Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / КАДРЫ / IT-КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураева Е.В.

Роль кадрового потенциала в становлении цифровой экономки агропромышленного комплекса становится более значимой. В современных условиях хозяйствования цифровые технологические процессы выступают не столько научно-технической основой модернизации аграрного производства, но и служат основой для постоянного самосовершенствования и расширения знаний работников отрасли. Формирование цифровой инфраструктуры дает возможность преобразовывать данные не только в источник для экономического подъема, но и адаптивно применять организаторскую динамичность трудовых ресурсов. Кадровое обеспечение аграрного сектора экономики является одним из основных элементов системы роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Это связано с цифровой трансформацией экономики, внедрением инновационных технологических способов производства, выявлением дополнительных возможностей формирования и развития трудового потенциала, его более интенсивного использования. Удельный вес специалистов информационно-коммуникационных технологий, занятых в аграрном секторе экономики страны ничтожно мал. Занятость в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ в сельском хозяйстве, на конец 2019 года составила лишь 2,4% от численности работников отрасли. Отставание по этому показателю от стран с наиболее высокими показателями развития сельскохозяйственной сферы весьма существенно. Автором выделены требования, предъявляемые к работникам отрасли, функционирующей в условиях развития цифровой экономики, и на их основе сформулированы новые IT-компетенции работников аграрной сферы, среди которых ведущую роль играют способность исследовать и подвергать обработке базы данных, использование цифровых технологий в профессиональной деятельности, анализ больших данных. Особая роль в формировании кадрового потенциала в области цифрового сельского хозяйства отводится научному потенциалу учебных заведений, внедрение в систему образования новых программ и стандартов обучения по инновационным технологиям цифрового аграрного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PERSONNEL FOR THE DIGITAL AGRICULTURAL ECONOMY: PROBLEMS AND PROSPECTS

Human resources play the leading role in the development of the digital economy in the agro-industrial complex. Digital technological processes are not only a scientific and technical basis for the modernization of agricultural production, but also the basis for the constant self-improvement and expanding the knowledge of industry workers. The formation of digital infrastructure is a source for economic recovery, but it also stimulates the development of labor resources. Staffing is one of the main components of the production efficiency of both individual agricultural organizations and the agro-industrial complex as a whole. This is due to the transformation of the economy, the introduction of innovative technological methods of production, the identification of additional opportunities for the formation and development of labor potential, its more intensive use. The proportion of IT - specialists employed in the agricultural sector of the country's economy is very low. Employment in occupations related to the intensive use of IT-technologies in agriculture in 2019 amounted to only 2.4% of the number of workers in the industry. The lag in this indicator behind the countries with the highest indicators of agricultural development is very significant. The author highlighted the requirements for workers in the industry operating in the context of the development of the digital economy, and on their basis formulated new IT-competencies of agricultural workers, among which the leading role belongs to the ability to research and process databases, the use of digital technologies in professional activities, big data analysis. A special role in the formation of human resources in the field of digital agriculture is assigned to the scientific potential of educational institutions, the introduction of new programs and training standards on innovative technologies of digital agricultural economy into the education system.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК / UDC 338.43:004:378.43-051

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

TRAINING OF PERSONNEL FOR THE DIGITAL AGRICULTURAL ECONOMY:

PROBLEMS AND PROSPECTS

Бураева E.B., кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Buraeva E.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: econometriks@yandex.ru

