Научная статья на тему 'Организационно-методологические основания разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте'

Организационно-методологические основания разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕТ ВНЕШНИХ ТЕНДЕНЦИЙ И ВЫЗОВОВ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРАКСИОЛОГИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / SECTOR-SPECIFIC MODEL OF EDUCATION / MONITORING OF EXTERNAL TRENDS AND CHALLENGES IN EDUCATION / PRAXEOLOGICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Сергеевна

В статье изложены основные характеристики исследования организационно-методологических оснований разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте. Исследование проводилось в 2008-2016 гг. и состояло из нескольких этапов. Первый этап характеризовался анализом научной литературы по проблемам профессионального образования в сфере туризма с целью определения парадигм его развития, специфики формирования национальных отраслевых моделей образования, соотношения глобальных и национальных интересов при моделировании систем профессионального туристского образования, методологии педагогического системного исследования, концептуализации и моделирования. В этот период был исследован мировой опыт профессионального туристского образования и определены 9 западных моделей, представляющих наибольший интерес в контексте исследования: Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции и Швейцарии. На втором этапе была сформирована программа опытно-экспериментальной работы и начат подготовительный этап ее проведения. Были выявлены характеристики актуального общественного запроса на специалистов туристского профиля; определены доминирующие модели поведения выпускников вузов туристского профиля; разработаны процедуры и содержание оценки профессиональных компетенций в туризме. Третий этап характеризовался обобщением теоретико-методологических подходов и представлений, связанных с исследованием и разработкой организационно-педагогических условий реализации национальной системы профессионального туристского образования. Была проведена опытно-экспериментальная работа с целью констатации актуального состояния подготовки кадров для туризма в России, а также апробации ряда концептуальных положений теории системной организации профессионального туристского образования, касающихся его структуры (единства подсистем: потребительской, содержательной, функциональной и отраслевого регулирования), содержания образования и оценки его результатов. В течение четвертого этапа были проанализированы организационно-педагогические модели западных стран, обобщены результаты их сопоставительного анализа, на основании которого были выявлены глобальные тенденции и инвариантные конструкты международной системы профессионального туристского образования. На этом этапе была выявлена сущность и разработаны концептуальные основания формирования национальной системы профессионального туристского образования в контексте решения задач модернизации отраслевого образования и учета внешних тенденций и вызовов. На пятом этапе были разработаны и апробированы инновационные курсы учебных дисциплин, инновационный курс повышения квалификации преподавателей направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело»; выявлены показатели уровня удовлетворенности качеством образовательного продукта потребителей (работодателей туризма и выпускников образовательных организаций) по результатам применения технологий праксиологизации обучения в образовательных организациях в сфере туризма. В статье изложены: актуальность, основная проблема, объект, предмет, тема, гипотеза, цель, задачи, а также основные результаты проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological development bases of national concept of Russian vocational tourism education drawing on international experience

This article outlines the main features of the study of organizational and methodological basis of the development of the national concept of vocational tourism education of Russia on international experience. The study was conducted from 2008 to the year 2016 and consisted of several stages. The first stage was characterized by the analysis of scientific literature on the problems of professional education in the field of tourism with the aim of defining paradigms of development, the specifics of the formation of the national industry model of education, the ratio of global and national interests in the simulation of the system of professional tourist education, methodology of pedagogical system study, conceptualization and modeling. During this period, was studied the world experience of professional tourism education and identified 9 Western models of greatest interest in the context of the study: Australia, Austria, UK, Germany, Canada, Norway, Finland, France and Switzerland. The second stage was a program of experimental work and launched the preparatory phase of its implementation. Identified the characteristics of the actual public demand for specialists tourist profile; identified the dominant behavior patterns of graduates of tourism institutes; developed procedures and content of evaluation of professional competencies in tourism. The third stage was characterized by the generalization of theoretical and methodological approaches and of representations associated with the research and development of organizational-pedagogical conditions of implementation of the national system of professional tourism education. Was the experimental work with the aim of ascertaining the current status of personnel training for tourism in Russia, as well as testing a number of conceptual provisions of the theory of systemic organization of professional tourism education, concerning its structure (unity of subsystems: consumer, content, function and regulation), educational content and evaluation of its results. During the fourth phase was analyzed organizational-pedagogical model of Western countries, summarized the results of their comparative analysis, which identified global trends and invariant constructs the international system of professional tourist education. At this stage, identified the essence and developed the conceptual basis of formation of national system of professional tourism education in the context of solving problems of modernization of the industry education and taking into account external trends and challenges. At the fifth stage was developed and piloted innovative courses, academic disciplines, and innovative training course of teachers training areas «Tourism» and «Hospitality»; the identified indicators of the level of satisfaction with the quality of the educational product consumers (employers of tourism and of graduates of educational institutions) on the effectiveness of technology praxiological learning in educational institutions in the field of tourism. This article describes the relevance of the main problem, object, subject, topic, hypothesis, aim, objectives and main results of the study.

