40 (12), December 2006. - P. 981-983.
REFERENCES
1. Bugaevsky, K.A. (2016), "The study of the finger index and manifestations of sexual dimorphism in volleyball players", Actual scientific research in the modern world, No. 10 (18), Vol. 4, pp. 85-91.
2. Butovskaya, M.L., Burkova, V.N and Fedenok, Y.N., (2015), "Finger index as an Indicator of Prenatal Androgenization and Its Relation to Morphological and Behavioral Traits in Humans", Ethnographic Review, No. 2, pp. 99-116.
3. Oleynik, E.A. (2009), "The dactylar proportions of female athletes practicing Sports wrestling as an index of morphological Masculinization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8, Vol. 54, pp. 83-86.
4. Chernyshova, F.A., Kiamova, N.I. and Islamova N.M. (2015), "Finger index of athletes of different levels of sports training", Vmire nauchnyh otkrytij, No. 10.1, Vol. 7, pp. 360-375.
5. Маnning, JT., (2002), "The ratio of the 2-nd to 2-th digit length and performance in skiing", J. Sports. Med and Phys. Fitness, No. 4, Vol. 42, pp. 446-450.
6. Paul, S. N., Kato, B.S., Hunkin, J.L., Vivekanandan, S. and Spector T.D. (2006), "The Big Finger: the second to fourth digit ratio is a predictor of sporting ability in women", British Journal of Sports Medicine, No. 40, Vol.12, pp. 981-983.
Контактная информация: asmcode@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.12.2017
УДК 796.838
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКИХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ В ТАЙСКОМ БОКСЕ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Петр Прокопьевич Охлопков, старший преподаватель, Елена Викторовна Кривору-ченко, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Илья Афанасьевич Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск
Аннотация
В статье рассматривается использование в тренировочном процессе методики физической подготовки квалифицированных спортсменов легких весовых категорий в тайском боксе на основе применения интегральной оценки физической подготовленности спортсменами. Показана положительная динамика повышения уровня физической подготовленности, соревновательной деятельности, что свидетельствует об эффективности разработанной методики. Анализ результатов педагогического тестирования показал, что у представителей экспериментальной группы по завершении педагогического эксперимента наблюдались высокие показатели, статистически достоверно отличающиеся от исходных данных в 16 тестах, направленных на определение ОФП и комбинированном 3-минутном тесте СФП (р <0,05). Следовательно, у представителей экспериментальной группы достоверно повысился уровень физической подготовленности, увеличилось количество спортсменов с высоким и выше среднего уровнем физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая подготовка, общая и специальная физическая подготовленность, тайский бокс, методика, оценка, спортивная тренировка, соревнование.
METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF LIGHT WEIGHT CATEGORY ATHLETES IN THAI BOXING AT THE TRAINING STAGE Petr Prokopyevich Okhlopkov, the senior teacher, Elena Viktorovna Krivoruchenko, the candidate of sciences on physical training and sport, senior lecturer, Ilya Afanasyevich Cher-kashin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of physical culture and sports of North-Eastern Federal University in Yakutsk, Yakutsk
Annotation
The article discusses the application in the training process of the method of physical training of qualified lightweight category athletes in Thai boxing on the basis of the application of the integral
assessment of the physical training by athletes. The positive dynamics of the increase in the level of physical training and competitive activity is shown, which indicates the effectiveness of the developed methodology. Analysis of the results of pedagogical testing showed that at the end of the pedagogical experiment, the representatives of the experimental group had high indices, being statistically significantly different from the baseline in 16 tests aimed at determining RPPTI and a combined 3-minute SPFT test (p <0.05). Consequently, the members of the experimental group significantly increased the level of physical training, and the number of athletes with a high and above the average level of physical training increased too.
Keywords: physical training, general and special physical training, Thai boxing, method, evaluation, sports training, competition.
