Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / ONLINE EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Горбунова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в высших учебных заведениях в период дистанционного обучения. Переход к работе в онлайн-режиме предопределил использование новых форм работы с обучающимися, создание электронной образовательной среды, а также необходимость развития информационно-коммуникационной компетенции преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Горбунова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION: REALITIES AND PROSPECTS

The article discusses the features of the organization of the educational process in higher education during the period of distance learning. The transition to online work predetermined the use of new forms of work with students, the creation of an electronic educational environment, as well as the need to develop the information and communication competence of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

А. В. Глузман, Н. В. Горбунова

УДК 37.018.43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

связи с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ростом интернет-аудитории дистанционное образование занимает сегодня одну из ключевых позиций на рынке образовательных услуг. Дистанционное образование предполагает полное или частичное осуществление образовательной деятельности с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий. Особенность дистанционного образования заключается в удаленности субъекта дистанционного образования от педагога и/или учебных средств, образовательных ресурсов, а основной технологией является предоставление обучающимся образовательного контента - электронных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.

Существенный вклад в разработку методологии и методики дистанционного обучения внесли такие ученые, как A. A. Андреев [1], Я. А. Ваграменко [2], В. В. Вержбицкий [3], Е. С. Полат [5], А. Н. Тихонов [6], С. А. Щен-ников [7].

Дистанционное обучение - форма обучения с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов на разных этапах обучения с материалами информационной сети.

Дистанционное обучение предполагает:

- средства предоставления учебного материала студенту;

- средства контроля успеваемости студента;

- средства консультации студента;

- средства интерактивного сотрудничества преподавателя и студента;

- возможность быстрого дополнения курса новой информацией.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые преимущественно с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

В современных условиях жесткой конкуренции особое значение на рынке труда имеют знания, навыки и опыт. Специалист ХХ1 века - это человек, свободно владеющий современными информационными технологиями, постоянно повышающий и совершенствующий свой профессиональный уровень. Приобретение новых знаний и навыков, полезных для работы в эпоху информационного общества, значительно расширяет возможности самореализации личности.

Новым вызовом для системы образования стала пандемия, вызванная СОУГО-19. Сегодня вузы ищут ответы на вопрос о готовности к организации образовательного процесса при условии приостановления аудиторной работы с обучающимися вуза на неопределенный период и перехода к дистанционному образованию. Безусловно, что все вузы и до пандемии использовали дистанционные формы работы в образовательной и научной деятельности. Это обусловлено тем, что в век Интернет-технологий многие аспекты нашей жизни переносятся в сеть, ускоряя темпы развития информационного общества и преодолевая географические барьеры. Образовательное Интернет-пространство дает возможность сделать обучение полноценным и всеохватывающим. Однако как широкомасштабное, единственно возможное и безальтернативное - дистанционное образование до пандемии не рассматривали.

Анализ работы вузов в условиях самоизоляции позволяет сделать вывод о том, что дистанционное образование имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди преимуществ дистанционных курсов можно выделить гибкость, предусматривающую возможность изложения материала учебного

курса с учетом подготовки студентов; актуальность - возможность внедрения новейших разработок; удобство - возможность обучения в удобное время, в определенном месте, отсутствие ограничений во времени усвоения материала; модульность - разбивка материала на отдельные, функционально завершенные темы, которые изучаются по мере усвоения и отвечают способностям каждого студента или группы в целом; возможность одновременного использования большого количества учебной информации, образовательного контента; интерактивность - активное общение между студентами и преподавателем; расширение возможностей - контроль качества обучения и проведение дискуссий, чатов, использование самоконтроля; отсутствие психологических барьеров и географических границ в получении образования.

