Научная статья на тему 'Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения'

Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЗВАНИЕ «СТУДЕНТ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / STUDENTS' SCIENTIFIC WORK / "STUDENT-RESEARCHER" TITLE / MAGISTRACY / POST-GRADUATE STUDY / COMMUNICATIVE SKILLS / CONTINUITY OF RESEARCH AND EDUCATIONAL SPECIALISTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялов Александр Михайлович, Фёдорова Мария Александровна

Новые условия функционирования системы высшего образования требуют разработки научнообоснованныхуправленческихрешенийпоактивизацииисследовательскойдеятельности студентов. В данной работе представлена разработанная в ГОУ «СибАДИ» комплексная Программа подготовки студентов-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of technical university student training for scientific work: substantiation and suggestions

New circumstances of higher education system functioning require the development of substantiated management decisions for the improvement of students' scientific work. The complex program of students-researchers training, which has been offered for The Siberian Automobile and Highway Academy, is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378016 А. М. ЗАВЬЯЛОВ

М. А. ФЁДОРОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБОСНОВАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ_________________________________________________

Новые условия функционирования системы высшего образования требуют разработки научно обоснованных управленческих решений по активизации исследовательской деятельности студентов. В данной работе представлена разработанная в ГОУ «СибАДИ» комплексная Программа подготовки студентов-исследователей.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, звание «студент-исследователь», магистратура, аспирантура, коммуникативная культура, преемственность подготовки научно-педагогических кадров.

В период вхождения России в единое европейское образовательное пространство актуальной остается проблема развития сферы научно-инновационной деятельности вуза и, в первую очередь, подготовки студента-исследователя. В научной и методической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость начинать исследовательскую работу студентов на раннем этапе обучения в вузе. В то же время многие работы только обозначают проблему и носят деклара-

тивный характер. В других предлагаются лишь отдельные меры по решению проблемы активизации научной деятельности студентов и интеграции образовательной и научной деятельности. Они обозначаются по-разному, но сводятся к нескольким направлениям: участие студентов в конкурсах и конференциях, посещение научных кружков и секций.

Имеются решения и на общероссийском уровне: так, согласно Указу № 1448 «О реализации пилотного

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

проекта по созданию национальных исследовательских университетов» от 7 октября 2008 г., на базе ГОУ ВПО «Московский инженерно-физический институт (государственный университет)» создан Национальный исследовательский ядерный университет, а на базе ФГОУ ВПО «Государственный технологический университет: Московский институт стали и сплавов» создан Национальный исследовательский технологический университет.

Однако данная проблема является более сложной, она касается каждого вуза в частности, и ее решение должно носить системный характер. В наше время еще не сформирована система развития научной деятельности студентов, отдельные мероприятия по активизации НИРС не закреплены документально.

Для объективного представления ситуации проанализируем траекторию обучения молодого человека, предполагая его становление из ученика (выпускника) школы в студента — аспиранта — молодого ученого. Первый год пребывания в вузе для студента — год перестройки всей системы обучения, привыкания к новой и, по возможности, использование опыта, полученного в школе. Основным средством активизации научной деятельности школьников является их участие в мероприятиях Научного общества учащихся (НОУ). Однако не все ученики способны готовить полноценные работы, отвечающие всем требованиям данного общества, так как еще не владеют навыками написания научной работы. Поэтому большую роль играет помощь учителей-предметников и регулярность написания научных работ школьником (например, в 8, 9, 10, 11 классах последовательно). Очевидно также, что эта работа является внеклассной и иной раз выполняется «за оценку», а не благодаря истинной заинтересованности учащихся. В конце 11 класса ученик, как правило, забывает о своих научных достижениях, так как ему предстоит долгий путь выбора специальности, поступления, а затем и адаптации к вузовской среде.

Начальный период обучения (1-2 курсы вуза), период адаптации легче всего проходят выпускники профильных школ. Они же, как правило, уже знакомы с системой обучения в вузе и даже с методикой отдельных преподавателей. В этом отношении роль школы играет на руку развитию будущего студента-исследователя. На данном этапе студенты чаще всего принимают участие в конференциях и разнообразных конкурсах по общеобразовательным предметам, что соответствует их учебному плану. С другой стороны, даже те, кто уже готов начать исследовательскую деятельность по своей специальности, еще не имеют возможности познакомиться с учеными, курирующими научную работу на старших курсах. Курсовые работы во время начального периода обучения, по сути, являются расчетными и выполняются по заданному образцу.