Текст научной работы на тему «Организационно-методологические основания разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

УДК 377.6 DOI:10.22412/1999-5644-10-4-1

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ

Сахарчук Елена Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, 1515303@ mail.ru,

ФГОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье изложены основные характеристики исследования организационно-методологических оснований разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте. Исследование проводилось в 2008—2016 гг. и состояло из нескольких этапов. Первый этап характеризовался анализом научной литературы по проблемам профессионального образования в сфере туризма с целью определения парадигм его развития, специфики формирования национальных отраслевых моделей образования, соотношения глобальных и национальных интересов при моделировании систем профессионального туристского образования, методологии педагогического системного исследования, концептуализации и моделирования. В этот период был исследован мировой опыт профессионального туристского образования и определены 9 западных моделей, представляющих наибольший интерес в контексте исследования: Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции и Швейцарии. На втором этапе была сформирована программа опытно-экспериментальной работы и начат подготовительный этап ее проведения. Были выявлены характеристики актуального общественного запроса на специалистов туристского профиля; определены доминирующие модели поведения выпускников вузов туристского профиля; разработаны процедуры и содержание оценки профессиональных компетенций в туризме. Третий этап характеризовался обобщением теоретико-методологических подходов и представлений, связанных с исследованием и разработкой организационно-педагогических условий реализации национальной системы профессионального туристского образования. Была проведена опытно-экспериментальная работа с целью констатации актуального состояния подготовки кадров для туризма в России, а также апробации ряда концептуальных положений теории системной организации профессионального туристского образования, касающихся его структуры (единства подсистем: потребительской, содержательной, функциональной и отраслевого регулирования), содержания образования и оценки его результатов. В течение четвертого этапа были проанализированы организационно-педагогические модели западных стран, обобщены результаты их сопоставительного анализа, на основании которого были выявлены глобальные тенденции и инвариантные конструкты международной системы профессионального туристского образования. На этом этапе была выявлена сущность и разработаны концептуальные основания формирования национальной системы профессионального туристского образования в контексте решения задач модернизации отраслевого образования и учета внешних тенденций и вызовов. На пятом этапе были разработаны и апробированы инновационные курсы учебных дисциплин, инновационный курс повышения квалификации преподавателей направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело»; выявлены показатели уровня удовлетворенности качеством образовательного продукта потребителей (работодателей туризма и выпускников образовательных организаций) по результатам применения технологий праксиологизации обучения в образовательных организациях в сфере туризма. В статье изложены: актуальность, основная проблема, объект, предмет, тема, гипотеза, цель, задачи, а также основные результаты проведенного исследования. Ключевые слова: профессиональное туристское образование, отраслевая модель образования, учет внешних тенденций и вызовов в образовании, праксиологизация

Актуальность. Подготовка специалистов для туризма является в современной России важным направлением образовательной деятельности. Россия обладает всеми ресурсными возможностями, чтобы превратить туризм в эффективную отрасль экономики, занять передовые позиции на мировом рынке туристского предложения. На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в Крыму (август 2015-го года) Владимир Владимирович Путин обратил внимание на основные проблемы, связанные с развитием туризма: «Мы в этой конкуренции долгое время уступали и уступали значительно. Прежде всего из-за недостаточно развитой туристической инфраструктуры и невысокого качества услуг, сервиса». Анализ программных документов в области российского туризма выявил однозначную оценку руководством страны и бизнесом ситуации в подготовке кадров как не соответствующей потребностям стремительно развивающейся отрасли как по структуре, так и по качеству подготовки. Исследование актуальной ситуации в сфере трудоустройства выпускников и их профессиональной социализации позволяет утверждать, что при общей нехватке профессионалов туризма во всех видах туристской деятельности актуальна проблема, связанная с тем, что многие выпускники профильных образовательных организаций покидают туристскую сферу после самого непродолжительного опыта работы в ней. Очевиден системный дисбаланс между кадровыми потребностями сферы туризма и результатами образовательной деятельности в системе профессионального туристского образования, означающий, на наш взгляд, что системообразующие компоненты профессионального туристского образования (целеполагание, структура и содержание) не в полной мере соответствуют требованиям дня. Как показал анализ, невысокий уровень конкурентоспособности российских туристских кадров на международном уровне свидетельствует о том, что системой профессионального туристского образованием не решена актуальная задача учета внешних тенденций и вызовов.

Модель подготовки профессиональных кадров в общем контексте развития российского образования (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на период до 2020 г.) призвана создавать благоприятные условия для профессионального и личностного развития обучающихся при поддержании высокого

уровня качества образования. Показательным для актуального периода стал первый опыт адаптации содержания отраслевых образовательных программ к требованиям национальных профессиональных стандартов и примеры гармонизации программ обучения отдельным профессиям в туризме с учетом лучших мировых практик и профессиональных стандартов (WorldskШs). Накоплен ценный научный и практический опыт по отдельным важным направлениям развития профессионального туристского образования; реализованы проекты по подготовке туристских кадров, обеспечивающих крупномасштабные мероприятия; реализуются отдельные инновационные проекты сетевого взаимодействия и кластерной организации образовательной деятельности в сфере туризма.

Однако, как показывает анализ современного российского профессионального туристского образования, имеющийся ценный практический педагогический опыт носит в основном разрозненный характер и не сгенерирован в концептуальное представление о единой системе профессионального туристского образования, учитывающей внешние тенденции и вызовы.

