Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
кадры / цифровая экономика / подготовка кадров / аграрная экономика / personnel / digital economy / personnel training / agrarian economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бураева Е.В.

Основной тенденцией подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства является совершенствование системы обучения в образовательных учреждениях, которые смогут выпускать специалистов информационно-коммуникационных технологий для аграрного сектора экономики. Однако, на пути реализации мер по повышению уровня подготовки кадров для агропромышленного комплекса возникает ряд проблем: непрестижность работы и жилья в сельской местности для молодых специалистов; цифровое неравенство между жителями сельских и городских территорий; цифровая неграмотность населения в сельской местности; сложности внедрения и адаптации цифровых технологий в аграрную сферу в связи с отраслевой спецификой; недостаточное количество финансирования нововведений в аграрном секторе; отсутствие действенного механизма взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями АПК. Основные направления совершенствования системы подготовки кадров для АПК: модернизация образовательных программ среднего и высшего аграрного образования в части увеличения доли профессиональных дисциплин, направленных на освоение цифровых компетенций; открытие новых перспективных направлений подготовки специалистов в области цифровых технологий в сельском хозяйстве с выделением бюджетных мест в зависимости от конкретных потребностей региональной экономики; тесная связь образовательных учреждений с предприятиями – работодателями в вопросах совместной практикоориентировнной подготовки; создание системы дополнительного профессионального образования, направленной на непрерывную подготовку конкурентоспособных кадров для аграрного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING SYSTEM FOR DIGITAL AGRICULTURAL ECONOMY: MAIN PERSPECTIVES AND LIMITATIONS

The main trend in training for the digital agricultural economy is the improvement of the training system in educational institutions and the training of specialists in information and communication technologies for the agricultural sector of the economy. The main problems of training personnel for the digital agrarian economy are: non-prestigious work and housing in rural areas for young professionals; digital inequality between residents of rural and urban areas; digital illiteracy of the population in rural areas; complexity of introducing and adapting digital technologies in the agricultural sector due to industry specifics; insufficient funding for innovations in the agricultural sector; lack of an effective mechanism for interaction between educational institutions and agribusiness enterprises. The main directions for improving the system of personnel training for the agro-industrial complex are modernization of educational programs of secondary and higher agrarian education in terms of increasing the share of professional disciplines aimed at mastering digital competencies; opening of new promising areas for training specialists in the field of digital technologies in agriculture with the allocation of budget places depending on the specific needs of the regional economy; close connection of educational institutions with enterprises employers in matters of joint practice-oriented training; creation of a system of additional professional education aimed at continuous training of competitive personnel for the agrarian sector.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

УДК / UDC 338.43:004:378.43-051

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

PERSONNEL TRAINING SYSTEM FOR DIGITAL AGRICULTURAL ECONOMY: MAIN PERSPECTIVES AND LIMITATIONS

Бураева Е.В., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика»,

директор Многопрофильного колледжа Buraeva E.V., Candidate of Economics, Associate Professor of the Department "Accounting and Statistics", director of a multidisciplinary college ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: econometriks@yandex.ru

Основной тенденцией подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства является совершенствование системы обучения в образовательных учреждениях, которые смогут выпускать специалистов информационно-коммуникационных технологий для аграрного сектора экономики. Однако, на пути реализации мер по повышению уровня подготовки кадров для агропромышленного комплекса возникает ряд проблем: непрестижность работы и жилья в сельской местности для молодых специалистов; цифровое неравенство между жителями сельских и городских территорий; цифровая неграмотность населения в сельской местности; сложности внедрения и адаптации цифровых технологий в аграрную сферу в связи с отраслевой спецификой; недостаточное количество финансирования нововведений в аграрном секторе; отсутствие действенного механизма взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями АПК. Основные направления совершенствования системы подготовки кадров для АПК: модернизация образовательных программ среднего и высшего аграрного образования в части увеличения доли профессиональных дисциплин, направленных на освоение цифровых компетенций; открытие новых перспективных направлений подготовки специалистов в области цифровых технологий в сельском хозяйстве с выделением бюджетных мест в зависимости от конкретных потребностей региональной экономики; тесная связь образовательных учреждений с предприятиями - работодателями в вопросах совместной практикоориентировнной подготовки; создание системы дополнительного профессионального образования, направленной на непрерывную подготовку конкурентоспособных кадров для аграрного сектора.