С третьего курса начинается выполнение курсовых работ по основным дисциплинам, хотя собственно научная деятельность для многих студентов ассоциируется лишь с выполнением итоговой работы (дипломного проекта). Но и здесь выявляются некоторые трудности, основная из которых — низкая заинтересованность и мотивированность студентов [1, 2].

Очевидно, что не все студенты должны и могут быть заинтересованы в выполнении проектных и подобных им заданий, студент-исследователь единичен по сути. Поэтому на начальном этапе необходимо проводить анкетирование студентов первого-второго курсов на предмет выявления у них интереса к научно-исследовательской работе.

В последующем возможно проведение анализа индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающегося, например, по иностранному языку, на основе чего совместно с ним вырабатывается индивидуальная образовательная траектория. Она предполагает выполнение студентом индивидуальных тематических работ, включенных в план научноисследовательской деятельности, вместо текущих контрольных заданий по общим и специальным предметам. Эта идея неоднократно подчеркивалась представителями многих российских вузов [3], она также близка понятию тьюторства и возможностей применения его основных подходов в вузе [4].

Что касается обучения в аспирантуре и докторантуре, то, во-первых, не всегда наблюдается преемственность тематики дипломных проектов и кандидатских диссертаций. Кроме того, на данном этапе выявляется проблема низкой коммуникативной культуры некоторых молодых ученых, особенно в технических вузах [5]. Из-за недостаточного владения иностранным языком российские ученые не могут ознакомиться с работой зарубежных исследователей на языке оригинала, что приводит к ее игнорированию и, следовательно, к узости научного мировоззрения в целом. Таким образом, научная значимость большинства работ молодых исследователей имеет локальный характер, в то время как основной критерий всякой научной работы — ее мировая новизна. Поэтому еще во время обучения в вузе необходимо развитие общей коммуникативной культуры студентов и повышение уровня владения иностранным, прежде всего английским, языком.

К тому же, следует говорить о различии требований при подготовке специалиста для, скажем, дорожнотранспортного комплекса и ученого-педагога этой же отрасли. Не умаляя возможностей и способностей отдельных сотрудников осуществлять оба вида деятельности, мы считаем, что исследовательская деятельность является вторым, более сложным уровнем, своеобразной «надстройкой» над уровнем основной квалификации. Поэтому для вовлечения в нее необходима дополнительная системная подготовка. Подобная система впервые реализована в Санкт-Петербургском государственном горном институте (ТУ) [6].

По нашему мнению, новый подход к подготовке студента-исследователя должен удовлетворять следующим критериям современной европейской системы образования:

1. Личностно-ориентированный подход, включающий модульно-рейтинговые технологии, технологии индивидуальных образовательных траекторий, разноуровневого обучения, что соответствует понятию открытого образования [2, 4, 7].

2. Гуманитаризация образования (роль языковой подготовки и коммуникативной культуры в целом) [8].

3. Разработка системы стимулирования субъектов научно-исследовательской деятельности на всех ее этапах [9].

Его основными принципами должны служить принцип преемственности (студент-исследователь — аспирант — кандидат наук — докторант) и принцип комплексности: взаимосвязи получаемых в процессе обучения навыков ведения исследовательской деятельности, написания научных работ и сопроводительной документации, коммуникативных навыков.

Мы считаем, что разработанная в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ, г. Омск) Программа подготовки студентов-исследователей удовлетворяет всем перечисленным условиям. Она направлена на:

— подготовку резерва научно-педагогических кадров, глубокого, целенаправленного и творческого развития студентов, включая выполнение студентами-исследователями научно-исследовательской, проектноконструкторской, изобретательской и учебнометодической работы;

— ориентацию работы студентов-исследователей на повышение уровня выполнения выпускных квалифицированных работ бакалавров, инженеров и магистров, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации;

— обеспечение комплексной подготовки (включая компьютерную и языковую) студентов-исследо-вателей к поступлению в магистратуру и аспирантуру; участие в городских, региональных, всероссийских, международных форумах и конкурсах.

