Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН, ПРЕПОДАВАЕМЫХ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ'

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН, ПРЕПОДАВАЕМЫХ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHOD OF TEACHING / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Галина Викторовна, Бондарева Евгения Петровна

В работе представлено пошаговое применение нескольких технологий интерактивного метода, которые могут быть использованы в дистанционном образовании с применением информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации дисциплин, преподаваемых на иностранных языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Галина Викторовна, Бондарева Евгения Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies in Distance Learning: Teaching Subjects in Foreign Languages

The article presents step-by-step implementation of several interactive technologies that can be used in distance education in the process of teaching subjects in foreign languages with the help of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ: НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН, ПРЕПОДАВАЕМЫХ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ»

теория и методика профессионального образования

УДК 378.147

Г. В. Чистякова, Е. П. Бондарева

интерактивный метод обучения в дистанционном образовании: на примере дисциплин, преподаваемых на иностранных языках

G. V. Chistyakova, E. P. Bondareva. Technologies in Distance Learning: Teaching

subjects in Foreign Languages

В работе представлено пошаговое применение нескольких технологий интерактивного метода, которые могут быть использованы в дистанционном образовании с применением информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации дисциплин, преподаваемых на иностранных языках.

ключевые слова: интерактивный метод обучения, интерактивные технологии, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии

контактные данные: 650992, г. Кемерово, Кузнецкий пр., д. 39

The article presents step-by-step implementation of several interactive technologies that can be used in distance education in the process of teaching subjects in foreign languages with the help of information and communication technologies.

Keywords: interactive method of teaching, interactive technologies, distance education, information and communication technologies

Contacts: Kuznetskiy Lane 39, Kemerevo, Russian Federation, 650992

В современном высшем образовании дистанционное обучение все увереннее сосуществует с традиционным. Такая тенденция представляется вполне объяснимой в связи с мощным развитием технических средств, отмечаемым в последние десятилетия. Появившиеся ресурсы, в том числе современные информационно-коммуникационные технологии, без которых работа вуза XXI в., на наш взгляд, уже не мыслится возможной, позволяют включать в образовательный процесс большее число участников. Развитие дистанционных технологий гарантирует возможность предоставления образовательных услуг обучающимся без привязки

Галина Викторовна Чистякова — доцент Кемеровского института (филиала) Российского экономического униерситета им. Г. В. Плеханова, кандидат филологических наук, доцент.

Евгения Петровна Бондарева — преподаватель техникума информационных технологий, экономики и права Кемеровского института (филиала) Российского экономического униерситета им. Г. В. Плеханова, кандидат филологических наук, доцент.

© Г. В. Чистякова, Е. П. Бондарева, 2017

к определенной географической локации (open and distance learning). Огромный пласт информации, существующий в электронной форме, также открывает пути для обучения студента на расстоянии: «Сегодня мы имеем дело с глобальной научно-технологической средой, которая существует наряду с национальными научными системами <...> важно осознавать, что огромный объем стратегических знаний, полезных и ценных, находится в открытом доступе и свободно распространяется по всему миру» [1, с. 11].

Дистанционные образовательные технологии, под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2], положительно воспринимаются заказчиками образовательных услуг — обучающимися, — о чем свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых. Так, например, была доказана положительная взаимосвязь использования студентами информационных технологий в учебных целях и их вовлеченности в обучение и во взаимодействие с преподавателями [3]. В другом исследовании было показано, что применение Twitter в учебных целях положительно влияет на учебную заинтересованность студентов и средние оценки за семестр [4]. Н. Г. Малошонок отмечает, что «чем шире преподаватели используют Интернет и мультимедийные технологии, тем выше академическая и социальная вовлеченность студентов, а также их ориентированность на высокие требования преподавателей и тем ниже вовлеченность в невыполнение требований учебного процесса» [5, с. 59].

Характерной особенностью последних лет становится увеличение доли учебных часов, осваиваемых студентами самостоятельно (самостоятельная работа обучающихся). Можно предположить, что сокращение аудиторной нагрузки (контактной работы обучающихся с преподавателем), а, следовательно, и снижение интенсивности контроля над ходом образовательного процесса со стороны преподавателя влечет за собой понижение мотивированности обучающихся на выполнение требований по освоению образовательной программы. Соответственно, процесс педагогического дизайна (целенаправленного проектирования учебных курсов) должен быть скорректирован в сторону поиска форм и методов обучения, способных мотивировать студента на самостоятельное изучение материала.

