ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
УДК 37.013
I МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ I ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья представляет собой резюмирующую часть цикла авторских исследований систем образования в сфере туризма в России и за рубежом в части обобщения методического опыта анализа и сравнения различных моделей подготовки кадров. Обосновываются концептуальные подходы к анализу, в частности к построению обладающих системной независимостью эвристических моделей с целью осуществления сравнительных исследований педагогических систем на основе композиционно целостной структуры, включающей компоненты инвариантного содержания. Определяется понятие «декомпозиция» системы образования (иерархические уровни зависимости в системе образования). В целях осуществления международных сравнительных исследований структуры и содержания образования с учетом многообразия связей и зависимостей, опыта и традиций, сложившихся в каждой отдельной стране в изучаемой сфере образования, выявляются наиболее репрезентативные страты более общего глобального характера. Вводится новое понятие «подсистема отраслевого регулирования» в сфере профильного образования в туризме. В результате систематизации параметров систем образования в сфере туризма, выявления роли и значения надсистемных и системных ограничителей и регуляторов. Автором разработана методика анализа структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма. Методика позволяет последовательно анализировать: уровень институциональной зрелости системы профильного образования, сложившиеся внутрисистемные связи моделей образования, содержание, структуру, ресурсы, целеполагание систем подготовки кадров. Методика позволяет сравнивать национальные системы подготовки кадров, выявлять закономерности развития систем, педагогические условия качественной подготовки кадров для туризма. В методике раскрываются параметры анализа моделей образования в сфере туризма, цель и направление анализа, источники анализа и научный инструментарий. Статья может быть интересна исследователям, занимающимся сравнением педагогических систем, практикующим педагогам, работающим в сфере профильного образования, сотрудникам учебно-методических подразделений вузов, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития современного профессионального образования.
Ключевые слова: сравнительные исследования в педагогике, зарубежные модели подготовки кадров, структура и содержание образования, подготовка кадров туризма
Актуальность исследования. Система российского образования переживает в настоящее время переход на дифференцированные формы получения первой ступени высшего образования: по большому числу направлений подготовки определены формы получения образования «прикладной» и «акаде-
мический» бакалавриат. Названные формы бакалавриата вошли в дискурс российской системы высшего образования относительно недавно, трактуются неоднозначно в академических кругах; практически неизвестны и непонятны в среде потенциальных потребителей услуг.
78 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма
По проектам (по состоянию на июнь 2014 г. ФГОС «Туризм» бакалавриат не утвержден) разработаны основные образовательные программы. Разработка программ велась по сложившейся схеме: в ситуации отсутствия профессиональных стандартов, исходя из коллективно сформированных представлений разработчиков образовательных программ — вузовских преподавателей и представителей рынка труда. Как известно, процесс участия работодателей в формировании содержания образования регламентирован условно, нередко носит формальный характер. Таким образом, на рынок образовательных услуг поступают программы, которые характеризуются следующими параметрами:
1) программы не реализовывались ранее, не апробировались, не получили «обратной связи»;
2) были разработаны в ситуации отсутствия профессиональных стандартов;
3) разрабатывались с участием работодателей, представляющих отдельные направления в области профессиональной деятельности, относящейся к образовательному стандарту.
В связи с этим возникают вполне обоснованные опасения:
• на предмет соответствия планируемых в основных образовательных программах результатов образования реальным потребностям рынка труда в области профессиональной деятельности;
• по вопросу адекватности предусмотренных программами форм и методов обучения, ресурсов и т. д. цели и задачам разных по своему сущностному наполнению бакалавриатов — академического и прикладного.
В связи с последним опасением связано также определенное сомнение по поводу вполне понятного желания вузов из целей оптимизации процессов поддаться искушению учить прикладных и академических бакалавров одинаково, в потоках, экономя ресурсы.
