Научная статья на тему 'Система подготовки кадров для туризма в Австрии'

Система подготовки кадров для туризма в Австрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ОБ&SHY / РАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SYSTEM OF TRAINING FOR TOURISM / THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE EDUCATION MODEL / PROFILE TOURIST EDUCATION / COMPARATIVE EDUCATIONAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Сергеевна, Грайн Эберхард

В статье проанализированы структура и содержание модели образования в сфере туризма Ав­стрии. Выявлены наиболее важные характеристики профильного туристского образования: «сквозной» системный характер, позволяющий реализовать принцип преемственности обра­зовательных ступеней; практикоориентированность таких форм образовательной деятель­ности, как дуальное обучение, обучение в институтах прикладных наук или на неполной форме профессиональных школ (позволяющихраннее трудоустройство выпускников); широкий диапазон образовательных траекторий, основанных на блочно-модульном формате построения курсов; комплексный подход к решению задач профильного туристского образования на основе расшире­ния возможностей горизонтального и вертикального развития компетенций, целенаправленного обучения различных групп обучающих и профориентационной деятельности на всех образователь­ных уровнях. Выявленные наиболее значимые характеристики системы австрийского образования в сфере туризма могут быть в дальнейшем использованы при сопоставительном анализе западно­европейских моделей с целью определения инвариантных параметров эффективных систем про­фильного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING FOR TOURISM IN AUSTRIA

The paper analyzes the structure and content of the education model in the tourism sector in Austria. The most important characteristics of the profile of tourism education are identified; "through" systemic nature, allowing the implementation of the principle of continuity of educational levels; practical orientation of these forms of educational activities, such as dual training or education at the institutes of applied sciences or in the form of part-time vocational school (before allowing the employment of graduates); a wide range of educational trajectories based on the modular structure of the course format; a comprehensive approach to solving the profile of tourism education; the enabling horizontal and vertical development of competencies; focused training for various groups of educational and career-oriented activities at all educational levels. The most important characteristics of the Austrian education system in the tourism sector can be further used in the comparative analysis of Western European models to determine the invariant parameters of effective systems of professional education.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров для туризма в Австрии»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 37.061 DOI 10.12737/1839

I СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА В АВСТРИИ

Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, 1515303@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва,

Российская Федерация

Эберхард Грайн, профессор Высшей школы,

Институт прикладных наук «Диплома», Нордэссен, Мюнхен, Германия

В статье проанализированы структура и содержание модели образования в сфере туризма Австрии. Выявлены наиболее важные характеристики профильного туристского образования: «сквозной» системный характер, позволяющий реализовать принцип преемственности образовательных ступеней; практикоориентированность таких форм образовательной деятельности, как дуальное обучение, обучение в институтах прикладных наук или на неполной форме профессиональных школ (позволяющихраннее трудоустройство выпускников); широкий диапазон образовательных траекторий, основанных на блочно-модульном формате построения курсов; комплексный подход к решению задач профильного туристского образования на основе расширения возможностей горизонтального и вертикального развития компетенций, целенаправленного обучения различных групп обучающих и профориентационной деятельности на всех образовательных уровнях. Выявленные наиболее значимые характеристики системы австрийского образования в сфере туризма могут быть в дальнейшем использованы при сопоставительном анализе западноевропейских моделей с целью определения инвариантных параметров эффективных систем профильного образования.

Ключевые слова: система подготовки кадров для туризма, структура и содержание модели образования, профильное туристское образование, сравнительные педагогические исследования

Туризм как сфера экономической деятельности и социокультурный феномен имеет глобальный характер, означающий, в первую очередь, глобальный рынок туристских услуг со сложившимися представлениями о стандартах качества. Как в любой социономической сфере деятельности, в туризме уровень профессионализма кадров напрямую влияет на качество предоставляемых услуг. В этой связи для системы российского образования в сфере туризма особое значение приобретает интеграция с мировым образовательным пространством.

Решение задачи интеграции предполагает осуществление мероприятий, позволяющих в определенной степени синхронизировать образовательную деятельность с целью обеспечения академической мобильности и трансфера опыта и знаний. Российскому профильному образованию предстоит последовательно обе-

спечить реализацию принципов преемственности образовательных ступеней и свободы выбора образовательных траекторий; стоят также задачи модернизации образовательных программ и создания современной системы оценки качества образования.