С применением дистанционного формата организации образовательного процесса в большинстве вузов:

- повысилась посещаемость студентов;

- повысилась активность студентов и их включенность в работу, что связано с новым форматом организации образовательного процесса, который оказался интересным, необычным и в то же время хорошо знакомым для студенческой молодежи поколения гаджетов;

- все вузы перешли на дистанционное обучение только сейчас, в экстремальной ситуации, несмотря на предпринятые ранее попытки руководства многих вузов сделать это ранее;

- еще более актуализировался и проявил себя в действии компетентностный подход, наиболее важным стало не то, что ты знаешь, а то, что ты умеешь;

- профессорско-преподавательскому составу пришлось в сжатые сроки овладеть информационно-коммуникационными компетенциями, освоить новые платформы и инструментарий для организации образовательного процесса.

Вместе с позитивными моментами дистанционное обучение и его организация имеет и ряд проблем:

- перегруженность преподавателей и студентов;

- негативное воздействие на здоровье студентов и развитие патологий (чрезмерная нагрузка на зрение);

- не всегда устойчивый и скоростной интернет;

- отсутствие живого общения;

- виртуальное прохождение студентами практики, в связи с закрытием большинства предприятий - баз практик;

- много времени занимает создание учебных материалов, подготовка высококачественного образовательного контента (презентации, запись или подбор видеоматериалов) и проверка студенческих работ (написание комментариев и рекомендаций)

- обратная связь «студент-преподаватель» осуществляется преимущественно в печатном формате (с использованием чатов, электронной почты, сообщений).

Е. Н. Кошкина и Е. Р. Орлова выделяют следующие проблемы:

- внедрение дистанционных технологий в обучение и качества дистанционного обучения;

- финансирование;

- информирование российских студентов и слушателей о наличии качественных дистанционных курсов;

- отсутствие методик эффективной реализации дистанционного обучения и организации системы дистанционного обучения;

- отсутствие системы обучения преподавателей использованию ИКТ [4].

На все эти проблемные вопросы профессорско-преподавательский состав ищет ответы: предлагает и экспериментирует различные форматы проведения занятий со студентами, в т.ч. и временные. Как один из возможных студентам вузов предложен 40-минутный формат онлайн-занятия, после которого следует 10-минутный перерыв и продолжение занятия в течение 40 минут. В конце пары преподаватель оставляет время для ответов на вопросы студентов.

Для обучающихся колледжей с учетом их возрастной категории занятие состоит из двух частей: 60+30 мин. В течение 60 минут следует изложение нового материала или

проводится практическое занятие, т.е. происходит непосредственный контакт студентов с преподавателем в онлайн формате. 30 минут предназначены для выполнения заданий и не требуют присутствия студента у монитора.

На сегодняшний день в Гуманитарно-педагогической академии, как и в целом Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского, удалось наладить дистанционный образовательный процесс на должном уровне и предоставлять студентам качественный образовательный контент. О том, что качество работы в дистанционном формате повышается, свидетельствует конкурс, который проводится в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского, на лучший кейс - лучшие практики организации дистанционного образования.

Профессорско-преподавательский состав Гуманитарно-педагогической академии принимает в этом конкурсе самое активное участие. На конкурс представлены кейсы преподавателей: доцента кафедры социально-педагогических технологий и педагогики де-виантного поведения Е. В. Моцовкиной; доцента кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений Э. И. Койковой; доцента кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Е. Л. Веселовой; доцента кафедры менеджмента и туристского бизнеса Е. А. Сергеевой, ассистента кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Е. О. Катранжи; старшего преподавателя кафедры информатики и информационных технологий Т. Н. Филимоненковой; преподавателя Экономико-гуманитарного колледжа Н. В. Белинской.

В процессе организации дистанционного обучения в работе с обучающимися преподаватели используют различные платформы, мессенджеры и приложения: Zoom, ВКон-такте, Skype, Viber, WhatsApp, Google формы, Discord, YouTube, Mirapolis, Jitsi Meet.

Что же думают студенты о дистанционном обучении?

Анастасия (студентка заочной формы обучения): «Сегодня впервые в моей жизни

был экзамен по скайпу. Мне понравилось, необычно. Спасибо огромное преподавателю, все организованно просто и доступно для нас. У меня не возникло трудностей в техническом плане, а если были, то мне помогал с ними справиться преподаватель. Но я все-таки за живое общение».