Таким образом, отсутствующий опыт реализации разных форм бакалавриата и актуальная практика нормативного ограничения и администрирования образовательного процесса становятся препятствиями для полноценного формирования дифференци-
рованного содержания прикладного и академического бакалавриата. Поэтому представляется, что обращение к зарубежному опыту реализации программ бакалавриата в сфере туризма позволит, проанализировав структуру и содержание зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма, выявить принципы и закономерности функционирования систем профильного туристского образования, целью которых является подготовка конкурентоспособных выпускников. Анализ различных моделей образования за рубежом был отражен в более ранних публикациях (в частности, был рассмотрен опыт Австрии, Швейцарии и Германии). Настоящая статья резюмирует теоретико-методологическую часть работы, связанную с итогами разработки методики анализа.
Концептуальные подходы к разработке методики, научный инструментарий. Выбор для анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма обусловлен несколькими факторами:
• признанный опыт конкретной страны в сфере развития туризма [2];
• существенная доля занятых в туризме в общем количестве занятых в экономике
[3] ;
• наличие сложившейся многоуровневой системы подготовки кадров для туризма
[4] .
В целях анализа и оценки структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма была разработана методика, модули которой отражены в таблицах 1—3.
Модули методики определены в соответствии с представлением структуры институциональной среды системы образования в сфере туризма в виде взаимозависимой связи четырех компонент [1]: содержательной; функциональной; отраслевого регулирования и потребительской (рис. 1), а также с учетом факторов, влияющих на результаты образования (рис. 2).
Под системой образования в сфере туризма в настоящем исследовании понимается устойчивая совокупность взаимодействующих элементов институциональной среды, интегрированных или интернирующихся с целью достижения лучших результатов образовательной деятельности в профильной сфере [4]. Как видно из рис. 2, мы отнесли
79
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рис. 1. Компоненты институциональной среды системы образования в сфере туризма
Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на результаты образования
к факторам, влияющим на результаты образования в сфере туризма:
1) взаимосвязи между подсистемами системы образования (подсистемы являются, по сути, компонентами институциональной среды системы образования; уточнения в формулировках необходимы в связи с тем, что в большинстве рассматриваемых моделях образования в настоящее время наблюдаются признаки институализации, социальные институты по ряду признаков еще не сформированы);
2) параметры подсистем (или компонент; как говорилось выше, в нашем случае это содержательная, функциональная, отраслевого регулирования и потребительская);
3) надсистема / ограничители: здесь требует пояснения термин «ограничители», под которым понимаются нормативно-правовые и культурные ограничители, далее мы рассмотрим их подробнее;
4) параметры социального заказа (преобразуемые сущности); общественный заказ
рассматривается с двух сторон: с одной стороны, это потребители услуг (обучаемые) с определенным сложившимся уровнем компетенций, представлениями и ожиданиями от результатов образования; с другой — общество и связанные с результатами образования в сфере туризма общественными ожиданиями и представлениями;
5) ресурсы образования: методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материальные и информационные ресурсы образовательных учреждений.
Остановимся коротко на результатах образования. Результаты деятельности системы образования имеют дихотомичную природу: это результаты для потребителей (обучающихся, выпускников, работодателей) и для общества в целом. Результативность системы образования в сфере туризма (результаты для общества в целом) характеризует удовлетворение потребностей общества в целом в прогрессе и непрерывном повышении качества выполнения работ в конкретном секторе экономики — в туризме.
Переход к результатам разработки методики анализа моделей подготовки кадров для сферы туризма требует некоторых разъяснений. Под моделью системы образования в сфере туризма понимается схематизированное представление, репрезентация оригинала. Модель охватывает не все атрибуты оригинала, а только релевантные в контексте проводимого исследования, что означает следующее: мы не включаем в модель атрибуты систем, не обнаруживающие признаков системных закономерностей, имеющих обусловленный специфическими особенностями конкретной социально-эконо-
80 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма
мической и культурной среды. Разработка модели всегда опосредована конкретными установками и рамочными ограничениями: целями исследования, концепциями, конкретными социально-экономическими условиями протекания процесса или существования института, объекта, модель которого разрабатывается (когда, в каких условиях).
Моделирование сложных систем, таких как системы образования, осуществляется в контексте системного подхода как методологической концепции, цель применения которой — построение максимально объективной целостной картины изучаемого процесса, объекта и др.