Ключевые слова: кадры, цифровая экономика, подготовка кадров, аграрная экономика.

The main trend in training for the digital agricultural economy is the improvement of the training system in educational institutions and the training of specialists in information and communication technologies for the agricultural sector of the economy. The main problems of training personnel for the digital agrarian economy are: non-prestigious work and housing in rural areas for young professionals; digital inequality between residents of rural and urban areas; digital illiteracy of the population in rural areas; complexity of introducing and adapting digital technologies in the agricultural sector due to industry specifics; insufficient funding for innovations in the agricultural sector; lack of an effective mechanism for interaction between educational institutions and agribusiness enterprises. The main directions for improving the system of personnel training for the agro-industrial complex are modernization of educational programs of secondary and higher agrarian education in terms of increasing the share of professional disciplines aimed at mastering digital competencies; opening of new promising areas for training specialists in the field of digital technologies in agriculture with the allocation of budget places depending on the specific needs of the regional economy; close connection of educational institutions with enterprises - employers in

matters of joint practice-oriented training; creation of a system of additional professional education aimed at continuous training of competitive personnel for the agrarian sector. Keywords: personnel, digital economy, personnel training, agrarian economy.

Введение. Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире приводит к проникновению цифровизации во все отрасли экономики и социальной сферы общества. Данные изменения влекут за собой формирование новых направлений и требований к подготовке квалифицированных кадров, которые обеспечат конкурентоспособность и эффективное развитие предприятий. Качество трудовых ресурсов является одним из важнейших элементов успешного функционирования всех отраслей экономики [1-3].

Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в условиях формирования и развития цифрового сельского хозяйства является одним из наиболее значимых направлений политики нашего государства. Научно-технический прогресс достигает новых вершин и требует изменений, так как на данном этапе происходит качественное изменение производственного процесса, что также требует расширения знаний и компетенций работников отраслей сельского хозяйства. Цифровая трансформация позволяет создавать новые возможности для организации эффективной производственной деятельности агропромышленного комплекса. Основным компонентом для реализации этих возможностей являются квалифицированные кадры, отвечающие требованиям цифрового сельского хозяйства и обладающие необходимыми компетенциями.

Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию подготовки кадров для цифровой аграрной экономики в системе образования Российской Федерации.

Условия, материалы и методы. При проведения данного исследования были применены монографический, абстрактно-логический метод. В качестве базы анализа были использованы разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Результаты и обсуждения. Основной тенденцией подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства является совершенствование системы обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, которые смогут выпускать специалистов информационно-коммуникационных технологий для аграрного сектора экономики. Данные специалисты должны обладать современными IT-компетенциями, уметь обрабатывать и анализировать большие базы данных и применять свои знания на практике [1-4] Такие работники смогут трудоустроиться на предприятиях АПК, обеспечить рост эффективности производственного процесса, значительно сократить отставание сельского хозяйства Российской Федерации по основным показателям цифрового развития от других отраслей, а также повысить в сельском хозяйстве занятость в профессиях связанных использованием ИКТ от общего числа занятых в сельском хозяйстве.

В Российской Федерации очень низкая доля специалистов IT-сферы, которые трудоустроены в сельском хозяйстве, что демонстрирует отставание как от стран, имеющих более развитый агропромышленный комплекс (Германия, Великобритания, США), так и отставание по данному показателю от других сфер и отраслей экономики внутри страны. Сфера сельского хозяйства находится на последнем месте по привлечению IT-специалистов. Занятые в АПК специалисты по ИКТ составляют всего 0,4% от общего числа занятых в данной отрасли,

однако, доля других специалистов, интенсивно использующих ИКТ, имеет более высокое значение и составляет 2,4% [5]. Данные показатели являются очень низкими, что свидетельствует о необходимости изменений и подготовки и привлечения 1Т-специалистов, ориентированных именно на сельское хозяйство.