ВВЕДЕНИЕ
С наступлением нового этапа в развитии тайского бокса - предварительного включения его в список олимпийских видов спорта и перспективы вхождения в программу Игр Олимпиад актуальность приобретает инновационные подходы к организации тренировочного процесса тай-боксеров [1 ,2]. Как отмечают в своих трудах ряд авторов вопросы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов в тайском боксе на сегодняшний день разработаны не в полной мере, особенно с позиции изучения соревновательной деятельности, разработки методики обучения базовой технике, оптимального построения учебно-тренировочного процесса, развития и контроля физических качеств [3, 4]. Как показывает анализ литературных источников и передового спортивного опыта специалисты по теории и методики подготовки спортсменов в тайском боксе обращают большее вниманию изучению истории становления и развития вида спорта, повышения уровня технической и тактической подготовки спортсменов, профилактики травматизма, однако практически отсутствуют данные относительно коррекции тренировочной нагрузки на основе получения объективной информации о развитии физической подготовленности спортсменов [1, 2, 4]. Таким образом, актуальным вопросом является поиск путей повышения уровня физической подготовленности спортсменов в тайском боксе на основе применения методики с рациональным распределением тренировочных средств разной преимущественной направленности с учетом объективной информации о физической подготовленности тай-боксеров на тренировочном этапе многолетней подготовки.
МЕТОДИКА
Анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ протоколов соревнований, педагогическое тестирование, антропометрия, динамометрия, математико-стати-стические методы. В экспериментальных исследованиях приняли участие 40 квалифицированных тай-боксеров, представители легких весовых категорий (до 51 кг, 54 кг, 57 кг), которые составили контрольную и экспериментальную группы по 20 человек в каждой. Спортивная квалификация тай-боксеров - I разряд. Во время формирования групп учитывался расчетный показатель критерия однородности по возрасту, спортивному стажу, антропометрическим данным.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Разработана методика физической подготовки квалифицированных спортсменов легких весовых категорий в тайском боксе, применение которой позволит не только получать информацию о подготовленности тай-боксеров, но и проводить ее корректировку на основе полученных данных о спортсмене и применения разработанных комплексов средств (рисунок 1).
Механизм реализации методики заключается в последовательном решении задач, направленных в первую очередь на определение уровня физической подготовленности тай-боксера, а потом на коррекцию его отстающих составляющих и повышения уровня ФП в целом. Таким образом, ведущее место в разработанной методике развития физической подготовленности занимает интегральная методика оценки ФП квалифицированных
спортсменов в тайском боксе.
Методика оценки физической
X
>1
Оценка ОФП
Педагогическое тестированиее иснол ьювакисм комплекса тестовых упражнений (беговые, прыжковые, с отягощением, на координацию.» _гибкость)_
Оценка СФП
3-минутный тест, состоящий из 9 упражнений ударной техники тайского бокса
Градация ФП по абсолютным и относительным оценкам
Выявление отстающих компонентов ФП
Контроль подготовлен ностн (тренер)
Спортсмен
Принятие решения
Рекомендации тренеру
по коррекции физической нагрузки
Программы тренировочных 'занятий, включающие комплексы средств для развития СФП и компонентов ОФП: быстроты, силы» выносливости, гибкости, координационных и скоростно-с иловых способностей втягивающих, ударных и восстановительных микроциклов этапов общей и
с пециальной физи ческой подготовки подготовительного периода годичного тренировочного цикла
Рисунок 1 - Структура методики физической подготовки спортсменов легких весовых категорий в тайском боксе на тренировочном этапе: ОФП - общая физическая подготовленность, СФП - специальная физическая
подготовленность
Следует отметить, что выявление уровня физической подготовленности необходимо проводить на разных этапах подготовительного периода, а именно - дважды в начале этапа общей физической подготовки, затем в конце этапа специальной физической подготовки, а также в соревновательном периоде. Планирование контроля подготовленности осуществляется исходя из особенностей планирования годичного цикла подготовки, а также соревнований по данному виду спорта. Педагогическое тестирование, направленное на определение уровня и выявление отстающих компонентов физической подготовленности следует проводить трижды в течение годичного тренировочного цикла, а именно: первое обследование в начале сентября, второе - в конце ноября, третье - в начале марта.
