключительным вопросом аткеты был вопрос оценки студентами перспек-еио^с^Ютаеапт^^г^пжн^и oбуa%вaуигcнcтоаьзокaниeмпиpтeмыэлектроу-ноге eTyлоeнп. пллпрпоа поакр%пныв икитеет, ртя качостви ихнРуамовання с применоииум сусиемы Э5ркасoноигп пМреынип улучшнтыя при услокии внидппнвя

■ Да, при условии хоропшх методик

Нет ■ Сомневаюсь ■ Затрудняюсь ответить

Рис.14. Результатыответа на вопрос«Улучшится ликачествоВашего образования с использованием системы электронного обучения?»

хороших методик, в чем сомневается 19% и затрудняется при ответе на вопрос -17% (рис. 14).

Результаты данного исследования позволяют выявить ряд проблемных вопросов, возникающих при организации взаимодействия преподавателей и студентов медицинского университета в дистанционном формате.

Во-первых, проведенное исследование позволяет засвидетельствовать наличие у большинства студентов, получающих образование по специальности «Фармация», достаточно скептического отношения к самой форме дистанционного образования. Большинство респондентов отмечают недостаток аудиторного живого общения. Некоторые обучающиеся воспринимают дистанционный формат получения знаний лишь как вспомогательный, но никак не основной. Большинство участников исследования считают, что цифровой формат передачи знаний наиболее эффективен при организации отдельных обучающих курсов, курсов повышения квалификации, курсов подготовки к поступлению в вуз. Среди факторов, препятствующих восприятию обучающимися электронных учебных технологий, фигурируют недостаточное техническое обеспечение учебного процесса и отсутствие в арсенале преподавателей специализированных учебно-методических материалов. Действительно, ввиду недостаточного опыта в организации дистанционного обучения как преподавателям, так и студентам приходится тратить на техническую организацию много сил и времени. Также в условиях получения медико-фармацевтических знаний не всегда можно обойтись без практических занятий, обходя опыт личного общения со специалистами в той или иной области научных знаний. Это, безусловно, сказывается на качестве электронных учебно-методических материалов, степени усвоения и передачи учебно-профессиональных знаний.

Во-вторых, результаты анкетирования свидетельствуют о невысокой по-пyляарocаиокнп ольоувенире5yчaющрмиcя тык их образовательных онлайн-ре-cллвыв,кeквoeктшoнуыe библиотеки и видеоконференции с выступлением профессионалов и деятелей науки в той или иной образовательной области. Безусловно, такие популярные инструменты дистанционного обучения, как еоeкнpnпнларaты/ПraOHмы. рпеероннне oTpeгoиaceoьные курсы, помогают в усуоянии нвтЛxпдиoжгаyтштну еыебно-профессиональных знаний и навыков. Но тям нп втнeeрпeж'pокрыe бе»иотеки показывают более высокий уровень информационного обеспечения студентов, а видеоконференции наиболее полно приближены к живому общению, а, следовательно, и к очному методу организации обучающего взаимодействия. Данные технологии максимально обеспечивают доступ к обучающему материалу, оптимальную организацию обучения в группе и оценку уровня знаний и т.д. Непопулярность использования студентами электронных библиотечных ресурсов может свидетельствовать о низкой информационной активности обучающихся, а также неумении студентов правильно и самостоятельно использовать полученную с помощью данных технологий информацию. В данном случае есть риск того, что работа студентов в группе сведётся к онлайн-перепискам и механической передаче файлов, что негативно скажется на формировании практических навыков будущих фармацевтических работников.

