Научная статья на тему 'Система подготовки спортсменов в тайском боксе'

Система подготовки спортсменов в тайском боксе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1359
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙСКИЙ БОКС / THAI BOXING / БАЗОВАЯ ТЕХНИКА ТАЙСКОГО БОКСА / BASIC TECHNIQUE OF THAI BOXING / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ТАЙ-БОКСЕРОВ / TECHNIQUE OF THE DEVELOPMENT OF THAI BOX-ERS'ENDURANCE / МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ / TECHNIQUE OF CONJUGATE DEVELOPMENT / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК / INDIVIDUAL BIOLOGICAL FEATURES OF SPORTSMEN / ЭТАП НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ / STAGE OF DIRECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хамаганов Батор Петрович, Сагалеев Андрей Сергеевич

В статье приведены данные по разработке системы подготовки тай-боксеров. Описана и экспериментально обоснована методика обучения базовой технике тайского бокса в течение двух лет. Разработана методики развития выносливости спортсменов с учетом специфики двигательной деятельности тайского бокса. Предложена методика сопряженного развития подвижности в суставах, координации движений и формирования двигательных навыков. Представлена методика построения учебнотренировочного процесса спортсменок с учетом индивидуальных биологических особенностей на их функциональное состояние и работоспособность. Дано содержание учебно-тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хамаганов Батор Петрович, Сагалеев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of training sportsmen in Thai boxing

The article presents the data on the development of the system of training of Thai boxers. The methodology of teaching the basic technique for two years has been described and experimentally justified. The technique of the development of athletes’endurance has been developed taking into account the specificity of motor activity in Thai boxing. The technique of conjugate development of mobility in the joints, coordination of movements and formation of motor skills has been proposed. The technique of construction the training process of athletes has been presented taking into account individual biological features of their functional status and working efficiency. The content of the training process at the stage of direct training of students-athletes to competitions is revealed.

Текст научной работы на тему «Система подготовки спортсменов в тайском боксе»

УДК 796.83

Система подготовки спортсменов в тайском боксе

© Хамаганов Батор Петрович

кандидат педагогических наук, доцент, Агинский филиал, Бурятский государственный университет

Россия, 687000, Забайкальский край, пгт Агинское, ул. Комсомольская, 24а E-mail: [email protected]

© Сагалеев Андрей Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Бурятского госуниверситета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье приведены данные по разработке системы подготовки тай-боксеров. Описана и экспериментально обоснована методика обучения базовой технике тайского бокса в течение двух лет. Разработана методики развития выносливости спортсменов с учетом специфики двигательной деятельности тайского бокса. Предложена методика сопряженного развития подвижности в суставах, координации движений и формирования двигательных навыков. Представлена методика построения учебно-тренировочного процесса спортсменок с учетом индивидуальных биологических особенностей на их функциональное состояние и работоспособность. Дано содержание учебно-тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям. Ключевые слова: тайский бокс, базовая техника тайского бокса, методика развития выносливости тай-боксеров, методика сопряженного развития, индивидуальные биологические особенности спортсменок, этап непосредственной подготовки.

System of training sportsmen in Thai boxing

Bator P. Khamaganov

PhD in Education, A/Professor, Aginsky Branch of Buryat State University 24а Komsomolskaya St., Aginskoye, Zabaikalsky Krai, Russia 687000

Andrey S. Sagaleev

EdD, Professor of the Department of Sports Disciplines, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article presents the data on the development of the system of training of Thai boxers. The methodology of teaching the basic technique for two years has been described and experimentally justified. The technique of the development of athletes'endurance has been developed taking into account the specificity of motor activity in Thai boxing. The technique of conjugate development of mobility in the joints, coordination of movements and formation of motor skills has been proposed. The technique of construction the training process of athletes has been presented taking into account individual biological features of their functional status and working efficiency. The content of the training process at the stage of direct training of students-athletes to competitions is revealed.

Keywords: Thai boxing, basic technique of Thai boxing, technique of the development of Thai box-ers'endurance, technique of conjugate development, individual biological features of sportsmen, stage of direct training.

Тайский бокс является очень зрелищным видом спорта и его популярность в России стремительно растет. В то же время вопросы научно-методического обеспечения подготовки тай-боксеров разработаны не в полной мере. Так, недостаточно изучены особенности соревновательной деятельности, необходима разработка методики обучения базовой технике, требуют исследования вопросы оптимального построения учебно-тренировочного процесса, развития и контроля физических качеств. Существует насущная потребность в обосновании рационального построения тренировочного процесса с

учетом индивидуальных особенностей женского организма. Все сказанное определяет высокую актуальность и необходимость данного исследования.

