Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА С РАБОТОДАТЕЛЯМИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиенко Ю. В.

В данной статье рассматриваются преимущества дуальной системы обучения для участников образовательного процесса (системы технического и профессионального образования, обучающегося, предприятия). Уделено внимание достижению целевых показателей экономического развития региона в условиях подготовки молодых специалистов в в сотрудничестве с работодателями. Рассмотрены вопросы внедрения дуальной формы обучения на примере КГКП «Костанайского политехнического высшего колледжа». В заключении сделан вывод о перспективах дуальной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF QUALIFIED SPECIALISTS’ TRAINING IN CONDITIONS OF DUAL TRAINING

The article considers the advantages of the dual training system for participants of the educational process (technical and vocational education systems, students, enterprises). Attention is paid to achieving the target indicators of the economic development of the region in the conditions of training young specialists while cooperating with employers. The issues on the introduction of a dual form of education are considered on the example of Kostanay Polytechnic Higher College. In the conclusion, the author lists the prospects of the dual form of education.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 377.5

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Бул макал ада бМм беру урдюше катысушы-лар (техникалык жэне кэсштш oiлim жуйесл, бтм алушы, кэсшорын) упин дуалды окыту жуйесшщ артыкшылыктары карастырылган.

Жумыс берушшермен ынтымактастыктьщ жаца теттн колдануда жас мамандарды даяр-лау жагдайында ощрдщ экономикалык дамуы-нын, максатты корсеткштерше кол жетозуге кещл болшген.

"Костанай жогары политехникалык коллед-жГ' КМКК улпинде дуалды окыту формасын енпзу мэселелер1 каралды. Макаланын, соцын-да дуалды окыту формасынын, перспективала-ры туралы корытынды жасалган.

Аннотация

В данной статье рассматриваются преимущества дуальной системы обучения для участников образовательного процесса (системы технического и профессионального образования, обучающегося, предприятия).

Уделено внимание достижению целевых показателей экономического развития региона в условиях подготовки молодых специалистов в в сотрудничестве с работодателями.

Рассмотрены вопросы внедрения дуальной формы обучения на примере КГКП «Коста-найского политехнического высшего колледжа». В заключении сделан вывод о перспективах дуальной формы обучения.

Annotation

The article considers the advantages of the dual training system for participants of the educational process (technical and vocational education systems, students, enterprises).

Attention is paid to achieving the target

Матвиенко Ю.В.,

заведующая практикой, Костанайский политехнический высший колледж, Костанайская область

Нег'гзг'! создер: дуалды окыту формасы, жогары ommmi маман-дар, жумыс берушшермен серт-тестт механизма, элеуметтт cepiKmecmiK, кэсшорын, студент-тщ Kdciou дайындыгы, материал-дык-техникалык база, лс) мыска орналастыру.

Ключевые слова: дуальная форма обучения, высококвалифхщиро-ванньге специалисты, механизм сотрудничества с работодателями, социальное партнерство, предприятие, профессиональная подготовка студента, материально-техническая база, трудоустройство.

Keywords: dual form of training, highly qualified specialists, mechanism for cooperation with employers, social partnership, enterprise, professional training of a student, material and technical base, employment.

в; s x

<c

m

о

СП

t w О

О О

w =г о

CL

С

ш

X X

о S

m

о

X х s

ш

indicators of the economic development of the region in the conditions of training young specialists while cooperating with employers.

The issues on the introduction of a dual form of education are considered on the example of Kostanay Polytechnic Higher College. In the conclusion, the author lists the prospects of the dual form of education.

В условиях постоянно меняющегося мира одной из фундаментальных задач модернизации и развития экономики страны является разработка и внедрение новых моделей образовательного процесса.

Основная проблема традиционного обучения - незначительная конкурентоспособность выпускников, расхождение результатов образования с требованиями работодателей, низкое трудоустройство.

Соответственно, нужен новый механизм взаимодействия с работодателями, который позволяет отслеживать изменения технологии производства, владеть информацией о требованиях работодателей, определять необходимые базовые и профессиональные компетенции^].

На данный момент в регионе существует дефицит профильных кадров, обладающих необходимыми навыками § для качественной работы, и профиль-^ ные предприятия заинтересованы в воз-§ можности подготовки кадров для себя. <3 Поэтому особая роль отводится нео обходимости подготовки высококвали-§ фицированных специалистов, отвеча-и ющих требованиям профессиональных о стандартов современного производства С в соответствии с потребностями рынка й труда.

д Именно в этом представлены преи-К мущества дуальной формы обучения, в ^ основу которой положен принцип взаи-§ мосвязи теории и практики на рабочем § месте в организации или на предприятии.

В сравнении с традиционной формой обучения нет существенного разрыва между теорией и практикой, студент чётко понимает то, что он изучает, как и где эти знания он сможет применить в работе.

Также дуальная форма обучения предусматривает трудоустройство студента на предприятие, то есть студент к окончанию учебного заведения имеет стаж, опыт работы, а так же адаптирован в трудовом коллективе.

