m
о
<с
Рч
w О
¡3
О
о &
Й -а X X О
m
о х
Дрюк О.В.,
заместитель директора по НМР ТЭК КИнЭУ им. М. Дулатова
Нег1зг1 свздер: дуалдыц жуйе, институциалдыц дамудыц жо-басы, модульдгк багдарламалар, бшкттгш арттыру, эксперимент, автоматика, телемеханика, квлгктегг цозгалысты басцару.
Ключевые слова: дуальная система, проект институциального развития, модульные программы, повышение квалификации, эксперимент, автоматика, телемеханика, управление движением на транспорте.
Keywords: dual system, a project of the institutional development, modular programs, professional development experiment, automation, telemechanics, the ruling of the movement of transport.
Вестник «Орлеу^-kst ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ТЭК КИНЭУ ИМ. М. ДУЛАТОВА
Ацдатпа
Окыту жуйесшщ жацгыртуы «Темiржол кель пндеп автоматика, телемеханика жэне козгалысты баскару» мамандыгы бойынша жузеге асырылады. Эксперименталды бшм беру багдарламасыныц шецбершде окыту процесше дуалды жYЙесi жэне модулдi багдарламалар енпзшедь
Аннотация
Модернизация системы обучения осуществляется по специальности «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте». В учебный процесс внедряются дуальная система обучения и модульные программы в рамках экспериментальной образовательной программы.
Annotation
Modernization of system of training is carried out in the specialty" Automatics, telemechanics and traffic management on railway transport". Within an experimental educational program the dual system of training and modular programs are implemented into educational process.
С 2014 года в колледже осуществляется модернизация системы обучения по специальности 1303000 «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте». Осуществляется процесс в рамках реализации Проекта институционального развития за счет средств подгранта Международного банка реконструкции и развития и МОН РК. Грант использован на приобретение оборудования, учебной и учебно-методической литературы, повышение квалификации, стажировки преподавательского состава.
Выпускники колледжа по данной специальности показывают высокие результаты независимой оценки качества знаний: 2010 - 2011г.- 100%, 2011 - 2012г.- 100 %; 2012 - 2013г.- 100%; но со стороны работодателей имеются нареканию по качеству подготовки, что связано с расхождениями между требованиями ГОСО и потребностями предприятий региона.
Все вышеперечисленное обуславливает необходимость внедрения дуальной системы обучения по
Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
специальности 1303000 «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте».
В июне 2014 года подана заявка на проведение эксперимента по теме «Применение дуального обучения для подготовки выпускников по специальности «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте». После рассмотрения экспериментальной программы и экспериментального рабочего учебного плана, заявка была одобрена. Эксперимент рассчитан на период с 2014 по 2018 год. В рамках эксперимента осуществляется внедрение в учебный процесс 12 разработанных модульных программ.
В эксперименте задействованы наши социальные партнеры: «Филиал акционерного общества «Национальная компания «^азакстан темiр жолы - «Костанайское отделение до-
роги», «Костанайская дистанция сигнализации и связи», АО «ТрансТелеком» «Костанай ТрансТелеком».
В рамках эксперимента разработаны экспериментальная программа, экспериментальный рабочий учебный план, модульная программа специальности «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте», 12 модульных программ.
Внедрение учебных модульных программ в образовательный процесс планируется осуществить поэтапно в 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебных годах в соответствии с экспериментальным рабочим учебным планом в рамках эксперимента «Применение дуального обучения для подготовки выпускников по специальности «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте».