Актуальная научная практика характеризуется сформированными представлениями о профессиональном туристском образовании как о «системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, включая социально-историческую обусловленность базовых принципов воспитания, просвещения и образования как в системах туризма, так и посредством обучающих стандартов, моделей и программ» (В.А. Квартальнов); едином образовательном пространстве региона (Т.К. Горячева); единстве подсистем: образования, туризма, профессиональной структуры (И.В. Зорин); системе взаимодействия и диверсификации содержания подготовки, педагогических технологий и стандартов, уровней профессионального туристского образования (А.И. Сеселкин); системе дидактико-ква-лификационной структуры (А.И. Зорин), системе развития обучающегося средствами туризма (Ю.С. Константинов); особом типе взаимодействия образовательных организаций с субъектами и институтами рынка, региональными органами законодательной и исполнительной власти, региональными службами занятости, общественными организациями, целью которого является максимальное согласование и реализация интересов всех участников этого процесса (ТИ. Власова), межкорпоративном образовательном комплексе

непрерывной подготовки туристских кадров (В.В. Тимофеева) и др.

Вместе с тем до сих пор не разработаны организационно-методологические основания и не сформировано концептуальное представление о конкурентоспособной на международном уровне национальной системе профессионального туристского образования, учитывающей актуальные тенденции и вызовы, обеспечивающей оптимальные возможности непрерывного развития профессионала и личности. Необходимость разработки концептуальных основ инновационной по своей сути национальной системы профессионального туристского образования, таким образом, возникает в связи с тем, что в современных условиях изменились требования к качеству профессионального туристского образования, которое должно выполнять задачу непрерывного развития профессиональных и личностных качеств обучающихся и учитывать внешние вызовы и тенденции в условиях ужесточения конкурентной борьбы [2, с. 13].

Имеющий продолжительную историю развития мировой опыт профессионального образования в сфере туризма выработал ряд основных принципиальных подходов и конкретных механизмов организации системы многоуровневой подготовки конкурентоспособных специалистов, включающих: организационно-педагогические условия обеспечения преемственности образовательных ступеней, процедуры имплементации профессионально-квалификационного отраслевого содержания в содержании профильного образования [8, 11]; механизмы обеспечения корреляции результатов обучения с запросами профессиональной сферы деятельности, механизмы обеспечения открытости, доступности, возможности индивидуализации образовательной траектории обучающихся, их академической мобильности, а также возможности развития квалификаций, активное применение различных форм профориентации, профессиональной адаптации и социализации обучающихся, внедрение более эффективных инновационных методов [9, 12], в том числе проектных и сетевых, в образовательный процесс [1, 6, 7].

Таким образом, обращение к мировому опыту в контексте концептуализации национальной системы профессионального туристского образования позволяет, с одной стороны, адаптировать наиболее продуктивные апробированные организационно- и дидактико-педагогические подходы в российском, имеющем существенно

более короткий период развития туристском образовании. С другой стороны, выявление инвариантных особенностей сложившейся практики профильного образования за рубежом позволяет определить внешние тенденции и вызовы российского туристского образования как национальной системы.

Из приведенной аргументации следует, на наш взгляд, логическая цепочка: 1) актуальность разработки национальной концепции профессионального туристского образования России и её организационно-методологических оснований с учетом внешних тенденций и вызовов — 2) вероятный потенциал научного обобщения организационно-педагогического и дидактико-педагогического опыта, имеющих более продолжительную историю развития эффективно функционирующих зарубежных моделей подготовки специалистов для туризма — 3) идея разработки национальной концепции профессионального туристского образования с учетом внешних тенденций и вызовов на основе концептуализации международного опыта и выявления инвариантных системно-институциональных условий эффективной профессиональной подготовки в сфере туризма — 4) разработка и апробация механизмов модернизации российской системы подготовки кадров для туризма на основе национальной концепции профессионального туристского образования.

В настоящее время отсутствуют системные международные сравнительно-сопоставительные исследования, основанные на материале нескольких успешно развивающихся в туризме стран, занимающих верхние позиции в рейтинге конкурентоспособности туристского сектора, таких как, например, Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Канада, Норвегия, Финляндия, Франция и Швейцария, позволяющие:

- определить внешние тенденции и вызовы профессионального туристского образования;

- исследовать зарубежные модели на предмет выявления инвариантных конструктов системной организации как основы для разработки механизмов интеграции российского профессионального туристского образования в международную отраслевую академическую среду [14, 15, 16, 17, 18].

Исходя из вышесказанного, представляется возможным констатировать наличие объективного противоречия между высокой теоретической, организационно-методологической и практической значимостью решения намеченных проблем

и недостаточной степенью их разработанности в современной педагогической теории.