Одним из приоритетных направлений развития Костанайского политехнического высшего колледжа - совершенствование и дальнейшее развитие системы дуального обучения, направленного на качественную подготовку социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту.

Дуальное обучение становится эффективным средством интеграции молодежи в трудовую жизнь, облегчения процесса её адаптации к быстро меняющимся условиям на рынке труда. Данной системе деятельности в колледже уделяется особое внимание.

Дуальная форма обучения в Коста-найском политехническом высшем колледже осуществляется с 2015 года и разделяется по нескольким направлениям:

1. Определение контингента обучающихся дуальной формы обучения.

В рамках совершенствования подготовки специалистов в области промышленности внедрена и используется дуальная система обучения для специ-

Ш

альностеи:

• 0902000 «Электроснабжение» (по отраслям) квалификации 0902033 Техник-электрик;

• 1014000 «Технология машиностроения» (по видам) квалификации 1014023 Техник-механик;

• 1216000 «Элеваторное, мукомольное, крупяное и комбикормовое производство» квалификации 1216063 «Техник-технолог»;

• 1219000 «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» квалификации 1219243 Техник-технолог.

2.Установление договорных отношений между профессиональной образовательной организацией и предприятием.

Заключено двенадцать общих договоров с ведущими предприятиями региона, крупные из которых: ТОО «ЭПК-forfait», ТОО «Иволга», АО «Баян Сулу», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Агромаш Холдинг».

Предприятия среднего масштаба:

ТОО «Костанайэлектромонтаж», ТОО «Иволга-Грэйн», ТОО «MBF group», ТОО «Костанай Трейд», АО «Костанайский мелькомбинат», ТОО «Агрофирма Диевская».

Малые: КХ «Успеновка».

А также заключены индивидуальные трехсторонние договоры с крупными предприятиями ТОО «Иволга», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «Баян Сулу», ТОО «ЭПК-forfait».

3.Участие социальных партнеров в учебно-методическом обеспечении дуальной формы обучения:

• согласование образовательных программ;

• участие в разработке учебных программ по специальным дисциплинам и курсовой подготовке;

• согласование графика практик и перечня видов работ, необходимых для отработки на базе предприятия;

• разработка контрольно-оценочных средств;

• рецензирование учебников и учебно-методических пособий;

• предоставление базы партнеров для производственной стажировки предприятий;

• создание рабочей группы, в состав которой входят члены индустриального совета.

4.Обновление материально-технической базы колледжа.

В колледже реализуется проект «Жас маман», в рамках которого выделен грант для создания современных лабораторий и мастерских для специальностей 0902000 «Электроснабжение» (по отраслям); 1219000 «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство».

Совместно с социальными партнерами рассмотрены и утверждены технические спецификации на поставляемое оборудование.

5.Взаимодействие с социальными партнерами по организации производственной практики:

• взаимосвязь практики с последующим трудоустройством;

• формирование профессиональной мотивации обучающихся при прохождении производственной практики посредством выплаты заработной платы.

6.Трудоустройство выпускников.

Трудоустройство выпускников является значимым показателем эффективной работы колледжа, данному направлению уделяется пристальное внимание, что отражается в систематическом совершенствовании и развитии системы содействия трудоустройству-выпускников и ежегодно высоком про-

в; s х

m

о

СП &

W О

О О W

=г о

CL С

ш

X X

о

S

m

о х

х s

ш

центе трудоустроенных выпускников;

• увеличение свободы выбора выпускника в профессиональной деятельности (например, выпускники колледжа имеют возможность на базе колледжа получить дополнительно рабочую профессию, которая наиболее востребована на рынке труда, или дополнительную квалификацию);

• создание плана содействия трудоустройству выпускников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание рабочей группы содействия трудоустройству;

• организация «Ярмарки вакансий»;

• приглашение представителей предприятий на квалификационные и государственные экзамены также дает возможность учебному заведению рекламировать свой «продукт», а предприятиям - проводить отбор[3].

Доля трудоустроенных обучающихся по дуальной системе в колледже соста-виляет 87 %, по специальности из них работают 53 %, на закрепленных предприятиях работает 34 % выпускников.

Отсюда можно сделать выводы, что дуальное обучение - достаточно перспективная программа подготовки специалистов. Применение дуаль-

ной системы обучения даст готовность учебных учреждений к современным требованиям работодателей и конкурентоспособности на рынке труда[4].

ЛИТЕРАТУРА:

1.Югфельд Е.А., Панкина М.В. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста / Югфельд Е.А., Панкина М.В. // Образование и наука. - М., 2014. - С. 49-50.

2.Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения/ Сидакова Л. В. // Образование и воспитание. - М., 2016. - С. 62-64.

3.Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Дуальное обучение: перспективы развития / Игнатова И.Б., Покровская Е.А. // Образование и общество. - М., 2019,-С. 22-25.

4.Некрасов С.И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю.А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов/ Некрасов С.И., Захарченко Л.В., Некрасова Ю.А./ http://m-profobr.com/files/ (дата обращения: 10.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.