Студент, выполняющий программу студента-исследователя, перед поступлением в аспирантуру получает высокий уровень компьютерной и языковой подготовки (имеет сертификат); владеет методиками и навыками выполнения научно-исследовательских работ и преподавательской деятельности, имеет серьезный научный задел по теме диссертационной работы, опыт выступлений с докладами и ряд публикаций.

В программу входят следующие документы: Положение о студенте-исследователе, форма договора и представления отчетных материалов. Согласно положению, звание «Студент-исследователь» вводится как одна из форм поощрения студентов Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), принимающих активное участие в научно- исследовательской работе.

К званию «Студент-исследователь» могут быть представлены студенты, владеющие методикой самостоятельного решения научных задач, навыками работы в научных коллективах, имеющие научные публикации, патенты на изобретения, принимающие участие в конкурсах на получение грантов, а также победители во всероссийских, зональных и университетских конкурсах на лучшую научную студенческую работу, и получающие государственную академическую стипендию. Предусматривается также статус кандидата на звание « Студент-исследователь» как подготовительная ступень к получению звания «Студент-исследователь». Звание «Студент-исследователь» присваивается приказом ректора академии на основании решения совета по научно-исследовательской работе студентов (НИРС). Деканы факультетов и кафедры организуют работу по представлению к званию «Студент-исследователь» и представляют материалы в совет по НИРС до 20 июня ежегодно. Совет НИРС готовит проект приказа по представлению к званию «Студент-исследователь» до 1 июля ежегодно. Представление к званию «Студент-исследователь» осуществляется, как правило, не ранее чем на 2-м курсе обучения. Студенты, рекомендованные к званию, должны учиться на «хорошо» и «отлично» (необходимое условие). Достаточным условием присвоения студенту звания «Студент-исследователь» является достижение критериального значения индекса научно-инновационной активности студента (ИНИА).

Звание «Студент-исследователь» дает преимущественное право на: обучение по индивидуальному плану; участие в научно-инновационных мероприятиях с оплатой из внебюджетных средств (при условии их наличия); рекомендацию к поступлению в аспирантуру ГОУ «СибАДИ»; преимущества при поступлении в аспирантуру (согласно Положению о подготовке научных и научно-педагогических кадров

в ГОУ «СибАДИ»). «Студенту-исследователю» выплачивается материальное поощрение в размере 30 % от государственной академической стипендии ежемесячно (при условии наличия внебюджетных средств или стипендиального фонда). Звание «Студента-исследователя» подтверждается ежегодно.

Студенты, утратившие право на получение государственной академической стипендии по результатам экзаменационной сессии, не получают материальное поощрение начиная с первого числа следующего за окончанием экзаменационной сессии месяца.

Определены целевое назначение и задачи сту-дента-исследователя.

Цель: обеспечить индивидуальную научную, педагогическую и языковую подготовку выпускаемого академией высококвалифицированного специалиста: бакалавра, инженера, магистра, для последующего его поступления в аспирантуру, успешной проектной научной и производственной деятельности.

Концепция: создать условия преемственной подготовки научно-педагогических кадров через систему подготовки студентов-исследователей.

Направления:

— для подготовки резерва научно-педагогических кадров, глубокого, целенаправленного и творческого развития студентов, считать необходимым выполнение студентами-исследователями научно-исследовательской, проектно-конструкторской, изобретательской и учебно-методической работы;

— тематику работы студентов-исследователей целесообразно ориентировать на повышение уровня выполнения выпускных квалификационных работ бакалавров, инженеров и магистров, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации.

Задачи:

— унаследовать опыт и традиции школы ученых и преподавателей Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, признанных отечественной и мировой научной общественностью ведущими в областях их деятельности;

— углубить подготовку и приобрести начальные навыки в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с использованием уникальной приборной базы академии;

— освоить методические принципы и приобрести некоторый опыт преподавательской работы;

— приобрести начальный опыт написания научных отчетов, подготовки публикаций и заявок на изобретение (патентов);

— обучиться методам решения инженерных и научных задач с применением персональных компьютеров и оформления с их помощью текстовых и графических результатов;

— повысить знания по одному из распространенных европейских языков до уровня свободного владения.

Предложена методика расчета Индекса научноинновационной активности (ИНИА) студента по 11 индикаторам.

Индекс научно-инновационной активности - I студента подсчитывается по следующей формуле:

I=е • б,

где

п — число учтенных позиций; N — число всех позиций, N= 11; Я — сумма баллов.

