РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
УДК 378 DOI: 10.12737/14582
ВЕДУЩИЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected], ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья написана по результатам исследования десяти национальных моделей подготовки кадров для сферы туризма. Автором был проанализирован опыт профессионального образования в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Норвегии, России, Финляндии, Франции и Швейцарии; результаты анализа отдельных национальных моделей были опубликованы ранее [2]. Целью работы является обобщение ведущих мировых тенденций образования в области туризма; определение наиболее типичных для актуальной ситуации в профильном зарубежном образовании параметров функционирования педагогических систем позволяет более ясно представить соотношение глобального и национального в российской модели подготовки кадров для сферы туризма, а также обосновать организационно-педагогические условия функционирования более эффективной, инновационной модели отраслевого образования в сфере туризма. Под тенденциями развития образования в сфере туризма понимаются выявленные в результате сравнительного международного исследования устойчивые системные соотношения и признаки, характерные для всех изученных моделей подготовки кадров для туризма. Выявление тенденций, характерных для положительного мирового опыта подготовки профильных кадров обосновывает предлагаемую в исследовании модель инвариант структуры и содержания системы подготовки кадров для сферы туризма. В статье делаются следующие выводы: 1) инвариантные организационно-педагогические условия развития структуры и содержания обладают национальными особенностями, выражающимися в своеобразии управленческих и педагогических технологий, организации и формах функционирования; 2) актуальная ситуация в целом характеризуется сочетанием в каждой отдельной национальной модели подготовки кадров для сферы туризма тенденциозных и специфических черт, что дает основание сделать резюмирующее предположение о конструктивном значении адаптации отдельных обнаруживших тенденциозность механизмов формирования эффективных моделей в российской модели профильного туристского образования.
Ключевые слова: международный сравнительный педагогический анализ; профессиональное образование в сфере туризма; системная организация профильного образования в сфере туризма
Введение. Актуальность исследований, направленных на выявление ведущих мировых тенденций в области туристского образования, обосновывается проблемами становления практикоориентированной, эффективной и интегрированной в мировом образовательном пространстве российской системы подготовки кадров для сферы туризма [1, 2, 4, 5]. Сопоставительный анализ моделей подготовки кадров для туризма Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии и России, обобщающие результаты которого описываются в данной статье, был сконцентрирован на выявлении:
1) степени институализации национальных систем образования. Были исследованы институциональные рамки систем профильного образования в сфере туризма (надсистема, ограничители, преобразуемые сущности);
2) характера взаимосвязей между подсистемами национальных систем образования (содержательной, функциональной, отраслевого регулирования, потребительской);
3) функциональных характеристиках потребительской подсистемы.
Научный инструментарий и результаты исследования. Для выявления степени институализа-ции национальных систем подготовки кадров для туризма были исследованы такие показате-
Таблица 1
Сопоставление и обобщение результатов сравнительного анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма по параметру «Институциональные рамки профильного образования»
г р я я и я и
я ия я и б д н СО ия
^ ст в < в р о н а р е Канад; Велик тания ст в < л н и е е в 3 СО м р е
Совокупный показатель по 7 параметрам
модуля «Институциональные рамки 100% 57% 86% 86% 86% 72% 72% 100% 86%
образования»
ли, как источники финансирования образовательной деятельности в сфере туризма, процедуры лицензирования и аккредитации; процедуры признания квалификаций в профильной сфере деятельности; механизмы управления занятостью в профильной сфере деятельности; процедуры инициации и разработки образовательных стандартов в сфере туризма; механизмы привлечения социальных партнеров в организацию и технологии образовательной деятельности [3].
В качестве источников данных были использованы информационные источники по вопросам образовательной политики и административного управления системами образования (законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, социальное партнерство в образовательной деятельности, процессы формирования объемов и содержания подготовки профильных кадров, процессы аттестации квалификаций в профильной области; профессиональные стандарты и профессионально-квалификационные справочники, педагогическая документация; результаты исследования образовательного предложения в профильной области; материалы экспертных интервью; статистика образовательной деятельности и др.).