Решение поставленных задач требует обстоятельного и системного подхода, учета имеющегося опыта в отечественной и международной практике. Изучение опыта таких стран Западной Европы, как Франция, Швейцария, Германия, Австрия и других в сфере профильного туристского образования актуально по следующим основным причинам:

1) профессиональное образование в сфере туризма в Западной Европе имеет значительно более длительную историю развития, чем в России (некоторые европейские школы туризма существуют более ста лет);

78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Система подготовки кадров для туризма в Австрии

2) западноевропейская система образования в течение нескольких десятилетий реализует практикоориентированные модели профессиональной подготовки в условиях свободного рынка;

3) формат «прикладного бакалавриата», о необходимости формирования которого говорится в Дорожной карте [1], реализуется в западноевропейских системах профессионального образования на протяжении ряда лет, и уже можно анализировать результаты, выявлять тенденции, оценивать перспективы;

4) в западноевропейских странах имеется опыт так называемого «дуального» образования, совмещающего теоретическое обучение с практическим непосредственно на предприятиях, что представляется на сегодняшний день одной из наиболее перспективных форм профессионального обучения, практически отсутствующих в российском образовании на сегодняшний день;

5) в западноевропейских странах имеется опыт независимой оценки и сертификации квалификаций, системы, о создании которой говорится в Дорожной карте, следовательно, на примере других стран представляется возможность оценить возможности различных механизмов адаптации образования к запросам рынка труда.

В настоящей статье, являющейся первой из цикла статей, освещающих западноевропейский опыт профессионального образования в сфере туризма, рассматривается австрийская модель. Целью анализа структуры и содержания австрийской модели образования в сфере туризма является выявление наиболее важных характеристик профильного туристского образования в Австрии как системы. В настоящее время анализ зарубежных педагогических систем проводится отдельными исследователями и исследовательскими направлениями, однако сопоставительных исследований нескольких педагогических моделей, объединенных направлениями профессиональной подготовки, с целью выявления актуального состояния, тенденций и перспектив развития не проводилось.

Под педагогическими моделями мы понимаем сложившиеся в разных странах практики образовательной деятельности, обладающие как общими (инвариантными), так и специфическими национальными качественными параметрами. Педагогическая модель от-

ражает системный характер национальных практик профессионального образования в сфере туризма: сложившуюся совокупность компонентов, их роль и значение, взаимосвязи между ними. В этом смысле педагогическая модель — это фактически обоснованное описание системы профессионального образования в сфере туризма.

По определению Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ФЗ «Об образовании» система включает в себя:

• нормы и ограничения в формате стандартов и требований к реализации образовательной деятельности, образовательные программы;

• образовательные учреждения;

• управляющие, обеспечивающие и контролирующие органы в сфере образования;

• обучающие, обучающиеся (и их законные представители);

• различные объединения субъектов образовательной деятельности.

Любая деятельностная система [2] существует ради достижения определенной цели. Очевидно, что целью каждой отдельной национальной системы образования в сфере туризма должно являться обеспечение предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, кадрами.

С понятием «система» тесно связано понятие «среда»: внешняя среда, находящаяся за пределами взаимосвязанных компонент системы и внутренняя среда, заключенная в пределах системы. Внешней средой для образования в сфере туризма являются туризм и досуговая деятельность.

Переходя непосредственно к анализу внутренней и внешней среды системы туризма в Австрии, следует отметить, что туризм и досуговая деятельность имеют большое значение для экономики этой западноевропейской страны. По результатам 2011 года в Австрии доходы от туризма составили 14,6% ВВП (более €44,1 млрд); национальное статистическое ведомство зафиксировало более 34 млн [3] туристских прибытий. В ежегодно рассчитываемом международными экспертами индексе конкурентоспособности стран в области туризма и путешествий Австрия занимает на протяжении последних 5 лет самые лучшие позиции, по результатам 2012 года — 3-е место (после Швейцарии и Германии) [4] из 136 стран мира по совокупности показателей.

79

зарубежный опыт

Социально-экономическое значение сферы туризма в Австрии отражается в эффекте занятости; занятость в туризме Австрии составляет по результатам 2011 года 20% трудящегося населения (около 700 тыс. человек), из которых более 420 тыс. заняты в отельном и ресторанном бизнесе (рис. 1 и 2).