Виктория (студентка очной формы обучения): «Я расскажу кратко о том, как проходит наше обучение в дистанционном режиме. Само дистанционное обучение подразумевает взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии. И я считаю, что этот процесс удается осуществлять максимально эффективно. Наши пары проходят в сети «ВКонтакте» и в Скайпе. Нам читают лекции, мы выполняем практические занятия -создаем видеофрагменты, готовим тесты и презентации. Во многом дистанционное обучение стало для меня более удобным и практичным в выполнении заданий».

Алина (студентка очной формы обучения): «Лекционная часть проводится на платформе Скайп, в качестве практических заданий мы выполняем тесты, готовим видеофрагменты и презентации. Результаты нашей работы позволяют преподавателю объективно оценить усвоенную нами информацию. Связь с преподавателем всегда мгновенна. Такую форму обучения мы не использовали раньше, она оказалась не только комфортна, но и интересна своим нестандартным подходом».

Анастасия (студентка очной формы обучения): «Конечно, возникают некоторые трудности, связанные с Интернетом, но в целом наше обучение никак не изменилось. Некоторые пары проходят в скайпе, но основная работа происходит ВКонтакте: мы обсуждаем темы, получаем необходимый материал, задания и отправляем выполненные домашние задания».

Светлана (студентка очной формы обучения): «Пары проходят в скайпе, этот формат мне очень нравится, у меня всегда есть возможность пересмотреть видео-лекции и еще раз самостоятельно разобрать сложные для меня вопросы. Пары проходят точно так же, как и в университете, я могу задать любые

интересующие меня вопросы преподавателю и сразу получить на них ответ. Есть и огромный минус: отсутствие личного контакта с одногруппниками».

Жизнь университета - студентов и преподавателей - полностью переведена в дистанционный формат. В дистанционной форме проводятся заседания ученого совета, заседания кафедр, совещания с директорами институтов, заведующими кафедр, предзащиты выпускных квалификационных работ, предзащиты работ аспирантов, а также научно-практические конференции разных уровней:

- совместно с Российской академией наук проведена Всероссийская конференция «Молодежная политика в контексте реализации национальных проектов РФ» (20-21 апреля 2020 г.);

- Международная научно-практическая конференция «Победа советского народа в Великой Отечественной войне: история и современность» (8 мая 2020 г.);

- V Международная научно-практическая конференция «Информационные системы и технологии в моделировании и управлении» (20-22 мая 2020 г.).

В условиях самоизоляции активность студентов не снизилась, а получила новый вектор развития. Студенты ведут активную волонтерскую деятельность; снимают видеосюжеты из общежитий и дома на тему «Как я провожу время в самоизоляции»; принимают активное участие в различных акциях, посвященных 75-летию Великой Победы: Эстафета Победы (чтение стихотворений); танцевальный флешмоб; бессмертный полк; участие в оригинальном городском конкурсе на самоизоляции - #сидимдома, объявленном администрацией города Ялты. Студенты и преподаватели размещали на своих страницах в социальных сетях «РаееЬоок», «1ш1а§гаш», «ВКонтакте», «Одноклассники» фотографии или короткие видео (не более 1 минуты) о том, как они проводят время в период самоизоляции в следующих номинациях: нахожусь дома; готовим вместе; вид из моего окна; карантиним креативно; самоизоляция для активизации; хобби в карантине; растения

делают нас счастливее; домашние тренировки; наши питомцы. Фото сопровождаются хештегами #ЯсемьЯлта, #сидимдомаЯлта, #мывместеЯлта.

