РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.02
DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-6-14
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ-2020 И ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ахренов В. Н.1, Ахренова Н. А.2, Белоус Е. Ю.3
1 Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация 2' 3Государственный социально-гуманитарный университет 140410, Московская обл., г. Коломна, ул. Зеленая, д. 30, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Рассмотрение и анализ результатов дистанционного обучения, проходящего во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-2019, в контексте киберсоциализации участников образовательного процесса.
Процедура и методы. В процессе работы использовались следующие общенаучные методы исследования: наблюдение, анализ и синтез, классификация, интроспекция, понятийное моделирование, сопоставление и др.
Результаты. Проведённый анализ позволил выделить ряд психолого-педагогических, регионально обусловленных, социально-бытовых факторов и проблем киберсоциализации в дистанционном обучении. Авторы статьи приходят к выводу, что в киберсоциализации нуждаются представители всех поколений - участников образовательного процесса, а не только дети и подростки.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные выводы вносят вклад в теорию развития дистанционного (цифрового) образования в России.
Ключевые слова: дистанционное (электронное) обучение, киберсоциализация, смешанное обучение, транзитивное общество, информационно-коммуникационные технологии в образовании
© CC BY Ахренов В. Н., Ахренова Н. А., Белоус Е. Ю., 2020.
DISTANCE LEARNING-2020 AND THE PROBLEMS OF CYBER-SOCIALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS
V. Akhrenov1, N. Akhrenova2, E. Belous3
1 Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 141014, Russian Federation
2 3 State University of the Humanities and Social Studies
30, Zelenaya ul., Kolomna, Moscow region, 140410, Russian Federation
Abstract
Aim. To consider and analyze the results and outcomes of distant learning during the pandemic of COVID-19 in the context of cyber-socialization of students, teachers and parents. Methodology. The following research methods were employed in this article: observation, analysis, synthesis, classification, introspection, conceptual modeling, comparison etc. Results. The analysis made it possible to identify a number of psychological, pedagogical, regionally significant, social and everyday factors and problems of cyber-socialization in distance learning, and the cyber-socialization of all generations involved in the education process, which is the most important condition for the development of distant education.
Research implications. The points stated in the article contribute to the theory of digital and distant education development in Russia.
Keywords: distant (e-learning) learning, cyber-socialization, mixed learning, transitive society, information and communication technologies in education
Введение
В 2020 г. человечество столкнулось с новой ситуацией ограничений и самоизоляции, связанной с пандемией ко-ронавирусной инфекции СОУШ-19. По этой причине мы стали свидетелями стихийных и зачастую непонятных для многих изменений, которые не могли не коснуться образования. Миллионы школьников и студентов в России и по всему миру оказались запертыми дома, не имея доступа в привычный класс. Дабы обеспечить бесперебойную работу и сделать непрерывным процесс обучения, школы, колледжи и вузы были вынуждены, с разной долей успешности, ускорить переход на дистанционное обучение. Данный переход был связан с большим стрессом для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, органов управления образованием различных уровней, администраций образовательных организаций. Можно сказать, что киберсоциализация, которая до этого занимала достаточно
долгое время, должна была ускориться до невиданных до весны 2020 г. темпов. Таким образом, все должны были научиться жить и работать в двух параллельных мирах: в мире реальном и в мире виртуальном. Сегодня данный переход имеет как своих критиков, так и своих сторонников [8]. В данной статье мы ставим целью проанализировать последствия и результаты работы обучающихся, педагогов и родителей в вынужденном дистанционном режиме.
В целях ликвидации пробелов в российском законодательстве, связанных с массовым переходом на обучение в дистанционном режиме, государством приняты поправки к закону «Об образовании в РФ» (ст. 16), основными из которых являются: «признание дистанционного образования наряду с традиционным, в том числе и одинаковая юридическая сила выдаваемых по окончании обучения документов; "переход на дистанционное обучение производится вне зависимости от ограничений, установленных в государ-
ственных образовательных стандартах, а также в перечне профессий и специальностей, образование по которым не допускается только путём дистанционных программ". Таким образом, правительство, понимая озабоченность граждан, своевременно отреагировало на запрос общества и зафиксировало правовой статус дистанционного образования»1.
В ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020)2 дистанционное (электронное) обучение описывается следующим образом: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3].
Данные изменения позволяют нам рассматривать дистанционное обучение как средство киберсоциализации совре-
1 Новый закон о дистанционном обучении в РФ 2020 года - что важно знать? Навигатор по законам. [Электронный ресурс]. URL: https://zakon-naviga-tor.ru/novyj-zakon-o-distancionnom-obuchenii-v-rf-2020-goda-chto-vazhno-znat (дата обращения: 08.05.2020)
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e529 1f25d6986b5301ab79c23f0055ca4 (дата обращения: 07.06.2020).
менного человека. К ключевым характеристикам образования подобного вида принято относить следующие: гибкость (обучающиеся выбирают время обучения самостоятельно); модульность; специализированный контроль качества обучения; специализированные, отличные от традиционных технологии и средства обучения. Необходимо также отметить, что роль учителя / преподавателя меняется: из единственного транслятора знаний, можно сказать, непререкаемого интеллектуального авторитета, педагог превращается в «координатора познавательной деятельности обучающихся» и «менеджера образовательного процесса» [2].
До марта 2020 г. считалось, что обучение в дистанционном формате выбирают: высоко мотивированные люди, которые нуждаются в дополнительном образовании, повышении профессионального уровня и/или переподготовке; студенты, обучающиеся заочно или географически удалённые от места учёбы (например, находящиеся на обучении за рубежом); обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Однако после объявления пандемии СОУГО-19 дистанционное обучение стало массовым.
Как уже говорилось выше, дистанционное обучение имеет свои плюсы, особенно в тех условиях, в которых все оказались в марте 2020 г. В первую очередь оно помогло миллионам обучающихся не потерять связи со своими педагогами, друзьями, не чувствовать себя окончательно изолированными от общества, лишёнными того, что делает человека человеком -личностью, - возможности познания, расширения собственных интеллектуальных горизонтов. Благодаря таким приложениям, как 7оош.ш, Ооод1еТеаш8, 8куре, Ве-бинар.ру и т. д. участники образовательного процесса получили возможность визуального контакта, что, бесспорно, важно, особенно в условиях изоляции в своих жилищах. В сложившихся условиях большинство управленцев, педагогов и студентов на практике ощутили возможности
W
интернета для самообразования и формирования информационной культуры. Дистанционное обучение также способствовало резкому повышению уровня умения работать с различными источниками информации, тем самым активизации познавательной деятельности обучающихся [5].
Наметилась тенденция, отмеченная многими педагогами-практиками как в вузе, так и в школе, по повышению мотивации к обучению большинства обучающихся, которые до этого, в условиях учебного заведения, не проявляли должного интереса к изучаемым дисциплинам, что привело к увеличению показателя посещаемости учебных занятий, например, вузовских преподавателей. Причиной этого стало то, что сегодня в школе обучаются представители так называемого поколения Z, которые, можно сказать, родились с гаджетами, которые активнее общаются в мессенджерах и социальных сетях, чем в условиях живого общения. Современные дети чаще читают с экрана устройств, чем со страниц традиционных печатных книг. К особенности их мышления можно отнести клиповость и образность, поэтому они лучше воспринимают креоли-зованный текст и гипертекст, чем текст традиционный1. В традиционном классе они сталкивались лицом к лицу с представителями поколений Х и Y, а порой и поколения бэби-бумеров, которые транслировали свои ценности и представления об организации учебного процесса, очень редко прибегая к использованию информационно-коммуникационных технологий и технологий мобильного обучения в ходе работы над темой [4; 5]. Таким образом, мы получаем своеобразный конфликт отцов и детей (generation gap), так подробно описанный психологами и педагогами. Зачастую преподаватели, придерживающиеся традиционных подходов
1 Эксперты выявили основные проблемы дистанционного образования в РФ: сообщения официального сайта РИА новости. URL: https://sn.ria. ru/20200326/1569166181.html (дата обращения: 07.06.2020).