Роль кадрового потенциала в становлении цифровой экономки агропромышленного комплекса становится более значимой. В современных условиях хозяйствования цифровые технологические процессы выступают не столько научно-технической основой модернизации аграрного производства, но и служат основой для постоянного самосовершенствования и расширения знаний работников отрасли. Формирование цифровой инфраструктуры дает возможность преобразовывать данные не только в источник для экономического подъема, но и адаптивно применять организаторскую динамичность трудовых ресурсов. Кадровое обеспечение аграрного сектора экономики является одним из основных элементов системы роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Это связано с цифровой трансформацией экономики, внедрением инновационных технологических способов производства, выявлением дополнительных возможностей формирования и развития трудового потенциала, его более интенсивного использования. Удельный вес специалистов информационно-коммуникационных технологий, занятых в аграрном секторе экономики страны ничтожно мал. Занятость в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ в сельском хозяйстве, на конец 2019 года составила лишь 2,4% от численности работников отрасли. Отставание по этому показателю от стран с наиболее высокими показателями развития сельскохозяйственной сферы весьма существенно. Автором выделены требования, предъявляемые к работникам отрасли, функционирующей в условиях развития цифровой экономики, и на их основе сформулированы новые IT-компетенции работников аграрной сферы, среди которых ведущую роль играют способность исследовать и подвергать обработке базы данных, использование цифровых технологий в профессиональной деятельности, анализ больших данных. Особая роль в формировании кадрового потенциала в области цифрового сельского хозяйства отводится научному потенциалу учебных заведений, внедрение в систему образования новых программ и стандартов обучения по инновационным технологиям цифрового аграрного хозяйства.

Ключевые слова: цифровая трансформация экономики, аграрная экономика, цифровизация сельского хозяйства, кадры, IT-компетенции работников.

Human resources play the leading role in the development of the digital economy in the agro-industrial complex. Digital technological processes are not only a scientific and technical basis for the modernization of agricultural production, but also the basis for the constant self-improvement and expanding the knowledge of industry workers. The formation of digital infrastructure is a source for economic recovery, but it also stimulates the development of labor resources. Staffing is one of the main components of the production efficiency of both individual agricultural organizations and the agro-industrial complex as a whole. This is due to the

transformation of the economy, the introduction of innovative technological methods of production, the identification of additional opportunities for the formation and development of labor potential, its more intensive use. The proportion of IT - specialists employed in the agricultural sector of the country's economy is very low. Employment in occupations related to the intensive use of IT-technologies in agriculture in 2019 amounted to only 2.4% of the number of workers in the industry. The lag in this indicator behind the countries with the highest indicators of agricultural development is very significant. The author highlighted the requirements for workers in the industry operating in the context of the development of the digital economy, and on their basis formulated new IT-competencies of agricultural workers, among which the leading role belongs to the ability to research and process databases, the use of digital technologies in professional activities, big data analysis. A special role in the formation of human resources in the field of digital agriculture is assigned to the scientific potential of educational institutions, the introduction of new programs and training standards on innovative technologies of digital agricultural economy into the education system. Key words: digital transformation of the economy, agrarian economy, digitalization of agriculture, personnel, IT - the competence of workers.

Введение. Устойчивое развитие сельского хозяйства, развитие аграрной науки и образования, а также соблюдения экологических норм - все это сможет обеспечить цифровая экономика. Только с применением цифровизации в сфере возделывания и выработки конкурентоспособной и высококачественной продукции с контролированием географического расположения и происхождения аграрной продукции возможно развитие научных исследований, которые, в свою очередь, приведут к становлению аграрной отрасли [1, с. 92]. На основе цифровой трансформации аграрной экономики и неразрывной взаимосвязи сельхозтоваропроизводителей, научно-исследовательских организаций, а также государства, позволит вывести агропромышленный комплекс нашей страны на интенсивный пусть развития, налаживая выпуск не только конкурентоспособной, но и высококачественной продукции на отечественные и мировые рынки [2, с. 196].

В современных условиях хозяйствования любое государство при переходе к цифровой экономике делает акцент на ту или иную стратегию цифровых изменений с целью достижения положительных результатов, в зависимости от уровня развития экономики, степени образования, подготовленности нормативно-правовой базы, а также состояния используемых технологий исследования информационных систем. Одним их актуальных вопросов в сфере развития цифровой аграрной экономики является обеспечение отрасли профессиональными кадрами, в связи с этим особую актуальность приобретает интерес проблема изучение отличительных черт подготовки IT-специалистов для агропромышленного сектора и подготовки аграриев с сформированными IT-компетенциями [3-6].