Исследования показали, что в девяти исследованных зарубежных национальных моделях сформированы институциональные рамки профильного образования в сфере туризма [2]:
- все исследованные модели обладают определенной степенью независимости от государства, допуская смешанную форму финансирования программ, либо финансирование образовательных программ только за счет их потребителей;
- все исследованные модели характеризуются наличием механизмов независимого признания квалификаций в профильной сфере;
- все модели обладают механизмами осуществления мониторинга занятости в сфере туризма, в ряде моделей представлены механизмы
прогнозирования и проектирования занятости;
- разработка исследованных образовательных стандартов в сфере туризма осуществляется при непосредственном (определяющем) участии отрасли;
- в большинстве моделей приставлены различные формы участия социальных партнеров;
- исследованные модели имеют все институциональные признаки: наличествуют совокупности правил и норм, традиций и стереотипов, регулирующих взаимоотношения в относительно больших социальных группах, объединенных целью кадрового обеспечения туристской сферы (Т. Веблен, Дж. Р. Команс). В таблице 1 обобщены результаты сопоставительного анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма.
Средний показатель уровня институали-зации исследованных национальных моделей подготовки кадров для туризма — 83%. С одной стороны, определение среднего показателя необходимо для формирования общего представления о сложившихся на актуальный период времени уровнях развития систем образования в сфере туризма и направлении развития иных систем, достигших относительно менее высоких показателей эффективности своей деятельности. С другой стороны, усредненный показатель позволяет:
1) ориентироваться в представлениях об общем характере развития систем образования в сфере туризма относительно «идеального состояния» (100% представленности признака);
2) оценивать общую системную организацию конкретной национальной модели;
3) сравнивать национальные модели профильного образования между собой.
С целью выявления характера взаимосвязей между подсистемами национальных моделей подготовки кадров для туризма были исследованы: структура образования в сфере туризма (наличие разнообразных форм образования, преемствен-
ность образовательных уровней); содержание образования в сфере туризма (соответствие образовательных профессиональным стандартам, уровень влияния внешней среды на оценку качества образования, характер имплементации содержания образования, характер регламентации содержания учебных планов, характер целеполагания образовательных программ); ресурсы образования (входные требования к обучаемым, требования к условиям реализации программ, требования к педагогическим работникам, требования к информационным и материальным ресурсам; соответствие социальному заказу качества подготовки кадров для туризма [2, 3].
Исследование всех национальных моделей выявило наличие внутрисистемных связей, ха-растеризующих организационно-дидактическую среду образования в сфере туризма. В частности, было выявлено, что:
1) исследованные модели позволяют учитывать потребности рынка труда посредством механизмов имплементации отраслевого содержания в содержании образования (наличие широкого ассортимента преемственного образовательного предложения, позволяющего обучающимся развивать свои компетенции по горизонтали (без изменения квалификационного уровня) и по вертикали (с повышением квалификационного уровня);
2) компетентностные модели, лежащие в основе образовательных программ в сфере туризма, коррелируют с профессиональными моделями;
3) внешняя среда образовательных учреждений (работодатели, социальные партнеры) имеет возможность через комплекс механизмов контролировать качество образовательной деятельности;
4) в образовательных учреждениях в целом организован процесс обратной связи, позволяющий постоянно отслеживать процесс и результаты образовательной деятельности в целях их возможной корректировки;
5) в образовательном процессе в целом отражены требования социального заказа на подготовку кадров для туризма (в количественном и качественном выражении, соответствующем потребностям в специалистах определенных профессий и квалификационных категорий);
6) в отдельных моделях нашли отражение требования к кадровому и материальному обеспечению образовательных программ (например, в германской и австрийской модели), однако данное свойство систем так же, как свойство, характеризующее «входные требования к обучающимся», не являются в целом типичными, относящимися к тенденциозным характеристикам систем подготовки кадров для туризма. Результаты сопоставительного анализа отражены в таблице 2.