Привлечение высококлассных специалистов, обладающих широким спектром компетенций в аграрной и цифровой сферах позволит создать положительный образ сельского работника, привлечь финансирование на улучшение условий проживания и жизнедеятельности работников, цифровой инфраструктуры [6-7]. По данным исследования, проведенного аналитиками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (рисунок 1), уровень овладения цифровыми навыками населения старше 15 лет городской и сельской местности существенно разнятся. Этот факт также является сдерживающим элементом развития цифровизации аграрного сектора экономики. Создание системы подготовки кадров, обладающих широким спектром 1Т - компетенций в области сельского хозяйства будут способствовать обеспечению цифрового равенства между сельским и городским населением, повысят престижность трудоустройства в обеих категориях населенных пунктов. Также это позволит обеспечить в дальнейшем организацию высокотехнологичного и наукоемкого сельскохозяйственного производства.

Рисунок 1 - Цифровые навыки населения в городской и сельской местности, 2021г. (в процентах от общей численности населения от 15 лет и

старше) [5]

Одним из перспективных направлений совершенствования системы подготовки кадров для цифровой аграрной экономики является рассмотрение государством возможности открытия в учебных заведениях новых направлений подготовки специалистов в области цифровых технологий в агропромышленном секторе и увеличение бюджетных мест по уже существующим направлениям. В нашей стране имеется достаточно большое количество семей, которые не могут позволить оплатить детям обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего образования, что сокращает количество подготовки специалистов.

Выделение бюджетных мест позволит значительно сократить нехватку 1Т-

специалистов аграрного сектора экономики. Именно на отраслевые учебные заведения ложится ответственность за подготовку кадров в условиях цифровизации экономики сельского хозяйства.

Также актуальным является создание системы дополнительного образования, позволяющей обеспечить бесперебойную и непрерывную переподготовку кадров сельскохозяйственных организаций, которые будут соответствовать современным требованиям и обеспечивать эффективное функционирование производства. В Российской Федерации действует принцип непрерывности образования, то есть человек независимо от возраста может продолжать обучение на протяжении всей своей жизни. В условиях цифровизации, когда происходит быстрое устаревание информации и требуется постоянное ее обновление, данный принцип является наиболее актуальным. В связи с этим дополнительное образование будет наиболее выгодной сферой обучения работников, так как всегда будет возможность пройти курсы повышения квалификации и получения новых навыков работы в условиях цифровой трансформации производства.

В рамках данного направления осуществляется создание кластера непрерывного аграрного образования: школа - колледж - вуз - предприятие [8]. На стадии школьного образования происходит ранняя профориентация учащихся, позволяющая определить сферу интересов школьников, которая в дальнейшем повлияет на выбор профессии. Здесь проводятся различные комплексы мероприятий, ориентированных на популяризацию аграрного образования и агропромышленного комплекса в целом. Высшее образование является главной ступенью при переходе на стадию практической подготовки и дальнейшего трудоустройства. Здесь обучающиеся получают комплекс общих компетенций и профессиональных компетенций, практику на предприятиях, общение с передовыми производственниками и экспертами. Вуз открывает все возможности для реализации потенциала и продвижения по карьерной лестнице. Стадия предприятие - это финальная стадия, которая подразумевает трудоустройство выпускников высших учебных заведений. Однако это не означает, что на данном этапе необходимо прекратить обучение, наоборот, необходимо постоянно самосовершенствоваться и развиваться. А главную помощь в этом деле оказывает система дополнительного профессионального образования, обеспечивающая повышение квалификации работников и их профессиональную переподготовку.

Примером организации непрерывного аграрного образования может служить ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», в котором можно пройти все стадии аграрного образования: среднее общее образование (агролицей) - среднее профессиональное образование (Многопрофильный колледж) - высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) - аспирантура - докторантура. Также на базе вуза организован и эффективно функционирует Институт развития сельских территорий и дополнительного образования, позволяющий получить актуальные дополнительные профессии и восполнить недостающие знания в различных областях аграрного сектора путем прохождения обучающих курсов.

