Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ'

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционный курс / Moodle / апробация / анкетирование / удовлетворенность / результат / distance learning course / Moodle / approbation / questionnaire / satisfaction / result

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Шепелева, В.В. Марюхина

Практически во всех вузах активно внедряют дистанционную форму обучения студентов. Осуществляются исследования вопросов дистанционного образования, которое на данном этапе в целом показало себя эффективной формой реализации образовательного процесса. В ФГБОУ ВО «ТувГУ» дистанционное обучение студентов началось с 2016 года. И в настоящее время можно говорить об изучении вопросов удовлетворенности студентов обучением с помощью дистанционной формы. Основное внимание в работе акцентируется на результатах анкетирования студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение в рамках дистанционных курсов. В анкету включены различные вопросы для изучения мнения о применении дистанционного обучения студентами очной и заочной форм обучения. Результаты анкетирования в целом показали эффективность применения дистанционного курса в обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Шепелева, В.В. Марюхина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STUDENTS’ SATISFACTION WITH DISTANCE LEARNING RESOURCES

Almost all universities are actively implementing distance learning for students. Research on distance education issues is being carried out. At this stage, distance education as a whole has proved to be an effective form of implementation of the educational process. Distance learning of students began in 2016 at TuvSU. And now we can talk about studying the issues of student satisfaction with learning using the distance form. The main attention in the work is focused on the results of the survey of students of the direction of training 46.03.02 Documentation and archival science in the framework of distance courses. The questionnaire includes various questions to study the opinion on the use of distance learning by full-time and part-time students. The results of the survey generally showed the effectiveness of the use of the distance course in teaching students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ»

6. Шаталова Н.П. Конструктивная среда самообразования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 136 - 140.

7. Шаталова Н.П. Учимся работать в школе конструктивного обучения: учебное пособие. Барнаул: БГПУ 2006.

8. Юдин С.В. Математика и экономико-математические модели: учебник для вузов. Москва: Логос, 2004.

9. Петерсон Л.Г, Агапов Ю.В. Развитие и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. Москва: Наука, 2008.

10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Школьные технологии. 2006; № 6: 38 - 49.

11. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения. Психологическая наука и образование. 2015; № 5: 25 - 33.

12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва: АРКТИ, 2005.

References

1. Shatalova N.P. Osnovy konstruktivnosti sovremennoj lichnosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2014; № 6 (38): 26 - 34.

2. Shatalova N.P. Konstruktivnoe tvorchestvo kak process poleznoj deyatel'nosti. Aktual'nye problemy vysshej shkoly: materialy vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: NGPU, 2004: 12 - 14.

3 Gorlach B.A., Shahov V.G. Matematicheskoe modelirovanie. Postroenie modelej i chislennaya realizaciya. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2018; № 1: 241 - 252.

4. Rejzlin V.I. Matematicheskoe modelirovanie: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Logos, 2004.

5. Bogolyubov A.N. Osnovy matematicheskogo modelirovaniya. Moskva: Nauka, 2010.

6. Shatalova N.P. Konstruktivnaya sreda samoobrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 136 - 140.

7. Shatalova N.P. Uchimsya rabotat' vshkole konstruktivnogo obucheniya: uchebnoe posobie. Barnaul: BGPU, 2006.

8. Yudin S.V. Matematika i 'ekonomiko-matematicheskie modeli: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Logos, 2004.

9. Peterson L.G., Agapov Yu.V. Razvitie i diagnostika organizacionno-refleksivnyh obscheuchebnyh umenij. Moskva: Nauka, 2008.

10. Polat E.S. Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa. Shkol'nye tehnologii. 2006; № 6: 38 - 49.

11. Lazarev V.S. Proektnaya deyatel'nost uchaschihsya kak forma razvivayuschego obucheniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015; № 5: 25 - 33.

12. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: ARKTI, 2005.

Статья поступила в редакцию 28.04.21

УДК 37.018.4: 342.736

Shepeleva L.A., postgraduate, senior teacher, Department of VIAiD, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: shepeleva_lara@mail.ru

Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: vflya-maruhina@mail.ru

ANALYSIS OF STUDENTS' SATISFACTION WITH DISTANCE LEARNING RESOURCES. Almost all universities are actively implementing distance learning for students. Research on distance education issues is being carried out. At this stage, distance education as a whole has proved to be an effective form of implementation of the educational process. Distance learning of students began in 2016 at TuvSU. And now we can talk about studying the issues of student satisfaction with learning using the distance form. The main attention in the work is focused on the results of the survey of students of the direction of training 46.03.02 Documentation and archival science in the framework of distance courses. The questionnaire includes various questions to study the opinion on the use of distance learning by full-time and part-time students. The results of the survey generally showed the effectiveness of the use of the distance course in teaching students.