Углубленное исследование потребительской подсистемы системы подготовки кадров для сферы туризма девяти стран показало, что актуальные эффективные модели подготовки кадров для туризма характеризуют следующие свойства:
1) механизмы индивидуализации образования;
2) механизмы «обратной связи»;
3) полноту преемственности образовательного предложения;
4) возможности для всестороннего профессионального развития обучаемых;
5) широкие возможности для академической мобильности обучаемых;
и я и н а ит ^ \о я г л я и ^ н я и ^ а и
Австри ег в р о ци н а р е Канада о к и л е В а р ст в А я л н и е ц й е в 3 н а м р
Совокупный показатель по параметрам
модуля «Взаимосвязи между подсистемами 91% 81% 82% 64% 73% 73% 45% 82% 73%
(содержательной, функциональной,
отраслевого регулирования, потребительской)»
Усредненный показатель - 74%.
Таблица 2
Сопоставление и обобщение результатов сравнительного анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма по параметру «Взаимосвязи между подсистемами (содержательной, функциональной, отраслевого регулирования, потребительской)»
Таблица 3
Результаты исследования основных факторов, определяющих функционирование потребительской подсистемы
и н а ит S S
S и \о о н СО S
ри о ей < Ф ей р о н а р е Канад; к и л е со ра о ей < л н и е е ей 3 ан р е
Совокупный показатель по параметрам
потребительской подсистемы моделей 67% 83% 100% 71% 100% 100% 100% 100% 83%
образования в сфере туризма
Средний показатель - 89%.
6) нацеленность образования на развитие ключевых профессиональных компетенций обучаемых;
7) демократический стиль управления образовательными учреждениями, влияющий на формирование среды, обеспечивающей свободу интеллектуальной самореализации личности, развитие критического мышления и креативности обучающихся.
В таблице 3 обобщены результаты сопоставительного анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма, характеризующие основные факторы, определяющие параметры потребительской подсистемы.
Изучение структуры и содержания, конкретного опыта реализации программ профессионального образования в сфере туризма Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции и Швейцарии показал, что к настоящему времени в этих странах сложились стабильно функционирующие модели подготовки кадров для сферы туризма, характеризующиеся:
1) устойчивыми конкурентными позициями Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции и Швейцарии в рейтинге конкурентоспособности в соответствии с индексом конкурентоспособности стран в сфере туризма, в частности позициями в сфере развития человеческих ресурсов и подготовки персонала; наличием понятной и логичной структуры квалификаций в профессиональной сфере, путей и способов их достижения через получение профессионального образование различных уровней, формирование индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, механизмы преемственности образовательных ступеней, механизмы общественно-профессионального признания полученной квалификации;
2) глобальной интегрированностью национальных моделей подготовки кадров для туризма в мировое профессионально-образовательное пространство посредством интеграции в национальные системы образования:
- принципов и механизмов обеспечения международной сравнимости квалификаций;
- механизмов обеспечения въездной и выездной свободы академической мобильности;
- механизмов обеспечения качества национального образования в сфере туризма. Прежде всего, речь идет о соблюдении принципиальных положений международных соглашений в области образования, стандартов и этики образования в сфере туризма, разработанных международными организациями профильных сфер деятельности и нашедших отражение в документах: Всемирного Совета по туризму (UNWTO) в области образования (TedQual UNWTO), ЮНЕСКО в области образования, Международного института планирования образования ЮНЕСКО [6], Института ЮНЕСКО [7], по обучению в течение всей жизни, Международного центра ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию [8], Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования (ENQA), Европейского реестра качества по высшему образованию (EQAR), Совета Европы (Council of Europe), Европейской Комиссии (European Commission), Международной ассоциации университетов (IAU), Ассоциации академического сотрудничества (ACA), Организация международного сотрудничества и развития (OECD), других международных организаций;
3) концептуальной совместимостью целе-полагания и содержания образовательной деятельности с целеполаганием и содержанием современных организационно-технологических процессов в туризме. Исследование показало,
Институализирующийся характер
Функциональное
многообразие и доминирующий
характер потребительской подсистемы
Расширение и диверсификация образовательного предложения
Интернационализация образования
Имплементация отраслевого содержания
Соответствие образовательных
уровней профессионально-квалификационным
Рис. 1. Основные тенденции развития моделей подготовки кадров в сфере туризма
что содержание образования по прикладным, практико-ориентированным программам разных уровней в сфере туристского образования в Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции и Швейцарии разрабатывается на основе изучения количественных и качественных показателей кадровых потребностей в сфере туризма при неформальном участии работодателей;
4) сформированностью научно-методического обеспечения организационно-технологических процессов в туризме. Системные исследования в области туризма характеризуют, с одной стороны, сформированность научного дискурса в области туризма, имеющиеся направления научных изысканий в области туризма, научные школы; с другой стороны, определяет стратегическое направление университетских исследований в сфере туризма, в существенной степени — содержание подготовки бакалавров и магистров туризма. Данная закономерность характеризует все изученные национальные модели образования в сфере туризма; отметим отдельно Великобританию (Университет Сёррея), Австрию (Университет Кремса), Швейцарию (университет прикладных наук в Кур, университет Сант-Галлена).
