УДК 631.158:658.3
Голдина И.И., Иовлев Г.А., Зорков В.С.
Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АПК: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ1
В статье рассмотрены актуальные задачи образования и подготовки кадров для АПК России: привлечение молодых специалистов в АПК (имеющих профильное образование по аграрным направлениям); совершенствование агрообразовательного процесса; развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации работников АПК. Акцент сделан на тенденциях и важных для настоящего момента мерах по совершенствованию образования и подготовки кадров аграрного сектора экономики. Теоретической базой стали законодательные акты РФ и научные статьи российских ученых.
Ключевые слова: подготовка кадров, агропромышленный комплекс, АПК, аграрное образование, переподготовка кадров.
Ирина Игоревна Голдина- старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42. E-mail: ir. [email protected]
Григорий Александрович Иовлев- кандидат экономических наук, заведующий кафедрой, доцент Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42. E-mail: [email protected]
Владимир Сергеевич Зорков - кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42. E-mail: [email protected]
Current Issues of Education and Training for the Agro-Industrial Complex: Trends and Perspectives
The article deals with the current problems of education and training for the agro-industrial complex of Russia: attracting young specialists to the agro-industrial complex (with specialized education in agricultural areas); improving the agricultural education process; developing a system of retraining and advanced training of agricultural workers. The focus is on the trends and important measures to improve the education and training of personnel in the agricultural sector of the economy. The theoretical basis was the legislative acts of the Russian Federation and scientific articles of Russian scientists.
Keywords: personnel training, agro-industrial complex, agro-industrial complex, agricultural education, personnel retraining.
Irina Goldina - Senior Lecturer of the Ural State Agrarian University. 42 K. Liebknecht str., Yekaterinburg, 620075, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Grigory Iovlev - Candidate of Economic Sciences, Head of the Department, Associate Professor of the Ural State Agrarian University. 42 K. Liebknecht str., Yekaterinburg, 620075, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Vladimir Zorkov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Ural State Agrarian University. 42 K. Liebknecht str., Yekaterinburg, 620075, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Голдина И.И., Иовлев Г.А., Зорков В.С. Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: тенденции и перспективы// Аграрное образование и наука. 2021. № 2. С. 16.
Особое отношение к развитию агропромышленного комплекса в России обострило вопрос образования и подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства. Наблюдающаяся тенденция оттока молодежи из сельской местности, их желание поскорее покинуть малую родину, жить в крупных городах наносит вред российской экономике. Квалифицированные специалисты и рабочие на селе переходят в разряд пенсионеров, а число молодых растет с гораздо меньшей прогрессией. Сельскохозяйственные предприятия нуждаются как в рабочих кадрах, так и в специалистах с высшим образованием.
Существующие законодательные акты РФ предусматривают решение данной цели как одну из приоритетных государственных задач: 1. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 22 декабря 2006 года (с изменениями на 15 октября 2020 года) - одна из поставленных задач: «совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства» [http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64930/];
2. Постановление правительства РФ «Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» от 25 августа 2017 г. № 996 (с изменениями на 28 мая 2020 года) - ключевая задача: «совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса» [https://base.garant.ru/71755402/];
3. «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» от 21 января 2020 года № 20 - «дефицит квалифицированных кадров» обозначен как
один из рисков и угроз продовольственной безопасности, который может привести к недостижению показателей продовольственной безопасности и требует реализации мер государственного регулирования для преодоления [https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7333 8425/];
4. Постановление Правительства РФ «Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах» от 13 февраля 2019г. №142 -«Ожидаемыми конечными результатами реализации Государственного плана являются: обеспечение отраслей экономики высококвалифицированными кадрами...». : //base.garant.ru/72174924/]
Поставленная цель - обеспечение подготовки квалифицированных кадров для АПК», предусматривает решение вытекающих задач:
1. Привлечение молодых специалистов в АПК (имеющих профильное образование по аграрным направлениям).
2. Совершенствование агрообразовательного процесса.
3. Развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации работников АПК.
Рассмотрим каждую из задач подробнее.