Key words: distance learning course, Moodle, approbation, questionnaire, satisfaction, result.

Л.А. Шепелева, аспирант, ст. преп., ФГБОУВО «ТуеГУ», г. Кызыл, E-mail: shepeleva_lara@mail.ru

В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «ТуеГУ», г. Кызыл, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Практически во всех вузах активно внедряют дистанционную форму обучения студентов. Осуществляются исследования вопросов дистанционного образования, которое на данном этапе в целом показало себя эффективной формой реализации образовательного процесса. В ФГБОУ ВО «ТувГУ» дистанционное обучение студентов началось с 2016 года. И в настоящее время можно говорить об изучении вопросов удовлетворенности студентов обучением с помощью дистанционной формы. Основное внимание в работе акцентируется на результатах анкетирования студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение в рамках дистанционных курсов. В анкету включены различные вопросы для изучения мнения о применении дистанционного обучения студентами очной и заочной форм обучения. Результаты анкетирования в целом показали эффективность применения дистанционного курса в обучении студентов.

Ключевые слова: дистанционный курс, Moodle, апробация, анкетирование, удовлетворенность, результат.

Как считают исследователи, развитие дистанционного образования проходило поэтапно. Всего определено 5 этапов, начиная со второй половины XIX века. Сегодня мы находимся на пятом этапе, который начался в конце XX века и продолжается по настоящее время. Применение дистанционного обучения в России началось с момента развития информационных и коммуникационных технологий, а именно с 80 - 90-х годов ХХ века.

В первую очередь для функционирования системы дистанционного образования необходимо было разработать нормативную базу. В настоящее время деятельность по организации дистанционного образования в России строится на основании Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[1], а также - части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2].

Сегодня глобализация общества и информатизация различных сфер жизни подразумевают развитие непрерывного образования у граждан, которое возможно осуществлять с помощью дистанционных ресурсов. Использование таких ресурсов предполагает самостоятельную работу обучающегося (студента) и самодисциплину для освоения образовательной программы. На сегодняшний день мы можем говорить, что во многих высших учебных заведениях разработаны, внедрены в учебный процесс и успешно применяются актуальные дистанционные курсы по различным дисциплинам. На различных платформах в сети Интернет реализованы открытые онлайн-курсы, которые общедоступны для всех желающих - студентов вузов, сотрудников организаций.

Имеется ряд исследований по внедрению, применению и освоению дистанционного обучения в вузах. К теме данной статьи можем отнести несколько. Например, Куликовой Е.В. изучены факторы, сопутствующие дистанционному обучению в вузе. Ею также приводится анализ результатов анкетирования студентов: их отношение к дистанционному обучению, степень удовлетворенности и предпочтения, возможные затруднения [3].

В статье авторов Модорской Г Г, Ковалевой Т.Ю., Ковалева Н.Ю. отражены результаты анкетирования студентов - слушателей дистанционных курсов одного из вузов г Перми при исследовании мотивов, потребностей и качества дистанционного образования [4].

Развитие дистанционного обучения студентов в ФГБОУ ВО «ТувГУ» началось в 2016 году путем разработки локальных актов, а также освоения и внедрения в учебный процесс системы Moodle, которая позволяет преподавателям вести обучение студентов на расстоянии. В марте 2016 года преподаватели прошли обучение на курсах повышения квалификации ИППК ТувГУ по программе «Создание курсов в системе дистанционного обучения Moodle». В рамках обучения на данных курсах повышения параллельно преподавателями осуществлялась разработка дистанционных курсов в СДО Moodle для студентов-бакалавров. Дистанционные курсы разрабатывались и разрабатываются на основании локальных нормативных актов университета [5 - 8], где отражены нормативные требования.

Для студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение в апреле - мае 2016 года был разработан первый дистанционный курс «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан РФ». Далее началась регистрация студентов очной формы обучения и в системе Moodle университета, и на данном дистанционном курсе.