На основании обобщения результатов анализа национальных моделей подготовки кадров для
туризма представляется возможным констатировать наличие следующих тенденций развития систем образования в сфере туризма (обобщение на организационной диаграмме, рис. 1).
1. Первая тенденция. Институализирующий-ся характер систем подготовки кадров. Система профильного образования в сфере туризма представляет собой академическое отраслевое социальное пространство, обладающее устойчивыми типами и формами деятельности, ценностными установками, структурой и внутрисистемным взаимодействием. В соответствии с современными представлениями в области социологии социальный институт является организованной социальной системой, характеризующейся устойчивой структурой и внутрисистемными связями.
Институциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится все более регулярной и продолжительной; масштабы туризма как социального явления обусловливают организационное и ценностное формирование социальной среды профильного образования, в особенности с учетом многоуровневых задач, стоящих перед ним: на макроуровне в целях достижения адекватного актуальным потребностям уровня развития туристского сектора, соответствующего принципам устойчивого развития; на мезоуров-
не — в целях достижения конкурентного уровня туристского сектора во внутренней и внешней экономической среде; на микроуровне — в целях достижения экономической эффективности и конкурентоспособности профильных образовательных учреждений; на индивидуальном уровне — в целях достижения высокого уровня конкурентоспособности и трудовой (социальной) мобильности для выпускника.
Ценностные установки, нормы и правила институализирующихся систем профильной подготовки кадров в сфере туризма основаны на имплементации профессиональных нравственно-этических и нормативных установок в содержании профильного образования. Одним из важных параметров систем подготовки кадров для туризма как институализирующихся структур является система независимого признания квалификаций.
Профессиональное образование в сфере туризма как институализирующаяся структура обеспечивает, с одной стороны, профессиональную социализацию индивидов по профильным видам деятельности, с другой — выполняет функцию развития их социально-культурных и профессиональных компетенций.
Образование как социальная структура обладает, кроме вышеперечисленных, важной общественной функцией — функцией передачи культуры. Применительно к системам образования в сфере туризма речь идет о передаче традиций гостеприимства и профессионализма, обладающих в настоящее время общими, глобальными ценностными и качественными характеристиками. Отраслевыми сообществами сформированы обобщенные модели профессий, связанных с туризмом. Вопросами стратегии развития подготовки кадров для туризма, их профессиональной социализации и трудоустройства занимаются профильные ведомства в тесном сотрудничестве с общественными профессиональными объединениями, образовательными учреждениями в туризме, стратегическими партнерами в туризме.
В качестве примеров: вопросами развития обобщенной компетентностной модели профессионала туризма занимается Министерство экономики, семьи и молодежи Австрии. Экономическая палата Австрии, отраслевые объединения работодателей, профильные министерства и учреждения, осуществляющие образовательную деятельность в сфере профессионального образования, тесно взаимодействуют при разработке и реализации образовательной политики
в туризме. Министерство образования Норвегии реализует совместно с социальными партнерами проект профессиональной ориентации абитуриентов программ в сфере туризма. Центральное управление развития туризма Франции (ATOUT FRANCE) занимается в том числе вопросами содержания подготовки кадров для туризма с целью его синхронизации с потребностями туристкой индустрии; миссией Канадского совета по человеческим ресурсам в туризме (CTHRC) является повышение качества канадской рабочей силы в целях повышения конкурентоспособности туристского рынка Канады и др.
