Нурова Л.Ш.,
методист дневного отделения,
< pq
0
1
W
О
i-H
О §
ж
X W н
S
Шелеманов И.П.,
председатель предметно-цикловой комиссии транспорта, КГКП «Рудненский политехнический колледж»
Неггзгг свздер: Елбасыныц Жолдауы, Мемлекеттж бшм стандарты, дуальды оцыту.
Ключевые слова: Послание Президента страны, Государственный образовательный стандарт, дуальное обучение.
S Keywords: Message of the
O President of the country, State
H educational standard, dual training.
Вестник «Эрлеу^-kst
ПЕРВЫЕ ШАГИ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В РУДНЕНСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Ацдатпа
K^ipri бшм беру жYЙесшщ максаты - бшм алушы-лардыц бiлiм сапасын жогарылату. Дуалдык бiлiм беру жYЙесi б^ны icKe асыруга арналган. Рудный политехни-калык колледжiнде дуалдык окыту жYЙесiнiц ендipiлуi Мемлекеттiк мiндеттi стандарттар шецбершде iске асы-рылады.
Аннотация
Перед системой образования ставится задача повышения качества образования обучающихся. Помочь призвана дуальная система образования. Внедрение дуального обучения в Рудненском политехническом колледже осуществляется в рамках Государственных обязательных стандартов.
Annotation
Improving an education of students is put before the educational system. Dual system of education is appealed to help it. The introduction of dual system of education at Rudny Polytechnical School is realized by government compulsory standards.
На сегодняшний день на предприятиях по всему Казахстану нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие навыки применения этих знаний в своей практической деятельности, а также мотивированные к саморазвитию и достижению профессионального успеха.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич в своем ежегодном Послании «Нурлыжол - путь в будущее» отметил: «Впереди - большая и ответственная работа. Извне никто и никогда не придет делать это за нас» [1, с. 1].
Перед системой технического и профессионального образования ставится задача повышения качества образования обучающихся, подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и ориентирующихся в смежных областях, готовых к постоянному профессионально-творческому саморазвитию.
Несмотря на активное внедрение современных систем обучения, нужно отметить, что по окончании получения среднего образования наблюдается большой дефицит навыков в отношении технической компетентности. Потому что теория и практика всегда сильно отличаются. Как помочь работодателю в условиях рыночной экономики
Вестник «Oрлеу»-kst
В
получить высококвалифицированного специалиста, не затрачивая в дальнейшем средства на повышение квалификации? Как сократить пропасть между теорией и реальностью?
Помочь теоретикам и практикам призвана дуальная система профессионального образования.
Как известно, дуальная система профессионального образования получила мировое признание, это наиболее распространенная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на предприятии.
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;
- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, так как качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями; возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях;
- преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новыми технологиями производства;
- заинтересованность руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего будущего работника;
- высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя;
- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;
- снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие [2, с. 66].
Дуальная система позволяет совместить в
учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах.
Дуальная система обучения уже давно получила мировое признание. Широко распространена она в Германии, и её экономические успехи красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения.
В нашем колледже ведется работа по переходу на дуальное обучение. Разработан проект Меморандума с подразделениями Акционерного общества «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (АО ССГПО) о внедрении дуального обучения. С градообразующим предприятием АО «ССГПО» заключен долгосрочный договор на проведение производственного обучения и профессиональной практики.
Колледж участвует в экспериментальной деятельности. Разработка экспериментальной программы «Внедрение дуального обучения в КГКП «Рудненский политехнический колледж» на 2013-2018 годы» осуществляется в рамках Государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального образования Республики Казахстан. В экспериментальной программе участвует специальность «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава». В 2013 году была принята экспериментальная группа на базе 9 классов Д-13-ЭРиТОПСЖД в количестве 25 обучающихся.
Для данной группы были пересмотрены рабочие учебные программы. Большой вклад внесли в это специалисты производства, с которыми тесно сотрудничают преподаватели специальных дисциплин. Инженерно-педагогический коллектив преподавателей, работающих по данной специальности, представлен специалистами железнодорожниками, которые не один год отработали по профессии и имеют огромный опыт работы на железной дороге. В колледже постоянно обновляется материально-техническая база. Новое оборудование позволяет инженерно-педагогическому коллективу расширить возможности использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). На сегодня у преподавателей и обучающихся появилась возможность создавать и редактировать электронные таблицы, пре-
Вестник «Oрлеу»-kst
т о
РЧ
О
и
О §
О ш Е-
зентации, использовать мультимедийный проектор, видеоматериалы, компьютерные классы на уроках, учебной практике, во внеурочной деятельности, при выполнении курсового проекта. На занятиях преподаватели моделируют деловые игры, организуют оценку знаний уровня профессиональной подготовленности студентов (ОУПП) при помощи тестовых заданий, проводят публичные защиты курсовых и дипломных проектов.
Курсовые и дипломные работы студентов уже нацелены на то производство, где работает выпускник, а это в основном АО «ССГПО». Практикуется защита дипломных проектов с участием специалистов с производства. Такая тесная связь с работодателем обуславливает заинтересованность руководителей предприятий в обучении «своего» работника, а в свою очередь наше учебное заведение, работая в тесном контакте с предприятием-партнером, учитывает производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту уже в ходе обучения.
Немаловажным аспектом здесь является и воспитательная работа со студентами. Воспитательная работа в колледже направлена на формирование конкурентоспособной, интеллектуальной, физически здоровой личности. Преподавателями специальных дисциплин систематически проводятся экскурсии на производство. Посещение уже с первого курса таких предприятий как Управление ремонта подвижного состава, Управление горного железнодорожного транспорта, Цеха внешнего транспорта, Сарбайского карьера, Казахстанской железной дороги «Казахстан темiржолы» и других для будущего специалиста не менее важны, чем приобретение практических навыков на предприятиях. У студентов появляются четкие представления о своей профессиональной карьере.