Заметим, что универсальность моделей предполагает разработку концептуальных эвристических моделей, обладающих «системной независимостью», позволяющей переносить модель с одной системы на другую с сохранением ее композиции при решении задач сравнения различных систем.
С целью разработки эвристической модели определимся с понятием «декомпозиция». Декомпозиция системы представляет собой выявление иерархических уровней зависимости (страт). При осуществлении международных сравнительных исследований структуры и содержания образования с учетом многообразия связей и зависимостей, опыта и традиций, сложившихся в каждой отдельной стране в изучаемой сфере образования, наиболее репрезентативными являются страты более общего глобального характера [5]. К декомпозиции системы при проведении сравнительных международных исследований предъявляются следующие требования: для каждого элемента системы известны корреляции между входными воздействиями и выходными характеристиками; каждый элемент модели системы известен для каждой отдельной реализации модели (в нашем случае — каждой анализируемой национальной модели образования в сфере туризма). Рисунок 3 отображает зависимость системы образования от внешних ограничителей и надсистем.
Декомпозиция системы образования в сфере туризма, как было сказано выше, предполагает иерархическую стратификацию элементов системы. Прежде всего, это
Рис. 3. Ограничители и надсистемы системы образования
необходимо в целях выделения в составе системы подсистем. На рисунке 3 мы видим подсистемы «системы нормативных и социально-нормативных ограничений», которая, в свою очередь, является надсисте-мой для системы образования в сфере туризма.
На наш взгляд целесообразно вывести нормативные и нормативно-социальные ограничения из функционального состава системы образования в сфере туризма, поскольку они, как было сказано выше, специфичны и обусловлены конкретными социально-экономическими и культурными условиями развития образования [6]. Включение их как компонент системы профессионального образования не позволит выявить собственно педагогические закономерности развития систем. Вместе с тем, внутри системы профессионального образования может осуществляться ведомственное или общественное регулирование (в формате общественных советов по подготовке кадров по отраслям, общественных объединений профильных образовательных учреждений и т. п.), следовательно, речь может идти о выделении подсистемы отраслевого регулирования.
В результате систематизации параметров систем образования в сфере туризма, выявления роли и значения надсистемных и системных ограничителей и регуляторов была разработана следующая методика анализа структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма (табл. 1—3).
81
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Таблица 1
Методика анализа и оценки структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма — Модуль 1. Институциональные рамки образования (надсистема, ограничители, преобразуемые сущности, см. рис. 2)
Параметры анализа Цели анализа Источники анализа, научный инструментарий
1. Финансирование образования (осуществляется государством, потребителями, смешанные формы, социальными партнерами) Выявление степени свободы системы образования от государства/социальных партнеров Выявление степени регламентации образовательной деятельности со стороны государства 1. Исследования информационных источников по вопросам политического устройства и административного управления системой образования 2. Исследование нормативно-правовой базы, регламентирующие процессы управления системой образования 3. Исследование статистической информации 4. Экспертные интервью
2. Аккредитация и лицензирование образовательной деятельности (наличие системы, процедуры)
3. Признание квалификаций (кем осуществляется, есть ли система независимого признания квалификаций) Выявление наличия механизмов влияния на структуру и содержание образования со стороны рынка труда
4. Управление занятостью (есть ли система мониторинга, прогнозирования и проектирования занятости; актуальное соответствие структуры занятости структуре образования) Выявление механизмов, влияющих на определение количества мест обучения в соответствии с реальными потребностями рынка труда
5. Разработка образовательных стандартов (кем осуществляется, регламентация содержания) Выявление основных субъектов регламентации содержания обучения, мотиваций регламентации
6. Форма участия социальных партнеров в системе образования (в структурах, в тарификационных переговорах, иначе) Выявление степени валидности программ потребностям рынка труда
Таблица 2
Методика анализа и оценки структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма — Модуль 2. Взаимосвязи между подсистемами (содержательной, функциональной, отраслевого регулирования, потребительской)
Структура образования в сфере туризма
Наличие формального и неформального образования Структура формального образования (уровни обучения) Выявление степени свободы обучающихся в выборе образовательных траекторий Выявление факторов, влияющих на степень валидности структуры образования потребностям рынка труда Выявление уровня структурированности образования, выявление уровня соответствия ступеней образования уровням квалификаций на рынке труда Исследование нормативноправовых актов, регламентирующих структуру формального образования Анализ данных по предложению услуг образования на рынке
Содержание образования в сфере туризма Наличие и содержание компетентностной модели в профильных направлениях подготовки Выявление факторов, влияющих на степень валидности структуры образования потребностям рынка труда Исследование педагогической документации Экспертные интервью