Кроме этого, университет имеет обширные и тесные связи с ведущими агропромышленными предприятиями не только орловского региона, но Московской, Воронежской, Липецкой, Тульской, Белгородской, Калужской и ряда других областей. В настоящее время заключено и действует более 270 договоров и соглашений о сотрудничестве и стратегическом партнерстве, из них

- 230 договоров с организациями г. Орла и Орловской области и более 40 договоров с организациями других регионов Росси, в том числе соглашения о сетевом взаимодействии с Донбасской аграрной академией и Луганским государственным аграрным университетом.

В Орловском ГАУ налажена эффективная практика целевого обучения, так ежегодно происходит увеличение количества заключенных договоров по целевому обучению. В 2020 году было заключено 60 договоров, в 2021 году - 74, в 2022 году - 85. Также растет и количество заключенных договоров о практической подготовке обучающихся: 2020 год - 152 договора, 2021 год - 167, 2022 год - 216, 2023 - 273 договора. В связи с этим Орловский ГАУ имеет высокие показатели по трудоустройству выпускников на предприятиях агропромышленного комплекса, что позволяет судить об эффективности образовательных процессов в данном учебном заведении. Уровень трудоустройства в вузе в среднем по всем направлениям подготовки составляет более 80%, по некоторым, наиболее востребованным профессиям достигает 100%.

Одним из направлений профессиональной подготовки и переподготовки кадров для цифрового сельского хозяйства через реализацию дополнительных программ является проведение «Школы фермера» при поддержке АО «Россельхозбанк», который несет расходы на обучение людей, прошедших конкурсный отбор. Данный проект реализуется на основе взаимодействия трех субъектов: региональных департаментов сельского хозяйства, филиалов АО «Россельхозбанка» и аграрных вузов регионов. Проект был запущен в 2020 году на базе 4 регионов РФ. География участников проекта постоянно расширятся и уже на сегодняшний день в проекте принимают участие 85 регионов.

В Орловской области «Школа фермера» реализуется на базе ФГБОУ ВО «Орловский государственный агарный университет имени Н.В. Парахина». В каждом отдельном субъекте Российской Федерации данный проект имеет отдельные направления подготовки, что связано со спецификой региона, его природно-климатическими условиями, основными потребностями, возможностями и препятствиями выхода на рынок и дальнейшим эффективным функционированием.

Данный проект создан с целью создания возможностей для развития фермерских хозяйств в регионах, путем обучения субъектов малого предпринимательства в АПК, с применением передовых методов ведения агробизнеса. В ходе проведения обучения участники в очном или дистанционном формате приобретают как теоретические, так и практические знания от ведущих специалистов АПК, представителей малых форм хозяйствования, бренд-амбассадоров фермерства и сотрудников министерств.

Теоретическая часть обучения проводится преподавателями Орловского ГАУ, а также экспертами АО «Россельхозбанк». На данном этапе участники знакомятся с основными аспектами организации и ведения фермерского хозяйства. Участники изучают структуру бизнес-проектов, порядок их составления и дальнейшей реализации. Также обучающиеся знакомятся с современными агротехнологиями, особенностями цифровизации основных технологических процессов. Это дает возможность изучить перспективные технологии, определить для себя перечень и уровень компетенций, которые будут необходимы им для применения данных технологий в собственном фермерском хозяйстве.

Однако на пути реализации основных перспективных направлений

совершенствования кадровой системы придется столкнуться с рядом ограничений, которые будут сдерживать темпы подготовки и развития кадров для цифровой экономики. Они вызовут трудности, но при правильном выборе и проведении системы подготовки и переподготовки кадров получится достигнуть высоких результатов и эффективности специалистов для цифрового сельского хозяйства.

Одним из главных ограничений подготовки кадров для сельского хозяйства является непрестижность работы и жилья в сельской местности [7, с. 103]. Большая часть сел и деревень подвергается опустошению, так как молодые и перспективные люди стремятся вырваться в город для обучения с целью дальнейшего трудоустройства там же. Молодежь пытается построить свою карьеру в крупных городах и мегаполисах, а в деревнях остаются уже старые люди, которые как раз и готовы работать в сельском хозяйстве, но не могут по причине возраста. Происходит старение кадров, что ведет к снижению производительности труда в аграрном секторе, сокращению объемов производства и прибыли организации. Подготовленные 1Т-специалисты, которые могли бы осуществлять работу на современной сверхсложной сельскохозяйственной технике, оснащенной автоматическими системами управления, к сожалению, не считают данную деятельность привлекательной. Они в большей мере трудоустраиваются в другие более технологически развитые отрасли, нуждающиеся в таких работниках, в связи с чем, возникает дефицит специалистов информационной сферы в сельском хозяйстве.