Конкретизируем данное общее положение в виде совокупности отдельных противоречий, обусловливающих актуальность настоящего исследования. Констатируются следующие противоречия:

1) между необходимостью развития национальной конкурентоспособной, в том числе на международном уровне, с учетом актуальных тенденций и вызовов, национальной системы профессионального туристского образования и отсутствием адекватных масштабам решаемой проблемы научно-обобщенных организационно-методологических оснований концепции ее формирования;

2) между необходимостью фундаментального исследования сущности системной организации профессионального туристского образования и несформированностью соответствующего научного аппарата;

3) между необходимостью учета международных тенденций и внешних вызовов в определении стратегических ориентиров развития профессионального туристского образования и отсутствием в настоящее время научно обоснованных методик, позволяющих проводить масштабные международные сравнительно-сопоставительные исследования в профессиональном образовании;

4) между необходимостью научно обоснованного подтверждения представления о системе подготовки кадров для туризма как об устойчивом отраслевом, функциональном, потребительском и содержательном единстве образовательной среды в сфере туризма и отсутствием научно обобщенных результатов масштабного исследования зарубежного перспективного опыта профессионального туристского образования на примере ряда западных стран;

5) между необходимостью интеграции национальной системы профессионального туристского образования в международном отраслевом образовательном пространстве и отсутствием знаний о его системных инвариантных характеристиках как научно-теоретических основаниях разработки механизмов международной интеграции;

6) между необходимостью реализации национальной конкурентоспособной системы профессионального туристского образования и отсутствием разработанной концепции её формирования на основе модели, учитывающей

имеющиеся предпосылки развития, а также внешние тенденции и вызовы;

7) между необходимостью модернизации в сфере подготовки кадров для туризма и отсутствием научно обоснованных и апробированных на практике моделей реализации концепции развития национальной системы профессионального туристского образования.

Перечисленные противоречия выдвигают проблему разработки организационно-методологических оснований концепции национальной конкурентоспособной системы профессионального туристского образования с учетом внешних тенденций и вызовов. Таким образом, в качестве объекта исследования выступает профессиональное туристское образование как системная совокупность предпосылок, целепо-лагания, структуры и содержания образовательного процесса и условий его реализации в России и за рубежом. Предметом исследования являются организационно-методологические основания разработки, предпосылки, концептуальные компоненты и механизмы реализации конкурентоспособной национальной системы профессионального туристского образования с учетом передового зарубежного опыта, внешних тенденций и вызовов.

Научное обобщение организационно-методологических оснований разработки концепции национальной системы профессионального туристского образования позволяет, на наш взгляд, решить научную проблему, связанную с необходимостью учета актуальных изменений в векторе развития профессионального туристского образования в условиях новых внутренних возможностей и рисков, внешних тенденций и вызовов, связанных с процессами интернационализации туризма и образования в туризме, модернизации российского образования, возросшими потребностями в качественной подготовке специалистов для работы в туризме, способных и готовых выполнять профессиональные задачи на уровне международных стандартов. Указанные актуальные изменения связываются с такой сущностной педагогической категорией, как непрерывное развитие профессионала и личности.

Научное решение проблемы расширения возможностей развития профессионала и личности посредством концентрации на направленном отраслевом системном развитии содержания, форм, приемов и методов профессионального туристского образования может составить существенный вклад в развитие парадигмы

личностно-ориентированной педагогики. Разработка концепции национальной системы профессионального туристского образования на международном опыте позволит решить проблему определения научных оснований механизмов интеграции российского профессионального туристского образования в международной отраслевой образовательной среде и механизмов учета внешних тенденций и вызовов. Разработка научного аппарата международного сравнительно-сопоставительного исследования национальных моделей профессионального образования позволит решить фундаментальную проблему применения научного инструментария в масштабных отраслевых системных исследованиях зарубежных моделей подготовки кадров.

Охарактеризуем результаты проведенного исследования организационно-методологических оснований разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте, направленного на решение обозначенной выше научной проблематики:

1) выявлены и научно обобщены организационно-методологические (философские, социологические, психологические, экономические и педагогические) основания с целью обоснования концепции формирования конкурентоспособной национальной системы профессионального туристского образования. Определена феноменологическая сущность системы профессионального туристского образования, направленного на обеспечение оптимальных возможностей развития и совершенствования профессионала и личности в условиях отраслевой профессионализации. Аксиологическая целостность системы базируется на культурологическом подходе как методологии модернизации образования и ценностных основаниях жизнедеятельности человека как системообразующих компонентах гражданской идентичности. Определение гносеологической целостности включает основные подходы теории конструктивизма об активном построении образа познаваемых предметов и событий в сознании субъекта. В исследовании установлена связь философских теорий образования с научно-педагогическими в области предметной специализации. Социологический методологический инструментарий позволил определить целостность системы профессионального туристского образования как социального института со всеми свойственными социальному институту атрибутами, а также выявить интегрирующее

значение глобализационных процессов в образовании. Психолого-педагогическая методологи-зация в работе акцентуировала дихотомическую психолого-педагогическую целостность развития педагогической системы профессионального туристского образования и системы профессионализации в туризме. В экономическом аспекте целостность системы профессионального туристского образования рассматривается, исходя из представления системы подготовки кадров для туризма как подсистемы туризма, организационно, функционально и содержательно вовлеченной в обеспечение решения основных проблем туризма и, в первую очередь, в обеспечение функционирования туристской индустрии и др. [3, 4, 5];