Структура и содержание образования в сфере туризма не является предметной областью исключительно учреждений и ведомств в области образования. Актуальная ситуация характеризуется сложными и многообразными внутриин-ституциональными связями между субъектами образовательной деятельности в профильной сфере деятельности. Ценности, нормы и вну-триинституциональные правила формируются на национальном уровне. В качестве примера приведем швейцарскую систему качества Qualitätsgütesiegel Schweizer Tourismus, параметрам которой стремятся соответствовать швейцарские школы гостиничного бизнеса.
2. Вторая тенденция. Усиление роли процессов интернационализации в профильном образовании в сфере туризма, что связано в первую очередь с глобальным характером и высоким уровнем интернационализации туризма как экономического и социального института. Процессы интернационализации выражаются в усилении межакадемического взаимодействия: на уровнях интенсификации международных научных разработок в сфере туризма (проекты Евросюза «Темпус» и др.), а также на уровне расширения различных форм академической мобильности (студенческой и преподавательской); повышения роли международных стандартов образования (INTERNATIONAL STANDARD CLASSIFICATION OF EDUCATION: Fields of education and training 2013 (ISCED-F 2013); CQAF — Common Quality Assurance Framework; Европейская рамка гарантий квалификаций в профессиональном образовании, Концепция «обучения в течение всей жизни» и др.) отражена в различных формах дополнительного профессионального образования, институтов признания качества профильного образования (TedQual — сертификат качества образования в туризме от Всемирного совета по туризму UNWTO, статус
ООН «Туристский образовательный центр мирового значения»).
3. Третья тенденция. Имплементация отраслевого содержания в содержание образовательного процесса реализуется на всех этапах профессионализации в профильной сфере. Уров-невое образование в исследованных моделях предполагает обучение (формальное и неформальное) и аттестацию на всех образовательных этапах, соответствующих определенным квалификационным уровням. Формы участия в образовательном процессе разных уровней профессиональной среды могут быть различными: в Австрии и Германии практикуются программы дуального обучения; во Франции заслуживают интереса механизмы привлечения молодежи в профессиональную среду через систему договорных отношений с работодателями (сходная с «дуальным образованием» модель подготовки кадров), в Великобритании создана централизованная система имплементации квалификационно-профессиональной структуры в содержании
профессионального образования, включающая подсистему лицензирования (Государственная комиссия по занятости и квалификациям); подсистему развития отраслевых квалификаций и разработки отраслевых стандартов (Советы по развитию отраслевых квалификаций); подсистему присвоения квалификаций (Органы присвоения квалификаций); подсистему разработки и оценки квалификаций (Органы присвоения квалификаций, Учебные заведения), исходным принципом деятельности системы является взаимодействие государства и работодателей; в Финляндии социальные партнеры активно участвуют в определении содержания профессионального образования: их участие широко представлено на вторичном уровне образования (профессиональные училища, ученичество), а также на уровне бакалавриата в политехнических (или, как их называют — прикладных) университетах.
4. Четвертая тенденция. Содержание профильного образования в сфере туризма формируется в соответствии с профессионально-ква-
Квалификационный уровень Характеристика функций Образовательный уровень Соотношение узкопрофильных и отраслевых компетенций
Третий квалификационный уровень Выполнение узкопрофильной профессиональной задачи Добакалаврский уровень Узкопрофильные компетенции
Четвертый квалификационный уровень Выполнение узкопрофильной профессиональной задачи+ руководство подчиненными в целях выполнения задачи Добакалаврский или короткий бакалаврский уровень В РФ - «прикладной бакалавриат» (4-летние программы) Узкопрофильные компетенции > отраслевые компетенции
Пятый квалификационный уровень Выполнение узкопрофильной профессиональной задачи+ руководство подчиненными в целях выполнения задачи + принятие решений в ситуации с непредвиденным исходом Короткий бакалаврский уровень В РФ - «прикладной бакалавриат» (4-летние программы) Узкопрофильные компетенции > отраслевые компетенции