Для привлечения молодых специалистов (учителей, врачей) в сельскую местность, на федеральном уровне существуют Государственные целевые программы, которые предполагают поддержку молодых специалистов бюджетной сферы в рамках программ «Земский фельдшер», «Земский врач», «Земский учитель». Данным категориям специалистов предусмотрены меры экономической и социальной поддержки, как способ их привлечения и закрепления в различных сферах и отраслях АПК: государственные субсидии; компенсации и стимулирующие доплаты; ссуды на обустройство; прочие выплаты работодателей. Подобные программы существуют и на региональном уровне. Молодые врачи, учителя имеют возможность получить: от 10 тыс до 50тыс рублей и более - подъемные на обзаведение хозяйством; от 5тыс рублей -
стимулирующие доплаты; беспроцентные ссуды на обустройство; от 500тыс рублей - субсидии и льготные кредиты на покупку и строительство жилья; возможность получения ведомственного жилья; полное или частичное возмещение затрат на содержание детей в детских садах; компенсационные выплаты за коммунальные расходы.
Молодые специалисты, получающие сельскохозяйственные специальности: зоотехники, ветврачи, агрономы и т.д. не имеют такой государственной поддержки, если в этом не заинтересовано само агропромышленное предприятие. Как результат, нежелание выпускников аграрных образовательных организаций работать в аграрной сфере.
Однако выбор свободных вакансий в агросфере остается высоким. Люди ищут место работы с более высокой зарплатой, подходящим графиком работы, в стабильно развивающихся предприятиях, в любой климатической зоне России, там, где можно в полной мере применить полученные знания. При наличии современных технологий появилась возможность выбора с помощью специализированных сайтов вакансий. Такие сайты созданы на федеральном и региональном уровнях: Агросервер.ру - информационная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности; Агротруд - всегда свежие вакансии сельскохозяйственной отрасли; Вакансии в отрасли АПК - Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области и др. [Косякова 2016]
Используя фильтры сайтов всегда можно найти подходящее предложение. Наличие таких информационных порталов несомненный плюс для специалистов любой отрасли народного хозяйства, в том числе и специалистов АПК.
Кроме того, сельскохозяйственные предприятия для подготовки квалифицированных кадров практикуют обучение в ВУЗах по целевым договорам. Заключение договора о целевом обучении и зачисление на места в
пределах квоты приёма на целевое обучение является гарантией дальнейшего трудоустройства выпускника заказчиком либо работодателем.
Совершенствование агрообразовательного процесса одна из важных задач обеспечения квалифицированных кадров для АПК. Она предполагает формирование связей между учебными заведениями и агробизнесом. К учебным заведениям относятся 54 ВУЗа Минсельхоза России, 92 колледжа с сельскохозяйственными специальностями, а также общеобразовательные школы, в которых организованы Агроклассы. Взаимодействие данных образовательных организаций формирует компетенции агробизнесменов и профессионалов в сфере АПК. Для создания единой непрерывной системы аграрного образования предложено создавать кластеры непрерывного аграрного образования (школа-техникум-вуз-предприятие).
В Уральском ГАУ успешно действует Центр профессионального развития молодежи УрГАУ. Центр - современный инструмент, предназначенный для своевременного и безошибочного определения будущей профессии. Сотрудники центра стали организаторами Агрошкол на территории Свердловской области; вошли в проект "ЕКБ-ПРОФ: выбор будущего". Центр профессионального развития молодежи УрГАУ проводит массу мероприятий со школьниками города и области, направленных на популяризацию сельскохозяйственных направлений обучения. Детей ориентируют на работу в аграрном секторе, начиная со школьной парты [Сенькова, Ларионова, Карпухин 2019].
Задачей популяризации обучения в аграрных ВУЗах России является то, что работа в аграрном предприятии в сельской местности также связана с передовыми технологиями современности. В производстве сельхозпродукции используется современные цифровые технологии, инновационные технические средства, применяется робототехника, дроны. Профессии, связанные с сельским хозяйством, совершенствуются, уровень подготовки кадров
улучшается за счет формирования новых современных компетенций. [Кязимов 2017]
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная распоряжением Правительством РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р предполагает, что к 2024 году в сельском хозяйстве 20% рабочих мест будет связано непосредственно с цифровыми технологиями, доля покрытия различными технологиями связи земель сельскохозяйственного назначения составит 70%, 10% рабочих мест будет оснащено информационными технологиями. В связи с этим, повышаются требования и к профессорско-преподавательскому составу учебных заведений, которые также должны обладать компетенциями в области цифровизации, интеллектуализации аграрного сектора экономики [http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 221756/].