Также зачастую существует большое цифровое неравенство между жителями сельских и городских территорий из-за различий в уровне развития цифровой инфраструктуры.

В сельской местности имеются значительные ограничения к доступу в интернет, так как он может быть вообще не проведен до некоторых регионов, а там где проведен иметь низкую скорость, что делает невозможным доступ к необходимой информации. Это порождает еще одну немаловажную проблему -цифровую неграмотность населения в сельской местности. В связи с этим необходимо повысить доступность цифровых технологий для сельского населения.

Достаточно сложно провести внедрение и адаптацию цифровых технологий в аграрную сферу в связи с отраслевой спецификой. Большая часть учебных заведений готовит чисто сельскохозяйственных специалистов, знающих свое дело и обладающих профессиональными навыками. Однако, в современных реалиях такой подготовки недостаточно, так как требуется осуществлять выработку междисциплинарных компетенций, которые позволят работникам быстро получать новые знания и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда. Таким образом, получится еще на этапе обучения в образовательных учреждениях подготовить учащихся к внедрению и использованию новейших технологий.

Кроме этого имеются проблемы с внедрением современных технологий в сельскую местность из-за недостаточного количества финансирования данных новшеств (рисунок 2). Также важнейшим ограничением является отсутствие взаимодействия между образовательными учреждениями и местами дальнейшего трудоустройства выпускников. Необходимо создать связующее звено между этими компонентами, которое сможет проводить мониторинг рынка труда, выявлять запросы работодателей на определенные профессиональные кадры, их компетенции, уровень подготовки и обученности с целью дальнейшей

передачей этой информации в учебные заведения. Данные действия позволят повлиять на обучение и подготовку специалистов, востребованных на рынке труда.

Информация и связь Финансовый сектор Отрасль информационных технологий Профессиональная, научная и техническая деятельность Обрабатывающая промышленность Оптовая и розничная торговля Транспортировка и хранение Государственное управление, социальное обеспечение Здравоохранение и предоставление социальных услуг Строительство Добыча полезных ископаемых Операции с недвижимым имуществом Культура и спорт Обеспечение энергией Высшее образование Гостиницы и общественное питание Сельское хозяйство Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов

Рисунок 2 - Внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг по видам экономической деятельности (млрд руб.) [5].

Выводы. Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить следующее: одной из основных тенденций по подготовке кадров для АПК является совершенствование системы обучения в образовательных учреждениях, которая позволит обеспечить подготовку специалистов, обладающих профессиональными навыками как в области сельского хозяйства, так и в области информационных технологий.

Основными перспективами в подготовки кадров для АПК являются привлечение высококлассных специалистов, обладающих компетенциями в аграрной и цифровой сферах; открытие в учебных заведениях новых направлений подготовки специалистов в области цифровых технологий в АПК с наличием бюджетных мест; создание системы ДПО, направленной на непрерывную подготовку конкурентоспособных кадров для аграрного сектора. Однако, на пути реализации мер по повышению уровня подготовки кадров для агропромышленного комплекса придется столкнуться с рядом проблем: непрестижность работы и жилья в сельской местности для молодых специалистов; цифровое неравенство между жителями сельских и городских территорий; цифровая неграмотность населения в сельской местности; сложности внедрения и адаптации цифровых технологий в аграрную сферу в связи с отраслевой спецификой; недостаточное количество финансирования нововведений в аграрном секторе; отсутствие механизма взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями АПК.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Assessment of labor incentive policy in the agro-industrial complex / N.I. Proka, T.I. Gulyaeva, V.I. Savkin, E.Y. Kalinicheva, E.V. Buraeva // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. С.22020.

2. Трухачев В.И. О подготовке кадров для цифрового сельского хозяйства // Вестник российской сельскохозяйственной науки. 2019. № 2. С. 15-19. DOI 10.30850/vrsn/2019/2/15-19. - EDN ZBFLJR.