Шестой квалификационный уровень Управление сложными видами деятельности, проектами, принятие решений в непредсказумых ситуациях. Ответственность за профессиональное развитие отдельных персон и групп. Бакалаврский уровень Узкопрофильные компетенции < отраслевые компетенции
Седьмой квалификационный уровень Управление и формирование непредсказуемых профессиональных контекстов, требующих стратегических решений. Ответственность за: вклад в профессиональные знания, в профессиональную практику, проверку стратегических достижений коллектива Магистерский уровень Узкопрофильные компетенции < отраслевые компетенции
Восьмой квалификационный уровень Профессиональный авторитет, способность к инновациям, самостоятельность, профессиональная порядочность, целеустремленность при развитии новых идей или методов в актуальных профессиональных контекстах, включая исследования. Докторский уровень Междисциплинарные отраслевые компетенции
Таблица 4
Соотношение компетенций в зависимости от квалификационного уровня (на основе Дублинских дескрипторов)
Таблица 5
Наличие и состав квалификационных рамок по исследуемым странам
Страна Уровни квалификации Параметры описания (дескрипторы) Примечания
Австралия 10 Знания, навыки, применение Дескриптор «применение» описывает степень автономии
Австрия 8 Знания, навыки, компетенции Дескриптор «компетенции» описывает уровень самостоятельности и ответственности
Великобритания (и Северная Ирландия) 9 Знания, навыки, компетенции Шотландия и Уэллс имеют свои рамки квалификаций
Германия 8 Профессиональные компетенции (знания, навыки), персональные компетенции Дескриптор «персональные компетенции» описывает социальные компетенции, автономию и ответственность
Канада 10 Знания, навыки, наукоемкость
Норвегия 8 Знания, навыки, компетенции
Финляндия 8 Знания, навыки, компетенции
Российская Федерация 9 Общая компетентность, сложность деятельности, наукоемкость Рамка квалификаций не принята
Франция 8 Знания, навыки, применение Рамка квалификаций представляет собой подробную характеристику каждого квалификационного уровня и путей его достижения[9]
Швейцария 8 Знания, навыки, компетенции Национальная рамка квалификаций - в разработке, приняты только общие европейские положения, планируется к опубликованию с целью публичного обсуждения в октябре 2014 года
лификационными уровнями прототуристских профессий. Исходные параметры формирования содержания профильного образования образуют квалификационные уровни, соотнесенные с разными видами прототуристской деятельности.
В соответствии с Дублинскими дескрипторами узко профессиональная подготовка — это третий-четвертый и частично пятый квалификационные уровни, задачи отраслевого характера представлены на шестом квалификационном уровне; отраслевой — междисциплинарный уровень — это уровень магистратуры (седьмой уровень европейской рамки квалификаций).
Таким образом, в сфере туризма узкопрофессиональная подготовка осуществима на третьем-четвертом-пятом квалификационных уровнях (добакалаврские уровни, или короткие трехлетние бакалаврские циклы); отраслевая подготовка начинается на шестом квалификационном уровне (бакалавры) и продолжается на седьмом квалификационном уровне (магистры). Соответственно, меняется удельный вес общеотраслевых дисциплинарных модулей в сторону увеличения при переходе на шестой и седьмой уровни квалификации.
Представим в системе зависимость между уровнем и содержанием образования в туризме (таблица 4).
Таким образом, каждому уровню квалификации в туризме соответствует определенный уровень образования, характеризующийся соответствующим соотношением узкопрофильных и отраслевых компетенций. Данные таблицы 4 систематизированы на основе Европейской восьмиуровневой рамки квалификаций, мы использовали ее в силу набольшей представленности в исследовании стран, принявших данную систему квалификаций как основу для разработки национальных рамок квалификаций. Восьми-уровневая система квалификаций существует не везде: в Австралии и Канаде рамка квалификаций состоит из 10 уровней, в Великобритании — из 9.
В таблице 5 систематизированы данные по наличию и составу квалификационных рамок, которые, как видно из приведенной систематизации, схожи по всем изученным странам.
Как видно из таблицы 5, систематизация квалификационных уровней — принятая во всем мире система, каждый уровень характеризуется определенными параметрами, которые в свою очередь зависят от сложности
и ответственности выполняемых функций.