С 20 апреля 2020 г. в Гуманитарно-педагогической академии для обучающихся и сотрудников начал работу дистанционный антикризисный психологический центр «У нас все дома». Ежедневно предлагаются онлайн-консультации высококвалифицированных специалистов, проводятся опросы и дискуссии. Все желающие могут высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, рассказать о своих переживаниях. Каждую субботу проходят занятия в психологическом кружке «Пси-клаб», стать участником клуба может каждый, специальной психологической подготовки не требуется. Ежедневно проводит встречи со всеми желающими арт-терапевтическая мастерская «Арт-про-стор», где можно интересно и полезно провести время или даже проработать свои проблемы и негативные эмоции через творчество.

Большой положительный отклик вызвало анкетирование «Как вы переносите самоизоляцию?», проведенное с целью выявления общего психологического состояния преподавателей и студентов в режиме самоизоляции. Полученные результаты позволяют в целом говорить о спокойном восприятии сложившейся ситуации, в то же время выявлены проблемные вопросы, по которым и будет спланирована дальнейшая работа психологической поддержки.

В этом году отметить окончание обучения выпускники Гуманитарно-педагогической академии смогут в режиме онлайн - для них будет организовано вручение дипломов в дистанционном формате, выпуск 2020 года запомнится всем своей оригинальной и необычной формой проведения. С этой целью планируется создание коллективного видеоролика с фотографиями студентов-выпускников, с ситуативными фото и видеосюжетами из их студенческой жизни, в том числе и с интересными фактами о дистанционном обучении и об организации свободного вре-

мени в условиях самоизоляции. Для торжественного момента вручения дипломов подготовлена специальная фотозона, на которой можно запечатлеть момент вручения дипломов, а также несколько онлайн-фотозон, на которых каждый выпускник сможет сделать совместное онлайн-фото с директором, с любимым преподавателем и куратором. Еще одной интересной идеей является организация цветочного флешмоба - каждый выпускник сможет передать цветы и сказать добрые слова своей альма-матер, педагогам, которые на протяжении многих лет делились со студентами знаниями и опытом. Выпускники к этому торжественному моменту готовят он-лайн-концерт.

2020 год внес много нового в работу вузов: это дистанционное обучение, защита выпускных квалификационных работ в режиме онлайн и, конечно же, это волнующая абитуриентов, их родителей и педагогов вступительная кампания-2020. Среди многочисленных и наиболее часто задаваемых вопросов такие: Как в этом году будут поступать в вузы и колледж? Где можно получить актуальную информацию о поступлении? Вступительная кампания в 2020 году будет осуществляться в дистанционном режиме. Подать документы можно онлайн: заполнить заявление, прикрепить сканы документов об образовании, удостоверения личности, фото 3*4. Вступительные испытания будут проходить дистанционно в онлайн-режиме, и каждый абитуриент на свою электронную почту получит ссылку для дальнейшего собеседования.

Подробная информация для абитуриентов о направлениях подготовки и правилах приема в 2020 году размещена на сайте Гуманитарно-педагогической академии и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Профориентационная и консультационная работа для абитуриентов и их родителей проводится в разных форматах: «День открытых дверей онлайн» с размещением видеозаписи на платформе УоШиЬе; создание профориентационных видеороликов и их размещение в социальных сетях

ВКонтакте и БаееЬоок; непрерывное проф-ориентационное сотрудничество с образовательными учреждениями и отделами образования Республики Крым.

Узнать больше о студенческой жизни можно также в онлайн-режиме в рамках реализации программы «Студент на один день». «Студенческая агитбригада» из числа студентов и выпускников Гуманитарно-педагогической академии отвечает на вопросы абитуриентов, легко и интересно рассказывает о направлениях подготовки и о студенческой жизни в Ялте.

Дистанционный формат работы вузов -период овладения руководителями разных уровней (ректор, проректоры, директора академий, институтов, деканы факультетов, заведующие кафедрами, начальники управлений и отделов) новыми компетенциями в условиях неопределенности, в т.ч. и управленческими; приобретения дистанционного опыта управления от кафедры или отдела до университета в целом.