к образованию, забывают, что, создавая материал для уроков и внеклассной работы на различных интернет-платформах, преподаватель не только более активно включает обучающихся в учебный процесс, он показывает им, что может говорить с ними на одном языке, использовать тот же арсенал технических средств, который доступен и понятен его ученикам. Например, можно заменить традиционный «бумажный» проект веб-проектом или проектом с использованием технологий дополненной реальности, повторять материал в форме веб-квеста и т. д. Это побуждает обучающихся пробовать создавать подобный электронный продукт, а совместная осознанная деятельность, как известно, способствует повышению мотивации, сплочению коллектива, развитию познавательной сферы.
Таким образом, мы видим, что жизнь и технический прогресс, как во все времена, диктует свои условия. В этой связи требования к современному педагогу и формам организации образовательного процесса меняются.
Дистанционное обучение-2020: проблемы и перспективы
Помимо хорошо развитой коммуникативной компетенции и других профессиональных компетенций, высококлассный педагог сегодня должен обладать развитой ИКТ-компетенцией, требования к развитию которой представлены в Профессиональном стандарте педагога. Требования к ИКТ-компетенции в нём были основаны на UNESCO's ICT Competency Framework for Teachers [5]. Несформиро-ванность ИКТ-компетенции на должном уровне у большинства учителей школ (среди преподавателей вузов и организаций среднего профессионального образования ситуация обстоит гораздо лучше) представляется одной из ключевых педагогических проблем, которые обнажил дистант-2020. Анализ ситуации и личный опыт авторов показывает, что педагоги разделились на две группы: те, кто
принял вызов дистанта и адаптировался к преподаванию в новых условиях, и те, кто не решился или не смог отказаться от традиционных форм обучения. Преподаватели из первой группы чаще всего имели опыт работы с онлайн-приложения-ми и технологиями Веб 2.0 до перехода в дистанционный режим, строили свои традиционные курсы, основываясь на принципах смешанного обучения. Педагоги второй группы до введения тотального дистанционного обучения не имели практики работы с указанными выше ресурсами или имели, но не на регулярной основе. Большинство наших коллег в условиях жесточайшего стресса успешно освоили тонкости использования технологий Веб 2.0, основ построения онлайн-курсов, тем самым практически ушли от традиционных форм обучения, сделав обучение поистине продуманным, интерактивным, обеспеченным качественным контролем различного вида, не позволили своим ученикам отстать по программе изучаемых предметов. Однако были и те, кто не смог перестроиться и поменять свою манеру преподавания. У таких педагогов ученики получали объёмные домашние задания и новые темы для самостоятельного изучения. После этого всё сопровождалось онлайн-тестами на образовательных порталах типа Фоксфорд и т. д., которые часто не соответствовали изученной теме или содержали вопросы, относящиеся к этой теме, но не рассмотренные в базовом учебнике по программе. Контроль степени изученности темы осуществлялся в форме тестов или контрольных работ, рассылаемых обучающимся по электронной почте, в соцсетях или в мессенджерах. Активно использовались также рукописные конспекты, которые пересылались указанным выше способом. Педагоги, придерживающиеся такого стиля в работе в дистанте, существенно усложнили свою жизнь, увеличили количество проверки письменных заданий, а обучающиеся получали порой непосильные домашние задания, что зна-
чительно снизило их мотивацию к обучению, повлияло на состояние их здоровья. Особенно губительно такой дистант отразился на учениках начальной школы, навыки чтения, письма и счёта у которых ещё недостаточно сформированы. Кроме того, в условиях такого нечётко организованного дистанционного обучения, обязанности педагога по объяснению новой темы были переложены на плечи родителей, часто являющихся некомпетентными в вопросах преподавания, имеющих свою собственную работу, которую они должны были выполнять из дома.