На основе проведенных исследований разработана методика обучения базовой технике тайского бокса в течение двух лет [1; 2].

В первый год производилось изучение стоек (левосторонней, правосторонней и фронтальной; высокой и низкой). Формировались умения контролировать дистанцию (ближнюю, среднюю, дальнюю) с помощью различных способов передвижения. Изучались захваты (за шею, руки, корпус, руки и шеи, шеи и туловища, шеи и руки), производилось обучение технике ударов руками и ногами: прямых, боковых ударов и снизу.

Для того чтобы развить способность обучаемых действовать инициативно, непредсказуемо и неожиданно для соперников, оперативно анализировать различные ситуации и принимать адекватные решения, был применен подход, предусматривающий использование подвижных игр с элементами единоборства.

На основе специализированного игрового комплекса осуществлялось обучение умениям и навыкам ведения единоборства. В указанный комплекс вошли игры с касаниями, захватами, теснениями, а также игры с элементами борьбы. В занятия включались по 4 разноплановые игры на освоение определенного двигательного навыка.

На втором году обучения продолжалось изучение стоек, совершенствовалось умение контролировать дистанцию с помощью различных способов передвижения, а также совершенствовался вход в захваты (за шею, руки, корпус, руки и шеи, шеи и туловища, шеи и руки). Закреплялся навык выполнения прямых, боковых ударов руками и ударов руками снизу. Также помимо закрепления изученного материала производилось обучение и совершенствование ударов обратной стороной кулака с разворотом, ударам кулаком сверху в прыжке, круговым ударам локтем с разворотом, боковым ударам ногой, боковым ударам ногой с разворотом.

В процессе обучения определялась предрасположенность к преимущественному выполнению тех или иных технических действий, а именно ударам руками или ударам ногами. С целью дальнейшего совершенствования выявлялись излюбленные комбинации, а также дистанции, на которых предпочитали боксировать спортсмены, формировалась индивидуальная манера ведения боя.

Экспериментальные исследования позволили выявить достаточно высокую эффективность разработанной методики (табл. 1).

Таблица 1

Показатели соревновательной деятельности тай-боксеров после эксперимента (М±т)

№ Показатели соревновательной деятельности Группы Дост-ть разл. (Р)

Контр. (п=24) Экспер. (п=24)

1 Число ударов 120 ± 2,4 133 ± 2,7 <0,001

2 Коэффициент атаки 0,14 ± 0,04 0,28 ± 0,05 <0,05

3 Коэффициент защиты 0,52 ± 0,08 0,57 ± 0,1 >0,05

4 Коэффициент эффективности боевых действий 0,66 ± 0,03 0,85 ± 0,05 <0,001

5 Коэффициент выносливости 0,83 ± 0,02 0,85 ± 0,03 >0,05

6 Число серий ударов 15,2 ± 1,3 17,2 ± 1,6 >0,05

7 Коэффициенты атаки: - на дальней дистанции 0,14 ± 0,01 0,24 ± 0,017 <0,001

- на средней дистанции 0,15 ± 0,015 0,22 ± 0,02 <0,01

- на ближней дистанции 0,21 ± 0,016 0,28 ± 0,03 <0,001

8 Процент защит: - с помощью рук 54,0 ± 2,2 42,0 ± 1,9 <0,001

- с помощью ног 27,0 ± 2,0 34,0 ± 2,1 <0,05

- с помощью туловища 19,0 ± 1,5 24,0 ± 1,6 <0,05

9 Время нахождения, %: - на дальней дистанции 46,6 ± 1,4 4,08 ± 1,5 <0,01

- на средней дистанции 28,3 ± 1,2 29,0 ± 1,4 >0,05

- на ближней дистанции 25,1 ± 1,1 33,7 ± 1,3 <0,001

Так, после двух лет обучения у спортсменов экспериментальной группы зафиксированы более высокие показатели соревновательной деятельности по сравнению с представителями контрольной группы.

Следующим этапом исследований явилась разработка методики развития выносливости спортсменов с учетом специфики двигательной деятельности тайского бокса. Ее особенность состоит в сочетании различных упражнений, выполняемых интервальным методом (спуртовый бег, упражнения на мешке, на лапах, бой с тенью, спарринги) с равномерными нагрузками.

Для оценки выносливости разработан тест, воспроизводящий неравномерную высокоинтенсивную двигательную деятельность тай-боксеров посредством интервальных (спуртовых) нагрузок, а также проба с дополнительной специфической нагрузкой для определения реакции организма на различные нагрузки. Данные тест и проба отвечают метрологическим требованиям надежности и информативности. О высокой эффективности методики развития выносливости свидетельствуют данные тестирования (табл. 2) и показатели соревновательной деятельности, приведенные в табл. 3.