В последующем преподавателями были разработаны различные дистанционные курсы для студентов-документоведов. Это такие курсы, как «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Организация работы с технотронными документами», «Документоведение. Оформление документов», «Учебный курс для документоведов», «Организация государственных учреждений России: часть первая», «Организация конфиденциального делопроизводства», «История Тувы» и ряд других.

К содержанию и структуре дистанционного курса предъявляются определенные требования. Дистанционный курс должен включать теоретический материал (в виде лекций, презентаций, видеороликов и т.п.), глоссарий или терминологический словарь, в том числе средства для проверки знаний студентов - практические задания, лабораторные задания, тесты и другие интерактивные инструменты.

Организация и проведение исследования (анкетирования)

На момент анкетирования все студенты имели опыт обучения на дистанционных курсах, разработанных преподавателями в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение.

Структура курсов построена в логичной последовательности изучения соответствующей дисциплины и на основании рабочей программы. Преподаватели при разработке курсов выделяли модули и наполняли их необходимым материалом. Блоки и темы, представленные в них, включали теоретический, практический, контрольно-измерительный и методический материал. Курсы содержат виртуальные страницы лекций, страницы с вопросами для самооценки, с практическими заданиями для закрепления теоретического материала, схемы, рисунки, тестовые вопросы по темам, различные интерактивные элементы (скрайб-пре-зентации, викторины, ментальные карты, видеоролики).

Для изучения удовлетворенности студентов дистанционной формой обучения было проведено анкетирование. Респондентами выступили студенты 2 и 4 курса очной формы обучения в количестве 23 чел. в возрасте от 18 до 25 лет. И студенты заочной формы обучения 2, 3, 4 курсов в количестве 23 человека в возрасте от 20 до 60 лет. Всего 46 студентов.

Анкета, представленная для изучения вопросов удовлетворенности студентов дистанционными курсами, содержит 30 вопросов. Анкетирование проведено в марте 2020 года. На некоторые вопросы студенты не представили свои ответы.

Анализ результатов анкетирования

Изучив ответы студентов, можно обобщить полученные результаты. В целом ответы студентов сходятся в вопросах удобства обучения с помощью дистанционных технологий. Рассмотрим часть вопросов и ответов на них.

На вопрос о причине выбора дистанционного обучения студенты ответили следующим образом: студенты очной формы обучения большинство сказали, что обучение предусмотрено учебным планом - 82,6%. У студентов заочной формы обучения мнения разделились. Часть студентов назвали причиной обучение без отрыва отработы-26%, дешевле , чем очные; курсы(меньше затратна проезд и/или птожыевмит(е е0,4%, та, что оСртеане претрсмотреноучебным планом -34,7% студентов-заочников. Но в целом из всего числа студентов (46 чел.) большинство указали на предусмотренное обучение по учебному плану - 58,6%.

302520151050-

141 12 10 8 6 4 2 0

■ учебный план

■ дешевле

□ без отрыва

□ актуально

■ направление ОО

количество

Рис. 1. Причина выбора дистанционного обучения

■ текстовый материал

□ интерактивныые формыы

□ практические задания

□ консультации

ОФО ЗФО

Рис. 2. Предпочтительные формы организации дистанционного обучения

При ответе на вопрос: «Какие из предложенных форм организации образовательной деятельности были наиболее эффективны при обучении на данном курсе? (Выберите один или несколько ответов)», студенты в основном ответили, что им понравилась «самостоятельная работа с материалами на самопроверку: тестами, интерактивными заданиями, тренажерами» - 52,17%. На втором месте по популярности выделен ответ «самостоятельное выполнение контрольных, практических работ по предложенным темам» - 36,9%. Самостоятельная работа с учебными текстовыми материалами привлекла 28,2% от всех опрошенных студентов.

В ответах на вопрос о том, сколько времени еженедельно приходилось затрачивать на обучение в рамках дистанционного курса, получены следующие результаты: 45,6% (21 чел.) от общего числа студентов тратили от 2 до 5 часов на работу с дистанционным курсом, 34,7% (15) студентов - примерно 10 часов. Более длительное время на работу в рамках дистанционного обучения тратили 13% (6) студентов. Необходимо сказать, что из студентов-заочников на работу с дистанционным курсом большинство тратили более 10 часов - 47,8% (11 чел. из 23). Трое заочников не представили ответ.