5прытьоу, ноглесвп ок-лау уанжeвлкв о том. ркчкоурасмиобразователь-сош? тпосecccакeтo%aпaаeлипжи05бeм чaбпoпcгюопзсш5бтcеaнционные технологии обученте, были ыыевпнны опепующие факеыы. В основном цифровые тeинoлугиивpисeнуютcяпpвуaoмeыeьии учебныхматериалов, выдаче и проверке заданий для самостоятельного выполнения. Такие технологии, как прове-доииа оныймедуальрым зуныиРерроработка со студентами индивидуальной вбраоoвaкeаьнoпвpaеутopии%eдгoтклкa к внимвиедам,роукуисам, конферен-рачвктн. ЕР /рантом <ырьп нeыбиубсма корректировка и совер-{^(^^ю^шиил^в^о^к^^к^ (^^^еи^^п^^н^^С) раКотпс ору-нюремися в условиях Ристункуунногос^пле^^я с целрюггаиышенинпчопной мотивации студентов. Большой объем теоретического учебного материала, увеличение количества са-мустняпеоиных рыбсм; суижнрсть вуторнрнерррактических заданий в условиях оырквикениого взаиурдеи может привести к механиче-рврму выпллкeниыyчeЬиыx за-нч. от^^'^ств^юстре^г^еыиу™учению новой поуеиноИ и илтeуepнойигфPИбaуии иурукщх ренруамистов.

^^н^ртга выьбьнитe стония проблемы Oьфиoлизaуи и обиeзовaтpлpнpгpллeцпpьa в реуицинском вузе, большинство обучающихся поддерживают идею частичного внедрения дистанционных техно-лопий в ычкбвp-вpлжтптeльуую деятопьзppто%сMаУб.[И. И. °зумовского. По мнению студентов, участвующих в анкетировании, данные технологии позволят

усовершенствовать навыки работы с большими объемами научно-образовательной информации, развить самостоятельность в поиске, правильном отборе и продуктивном использовании учебного материала. А также предоставят возможность обучения в удобном месте и в удобное время, развития навыков самоконтроля и самообразования.

Таким образом, новая эпоха внедрения информационных технологий во все сферы жизни общества требует пересмотра некоторых подходов к организации и осуществлению образовательного процесса в высшей школе. Дистанционная форма работы в условиях получения высшего медицинского образования имеет право на существование. Безусловно, традиционный формат преподавания в СГМУ им. В. И. Разумовского является основой получения учебно-профессиональных знаний. Однако дистанционные технологии также могут сыграть не меньшую роль в оптимизации образовательного процесса, удачно вписаться в него и значительно расширить возможности преподавания различных дисциплин.

Результаты проведенного исследования позволили наметить ряд ключевых перспектив в процессе цифровизации образовательного процесса в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского.

1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в условиях ДО. Совершенствование качества обучающих электронных программ и курсов, достаточная их разработка, обучение всех участников образовательного процесса правилам подбора необходимого программного и технического обе-

Библиографический список

спечения. Предоставление возможности быстрого доступа к информационным ресурсам и библиотечным базам знаний.

2. Совершенствование самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности, приобретение студентами навыков правильного и эффективного использования ресурсов сети Интернет, электронных библиотечно-информаци-онных баз данных.

3. Индивидуализация процесса обучения. Организация систематических обсуждений рассматриваемых проблем, возникающих затруднений в интерактивном режиме между студентами и преподавателями с использованием технологий видеоконференций. Формирование культуры коммуникации преподавателя и обучающегося в сети.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что интегрирование дистанционного обучения с использованием интернет-технологий в образовательную среду высших учебных заведений в условиях современных реалий, связанных, в том числе, и с распространением новой коронавирусной инфекции, на наш взгляд, является чрезвычайно актуальным, востребованным и перспективным направлением совершенствования образовательного процесса. Целесообразность полного перевода процесса обучения в медицинском вузе в формат дистанционного образования не представляется возможным в силу специфики получаемых знаний по медицине, но в то же время преподавание отдельных учебных дисциплин, чтение лекций, проведение семинарских занятий может позволить достичь определенных положительных результатов.

1. Клоктунова Н.А., Князев Е.Б., Кудашева З.Э., Барсукова М.И., Федюков С.В. Особенности субъективной оценки удовлетворенности качеством образования в зависимости от степен выраженности мотивов обучения. Высшее образование сегодня. 2021; № Э: 55 - 63.