Таблица 2

Показатели выносливости спортсменов в ходе эксперимента

Этап эксперимента № Группы Показатели (М ± т)

Бег 3000 м (мин, с) Тест КОВ (ед.)

в начале эксперимента 1 экспер. 11.13,6 ± 3,5 145,5 ± 2,8

2 контр. 11.13,0 ± 3,2 150,0 ± 2,6

в конце эксперимента 3 экспер. 10.43,4 ± 2,9 163,5 ± 2,7

4 контр. 10.31,2 ± 2,6 153,5 ± 2,9

Достоверность различий (Р) 1-2 >0,05 >0,05

1-3 <0,001 <0,001

2-4 <0,001 >0,05

3-4 <0,01 <0,05

Таблица 3

Динамика показателей соревновательной деятельности тай-боксеров в результате эксперимента по развитию выносливости (М±т)

№ Показатели соревновательной деятельности Группы Дост-ть разл. (Р)

Контр. Экспер.

1 Число ударов 154±3,8 178±4,3 <0,001

2 Коэффициент атаки 0,16±0,08 0,29±0,09 >0,05

3 Коэффициент защиты 0,52±0,09 0,68±0,07 >0,05

4 Коэффициент эффективности боевых действий 0,68±0,09 0,97±0,08 <0,05

5 Коэффициент выносливости 0,85±0,016 0,93±0,02 <0,01

6 Число серий ударов 18,6±1,6 23,9±1,8 <0,05

В тайском боксе основная часть технических действий приходится на круговые удары, в связи с этим нами предложена методика сопряженного развития подвижности в суставах (гибкости), координации движений (чувства равновесия при вращении вокруг вертикальной оси) и формирования двигательного навыка. Экспертные оценки соревновательной деятельности показали, что спортсмены, обучавшиеся по данной методике, допускали меньшее количество технических ошибок.

Вслед за мужским в нашей стране развивается и женский тайский бокс. В связи с этим нами разработана методика построения учебно-тренировочного процесса спортсменок, учитывающая влияние индивидуальных биологических особенностей на их функциональное состояние и работоспособность. В тренировочный мезоцикл входят 4 микроцикла, различных по направленности, продолжительности, использованию основных методов тренировки, интенсивности и величине нагрузки, а также объему нагрузки микроцикла в общем объеме мезоцикла.

Результаты исследований показали высокую эффективность данной методики. Так, в результате эксперимента у спортсменок достоверно повысились все показатели физической подготовленности (табл. 4), что позволило повысить результативность их соревновательной деятельности. У спортсменок, в частности, достоверно возросло количество нанесенных ударов, увеличился коэффициент атаки и эффективности боевых действий. У спортсменок возросла интенсивность атакующих действий в последнем раунде, что отразилось и в достоверном повышении коэффициента выносливости (табл. 5).

Таким образом, можно констатировать, что разработка методики построения учебно-тренировочного процесса в соответствии с индивидуальным биологическим циклом, учитывающим фазность колебаний работоспособности дает возможность в значительной степени повысить уровень подготовленности и результативность соревновательной деятельности спортсменок.

Следующим этапом исследований явилась разработка методики построения учебно-тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки студентов-спортсменов к соревнованиям. Показатели, характеризующие заключительный учебно-тренировочный сбор, представлены в табл. 6. По плану наиболее объемные нагрузки приходятся на второй микроцикл, несколько меньшие на первый и третий. Наименьшие объемы приходятся на последний, четвертый, микроцикл. 20 дней из 22 проводится по 2 тренировки, за исключением дваддцатого и заключительного двадцать пятого дней. С третьего микроцикла объемы нагрузок в занятии уменьшаются, но одновременно возрастает их специфичность. Интенсивность нагрузки в процессе общей физической подготовки составляет 144-174 уд/мин. Значительно выше интенсивность нагрузки во время специальной подготовки (162186 уд/мин).

Таблица 4

Показатели общей и специальной физической подготовленности спортсменок в ходе второго (основного) эксперимента (М ± т); (п = 12)

Показатели Этап эксперимента Дост-ть разл.(Р)