5. Пятая тенденция. Расширение и диверсификация образовательного предложения в системе формального образования — как признаки коммерциализации системы отраслевого образования. Сошлемся здесь на опыт:
- «мостов» между формами профессионального образования (Австрия);
- деятельности независимой некоммерческой организации CITC — ACTA — Канадский институт путешествия (Профессионального некоммерческого объединения в сфере туризма, главной задачей которой является повышение качества обучения, разработка и одобрение (классификация) образовательных программ в сфере туризма. CITC — ACTA дает оценку уровню подготовки в профессиональной области колледжам, частным профессионально-техническим училищам и предприятиям, предлагающим программы ученичества;
- или курсы дополнительного образования Центров дополнительного образования для взрослых (Финляндия).
6. Шестая тенденция. Доминирующий характер и функциональное многообразие потребительской подсистемы, определяющей характер и содержание внутрисистемных связей, механизмы обеспечения открытости, доступности, индивидуализации образовательной траектории обучающихся и их академической мобильности. Сошлемся на опыт Великобритании: The National Student Survey (NSS) — организация
опросов студентов по качеству образования: преподавание, обратная связь, академическая поддержка, организация и управление, учебная база, личное развитие, качество в целом.
Результаты проведенного исследования моделей подготовки кадров для туризма, выявление основных тенденций их развития, глобального и национального, позволили сделать вывод о наличии инвариант эффективных инновационных моделей подготовки кадров для туризма, на основании выявления которых разработана аналитическая системная модель образования в сфере туризма (рис. 2).
Основные выводы. Резюмируя вышеизложенное, охарактеризуем совокупность инвариантных организационно-педагогических условий и принципов функционирования эффективных моделей подготовки кадров для сферы туризма.
Инвариантные организационно-педагогические условия развития более эффективных моделей подготовки кадров для туризма определим по трем организационно-дидактическим уровням: институциональному, управленческому и технологическому (таблица 6).
Перечислим принципы функционирования эффективных моделей подготовки кадров для сферы туризма.
1. Принцип объектно-ориентированного формирования содержания профессионального и отраслевого образования в сфере туризма.
2. Принцип синхронизации академического квалификационно-отраслевого содержания.
Рис. 2. Аналитическая модель системы образования в сфере туризма
Таблица 6
Инвариантные организационно-педагогические условия развития более эффективных моделей подготовки кадров для туризма
Организационно-дидактический уровень Организационно-педагогическое условие
1. Институциональный уровень 1. Стратегическое развитие системы подготовки кадров для туризма проектируется в контексте устойчивого развития национального туризма. 2. В стратегию развития профильного образования в сфере туризма интегрируются основные положения стратегии достижения устойчивых конкурентных позиций национального туристского сектора (во внутренней и внешней экономической среде). 3. В концепцию развития системы профильного образования в сфере туризма имплементируются основополагающие профессиональные нравственно-этические принципы и правила. 4. На национальном уровне разрабатываются нормативно-правовые основы формирования широкого неформального социального партнерства в системе профильного туристского образования. 5. Целеполагание системы подготовки кадров для туризма учитывает необходимость обеспечения профессиональной ориентации, адаптации, социализации и развития индивида. 6. Эффективное функционирование системы подготовки кадров для сферы туризма обеспечивается посредством устойчивого внутрисистемного взаимодействия 4-х подсистем: потребительской, содержательной, функциональной и отраслевого регулирования при доминирующем значении потребительской подсистемы.
2. Управленческий уровень 1. Разрабатываются нормативно-правовые основы развития системы независимого признания квалификаций в сфере туризма. 2. В содержание профильного образования имплементируется квалификационно-видовое отраслевое содержание актуальных и актуализирующихся профессиональных стандартов.
3. Технологический уровень 1. Организационно-дидактическая деятельность образовательных учреждений в сфере туризма проектируется с учетом необходимости формирования эффективного сетевого академического взаимодействия на национальном и международном уровне. 2. Ассортимент образовательного предложения в системе профильного образования в сфере туризма формируется с учетом необходимости достижения максимальной полноты возможностей развития профессиональных компетенций обучающихся по вертикали (с повышением квалификационного уровня) и по горизонтали (без повышения квалификационного уровня). 3. Функциональный диапазон потребительской системы проектируется с учетом необходимости обеспечения открытости, доступности, индивидуализации образовательной траектории обучающихся и их академической мобильности.
3. Принцип триединства целеполагания развития системы образования в сфере туризма на макро-, мезо- и микроуровнях.