25-t 20 15 10 5 0

ЛЬ

-

\±У\_

■ от 2 до 5 часов

■ примерно 10 часов

□ много

□ мало

Время

Рис. 3. Затраты времени на обучение в дистанционном курсе (емннедм1ьно)

Практически у всех студентов результаты от обучения соответствуют ожи-даниим, комормю быни у ним лееед нааалммосвоениядистамционмых курсов-76% (35 чел.). Только 2 человека из 46 высказали мнение о несоответствии ожи-ыан кшрда^нтаеам.

Такте счудетвнм бмо лредеожентамоа внеинс: «Внкойие иреемиждо-ных вариантов обучения Вы выбрали бы в следующий раз?». Ответы на него расл ределились следующим образом: полностью дистанционное обучение -МЗ,0% (Пчел.из 46),мочеаание онетаицмднноедидн ного(мудитионога)оМу-чения - 67,3% (31 чел. из 46), за полностью очное обучение высказались 4,3% (2 чда. чз НИ).

3 5 30 25 20 15 10 5 0

/ / / /

^Нт

/ / I I

2,2*

—r^-Vm*

■ дистанционно

■ сочетание ДФ и ОФ

□ очное обучение

□ нет ответа

Рис. 4. Предпочтительный вариант обучения

В результате было выявлено, что те студенты (обучающиеся на заочной форме), которые давали ответы о том, что успевали освоить дистанционные курсы заотведен ноевремя,высоко оцениваютсвои знанияи вдальней шемхотели бы тйвдтдь сннеснестню дистантно нюо.

По результатам анкетирования приходим к выводу, что реализация дистан-свмннегосьранедания нТрврУведедияуспешносСтдьедте1 удоввеиеорссы нро-всьсом.ооевшетдоюведповемн ты знакомы с данной формой обучения. Резуль-таны ихоОтведне соодвтнетдуювежьданиям.дансая форма.нтотаюн студенды, является эффективной. Это показывают ответы на вопросы о предпочтительной фд^е о^чениян дедьнейшемиоб ^тнеоьоооисоенх об°нюющнеся т [звыкее онста нциенныскеесо в.

Современным студентам интересно изучать материал через дистанционный курс, то есть внеаудиторно - не через лекции и семинары.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что дистанционное обучение является эффективным механизмом образовательной системы при условии наличия качественной учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса (как педагогу, так и об-

Библиографический список

учающемуся), осуществления разумного сочетания дистанционных и контактных форм обучения, оперативного контроля качества усвоения обучающимся учебного материала. Также во многом удовлетворенность студентов дистанционным обучением зависит от качества разработки преподавателем дистанционного курса (структура, содержание) и применения в его рамках различных интерактивных инструментов.

1. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Available at: https://base.garant.ru/71770012/

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации. Москва, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165.

3. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Омск: Издательство «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», 2017; № 4: 143 - 150. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770275

4. Модорская Г.Г, Ковалева Т.Ю., Ковалев Н.Ю. Анализ мотивов и качества дистанционного образования как инструментарий совершенствования системы дистанционного обучения в вузе. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014; № 25: 89 - 102. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22470249

5. Положение о дистанционных курсах Тувинского государственного университета. Утверждено на заседании УМС ТувГУ протокол от 22.09.2016 г. № 1

6. Положение о Центре дистанционного обучения Тувинского государственного университета. Утверждено ректором от 24.02.2016 г. Принято Ученым Советом ТувГУ протокол от 25.02.2016 г. № 2.

7. Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях в ТувГУ. Утверждено ректором от 29.02.2016 г. Принято Ученым Советом ТувГУ протокол от 25.02.2016 г. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Требования и рекомендации по разработке дистанционных курсов ТувГУ. Утверждены на заседании УМС ТувГУ протокол от 18.02.2016 г. № 6.

References

1. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijprirealizaciiobrazovatel'nyh programm. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.01.2014 № 2. Available at: https://base.garant.ru/71770012/

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. Moskva, 2012, № 53, st. 7598; 2013, № 19, st. 2326; № 23, st. 2878; № 30, st. 4036; № 48, st. 6165.