2) раскрыта сущность системной организации профессионального туристского образования на основе ее фундаментального исследования и формирования соответствующего научного аппарата. В научный оборот введено понятие межсубъектных внутрисистемных связей, позволяющих при институциональном подходе к рассматриваемому явлению охватить всю полноту социального взаимодействия субъектов образовательной деятельности системы профессионального туристского образования. В работе обоснованы положения о компонентах системы профессионального туристского образования: потребительской, содержательной, функциональной и отраслевого регулирования: о взаимосвязях между ними; а также о целеполагании, результативности, надсистемных ограничителях (условиях функционирования), ресурсах и входных данных системы образования. В исследовании обосновано научное представление о про-цессно-функциональном характере системы, позволяющем учесть целеполагание и результативность системы одновременно с условиями, факторами и ресурсами образовательного процесса; введено понятие результативности системы профессионального туристского образования макро-, мезо-, микро- и индивидуальном уровнях и обосновано научное представление об измеримости ее результатов. Теория «целостного человека в целостном мире» и идея «оптимума» интегрированы в феноменологический дискурс личностно-ориентированной парадигмы профессионального туристского образования в эпоху глобализации. Данный теоретический вклад позволил определить феноменологические и аксиологические аспекты целеполагания национальной системы профессионального

туристского образования в условиях международной интеграции и новых вызовов. Для решения проблемы, которая характеризуется неполным завершением формирования структуры направлений и уровней подготовки профессионального туристского образования и неполным соответствием актуальной функционально-квалификационной структуре туристской деятельности, в исследовании разработаны: эвристическая модель функционально-квалификационного соответствия структуры деятельности в туризме и образовательной деятельности в системе профессионального туристского образования, отраслевая рамка квалификаций по направлениям деятельности и модель содержания необходимых профессиональных знаний по категориям работников в туризме, а также определены виды интеракций в туризме, формирующие специфические «отраслевые» компетенции профессионала туризма, определяющие их психотопологические и экстравертивные качества, а также мотивационные параметры. Сущность профессионализации в туризме определена как непрерывная многоуровневая система овладения технологиями, нормами и правилами отраслевой деятельности;

3) разработан научно обоснованный методический аппарат для выявления международных тенденций и внешних вызовов на основе масштабных международных сравнительно-сопоставительных исследований в профессиональном туристском образовании. Модули авторской методики определены в соответствии с представлением о структуре институциональной среды системы образования в сфере туризма в виде взаимосвязи четырех ее компонент: содержательной — как совокупности принципов формирования, условий и ограничений, определяющих содержание образования; функциональной — как совокупности механизмов функционирования непрерывной и преемственной системы отраслевого образования; отраслевого регулирования — как совокупности механизмов взаимодействия системы образования и сферы туризма (экономической и регулирующей); потребительской — как совокупности механизмов взаимодействия обучающихся и учреждений образования в сфере туризма. В соответствии с задачами исследования изучение передового зарубежного опыта было сконцентрировано на определении следующих параметров и качественных характеристик системной организации профессионального туристского образования:

- системная интегрированность — наличие устойчивых взаимосвязей между подсистемами, механизмов организации постоянного обмена между подсистемами (сбалансированное внутрисистемное взаимодействие);

- международная интегрированность системы — наличие механизмов интеграции национальной системы образования в мировом профессионально-образовательном пространстве;

- структура профессионального туристского образования — соответствие структуры востребованных на рынке специализаций и квалификаций в туризме содержанию и структуре отраслевого образования в туризме (синхронизация целеполагания);

- отраслевая научная деятельность — место и роль академической науки в научно-практическом обеспечении отраслевой деятельности;

- академическая мобильность — наличие механизмов, способствующих академической и стажерской мобильности обучающихся;

- ассортимент образовательного предложения — наличие механизмов расширения и диверсификации образовательного предложения в соответствии с быстро меняющимися условиями и требованиями отраслевой среды;

- сетевое взаимодействие — наличие механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров;

4) выявлен и научно обобщен перспективный международный опыт профессионального туристского образования в целях подтверждения представления о системе подготовки кадров для туризма как об устойчивом отраслевом, функциональном, потребительском и содержательном единстве образовательной среды в сфере туризма. В исследовании излагаются результаты исследования рамочных условий образовательной деятельности и применения методики анализа зарубежных моделей подготовки кадров для туризма следующих стран: Австрии, Норвегии, Франции, Канады, Великобритании, Австралии, Финляндии, Швейцарии и Германии. Основными критериями отбора перспективных национальных моделей подготовки кадров для туризма стали: высокий международный уровень конкурентоспособности туристского сектора, высокий уровень развития человеческих ресурсов, высокий качественный уровень реализуемых профильных образовательных программ, а также развитая сеть профильных в туризме образовательных организаций. Результатом сопоставления национальных моделей стало выявление

в них общего и особенного, что позволило определить тенденции и инвариантные конструкты международной системы профессионального туристского образования;