Ещё одним вызовом для педагогов стал отбор надёжного и безопасного образовательного контента, который соответствовал бы не только тематике курса, но и возрастным особенностям обучающихся, расширял бы их кругозор, а подача материала происходила бы в доступной, увлекательной форме. Данная мера позволяет обеспечить кибербезопас-ность обучающихся, помогает им избежать травмирующего психику контента, опасных знакомств, вовлечения в преступную деятельность, учит тщательно отбирать материалы и информацию [1].
Для решения описанных выше проблем российской системе образования необходима единая информационно-методическая служба (Всероссийский ресурсный центр), которая будет иметь свои представительства в регионах, для обучающихся и педагогов, а также родителей. Это снимет ряд затруднений в работе образовательных учреждений, в связи с тем, что будет разработана единая концепция организации процесса самообразования и дистанционного образования. В компетенцию данной службы будет входить повышение информационной культуры педагогов по единым для всей России требованиям и программам, а педагоги, в свою очередь, на занятиях и родительских собраниях будут нести эту культуру учащимся и их родителям. Миссией данной службы также должна стать разработка единой образователь-
ной платформы и облачной платформы для организации видеоконференций, которая станет отечественным доступным безопасным аналогом платформ Zoom. us и Skype. Что соответствует последним указам и требованиям Президента РФ.
В полномочия этой службы также должно входить осуществление контроля над тем, чтобы информационные технологии внедрялись в образовательный процесс не спонтанно и хаотично, а системно, дозированно и регулярно, согласно требованиям СанПин.
Анализируя полученный опыт в ходе работы в области преподавания в дистанционном режиме во время пандемии COVID-19, отмечаем его остроту для современного общества в контексте ки-берсоциализации. Данный термин, согласно определению В. А. Плешакова, трактуется следующим образом: «кибер-социализация человека (от англ. cyber - в настоящий момент, связанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. socialization - социализация) - социализация личности в киберпростран-стве - процесс качественных изменений структуры самосознания личности и по-требностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [6, с. 14]. Несмотря на то, что учёные говорили о киберсоциализации всех поколений, на практике киберсоциализация в основном осуществлялась при адаптации детей, подростков и молодёжи, но после 11 марта 2020 г., дня объявления мировой пандемии COVID-19, мы вновь заговорили о
необходимости киберсоциализации всех поколений пользователей: обучающихся, педагогов, родителей.
Киберсоциализация участников образовательного процесса складывается из целого ряда социальных явлений и их последствий. На фоне происходящих технических и ментальных изменений само общество становится элементом образовательной киберсреды. Так, М. Г. Федотова [7] описывает современное общество в рамках парадигмы модернизации как транзитивное, т. е. как изменяющееся, трансформирующееся по своему типу устройство. Таким образом, изменчивость и постоянные трансформации самого общества становятся признаком или характеристикой социальной среды, в которой происходит киберсоциализация. В качестве примера можно привести предстоящий перевод внеурочной деятельности в онлайн-режим, т. е. социализация личности будет проходить в условиях виртуальной реальности, которая считается параллельной реальной действительности. В таком варианте дополнительного образования детей не должна быть потеряна созданная десятилетиями система дополнительного образования. В этой связи уместным было бы рекомендовать смешанную модель реализации программ дополнительного образования.
Одним из преимуществ дистанционного обучения является его дешевизна: преподаватели, обучающиеся и работники учреждений не должны тратить время, деньги и силы на переезды, проживание в другом городе. Такое обучение также влияет на снижение расходов на организацию самих курсов. Пропадает необходимость платить за аренду помещений; к тому же учреждения экономят на сохранении состояния материально-технической базы образовательной организации, снижаются расходы на электричество, воду и отопление [2]. Отдельно нам бы хотелось выделить социально-бытовые проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса. К ним мы относим в первую очередь нерав-
ное материальное положение участников образовательного процесса. Так, не все семьи имеют дома компьютер или ноутбук для выхода в интернет и создания и работы с образовательным контентом. Многодетные семьи не всегда могут себе позволить обеспечить стационарным устройством для выхода в интернет всех членов семьи, участвующих в процессе обучения. Педагоги, чья заработная плата не всегда позволяет приобрести современные устройства, не могут осуществлять процесс преподавания в дистанте на должном уровне. Кроме того, социально-бытовые условия многих участников образовательного процесса не позволяют демонстрировать или не дают возможности обучаться всем членам семьи одновременно, например, в условиях однокомнатной квартиры. В значительной степени повышаются расходы на оплату коммунальных платежей в домах обучающихся и педагогов.