4. Принцип формирования «мостов» между образовательными уровнями.
5. Принцип ориентации на потребителя образовательного продукта системы.
6. Принцип полноты ассортимента образовательного предложения.
В заключение подчеркнем:
1) исследованные модели подготовки кадров для сферы туризма, обнаружившие инвариантные организационно-педагогические условия развития структуры и содержания, об-
ладают национальными особенностями, выражающимися в своеобразии управленческих и педагогических технологий, организации и формах функционирования;
2) актуальная ситуация в целом характеризуется сочетанием в каждой отдельной национальной модели подготовки кадров для сферы туризма тенденциозных и специфических черт, что дает основание сделать резюмирующее предположение о конструктивном значении адаптации отдельных обнаруживших тенденциозность механизмов формирования эффективных моделей в российской модели профильного туристского образования.
Литература
1. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации//Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 4—17.
2. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: Монография. М.: Кнорус, 2015. 183 с.
3. Сахарчук Е.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма //Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 78—86.
4. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm//World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 80-81.
5. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality//World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13. С. 305-308.
6. URL: http://unesco.guap.ru/unesco/main/mipo. (дата обращения: 01.09.2015).
7. URL: http: //www.unesco.org/education/uil. (дата обращения: 01.09.2015).
8. URL: http: themis.unwto.org/content/unwtotedqual www.unevoc.unesco.org. (дата обращения: 01.09.2015).
9. URL: http://www.cambridgeassessment.org.uk/ (дата обращения: 01.09.2015).
LEADING WORLD TRENDS IN TOURISM EDUCATION
Sakharchuk Elena Sergeevna, PhD (Cand. Sc.) in Pedagogics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Tourism and Hospitality, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article is based on the results of the examination of ten national training models for tourism. The author has analyzed the experience of vocational education in Austria, Australia, great Britain, Germany, Canada, Norway, Russia, Finland, France and Switzerland; the results of the analysis of some national models have been published previously [2]. The aim of this work is the generalization of the leading trends of education in tourism; identification of the most typical parameters of educational systems in situation specialized in foreign education which allow more clearly to represent the ratio of global and national in the Russian model of personnel training for tourism, andjustify organizational and pedagogical conditions of functioning of a more effective, innovative model of industrial education in the field of tourism. Sustainable system of relations and common characteristics to all studied models of training personnel for tourism identified in the comparative international study are understood as the trends of educational development in the field of tourism. The article made the following conclusions: 1) the invariant of organizational and pedagogical conditions of development of structure and content possess national characteristics, expressed in the identity management and pedagogical technologies, organization and forms of operation; 2) current situation is characterized by the combination in each of the national model of personnel training for tourism biased and specific features that leads to summarizing an assumption about the value of constructive adaptation of the individual who discovered the bias, the mechanisms of formation of effective models in the Russian model of specialized tourism education.
Keywords: international comparative pedagogical analysis; vocational education in tourism, systematic organization of profile education in tourism
Referenses:
1. Il'kevich S.V., SakharchukE.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiya turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable development of tourism in the regions of the Russian Federation] //Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa[Universities for Tourism and Service Association Bulletin. 2014. V. 8. № 2. p. 4—17.
2. Sakharchuk E.S. Analiz zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlya sfery turizma: Monografiya [Analysis of foreign models of staff training for tourism: Monograph]. M.: Knorus, 2015. 183 p.
3. Sakharchuk E.S. Metodika analiza zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlya sfery turizma [Method of analysis of foreign models of staff training for tourism] //Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. V. 8. 2014. № 3. p. 78—86.
4. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm//World Applied Sciences Journal. 2014. V. 30. № 30. p. 80—81.
5. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality//World Applied Sciences Journal. 2013. V. 27. № 13. p. 305—308.
6. URL: http://unesco.guap.ru/unesco/main/mipo. (Accessed on September 01, 2015).
7. URL: http: //www.unesco.org/education/uil (Accessed on September 01, 2015).
8. URL: http: themis.unwto.org/content/unwtotedqual www.unevoc.unesco.org. (Accessed on September 01, 2015).
9. URL: http://www.cambridgeassessment.org.uk/ (Accessed on September 01, 2015)