3. Kulikova E.V. Analiz faktorov, soputstvuyuschih distancionnomu obucheniyu v vuze. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. Omsk: Izdatel'stvo «Sibirskij institut biznesa i informacionnyh tehnologij», 2017; № 4: 143 - 150. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30770275>

4. Modorskaya G.G., Kovaleva T.Yu., Kovalev N.Yu. Analiz motivov i kachestva distancionnogo obrazovaniya kak instrumental sovershenstvovaniya sistemy distancionnogo obucheniya v vuze. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-'ekonomicheskie nauki. Perm': Izdatel'stvo Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta, 2014; № 25: 89 - 102. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22470249

5. Polozhenie o distancionnyh kursah Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Utverzhdeno na zasedanii UMS TuvGU protokol ot 22.09.2016 g. № 1

6. Polozhenie o Centre distancionnogo obucheniya Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Utverzhdeno rektorom ot 24.02.2016 g. Prinyato Uchenym Sovetom TuvGU, protokol ot 25.02.2016 g. № 2.

1. Polozhenie ob 'elektronnom obuchenii i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologiyah v TuvGU. Utverzhdeno rektorom ot 29.02.2016 g. Prinyato Uchenym Sovetom TuvGU, protokol ot 25.02.2016 g. № 2.

2. Trebovaniya i rekomendaciipo razrabotke distancionnyh kursov TuvGU. Utverzhdeny na zasedanii UMS TuvGU, protokol ot 18.02.2016 g. № 6.

Статья поступила в редакцию 19.04.21

УДК 372.881.1

Shirokikh A.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: ashirokih@mail.ru

DIGITALIZATION IN TEACHING LEXIS AND STUDENTS' AUTONOMOUS LEARNING. The article looks upon the methods of teaching English lexis to higher school students in the modes of autonomous learning. In order to optimize ways of online education and correlate teaching vocabulary with the development of general professional skills a scheme of teacher-students interaction is suggested. The basis of this scheme is online glossaries compilation process seen by the author as a common virtual space for project work. The author considers the content and didactic components of this paradigm of digital education. Theoretical and practical considerations are made to justify the relevance of tasks and their sequencing. The conclusion is that this method of online learning positively influences personal relationships within a group of students, develops soft skills, enhances the subject-specific aspects in language studies, structures knowledge and eliminates the authoritative style in teaching.

Key words: lexis, educational applications and online platforms, feedback, project work, autonomy, tutoring.

А.Ю. Широких, канд. филол. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: ashirokih@mail.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Статья посвящена онлайн-методам обучения студентов лексике английского языка и форматам самостоятельной работы. С целью оптимизации он-лайн-обучения и корреляции модулей работы по освоению лексики с развитием общепрофессиональных компетенций будущих выпускников вузов предложена схема взаимодействия преподавателя и студентов по составлению онлайн-глоссариев, понимаемых как общедоступное виртуальное пространство для проектной работы. Рассматривается содержательный и лингводидактический компоненты парадигмы цифровой учебно-познавательной деятельности. Автор приводит теоретические и практические обоснования актуальности и уместности учебных мероприятий и их последовательности. Сделан вывод о позитивном влиянии данного метода работы на личностные отношения в группе студентов, развитии «мягких» навыков, повышении профессионализации и структуризации в обучении, а также о снижении уровня авторитарного стиля в преподавании.

Ключевые слова: лексика, учебные онлайн-приложения и платформы, обратная связь, проектная деятельность, автономия, сопровождение обучаемого.

Поведенческие модели тех, кто сейчас является студентами вузов, существенно отличаются от традиционных представлений о том, как и в какой последовательности надо получать знания. Поколение, выросшее «на «жидкокристаллических образах» и которое «к 2025 году будет составлять около 25% всей рабочей силы» [1, с. 272], зависимо от цифровой среды своего обитания. У этих студентов есть врожденный «цифровой интеллект» [2, с. 124], т.е. они социально, когнитивно и эмоционально предрасположены к тому, что большая

часть их жизни проходит в цифровом формате, и способны познавать окружающую их действительность через онлайн-сервисы и платформы. Особенности восприятия образовательной среды современным студентом включают привычку к многозадачности, нетерпеливость, ответственность, стремление к независимости и непризнание авторитетов. Эти стереотипы особенно эксплицитно выражены в изучении английского языка для специальных целей, где студенты чувствуют себя большими специалистами в плане содержания профессионально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.