Хотелось бы ещё упомянуть, что как у педагогов, так и у обучающихся значительно снижается количество свободного времени, что, безусловно, понижает качество жизни и ослабляет здоровье. Для качественного проведения одного академического часа педагогу необходимо потратить от 4 часов на подготовку занятия, и это не считая часов, затраченных на обучение и повышение квалификации работника. Под подготовкой педагога мы понимаем не только написание рабочих программ по учебной дисциплине, но и подбор обучающих и контрольно-измерительных материалов, редакцию материала под уровень и индивидуальные особенности обучающихся. Каждый педагог-практик знает, что один и тот же урок в разных классах проходит совершенно по-разному1. Особенности обучающихся каждого класса иногда требуют изменения последовательности средств или методов обучения, а иногда, что гораздо сложнее, коррекции
1 Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ ru/files/3214694.pdf. (дата обращения: 07.06.2020).
содержания этих методов и средств.
Кроме того, отсутствие живого очного общения между обучающимися и преподавателем способствует утрате эмоциональной составляющей образовательного процесса, что отражается на творческой атмосфере занятия, а работа в группе усложняется.
Одним из ключевых вопросов дистанционного обучения остаётся проблема идентификации личности пользователя при проверке знаний.
К тому же не всем профессиям можно научить дистанционно. Сказывается недостаток практических занятий у многих специальностей, например, при подготовке медиков, сварщиков, пилотов и т. д.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что при внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и при распространении дистанционного образования необходимо учитывать множество психолого-педагогических факторов, о которых говорилось в статье выше. Кроме того, в России как многонациональном и поликультурном государстве следует принимать во внимание специфику разных регионов, поэтому, унифицируя требования к учебному процессу, мы должны делать это с поправкой на региональный компонент, культурную и религиозную его составляющие, а также духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, о чём подробно говориться в Указе Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020. Учитывая опыт работы в период пандемии СОУШ-19, необходимо принять ряд мер по киберсоциализации всех поколений, как социализированных в цифровом обществе, так и нуждающихся в социализации в виртуальной среде, с целью восстановления связи поколений и преемственности. К мерам подобного характера мы относим работу с предста-
вителями старшего поколения по повышению уровня их ИКТ-компетенции, также возможны занятия по использованию сервисов Веб 2.0, мобильных приложений и т. д. в горизонтальном формате взаимодействия «обучая, обучай», когда студенты обучают преподавателей работе с приложениями, мобильными технологиями и т. д. Укрепление образования таким образом представляется особенно
актуальным, так как в условиях цифровой экономики и цифрового общества образование должно быть подвергнуто трансформации, но с учётом упомянутых выше особенностей и трудностей, а также с учётом лучших традиций российской системы образования с целью сохранения собственной идентичности и самобытности.
Статья поступила в редакцию 15.06.2020.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Школа самоизоляции: как найти плюсы в карантине? [Электронный ресурс]. URL: http://ww.sobaka.ru/health/health/105334?ft>clid=IwAR1G-tjrNPnRY0rcxg-xqVmE5YoyDa Qmvagywc4Ws2QJX16ln62ePvlxAaw (дата обращения: 20.08.2020).
2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 20.08.2020).
3. Ломоносова Н. В. Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2017. № 2 (3). URL: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_obuchenija_v_uslovijah_kibersocializacii_ studentov (дата обращения: 20.08.2020).
4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. 2-е изд., перераб. М., 2009. 127 с.
5. Плешаков В. А. Жизнь и деятельность человека в эпоху киберсоциализации // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2018. № 1 (4). URL: http://journal.homocyberus. ru/Pleshakov_VA_1_2018 (дата обращения: 20.08.2020).