Следующим компонентом в методике физической подготовки являются рекомендации тренерам, включающие разработанные комплексы средств для развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных и скоростно-силовых способностей. Учитывая особенности планирования спортивной подготовки тай-боксеров, а именно применение одного втягивающего, трех ударных и одного восстановительного микроциклов на этапе ОФП и пяти ударных и трех восстановительных микроцикла на этапе СФП были разработано 15 учебно-тренировочных занятий, направленные на повышение уровня физической подготовленности спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале педагогического эксперимента показатели результатов тестирования, направленного на определение показателей быстроты, силы, специальной выносливости, гибкости, координации и СФП у спортсменов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп достоверно не отличаются между собой (р> 0,05), что указывает на однородность обследованных групп спортсменов. Анализ полученных результатов педагогического тестирования, проводимого с целью определения уровня физической подготовленности позволяет констатировать, что по окончанию педагогического эксперимента, статистически достоверно выросли все показатели ОФП и все показателей, характеризующие СФП (р <0,05). Проведенный анализ межгрупповых отличий результатов педагогического тестирования экспериментальной и контрольной групп показал, что сравнение показателей физической подготовленности тай-боксеров экспериментальной группы достоверно отличаются после педагогического эксперимента (р <0,05), что свидетельствует о статистически значимом улучшении тестируемых показателей ОФП и СФП спортсменов (таблица 1)
Таблица 1 - Результаты тестирования физической подготовленности квалифицированных спортсменов легких весовых категорий в тайском боксе после педагогического эксперимента
Тест Результат в тестировании, х±о
ЭГ (п= 11) КГ (п= 11) Величины различий
30 м по движению, с 4,14±0,28 4,34±0,13 -0,20*
150 м по движению, с 19,88±0,87 21,02±0,80 -1,14*
1000 м с высокого старта, мин 2,41±0,05 2,51±0,05 -0,10**
Прыжок в длину с места, м 2,52±0,10 2,40±0,10 0,12*
5-кратный скачек на правой с места, м 12,41±0,84 11,75±0,67 0,66*
5-кратный скачек на левой с места, м 12,69±0,84 11,68±0,77 1,01*
Прыжок вверх с места (касание правой рукой), см 46,47±4,64 43,27±5,86 3,20*
Метания ядра снизу-вперед (4 кг), м 12,57±0,84 11,81±0,77 0,76*
Коэффициент относительной силы верхних конечностей, о.е. 1,10±0,05 1,03±0,05 0,07*
Подтягивание на перекладине, к-во раз; 20,24±4,51 18,13±4,60 2,11*
Воспроизведение 50% силы кисти правой при помощи зрительного анализатора, кг 0,27±0,46 0,35±0,62 -0,08*
Воспроизведение 50% силы кисти левой при помощи зрительно анализатора, кг 0,33±0,49 0,87±0,64 -0,54**
Воспроизведение 50% силы кисти правой без помощи зрительно анализатора, кг 2,93±1,49 3,80±1.52 -0,87**
Воспроизведение 50% силы кисти левой без помощи зрительно анализатора, кг 3,47±1.60 4,53±1,13 -1,06**
Прыжок в длину с места спиной по направлению движения, м 1,42±0,08 1,32±0,10 0,10*
Наклона вперёд из положения стоя на гимнастической скамье, см 23,47±3,40 19,00±1,65 4,47*
Двусторонние двойные удары: прямой удар левой рукой - боковой удар правой ногой в туловище (к-во серий) 20,83±3,03 18,33±2,53 2,50*
Двусторонние двойные удары: прямой удар правой рукой - боковой удар левой ногой в туловище (к-во серий) 19,73±3,73 16,27±3,63 3,46*
Односторонние серии прямых ударов правым коленом (к-во ударов) 26,87±3,42 24,13±2,26 2,74*
Односторонние серии прямых ударов левым коленом (к-во ударов) 26,27±2,02 21,07±2,58 5,20*
Двусторонние серии прямых ударов коленями (к-во ударов) 28,60±3,17 25,82±3,77 2,78*
Трех-ударные серии руками: прямой удар левой рукой-прямой удар правой рукой - боковой удар левой рукой (к-во серий) 16,33±3,35 13,67±2,89 2,66*
Односторонние серии боковых ударов левой ногой (к-во ударов) 24,40±2,77 19,27±3,01 5,13*
Односторонние серии боковых ударов правой ногой (к-во ударов) 23,93±1,98 19,93±2,12 4,00*
Двусторонние серии ударов локтями: прямые удары левым локтем-пра-вым локтем - боковые удары левым локтем - правым локтем - боковой удар с разворотом правым локтем (к-во серий) 6,96±1,23 4,83±1,18 2,13*
Примечание. * - р< 0,05, ** - р< 0,01.