Принципы организации системы качества образования Текущие, промежуточные и итоговые формы контроля качества обучения Выявление уровня и форм контроля внешних сред над качеством образования Выявление глубины контроля внешней среды над результатами образования Выявление взаимосвязей внутренней и внешней среды при реализации системы контроля качества Исследование педагогической документации Экспертные интервью
Характер имплементации содержания образования (существуют ли научно обоснованные этапы; механизмы обратной связи, рефлексии) Выявление уровня педагогической компетентности сотрудников профильного образования как фактора, влияющего на релевантность содержания Экспертные интервью
82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма
Окончание табл. 2
Структура образования в сфере туризма
Выявление акторов и принципов формирования учебных планов (в части формирования модулей/дисциплин/практик) Экспертные интервью
Выявление основных акторов образовательной деятельности Выявление стратегических ориентиров образовательной деятельности Исследование педагогической документации
Ресурсы образования в сфере туризма Выявление механизмов отбора претендентов в процессе получения профильного образования в сфере туризма Исследование педагогической документации Экспертные интервью
Выявление уровня сложности инициации и реализации образовательных программ, выявление уровня государственного администрирования Исследование педагогической документации Экспертные интервью
Выявление степени профессионализма педагогических кадров; косвенный показатель качества формирования содержания образовательной деятельности в сфере туризма Опросы Исследование педагогической документации
Параметры социального заказа Выявление соответствия содержания программ квалификационным требованиям. Исследование нормативно-правовых актов Экспертные интервью
Таблица 3
Методика анализа и оценки структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма — Модуль 3. Основные факторы, влияющие на параметры потребительской подсистемы
Параметры оценки Назначение исследования Источники информации, научный инструментарий
Ориентированность образования (на преподавателя/на студента)
Уровень индивидуализации образования Выявление характера ориентированности образования Изучение педагогической документации Опросы Экспертные интервью
Уровень участия обучаемых в процессе формирования содержания образования в сфере туризма Выявление механизмов участия обучаемых в процессе формирования образования Экспертные интервью
Валидность образовательных ступеней/модулей/курсов
Преемственность образовательных ступеней (основания) Выявление характера преемственности образовательных ступеней; выявление возможностей вертикальных образовательных траекторий для всех обучающихся Изучение педагогической документации Опросы Экспертные интервью
Обеспечение возможностей для осуществления академической мобильности (внутренней, внешней) Выявление объемов академической мобильности факторов, влияющих на мобильность Экспертные интервью
Направленность образования на развитие человеческих ресурсов
Направленность содержания образования на развитие ключевых универсальных компетенций Выявление уровня ориентации модели образования на развитие ключевых универсальных компетенций обучаемого в контексте глобальной гуманизации образования Исследование педагогической документации
83
ДИДАКТИКА ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Окончание табл. 3
Параметры оценки Назначение исследования Источники информации, научный инструментарий
Стили и характер администрирования в образовательных учреждениях Определение характера администрирования в образовательном учреждении с целью выявления мотиваций преподавательского состава в осуществлении педагогической деятельности Экспертные интервью
Основные выводы. Как видно из систематизированного выше материала, в качестве параметров анализа и оценки структуры и содержания моделей подготовки кадров для сферы туризма определены параметры, характеризующие институциональные рамки образования, взаимосвязи между подсистемами системы образования и факторы, влияющие на формирование и развитие потребительской подсистемы. Таким образом, разработанная методика позволяет выявлять такого рода зависимости и закономерности развития систем образования в сфере туризма, как:
1) влияние степени институциональной независимости системы образования на це-леполагание и результаты педагогической деятельности;
2) влияние степени свободы обучаемых в выборе индивидуальной траектории обучения на формирование профессиональных компетенций;
3) влияние уровня развития ресурсов про-
фессиональной педагогики в туризме на степень профессиональной подготовки выпускников;
4) влияние гуманистических установок в педагогических коллективах на развитие универсальных и методических компетенций обучаемых и обучающих и др. Разработанная методика является уникальной и не повторяет имеющиеся в сфере компаративистских исследований разработки. Методика позволяет анализировать и сравнивать различные модели образования в сфере туризма, выявлять параметры систем вариативного и инвариантного свойства, обнаруживать опыт, характерный для всех систем, что ценно само по себе, поскольку позволяет взглянуть на устоявшиеся модели подготовки кадров, прошедшие испытание опытом и временем, целостные в своей структуре, как на определенный ориентир при определении возможных путей развития российского профильного образования.