2. Клоктунова Н.А., Федюков С.В., Слесарев С.В., Панченко Е.И. Роль электронных и информационных ресурсов в образовательном пространстве вуза. Педагогическая информатика. 2021; № 1: 70 - 74.

3. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020; № 2: Э - 9.

4. Совранская К.С., Красноплахтова Л.И. Технологии дистанционного образования. Вопросы образования и науки. 2018; № 7 (19): 194 - 195.

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (в редакции от 08.06.2020). ГАРАНТ. Available at: https://base.garant.ru/70291362/ References

1. Kloktunova N.A., Knyazev E.B., Kudasheva Z.'E., Barsukova M.I., Fedyukov S.V. Osobennosti sub'ektivnoj ocenki udovletvorennosti kachestvom obrazovaniya v zavisimosti ot stepen vyrazhennosti motivov obucheniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2021; № Э: 55 - 6Э.

2. Kloktunova N.A., Fedyukov S.V., Slesarev S.V., Panchenko E.I. Rol' 'elektronnyh i informacionnyh resursov v obrazovatel'nom prostranstve vuza. Pedagogicheskaya informatika. 2021; № 1: 70 - 74.

3. Levanov V.M., Perevezencev E.A., Gavrilova A.N. Distancionnoe obrazovanie v medicinskom vuze v period pandemii COVID-19: pervyj opyt glazami studentov. Zhurnal telemediciny i 'elektronnogo zdravoohraneniya. 2020; № 2: Э - 9.

4. Sovranskaya K.S., Krasnoplahtova L.I. Tehnologii distancionnogo obrazovaniya. Voprosy obrazovaniya inauki. 2018; № 7 (19): 194 - 195.

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 27Э^ (v redakcii ot 08.06.2020). GARANT. Available at: https://base.garant.ru/70291362/

Статья поступила в редакцию 05.07.21

УДК 372.851

Guzairov G.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

E-mail: gafur.mustafin@mail.ru

Munasypov N.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

E-mail: nail.munasypov@mail.ru

Safarova A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: aliya.safarova.66@mail.ru

Cheremisina M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: mar.ivan21@mail.ru

DOUBLE SUBSTITUTION IN THE PROOF AND IN SOLVING TRIGONOMETRIC INEQUALITIES. The double substitution method for solving equations, inequalities and problems with parameters is almost not presented in the educational literature, although for some types of these problems it turns out to be more convenient in comparison with other methods. This work continues a series of publications on applications of double substitution. The features and advantages of the method have been described in previous works using examples of trigonometric and irrational equations. Double substitution gives additional advantages when solving inequalities and problems with parameters, since it significantly expands the possibilities of using graphical methods. The researchers consider examples of double substitution in the proof and solution of trigonometric inequalities, and describe some types of inequalities in which double substitution is appropriate.

Key words: trigonometric inequalities, problems with parameters, methods for solving inequalities, variable change, double substitution.

Г.М. Гузаиров, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: gafur.mustafin@mail.ru

Н.А. Мунасыпов, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,

E-mail: nail.munasypov@mail.ru

АД. Сафарова, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: aliya.safarova.66@mail.ru

М.И. Черемисина, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: mar.ivan21@mail.ru

ДВОЙНАЯ ПОДСТАНОВКА В ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ И ПРИ РЕШЕНИИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ

Метод двойной подстановки при решении уравнений, неравенств и задач с параметрами почти не представлен в учебно-методической литературе, хотя для некоторых типов указанных задач он оказывается более удобным в сравнении с другими методами. Настоящая работа продолжает серию публикаций по применениям двойной подстановки. Особенности и преимущества метода были описаны в предыдущих работах на примерах иррациональных и тригонометрических уравнений. Дополнительные преимущества двойная подстановка дает при решении неравенств и задач с параметрами, так как заметно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.