До педагогического эксперимента в экспериментальной группе у 9 человек был выявлен средний уровень физической подготовленности, у семерых - ниже среднего и у четверых - выше среднего. Процентное распределение тай-боксеров с разным уровнем ФП оказался таким: выше среднего уровень - 20%, средний уровень - 45%, ниже среднего уровень - 35%. Разработанная методика физической подготовки, внедренная в тренировочный процесс, тай-боксеров экспериментальной группы была направлена на то, чтобы у спортсменов не только повысился уровень подготовленности, но и произошло это за счет гармоничного развития компонентов ФП. По истечении трехмесячного педагогического эксперимента проводилось повторное педагогическое тестирование с выявлением уровня ФП во время которого исследования показали, что уровень ФП вырос в среднем по группе, а также выявлены изменения процентного распределения тай-боксеров с различным уровнем подготовленности. Таким образом, в группе появились спортсмены с высоким уровнем ФП - 2 человека, что соответствует 10% всех обследуемых, количество тай-боксеров с уровнем выше среднего выросло до 10 человек, что составило 50% всех спортсменов группы, со средним уровнем выявлено 8 спортсменов (40%). Также по прошествии эксперимента было отмечено положительное изменение общего уровня и интегральной оценки
подготовленности спортсменов за счет гармоничного развития составляющих физической подготовленности.
В контрольной группе до начла эксперимента у 5 спортсменов был выявлен уровень физической подготовленности выше среднего (25% всех обследуемых), у восьмерых -средний (40%) и у семерых - ниже среднего (35%). По окончанию эксперимента на 2 человека увеличилось количество спортсменов с уровнем ФП выше среднего (35%), значительно возросло количество тай-боксеров со средним уровнем ФП - 12 человек (60%), один спортсмен продемонстрировал уровень ФП ниже среднего (5%). Однако не выявлено спортсменов с высоким уровнем, а также с гармонично развитием составляющих ФП.
Анализ и обобщение соревновательной деятельности показали, что успешнее выступили спортсмены экспериментальной группы с высоким и выше среднего уровнем ФП, в целом занимая более высокие места на соревнованиях, нежели спортсмены контрольной группы с выше среднего уровнем ФП. В отличие от тай-боксеров экспериментальной группы представители контрольной группы не смогли всем составом участвовать ни в одном соревновании, так как среди них один травмировался еще до начала выступления в соревнованиях (с ниже средним уровнем ФП), а трое (со средним уровнем ФП) травмировались во время первых состязаний чемпионате Республики Саха и не смогли участвовать в следующих турнирах, завершив на этом соревновательный период.
ВЫВОДЫ
Эффективность разработанной методики физической подготовки квалифицированных спортсменов в тайском боксе была доказана в ходе экспериментальных исследований, во время которых проводилась оценка физической подготовленности и анализ соревновательной деятельности. Проведенный анализ межгрупповых отличий результатов педагогического тестирования экспериментальной и контрольной групп показал, что сравнение показателей ФП тай-боксеров экспериментальной группы достоверно отличаются после педагогического эксперимента, что свидетельствует о статистически значимом улучшении тестируемых показателей ОФП и СФП спортсменов (р < 0,05, р < 0,01). Достоверно улучшились результаты, показанные в двух беговых тестах (р < 0,05), а также 1000 м с высокого старта (р < 0,01); четырех прыжковых тестах (р < 0,05); трех тестах с отягощениями (р < 0,05); пяти тестах на координацию и проприоцептивную чувствительность, а также в девяти упражнениях комбинированного теста СФП (р < 0,05).