Решение поставленной задачи видится в использовании элементов электронного (e-learning) и дистанционного (distant learning) обучения. При этом электронное обучение может осуществляться в формате традиционного обучения в аудитории (face-to-face learning), когда обучающийся использует материально-техническую базу высшего учебного заведения или собственные мобильные устройства, мощность и возможности которых постоянно растут, что позволяет активнее использовать их в качестве образовательных инструментов. Дистанционное же обучение позволяет обучающимся осваивать образовательную программу с любого компьютера при наличии возможности подключения к сети Интернет и обеспечении доступа в электронную информационную образовательную среду учебной организации.

Дистанционные технологии обладают целым рядом несомненных преимуществ. Во-первых, они позволяют осваивать теоретический материал и выполнять практические задания в любом удобном для обучающегося темпе, что нивелирует проблему, связанную с разным уровнем довузовской подготовки абитуриентов. Во-вторых, студент имеет возможность работать в наиболее комфортное для него время суток. В-третьих, данная форма расширяет образовательные горизонты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Процесс педагогического дизайна курсов, реализуемых с элементами дистанционного образования, требует особой профессиональной креативности от преподавателей дисциплин, читаемых на иностранных языках. Поскольку согласно п. 5 ФГОС ВО выпускник вуза должен обладать следующей общекультурной компетенцией: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-4 в ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», ОК-3 в ФГОС ВО по направлению 38.03.06 «Торговое дело» и др.), перед преподавателем встает задача организовать опосредованное взаимодействие участников образовательного процесса в устной форме. В связи с чем необходимость разработки современных методов обучения, которые могут быть применены в активно развивающемся дистанционном формате, не вызывает сомнения. При этом особого внимания заслуживает стремление педагогов активизировать взаимодействие студентов между собой и преподавателем при изучении различных дисциплин, реализуемых в дистанционной форме.

Среди инновационных методов обучения иностранным языкам наиболее перспективным и доказывающим свою эффективность с точки зрения применения дистанционных технологий видится интерактивный метод. В его основе лежит активное взаимодействие студентов друг с другом. Преподаватель выступает в роли консультанта и координатора учебной и/или научно-исследовательской деятельности студентов. Его активность уходит на второй план, а доминирующей оказывается интенсификация работы студента. «Использование интерактивного метода в учебном процессе позволяет повысить степень мотивации обучающихся; максимизировать индивидуализацию обучения; сделать акцент на деятельность и практику; дает широкие возможности для творчества обучающихся; позволяет лучше усвоить учебный материал» [6, с. 353].

Важности интерактивного метода обучения посвящены работы многих авторов. Исследователи уделяют внимание теоретическому описанию метода [7-9], анализируют конкретные интерактивные технологии [10-14 и др.] или же говорят о возможности применения интерактивного метода при преподавании конкретных дисциплин [15; 16 и др.]. Целью данной статьи является описание интерактивного метода обучения, который может быть применен в дистанционном образовании с использованием современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации дисциплин, преподаваемых на иностранных языках. Предметом исследования выступает интерактивный метод обучения, используемый в дистанционном образовании. Актуальность работы: на примере уже известных технологий интерактивного метода обучения представлено их пошаговое применение при дистанционном обучении иностранным языкам.

Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.), позволяют развивать дистанционные формы, не предполагающие непосредственного физического участия преподавателя в образовательном процессе.

Переоценить современные информационно-коммуникационные технологии невозможно: они открывают доступ к источникам информации, неиспользуемым ранее; значительно повышают эффективность самостоятельной работы обучающегося; дают совершенно новые возможности для творчества, проявления и выявления способностей, обретения и закрепления различных навыков как преподавателя, так и студента; позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения (локальные и глобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, электронная библиотека, форум, чат и др.). Не-

возможно не отметить тот факт, что дистанционные образовательные технологии позволяют значительно снизить уровень паники и стресса, которые испытывают студенты, сдающие зачеты и экзамены в традиционной форме, наряду с повышением инициативности, мотивации обучающихся, а также психологического комфорта в дистанционной форме.