Такой подход делает процесс образования доступным, удобным и качественным.
По дуальной системе теорию проходят в учебных кабинетах колледжа, а практику на предприятиях. В связи с тем, что в образовательных стандартах учитываются потребности всех предприятий конкретной отрасли, студенты в процессе обучения получают такие квалификации, с которыми они могут работать не только на каком-то одном конкретном предприятии, а также на любом предприятии
соответствующей отрасли. Таким образом, выпускники очень мобильны как с точки зрения своих приобретенных профессиональных навыков, так и в своем географическом перемещении.
Большим преимуществом является то, что на теоретических занятиях мы обсуждаем конкретные практические ситуации, возникающие на предприятиях, в которых стажируются наши студенты. Выходит, что за состояние образования несут ответственность сообща. Учебный центр подготовки кадров (УЦПК) ведет обучение рабочих специальности «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» более чем по 3 профессиям, а колледж ведет курсовую подготовку по 2 рабочим профессиям - слесарь по ремонту подвижного состава и помощник машиниста подвижного состава. По итогам курсового обучения в колледже наши студенты получают свидетельство о рабочей профессии.
Совместная работа колледжа с градообразующим предприятием позволяет обеспечить наших студентов работой еще до окончания колледжа. АО «ССГПО» нуждается в квалифицированных кадрах, а выпускники колледжа - в рабочих местах. Многим молодым людям важна гарантия дальнейшего трудоустройства, которую и дает дуальная система образования. Обе стороны лишь выигрывают от того, что эти проблемы решаются заранее. Предприятие выбирает будущих сотрудников по итогам практик из числа выпускников колледжа.
По окончании колледжа выпускник сразу сможет приступить к работе. Чаще всего он начинает свою профессиональную деятельность на АО «ССГПО». Он знаком с работой ключевых подразделений и сможет свободно работать на предприятии, на котором проходил практику. Иными словами, предприятие, поддерживающее систему дуального обучения, инвестирует средства в собственное будущее.
Для нас такая кооперация давно себя оправдала, потому что мы видим, насколько хорошо наших студентов ценят предприятия, заинтересованные в высококлассных специалистах. Будущим работодателям партнерство с колледжем тоже выгодно, потому что они получают гарантию того, что выпускники колледжа начнут свою трудовую деятельность именно у них.
Вестник «Qрлеу»-kst ==
В Казахстане система дуального обуче- дагогическом и
ния находится только в стадии эксперимента. Казахстану необходима тщательно выработанная своя собственная модель дуального обучения. Именно собственная, так как внедрение любой системы - это новый шаг, чтобы добиться хороших результатов необходимо избирать свою систему образования и подготовки кадров с учетом полученного опыта зарубежных стран.
Что касается нынешней системы образования Казахстана, она еще слишком централизована. В Германии и Австрии одним из основных принципов системы является децентрализация. В этих странах экономика государства ориентирована на позиции среднего образования, и развитие профессионального образования для них очень важно.
В той же Германии, которую называют родиной дуальной системы, эта модель образования возникла не за один год и полностью копировать систему нам нецелесообразно и не правильно.
Осуществление процесса модернизации образования напрямую зависит от качества деятельности преподавателя. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к преподавателю.
Наш колледж стал обладателем гранта Всемирного банка. В рамках проекта «Модернизация системы технического и профессионального образования» и в целях реализации плана институционального развития в течение 2014 года преподаватели нашего колледжа проходили обучение в Германии, Республике Беларусь, Франции. В мае 2014 г. директор колледжа и его заместители прошли повышение квалификации в Германии; 3 преподавателя специальных дисциплин и два председателя предметно-цикловых комиссий - в Беларуси. В Республиканском институте профессионального образования (РИПО) Беларуси нас познакомили с тенденциями и проблемами развития профессионального образования в странах СНГ и Европейского Союза, мы работали в филиалах РИПО, так называемых ресурсных центрах: индустриально-пе-
профессионально-техническом колледжах. Осенью 2014 года методист, заведующая отделением и 6 преподавателей прошли обучение в Республике Беларусь и побывали на стажировке во Франции. Программа обучения была направлена на изучение и использование опыта Европейского Союза и Республики Беларусь в формировании профессиональных компетенций специалиста у молодежи, организации и проведении конкурсов рабочих профессий по стандартам WorldSkills, подготовке и участию в данном конкурсе.
Международный центр педагогических исследований С1ЕР в городе Севре во Франции организовал для преподавателей учебный визит, в ходе которого ознакомил со структурой французской образовательной системы. В программу профессиональной мобильности входило также посещение международного чемпионата Еш^ЫШ в городе Лилле (Франция).
Мы привезли с собой огромнейший опыт, который предстоит проработать именно для нашего колледжа и предприятий, которые выступают нашими социальными партнерами.
Что даст эксперимент по внедрению дуальной системы образования, и к каким результатам он приведет, покажет время.
Но ясно одно: для молодых людей дуальное обучение - это шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
Как сказал в Послании Президент: «Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Н^рлыжол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной, динамичной молодежи! [1, с. 2]
ЛИТЕРАТУРА
1. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Н^рлыжол - путь в будущее», ноябрь 2014.
2. Кричевский Ю.И. Профессиональное образование: теория и практика [Текст]/Ю.И. Кричевский. - Минск: РИПО, 2012.
3. Исмурзина, Г.Б. Среднее профессиональное образование - важная отрасль государственной политики [Текст]/Г.Б. Исмурзи-на, Г.С. Каленова //Справочник руководителя образовательного учреждения. -2014.- № 12.
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о