Статистическое ведомство Австрии относит к предприятиям туризма следующие виды предприятий: предприятия общественного питания, отели и иные коллективные средства размещения, курортные и водолечебницы, бюро путешествий, туроператоры, предприятия, оказывающие услуги культуры и досуга, кинотеатры, центры и парки развлечений (табл. 1).

Очевидно, что в стране, где туризм занимает такое важное место, является растущим

20%

□ Занятость в сфере туризма

■ Другие

ВИДЫ

деятельности

80%

Занятость в Австрии

Рис. 1. Процент занятости трудящегося населения в туризме в Австрии (по состоянию на 2011 год)

40%

60

□ Занятость в сфере туризма

■ Занятость в отельном и ресторанном

бизнесе

Занятость в сфере туризма

Рис. 2. Процент занятости трудящегося населения в туризме, а также в отельном и ресторанном бизнесе

Наиболее популярные профессии у абитуриентов Австрии

25.0%___________________________________________________

Таблица 1

Численность предприятий туризма Австрии по видам

Предприятия туризма: Количество предприятий (в тыс.):

Гастрономия 49,8

Отели 16,7

Курортные лечебницы 2,2

Водолечебницы

Бюро путешествий 2,3

Предприятия культуры и досуга 1,5

Кинотеатры

Парки/центры развлечений 17,4

Е10,5%

]

Е3,0%

n=j

Розничная

торговля

Менеджер

офиса

Менеджер

ресторана

Менеджер

гастрономии

Рис. 3. Статистика наиболее популярных профессий среди абитуриентов Австрии

и перспективным, особое значение приобретает подготовка кадров. Ежегодно австрийское министерство образования публикует отчеты по результатам образовательной деятельности. Среди наиболее популярных профессий у абитуриентов (на примере среднего профессионального образования) в 2011 году были: розничная торговля, офис-менеджмент, парикмахерское дело, ресторанный менеджмент, поварское дело, гастрономический менеджмент, менеджмент в отельном бизнесе. Таким образом, очевидно, что работа в туризме привлекает молодых людей (рис. 3) [5].

Однако динамика учебных мест в системе профильного туристского образования (среднее профессиональное образование) является отрицательной, что связывается с демографической ситуацией, характерной для большинства европейских стран (рис. 4).

Анализ структуры профессионального образования в сфере туризма Австрии выявляет сложное многообразие образовательных предложений, реализуемых учреждениями разного уровня, осуществляющими образовательную деятельность; система профильного туристского образования включает следующие компоненты: нормативные

ограничения (требования к осуществлению образовательной деятельности, образовательные программы); разноуровневые образовательные учреждения; субъекты образовательной деятельности (обучающие и обучаемые); управляющие и контролирующие органы в сфере профессионального образования; общественные и иные объединения субъектов образовательной деятельности и учреждений, осуществляющих образователь-

Ассистент

вотеле

25%

20%

15%

10%

4:0%

5%

0%

80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Система подготовки кадров для туризма в Австрии

Механизмы реализации преемственности образовательных ступеней

Таблица 2

Механизм Содержание

1. Дифференциация образовательных программ В среднем и высшем профессиональном образовании автономия в профилизации учебных планов

2. Унификация требований к осуществлению образовательной деятельности Требования к качеству образования формируются Федеральным министерством образования

3. Обеспечение полной линейки преемственности Развитие во всех видах деятельности форм начального профессионального образования

4. Обеспечение сопряженности Введение модульной структуры обучения, с обязательным базовым модулем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Обеспечение «встроенности» образовательных ступеней Расширение возможностей получения начального профессионального образования: встроенного профессионального образования, возможности получения частичных квалификаций, возможности продления сроков обучения

6. «Зачет» аттестованных компетенций на последующих ступенях обучения Обеспечение преемственности достигается путем введения квалификационного экзамена для выпускников начальных ступеней профессионального образования, экзамен дает возможность продолжения обучения с учетом уже освоенных компетенций

ную деятельность в сфере туризма. Модель образования в сфере туризма Австрии схематично изображена на рис. 5.

