УДК 336.2
Гаврильчик Н. К. студент 3 курса факультет банковского дела научный руководитель: Киевич А. В., доктор экономических наук
доцент
УО «Полесский государственный университет»
Республика Беларусь, г. Пинск СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Пенсионное страхование в Республике Беларусь является частью системы государственного социального страхования и представляет собой систему установленных правительством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на пенсионное страхование.
Ключевые слова: страхование, пенсии, социальная политика, законодательство, обеспечение
Gavrilchik N. K.
3rd year student, faculty of banking Scientific supervisor: Kievich A. V. doctor of economic Sciences, associate Professor EE "Polessky state University" Republic Of Belarus, Pinsk PENSION INSURANCE SYSTEM IN THE REPUBLIC OF BELARUS: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT Pension insurance in the Republic of Belarus is part of the system of state social insurance is a system established by the government of relations, which consists in the formation of funds at the expense of pension insurance contributions.
Key words: insurance, pensions, social policy, legislation, provision Статья 12 Закона «Об основах государственного социального страхования» в первоначальной своей редакции предусматривала такой вид социального страхования как дополнительное страхование. В соответствии с этой статьёй работодатели имели право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников [1]. Положения данной статьи практически не использовались работодателями в связи с недостаточным решением данного вопроса, кроме того, дополнительное страхование возможно только при устойчивом экономическом положении работодателя. В результате Законом Республики Беларусь от 06.01.2009 г. № 6-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения» положения о дополнительном страховании работников были исключены. Таким образом, на сегодняшний день пенсионное страхование в Республике Беларусь представлено только
обязательным государственным страхованием.
В Республике действует распределительная пенсионная система, при которой источником пенсий являются текущие обязательные взносы на пенсионное страхование. Взносы, уплачиваемые в определенном периоде, используются в том же периоде на выплату пенсий для пенсионеров.
Действующая система пенсионного страхования в Республике Беларусь характеризуется уходом от страховых принципов и возвратом к системе социального обеспечения.
Одним из принципов социального страхования является зависимость размера пенсий от уплаты страховых взносов. Тот факт, что величина пенсий недостаточно зависит от трудовых заслуг застрахованного, а трудовые пенсии низко мало дифференцированы, свидетельствует о том, что этот принцип не соблюдается. Кроме этого, застрахованный из собственного заработка уплачивает лишь малую часть страховых взносов, наибольшая нагрузка ложится на работодателя. Все это не способствует увеличению интереса самих застрахованных в уплате страховых взносов.
В законодательстве нет последовательного точного разделения понятий «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование». Так, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» преимущество на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государ -ственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи при соблюдении остальных условий, предусмотренных указанным Законом [2]. Таким образом, одним из критериев пенсионного обеспечения (в случае выплаты трудовых пенсий) выступает пенсионное страхование.
В данном случае понятия социального обеспечения и социального страхования не разграничиваются, хотя такое разграничение необходимо. Социальное обеспечение представляет собой форму распределения, гарантирующую гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. В рамках социального обеспечения предоставление социальных услуг не связывается с уплатой каких-либо взносов и финансируется за счет бюджета. Специфика социального страхования заключается в источнике финансирования, которое осуществляется за счет специальных источников, формируемых за счет страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной доход застрахованных лиц. Таким образом, размер обеспечения по социальному страхованию связан с участием в трудовой деятельности. Кроме этого система социального страхования выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения.
1 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» [3]. Целью принятия этого Закона стало избавление общей пенсионной системы от расходов на ранние
пенсии по условиям труда. Таким образом, институт досрочного пенсионного обеспечения по условиям труда был переформирован в систему профессиональных пенсий, финансируемых за счет средств нанимателя, создающего рабочие места с вредными и опасными условиями труда.
В основу профессионального пенсионного страхования положен принцип ответственности работодателя за более раннее снижение трудоспособности работника вследствие длительной занятости во вредных условиях труда.
Введение системы профессионального пенсионного страхования должна способствовать упорядочению пенсионных расходов, рационализации пенсионной системы. Однако работодатели высказываются опасения, что с принятием Закона о профессиональном пенсионном страховании предприятие будет дважды платить практически за одно и то же: компенсировать работнику утерянный заработок в связи с профзаболеванием при страховании от несчастных случаев и профзаболеваний, а также при профессиональном пенсионном страховании.
В связи с вышесказанным очевидно, что систему пенсионного страхования нужно реформировать.
Прежде всего, необходимо рационализировать систему страховых взносов. Исходя из того, что источником финансирования профессиональных пенсий станут целевые взносы работодателей, использующих труд в неблагоприятных условиях, таким образом увеличиться нагрузка на них.
Сегодня размер страхового взноса по пенсионному страхованию составляет 29 % начисленной заработной платы (28 % - доля работодателя и 1 % - доля работающих граждан). В Германии, например, максимальный суммарный тариф по всем видам страхования, уплачиваемый нанимателем, не превышает 26 % (из них 19,1 % - тариф взносов на обязательное пенсионное страхование). Высокая страховая нагрузка на нанимателей ведет к тому, что наниматели негосударственной формы собственности выдают зарплату «в конвертах», занижают размер оплаты труда по сравнению с тем, что они могли бы реально выплачивать. Это в свою очередь ведет к снижению размера уплачиваемых страховых взносов и ухудшению положения работников. Следовательно, необходимо решить вопрос о снижении общей страховой нагрузки на нанимателя. Одним из способов решения этого вопроса может стать усиление страховых принципов, увеличение доли взносов работников и снижение взносов нанимателя, развитие добровольного корпоративного страхования.
Главной предпосылкой развития корпоративного страхования (страхования от предприятия) является, прежде всего, стабильное экономическое состояние. Развитию корпоративного страхования в Республике Беларусь может содействовать использование налоговых льгот для предприятий, дополнительно страхующих за счет личных средств своих работников.
Использованные источники: 1. Об основах государственного социального страхования: Закон Респ.
Беларусь, 31 янв. 1995 г., № 3563-ХИ // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1995 - № 14.-Ст. 13&
2. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., Ле 1596-ХП: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.05.2009 // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1991 -№ 17. -Ст. 275
3. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-3II Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. -№ 16. - 2/1419.
УДК 349.417
Гагаринова Н.В., к.э.н.
доцент
кафедра землеустройства и земельного кадастра
Филобок Е. С. студент 3 курса факультет «Инженерно-землеустроительный»
Катылевская А.В. студент 3 курса факультет «Инженерно-землеустроительный» Кубанский государственный аграрный университет
им.И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар
Gagarinova N. V.
Candidate of Economic Sciences associate professor of land management and land registry Kuban state agricultural university of I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar Filobok E.S. student
3styear, faculty "Engineering and land management" Kuban state agricultural university of I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar Katylevskaya A. V.
student
3styear, faculty "Engineering and land management" Kuban state agricultural university of I. T. Trubilin
Russia, Krasnodar ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ФОРМА ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ LAND TAX AS FORM OF THE PAYMENT FOR THE EARTH В статье рассматриваются основные формы платы за землю. Особое место выделено земельному налогу. Рассмотрены статьи Налогового кодекса РФ РФ и Земельного кодекса РФ. Изучены нововведения в сфере налогообложения. Рассмотрены ставки налога, установленные органами муниципалитетов.