Как отмечают Н. В. Ивлева и Е. В. Фибих, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач: формирование и совершенствование навыков чтения, письма, говорения, аудирования; расширение активного и пассивного словарного запаса. Авторы подчеркивают, что обучающиеся получают дополнительную возможность познакомиться с социокультурной средой изучаемого иностранного языка (речевой этикет, особенности речевого поведения и культуры, традиции зарубежных стран), а также повысить учебную мотивацию за счет использования аутентичных материалов [17].

Как в традиционной, так и в дистанционной системах выполнение образовательных задач в рамках дисциплин, реализуемых на иностранных языках, напрямую зависит от качества учебно-методических материалов, материально-технической оснащенности образовательной среды, профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателя. Важную роль также играет и правильный выбор заданий, для выполнения которых необходимо применять информационно-коммуникативные технологии, как, например, работа с электронными учебными и учебно-методическими пособиями, работа с интернет-ресурсами на иностранных языках, выполнение онлайн-тестов/ упражнений, использование бесплатных и коммерческих баз видеоматериалов на иностранном языке, использование онлайн-словарей и тезаурусов, участие в онлайн-олимпиадах и др. При этом «использование информационно-коммуникационных технологий <...> в педагогической практике, в целом, и в методике преподавания иностранных языков, в частности, является мощным средством повышения внутренней мотивации студентов, улучшает их рефлексивные навыки, способствует формированию креативного и инновационного типа мышления, а также обеспечивает современным инструментом для решения задач междисциплинарного характера» [18, с. 1275].

При разработке учебно-методического контента (рабочих программ дисциплин, учебных и учебно-методических пособий, методических указаний по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы и др.) преподавателям необходимо включать задания, выполнение которых должно осуществляться посредством электронного обучения. Так, например, в учебное пособие «Иностранный (английский) язык делового общения», авторы Г. В. Чистякова, Е. А. Подгорная [19], включены следующие виды заданий: «посмотрите видео на портале YouTube и выполните задания», «выполните онлайн-упражнение/тест и пришлите результат преподавателю», «подготовьте сообщение по теме, используя следующие онлайн-ресурсы...» и др. Все задания выполняются исключительно на иностранном языке. Если применять их без использования интерактивной включенности студентов, то учебная задача решается обучающимся самостоятельно, в отрыве от студенческого коллектива, что, безусловно, препятствует развитию диалогической речи на иностранном языке. На наш взгляд, взгляд преподавателя, именно интерактивный метод обучения позволяет нивелировать эту проблему, предоставляя новые возможности для межличностного общения в режиме онлайн. Кроме того, именно интерактивная подача материала способствует более легкому восприятию информации обучающимися, что в сочетании с дистанционными технологиями положительно отражается, с одной стороны, на формировании высокого уровня

внутренней мотивации студентов к самостоятельной учебной деятельности, с другой, на результативности процесса развития коммуникативной компетенции на иностранном языке.

Интерактивный метод обучения вызывает интерес и со стороны обучающихся, о чем свидетельствуют данные эмпирического исследования, проведенного в декабре 2015 г. студентами Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова. Исследование проводилось с целью определения учебных и профессиональных потребностей обучающихся и оценки степени их взаимодействия с преподавателями в учебном процессе. Анкетирование студентов по циклу дисциплин «Иностранный язык» позволило прийти к следующим выводам:

• говорение расценивается студентами как самый значимый для будущей профессиональной деятельности вид языковой активности;

• в качестве основного инструмента для развития навыков говорения студенты выбирают технологии интерактивного обучения;

• необходимо увеличить долю занятий, проводимых с применением интерактивных технологий, как одной из наиболее интересных методик совершенствования коммуникативной успешности [20].

Таким образом, резюмируя собственную многолетнюю практику использования инновационных методов обучения иностранным языкам и результаты анкетирования студентов, можно констатировать тот факт, что максимальную эффективность в плане развития коммуникативной компетенции на иностранном языке посредством дистанционных технологий может продемонстрировать именно интерактивный метод обучения. В данной работе мы намерены показать, каким образом можно адаптировать методы, реализуемые в традиционном (face-to-face) формате, для использования посредством дистанционных технологий.