Представители экспериментальной группы более успешно провели соревновательный сезон, нежели спортсмены контрольной группы, сумев на протяжении 4 соревнований выиграть 6 золотых, 3 серебряных и 10 бронзовых медали, в то время как спортсмены контрольной группы на этих же соревнованиях завоевали лишь 3 серебряные и 2 бронзовые награды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Научно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия) / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.П. Скрябин, П.П. Охлопков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 51-53.
2. Оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов в тайском боксе / И.А. Черкашин, П.П. Охлопков, А.Г. Мигалкин, М.В. Данилов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 69-72.
3. Хамаганов, Б.П. Развитие физических качеств и тестирование общей выносливости тайбоксеров / Б.П. Хамаганов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 13. -С. 107-111.
4. Цинис, А.В. Годичная динамика физической подготовки и спортивного результата спортсмена в тайском боксе при тренировочном процессе, основанном на авторской программе / А. В. Цинис, В. Н. Чеснокова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы, перспективы». -Екатеринбург, 2007. - С. 72-76.
REFERENCES
1. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin S.P. and Okhlopkov, P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 51-53.
2. Cherkashin, I.A., Okhlopkov, P.P., Migalkin, A.G., Danilov, M.V. (2017), "Assessment of the physical preparedness of qualified athletes in Thai boxing", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 69-72.
3. Khamaganov, B.P. (2015), "The development of physical qualities and testing of the overall endurance of Thai boxers", Bulletin of the Buryat State University, No. 13, pp. 107-111.
4. Tsinis A.V. and Chesnokova, V.N. (2007), "The annual dynamics of physical training and athletic performance of an athlete in Thai boxing during a training process based on the author's program", Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Health, physical development and education: state, problems, prospects", RGPPU, Ekaterinburg, pp. 72-76.
Контактная информация: 706037@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.12.2017
УДК 796.077.5
АНАЛИЗ ПРОФПРИГОДНОСТИ ВЫПУСКНИКА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анна Алексеевна Паульс, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
С целью выявления психолого-педагогических условий проблем трудоустройства выпускников нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий в следующем: мы провели тест на профпригодность среди студентов 3-го курса (направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) образовательной программы "Спортивна тренировка в избранном виде спорта") всего 25 человек и среди слушателей ФПК (16 человек). У студентов наиболее выражен социальный тип. Таким образом, они обосновано готовятся стать специалистами в сфере физическая культура и спорт. Но в тоже время у них недостаточно развиты способности, представленные в типе «Предприимчивый (или инициативный)». Таким образом, в процессе дальнейшего обучения уделять самое пристальное внимание формированию таких качеств, как коммуникативные способности, умению принимать самостоятельные решения и прогнозировать их результат, обладать лидерскими качествами.
Ключевые слова: профпригодность, студент, слушатель ФПК, тест Холланда.
ANALYSIS OF PROFESSIONAL SUITABILITY OF GRADUATE OF SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN CASE OF CHANGE OF PROFESSIONAL
ACTIVITY
Anna Alekseevna Pauls, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
For the purpose of identification of psychology and pedagogical conditions of problems of employment of graduates we have made the pedagogical experiment which is as follows: we have carried out the professional suitability test among students of the 3rd course (the direction of preparation 49.03.01 Physical culture, orientation (profile) of the educational program "The training in the chosen sport ") only 25 people, and among listeners of the faculty of professional development (16 people). At students the social type is most expressed. Thus, they are going to become experts in the sphere physical culture and sport. But at the same time, they have insufficiently developed abilities presented in the Enterprising (or Initiative) type. Thus, in the course of further training we should pay the closest attention to formation of such qualities as communicative abilities, ability to make independent decisions and predict their result, to have leadership