Таблица 1. Этапы осуществления эксперимента
Этапы
Выполняемая работа
Предполагаемый результат
и'
о гч
о гч
>5 2 X .а
ч
и
н
а о н о
и
§
В
Изучение требований к подготовке специалистов со стороны социальных партнеров, разработка единых квалификационных характеристик к практическим навыкам студента по уровням производственной практики на производстве; Мониторинг учебно-воспитательного и производственного процесса, изучение возможностей совмещения графика учебного процесса с производством;
Модернизация рабочего учебного плана по специальности 1303000 «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте», разработка плана по дуальной форме обучения и согласование его с социальными партнерами;
Консультирование преподавателей по составлению рабочих учебных программ по дисциплинам и профессиональным практикам в рамках дуального обучения;
Консультирование по разработке учебно-методических комплексов по дуальному обучению; Составление рекомендаций по внедрению дуальной системы обучения;
Разработка системы контроля уровневой компетенции в рамках дуального обучения. Заключение договоров с работодателями; Улучшение материальной базы учебной практики.
Наличие учебных программ с учетом требований работодателей к компетенциям специалиста;
Утверждение экспериментального учебного плана; Наличие договоров с работодателями;
Закуп оборудования (тренажеры);
Закуп учебной и методической литературы; Рекомендации по внедрению дуальной системы обучения Система контроля уровневой компетенции в рамках дуального обучения.
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
к
т
о
X
Вестник «Oрлеу»-kst
и 00
о
о «
*
о
и р
£-
Ч ей
X <
Осуществление процесса обучения на основе экспериментального учебного плана; Отслеживание и коррекция промежуточных результатов эксперимента;
Изучение уровня удовлетворенности студентов, родителей, педагогических работников и работодателей качеством учебно-воспитательного процесса;
Сравнительный анализ сформированности профессиональных компетенций в экспериментальной и контрольной группах; Коррекция учебного плана.
Промежуточная аттестация студентов;
Мониторинг уровня сфор-мированности компетенций в экспериментальной и контрольной группах; Диагностика уровня удовлетворенности учебным процессом студентов, родителей, работодателей; Встречи с работодателями, совместная аналитическая деятельность;
Корректировка требований к подготовке специалистов со стороны социальных партнеров;
План коррекционной деятельности;
й ы в овг
о
оИт
и"
о
00
о
Трудоустройство выпускников экспериментальных групп;
Подведение итогов эксперимента и формулировка выводов для дальнейшего осуществления подготовки специалистов.
Обновление договоров с работодателями;
Анализ трудоустройства выпускников по сравнению контрольной группой.
Программа модульного обучения на основе компетенций разработана в соответствии с Профессиональным стандартом по специальности 1303000 «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте» квалификации 1303043 «Электромеханик».
Программа модульного обучения является результатом работы группы разработчиков § в рамках проекта ПИР в 2013-2014 учебном ^ году и разработана в плотном сотрудничестве § с работодателями на основе анализа рынка <2 труда, анализа профессии. § В программу модульного обучения на ос-3 нове компетенций ТиПО включены моменты, о позволяющие разложить профессию на ряд д широких функций и содержащий полную ин-^ формацию о выполнении работ. Й Программа состоит из шести модулей: Д F 1 Контроль эксплуатации систем сигна-О лизации, централизации и блокировки (далее Д - СЦБ) и железнодорожной автоматики и тега лемеханики (далее - ЖАТ);
F 2 Техническое обслуживание, регулиров-® ка и ремонт устройств систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и же-
лезнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ);
F 3 Анализ отказов и неисправностей устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ;
F 4 Планирование работ по техническому обслуживанию, монтажу устройств и приборов систем СЦБ и ЖАТ;
F 5 Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения;
F 6 Выполнение требований техники безопасности и охраны труда (далее - ТБ и ОТ).
Методы оценивания включают в себя промежуточный контроль (фронтальный, индивидуальный, текущий и тематический), итоговый контроль (зачеты, экзамены, курсовые проекты, дипломные проекты). Итоговая оценка по спецдисциплине включает в себя результаты зачета или экзамена по теории и зачет по соответствующему разделу практики (учебная, производственно-технологическая, преддипломная и др.). Материалы итогового контроля составляются совместно с соцпар-тнерами и Палатой предпринимателей Коста-найской области.