Среди всего корпуса технологий интерактивного обучения наибольший интерес с позиций реализации в дистанционном формате вызывают технологии и методы, которые применяются в два этапа: подготовительный и презентационный. К таким методам можно отнести: технологию «Jigsaw» (метод пилы), технологию «Case study», технологию «Мозговой штурм», технологию «Деловая игра». Использование дистанционных технологий возможно на подготовительном этапе, в ходе которого студенты коммуницируют, например, посредством видеозвонка в программе Skype. В ходе онлайн-конференции студенты обсуждают поставленные задачи, выбирают лидера рабочей группы, распределяют полномочия, составляют и редактируют тексты и др. Набор выполняемых действий подготовительного этапа зависит от используемой технологии. Участие преподавателя в онлайн-конференции факультативно.

Технология «Jigsaw» (метод пилы) была разработана профессором Elliot Aronson в 1978 г. Методика проведения занятия с использованием данной технологии предполагает, что обучающиеся распределяются на команды по четыре-шесть человек в каждой для работы над учебным материалом (например, текстом по тематике раздела дисциплины), который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Деление на команды, а также объяснение сути задания целесообразно проводить в аудитории.

В ходе подготовительного (дистанционного) этапа выполняется ряд заданий:

• каждый член команды изучает свою часть материала (самостоятельная внеаудиторная работа студентов offline);

• «встреча экспертов» — студенты, изучающие один и тот же блок, но находящиеся в разных командах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному разделу (групповая внеаудиторная работа студентов online);

• эксперты возвращаются в свои команды и обучают всему новому, что узнали сами, других членов команды. Каждый «эксперт», таким образом, выступает в роли «зубца одной пилы» (групповая внеаудиторная работа студентов online).

Каждый участник учебного процесса (каждый «эксперт») несет ответственность за то, насколько все члены команды усвоят объясняемый им материал. Работа участника команды (эксперта и/или обучающегося) отражается на их итоговой оценке.

Презентационный (традиционный) этап — оценка степени освоения материала — проводится преподавателем в ходе аудиторных занятий (face-to-face learning). Проверка осуществляется индивидуально и/или в групповом режиме. Выбор конкретного типа задания зависит от уровня языковой подготовки группы, вида изучаемого материала, временного ресурса и т. д.

Технология обучения «Case study» впервые была использована в середине ХХ в. в Гарвардской школе бизнеса. Суть технологии заключается в том, что обучающимся выдается набор учебных кейс-заданий и предлагается в результате знакомства с материалами осмыслить содержание заключенной в них проблемы, как правило, не имеющей однозначного решения, и предложить свое решение с использованием приобретенных знаний и умений. На занятиях по языку работа с кейс-технологиями предполагает также совершенствование речевых навыков и умений обучающихся в результате обсуждения проблемной ситуации, содержащейся в задании.

Подготовительный этап занятий с использованием метода «Case Study» включает две стадии: организационную и рабочую. Организационную стадию (групповая аудиторная работа студентов offline), на которой преподаватель объясняет характер предстоящей работы с материалами кейса и знакомит обучающихся с учебными материалами, целесообразно проводить в традиционном аудиторном формате. Рабочая стадия (детальное знакомство учащихся с материалами кейса, выполнение заданий, принятие решения по проблеме) проводится в дистанционной форме (самостоятельная внеаудиторная работа студентов online). При этом студенты имеют доступ к дополнительным ресурсам, которые могут понадобиться в ходе подготовки.

Презентационный (традиционный) этап — представление решения кейс-задания — проводится на практическом занятии (групповая аудиторная работа студентов offline). Преподаватель имеет возможность оценить уровень сформи-рованности языковых навыков, прокомментировать работу команды. Решение по личному вкладу каждого участника рабочей группы в выполнение задания принимают сами студенты.

Технология «Brainstorming» («мозговой штурм») — одна из наиболее популярных технологий, применяемых на занятиях по иностранному языку. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1-5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Принято считать, что применение данной технологии возможно только в offline режиме, так как необходимо записывать идеи на доске/листе бумаги, чтобы затем иметь возможность выбрать лучшие. Однако современные информационно-коммуникационные технологии позволяют не только видеть и слышать друг друга в процессе коммуникации, но и активно использовать различные графические редакторы в online режиме, доступные одномоментно всем участникам конференции.