Для связи академического обучения и производства на предприятиях создаются на договорной основе базовые кафедры, на которых студенты ВУЗов проходят практику или получают практическую подготовку, предусмотренную учебными планами и Положением о практической подготовке РФ. [Голдина, Несговоров, 2015]
И это не весь перечень проводимых мероприятий по совершенствованию агрообразовательного процесса.
Третья задача: развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации работников АПК также предполагает ряд мер по ее решению. Среди них: содействие повышению квалификации; создание информационно-консультационного обеспечения работников и служб АПК.
Содействие повышению квалификации работников АПК предусматривает обучение на курсах повышения квалификации. Такие курсы организованы, например, на базе Уральского ГАУ. По программам повышения квалификации возможно совершенствование и получение новой компетенции или повышение профессионального уровня, в рамках имеющейся квалификации. По программам профессиональной переподготовки - получение
новой компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Для примера: Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оценка физико-химических и санитарно-гигиенических показателей молока и молочных продуктов»; Программа профессиональной переподготовки «Современные технологии в агрономии» и др. [Фатеева 2020]
На сайте Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области есть раздел «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования подразделений ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения АПК», где можно найти необходимую информацию по дополнительному профессиональному обучению. [Иовлев, Голдина, 2016]
Информационно-консультационного обеспечения работников и служб АПК стало необходимостью для оперативного продвижения достижений науки и техники в сельскохозяйственное производство, наращивания сельскохозяйственного потенциала страны. Это возможно при интеграции действий научных и образовательных учреждений, органов управления АПК и рыночных структур. При этом решается комплекс задач по повышению информированности и повышению профессионализма
сельхозтоваропроизводителей: освоение инновационных разработок, технологий и методов хозяйствования; сбор, обработка и доведение новой информации; повышение уровня знаний и практических навыков рабочих и специалистов АПК; разработка прикладных научно-исследовательских работ; информирование о передовом опыте организации и управления производством и т.д.
Сайт Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области содержит информацию Аналитического центра Минсельхоза России и Всероссийского каталога цифровых решений в области сельского хозяйства, в рубриках «Большие данные и искусственный интеллект», «Интернет вещей», «Роботизация», «Сервисы», что также
позволяет повысить уровень знаний и профессиональных навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения. ГМрБ: //тсхБо.п^ёига! .ги/]
Таким образом решение задач образования и подготовки кадров для АПК способствует увеличению бюджетных мест по программам высшего образования для АПК, связанными с современными технологиями и появлением новых профессий; повышению имиджа труда в аграрном секторе экономики; привлечению в отрасль профессионалов, владеющих современными компетенциями; развитию информационной культуры и цифровизации сельскохозяйственного производства; развитию дополнительного образования по повышению квалификации.
Список литературы:
Голдина И.И., Несговоров А.Г. Особенности подготовки механизаторских кадров для агропромышленного комплекса России// В сборнике: Продовольственная безопасность: XXI век. Сборник научных трудов. Москва,
2015. С.181-193.
Иовлев Г.А., Голдина И.И. Качественная подготовка механизаторских кадров: российская практика и зарубежный опыт// в сборнике: Транспортные системы Сибири. Развитие транспортной системы как катализатор роста экономики государства. Международная научно-практическая конференция.
2016. С.192-201.
Косякова Л.Н. Формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса: инновационный подход// Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. 2016. №45. С 195-201.
Кязимов К.Г. Инновационная образовательная среда вуза как условие подготовки квалифицированных кадров// Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 2. С. 976-984.
Сенькова Л.А., Ларионова О.А., Карпухин М.Ю. Дополнительное естественноисторическое образование - основной путь профориентации и экологической культуры школьников // Аграрное образование и наука. 2019. № 4. С. 17.
Фатеева Н.Н. Особенности подготовки кадров для АПК Свердловской области//Аграрный вестник Урала. 2020.№8 (199). С.80-89.