Таким образом, организация образовательного процесса в дистанционном формате способствует повышению информационно-коммуникационной компетенции профессорско-преподавательского состава и студенческой молодежи вузов; созданию электронной образовательной среды. Дистанционное обучение - это не просто технология, а система, в которой информационно-коммуникационные технологии выступают одним из структурных компонентов.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в высших учебных заведениях в период дистанционного обучения. Переход к работе в онлайн-режиме предопределил использование новых форм работы с обучающимися, создание электронной образовательной среды, а также необходимость развития информационно-коммуникационной компетенции преподавательского состава.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, информационно-коммуникационные технологии, информационно-

коммуникационная компетенция, образование.

SUMMARY

The article discusses the features of the organization of the educational process in higher education during the period of distance learning. The transition to online work predetermined the use of new forms of work with students, the creation of an electronic educational environment, as well as the need to develop the information and communication competence of the teaching staff.

Key words: distance learning, online education, information and communication technologies, information and communication competence, education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев A. A. Введение в дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Дистанционное образование: материалы IV Международной конференции по дистанционному образованию. 8-13 ноября 2004 г. -URL: http://www.iet.mesi.ru/broshur/broshur. htm.

2. Ваграменко Я. А., Каракозов С. Д. Развитие образовательных телекоммуникаций в России // Социально-экономические проблемы образования в Западносибирском регионе России: материалы Международной конференции по программе ЮНЕСКО. - Барнаул, 1995. - С. 27-35.

3. Вержбицкий В. В., Власова Ю. Ю. Мониторинг спроса на образовательные услуги в системе открытого образования // Образование в информационную эпоху. Материалы Международной конференции, июнь 2001 г. - М.: Изд-во МЭСИ, 2001. - С. 132135.

4. Орлова Е. Р., Кошкина Е. Н. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Приоритеты России. - 2013. - № 23 (212). -С. 12-20.

5. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2004. -416 с.

6. Управление современным образованием - социальные и экономические аспекты / под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.

7. Щенников С. А. Дистанционная образовательная сеть // Высшее образование в России. - 2005. - № 3. - С. 8-12.

И. О. Петрищев

УДК 378.048.2(47)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

современном обществе наблюдаются существенные изменения, происходящие на рынке труда, требующие обновления содержания большинства профессий, обуславливающие появление новых профессий, изменения перечня профессий, входящих в топ-100, топ-300, изменения в рейтинге профессий будущего (топ-10). Все это существенно влияет на качество образования и обуславливает необходимость формирования у специалистов, в том числе и будущих, новых компетенций.

Сегодня осуществляется переход от индустриального общества к обществу получения знаний на протяжении всей жизни, т. е. осуществляется переход к массовому, а в дальнейшем - и к общему высшему образованию с охватом более 70 % молодежи и возникает потребность в обучении большого количества людей со средними способностями. Кроме того, наблюдаются факты несовершенства академических программ, со-

ставленных преподавателями с разным уровнем подготовки. Существует и обсуждается на разных уровнях проблема снижения качества образовательного процесса. Возникает острая потребность в создании и развитии инновационной инфраструктуры, поиске механизмов качественного обеспечения обучающихся новыми интерактивными технологиями с целью подготовки конкурентоспособных на рынке труда выпускников и повышения квалификации, расширения спектра новых компетенций уже работающих специалистов. Одним из таких действенных механизмов считаем максимальное использование возможностей цифровой педагогики.

Используемое мировым научным сообществом понятие цифровой педагогики, или Digital Pedagogy, предусматривает активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий и обусловленных ими новых форматов обучения. Цифровая педагогика вносит актуальные для современного общества коррективы в образовательный процесс, расширяя традиционную систему образования новыми возможностями.

Принятый Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует общественные отношения в сфере образования и регламентирует деятельность образовательных организаций, применяющих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

В содержащейся в Федеральном законе № 273-ФЗ статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» определены организационно-педагогические условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В соответствии с данной статьей использование в образовательном процессе электронного обучения предполагает создание и применение электронных баз данных, посредством которых при помощи информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется передача

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.