При изучении опыта Австрии в сфере профильного туристского образования были изучены ежегодные отчеты Федерального министерства образования, науки и культуры Австрии; содержание образовательных программ разного уровня в сфере туризма, реализуемых в более чем 30 образовательных учреждениях. Проведенный анализ позволил выявить концептуальные основы профессионального образования Австрии:

• связь теории с практикой;

• фактическая преемственность разных образовательных ступеней;

• обеспечение сквозной системы регламентации и контроля качества образования на всех ступенях.

Связь с практикой основывается на социальном партнерстве: Экономическая палата Австрии, отраслевые объединения работодате-

Динамика учебных мест в образовательных учреждениях, готовящих кадры для сферы туризма Австрии

Рис. 4. Динамика учебных мест в образовательных учреждениях, готовящих кадры для сферы туризма Австрии

лей, профильные министерства и учреждения, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования, осуществляют тесное взаимодействие при разработке и реализации образовательной политики.

Как определяет Федеральное министерство образования, науки и культуры Австрии, в профессиональном образовании Австрии отсутствуют образовательные уровни, которые нельзя повышать, вне зависимости от того, является ли образование формальным или дуальным (реализуемым в условиях учебных предприятий и в образовательных учреждениях одновременно). Механизмы реализации преемственности образовательных ступеней мы отобразили в табл. 2.

Обеспечение сквозной системы регламентации и контроля качества образования осуществляется с целью формирования на каждом

Рис. 5. Модель образования в сфере туризма Австрии

81

зарубежный опыт

уровне и каждой образовательной ступени измеримых универсальных, методических и профессиональных компетенций. Компоненты, составляющие систему регламентации и контроля, мы отразили в табл. 3.

Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность в сфере туризма в Австрии, подразделяются на несколько уровней.

Характеристику каждого уровня мы представили в табл. 4.

Данные таблицы 4 отражают ситуацию с преемственностью уровней образования в австрийской модели: индивидуальная траектория обучающегося (выбор между выходом на работу или продолжением образования) прослеживается после окончания полной (или непол-

Система регламентации и контроля

Таблица 3

Компонента системы Содержание

1. Актуализация содержания образования Актуализация содержания образования инициируется Федеральным министерством образования, науки и культуры и Экономической палатой.

2. Обеспечение качества формального школьного образования Обеспечивается путем введения системы менеджмента качества (с 2005 года), с учетом Европейской рамки гарантий квалификаций в профессиональном образовании (CQAF — Common Quality Assurance Framework).

3. Требования к реализации образовательного процесса Требования сформулированы в национальных образовательных стандартах. Контроль качества сформированных компетенций осуществляется посредством введения национальных тестов. Образовательные стандарты высшего профессионального образования разрабатываются в тесном сотрудничестве с соседними государствами. Для рабочих специальностей разрабатывается компетентностная модель, ориентированная на освоение компетенций действия (при выполнении функциональных обязанностей).

4. Требования к обучающим Целенаправленное формирование системы обучения обучающих.

Образовательные учреждения в сфере туризма Австрии

Таблица 4

Т ип образовательного учреждения Срок обучения Содержание обучения Документ об образовании, возможности

1. Средние (неполные) профессиональные школы по туризму (BMS) 3 года Законченное профессиональное образование. Наряду с обучением в аудиториях, проводится обучение в лабораториях, предусмотрены обязательные практики Аттестат о получении профессионального образования

2. Дополнительный курс после окончания средней профессиональной школы 2-3 года Обучение с целью получения доступа к дальнейшему образованию (до аттестата зрелости) Аттестат зрелости по результатам аттестационного экзамена

3. «Полные» профессиональные школы 5 лет Профессиональное обучение + обучение с целью получения доступа к дальнейшему образованию (до аттестата зрелости) Аттестат о профессиональном образовании + аттестат зрелости

4. Колледж (требуется наличие аттестата зрелости, профессионального аттестата или сдачи квалификационного экзамена) Обучение начинается не ранее, чем с 18-ти летнего возраста и длиться 2 года (по очной форме) и 3 года (по вечерней форме) Профессиональное обучение Диплом

5. Средние профессиональные гостиничные школы (Hfs) Профессиональные гостиничные школы (на горнолыжных курортах) 3 года Обучение профессиям в сфере гостиничного и ресторанного сервиса Обязательные длительные практики (не менее 24 недель) Аттестат о получении профессионального образования

6. Институты прикладных наук (первый уровень высшего образования) Университеты 6-8 семестров бакалавриата При поступлении как правило требуется наличие практического опыта или профессиональное образование Акцент на менеджмент Диплом

7. Институты прикладных наук (второй уровень высшего образования) Университеты 2-4 семестра магистратуры Узкая профилизация Диплом

8. Университеты 4-6 семестров докторантуры Докторская степень

82

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Система подготовки кадров для туризма в Австрии

ной) профессиональной школы (гостиничной школы), а также после первой и второй ступеней высшего образования.