Подготовительный этап может проводиться в двух форматах: аудиторно (групповая аудиторная работа студентов offline), когда преподаватель делит студентов на группы, определяет «лидера» каждой группы (члена команды, который будет организовывать конференцию, записывать идеи, организовывать дискуссию), высылает ему задание для обсуждения; или дистанционно (групповая внеаудиторная работа студентов online), когда преподаватель самостоятельно организует конференцию, назначает «лидера», выдает задание. Подготовительный этап завершается online дискуссией, в ходе которой студенты выбирают лучшие идеи и готовятся отстоять свою точку зрения перед другими группами.

Презентационный (традиционный) этап проходит аудиторно (групповая аудиторная работа студентов offline). Команды представляют результаты своей работы. В качестве дополнительного занятия можно предложить выбрать одну идею и развить ее до объемов самостоятельного проекта (метод проектов).

Технология «Role play» («деловая игра») является одним из эффективных путей формирования коммуникативной компетенции, позволяющим включить процесс обучения иностранному языку в модель будущей трудовой деятельности выпускника вуза. В отличие от ролевой игры, в ходе которой воссоздается личностное взаимодействие, не ограниченное профессиональной деятельностью, в деловых играх обсуждаются ситуации, приближенные к реальной профессиональной деятельности.

На подготовительном этапе (групповая аудиторная работа студентов offline) преподаватель формирует учебные группы, задает условия для деловой игры, определяет степень творческой свободы обучающихся. Обсуждение основных позиций (распределение ролей, определение хода игры и др.) и написание сценария деловой игры проходит в дистанционном формате (групповая внеаудиторная работа студентов online). Проверка сценария преподавателем осуществляется посредством электронной почты.

Презентационный (традиционный) этап — демонстрация деловой игры — проводится в учебной аудитории (групповая аудиторная работа студентов offline) в две стадии: репетиция деловой игры, в ходе которой студенты проигрывают деловую игру в соответствии с заданными ролями; презентация деловой игры для преподавателя и других учебных групп. На этапе обсуждения результатов игры (групповая аудиторная работа студентов offline) студенты имеют дополнительную возможность общения на иностранном языке.

Апробация элементов дистанционных технологий при реализации интерактивного метода преподавания иностранных языков, проведенная в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г. В. Плеханова, продемонстрировала готовность и высокую степень мотивированности студентов в применении дистанционных технологий. Более того, студенты подтвердили, что давно используют информационно-коммуникационные технологии при подготовке домашних заданий и без дополнительной мотивации со стороны преподавателя.

Данный факт свидетельствует о том, что пересматривать свои позиции в части использования дистанционных технологий, в том числе и по отношению к дисциплинам цикла «Иностранный язык», скорее необходимо преподавателям высших учебных заведений, чем студентам. Успешность дистанционной коммуникации студентов во многом зависит от мотивации преподавателя и его компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Применение интерактивных методов в дистанционном образовании способствует, на наш взгляд, развитию творческих способностей преподавателей, что напрямую влияет на поддержку интереса к работе в вузе и профессиональную адаптацию молодых специалистов [21].

Активизация работы студента при непосредственном взаимодействии его с другими студентами и преподавателем в дистанционном обучении позволит развивать коммуникативные навыки обучающегося, что особо важно при изучении иностранных языков, а также создать условия для межличностного и межкультурного общения участников открытого глобального образовательного пространства. Как известно, «коммуникативный путь изучения языка призван успешно развить и лингвограмматические, и риторические навыки обучающегося, сделать занятия увлекательной игрой, предполагающей постоянное коммуникативное взаимодействие участников процесса обучения» [22, с. 128].

Разработка форм и методов дистанционного обучения в рамках процессов проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ требует решения еще многих вопросов. На современном этапе для усиления позиций дистанционного обучения посредством информационно-коммуникационных технологий необходимо:

• регулярно проводить анкетирование студентов по вопросам обучения с элементами дистанционных технологий;

• продолжить практику проведения методических семинаров для преподавателей и специалистов по учебно-методической работе, на которых будут обсуждаться вопросы применения дистанционных технологий в преподавании дисциплин;

• разработать методические рекомендации по применению дистанционных технологий в преподавании дисциплин;

• включать в учебно-методический контент по дисциплинам учебных планов задания, выполнение которых требует применения информационно-коммуникационных технологий;

• пересмотреть образовательные технологии, в том числе интерактивные, применяемые в образовательном процессе с позиций требований дистанционного образования;

• разработать систему мониторинга работы студентов в части электронных внеаудиторных часов.