Целью исследования является изучение развития кадрового потенциала аграрного сектора экономики в условиях цифровой трансформации сельского хозяйства.

Условия, материалы и методы. Предметом проведения исследования являются проблемы подготовки кадров для АПК в условиях формирования цифровой экономики. Особое значение уделяется элементам системы подготовки кадров, обладающих IT-компетенциями.

В рамках проведения исследования были использованы монографический, абстрактно-логический, экономики-статистический методы научного исследования. При проведении исследований были использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Методика проведенного исследования основывается на анализе процессов цифровой модернизации аграрной экономики, диагностике статистических данных, характеризующих уровень развития цифровизации и кадрового потенциала аграрного сектора экономики.

Результаты и обсуждения. На текущий период присутствуют два основных нюанса применения цифровых технологий в сельском хозяйстве - увеличение производительности и сокращение издержек. Трансформация организаций аграрного хозяйства на цифровые, интеллектуальные системы и робототехнику спровоцирован потребностью ряда его изменений. Деятельность в сельском хозяйстве на базе классических технологий, как правило, лишена креативного содержания и потребует немалых физических стараний. Выход из указанного противоречия содержится в использовании принципиально новейших промышленных решений на базе робототехники, позволяющей избавить человека от монотонных на физическом уровне тяжких и лишенных умственного содержания действий. Увеличить привлекательность аграрной области для нового поколения кадров дают как раз такие решения на базе робототехники [7, с. 8].

С этим связаны определенные противоречия в сложившейся ситуации: с одной стороны, цифровая трансформация аграрной экономики выдвигает новые требования к кадрам, работающим на селе, а с другой стороны - стимулирует работодателей к привлечению в отрасль перспективных 1Т-специалистов. На сегодняшний день, сельское хозяйство - это отрасль, где удельный вес специалистов информационно-коммуникационных технологий ничтожно мал (рис. 1).

Информация и связь Из нее

Отрасль информационных технологий ИД~

42.3

78.1

Телекоммуникации 1 11.9 I 34.7 I

Финансовая и страховая деятельность 42.0 ш

Профессиональная,научная и техническая деятельность Государственное управление и обеспечение ' военной безопасности, социальное обеспечение . Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги ■ Обеспечение энергией Операции с недвижимым имуществом Оптовая и розничная торговля Образование Обрабатывающая промышленность Строительство

Деятельность б области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

Добыча полезных ископаемых

Водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов

Здравоохранение и социальные услуги

Транспортировка и хранение

Гостиницы и предприятия общественного питания Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбовод:тео .

309

22.2

13.1

9.8 б

11.0 |

11.1 |

103

ш

□ 1-7

П Специалисты по ИКТ

П Другие специалисты,

интенсивно использующие ИКТ

Рисунок 1 - Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ по видам экономической деятельности, 2019 г. в процентах от численности занятых соответствующего вида деятельности [8]

При этом доля 1Т-специалистов, трудящихся в сельском хозяйстве в нашем государстве в два раза меньше, нежели в странах с наиболее высокими показателями развития сельскохозяйственной сферы (рис. 2).

5,0% 4,0% 3,0% 2,0% 1,0% 0,0%

Российская США Германия Великобритания

Федерация

Рисунок 2 - Доля 1Т-специалистов в сельском хозяйстве от общего количества

работников АПК [9]

В США, Германии и Великобритании доля работников аграрного сектора, обладающих ^-компетенциями, превышает 4 процента (4,3; 4,5 и 4,1 процента соответственно), между тем, в России этот показатель равен 2,4 процента [10, с. 324].