5) раскрыта сущность инвариантных составляющих системной организации перспективных моделей подготовки кадров для туризма для разработки научно-теоретических основ интеграции российской национальной системы профессионального туристского образования в международном отраслевом образовательном пространстве. Научно подтверждено представление о системе профессионального туристского образования как экономически, социально-культурно и политически обусловленном устойчивом отраслевом, функциональном, потребительском и содержательном единстве образовательной среды в сфере туризма, включающем: профессиональные и образовательные стандарты, образовательные программы, педагогические технологии, организационные структуры и механизмы регулирования, человеческие, материальные и информационные ресурсы, обладающие стратегическим целепо-лаганием достижения наилучших результатов образовательной деятельности для личности, общества и государства. Выявлены следующие инвариантные характеристики: институализи-рованный или институализирующийся характер системы отраслевого туристского образования, определяемый единством цели, направленности и ключевых задач развития; интегрированность национальных моделей подготовки кадров в глобальной отраслевой академической среде; наличие механизмов имплементации отраслевого контента в содержании отраслевого образования; постоянное расширение и диверсификация образовательного предложения; доминирующий характер и функциональное многообразие потребительской подсистемы, определяющей сущность и содержание внутрисистемных связей, механизмы обеспечения открытости, доступности, индивидуализации образования; развивающий и индивидуализирующий характер образования, его нацеленность на развитие ключевых отраслевых компетенций;

6) разработана концепция национальной конкурентоспособной системы профессионального туристского образования, учитывающая имеющиеся предпосылки развития, а также внешние тенденции и вызовы. Разработаны модели реализации концепции развития национальной системы профессионального туристского

образования для реализации механизмов модернизации в сфере подготовки кадров для туризма. Концепция включает следующие компоненты:

- целеполагание — формирование конкурентоспособной на международном уровне, учитывающей актуальные тенденции и вызовы национальной системы профессионального туристского образования, обеспечивающей оптимальные возможности непрерывного развития профессионала и личности;

- задачи национальной системы профессионального туристского образования:

а) реализация организационно-педагогических условий, способствующих системной интеграции, сбалансированному, отвечающему общественным запросам развитию профессионального туристского образования посредством регламентации внутрисистемных процессов между образовательными учреждениями, потребителями услуг, работодателями и отраслевым сообществом в целом;

б) развитие и реализация механизмов повышения международной конкурентоспособности системы профессионального туристского образования;

в) реализация дидактико-педагогических условий, способствующих оптимальному личностному и профессиональному развитию обучающихся в системе преемственности, непрерывности и индивидуализации отраслевого образования;

г) модель обеспечения инновационного характера национальной системы профессионального туристского образования;

д) собственно модель национальной системы профессионального туристского образования, включающую: иерархию целей, иерархию задач, структуру, содержание, педагогические технологии, диагностику образовательной деятельности, результаты;

е) модель структуры профессионального туристского образования, отражающую: последовательность развития отраслевых системных компетенций, освоения квалификационных уровней и профилизацию в отраслевой сфере;

ж) модель развития интегрирующих процесс отраслевой профессионализации сквозных общесистемных отраслевых компетенций (информационных, коммуникационных, технологических — концентрически развивающихся по уровням квалификации);

з) модель структуры отраслевого развития компетенций (развитие уровневой квалификации по видам деятельности в туризме: услуги

размещения, турагентские и туроператорские услуги, услуги досуга и развлечений, экскурсионные услуги и услуги сопровождения, спортивные и рекреационные услуги, услуги проведения деловых мероприятий и др.);

и) принципы формирования содержания профессионального туристского образования: развитие автономности личности, способной к непрерывному профессиональному развитию в отраслевой сфере, обеспечение сопоставимости учебных модулей с лучшими зарубежными образовательными программами, обеспечение актуализации отраслевого контента в содержании и др.;

к) механизмы модернизации структуры и содержания профессионального туристского образования;

л) требования к организационно-педагогическим условиям успешной реализации национальной системы профессионального туристского образования (к содержанию, механизмам воздействия на управление педагогическим процессом, человеческим ресурсам, формам, методам и средствам обучения, формам контроля, материально-пространственной среде, результатам);

м) структуру и формы реализации образовательного кластера профессионального туристского образования;

7) апробированы модели реализации концепции развития национальной системы профессионального туристского образования для реализации механизмов модернизации в сфере подготовки кадров для туризма. Проведенная в ходе исследования опытно-экспериментальной работа имела целью обосновать эффективность разработанных в контексте концепции развития национальной системы профессионального туристского образования организационно-педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня удовлетворенности выпускников туристских вузов качеством полученного образования для перспектив трудоустройства и трудовой мобильности. В результате опытно-экспериментальных работ подтверждена гипотеза о том, что уровень удовлетворенности выпускников туристских вузов качеством полученного образования для перспектив трудоустройства и трудовой мобильности повысится, если в образовательном процессе туристского вуза реализуются следующие организационно-педагогические условия:

• в качестве результата образовательного процесса определяются параметры, характеризу-

ющие степень удовлетворенности выпускников результатами трудоустройства и возможностями отраслевой профессионализации, а также их конкурентоспособностью на рынке занятости;

• содержание профессионального туристского образования формируется с учетом двух определяющих компонент: концептуальной (акцент на ключевых отраслевых компетенциях) и структурной (акцент на преемственность и последовательность образования); а также отражает требования к формируемым компетенциям, обеспечивающим конкурентоспособность, в том числе на международном уровне;

• образовательный процесс праксиологизи-рован:

- теоретический базис образовательных программ содержит общеотраслевые концентрически развивающиеся компетенции, профилизирующие компетенции, осваиваемые обучающимися в зависимости от выбранного вида деятельности в туризме и индивидуальной образовательной траектории;