Образовательный процесс, словно живой организм, может развиваться и совершенствоваться только с учетом условий, в которых находится социум. Современное общество уже не мыслит своей жизни без информационно-коммуникационных технологий, которые активно применяются в обучении, в том числе дистанционном. Следующий шаг развития дистанционного образования — это переосмысление методов, применяемых в традиционном образовании, и поиск новых методических форм, которые могут реализовываться с применением информационно-коммуникационных технологий. В их ряду особое место должны занимать интерактивные методы, позитивно воспринимаемые обучающимися и демонстрирующие высокую результативность в формировании языковых компетенций выпускников высших учебных заведений.

литература

1. марджинсон с. Российские наука и высшее образование в условиях глобализации // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 8-35.

2. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016 г.). Статья 16.

3. Laird T. F. N., Kuh G. D. Student Experiences with Information Technology and their Relationship to Other Aspects of Student Engagement // Research in Higher Education. 2005. Vol. 46, N 2. P. 211-233.

4. Junco R., Heiberger G., Loken E. The Effect of Twitter on College Student Engagement and Grades // Journal of Computer Assisted Learning. 2011. Vol. 27, N 2. P. 119-132.

5. малошонок н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016.№ 4. С.59-83.

6. Чистякова Г. В., Бондарева е. П. Методы обучения иностранным языкам: что предпочесть? // Теория и практика развития современного образования в России. Ульяновск: Зебра, 2017. С. 351-362.

7. добрынина д. В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 172-176.

8. Szabo I., Lipoczi-Csabai S. Teaching and Learning Foreign Languages with Interactive Methods // Gradus. 2014. Vol. 1, N 1. P. 81-91.

9. Переводчикова Д. А. Интерактивные методы в образовании как ответ на изменившиеся когнитивные возможности и потребности человека постиндустриального общества // Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. С. 101-108.

10. Долгоруков А. М. Сase-study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. 128 с.

11. Liu F., Ding Y. Role-play in English Language Teaching // Asian Social Science. 2009. Vol. 5, N 10. P. 140-143.

12. Кузнецов М. В. Методика развития речевых умений в процессе их комбинации на интерактивной лекции у студентов языкового вуза // Язык и культура. 2011. № 3 (15). С. 106-114.

13. Филиппенко А. П., Сухов Р. В. Использование интерактивных практикумов в рамках дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52). С. 32-34.

14. Азамжонова Х. Н. Interactive methods of activities in teaching foreign languages // Актуальные проблемы филологии: Мат-лы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 79-81.

15. Кобзарь-Фролова М. Н. О применении интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин магистрам // Финансовое право. 2013. № 7. С. 21-23.

16. Багирова И. Х., Бурыхин Б. С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 3 (19).

17. Ivleva N. V., Fibikh E. V. Teaching foreign languages to technical students by means of educational online technologies // XVII International Scientific Conference "Reshetnev Readings". 12-14 November 2014, Krasnoyarsk, Russia. IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 70 (2015) 012012. doi:10.1088/1757-899X/70/1/012012.

18. Бакало Д. И., Шишковская Ю. В. Повышение внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка в условиях информационно-обучающей среды // Молодой ученый. 2015.№ 11. С.1273-1275.

19. Чистякова Г. В., Подгорная Е. А. Иностранный (английский) язык делового общения: Учеб. пособие для студентов вузов. Кемерово, 2014. 167 с.

20. Глушенкова Е. Б., Хорева Е. Е. Интерактивные методы обучения иностранным языкам: мнение студентов // Концепт: Науч.-методич. электронный журнал. 2016. Вып. 4. С. 3066-3070: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86646. htm. (Дата обращения: 04.03.2017).

21. Бондарева Е. П., Сергеев С. А. Управление адаптацией персонала в вузе (на примере Кемеровского государственного университета) // Социогуманитарный вестник. 2014. № 1 (13). С. 28-31.

22. Бондарева Е. П., Чистякова Г. В. Языковедческие дисциплины как учебный комплекс // Русский язык в современном Китае. IV Международная научно-практическая конференция: Сб. науч.-метод. ст. / Под ред. Л. В. Вороновой; Забайкал. гос. ун-т, Хулуньбуирский ин-т (г. Хайлар, КНР). 2015. С. 128-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.