Литература
1. Сахарчук Е.С. Профессионализация в туризме: к вопросу о занятости и формировании компетенций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №3. С. 91—96.
2. Сахарчук Е.С. Современные механизмы обеспечения туризма квалифицированными кадрами (опыт социального партнерства в ФРГ и РФ) // Сервис в России и за рубежом. 2010. №4. С. 90—99.
3. Сахарчук Е.С. Социальное проектирование системы дополнительного профессионального образования в туризме // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №2. С. 43—50.
4. Сахарчук Е.С. Систематизация детерминант туристского образования в Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №3. С. 14—18.
5. Kharitonova T. V. and Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World applied sciences journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 85—88.
6. Sakharchuk E.S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013.
84
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3
Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма
TOURIST-INDUSTRY PERSONNEL TRAINING:
AN ANALYSIS OF NON-RUSSIAN TRAINING MODELS
Sakharchuk Elena Sergeevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article is a part of a summary of the author’s comprehensive research into tourism-specific education in Russia and abroad. The article summarizes the methodological analysis and a comparison of different personnel training models. The author substantiates the conceptual approaches to the analysis in general and to systemically independent heuristic model development in particular. Systemically independent heuristic models serve the purposes of comparative studies of pedagogical systems on the basis of a compositional integral structure with invariant content components. The author defines the concept of “decomposition” of the system of education (hierarchical dependence in the system of education), introduces the concept of “a subsystem of industry regulation” in the sphere of tourist-industry-specific education, identifies the role and significance of supersystem and system restraints and regulators, and develops a methodology for analyzing the structure and content of the models employed for tourist-industry personnel training. The methodology proposed by the author allows to consistently analyze the level of institutional maturity of a system of industry-specific education, the system internal links of a model of education, the content, the structure, the resources, the goals and objectives of personnel training systems. The methodology also provides opportunities for a comparison of national systems of personnel training, identify common development factors, pedagogical conditions for quality education. The article is of value to researchers in pedagogical systems, educators, HE learning and teaching department personnel, and non-specialist audiences interested in the issued of professional education development.
Keywords: comparative pedagogical studies, non-Russian models of personnel training, structure and content of education, tourist-industry-specific personnel training
References
1. Sakharchuk, E.S. Professionalizatsiia v turizme: k voprosu o zaniatosti i formirovanii kompetentsii [Professional development in tourism: on employment and competence-building]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and tourism: current issues]. 2011. №3. pp. 91—96.
2. Sakharchuk, E.S. Sovremennie mekanizmy obespecheniia turizma kvalifitsirovvannymi kadrami [Modern tourism-specific personnel training mechanisms]. Servis v Rossii i za ribezhom [Service in Russia and Abroad]. 2010. №4. pp. 90—99.
3. Sakharchuk, E.S. Sotsial’noe proektirovanie sistemy dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniia v turizme [Social design of the system of further professional education in tourism]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2011. №2. pp. 43—50.
4. Sakharchuk, E.S. Sistematizatsiia determinant turistskogo obrazovaniia v Rossiiskoi federatsii [A systematization of tourist-industry-specific education determinants in the Russian federation]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2011. №3. C. 14—18.
5. Kharitonova T. V. and Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System’s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World Applied Sciences Journal Issue 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), 14: p. 85—88.
6. Sakharchuk E.S. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013.
85