Пример вычисления (ИНИА):

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

Е =25

п = 5

N = 11

I = 25 ■ — = 11,36 11

Функционирование системы подготовки сту-дента-исследователя невозможно без такой важной части, как развитие коммуникативных компетенций. Это, в свою очередь, предполагает как развитие культуры речи [8], так и уровня владения иностранными языками.

Принято считать, что в техническом вузе кафедра иностранных языков выполняет второстепенную функцию, не участвуя в подготовке патентных заявок и хоздоговорной деятельности. Однако в свете вышесказанного хотелось бы сместить акцент с ее второстепенной функции на сопроводительную. Преподаватели кафедры в сотрудничестве с представителями международного отдела вуза способны разработать систему языковой подготовки студентов-исследователей, сопровождать процесс их подготовки по всей траектории до аспирантуры и докторантуры, вести переписку с представителями зарубежных вузов, осуществлять консультативную деятельность по подготовке статей на иностранном языке, а также грантовых заявок в международные фонды и организации.

Данные курсы могут читаться как параллельно, так и последовательно, сначала по культуре речи, а затем по иностранному языку.

Среди перспектив развития Программы подготовки студента-исследователя выделим следующие:

1. Определение основ создания индивидуальной траектории обучающегося (групповое или индивидуальное обучение; различие в интенсивности подготовки, определяемое индивидуальными особенностями личности; принципы формирования языковых групп);

2. Разработка системы стимулирования студентов-исследователей и их научных консультантов.

3. Возможность дополнения программы такими курсами, как «Патентоведение», «Основы инновационного менеджмента», «Современные информационные технологии».

Итак, педагогическая система подготовки студента технического вуза к научной деятельности является необходимым условием качественного отбора аспирантов и, в конечном счете, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров.

Библиографический список

машин и основы конструирования» [Текст] / В. Н. Никитин // Инженерное образование в условиях вхождения России в Европейское образовательное пространство : материалы Юбил. науч.-метод. конф. Омск, 2-3 февраля 2006 г. — Омск, 2006. — С. 38 — 41.

2. Бобрик, Д. И. Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях кафедры акушерства УО ВГАВМ [Текст] / Д. И. Бобрик // Образование. Инновации. Качество : материалы III Международной научно-методической конференции, г. Курск, 30 — 31 января 2008 г. — Курск : Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2008. — С. 202-203.

3. Шалимова, Д.В. Воспитание инновационно активных специалистов в техническом вузе [Текст] / Д. В. Шалимова // Современное образование : вызовам времени — новые подходы : материалы Междунар. науч.-метод. конф., 31 января - 1 февраля 2008 г., Россия, Томск. — Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. — С. 183 — 184.

4. Ковалева, Т. М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе [Текст] — Режим доступа : http://www.thetutor.ra/ higher/аrticle05.html

5. Чикурова, А. В. «Зачем нужна эта история», или Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Текст] /

A. В. Чакурова // Современное образование : проблемы и перспективы в условиях перехода к новой концепции образования : материалы Междунар. науч.-метод. конф., 29 — 30 января 2009 г., Россия, Томск. — Томск : Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2009. — С. 18 — 20.

6. Трушко, В. Л. Подготовка научно-педагогических кадров в техническом университете через аспирантуру [Текст] /

B. Л. Трушко // Собрание научно-педагогической общественности. 26 — 27 октября 2006 г. — СПб : Тверской ИнноЦентр, 2007. —

C. 145—152.

7. Якиманская, И. С. Методология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы. — М., 2001. — С. 13—18.

8. Манвелова, И. А. Английский язык минус русский равняется нулю? [Текст] // И. А. Манвелова // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 12. — С. 52 — 53.

9. Давыденко, Т. М. Система стимулирования научно-исследовательской работы студентов и молодых исследователей [Текст] // Т. М. Давыденко, М. В. Беняш // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 11. — С. 18 — 21.

ЗАВЬЯЛОВ Александр Михайлович, доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе. ФЁДОРОВА Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: e-mail: nis@sibadi.org

1. Никитин, В. Н. Анализ самостоятельной работы студентов при выполнении курсового проекта по дисциплине «Детали

Статья поступила в редакцию 14.05.2010 г. © А. М. Завьялов, М. А. Фёдорова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.