- практический базис образования включает в себя инновационные формы контактной аудиторной образовательной деятельности; рассредоточенные практики в квази-производственных условиях; длительные (семестровые) практики, профи-лизирующие стажировки, академическую мобильность;

• уровень подготовленности обучающихся определяется посредством применения практи-коориентированных форм контроля: в виде технологических экзаменов при оценке промежуточных квалификаций, технологических экзаменов/ защит проектов/защит групповых проектов, проводимых совместно с представителями работодателей или на базе действующих предприятий (конкретных предприятий — опорных баз практики и стажировок), при итоговой аттестации;

• в качестве форм обучения используются: индивидуальные, индивидуально-тьютерские (наставнические), групповые, парные, коллективные формы обучения, контактная работа, самостоятельная работа, практика, стажировки, академический обмен; инновационные формы: «практический семестр», «практический обменный семестр». Перечисленные формы обучения направлены на формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

• в качестве методов обучения используются: инновационные и интерактивные методы

(бизнес — тренинги, бизнес-игры, учебные дискуссии, обмен мнениями, проблемного изложения; кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций, проекты);

• в качестве средств обучения используются: кейсы и ситуации по тематике курсов и модулей в любой информационной среде;

• в образовательные программы интегрированы содержательные модули, адаптированные к содержанию перспективных зарубежных образовательных программ;

• преподаватели образовательных программ проходят регулярную профильную дидактиче-

Литература

скую подготовку по праксиологизации образовательного процесса и обладают соответствующими задачам праксиологизированного обучения компетенциями.

На основании подтверждения выполнения задач исследования представляется возможным констатировать достижение цели исследования, заключавшейся в организационно-методологическом обосновании концепции национальной конкурентоспособной системы профессионального туристского образования России с учетом внешних тенденций и вызовов (с учетом международного опыта), её разработке и апробации.

1. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: монография. М.: КНОРУС, 2015. 176 с.

2. Сахарчук Е.С. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма/ Актуальт проблеми економгки. 2015. Т. 166. № 4. С. 327-330.

3. Сахарчук Е.С. Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 1 (9). С. 77-85.

4. Сахарчук Е.С., Федулин А.А. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 2. С. 49-55.

5. Сахарчук Е.С., Харитонова Т.В., Илькевич С.В., Штремберг П. Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 4 (8). С. 31-36.

6. Ausbildungsreport 2013. URL: http://www.jugend.dgb.de.

7. Bok D., 2004. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, pp: 256.

8. Brennan, John; Arthur, Lore; Little, Brenda; Cochrane, Allan; Williams, Ruth; Locke, William; Singh, Mala; David, Miriam; Kim, Terri and King, Roger (2010). Higher Education and Society: A research report. CHERI, London.

9. Broadfoot, P. (2000). Comparative education for the 21st century: Retrospect and prospect. Comparative Education, 36 (3), 357-372.

10. Claude Kaspar: Die Tourismuslehre im Grundriss. St. Galler Beiträge zum Tourismus und Verkehrswirtschaft. 5. Auflage, Verl. Paul Haupt Bern, 1996.

11. Department for Education and Skills (2003). Excellence and enjoyment: A strategy for primary schools. London: DfES.

12. Felix Rauner. Kosten, Nutzen und Qualität der beruflichen Ausbildung ITB-Forschungsberichte 23/2007 Februar 2007.

13. Forschungslandkarte Fachhochschulen, Potenzialstude. 2004/ URL: http://www.bmbf.de/pub/forschungslandkarte_ fachhochschulen.pdf.

14. Giroux, H. A. (1983), Theory and resistance in education. London: Heinemann.

15. Harkison T., Poulston J. and J. - H.G. Kim, 2011. Hospitality graduates and managers: the big devide. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 23(3): 377-392.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Holmes, B. Comparative Education: Some Considerations of Method [Text] / B. Holmes. L., 1981; Holmes, B. Trends in Comparative Education [Text] / B. Holmes. Prospects, v. XV, № 3, 1985.

17. Hunziker W., Karpf K. Grundriss der Allgemeinen Fremdenverkehrslehre. PoligrafischerVerlag, Zürich 1942, S. 21.

18. International standard classification of education: fields of education and training 2013 (isced-f 2013) URL: http:// www. uis.unesco.org > Home > Education.

ORGANiZATiONAL AND METHODOLOGICAL DEVELOPMENT BASES OF NATIONAL CONCEPT OF RUSSIAN VOCATIONAL TOURISM EDUCATION DRAWING ON INTERNATIONAL EXPERIENCE

Elena S. Sakharchuk,

PhD (Cand. Sc.) in Pedagogic, Associate Professor

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation. E-mail: 1515303@mail.ru

Abstract.