Одним из сдерживающих факторов развития цифровизации аграрного сектора является нехватка квалифицированных кадров в сельском хозяйстве, которые будут способны гарантировать внедрение и применение сегодняшних цифровых технологий. Главная сложность заключается в том, что у выпускников в области информационных технологий не хватает компетенций в области сельского хозяйства, а у аграриев 1Т-знаний [11, с.102].

Примерно 112,9 тысяч или 2,4% от всего населения 1Т-специалистов в аграрной сфере РФ занято в сельском хозяйстве. Для достижения показателя как у стран-лидеров (США, Германия, Великобритания), России необходимо еще 90 тысяч 1Т-специалистов в сельском хозяйстве. В России на 1000 человек, занятых в сельском хозяйстве приходится примерно один 1Т-специалист [9].

^-специалисты должны не только разбираться в информационной сфере, но и отлично знать сельское хозяйство, основные производственные процессы в животноводстве и растениеводстве, понимать какие задачи стоят перед аграриями, четко осознавать на решение какой проблемы направлен конкретный информационный ресурс. Таким образом, большое значение приобретает подготовка профессионалов в области аграрного профиля за счет государственных средств. В этой связи особую актуальность приобретает целевая подготовка в вузе с возможностью прохождения практики в организациях, активно использующих элементы цифровизации, с возможностью дальнейшего трудоустройства.

Спрос на специалистов сферы информационных технологий для работы в АПК достаточно высок, анализ данных сервиса АО Россельхозбанк «Свое фермерство. Работа» в феврале 2021 года спрос на ^-специалистов для работы в отрасли возрос на треть по сравнению с уровнем 2020 года. Уровень предлагаемой заработной платы по таким вакансиям, как программист, системный аналитик, инженер по тестированию программного обеспечения, Backend-paзpaбoтчик, колеблется от 100 тысяч до 250 тысяч в месяц [12].

В связи с тем, что технологическое развитие отраслей АПК требует создания соответствующей среды для подготовки аграрных кадров, в рамках паспорта Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрена реализация отдельного Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [13].

Аграрной экономике страны нужно устойчивое обеспечение молодыми кадрами. Очевидно, то, что инновации, открытия, идеи будут тогда, когда придет молодое поколение работников [14, 15]. В этой связи в настоящее время в крупнейших сельскохозяйственных ВУЗах открываются кафедры цифровизации аграрного хозяйства, где будет вестись подготовка квалифицированных кадров состав в данной отрасли.

Сегодняшняя концепция сельскохозяйственного образования должна выработать у обучающихся не только лишь новую цифровую квалифицированность, базисные компетенции цифровой экономии [16, с. 103], но и ^-компетенции в интересах цифрового аграрного хозяйства, к примеру, способность исследовать и подвергать обработке базы данных, использование цифровых технологий в профессиональной деятельности [9].

На рисунке 3 представлены требования, предъявляемые к работникам аграрной сферы в условиях цифровой трансформации экономики.

Агроинсультированиев области новейших технологий на основе применения программно-аппаратных комплексов и программного обеспечениядлясферыАЛК;

Агрономический учет сельскохозяйственных угодий с применением геоинформационных технологий

Внедрение отраслевых автоматизированных систем в АПК;

Контроль качесш агротехнических мероприятий, постройте агрономических карт;

Новые требования к аграриям в условиях цифровой экономики ->

Мониторинг посевов при помощи беспилотных авиационных систем;

Мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий с применении беспилотных летательных аппаратов;

Оперативное планированиеи учетполевых работ с использованием систем навигации;

Построение систем инв ентаризации зем ельного фонда;

Создание электронных карт полей, интеграция с ГИС, системами земельного кадастра;

Цифров о еуправлаше технологическими и производственными процессами в АПК;

Рисунок 3 - Требования, предъявляемые к работникам аграрной сферы в условиях цифровой трансформации экономики

Выводы. В ходе исследования и анализа предложены формулировки основных профессиональных компетенций в области цифрового сельского хозяйства, владение которыми обеспечивает эффективное функционирование отрасли в свете цифровой трансформации сельского хозяйства:

- способность организовывать на предприятиях АПК высокопроизводительное использование и надежность роботизированных систем для производства, хранения, транспортировки и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства;

- владение навыками разработки адаптивно-ландшафтные системы земледелия для сельскохозяйственных предприятий с применением ГИС-технологий;

- способность настраивать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем в области цифрового сельского хозяйства, а также подключать и настраивать модули ЭВМ и периферийного оборудования;

- способность реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов информационных технологий в области цифрового сельского хозяйства;

- умение эффективно применять базовые цифровые и информационные технологии при решении прикладных задач, связанных с их развитием и использованием в профессиональной деятельности [11, с. 104].

Исследователи отмечают ожидание масштабной трансформации требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы. Аналитика больших данных становится ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего.

Цифровизация аграрного хозяйства потребует не только лишь обучения сотрудников, способных обслуживать технику и киберфизические приборы, обладающие особым техническим образованием, однако и разработки проектов по привлечению новых профессионалов. Необходимо использовать научный потенциал учебных заведений для усовершенствования кадров в области цифрового сельского хозяйства, а также внедрить в систему образования новые программы и стандарты обучения по инновационным технологиям цифрового аграрного хозяйства, также рекомендуется создать курсы повышения квалификации в области развития цифровых компетенций кадров для АПК.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Литвинов Ф.И. Устойчивое социально-экономическое развития АПК в условиях вступления России в эпоху цифровой экономики // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. № 15. С. 91-99.

2. Плотников А.В. Роль цифровой экономики для агропромышленного комплекса // Московский экономический журнал. 2019. № 7. С. 196-203.

3. Подготовка кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации экономики: тенденции, перспективы и ограничения / А.Н. Бобрышев, Е.В. Хохлова, В.А. Ивашова, О.Н. Федиско // Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства. Пенза, 2018. С. 83-97.

4. Левина Е.В. Цифровые кадры для аграрного сектора экономики России: дефицит и проблема подготовки // Экономика и социум: современные модели развития. 2019. Т. 9. № 4(26). С. 441-456.

5. Новикова К.В., Бураева Е.В. Подготовка кадров для цифровой аграрной экономики // Аграрный сектор экономики России: опыт, проблемы и перспективы развития. Орел, 2020. С. 84-90.

6. Трухачев В.И. О подготовке кадров для цифрового сельского хозяйства // Вестник Российской сельскохозяйственной науки. 2019. № 2. С.15-19.

7. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: офиц. изд./ А.Г. Архипов, С.Н. Косогор, О.А. Моторин [и др.] М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 80 с.

8. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2020. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/387609461.PDF (дата обращения: 15.03.2021).

9. Труфляк Е.В., Курченко Н.Ю., Креймер А.С. Мониторинг и прогнозирование в области цифрового сельского хозяйства по итогам 2018 г. Краснодар: КубГАУ, 2019. 100 с.

10. Абдыров Т.Ш., Турдалы А.Н. Сельское хозяйство ЕАЭС в условиях цифровой трансформации // Theoretical & Applied Science. 2018. № 5 (61). С. 323-326.

11. Бураева Е.В. Цифровизация сельского хозяйства как детерминанта экономического роста в аграрном секторе экономики // Вестник аграрной науки. 2020. № 2 (83). С. 99-107.

12. Россельхозбанк назвал самые высокооплачиваемые вакансии в АПК // URL: https://www.rshb.ru/news/447930/ (дата обращения 10.05.2021).

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http://static.government.ru (дата обращения: 01.05.2021).

14. Зайцева И.В., Кондаурова A.A. Информационные технологии в сельском хозяйстве // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2017. Т. 6. № 3 (5). С. 7-9.

15. Удалов A.A., Удалова З.В. Развитие интеграционных процессов в условиях цифровой трансформации экономики сельского хозяйства // Инновации в сельском хозяйстве. 2018. № 4(29). С. 392-399.