Особое место в системе образования в сфере туризма в Австрии занимает дуальное обучение (обучение, осуществляющееся одновременно на учебном предприятии и в образовательном учреждении).

Дуальное обучение в Австрии предполагает 80% учебного времени на учебном предприятии и 20% учебного времени — в образовательном учреждении. Ученики, обучающиеся по системе дуального образования, выполняют конкретные функциональные обязанности и получают стипендию от предприятия (размер зависит от выбранной профессии и ус-

Таблица 5

Направления дуального обучения в сфере туризма Австрии

Профессия Срок обучения Учебные предприятия Возможные траектории

1. Повар 3 года Предприятия общественного питания Обучение одновременно с курсом «Менеджер ресторана» — 4 года

2. Менеджер ресторана 3 года Предприятия общественного питания Обучение одновременно с курсом «Повар»—4 года

3. Специалист по гастрономии 4 года Предприятия общественного питания -

4. Ассистент в гостиничном бизнесе 3 года Средства коллективного размещения -

5. Специалист по системной гастрономии (в цепях, сетях быстрого обслуживания 3 года Сетевые предприятия общественного питания -

6. Ассистент в турагентстве 3 года Турагентские и туроператорские компании -

7. Инструктор по фитнесу 3 года Спортивные центры -

8. Офисный менеджер 3 года Предприятия туризма -

9. Технолог мероприятий = техническое обеспечение мероприятий 3 года Театры, концертные залы, деловые центры... -

10. Спортивный администратор 3 года Спортивные союзы, предприятия туризма, фитнес-студии, спорт-клубы -

11. Администратор по транспорту 3 года Предприятия туризма -

Формы дополнительного образования в сфере туризма в Австрии

Таблица 6

Цель дополнительного образования Форма дополнительного образования

1. Мосты между первым профессиональным образованием и дополнительным профессиональным образованием Экзамен на право получение образования

Экзамен, подтверждающий профессиональную квалификацию

Подготовительные курсы для поступления на следующую образовательную ступень

Дополнительные экзамены, дающие право обучения в институтах прикладных наук

2. Образование и дополнительное профессиональное образование для обучающих (для образовательных учреждений профессионального образования) Для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования

Для образовательных учреждений начального профессионального образования

Для профессиональных школ

Образование и дополнительное образование менторов

Образование и дополнительное образование преподавателей поствторичного и третичного профессионального образования

Образование и дополнительное образование преподавателей дополнительного профессионального образования

3. Развитие компетенций Образовательные курсы в неполных профессиональных школах

Образовательные курсы в полных профессиональных школах

Образовательные курсы в Институтах прикладных наук

Развитие компетенций в партнерстве с экономикой (на предприятиях туризма)

4. Образование и дополнительное образование сотрудников профориентационных учреждений Образование и дополнительное образование сотрудников профориентационных учреждений в школах и высших школах

Образование и дополнительное образование сотрудников профориентационных учреждений вне школ

83

зарубежный опыт

ловий коллективного договора). В форме дуального обучения в Австрии можно получить рабочую профессию или профессию, связанную с осуществлением деятельности невысокого (до 4-го) квалификационного уровня по 8-уровневой европейской системе квалификаций. Система дуального обучения не предусматривает подготовку кадров для должностей высоких квалификационных уровней или требующих высокой степени ответственности.

В таблице 5 обобщены данные по направлениям и срокам подготовки в системе дуального обучения.

Концепция «обучение в течение всей жизни» отражена в различных формах дополнительного профессионального образования (табл. 6). Дополнительное образование в Австрии реализуется как на предприятиях туризма (в основном, сетевых), так и в образовательных учреждениях. По характеру получаемого образования можно выделить следующие основные группы:

1) группа горизонтального дополнительного образования (с целью приобретения дополнительных компетенций без повышения квалификационного уровня);

2) группа вертикального дополнительного образования (с целью повышения квалификационного уровня, образовательной ступени). Социальное партнерство в целях взаимодействия профессиональных объединений и субъектов образовательной деятельности осуществляется в форме профориентационных мероприятий, среди которых были выявлены основные группы, представленные в табл. 7.