в начале в конце

Бег 30 м (с) 5,56 ± 0,04 5,2 ± 0,03 <0,001

Бег 2000 м (с) 594 ± 3,00 574 ± 2,0 <0,001

Тест КОВ (коэф., ед) 137,8 ± 0,5 144,2 ± 0,97 <0,001

Ядро слабой (м) 3,5 ± 0,09 3,85 ± 0,1 <0,05

Ядро сильной (м, см) 3,83 ± 0,1 4,3 ± 0,12 <0,01

Прыжок в длину с места (см) 182 ± 2,66 196 ± 2,3 <0,01

Отжимание (кол-во) 27,0 ± 0,71 30,6 ± 0,89 <0,01

Кол-во ударов за 10 с 30,5 ± 0,62 35,4 ± 0,8 <0,001

Кистевая дин-я (кг) слаб. 28,4 ± 0,8 33,8 ± 0,9 <0,001

сильн. 35,2 ± 0,9 39,4 ± 0,7 <0,001

Таблица 5

Показатели соревновательной деятельности спортсменок в спаррингах в ходе основного эксперимента (М±т)

№ Показатели соревновательной деятельности Этап эксперимента Дост-ть разл.(Р)

в начале в конце

1 Число ударов 98 ± 2,04 110 ± 2,0 <0,001

2 Коэффициент атаки 0,14 ± 0,04 0,29 ± 0,05 <0,05

3 Коэффициент защиты 0,43 ± 0,07 0,48 ± 0,06 >0,05

4 Коэффициент эффективности боевых действий 0,57 ± 0,06 0,77 ± 0,6 <0,05

5 Коэффициент выносливости 0,65 ± 0,01 0,73 ± 0,01 <0,001

6 Число серий ударов 6,0 ± 0,9 6,4 ± 0,9 >0,05

Таблица 6

Основные показатели предсоревновательного учебно-тренировочного сбора

№ Показатели тренировочного процесса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Продолжительность УТС 25

2 Количество тренировочных дней 22

4 Количество дней с 2 тренировочными занятиями 20

5 Количество дней с 1 тренировочным занятием 2

6 Количество тренировочных занятий 42

7 "Чистое" время тренировочной работы, мин 2327

8 Объем средств СП, мин 1003

9 Объем средств ОП, мин 1324

10 Количество учебно-тренировочных и контрольных спаррингов 5

12 Количество дней между контрольными спаррингами и началом соревнований 3

13 Количество дней активного отдыха 3

14 Совершенствование технико-тактического мастерства (СТТМ), мин 429

Для того чтобы воспроизводить соревновательные нагрузки, давались серийные (по 2-5 мин), тренировочные задания. Интервалы отдыха между заданиями составили от 1 до 5 минут. При совершенствовании технико-тактического мастерства (спарринги, работа на лапах, мешках) давалась команда на выполнение 20-30-секундных спуртов. В последние 4 дня перед соревнованиями объем высокоинтенсивной работы, направленной на совершенствование индивидуальной физической подготовленности и технико-тактического мастерства, снизился до 78 минут в тренировочный день, боксеры провели по 1 5-раундному спаррингу по 2 мин.

Планирование учебно-тренировочного процесса во время учебно-тренировочного сбора осуществлялось с учетом принципиального методического положения, состоящего в том, что если работа выполняется в предельном и околопредельном режимах, то подготовленность спортсменов повышается за счет адаптационных факторов нервно-регуляторного характера. В этот период активизируется большое количество моторных единиц, синхронизируется их взаимодействие, устанавливаются более четкие координационные отношения между центральной нервной и мышечной системами. Методика построения этапа непосредственной подготовки, реализуемого в виде заключительного учебно-тренировочного сбора, носит характер специализированной подготовки, где воспроизводятся особенности соревновательной деятельности с целью подведения спортсменов к стартам в состоянии оптимальной готовности.

Апробация данной методики при подготовке тай-боксеров к соревнованиям показала ее высокую эффективность. Так, спортсмены БГУ неоднократно завоевывали чемпионские звания и становились призерами кубков, первенств, чемпионатов России и престижных международных соревнований.

В целом же, можно заключить следующее: в результате экспериментальных исследований выявлена достаточно высокая эффективность разработанных методик, составляющих систему подготовки тай-боксеров.

Литература

1. Калмыков С. В., Сагалеев А. С., Хамаганов Б. П. Подготовка спортсменов в тайском боксе. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. — 130 с.

2. Хамаганов Б. П. Особенности методики подготовки спортсменов в тайском боксе: дис. ... канд. пед. наук. — Улан-Удэ, 2004. — 171 с.

References

1. Kalmykov S. V., Sagaleev A. S., Khamaganov B. P. Podgotovka sportsmenov v taiskom bokse [Training ofathletes in Thai boxing]. Ulan-Ude: Buryat State University publ., 2005. 130 p.

2. Khamaganov B. P. Osobennosti metodikipodgotovki sportsmenov v taiskom bokse. Dis. ... kand. ped. nauk [Features of training sportsmen in Thai boxing. Cand. pedagogical sci. diss.]. Ulan-Ude, 2004. 171 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.