16. Сухорукова Д.С., Бураева Е.В. Цифровизация как способ активизации инновационной деятельности в сельском хозяйстве // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции. Самара, 2020. С. 101-104.

REFERENCES

1. Litvinov F.I. Ustoychivoe sotsialno-ekonomicheskoe razvitiya APK v usloviyakh vstupleniya Rossii v epokhu tsifrovoy ekonomiki // Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 2017. № 15. S. 91-99.

2. Plotnikov A.V. Rol tsifrovoy ekonomiki dlya agropromyshlennogo kompleksa // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2019. № 7. S. 196-203.

3. Podgotovka kadrov dlya selskogo khozyaystva v usloviyakh tsifrovoy transformatsii ekonomiki: tendentsii, perspektivy i ogranicheniya / A.N. Bobryshev, Ye.V. Khokhlova, V.A. Ivashova, O.N. Fedisko // Problemy i perspektivy razvitiya agropromyshlennogo proizvodstva. Penza, 201B. S. B3-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Levina Ye.V. Tsifrovye kadry dlya agrarnogo sektora ekonomiki Rossii: defitsit i problema podgotovki // Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 2019. T. 9. № 4(26). S. 441 -456.

5. Novikova K.V., Buraeva Ye.V. Podgotovka kadrov dlya tsifrovoy agrarnoy ekonomiki // Agrarnyy sektor ekonomiki Rossii: opyt, problemy i perspektivy razvitiya. Orel, 2020. S. B4-90.

6. Trukhachev V.I. O podgotovke kadrov dlya tsifrovogo selskogo khozyaystva // Vestnik Rossiyskoy selskokhozyaystvennoy nauki. 2019. № 2. S.15-19.

7. Tsifrovaya transformatsiya selskogo khozyaystva Rossii: ofits. izd./ A.G. Arkhipov, S.N. Kosogor, O.A. Motorin [i dr.] M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2019. 80 s.

B. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2020: statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevskiy, L.M. Gokhberg [i dr.]; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2020. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/3B7609461.PDF (data obrashcheniya: 15.03.2021).

9. Truflyak Ye.V., Kurchenko N.Yu., Kreymer A.S. Monitoring i prognozirovanie v oblasti tsifrovogo selskogo khozyaystva po itogam 201B g. Krasnodar: KubGAU, 2019. 100 s.

10. Abdyrov T.Sh., Turdaly A.N. Selskoe khozyaystvo YeAES v usloviyakh tsifrovoy transformatsii // Theoretical & Applied Science. 2018. № 5 (61). S. 323-326.

11. Buraeva Ye.V. Tsifrovizatsiya selskogo khozyaystva kak determinanta ekonomicheskogo rosta v agrarnom sektore ekonomiki // Vestnik agrarnoy nauki. 2020. № 2 (83). S. 99-107.

12. Rosselkhozbank nazval samye vysokooplachivaemye vakansii v APK // URL: https://www.rshb.ru/news/447930/ (data obrashcheniya 10.05.2021).

13. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» // URL: http://static.government.ru (data obrashcheniya: 01.05.2021).

14. Zaytseva I.V., Kondaurova A.A. Informatsionnye tekhnologii v selskom khozyaystve // Innovatsionnye tekhnologii v mashinostroenii, obrazovanii i ekonomike. 2017. T. 6. № 3 (5). S. 7-9.

15. Udalov A.A., Udalova Z.V. Razvitie integratsionnykh protsessov v usloviyakh tsifrovoy transformatsii ekonomiki selskogo khozyaystva // Innovatsii v selskom khozyaystve. 2018. № 4(29). S. 392-399.

16. Sukhorukova D.S., Buraeva Ye.V. Tsifrovizatsiya kak sposob aktivizatsii innovatsionnoy deyatelnosti v selskom khozyaystve // Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: sbornik nauchnykh trudov II Natsionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Samara, 2020. S. 101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.