3. Бураева Е.В. Подготовка кадров для цифровой аграрной экономики: проблемы и перспективы // Вестник аграрной науки. 2021. № 3(90). С. 112-118. DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.3.112. - EDN HTPMPL.

4. Голдина И.И. Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы / И.И. Голдина, Г.А. Иовлев, В.С. Зорков // Аграрное образование и наука. 2021. № 2. EDN EYXVGP.

5. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; И60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 с. 300 экз. - ISBN 978-5-7598-2697--2 (в обл.).

6. Голдина И.И. Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы / И.И. Голдина, Г.А. Иовлев, В.С. Зорков // Аграрное образование и наука. 2021. № 2. EDN EYXVGP.

7. Зверева Г.П. Условия и факторы повышения эффективности использования трудового потенциала в аграрном секторе // Вестник аграрной науки. 2020. № 3(84). С. 102-107. DOI 10.17238/issn2587-666X.2020.3.102. EDN XEGCCN.

8. Тоичкин Н.А. Современные тенденции подготовки кадров для цифровой экономики в системе образования Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1(39). С. 146-150. DOI 10.24411/2500-1000-2019-11866.

9. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2022. 132 с. 200 экз. - ISBN 978-5-7598-2694-1 (в обл.)

10. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2023. 432 с. 250 экз. - ISBN 978-5-7598-2746-7 (в обл.).

REFERENCES

1. Assessment of labor incentive policy in the agro-industrial complex / N.I. Proka, T.I. Gulyaeva, V.I. Savkin, E.Y. Kalinicheva, E.V. Buraeva // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. S.22020.

2. Trukhachev V.I. O podgotovke kadrov dlya tsifrovogo selskogo khozyaystva // Vestnik rossiyskoy selskokhozyaystvennoy nauki. 2019. № 2. S. 15-19. DOI 10.30850/vrsn/2019/2/15-19. - EDN ZBFLJR.

3. Buraeva Ye.V. Podgotovka kadrov dlya tsifrovoy agrarnoy ekonomiki: problemy i perspektivy // Vestnik agrarnoy nauki. 2021. № 3(90). S. 112-118. DOI 10.17238/issn2587-666X.2021.3.112. -EDN HTPMPL.

4. Goldina I.I. Aktualnye voprosy obrazovaniya i podgotovki kadrov dlya APK: tendentsii i perspektivy / I.I. Goldina, G.A. lovlev, V.S. Zorkov // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2021. № 2. EDN EYXVGP.

5. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2022: statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, L.M. Gokhberg i dr.; I60 Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VShE, 2023. 332 s. 300 ekz. - ISBN 978-5-7598-2697--2 (v obl.).

6. Goldina I.I. Aktualnye voprosy obrazovaniya i podgotovki kadrov dlya APK: tendentsii i perspektivy / I.I. Goldina, G.A. lovlev, V.S. Zorkov // Agrarnoe obrazovanie i nauka. 2021. № 2. EDN EYXVGP.

7. Zvereva G.P. Usloviya i faktory povysheniya effektivnosti ispolzovaniya trudovogo potentsiala v agrarnom sektore // Vestnik agrarnoy nauki. 2020. № 3(84). S. 102-107. DOI 10.17238/issn2587-666X.2020.3.102. EDN XEGCCN.

8. Toichkin N.A. Sovremennye tendentsii podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki v sisteme obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2019. № 12-1(39). S. 146-150. DOI 10.24411/2500-1000-2019-11866.

9. Obrazovanie v tsifrakh: 2022 : kratkiy statisticheskiy sbornik / L. M. Gokhberg, L.B. Kuzmicheva, O.K. Ozerova i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M. : NIU VShE, 2022. 132 s. 200 ekz. - ISBN 978-5-7598-2694-1 (v obl.)

10. Indikatory obrazovaniya: 2023: statisticheskiy sbornik / N.V. Bondarenko, T.A. Varlamova, L.M. Gokhberg i dr.; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M. : NIU VShE, 2023. 432 s. 250 ekz. - ISBN 978-5-7598-2746-7 (v obl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.