6. Плешаков В. А. Киберсоциалиация человека: от Homo Sapiens^ до Homo Cyberus^. М., 2012. 212 с.
7. Федотова М. Г. К содержанию понятия «Транзитивное общество» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1 (4). С. 28-31.
8. Чигинцева А. А. Актуальные проблемы дистанционного обучения // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2018. № 3 (19). С. 10-13.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. [Self-isolation school: how to find advantages in quarantine?]. Available at: http:// www.sobaka.ru/health/health/105334?fbclid=IwAR1G-tjrNPnRY0rcxg-xqVmE5YoyDaQm-vagywc4Ws2QJX16ln62ePvlxAaw (accessed: 08.20.2020).
2. Verbitskii A. A. [Digital Learning: Challenges, Risks and Prospects]. In: Homo Cyberus: elektronnyi nauchno-publitsisticheskii zhurnal. [Homo Cyberus: scientific e-journal], 2019, no. 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (accessed: 08.20.2020).
3. Lomonosova N. V. [Blended learning system in the context of cyber socialization of university students]. In: Homo Cyberus: elektronnyi nauchno-publitsisticheskii zhurnal. [Homo Cyberus: scientific e-journal], 2017, no. 2 (3). Available at: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_ obuchenija_v_uslovijah_kibersocializacii_studentov (accessed: 08.20.2020).
4. Mudrik A. V. Vvedenievsotsial'nuyupedagogiku [Introduction to Social Pedagogy]. Moscow, 2009. 127 p.
5. Pleshakov V A. [Human life and activity in the era of cyber socialization]. In: Homo Cyberus: elektronnyi nauchno-publitsisticheskii zhurnal. [Homo Cyberus: scientific e-journal], 2018, no. 1 (4). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2018 (accessed: 08.20.2020).
6. Pleshakov V. A. Kibersotsialiatsiya cheloveka: ot Homo Sapiensa do Homo Cyberusa [Human cyber socialization: from Homo Sapiens to Homo Cyberus]. Moscow, 2012. 212 p.
7. Fedotova M. G. [On the content of the concept of "Transitive society"]. In: Vestnik Vyatskogo gosu-darstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Vyatka State Humanitarian University], 2010, no. 1 (4), pp. 28-31.
8. Chigintseva A. A. [Actual problems of distance learning]. In: SKIF. Voprosy studencheskoi nauki [SCYTHIAN. Student Science Issues], 2018, no. 3 (19), pp. 10-13.
VJV
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ахренов Владимир Николаевич - кандидат педагогических наук, главный советник при ректорате Московского государственного областного университета, доцент кафедры непрерывного образования Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Ахренова Наталья Александровна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры германо-романских языков и методики их преподавания Государственного социально-гуманитарного университета; e-mail: [email protected]
Белоус Егор Юрьевич - магистрант Государственного социально-гуманитарного университета; преподаватель английского языка в ГБПОУ МО «Колледж Коломна»; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Vladimir N. Akhrenov - Cand. Sci. (Education), chief adviser to the rector of Moscow Region State University, Assoc. Prof., the Department of continuing education, the Institute of Professional Development and Off-Duty Retraining of Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Natalia A. Akhrenova - Dr. Sci. (Philology), Assoc. Prof., Professor of the Department of Germanic-Romance languages and methods of their teaching, Faculty of foreign languages, State University of the Humanities and Social Studies; e-mail: [email protected]
Yegor Yu. Belous - Master's Degree Student, profile "Theory and practice of teaching foreign languages", State University of the Humanities and Social Studies; English teacher at the State Educational Institution "Kolomna College"; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Ахренов В. Н., Ахренова Н. А., Белоус Е. Ю. Дистанционное обучение-2020 и проблемы кибер-социализации участников образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 6-14. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-6-14
FOR CITATION
Akhrenov V. N., Akhrenova N. A., Belous E. Yu. Distance Learning-2020 and the Problems of Cyber-socialization of the Educational Process Participants. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2020, no. 3, рр. 6-14. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-6-14