Проведенный анализ структуры и содержания модели образования в сфере туризма Австрии позволяет выявить наиболее важные характеристики профильного туристского образования данной стране:

• его «сквозной» системный характер, позволяющий реализовать принцип преемственности образовательных ступеней;

Таблица 7

Формы профориентационных мероприятий в Австрийской системе образования в сфере туризма

Группы профориентационных мероприятий

1. Профориентация на первом вторичном уровне образования

2. Профориентация в профессиональных школах

3. Профориентация в высших школах

4. Профориентация в центре трудоустройства Австрии

5. Профориентация в системе социального партнерства

6. Профориентация посредством предоставления ученических мест

7. Профориентация в системе дополнительного профессионального образования

• практикоориентированность таких форм образовательной деятельности, как дуальное обучение или обучение в институтах прикладных наук или на неполной форме профессиональных школ (позволяющих раннее трудоустройство выпускников);

• широкий диапазон образовательных траекторий, основанных на блочно-модульном формате построения курсов;

• комплексный подход к решению задач профильного туристского образования на основе расширения возможностей горизонтального и вертикального развития компетенций, целенаправленного обучения различных групп обучающих и профориентационной деятельности на всех образовательных уровнях.

Выявленные наиболее значимые характеристики системы австрийского образования в сфере туризма могут быть в дальнейшем использованы при сопоставительном анализе западноевропейских моделей с целью определения инвариантных параметров эффективных систем профильного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Образование 2030: дорожные карты. М.: Агентство стратегических инициатив, 2012.

2. Симонов В.П. Законы и парадоксы ассиметричного мира. Germany:LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2011.

3. Austria Statistic. www.statistik.at (дата обращения: 08.04.2013).

4. Global Competitiveness Report — World Economic Forum. www.weforum.org (дата обращения: 08.04.2013).

5. Jahresberict‘2012 Bundesministerium fur Bildung, Wissenschaft und Kultur. bmwf.gv.at (дата обращения: 08.04.2013).

84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Система подготовки кадров для туризма в Австрии

THE SYSTEM OF TRAINING FOR TOURISM IN AUSTRIA

Saharchuk Elena, Ph.D., Associate Professor, Dean of the Faculty of Tourism and Hospitality, 1515303@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation Eberhard Grein, PhD, professor,

DIPLOMA University of Applied Sciences, Nordhessen, Munich, Germany

The paper analyzes the structure and content of the education model in the tourism sector in Austria. The most important characteristics of the profile of tourism education are identified; “through” systemic nature, allowing the implementation of the principle of continuity of educational levels; practical orientation of these forms of educational activities, such as dual training or education at the institutes of applied sciences or in the form of part-time vocational school (before allowing the employment of graduates); a wide range of educational trajectories based on the modular structure of the course format; a comprehensive approach to solving the profile of tourism education; the enabling horizontal and vertical development of competencies; focused training for various groups of educational and career-oriented activities at all educational levels. The most important characteristics of the Austrian education system in the tourism sector can be further used in the comparative analysis of Western European models to determine the invariant parameters of effective systems of professional education.

Keywords: system of training for tourism, the structure and content of the education model, profile tourist education, comparative educational research

References

1. Obrazovanie 2030: dorozhnye karty. M.: Agentstvo strategicheskih iniciativ, 2012 [Education 2030: the road map. M: Agency for Strategic Initiatives, 2012.

2. Simonov V.P. Zakony i paradoksy assimetrichnogo mira. Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH, 2011 [Laws and paradoxes asymmetrical peace. Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH, 2011].

3. Austria Statistik. — www.statistik.at. — Data poseshhenija sajta 08.04.2013. [Austria Statistik. — www.statistik.at. (Accessed April 8, 2013].

4. Global Competitiveness Report — World Economic Forum. www.weforum.org (Accessed April 8, 2013].

5. Jahresberict‘2012 Bundesministerium fur Bildung, Wissenschaft und Kultur. bmwf.gv.at (Accessed April 8, 2013].

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.