This article outlines the main features of the study of organizational and methodological basis of the development of the national concept of vocational tourism education of Russia on international experience. The study was conducted from 2008 to the year 2016 and consisted of several stages. The first stage was characterized by the analysis of scientific literature on the problems of professional education in the field of tourism with the aim of defining paradigms of development, the specifics of the formation of the national industry model of education, the ratio of global and national interests in the simulation of the system of professional tourist education, methodology of pedagogical system study, conceptualization and modeling. During this period, was studied the world experience of professional tourism education and identified 9 Western models of greatest interest in the context of the study: Australia, Austria, UK, Germany, Canada, Norway, Finland, France and Switzerland. The second stage was a program of experimental work and launched the preparatory phase of its implementation. Identified the characteristics of the actualpublic demand for specialists tourist profile; identified the dominant behavior patterns of graduates of tourism institutes; developed procedures and content of evaluation of professional competencies in tourism. The third stage was characterized by the generalization of theoretical and methodological approaches and of representations associated with the research and development of organizational-pedagogical conditions of implementation of the national system of professional tourism education. Was the experimental work with the aim of ascertaining the current status of personnel training for tourism in Russia, as well as testing a number of conceptual provisions of the theory of systemic organization of professional tourism education, concerning its structure (unity of subsystems: consumer, content, function and regulation), educational content and evaluation of its results. During the fourth phase was analyzed organizational-pedagogical model of Western countries, summarized the results of their comparative analysis, which identified global trends and invariant constructs the international system of professional tourist education. At this stage, identified the essence and developed the conceptual basis of formation of national system of professional tourism education in the context of solving problems of modernization of the industry education and taking into account external trends and challenges. At the fifth stage was developed and piloted innovative courses, academic disciplines, and innovative training course of teachers training areas «Tourism» and «Hospitality»; the identified indicators of the level of satisfaction with the quality of the educational product consumers (employers of tourism and of graduates of educational institutions) on the effectiveness of technology praxiological learning in educational institutions in the field of tourism. This article describes the relevance of the main problem, object, subject, topic, hypothesis, aim, objectives and main results of the study.

Keywords: professional tourism education, sector-specific model of education, monitoring of external trends and challenges in education, praxeological

References:

1. Sakharchuk E.S., Analiz zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlya sfery turizma: Monografiya (Analysis of foreign models of staff training for tourism: Monograph). Moscow: Knorus, 2015, 176 p. (In Russ).

2. Sakharchuk E.S., Organizational aspects of professional skills improvement in tourism. Aktual'ni problemy ekonomiky, 2015, Vol. 166, no. 4, pp. 327-330. (In Russ).

3. Sakharchuk E.S., Accounting for globalization processes as the principle of comparative analysis of pedagogical models of education in the field of tourism. VestnikAssotsiatsii vuzov turizma iservisa, 2015, no.1 (9), pp. 77-85. (In Russ).

4. Sakharchuk E.S., Fedulin A.A., Moscow regional education cluster in tourism and service, Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma iservisa, 2014, vol. 8, no. 2, pp. 49-55. (In Russ).

5. SakharchukE.S., Kharitonova T.V., Il'kevich S.V., ShtrembergP. Contemporary approaches to curriculum optimization for the educational programs of the academic bachelor in tourism. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2014, no. 4 (8), pp. 31-36. (In Russ).

6. Ausbildungsreport 2013. Available at: URL: http://www.jugend.dgb.de.

7. Bok D., Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, 2004, pp: 256.

8. Brennan J., Lore A., Little B., Cochrane A., Williams R., Locke W., Singh M., Miriam D., Terri K., King R., Higher Education and Society: A research report. CHERI, London, 2010.

9. BroadfootP., Comparative education for the 21st century: Retrospect and prospect. Comparative Education, 2000, 36 (3), pp. 357-372.

10. Claude Kaspar, Die Tourismuslehre im Grundriss. St. Galler Beiträge zum Tourismus und Verkehrswirtschaft. 5. Auflage, Verl. Paul Haupt Bern, 1996.

11. Department for Education and Skills. Excellence and enjoyment: A strategy for primary schools. London: DfES, 2003.

12. Rauner F., Kosten, Nutzen und Qualität der beruflichen Ausbildung ITB-Forschungsberichte 23/2007 Februar 2007.

13. Forschungslandkarte Fachhochschulen, Potenzialstude. 2004. Available at: http://www.bmbf.de/pub/forschungsland-karte_fachhochschulen.pdf.

14. Giroux, H. A., Theory and resistance in education. London: Heinemann, 1983.

15. Harkison T., Poulston J. and J. — H.G. Kim, Hospitality graduates and managers: the big devide. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 2011, 23(3), pp. 377-392.

16. Holmes B., Comparative Education: Some Considerations of Method. London, 1981.

17. Holmes, B. Trends in Comparative Education. Prospects, vol. XV, no.3, 1985.

18. Hunziker W., Karpf K. Grundriss der Allgemeinen Fremdenverkehrslehre. PoligrafischerVerlag, Zürich 1942, p. 21.

19. International standard classification of education: fields of education and training 2013 (isced-f 2013). Available at: http:// www.uis.unesco.org > Home > Education.

Сахарчук Е.С. Организационно-методологические основания разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 15. 2016. № 4. С. 4-14. DOI 10.22412/1999-5644-10-4-1. Дата поступления статьи: 06.09.2016.

.Sakharchuk E.S. Organizational and methodological development bases of national concept of Russian vocational tourism education drawing on international experience. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma iservisa, 2016, vol. 15, no. 4, pp. 4—14 (In Russ). DOI 10.22412/1999-5644-10-4-1. Received: 06 September 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.